ВАЗ 2106 | Замена охлаждающей жидкости и промывка системы охлаждения
ВАЗ 2106
Сервисное обслуживание и эксплуатация
Руководства → ВАЗ → 2106 (Жигули)
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Когда система охлаждения засоряется, и охлаждающая жидкость приобретает ржавый цвет, ее необходимо заменить и промыть систему охлаждения.
Слив охлаждающей жидкости
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||||||||||||
|
Промывка системы охлаждения
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||
|
Залив охлаждающей жидкости
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||||
|
Реклама
Система охлаждения ВАЗ-2106. Система охлаждения двигателя ВАЗ-2106
Состоит система охлаждения ВАЗ-2106 из нескольких элементов. Причем каждый выполняет свои функции, о них более подробно будет рассказано ниже. Система на «шестерках» отличается от той, которая применена на автомобилях поздних моделей (начиная с 2108). Способ заправки охлаждения несколько отличается: жидкость заливается сначала в радиатор, затем — в бачок для поддержания необходимого уровня. Да и еще есть несколько мелких деталей, которые отличают систему от более новых. Но это не говорит о том, что система охлаждения «шестерок» несовершенна и плохо работает.
Малый круг циркуляции жидкости
Допустим, вы запускаете холодный двигатель. Процесс циркуляции жидкости в нем начинается моментально, с первых оборотов коленчатого вала. Жидкость начинает свое движение сначала по малому кругу. В него входят все элементы, за исключением радиатора. Система охлаждения двигателя ВАЗ-2106 функционирует таким образом, что при циркуляции жидкости по малому кругу происходит прогрев радиатора печки. Кроме того, из-за быстрого движения жидкости, которая не успевает остыть, времени на прогрев двигателя затрачивается меньше.
Большой круг
Когда температура антифриза достигает значения 85 градусов, происходит подключение радиатора охлаждения. С его помощью намного эффективнее снижается температура, за счет этого происходит поддержка ее значения на оптимальном уровне. Система охлаждения включает в себя механический или электрический вентилятор. О них будет рассказано ниже, а также рассмотрены все преимущества и недостатки каждого типа вентиляторов.
Расширительный бачок
Казалось бы, что можно рассказать о таком простом и незамысловатом элементе, как расширительный бачок. С одной стороны, в качестве него можно использовать любую емкость, которая удовлетворяет некоторым условиям. Но без этого узла не сможет работать нормально система охлаждения ВАЗ-2106. Объем жидкости всегда меняется, он непостоянен. А вот места для нее больше не становится в патрубках, рубашке двигателя и радиаторе. А причина того, что объем жидкости изменяется, – это постоянное колебание ее температуры.
Когда происходит повышение температуры (нагрев), то расстояние между молекулами вещества увеличивается. Это все знают из курса физики. А теперь представьте, если произошло повышение температуры антифриза с нуля до 80 градусов. Конечно же, его объем тоже станет больше. И куда-то должны деваться излишки жидкости. Они уходят через патрубок в расширительный бачок. Когда же происходит падение температуры, то объем неуклонно уменьшается. И все излишки, которые ушли в бак, возвращаются в радиатор и патрубки.
Патрубки системы
Это именно те элементы, которые необходимы для того, чтобы система охлаждения двигателя ВАЗ-2106 нормально функционировала. С их помощью произведено соединение всех узлов и агрегатов, участвующих в работе системы. Циркуляция жидкости происходит только лишь при помощи этих элементов. Патрубки изготовлены из толстой резины, внутри нее имеется корд, который дополнительно усиливает конструкцию. Следовательно, патрубкам не страшны изгибы, мелкие удары и серьезные деформации.
Для каждой модели автомобилей патрубки имеют различную форму. Все напрямую зависит от того, какое расстояние между соединяемыми узлами. Также играет немалую роль и то, в какой точке происходит подключение патрубков к системе. За счет того что внутренняя часть патрубка идеально гладкая, она максимально плотно прилегает к металлическим трубкам, с которыми производится соединение. Для максимальной эффективности можно использовать при монтаже герметики на основе силикона. С внешней стороны каждый патрубок обжимается металлическим хомутом. Чем последний шире, тем качественнее будет соединение.
Жидкостный насос
Данный элемент системы позволяет улучшить циркуляцию жидкости по патрубкам и радиаторам. Конечно, за счет того что горячий антифриз движется, вытесняя холодный, система кое-как, но будет работать. Однако крайне важно придать дополнительное ускорение, чтобы обеспечить два условия. Во-первых, жидкость не должна нагреваться до критических температур. Во-вторых, она должна как можно быстрее охлаждаться. Кратковременный нагрев и охлаждение позволяют удержать температуру на заданном уровне.
Жидкостный насос – это ротор в алюминиевом корпусе, у которого с внутренней стороны находится крыльчатка, а с внешней — шкив привода. Именно с помощью крыльчатки нормально работает система охлаждения ВАЗ-2106 (схема движения потоков жидкости приведена на рисунке выше). Крыльчатка изготавливается из пластика. Но встречаются и алюминиевые образцы, только использовать их неразумно по той причине, что они могут быстро разрушиться в случае применения воды, а не антифриза. Наиболее частая неисправность в помпе – это поломка подшипника. Она может разбиваться постепенно при чрезмерном натяжении ремня привода.
Кран печки
Пожалуй, в «шестерках», да и во всей классике, это самый ненадежный элемент. К сожалению, качество данного узла хорошее, но конструкция у него такая, что невозможно долго эксплуатировать этот кран. Его функция – перекрывать поток горячей жидкости, который поступает в радиатор печки. Во многом только из-за этого крана ломается система охлаждения ВАЗ-2106. Неисправности данного узла можно увидеть по нескольким признакам. Самый первый – это наличие антифриза на коврике возле сиденья пассажира.
Выход из строя крана сопровождается тем, что он либо не открывает подачу горячего антифриза, либо не перекрывает ее. При этом, кстати, будет двигаться металлический флажок, расположенный на корпусе краника. Причина такого поведения – разрушение керамических пластин, с помощью которых производится регулировка подачи. На какие только ухищрения не идут владельцы – и глушат патрубок подачи жидкости на лето, и устанавливают водопроводные полуоборотные краны, которые можно приобрести за копейки. Правда, необходимо делать переходники для их подключения.
Радиаторы системы
Когда выполняется на автомобиле ВАЗ-2106 ремонт, система охлаждения редко отключается. Исключение – снятие двигателя. В этом случае потребуется сливать жидкость и отсоединять патрубки, идущие на радиаторы печки и охлаждения. Что такое радиатор? Это две небольшие емкости, которые располагаются в горизонтальной плоскости. По вертикали между ними проложены металлические трубки – ячейки. Горячая жидкость подается в верхнюю емкость, поступает в десятки тонких ячеек, что позволяет ей быстрее остыть.
Материал для изготовления радиаторов – медь, бронза, латунь, пластик. Из последнего делают только верхнюю и нижнюю емкости. Для увеличения эффективности отдачи тепла между ячейками находится несколько сотен тончайших пластин. За счет того что площадь увеличивается, улучшается и теплоотдача радиатора. Устройство основного радиатора и того, который находится в печке, одинаково. Но есть мелкая особенность первого – к нему произведено подключение расширительного бачка. Вся лишняя жидкость вытесняется из радиатора и поступает в бак.
Вентилятор обдува радиатора
Он служит для увеличения эффективности системы охлаждения. С его помощью создается мощный поток воздуха. Система охлаждения радиатора ВАЗ-2106 может быть построена с использованием вентилятора либо с механическим приводом, либо с электрическим. Последний устанавливается на более ранние модели. Его преимущество в том, что он работает только в тех случаях, когда температура жидкости достигает критического значения. А вот вентилятор с механическим приводом (он просто монтируется на ротор помпы) производит обдув постоянно, независимо от того, какая температура в системе охлаждения. Это делает его использование в холодную погоду весьма неудобным.
Термостат
Это небольшой прибор, с помощью которого производится переключение потоков жидкости между кругами охлаждения. Его состав весьма простой – обычная биметаллическая пластина, а также небольшая конструкция из пружин. При достижении определенной температуры происходит медленная деформация пластинки, которая двигает клапан. Положение последнего по умолчанию производит циркуляцию жидкости по малому кругу. Следовательно, при поломке неизбежно закипание антифриза. Ранее была рассмотрена детально система охлаждения ВАЗ-2106, схема циркуляции антифриза по ней. В случае поломки термостата можно его и вовсе исключить из системы. Правда, жидкость будет двигаться только по большому кругу, зимой прогрев двигателя окажется очень долгим. Результат – неправильная работа мотора и холодный салон автомобиля.
Какой объем тосола в ваз 2106. Этапы замены охлаждающей жидкости
Производитель Автоваз рекомендует производить замену охлаждающей жидкости не реже одного раза в два года или каждые 60 000 км. Но не исключено, что антифриз нужно будет заменить раньше, если изменился его состав, изменился цвет, что может свидетельствовать о низком качестве и, как следствие, о возникновении коррозии в каналах системы охлаждения.
Для того чтобы заменить антифриз или антифриз в системе охлаждения ВАЗ 2106 нам потребуется:- Ключ на 13 обычный или головка с воротком
- Рожковый ключ на 12 (дополнительно)
- Плоская отвертка
Порядок слива охлаждающей жидкости
Для начала необходимо подготовить емкость для слива антифриза, желательно не менее 10 литров. Сначала нужно повернуть рычаг управления отопителем (плитой) в крайнее правое положение, то есть в этот момент кран печки должен быть полностью открыт, чтобы жидкость из радиатора отопителя тоже стекла.
Теперь можно приступать к сливу. Открываем заливную горловину радиатора ВАЗ 2106:
После этого можно открутить пробку с блока цилиндров, она находится в нижней части с левой стороны двигателя. Его расположение более наглядно показано ниже на картинке:
И сразу же подставляем емкость, чтобы старая охлаждающая жидкость стекала в нее. Я использовал пару 1,5-литровых бутылок, поочередно подставляя их через отверстие:
Когда все стекла отсюда, можно перекрыть кран в левом нижнем углу радиатора:
Если он рукой не отвернется, то можно использовать тот ключ, который надо по размеру (в данном случае 12). После этого подставляем под отверстие емкость и ждем пока сольется вся жидкость из радиатора:
Как только вся жидкость будет слита из системы охлаждения ваз 2106 можно вкручивать пробки в радиатор блок цилиндров и кран радиатора на место. И уже после этого можно приступать к замене тосола (тосола).
Сначала залейте жидкость в радиатор, пока ее уровень не достигнет нижнего края горловины. Затем повторяем то же самое с расширительным бачком. Во избежание появления воздушных пробок в системе охлаждения необходимо заливать антифриз тонкой струйкой. А чтобы в шланге расширительного бачка не образовалась пробка, нужно поднять бачок над двигателем, предварительно сняв его с хомута:
И залить жидкость, убедившись, что шланг до радиатор почти прямой. Для надежности можно отсоединить шланг у края радиатора и во время заливки убедиться, что охлаждающая жидкость без воздуха дошла до края, а затем надеть его на выходное отверстие радиатора:
Закрываем пробку радиатора и убеждаемся в достаточном уровне жидкости в системе. Он должен быть между метками MAX и MIN на расширительном бачке, либо по шраму резинки крепления бачка. Теперь можно запускать двигатель и прогревать его до рабочей температуры. После включения обогревателя убедитесь, что из печки дует горячий воздух, что говорит об отсутствии воздушных пробок.
Схема системы охлаждения двигателя ВАЗ 2106
Сегодня мы рассмотрим все элементы из которых состоит контур охлаждения ВАЗ 2106, а самое главное узнаем как заменить охлаждающую жидкость, термостат, водяную помпу. На самом первом фото вы можете увидеть все элементы системы, именно по ним теперь и будет строиться все повествование. Также речь пойдет о том, как заменить охлаждающую жидкость в системе, а также как избавиться от воздушных пробок.
Шесть системных схем
Сразу нужно сказать, что она состоит из двух схем — малой и большой. Посмотрите на фото и обратите внимание на стрелки, они указывают в какую сторону движется антифриз. Ваз 2106 не единственная модель с подобной схемой, у всей классики схожая конструкция системы. Нужно оговориться: антифриз и антифриз – это одно и то же. На самом деле антифриз – это марка антифриза, и он отличается от того, который вы привыкли видеть, только количеством и качеством присадок. Антифриз — советское обозначение антифриза.
Работа термостата при разных температурах антифриза
Если вдаваться в подробности, расшифровать слово «антифриз», то дословно его можно перевести — «против холода». Это жидкость, которая не замерзает. Водка тоже антифриз. Содержит только необходимые добавки. Ну да ладно, хватит разглагольствовать, нужно еще разобраться из чего состоит контур охлаждения ВАЗ 2106. Итак, начнем с самого начала. Вы подходите утром к машине, садитесь за руль и заводите двигатель. В этот момент жидкость в системе начинает принудительно двигаться по малому кругу.
Насос 2106 приводит жидкость в движение. Цена его в магазинах около 700 рублей. Но это только крышка с крыльчаткой. Детальную конструкцию мы рассмотрим чуть ниже. Теперь ваш двигатель работает, прогревается, в камерах сгорания возникают вспышки. В результате поверхность цилиндров нагревается до высокой температуры. Но все тепло передается жидкости, протекающей через рубашку охлаждения двигателя.
А при прогреве до температуры в пределах 80..85 градусов включается термостат ВАЗ 2106, цена его в районе 400 руб. Закрывает циркуляцию по малому кругу и пускает антифриз по большому кругу. Большой круг охлаждения – это включение в схему еще одного узла – радиатора. Стоит отметить, что циркуляция жидкости через радиатор печки происходит постоянно, вне зависимости от того, в каком положении находятся вентили термостата.
Расширительный бачок шестерка
А если тосол кипит в расширительном бачке ВАЗ 2106, то можно предположить две поломки — выход из строя термостата или помпы. В большинстве случаев, конечно, виноват термостат. Это устройство очень нежное и хрупкое, а мусора внутри системы охлаждения обычно так много, что он оседает на поверхности клапанов термостата. А если и ломается, то жидкость циркулирует по малому кругу, не попадая в радиатор охлаждения. И тут совершенно неважно, едете ли вы в пробке, или по трассе с нормальной скоростью. Антифриз все равно будет кипеть.
Замена охлаждающей жидкости
Перед сливом антифриза необходимо открыть крышку радиатора. Если у вас залита вода в расширительный бачок ВАЗ 2106, то вы можете слить ее прямо на землю, не боясь ее потерять. И самое главное, не опасаясь косых взглядов со стороны партии зеленых. Если заливается антифриз, то потребуется обзавестись подходящей тарой. Кроме того, вам понадобится небольшой набор инструментов – гаечный ключ на 13. Больше ничего не требуется.
Открутите крышку в самом низу радиатора
Первым делом откройте крышку на радиаторе. Поместите контейнер под сливное отверстие на дне. И открутить пробку рукой. Подождите, пока стечет вся жидкость. При этом не забывайте, что кран отопителя 2106 должен быть полностью открыт! Иначе жидкость не сможет уйти из него, толку от замены не будет. После того, как вся жидкость ушла из радиатора, нужно подставить под блок емкость. В нем есть отверстие, в которое вкручивается пробка. Ключом на 13 откройте сливное отверстие и избавьтесь от остатков жидкости.
Открутить пробку на блоке двигателя, не забыв открыть кран отопителя
Вот и все, теперь осталось закрыть все отверстия, и залить в радиатор новую жидкость. О нем можно сказать несколько слов. Предпочтительнее использовать медный радиатор ВАЗ 2106, так как он по сравнению с пластиковым имеет преимущества:
- Ремонтопригодность.
- Высокая теплоотдача.
Недостатком является высокая цена и вес. Итак, заливаем антифриз в радиатор до полного заполнения. Обратите внимание, что кран печки ВАЗ 2106 должен быть еще открыт! Как только система заполнится, заводим двигатель и ждем, пока антифриз прогреется до 80..85 градусов.
Как только жидкость прогреется до рабочей температуры, сразу уходит, радиатор станет почти пустым. Поэтому внимательно следите за тем, чтобы вовремя доливать антифриз. К сожалению, схема охлаждения ВАЗ 2106 не такая, как на девятках, поэтому приходится своими руками избавляться от воздушных пробок в трубах. Используйте перчатки, чтобы не обжечься. Руками интенсивно пережимаете патрубки системы охлаждения, при этом заливное отверстие радиатора должно быть закрыто, а уровень тосола в расширительном бачке поддерживаться выше минимального.
Минимальный уровень тосола в расширительном бачке
Вот и все, такая простая и сложная схема охлаждения на ВАЗ 2106 одновременно, теперь осталось только дать последнюю рекомендацию — все работы проводить только на охлаждаемый двигатель. Антифриз — токсичное вещество, его действие на кожу непредсказуемо. Мало того, что можно получить ожог, так еще и заживать придется долго. И напоследок посмотрите видео как заменить охлаждающую жидкость в классике:
Пришло время технического осмотра или замены охлаждающей жидкости своими руками на ВАЗ 2106.
Многие водители знают, что от этого зависит ресурс двигателя. Какого бы качества ни была жидкость, со временем она портится, перестает быть полезной и начинает приносить вред. Выявить предпосылки очень просто: изменение цвета, резкое повышение температуры мотора.Если оперативно не вмешаться в процесс, то в водяной рубашке начнут появляться отложения, которые потом будет сложно очистить. Как можно заменить жидкость самостоятельно и в какие сроки это нужно сделать, рассмотрим в рекомендациях ниже.
Алгоритм заменыЗамена охлаждающей жидкости на ВАЗ 2106 при соблюдении всех правил займет у вас не более получаса. Сначала подготовьте:
- Емкость для сброса отходов;
- Канистра с новой жидкостью;
- Набор ключей и отверток.
Несмотря на то, что завод пишет в инструкции, что срок замены около 60 000 км. пробег, в реальности он на порядок меньше и составляет 40 000 км., возможны случаи досрочной замены.
В целом система ВАЗ состоит из: радиатора, расширительного бачка, термостата, патрубков, водяной помпы, подогревателя печки, датчика температуры.
Некоторые рекомендации: резкое изменение цвета антифриза с синего на оранжевый может свидетельствовать о том, что это подделка и производитель просто забыл добавить присадку, противостоящую коррозии. Резкое изменение цвета говорит о том, что его просто залили бытовой синькой, срочно меняйте такой антифриз. В противном случае это вызовет коррозию труб системы.
Опытные автомобилисты знают, что каждый автомобиль нуждается в особом уходе. Одним из таких важных моментов является замена охлаждающей жидкости. Поговорим о том, как производится замена антифриза на ВАЗ 2106, когда именно это нужно делать и какие существуют предупреждения.
Когда производить замену антифриза
Существует несколько общих правил обновления охлаждающей жидкости двигателя, которые помогают точно определить, когда необходимо заливать антифриз в бак ВАЗ:
- пробег автомобиля достиг 60 тыс. км;
- машина уже два года работает на одной жидкости;
- обесцвечивание (в основном красное).
Правильная последовательность обновления
Важно знать, что для замены охлаждающей жидкости в автомобиле ВАЗ 2106 нужно четко и точно выполнить ряд действий . Если упущен один момент, замена будет не только бесполезно, но также может привести к нежелательным повреждениям.
Для слива старой жидкости
Для начала рассмотрим, как слить антифриз с ВАЗ 2106, которые уже не справляются с функцией охлаждения системы. Начать нужно со снятия защиты картера и перемещения рычага подачи теплого воздуха в правую сторону. Следующим шагом будет снятие заливной горловины радиатора. Далее нужно снять пробку отверстия для слива жидкости, расположенного на поверхности цилиндров. Теперь можно смело заливать антифриз в заранее подготовленный бачок.
Для заливки нового вещества
Для замены антифриза на новый необходимо вернуть бачок радиатора на прежнее место, и закрутить сливные пробки и горловину детали. После этого в радиатор и его расширительный бачок следует залить новую охлаждающую жидкость, но чуть выше минимальной отметки. Не менее важным действием является нейтрализация всех воздушных пробок, образовавшихся в системе охлаждения.
Закрыв радиатор, можно завести машину и дать ей поработать на холостом ходу около пяти минут. После остывания двигателя необходимо долить антифриз до максимального уровня .
Предупреждение производителей
Водителям всегда следует помнить, что обновлять антифриз можно только на холодном двигателе. Процесс необходимо проводить на открытом воздухе из-за высокой токсичности жидкости, создаваемой охлаждением. Уровень антифриза нужно проверять как можно чаще, так как от этого зависит функционирование автомобиля и безопасность передвижения владельца.
По рекомендации производителя охлаждающая жидкость подлежит замене через два года эксплуатации или 60 тысяч километров пробега, в зависимости от того, что наступит раньше. Кроме того, если охлаждающая жидкость двигателя ВАЗ 2106 изменила цвет на красноватый, немедленно замените ее, так как такое изменение говорит о том, что выработались ингибирующие присадки и жидкость стала агрессивной по отношению к деталям системы охлаждения.
Расположение заглушек и шлангов системы охлаждения с левой стороны моторного отсека: 1 — пробка расширительного бачка; 2 — пробка сливного отверстия радиатора; 3 — заливная горловина радиатора; 4 — шланг подвода к радиатору; 5 — пробка сливного отверстия блока цилиндров
Расположение пробок и шлангов системы охлаждения с правой стороны моторного отсека: 1 — перепускной шланг; 2 — шланг отвода радиатора; 3 — термостат; 4 — шланг подачи жидкости к водяному насосу
Для замены охлаждающей жидкости на автомобиле ВАЗ 2106 потребуются: ключ «на 13», охлаждающая жидкость (тосол), чистая ветошь, емкость для слитой охлаждающей жидкости емкостью не менее 10 литров.
A ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Заменяйте охлаждающую жидкость только при холодном двигателе. Охлаждающая жидкость токсична, поэтому будьте осторожны при обращении с ней. При запуске двигателя пробки радиатора и расширительного бачка должны быть закрыты.
Расположение сливного и заливного отверстий системы охлаждения
1. Установить автомобиль ВАЗ 2106 на ровную горизонтальную площадку. Если площадка имеет уклон, припаркуйте автомобиль так, чтобы передняя часть была выше задней.
2. Снимите брызговик
3. В салоне автомобиля переведите рычаг в крайнее правое положение a кран отопителя (кран откроется полностью).
4. Откройте капот, снимите пробку 1 расширительного бачка.
5. Снимите крышку радиатора 3.
6. Установите емкость для слитой охлаждающей жидкости под радиатор. Отвернуть сливную пробку радиатора 2.
7. Подставить емкость для слитой жидкости под сливную пробку 5 блока цилиндров. Выкрутите пробку.
8. После полного слива охлаждающей жидкости затяните сливные пробки на радиаторе и блоке цилиндров.
9. Залить охлаждающую жидкость
10. Нажав последовательно на выпускной 2, перепускной 1 и подводящий 4 шланги, убедиться в отсутствии воздушных пробок в системе охлаждения. Попробуйте удалить все обнаруженные воздушные карманы, несколько раз нажав на шланги. При необходимости долейте охлаждающую жидкость до требуемого уровня.
11. Закройте пробку радиатора и пробку расширительного бачка. Запустите двигатель на автомобиле ВАЗ 2106 и дайте ему прогреться до нормальной температуры.
12. Включите вентилятор отопителя. Если из дефлекторов ветрового стекла выходит теплый воздух, значит, в системе охлаждения нет воздушных пробок.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Через несколько дней эксплуатации автомобиля ВАЗ 2106 после замены охлаждающей жидкости проверьте ее уровень. При необходимости добавьте охлаждающую жидкость. Если через очень короткое время свежий антифриз изменил цвет с синего на коричневый, то вам залили подделку, в которую производители «забыли» добавить ингибиторы коррозии. Кроме того, одним из признаков подделки является резкое полное изменение цвета антифриза. Краситель качественного антифриза очень стойкий и со временем только темнеет. Антифриз, окрашенный в льняно-синий цвет, обесцвечивается. Этот «антифриз» необходимо быстро заменить.
Объем тосола в радиаторе ваз 2106.
Пришло время технического осмотра или замены охлаждающей жидкости на ваз 2106 своими руками. Многие водители знают, что от этого зависит срок службы двигателя. Какого бы качества ни была жидкость, со временем она портится, перестает быть полезной и начинает приносить вред. Выявить предпосылки очень просто: изменение цвета, резкое повышение температуры мотора.
Если оперативно не вмешаться в процесс, то в водяной рубашке начнут появляться отложения, которые потом будет сложно очистить. Как можно заменить жидкость самостоятельно и в какие сроки это нужно сделать, рассмотрим в рекомендациях ниже.
Алгоритм заменыЗамена охлаждающей жидкости на ВАЗ 2106 при соблюдении всех правил займет у вас не более получаса. Сначала подготовьте:
- Емкость для сброса отходов;
- Канистра с новой жидкостью;
- Набор ключей и отверток.
Несмотря на то, что завод пишет в инструкции, что срок замены около 60 000 км. пробег, в реальности он на порядок меньше и составляет 40 000 км., возможны случаи досрочной замены. Многое зависит от условий эксплуатации автомобиля.
В целом система ВАЗ состоит из: радиатора, расширительного бачка, термостата, патрубков, водяной помпы, подогревателя печки, датчика температуры.
Некоторые рекомендации: резкое изменение цвета антифриза с синего на оранжевый может свидетельствовать о том, что это подделка и производитель просто забыл добавить присадку, противостоящую коррозии. Резкое изменение цвета говорит о том, что его просто залили бытовой синькой, срочно меняйте такой антифриз. В противном случае это вызовет коррозию труб системы.
Опытные автомобилисты знают, что каждый автомобиль нуждается в особом уходе. Одним из таких важных моментов является замена охлаждающей жидкости. Поговорим о том, как производится замена антифриза на ВАЗ 2106, когда именно это нужно делать и какие существуют предупреждения.
Когда производить замену антифриза
Существует несколько общих правил обновления охлаждающей жидкости двигателя, которые помогают определить, когда именно необходимо заливать антифриз в бак ВАЗ:
- пробег автомобиля достиг 60 тыс. км;
- машина уже два года работает на одной жидкости;
- изменение цвета (в основном красный).
Правильная последовательность обновления
Важно знать, что для замены охлаждающей жидкости в автомобиле ВАЗ 2106 нужно четко и точно выполнить ряд действий . Если упущен один момент, замена будет не только бесполезно, но также может привести к нежелательным повреждениям.
Для слива старой жидкости
Для начала рассмотрим, как слить антифриз с ВАЗ 2106, которые уже не справляются с функцией охлаждения системы. Начать нужно со снятия защиты картера и перемещения рычага подачи теплого воздуха в правую сторону. Следующим шагом будет снятие заливной горловины радиатора. Далее нужно снять пробку отверстия для слива жидкости, расположенного на поверхности цилиндров. Теперь можно смело заливать антифриз в заранее подготовленный бачок.
Для заливки нового вещества
Для замены антифриза на новый необходимо вернуть бачок радиатора на прежнее место, и закрутить сливные пробки и горловину детали. После этого в радиатор и его расширительный бачок следует залить новую охлаждающую жидкость, но чуть выше минимальной отметки. Не менее важным действием является нейтрализация всех воздушных пробок, образовавшихся в системе охлаждения.
Закрыв радиатор, можно завести машину и дать ей поработать на холостом ходу около пяти минут. После остывания двигателя необходимо долить антифриз до максимального уровня .
Предупреждение производителей
Водители всегда должны помнить, что обновлять антифриз можно только на холодном двигателе. Процесс необходимо проводить на открытом воздухе из-за высокой токсичности жидкости, создаваемой охлаждением. Уровень антифриза нужно проверять как можно чаще, так как от этого зависит функционирование автомобиля и безопасность передвижения владельца.
Охлаждающая жидкость регулирует многие важные процессы в автомобиле. Например, охлаждает мотор, влияет на датчик температуры и его показания (при нормальной работе стрелка должна быть на нижней отметке). И чтобы все эти процессы поддерживались в норме, замену антифриза ВАЗ 2106 нужно производить вовремя.
Сколько литров нужно
9 литров, с расширительным баком на 10 литров.
Как слить
Этап первый — слив антифриза из радиатора.
Необходимо открутить пробку закрывающую горловину радиатора (через нее заливается антифриз) и подставить емкость под радиатор. Внизу у него есть сливная пробка, которую следует откручивать медленно (чтобы капли антифриза не попали на комплектующие автомобиля). Если ВАЗ 2106 ранней модели и со старым радиатором, найти такую заглушку невозможно (потому что ее нет). Зато есть специальный датчик, активирующий вентилятор. Его также нужно открутить ключом на 30 мм.
Этап второй — слив антифриза из блока цилиндров
Чтобы получить доступ к сливной пробке, расположенной на силовом агрегате, нужно снять модуль зажигания. Пробка откручивается ключом на 13 мм. По окончании слива тщательно закрутите пробки и протрите ветошью узлы автомобиля, а также выпустите лишний воздух из системы охлаждения. Делается это довольно просто – отверткой ослабляется хомут, и снимается резиновый шланг с впускного коллектора.
Как залить
Перед началом слива старой охлаждающей жидкости необходимо установить рычаг управления краном отопителя в крайнее правое положение в салоне (клапан открыт). Откручиваем пробку расширительного бачка и пробку заливной горловины радиатора.
В левом нижнем углу радиатора находим сливную пробку, откручиваем ее и сливаем жидкость в заранее подготовленную емкость. Радиаторы старого образца такой заглушки не имеют. Вместо этого ключом на 30 придется откручивать выключатель вентилятора. Также на блоке двигателя находим и ключом на 13 откручиваем сливную пробку. После слива жидкости закрутите сливные пробки на место.
А во избежание образования воздушной пробки в системе освобождаем отверткой хомут и снимаем резиновый шланг со штуцера впускного коллектора. Все, можно заливать антифриз. Как только из штуцера начнет течь жидкость, можно надеть на него шланг и затянуть хомут. После этого полностью залейте радиатор и закрутите пробку. Далее заливаем антифриз в расширительный бачок, оптимальный уровень на 3-4 см выше метки MIN. Запускаем двигатель и прогреваем его до рабочей температуры.
После этого снова глушим и проверяем уровень охлаждающей жидкости. При необходимости добавьте антифриз. Если система охлаждения автомобиля загрязнена, промойте ее водой или специальными средствами.
Процедура промывки такая же, как и при замене жидкости, сливаем, заливаем и разбавляем, запускаем двигатель на несколько минут и сливаем. И так несколько раз, пока не увидите, что из радиатора и блока двигателя течет прозрачная вода.
Как заменить
Процедура замены охлаждающей жидкости:
1. Перед началом слива старой охлаждающей жидкости необходимо установить рычаг управления краном отопителя в крайнее правое положение в салоне (клапан открыт).
2. Отвинтить пробку расширительного бачка и заливную горловину радиатора.
3. В левом нижнем углу радиатора находим сливную пробку, откручиваем ее и сливаем жидкость в заранее подготовленную емкость.
Радиаторы старого образца такой заглушки не имеют. Вместо этого придется откручивать переключатель вентилятора ключом на «30».
4. Также на блоке двигателя находим и ключом на «13» откручиваем сливную пробку.
5. После слива жидкости заверните сливные пробки на место. А во избежание образования воздушной пробки в системе освобождаем отверткой хомут и снимаем резиновый шланг со штуцера впускного коллектора.
6. Все, можно заливать антифриз. Как только из штуцера начнет течь жидкость, можно надеть на него шланг и затянуть хомут. После этого полностью залейте радиатор и закрутите пробку. Далее заливаем антифриз в расширительный бачок, оптимальный уровень на 3-4 см выше метки «MIN».
7. Запустите двигатель и прогрейте его до рабочей температуры. После этого глушим и еще раз проверяем уровень охлаждающей жидкости. При необходимости добавьте антифриз.
Если система охлаждения автомобиля загрязнена, то ее следует промыть водой или специальными средствами. Процедура промывки такая же, как и при замене жидкости – сливаем, заливаем и разбавляем, запускаем двигатель на несколько минут и сливаем. И так несколько раз, пока не увидите, что из радиатора и блока двигателя течет прозрачная вода.
Как установить подогреватель
Это устройство просто незаменимо, облегчает запуск двигателя в самые сильные морозы. Многих интересует, как установить подогреватель антифриза. Такой обогреватель прогреет теплоноситель за два часа, но при его установке рекомендуется использовать фирменные хомуты зарубежных производителей и не забывать о технике безопасности при работе с горючими и ядовитыми веществами.
— Купить «котел» типа «Старт-М» или аналогичный в автомагазине. Также понадобится электронасос, он помогает нагревательному элементу работать долго, не перегреваясь. Подойдет любой от отечественного автомобиля. Подумайте, куда вы будете прикреплять эту конструкцию. Выбирайте место пониже, высота для помпы вредна.
— Поместите насос под капот. Если места там нет, то прикрепите его к бамперу. Шланг от печки отопителя в салон нужно снять. Присоедините к шлангу тройник и от этого тройника сделайте ответвление на вход насоса. Соедините выход насоса и вход котла шлангом. Если они близки друг к другу, то в этом нет ничего плохого. У вас будет два отверстия на тройнике бесплатно.
— Разрезать верхнюю трубу радиатора. Затем подключите его к тройнику. Таким же образом подсоедините выходной конец котла. Не забудьте закрепить все соединения шлангов хомутами. Заделайте щели и стыки герметиком.
— Установить таймер. Он через определенное время включит ТЭН, а значит, антифриз не будет перегреваться. Залейте новый антифриз и дождитесь зимы, чтобы опробовать свою конструкцию. Но у такой конструкции есть один недостаток: шланги придется время от времени менять, так как жидкость их довольно быстро разъедает.
Каждый автовладелец должен понимать, насколько важна система охлаждения двигателя на его автомобиле. Особенно это касается владельцев подержанных отечественных автомобилей так называемой нулевой серии. И особенно тщательно в таких машинах следует следить за уровнем охлаждающей жидкости. Для того, чтобы понять принцип этого действия, важно знать, сколько антифриза в ВАЗ-2106 и подобных автомобилях.
Принцип действия
Главное место в машине занимает не место водителя и даже не руль, а двигатель. Его даже называют сердцем. И это неспроста, ведь от правильной работы этого сердца напрямую зависит, поедет машина или нет. И чтобы не разрушить такой важный технический узел, необходимо поддерживать в нем определенную температуру и вовремя охлаждать.
ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ снизить расход топлива! Не верите мне? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. И теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год!
Принцип работы этой системы достаточно прост, но в то же время технически продуман. Он соединен патрубками с самим двигателем, радиатором и отопителем салона. Чтобы понять важность этих элементов, необходимо знать их основные функции:
- Поддержание необходимой температуры.
- Охлаждение двигателя.
- Прогрев салона автомобиля.
В первом случае необходима определенная и стабильная температура для работы двигателя и правильного сгорания топливной смеси. Если она выше или ниже, это очень плохо сказывается на моторе. Во втором случае двигатель защищен от перегрева, что может привести к деформации некоторых деталей внутри.
Если исключить из списка последний пункт, то эксплуатация автомобиля в мороз станет невозможной. И ключевую роль в этой системе играет специальная жидкость, без которой цикл охлаждения был бы бессмысленным.
Типы охлаждающих жидкостей
Для поглощения тепла и отвода его от горячих точек двигателя системе требуется охлаждающая жидкость. Существует несколько типов жидкостей для охлаждения:
- Вода.
- Антифриз.
- Антифриз.
Но в суровых реалиях российского климата использование воды в качестве теплоносителя нецелесообразно. И выкипает очень быстро, обладая довольно низкой теплопроводностью. Как это влияет на появление коррозии можно даже не упоминать.
Антифриз наиболее распространен среди отечественных автовладельцев, но имеет некоторые недостатки, например, образование внутри сосудов и форсунок масляной пленки, препятствующей нормальной теплоотдаче. Соответственно, отвод тепла становится неэффективным.
У третьего варианта больше плюсов, чем минусов. Во-первых, антифриз начинает кристаллизоваться при очень низких температурах, то есть не замерзает, поэтому и получил такое название. Это преимущество позволяет использовать тосол даже в условиях Крайнего Севера. Во-вторых, толщина масляной пленки, образующейся внутри сосудов, очень мала, благодаря этому почти ничего не препятствует передаче тепла. Это достигается за счет того, что антифриз, в отличие от тосола, производится из органических компонентов.
Главный недостаток антифриза – его цена, особенно если нужно заменить всю жидкость целиком. Здесь выигрывает антифриз, и его рациональнее использовать в таких моделях автомобилей, как ВАЗ-2101 или ВАЗ-2106. В моделях отечественного автопрома с внушительным возрастом и пробегом часто больным и уязвимым местом становится система охлаждения. Поэтому владельцам этих автомобилей необходимо знать принцип работы кулера и понимать, как его ремонтировать, что поможет избежать трат на сервисы и автомастерские.
Ремонт механизма отвода тепла
Прежде чем приступить к ремонту системы охлаждения, необходимо выяснить объем залитой в нее жидкости. Но даже полностью слив старый антифриз, полностью установить точную цифру не получится. Для этого все же рекомендуется обратиться к руководству по эксплуатации автомобиля, где указаны все необходимые регламенты и параметры.
Производитель уверяет, что рабочий объем системы охлаждения двигателя ВАЗ-2106 составляет девять литров, но стоит учесть, что к этому объему необходимо добавить около литра, чтобы долить антифриз в расширительный бачок до минимальной отметки . Кроме того, запасной литровый баллон с охлаждающей жидкостью должен быть у экономного и предусмотрительного водителя в багажнике.
Получается, что перед заменой кулера или ремонтом всей системы следует приобрести около одиннадцати литров антифриза. Однако при ремонте можно немного сэкономить, оставив большую часть купленного про запас.
Слив радиатора
Перед любыми работами с системой охлаждения, прежде всего, дайте двигателю остыть, чтобы не получить серьезную травму. Затем жидкость, заполняющая систему, будет слита. Чтобы сделать это правильно, нужно разобраться, как это работает.
Система охлаждения работает в два этапа. Их можно назвать циклами и разделить на два круга:
- Большой.
- Маленький.
Малый круг ограничен самим двигателем и некоторыми форсунками, и он устроен так, что двигатель быстро набирает необходимую для правильной работы температуру. Важно, чтобы топливная смесь сгорала более эффективно и качественно. При повышении температуры до определенного уровня открывается специальная заслонка, пропускающая жидкость по большому кругу. Целью этого цикла является прямое охлаждение до приемлемой температуры.
В большой круг входит радиатор с вентилятором, который включается специальным термостатом и охлаждает систему и двигатель потоком воздуха. Вся жидкость приводится в движение насосом, или помпой. Он же создает необходимое давление в системе охлаждения.
В первую очередь сливается антифриз из большого круга через радиатор, в левом углу которого есть специальный сливной кран. Для этого нужно подготовить специальную емкость с широкой горловиной. Затем на самом двигателе откручивается специальная пробка и происходит слив из малого круга, то есть непосредственно из двигателя.
При необходимости снимаются все патрубки, которые при необходимости нужно менять, но если на них нет видимых повреждений, трещин и подтеков, то и на этом можно сэкономить. После того, как вся жидкость слита, производится необходимый ремонт.
Правильная заливка антифриза
После выполнения необходимых работ все сливные отверстия закрывают, патрубки ставят на место, производится замена антифриза ВАЗ-2106. Жидкость, слитую в емкость, можно использовать повторно, предварительно тщательно профильтровав ее через марлю. Система охлаждения заправляется через расширительный бачок.
Старайтесь заливать жидкость осторожно, не проливая ее на кузов, во избежание последующей коррозии. Когда жидкость перестанет впитываться, нужно прогреть двигатель до максимальной температуры, при которой открывается заслонка, пропускающая антифриз по большому кругу.
Перед заправкой необходимо отмерить необходимое количество, чтобы контролировать заполнение системы. После прогрева двигателя жидкость снова будет уходить из расширительного бачка, что будет означать заполнение большого круга антифризом. Затем останется только долить недостающую жидкость до минимальной отметки. Перелив выше уровня не рекомендуется, так как при нагреве антифриз расширяется, и патрубки или расширительный бачок могут не выдержать давления, создаваемого насосом! Закончив заправку, убедитесь в герметичности системы охлаждения и отсутствии утечек.
Операция по замене охлаждающей жидкости ВАЗ-2106 не такая уж и сложная, но поможет сэкономить немного времени, денег, а главное, вы будете уверены, что работа выполнена качественно.
Схема системы охлаждения двигателя ВАЗ 2106
Сегодня мы рассмотрим все элементы из которых состоит контур охлаждения ВАЗ 2106, а самое главное узнаем как заменить охлаждающую жидкость, термостат, водяную помпу. На самом первом фото можно увидеть все элементы системы, именно по ним теперь и будет строиться вся история. Также речь пойдет о том, как заменить охлаждающую жидкость в системе, а также как избавиться от воздушных пробок.
Шесть системных схем
Сразу нужно сказать, что она состоит из двух схем — малой и большой. Посмотрите на фото и обратите внимание на стрелки, они указывают в какую сторону движется антифриз. Ваз 2106 не единственная модель с похожей конструкцией, у всей классики схожие конструкции систем. Нужно оговориться: антифриз и антифриз – это одно и то же. На самом деле антифриз – это марка антифриза, и он отличается от того, который вы привыкли видеть, только количеством и качеством присадок. Антифриз — советское обозначение антифриза.
Работа термостата при разных температурах антифриза
Если вдаваться в подробности, расшифровать слово «антифриз», то дословно его можно перевести — «против холода». Это жидкость, которая не замерзает. Водка тоже антифриз. Содержит только необходимые добавки. Ну да ладно, хватит разглагольствовать, нужно еще разобраться из чего состоит контур охлаждения ВАЗ 2106. Итак, начнем с самого начала. Вы подходите утром к машине, садитесь за руль и заводите двигатель. В этот момент жидкость в системе начинает принудительно двигаться по малому кругу.
Насос 2106 приводит жидкость в движение. Цена его в магазинах около 700 рублей. Но это только крышка с крыльчаткой. Детальную конструкцию мы рассмотрим чуть ниже. Теперь ваш двигатель работает, прогревается, в камерах сгорания возникают вспышки. В результате поверхность цилиндров нагревается до высокой температуры. Но все тепло передается жидкости, протекающей через рубашку охлаждения двигателя.
А при прогреве до температуры в пределах 80..85 градусов включается термостат ВАЗ 2106, цена его в районе 400 руб. Закрывает циркуляцию по малому кругу и пускает антифриз по большому кругу. Большой круг охлаждения – это включение в схему еще одного узла – радиатора. Стоит упомянуть, что циркуляция жидкости через радиатор печки происходит постоянно, вне зависимости от положения вентилей термостата.
Расширительный бачок шестерка
А если тосол кипит в расширительном бачке ВАЗ 2106, то можно предположить две поломки — выход из строя термостата или помпы. В большинстве случаев, конечно, виноват термостат. Это устройство очень нежное и хрупкое, а мусора внутри системы охлаждения обычно так много, что он оседает на поверхности клапанов термостата. А если и ломается, то жидкость циркулирует по малому кругу, не попадая в радиатор охлаждения. И тут совершенно неважно, едете ли вы в пробке, или по трассе с нормальной скоростью. Антифриз все равно будет кипеть.
Замена охлаждающей жидкости
Перед сливом антифриза необходимо открыть крышку радиатора
Держите ориентир на фото, приведенном в статье, они помогут визуально определиться с каждым шагом. Если у вас залита вода в расширительный бачок ВАЗ 2106, то вы можете слить ее прямо на землю, не боясь ее потерять. И самое главное, не опасаясь косых взглядов со стороны партии зеленых. Если заливается антифриз, то потребуется обзавестись подходящей тарой. Кроме того, вам понадобится небольшой набор инструментов – гаечный ключ на 13. Больше ничего не требуется.
Открутите крышку в самом низу радиатора
Первым делом откройте крышку на радиаторе. Поместите контейнер под сливное отверстие на дне. И открутить пробку рукой. Подождите, пока стечет вся жидкость. При этом не забывайте, что кран отопителя 2106 должен быть полностью открыт! Иначе жидкость не сможет уйти из него, толку от замены не будет. После того, как вся жидкость ушла из радиатора, нужно подставить под блок емкость. В нем есть отверстие, в которое вкручивается пробка. Ключом на 13 откройте сливное отверстие и избавьтесь от остатков жидкости.
Открутить пробку на блоке двигателя, не забыв открыть кран отопителя
Вот и все, теперь осталось закрыть все отверстия, и залить в радиатор новую жидкость. О нем можно сказать несколько слов. Предпочтительнее использовать медный радиатор ВАЗ 2106, так как он по сравнению с пластиковым имеет преимущества:
- Ремонтопригодность.
- Высокая теплоотдача.
Недостатком является высокая цена и вес. Итак, заливаем антифриз в радиатор до тех пор, пока он не заполнится. Обратите внимание, что кран печки ВАЗ 2106 должен быть еще открыт! Как только система заполнится, заводим двигатель и ждем, пока антифриз прогреется до 80..85 градусов.
Как только жидкость прогреется до рабочей температуры, сразу уходит, радиатор станет почти пустым. Поэтому внимательно следите за тем, чтобы вовремя доливать антифриз. К сожалению, схема охлаждения ВАЗ 2106 не такая, как на девятках, поэтому приходится своими руками избавляться от воздушных пробок в трубах. Используйте перчатки, чтобы не обжечься. Руками интенсивно пережимайте патрубки системы охлаждения, при этом заливное отверстие радиатора должно быть закрыто, а уровень антифриза в расширительном бачке поддерживаться выше минимального.