Блок цилиндров и поршни бензинового двигателя ЗМЗ-406
_____________________________________________________________________________
Блок цилиндров ЗМЗ-406
Блок цилиндров двс ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 отливается из серого чугуна и составляет одно целое с цилиндрами и с верхней частью картера.
Между цилиндрами имеются протоки для охлаждающей жидкости. На верхней плоскости блока цилиндров двигателя расположены десять резьбовых отверстий М14х 1,5 для крепления головки цилиндров.
В нижней части блока цилиндров расположены пять опор коренных подшипников коленчатого вала. Крышки коренных подшипников изготовлены из ковкого чугуна; каждая крышка крепится к блоку двумя болтами М12х 1,25.
Торцы третьей крышки обрабатываются совместно с блоком для установки полушайб упорного подшипника.
Крышки подшипников растачиваются в сборе с блоком цилиндров мотора ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 и поэтому при ремонте их надо устанавливать на свои места.
К переднему торцу блока на паронитовых прокладках (левой и правой) крепится отлитая из алюминиевого сплава крышка цепи с резиновой манжетой для уплотнения носка коленчатого вала.
К заднему торцу блока цилиндров двигателя ЗМЗ-406 крепятся:
— шестью болтами М6 крышка с резиновой манжетой для уплотнения заднего конца коленчатого вала;
— шестью болтами М10 и двумя установочными штифтами отлитый из алюминиевого сплава колоколобразный картер сцепления.
Кроме того, для обеспечения дополнительной жесткости крепления картера сцепления нижняя его часть соединена с блоком цилиндров с помощью Г-образного усилителя, отлитого из алюминиевого сплава.
Горизонтальная плоскость усилителя четырьмя болтами М10 крепится к нижней плоскости блока цилиндров, а вертикальная плоскость — двумя болтами к картеру сцепления.
Точная установка и жесткость крепления картера сцепления необходимы для правильной работы коробки передач.
Технология обработки картера сцепления обеспечивает его взаимозаменяемость.
Головка блока цилиндров двигателя ЗМЗ-406
Головка блока цилиндров мотора ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 отлита из алюминиевого сплава, общая для всех цилиндров.
Впускные и выпускные каналы выполнены раздельно для каждого из шестнадцати клапанов и расположены: впускные — с правой, выпускные — с левой стороны головки.
Гнезда для клапанов двс ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 расположены в два ряда относительно продольной оси двигателя.
Каждый цилиндр имеет два впускных и два выпускных клапана. Стержни клапанов имеют наклон к продольной вертикальной плоскости головки цилиндров ЗМЗ-406 : впускные — 17°, выпускные — 18°.
Седла и направляющие втулки всех клапанов вставные. Седла изготовлены из жаропрочного чугуна, направляющие втулки — из серого чугуна.
Благодаря большому натягу при посадке седла в гнездо и направляющей втулки в отверстие головки блока цилиндров мотора ЗМЗ-406, обеспечивается их надежная и прочная посадка.
На заводе, перед сборкой, головка нагревается до температуры 160-175° С, а седла и направляющие втулки охлаждаются в двуокиси азота («сухом льду») до температуры примерно минус 40-45° С.
При этом седло и втулка свободно или с легким усилием вставляются в гнездо или отверстие головки. Дополнительно металл головки вокруг седел обжимается с помощью оправки.
Фаски в седлах и отверстия во втулках обрабатываются в сборе с головкой. Отверстия под свечи зажигания находятся в центре камер сгорания.
Головка блока цилиндров двигателя ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 крепится к блоку десятью болтами М14х1,5. Под головки болтов поставлены плоские стальные термоупрочненные шайбы.
Между головкой и блоком в сборе с крышкой цепи устанавливается прокладка из асбестового полотна, армированного металлическим каркасом и покрытого графитом.
Окна в прокладке под камеры сгорания и отверстие масляного канала окантованы жестью. Толщина прокладки в сжатом состоянии 1,5 мм.
В верхней части головки блока цилиндров расположены два ряда опор под шейки распределительных валов — впускного и выпускного, в каждом ряду по пять опор.
Опоры образованы головкой цилиндров и съемными алюминиевыми крышками. Передняя крышка является общей для передних опор впускного и выпускного распределительных валов, крепится к головке четырьмя, остальные крышки — двумя болтами М8.
Правильное положение передней крышки обеспечивается двумя установочными штифтами-втулками, запрессованными в головку цилиндров.
Крышки опор растачиваются в сборе с головкой блока цилиндров двс ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 и поэтому при ремонте их надо устанавливать на свои места. Для облегчения установки на всех крышках, кроме передней, выбиты номера.
Номера выбиты клеймом в центре круглых бобышек, отлитых на верхней поверхности крышек. Бобышки смещены относительно оси крышек: на крышках опор впускного распределительного вала — вправо, на крышках опор выпускного распределительного вала — влево, наблюдая со стороны картера сцепления.
Номера «1», «2», «3», «4» относятся к крышкам опор впускного распредвала, а номера «5», «6», «7», «8» — к крышкам опор выпускного распредвала. Счет начинается от передней крышки.
Правильное положение головки цилиндров мотора ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 на блоке обеспечивается двумя установочными штифтами-втулками, запрессованными в блок цилиндров.
Объем камеры сгорания при поставленных на место клапанах и ввернутой свече составляет 57±0,75 см3.
Разница между объемами камер сгорания одной головки не должна превышать 1 см3
При эксплуатации производить подтяжку головки цилиндров двс ЗМЗ-406 не требуется.
Применение в приводе клапанов гидравлических толкателей исключает необходимость регулировки зазора между клапанами и толкателями, а применение в цепном приводе распредвалов гидравлических натяжителей исключает необходимость регулирования натяжения цепей.
Во время работы двигателя, особенно изношенного, кольца которого пропускают много масла, на стенках камер сгорания и днищах поршней откладывается слой нагара.
Нагар ухудшает теплоотдачу через стенки в охлаждающую жидкость, в результате чего возникают местные перегревы, явления детонации и калильного зажигания; в результате мощность двигателя уменьшается, а расход топлива возрастает.
При появлении таких признаков следует снять головку блока мотора ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 и очистить камеры сгорания и днища поршней от нагара.
Перед очисткой следует нагар смочить керосином. Это предотвращает распыление нагара и предупреждает попадание ядовитой пыли в дыхательные пути.
Нагар также образуется при длительной работе на малых нагрузках исправного неизношенного двигателя. В этом случае нагар выгорает при длительном движении с большой скоростью.
Шатунно-поршневая группа двигателя ЗМЗ-406
Поршни двигателя ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 отлиты из высококремнистого алюминиевого сплава и термически обработаны. Головка поршня цилиндрическая.
Днище поршня плоское с четырьмя цековками под клапаны, которые предотвращают касание (удары) о днище поршня тарелок клапанов при нарушении фаз газораспределения, вызванном, например, обрывом цепи привода распределительных валов.
На цилиндрической поверхности поршней проточены три канавки: в двух верхних установлены компрессионные кольца, а в нижней — маслосъемное.
В верхней части юбки поршня выполнены по два отверстия с обеих сторон с выходом в канавку под маслосъемное кольцо, которые служат для отвода масла, скапливающегося под маслосъемным кольцом.
Юбка поршня овальная в поперечном сечении и бочкообразная в продольном.
Большая ось овала расположена в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца.
Величина овальности поршня двс ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 составляет 0,514-0,554 мм. Наибольший диаметр юбки поршня в продольном сечении располагается ниже оси поршневого пальца на 8 мм.
Диаметр юбки в продольном сечении плавно уменьшается и в направлении к днищу, и в противоположном направлении.
Максимальное уменьшение диаметра на кромке фаски под нижней канавкой составляет 0,047-0,056 мм. На нижней кромке направляющей части юбки максимальное уменьшение диаметра составляет 0,009-0,018 мм.
В тело поршня между нижней канавкой и отверстием под поршневой палец залита стальная терморегулирующая вставка, служащая для уменьшения деформации поршня при нагревании до рабочей температуры и уменьшении первоначальных монтажных зазоров при сборке.
Поршни мотора ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 устанавливаются в цилиндры той же размерной группы с зазором 0,024-0,048 мм.
Для обеспечения требуемого зазора поршни и цилиндры блоков разделены (по диаметру) на пять групп, обозначенных соответствующей буквой (А, Б, В, Г, Д), которая выбивается на днище поршня и наносится краской на наружной поверхности в верхней части блока, с левой стороны.
Для улучшения приработки рабочая поверхность поршней имеет специальный микрорельеф.
Чтобы поршни работали правильно, они должны быть установлены в цилиндры в строго определенном положении.
Для этого на боковой стенке у одной из бобышек под поршневой палец имеется отлитая надпись «ПЕРЕД». В соответствии с этой надписью поршень указанной стороной должен быть обращен к передней части двигателя.
Поршневые кольца двигателей ЗМЗ-406
Компрессионные поршневые кольца двс ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 отлиты из чугуна.
Верхнее кольцо 1 (рис. 1) имеет бочкообразную рабочую поверхность для улучшения приработки, которая покрыта слоем пористого хрома; рабочая поверхность нижнего кольца 2 покрыта слоем олова толщиной 0,006 — 0,012 мм или имеет фосфатное покрытие всей поверхности толщиной 0,002 — 0,006 мм.
На внутренней поверхности нижнего кольца имеется выточка.
Это кольцо должно быть установлено на поршень выточкой вверх, к днищу поршня. Нарушение этого условия вызывает резкое возрастание расхода масла и дымление двигателя.
Рис. 3.Поршневые кольца ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302
1 — верхнее компрессионное кольцо; 2 — нижнее компрессионное кольцо; 3 — кольцевой диск; 4 — расширитель
Маслосъемное поршневое кольцо сборное, трехэлементное, состоит из двух стальных кольцевых дисков 3 и одного двухфункционального расширителя 4, выполняющего функции радиального и осевого расширителей. Рабочая поверхность кольцевых дисков покрыта слоем хрома.
Поршневые пальцы ЗМЗ-406
Поршневые пальцы плавающего типа (они не закреплены ни в поршне, ни в шатуне), изготовлены из низколегированной хромоникелевой стали, наружная поверхность пальца подвергнута углеродонасыщению на глубину 1-1,5 мм и закалена нагревом ТВЧ.
Наружный диаметр поршневого пальца двс ЗМЗ-406 — 22 мм.
Осевое перемещение пальца ограничивается стопорными кольцами, установленными в канавках бобышек поршня. Стопорные кольца изготовлены из круглой пружинной проволоки диаметром 1,6 мм.
Чтобы предупредить стук пальцев, их подбирают к поршням с минимальным зазором, допустимым по условиям смазки.
Шатуны ЗМЗ-406
Шатуны двигателя ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 — стальные, кованые со стержнем двутаврового сечения. В поршневую головку шатуна запрессована тонкостенная втулка из оловянистой бронзы. Кривошипная головка шатуна разъемная.
Крышка кривошипной головки крепится к шатуну двумя болтами со шлифованной посадочной частью. Болты крепления крышек и гайки шатунных болтов изготовлены из легированной стали и термически обработаны.
Гайки шатунных болтов имеют самостопорящуюся резьбу и поэтому дополнительно не стопорятся.
Крышки шатунов мотора ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 нельзя переставлять с одного шатуна на другой. Для предотвращения возможной ошибки на шатуне и на крышке (на бобышке под болт) выбиты порядковые номера цилиндров.
Они должны быть расположены с одной стороны. Кроме того, пазы для фиксирующих выступов вкладышей в шатуне и крышке также должны находиться с одной стороны.
Для охлаждения днища поршня маслом, в шатуне выполнены отверстия: в стержне — диаметром 5 мм, в верхней головке — 3,5 мм.
Для обеспечения динамической уравновешенности двигателя суммарная масса
поршня, поршневого пальца, колец и шатуна, устанавливаемых в
двигатель, может иметь разницу по цилиндрам не более 10 г, что
обеспечивается подбором деталей соответствующей массы.
_____________________________________________________________________________
- АКПП ZF
- Моторы Митсубиси
- Двигатели Тойота
- ЗМЗ-406
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Общее устройство АКПП
- Обзор гидроаккумуляторов и преобразователей применяемых в АКПП
- Конструктивные особенности и параметры автоматических коробок передач
- Рабочие функции исполнительных устройств
- Основные схемы планетарной коробки-автомат
- Модификации клапанов и регуляторов
- Конструкция и элементы
- Компоненты редукторов автоматических коробок
- Методы устранения неисправностей без демонтажа с двигателя
- Рекомендации по замене масла
_____________________________________________________________________________
CVT вариатор Ауди
- Коробка передач CVT 01J
- Гидросистема коробки-автомат
- Автоматическая коробка передач CVT 01J multitronic
- Электронный блок управления АКПП мультитроник
- Работа вариатора CVT 01J
Коробка автомат Toyota
- АКПП Toyota Aisin U140E/U240E
- Основные узлы АКПП Тойота U241E/U250E
- Коробка-автомат Toyota Aisin U241E/U250E
_____________________________________________________________________________
АКПП Mazda/Mitsubishi
- Обслуживание АКПП Мазда FN4A-EL/F4A-EL, FNR5
- Диагностика АКПП Митсубиси A4AF3 / A4BF3
Коробка автомат ZF
- АКПП Ауди ZF 6HP19/ZF 6HP21 (09L)
- Компоненты коробки-автомат Ауди ZF 6HP19/ZF 6HP21
- Обслуживание ZF 4HP20 / ZF 4HP16
- Параметры коробки-автомат ZF 5HP19/5HP18
- Детали ZF 5HP19/5HP18 Ауди-Фольксваген
- АКПП ZF 6HP26 Ауди (6HP28/6HP32)
- Гидроблок мехатроник коробки автомат ZF 6HP26
- Гидротрансформатор ZF 6HP26/6HP28
- Планетарная передача Audi ZF 6HP26
- Компоненты переключения передач Audi ZF 6HP26/6HP28
Двигатели Mitsubishi
- ГРМ и головки блока двигателя 4G18/4G15
- Блок цилиндров и коленвал двс 4G15/4G18
- Характеристика двигателя 4G15/4G18
- Системы питания и охлаждения двигателя 4G18/4G15
Двигатели Toyota
- Блок цилиндров и головка 3S-FE/3S-GE
- Техническое обслуживание ГРМ 3S-FE, 3S-GE
- Коленвал двигателей 3S-FE, 3S-GE
- Технические характеристики двигателя 3S-FE, 3S-GE
- Распредвалы 3S-FE и 3S-GE
- Система охлаждения двс 3S-FE и 3S-GE
- Топливная систем 3S-FE, 3S-GE
- Параметры двигателя 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE и 4A-GE
- Головка и блок цилиндров двигателя 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
- Дроссельная заслонка 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
- Вентилятор системы охлаждения 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE, 4A-GE
- Форсунки двигателей 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
- Замена водяного насоса 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
- Поршневая группа и коленвал двигателей 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
- Диагностика двигателей 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE и 4A-GE
- Замена компонентов блока цилиндра 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
- Система охлаждения 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
- Система смазки двигателей 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
- Топливная система двигателей 4A-FE, 4A-GE, 5A-FE и 7A-FE
- Система зажигания 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
- Термостат и радиатор двс 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE, 4A-GE
- Бензонасос 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
- Ремень ГРМ двигателей 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
- Снятие головки блока цилиндров двигателей 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
- Регулировки клапанов 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
- Монтаж головки блока цилиндров двигателя 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
- Замена ремня ГРМ 4A-GE
- Демонтаж головки блока цилиндров двигателей 4A-GE
- Настройки клапанов 4A-GE
- Монтаж головки блока цилиндров двигателя 4A-GE
- Детали двигателей 1AZ-FE / 2AZ-FE
- Блок управления и датчики 1AZ-FE и 2AZ-FE
- Компоненты рабочих систем двигателя 1AZ-FE, 2AZ-FE
- Система управления двигателем 1AZ-FE и 2AZ-FE
Двигатели ЗМЗ
- Характеристики ЗМЗ-402
- ГРМ двигателя ЗМЗ-402
- Шатунно-поршневая группа и коленвал ЗМЗ-402
- Устройство системы смазки ЗМЗ-402
- Детали систем охлаждения и питания ЗМЗ-402
- Блока цилиндров и поршни двигателя ЗМЗ-405
- Технические характеристики ЗМЗ-405
- Коленчатый вал и привод ГРМ ЗМЗ-405
- Устройство системы охлаждения ЗМЗ-405
- Система смазки двс ЗМЗ-405
- Регулировки деталей топливной системы ЗМЗ-405
- Блок цилиндров и поршни ЗМЗ-406
- Электронная система управления двигателем ЗМЗ-406
- Основные компоненты двигателя ЗМЗ-406
- Электрическая система управления ЗМЗ-406
- Система ГРМ двигателя ЗМЗ-406
- Коленвал и маховик двигателя ЗМЗ-406
- Сборочные детали системы охлаждения ЗМЗ-406
- Основные механизмы системы смазки ЗМЗ-406
- Компоненты топливной системы ЗМЗ-406
- Конструкция карбюратора К-151 двигателя ЗМЗ-402
Головка блока цилиндров ЗМЗ-40905 и ЗМЗ-40911, проверка состояния
Двигатели ЗМЗ-409
grozi Оставить комментарий
Головка блока цилиндров двигателей ЗМЗ-40905 и ЗМЗ-40911 отлита из алюминиевого сплава, имеет два впускных и два выпускных клапана на каждый цилиндр. В верхней части головки блока цилиндров размещены два распределительных вала.
Крышки опор распределительных валов обрабатываются в сборе с головкой блока цилиндров и поэтому они не взаимозаменяемы. Крышки опор распределительных валов должны устанавливаться в соответствии с выбитыми на них порядковыми номерами, при этом ориентируясь определенным образом.
Головка блока цилиндров ЗМЗ-40905 и ЗМЗ-40911.
Отверстия под свечи зажигания находятся в центральной части камеры сгорания. В передней части имеются две бобышки с отверстиями для крепление к крышке цепи. На двигателе ЗМЗ-40905 между головкой и блоком цилиндров устанавливается стальная, двухслойная прокладка головки блока цилиндров, имеющая высокую уплотняющую способность и термическую стойкость.
На двигателе ЗМЗ-40911 между головкой и блоком цилиндров может устанавливаться или жесткая стальная, двухслойная прокладка головки бока цилиндров, или мягкая асбостальная прокладка головки блока цилиндров. Жесткая и мягкая прокладки имеют разную толщину в сжатом состоянии, жесткая тоньше, и должны применяться совместно с разными поршнями.
Проверка состояния и ремонт головки блока цилиндров ЗМЗ-40905 и ЗМЗ-40911.
Перед ремонтом необходимо определить ремонтопригодность головки блока цилиндров. Она является неремонтопригодной в следующих случаях :
– наличие пробоин, прогара и трещин на стенках камеры сгорания и разрушения перемычек между гнездами,
– износы отверстий под шейки распределительных валов более максимально допустимого значения,
– износы отверстий под гидротолкатели и гидронатяжитель свыше максимально допустимого значения.
Для замера диаметра опор распределительных валов в головке блока цилиндров, крышки опор, с целью их центрирования, надо закрепить с помощью оправки, в качестве которой допускается использовать новые гидротолкатели.
При неплоскостности поверхности сопряжения головки блока цилиндров с блоком цилиндров, которая измеряется на контрольной плите с помощью щупа, более допустимой величины, надо обработать поверхность до устранения дефекта, но до размера высоты головки не менее 142.