Двигатели автоваза: Двигатели ВАЗ — список моделей и модификаций

Как на АвтоВАЗе собирают двигатели? — Авторевю

Илья Хлебушкин

Фото: Илья Хлебушкин

В России всего три автопроизводителя открыли свои моторные производства в рамках второго этапа правительственной программы промсборки — по условиям которой, напомним, со следующего года не менее 30% машин должны иметь локализованные двигатели. Но если компаниям Volkswagen и Ford пришлось отстраиваться в Калуге и Алабуге с чистого листа, то альянс Renault-Nissan-АвтоВАЗ неплохо сэкономил, воспользовавшись своим имеющимся в Тольятти механосборочным производством.

Огромный цех под номером 15/3 на окраине завода, где когда-то выпускались двигатели для автомобилей ВАЗ-1111 Ока, блестит чистыми полами и новеньким оборудованием. Его привели в порядок и обновили к 2013 году, когда здесь наладили производство немолодого французского мотора 1.6 с индексом К4М490 для всех российских автомобилей на платформе В0, включая Ладу Ларгус. А с 2015-го в гамму добавился более современный ниссановский агрегат h5М — помимо автомобилей Renault, его непродолжительное время ставили и на Ладу XRAY.

Вазовское производство рассчитано на выпуск 300 тысяч моторов К4 и Н4 в год, однако пока загружено только наполовину: в 2016 году при самом оптимистичном раскладе здесь соберут 160 тысяч двигателей. Для сравнения, мощность АвтоВАЗа по выпуску агрегатов собственной разработки составляет около 1 млн в год, но загружена еще меньше — только на треть. Кстати, Volkswagen в Калуге может делать до 150 тысяч двигателей в год, а расчетная производительность фордовского завода — 105 тысяч моторов.

Однако если заводы Форда и Фольксвагена практически полностью автоматизированы, то в Тольятти роботы только возят детали с расположенного рядом с конвейером импровизированного склада: автоматические платформы деловито снуют по своим дорожкам, а если встать у них на пути, сердито пищат и останавливаются.

Но вся сборка моторов — исключительно вручную.

Система контроля качества «наблюдательная»: за процессом и сменой из 74 рабочих присматривают мастера и начальник цеха. Зато на выходе тестирование каждого двигателя не только «холодной» прокруткой (когда проверяются компрессия, давление масла, работа всех систем и датчиков), но и на стенде. Откровенный брак, уверяют, дело исключительное. Уверен, еще и потому, что оба мотора не особо сложные и грамотно сконструированные — собрать их неправильно не так уж и просто.

А общее у обрусевших тольяттинцев с двигателями Volkswagen и Ford то, что набор основных деталей, включающий блоки цилиндров, головки блоков и коленвалы, отечественный. И если Volkswagen получает от поставщиков готовые детали, а Ford — заготовки, то на АвтоВАЗе загрузили собственную литейку, освоив отливку и блоков с головками из алюминия заводов Русал, ВЗАС из Волгограда и даже дальневосточного Комалко. Правда, речь идет только о «свежем» моторе Н4 — ветеран К4, очевидно, уйдет на покой вслед за автомобилями Лада Ларгус и Nissan Almera, поэтому вкладываться в его локализацию смысла нет.

У французских механических коробок передач серии JR, которые собирают под одной крышей с двигателями, все комплектующие импортные. За исключением разве что картера сцепления у версии, предназначенной Ладе Весте с тольяттинским мотором 21129. Кстати, именно такой силовой агрегат приводит в движение редакционную Весту, проходящую сейчас ускоренные ресурсные испытания, — и вопросов после пятнадцати тысяч километров пока не вызывает.

Двигатели, производимые ОАО «АвтоВАЗ»
Модель Объем, л  Количество клапанов Мощность, л.с./кВт Крутящий момент, Нм Применяемость
212214/2123 1,7 8 80,9/59,5 127,5 Лада 4х4, Chevrolet Niva
11183 1,6 8 80,9/59,5 120 Datsun, Лада Гранта
11186/21116 1,6 8 82,96/61 140 Datsun, Лада Гранта, Лада Калина
21127 1,6 16 106/78 148 Лада Приора, Лада Гранта, Лада Калина
21129 1,6 16 106/78 148 Лада Гранта, Лада Веста, Лада XRAY
21179 1,8 16 122,5/90 173 Лада Веста, Лада XRAY
К4М490 1,6 16 102/75 149 Лада Ларгус, Renault Logan, Renault Duster, Nissan Almera
Н4М 1,6 16 114,24/84 156 Лада Веста, Лада XRAY, Renault Fluence, Renault Duster

АвтоВАЗ планирует выпускать двухлитровые двигатели – длинная история модернизаций

Автомобили на Волжском заводе серийно выпускаются с 1970 года. Во времена существования Советского Союза они считались лучшими среди доступных простым гражданам моделей. По динамике даже классические автомобили ВАЗ-2101/07 превосходили «Волги», не говоря уже про переднеприводные Lada.


За свою постсоветскую историю АвтоВАЗ неоднократно переживал взлеты и падения, хотя последние явно преобладали. Несмотря на самоотверженность руководства и конструкторов, не всех, конечно, но были люди, жившие заводом, творить приходилось в условиях недостатков финансов.

Вместе с автомобилями, развивались и двигатели, хотя и с ними было не все гладко. Самым удачным силовым агрегатом АвтоВАЗа, в итоге, стал силовой агрегат Renault, известный под индексами HR16 и h5M.

Автомобили LADA остались без двигателей Рено. Фото: Youtube.com

Этот мотор частично локализовали, но не полностью. После ввода экономических санкций против Российской Федерации и «развода» с Рено, самостоятельно делать его АвтоВАЗ не может.

Сейчас на LADA Granta ставят восьмиклапанный двигатель ВАЗ-11182 собственной разработки. Этот же силовой агрегат с объемом 1,6 литра и мощностью в 90 л. с., скорее всего, получит и обновленная Лада Веста, когда ее опять запустят в серийное производство.

Но недавно руководство АвтоВАЗ заявило, что всерьез собирается выпустить линейку новых двигателей, уже с рабочим объемом 2,0 литра. Производитель обещает, что гамма моторов обзаведется не только атмосферными, но и турбированными силовыми агрегатами.

Новый двигатель, на самом деле, будет очередной модернизацией старого, но глобальной. В его разработке и налаживании серийного производства действительно нет ничего сложного, по крайней мере, для такого серьезного предприятия, как АвтоВАЗ.

Помощь Porsche

Первый двигатель АвтоВАЗ, которому суждено было несколько десятилетий эволюционировать и развиваться, создали в сотрудничестве с немцами. И не какими-то безвестными, а со спецами Porsche.

Моторов у АвтоВАЗ хватает, но не тех, которые хотят все. Фото: Youtube.com

Вообще, изначально именитый бренд должен был помочь доработать ВАЗ-2108, что и сделали. Заодно, появился двигатель под индексом 21081 с рабочим объемом 1,1 литра. Многие об этом даже не догадываются, но именно данный силовой агрегат и стал основным для всех автомобилей АвтоВАЗ, включая большую часть современных.

После ряда модернизаций, рабочий объем вырос до 1,5 литра. Потом у двигателя появился впрыск топлива к радости поклонников творчества АвтоВАЗ.

«Десятое» семейство LADA уже начало получать шестнадцатиклапанные моторы. Примерно в середине нулевых годов рабочий объем многострадального двигателя увеличили до 1,6 литра. Сделать это удалось «малой кровью» – за счет установки нового, более высокого блока и, соответственно, удлинения хода поршней.

На этом с увеличением объема двигателя решили остановиться, а повышали только мощность, хотя и незначительно.

ВАЗ-11194

Специально для Лады Калины АвтоВАЗ выпустил новый мотор с рабочим объемом 1,4 литра. Разумеется, создали его не с нуля, а на базе самого современного на то время силового агрегата ВАЗ-21126.

Для Лады Калины изготовили новый двигатель. Фото: Youtube.com

Новый продукт делали с использованием ряда иностранных комплектующих, поэтому рекламировался он как инновационный. Уменьшение рабочего объема с 1,6 до 1,4 литра должно было положительно повлиять на снижение расхода топлива. Сам мотор планировался не только экономичным, но еще тихим и надежным.

Но, как это часто случается, на выходе получился совсем не такой двигатель, как хотелось. Силовой агрегат ВАЗ-11194 любит высокие обороты, а это, как несложно догадаться, с экономичностью никак не вяжется.

Водители невзлюбили «калиновский» мотор за ряд недостатков:

✅ Высокий расход топлива
✅ Непрестижный объем
✅ Плохая тяга на низких оборотах
✅ Необходимость активно работать рычагом коробки передач
✅ Проблемы с надежностью

Поэтому новый двигатель был в итоге признан неудачным и от его производства отказались. На конвейере ВАЗ-11194 выпускался с 2007 по 2013 годы.

Тюнинг мотора от «Супер-Авто»

Пока владельцы автомобилей Лада ждали двигатель с рабочим объемом хотя бы 1,8 литра и тягой на низких оборотах, АвтоВАЗ мог предложить им только 1.7 от «Нивы». Этот устаревший силовой агрегат годился для отечественного кроссовера, да и то, в сельской местности.

Частник не имел возможности делать двигатели в фабричных условиях. Фото: Youtube.com

Частная фирма «Супер-Авто» решила дать рынку то, что ему требовалось – так появился двигатель с рабочим объемом 1,8 литра. Естественно, частники не имели возможности соорудить мотор самостоятельно, делать хоть какие-то отливки. Поэтому новые двигатели были по сути «гаражным тюнингом».

Для объема 1,8 пришлось провести ряд процедур «напилинга». В итоге запас прочности понижался, что приводило к частым поломкам. Впрочем, любителей более скоростных автомобилей ВАЗ на это не обращали внимания – их «ласточки» все равно часто попадали в ДТП и силовые агрегаты не успевали выйти из строя.

Кстати, в 2014 году «Супер-Авто» скооперировалась с компанией Mecaprom и выпустила обновленные моторы с более высокой надежностью. Но АвтоВАЗ не захотел сотрудничать со сторонними производителями. Поэтому двигатели от «тюнеров» никогда массовыми не являлись.

Свой мотор 1,8 литра

В 2016 году АвтоВАЗ, казалось, совершил серьезный прорыв – компания начала собирать новые двигатели с индексом 21179. Эти силовые агрегаты получили рабочий объем 1,8 литра и развивали 122 л. с.

Двигатель ВАЗ-21179 оказался проблемным. Фото: Youtube.com

Первое время Лады Весты с этими моторами покупали хорошо, тем более, что двигатели были совершеннее, чем предыдущие модели. Но потом оказалось, что ВАЗ-21179 имеет ряд конструктивных недостатков.

Минусы ВАЗ-21179, проявившиеся в процессе эксплуатации:

✅ Высокий расход масла
✅ «Тупой» разгон
✅ Поломка коленвала

Популярность «идеального» мотора быстро сошла на нет, Ладу Весту с таким силовым агрегатом начали обходить стороной. В итоге от двигателя отказались, заменив его на Nissan/Renault HR16 или h5M соответственно.

Больше серьезных попыток разработать новые моторы Автовазом не предпринимались вплоть до весны 2021 года.

Для чего понадобился двухлитровый силовой агрегат?

После ввода экономических санкций против Российской Федерации, АвтоВАЗ пожалел о том, что, понадеявшись на Renault, завод почивал на лаврах. Хотя, никто и предположить не мог, что держатель контрольного пакета акций, по сути, владелец компании, покинет нашу страну.

Новые двигатели позволят закрыть сразу несколько ниш. Фото: Youtube.com

В итоге производитель остался с простыми двигателями объемом 1,6 литра. Казалось, нужно возрождать ВАЗ-21179, тем более, что силовой агрегат успели несколько раз модернизировать. Но «слава народная» заклеймила этот мотор ненадежным, поэтому посчитали, что лучше разработать новую серию двигателей с рабочим объемом 2,0 литра.

Кстати, несмотря на уверения производителя, что двухлитровые силовые агрегаты будут новыми, это не совсем так. Откуда им взяться, если не от многострадальных 1,6 литра, эволюционировавших еще с рабочего объема 1,1 из 80-х?

Пока остается довольствоваться тем, что есть. Фото: Youtube.com

Рецепт модернизации прост и отработан – достаточно увеличить высоту блока как раз на недостающие 400 см3. Заявлено, что мощность новых моторов составит от 100 до 200 л. с. Такой широкой гаммы двигателей, включающей в себя и турбированные агрегаты, хватит как для существующих моделей АвтоВАЗ, так и для перспективных разработок.

А еще пресс-служба отечественного производителя мельком обмолвилась о создании дизельных двигателей. Но это так, в отдаленной перспективе.

А вот над двухлитровыми силовыми агрегатами уже работают. Остается только дождаться их дебюта, хотя на этот счет никаких предварительных прогнозов АвтоВАЗ не дает.

Взаимовыгодный союз — Деловой журнал БРИКС

Итальянские друзья

Пятьдесят лет назад сотрудничество с иностранной компанией уже привело к созданию автомобильного завода в городе Тольятти. Еще в начале 1960-х годов в Советском Союзе возникла необходимость построить новый автомобильный завод, который мог бы положить конец огромному дефициту на автомобильном рынке и удовлетворить потребности советских граждан, желающих иметь личный автомобиль. Одним из основных претендентов на роль стратегического партнера был автопроизводитель Fiat, неоднократно обращавшийся к советскому руководству с предложениями о сотрудничестве. Однако прежде чем принять решение о будущем лицензионном автомобиле, отечественные специалисты провели сравнительные испытания автомобилей разных марок: Renault, Peugeot, Skoda, Ford. Некоторые, как переднеприводный Renault 16, считались более современными с точки зрения дизайна, поэтому дискуссии были очень бурными. Но предложение Fiat было более выгодным с финансовой точки зрения, да и технология больше подходила для крупносерийного производства автомобилей.

Свою роль сыграла и политическая составляющая: в Италии была сильная коммунистическая партия. Итак, 15 августа 19 г.66 января глава Fiat Джанни Аньелли подписал контракт с министром автомобильной промышленности СССР Александром Тарасовым.

За 50 лет многое было забыто, поэтому сегодня большинство людей считают, что первый ВАЗ-2101 был практически идентичной копией модели 124, что заведомо неверно. После испытаний в дорожных условиях Советского Союза Fiat претерпел значительные изменения. В окончательной версии было внесено более 800 изменений, наиболее важными из которых были увеличенный дорожный просвет, усиленный кузов и подвеска, более жесткие задние тормоза и новый двигатель с более современной конструкцией верхнего распределительного вала.

Сотрудничество с Fiat продолжалось до конца 1970-х, когда с конвейера сошел ВАЗ-2121. Нива стала первой оригинальной разработкой ВАЗа и, пожалуй, первым в мире кроссовером.

Наследие Фердинанда Порше

Но почивать на лаврах итальянцев 1960-х годов было невозможно. К концу следующего десятилетия «Шестерка», которая ранее хорошо продавалась за границей, устарела и морально устарела. К тому времени АвтоВАЗ уже начал сотрудничество с Porsche. С немецким автопроизводителем был подписан трехлетний контракт на сумму 500 000 немецких марок в год. В этот период была разработана и изготовлена ​​версия «Нивы» с навесными алюминиевыми деталями, двигателем, работающим на обедненной топливно-воздушной смеси, а также проектом модернизации как салона, так и экстерьера ВАЗ-2103. Группы специалистов ВАЗа в течение трех лет проходили стажировку на заводе в Штутгарте, что позволяло кузовщикам, конструкторам и производственникам получить новые знания и навыки. Сотрудничество было настолько тесным, что чартерный автобус доставлял специалистов из Тольятти в Германию.

Совместная работа принесла пользу обеим сторонам, и в 1980 году сделка была продлена. Новый контракт был только на разработку ВАЗ-2108 — трехдверного хэтчбека с 1,3-литровым двигателем, хотя АвтоВАЗ в то время также работал над пятидверным кузовом и над другими двигателями. Летом того же года АвтоВАЗу удалось подписать зарубежный контракт с UTS, дочерней компанией Fiat. Главная проблема, с которой столкнулась троица разработчиков, никого в Советском Союзе не удивила: катастрофические дорожные условия, из-за которых западные прототипы проваливали одно дорожное испытание за другим. Даже европейские трассы на прочность не подходили для испытаний новой Самары, и основная нагрузка легла на собственные трассы и трассы ВАЗа. Однако испытания проводились также в Алжире, Туркменистане и Таджикистане. В результате первая партия из 2000 грузовых вагонов ВАЗ-2108 была выпущена к концу 1919 г.84. В «Восьмерке» от классической модели осталась только одна составная часть, а все остальные были созданы с нуля. Многие конструкции были закуплены в Европе. Например, специалисты ВАЗа заключили договор с Volkswagen на задний мост.

В 21 веке началась «оттепель», когда в 2001 году автопроизводитель удалось подписать соглашение с General Motors о создании GM-АвтоВАЗ. Новое предприятие сосредоточило все свои усилия на разработка конвейерной сборки Chevrolet Niva, обновленный версия легендарной Нивы. Степень локализации автомобиля остался в пределах 90%

Но на этом сотрудничество с Porsche не закончилось. Он был продлен еще на два цикла и продлится в общей сложности 20 лет. На последних этапах немцы помогали в работе над 16-клапанным 1,5-литровым мотором и будущим «Тенером», а также над рядом моторов для «Оки».

Болезни суверенитета

После распада Советского Союза АвтоВАЗ переживал тяжелые времена. Модель 2110, которая была разработана еще в 1989 году, поступила в производство только в 1995, и в течение многих лет не было никаких новых продуктов. Ушло в прошлое и стратегическое сотрудничество с иностранными компаниями. «Оттепель» началась в 21 веке, когда в 2001 году автопроизводителю удалось подписать соглашение с General Motors о создании GM-АвтоВАЗ. Новое предприятие сосредоточило все свои усилия на освоении конвейерной сборки Chevrolet Niva, обновленной версии легендарной «Нивы». Степень локализации автомобиля осталась в пределах 90%. В 2004-2008 годах предприятие также выпускало Chevrolet Viva, локализованную версию Opel Astra. В 2001 году АвтоВАЗ также запустил производство классического «Sevener» в Египте на заводе Lada Egypt. Автомобили производились там до 2013 года, а в прошлом году велись переговоры о возобновлении производства, но на этот раз Lada Granta.


Совместное предприятие с Renault-Nissan

В 2008 году АВТОВАЗ и Альянс Renault-Nissan подписали соглашение о стратегическом партнерстве. Тогда же альянс приобрел блокирующий миноритарный пакет за $1 млрд — франко-японский альянс стал владельцем 25% плюс одна акция АвтоВАЗа. К тому времени тольяттинский автопроизводитель уже выпустил Lada Priora и Lada Kalina, которые были хорошо приняты потребителями. Позже, в 2010 году, в сотрудничестве с альянсом, платформа Kalina была использована для создания Lada Granta, которая и по сей день остается самым популярным автомобилем в стране. Именно тогда Renault-Nissan привезли в Россию свою платформу B0 и продали лицензию АвтоВАЗу. Тольяттинский автопроизводитель взял за основу Logan и представил Lada Largus, которая также завоевала большую популярность благодаря своей вместительности. Та же платформа B0 использовалась в Тольятти для производства Nissan Almera, Renault Logan, а также Renault Sandero и, совсем недавно, кроссовера XRAY.

В 2014 году альянс Renault-Nissan завершил сделку по получению контроля над АвтоВАЗом. В том же году в России состоялось возрождение легендарного Datsun, который как суббренд Nissan стал конкурентом ультрапопулярным Kalina и Granta. При этом было решено, что обе модели Datsun будут производиться на тольяттинском заводе, и выбор был сделан в пользу российской платформы. On-DO создан на базе Granta, а хэтчбек mi-DO — на базе Kalina. Более того, в ближайших планах выпуск кроссовера Datsun redi-Go, который унаследует платформу Lada Kalina Cross.

Тольяттинский автопроизводитель также совместно с зарубежными коллегами разработал принципиально новую платформу Lada B, на которой построена Lada Vesta. Новый автомобиль агрессивно рекламировался потребителям и через полгода после начала продаж стал четвертым по популярности автомобилем на российском рынке.

АвтоВАЗ анонсирует новые модели, но пока не знает когда…

Российское вторжение в Украину свело с ума весь автопром . Кризис, организованный вокруг него, похоже, будет иметь серьезные последствия в среднесрочной перспективе, если ситуацию не переломить. И хуже всего то, что группы вроде Renault потеряли миллиарды евро инвестиций . Однако, похоже, русские готовы воевать на всех фронтах, даже проектируя новые автомобили…

Ничего не делает, по слухам, мы знали, что российское правительство задумает воскресить Москвич . Но как это часто бывает, от слова до дела далеко и у российских инженеров нет опыта разработки технологии, которая нужна этим автомобилям. Это больше, АвтоВАЗ сохранив все ноу-хау Renault будет непросто разрабатывать свои будущие автомобили . Что уже объявляют, но пока не знают когда…

Президент АвтоВАЗа анонсирует новую Гранту и кроссовер на базе Весты… но у них нет даты их производства…

Через российское издание РБК стало известно, что АвтоВАЗ уже работает над новой семейство моделей . Если слова Максима Соколова верны, то стоит ожидать от них запуска новой Granta и кроссовера, разработанного на базе Vesta. Как пояснили этим СМИ…

«Это будет все семейство автомобилей: седан, универсал, и более продвинутая модель на базе универсала , которую мы намерены произвести через пару лет, и это будет новый шаг в нашем отечественном автопроме. промышленность»

На самом деле, утверждает, что у них уже есть около 25 прототипов новой модели , но у них до сих пор нет четкого плана по ее запуску. Столкнувшись с этими сомнениями, он сказал РБК, что…

Подписаться на наш ютуб канал

« Поставить модель на конвейер — это не то же самое, что собрать ее воедино. или даже небольшой опытно-промышленной партии. Это серьезная инженерная работа, производственники, логистика, закупщики. Поэтому всегда нужно время, а два года, даже три года это нормальный срок для запуска новой модели»

Статья по теме:

АвтоВАЗ восстанавливает внедорожник Lada Niva для России и уже продает его!

Вот в чем большая трудность АвтоВАЗа. Соколов указал, что у них проблемы с поставками деталей, необходимых для сборки их автомобилей. Из примерно 4.500, которые им нужны на машину, около 1.500 у них нет облегчения, и по этой причине они постоянно следят за своим запасом. Но это идет дальше, указывая на то, что около 300 штук находятся под серьезной угрозой, но не могут быть заменены закрытием и бегством компаний…

Наконец, запускает следующие размышления в тоне «угрозы» уходом таких компаний, как Рено и другие компании-компоненты…

« Какой бизнес добровольно отказался бы от половины своего дохода? Итак, конечно, мы видим, что определенное давление есть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *