Прокладка гбц 402 двигатель какую выбрать: Купить металлическую прокладку ГБЦ ЗМЗ 402 | Прокладки ЗМЗ 402 | Железная прокладка ГБЦ ЗМЗ 402

Содержание

Прокладка ГБЦ — правила установки и поиск неисправностей

Содержание

  1. Какими бывают прокладки головки блока цилиндров
  2. Как монтируется прокладка ГБЦ
  3. Почему происходит повреждение детали
  4. Признаки пробитой прокладки головки блока цилиндров
  5. Масло или антифриз вытекают наружу
  6. Вода (или охлаждающая жидкость) пошла в масло
  7. Вода пошла в цилиндр
  8. Масло пошло в воду
  9. Переход газов из цилиндра в цилиндр
  10. Можно ли ездить с пробитой прокладкой ГБЦ

Прокладка ГБЦ устанавливается на стыке блока цилиндров и его головки. Уплотнение находится в зоне камеры сгорания, на уровне днища поршня в положении верхней мертвой точки. Именно там происходят наиболее интенсивные процессы рабочего цикла: температура и давление достигают максимума. Рабочие газы давят на головку, а температурные перепады стремятся ее деформировать. Для обеспечения герметичности соединения и устанавливается прокладка блока цилиндров.

Какими бывают прокладки головки блока цилиндров

Прокладка ГБЦ обеспечивает герметичность рабочих цилиндров, систем смазки и охлаждения. Современные прокладки бывают металлические и неметаллические. К последним относятся асбестовые и безасбестовые.

Асбест — токсичный материал, который постепенно уходит в прошлое, тем более, что современные уплотнители превосходят его по многим показателям и обеспечивают больший срок службы. Для их производства применяется каучук или синтетическое полотно.

Популярны и перспективны металлические прокладки. Они делаются из стального или медного листа, с использованием специального уплотнительного покрытия и равномернее, чем остальные, распределяют нагрузку на сопрягаемые детали.

Как монтируется прокладка ГБЦ

Не только материал прокладки в ответе за герметичность двигателя. Успешное функционирование соединения обеспечивается качеством изделия и правильным обжатием крепежа в соответствии с выверенной схемой и моментами затяжки.

Суть установки ГБЦ состоит в том, чтобы стянуть между собой две ровные поверхности — головки и блока цилиндров. Технология проведения работ описана в рабочей документации. Инструкция содержит:

  • Нормы отклонений от прямолинейности головки и блока. Обычно для замера кривизны поверхности применяется жесткое правило, которое устанавливается на поверхность ГБЦ. Между ним и головкой просовывают предельно допустимый по толщине щуп. Если он проходит, значит деталь искривлена и ее поверхность требуется фрезеровать.
  • Последовательность затяжки болтов (рисунок-схема), этапы и величина момента затяжки. Основной принцип затяжки — от центра к периферии. Обжатие проводится в несколько этапов, на каждом из которых задается момент затяжки. Обычно он измеряется при помощи динамометрического ключа, которым и производится обжатие. Однако, при ремонте современных двигателей все больше используется угловое измерение момента затяжки.
  • Требования по замене крепежа. Часто производитель предписывает менять болты при каждой установке. Иногда указываются нормы дефектации — например, болт измеряют по длине и сравнивают с предельно допустимой. При превышении норматива деталь заменяют. Бывает, что в качестве критерия выбирается сечение цилиндрической части болта и указывается минимально разрешенный диаметр. Иногда допускается и использование крепежа несколько раз. В этом случае при установке, механик, делающий ремонт, должен маркировать болт кернением. После четвертого (например) кернения производят замену.
  • Минимально допустимая толщина ГБЦ. При каждом фрезеровании поверхности с головки блока цилиндров снимается слой металла и деталь становится тоньше. Это приводит к уменьшению камеры сгорания и повышению степени сжатия. Могут быть и другие причины ограничить допуск по высоте изделия, но именно увеличение степени сжатия делает мотор более напряженным и склонным к детонации.
  • Прочие технические условия. ТУ может быть много. Например, при осмотре головки изготовитель может разрешить к эксплуатации ГБЦ, имеющую трещины в определенных зонах и конкретной длины. Также указывается время выдержки после каждого этапа закручивания болтов, необходимость повторного обжатия через 1000 км, проверка затяжки контрольным моментом и так далее.

Почему происходит повреждение детали

Чаще всего прокладка ГБЦ выходит из строя по двум причинам:

  1. Несоблюдение технологии, предписанной в руководящей документации (например, пренебрежение использованием динамометрического ключа или установка старого крепежа). Легкомысленное отношение к исправлению кривизны поверхности тоже к хорошему не ведет — если установить кривую ГБЦ на блок, прокладка потечет не сразу, а может быть и в отдаленном будущем. Деталь, установленная таким образом, прослужит обязательно меньше, чем могла бы.
  2. Неправильная эксплуатация — также частая причина, по которой возникает пробой прокладки ГБЦ. В первую очередь, это перегрев или даже постоянная езда с предельной температурой. Заливать холодную охлаждающую жидкость при закипании антифриза в раскаленный двигатель — недопустимо: это ведет к выходу из строя ГБЦ, а вместе с ней и прокладки. Неправильная настройка или неисправность системы зажигания, либо топливной аппаратуры приводит к нарушению температурного режима и детонации. Постоянная езда в форсированном режиме, перегрузка или применение бензина, не соответствующего по октановому числу техническим характеристикам также наносят вред детали.

Еще одна веская причина прогара или пробоя прокладки — брак запчастей.

Признаки пробитой прокладки головки блока цилиндров

Дефектные элементы подразделяют на прогоревшие и пробитые. Считается, что пробитая прокладка — это более общее понятие, а прогоревшая — это та, которая утратила свои уплотняющие свойства в результате воздействия раскаленных газов. Это вполне правомерно, но практически суть неисправности и ремонт сводятся к одному: деталь потеряла герметичность и требует замены. Определить тип повреждения прокладки ГБЦ можно по сопутствующим ему признакам.

Масло или антифриз вытекают наружу

Перед тем, как исправить неполадку, убедитесь, что течет именно из-под головки, а, например, не из-под клапанной крышки. Течи лечат сверху вниз. Уровень масла и наличие в нем антифриза или эмульсии проверяются обязательно.

Вода (или охлаждающая жидкость) пошла в масло

Типичные симптомы неисправности:

  • Падение уровня в расширительном бачке.
  • Образование водомасляной эмульсии (она появляется сначала на крышке маслозаливной горловины, потом на щупе).
  • Увеличение уровня масла.
  • Может наблюдаться парение из выхлопной трубы или из сапуна, если его отсоединить.

Если дать машине постоять длительное время, вода отстоится и соберется возле пробки поддона, а при ее откручивании сразу польется наружу.

Вода пошла в цилиндр

Газы в камере сгорания прожгли металлическое кольцо прокладки и прорвались в полость рубашки блока. При этой неисправности вода и газы взаимно проникают друг в друга:

  1. В расширительном бачке булькает, а если открыть его пробку или горловину радиатора — пахнет гарью.
  2. Свеча зажигания дефектного цилиндра чистая, как новая.
  3. При пуске уровень в расширительном бачке поднимается, так как газы идут в рубашку охлаждения.
  4. При выключении зажигания вода уходит в цилиндр и уровень падает, а в процессе работы он нестабилен.
  5. Появляется выхлоп белого цвета.
  6. В зависимости от количества охлаждающей жидкости и состояния цилиндро-поршневой группы, вода из цилиндра через лабиринт колец просачивается в поддон, где попадает в масло. Далее, в процессе работы мотора, она смешивается со смазкой, образуя эмульсию.
  7. Мотор может работать неравномерно.
  8. При недостаточном уровне охлаждающей жидкости температура двигателя будет расти, а печка работать все слабее. В салоне похолодает.

Если в машине вдруг резко стало холодно, а температура двигателя при этом растет, значит охлаждающей жидкости не хватает для работы печки. Возможно пробило прокладку ГБЦ. Причины могут быть и иными. В любом случае требуется хотя бы первичная проверка прокладки ГБЦ.

Масло пошло в воду

Неисправность, которая встречается реже других. Для того чтобы это произошло, нужно чтобы подающий масляный канал соединился с зарубашечным пространством. Площадь его очень мала по сравнению с размерами отверстий под цилиндры или полости системы охлаждения. Кроме того, он часто снабжен металлическим кольцом. Таким образом, вероятность его участия невелика. И все же случается, что масло идет в воду. Появления масляной пленки следует ждать в расширительном бачке.

Переход газов из цилиндра в цилиндр

Если между цилиндрами прогорела прокладка ГБЦ, газы перетекают из одного цилиндра в другой. Обычно это случается между вторым и третьим (посередине головки блока, где искривленная поверхность приподнимается и прилегает хуже всего). Неисправность характеризуется потерей компрессии, нарушением равномерности работы и ухудшением пуска.

Можно ли ездить с пробитой прокладкой ГБЦ

Эксплуатировать автомобиль с этой неисправностью нельзя. Если требуется немного времени, чтобы доехать до автомастерской, то исходить нужно из конкретной ситуации. В первую очередь проверка прокладки ГБЦ подразумевает осмотр состояния масла и охлаждающей жидкости. Например, если смазка из-под прокладки просто выходит наружу, то при незначительном подтекании на свой страх и риск доехать можно — главное, чтобы уровень масла не упал ниже минимума. Но нужно понимать, что проблема может получить развитие и вода (например) зальет картер, или течь увеличится, и масло вытечет полностью.

Ехать с эмульсией в поддоне нельзя — это приведет к ускоренному износу вкладышей коленчатого вала и его шатунных и опорных шеек. Возможен выход коленвала из строя — «стуканет движок» — как говорят в народе.

Езда без охлаждающей жидкости или с ее нехваткой недопустима: это приводит к повреждению цилиндро-поршневой группы. Поршни будут заклинивать во втулках цилиндров, образуя глубокие задиры. При последующем ремонте можно не вписаться даже в последний ремонтный размер, и нужно будет делать перегильзовку или заменять блок.

Многие автолюбители спрашивают: как проверить прокладку ГБЦ со стопроцентной уверенностью, не разбирая мотора. В этой статье мы разобрались почему пробивает прокладку ГБЦ. Правильная установка и эксплуатация детали поможет избежать ее повреждения. Указанные способы, как определить пробитую прокладку ГБЦ позволят идентифицировать поломку.

Основные признаки прогоревшей, пробитой прокладки ГБЦ не указывают точно на эту неисправность.

Искать дефект следует по совокупности показателей (например, попадание воды в масло может быть вызвано и трещиной головки). Однако, указанные симптомы позволят принять решение о необходимости демонтажа головки блока.

ЗМЗ-402: технические характеристики и устройство

Проектировался двигатель ЗМЗ 402 из мотора 24Д в 70-х годах, прототип которого использовался, еще в «полуторках» ГАЗ-56 и ГАЗ-21. Изначально был цельноалюминиевым, со штангами и коромыслами механизма ГРМ и нижним распредвалом. Уплотнение коленвала осуществлялось пропитанным графитовой смазкой жгутом, а не полноценным резинотехническим изделием.


ДВС ЗМЗ 402

Текущий ремонт и обслуживание можно было производить, не только в гараже, но и в чистом поле, «на коленке» ввиду предельно простой конструкции. Однако для капремонта требовался тельфер или кран-балка, поскольку силовой привод весит под 200 кг, учитывая навесное оборудование.

Технические характеристики ЗМЗ 402

Использована в двигателе простая, примитивная старая конструкция с газораспределительным механизмом по схеме OHV, паранитовыми и асбестовыми прокладками, алюминиевым блоком, головкой и ее крышкой, чугунными коллекторами впуска и выпуска.


Конструкция ЗМЗ 402

Рядная 4-х цилиндровая схема двигателя предназначена для продольного расположения под капотом.

Основные технические характеристики ЗМЗ 402 выглядят следующим образом:

ИзготовительЗМЗ
Марка ДВС402
Годы производства1981 – 2006
Объем2445 см3 (2,45 л)
Мощность73,5 кВт (100 л. с.)
Момент крутящий182 Нм (на 2500 об/мин)
Вес181 – 184 кг
Степень сжатия8,2 (7,6)
Питаниекарбюратор, распределенный впрыск
Тип моторарядный, бензиновый, 4 цилиндровый
Зажиганиекоммутаторное, бесконтактное
Число цилиндров4
Местонахождение первого цилиндраТВЕ
Число клапанов на каждом цилиндре2
Материал ГБЦсплав алюминиевый
Впускной коллектордюралевый
Выпускной коллекторлитой чугунный
Распредвалоригинальный профиль кулачков
Материал блока цилиндровалюминиевый сплав с пропиткой смолой
Диаметр цилиндра92 мм
Поршниоригинальные
Коленвалот 2103
Ход поршня92 мм
ГорючееА-76, АИ-92
Нормативы экологииЕвро-0
Расход топливатрасса – 5,3 л/100 км
смешанный цикл 6,6 л/100 км

город – 13,5 л/100 км

Расход масламаксимум 0,2 л/1000 км
Какое масло лить в двигатель по вязкости5W30, 10W30, 5W40, 0W30, 0W40
Какое масло лучше для двигателя по производителюLiqui Moly, ЛукОйл, Роснефть
Масло для ЗМЗ 402 по составусинтетика, полусинтетика, минеральное
Объем масла моторного6 л
Температура рабочая80 – 110°
Ресурс ДВСзаявленный 200000 км
реальный 250000 км
Регулировка клапановвинты регулировочные + щупы
Система охлажденияпринудительная, антифриз
Объем ОЖ3,5 л без учета шлангов, отопителя и радиатора
Помпас пластиковой крыльчаткой
Термостатдвухклапанный ТА107-05 либо ТС107-05
Свечи на ЗМЗ 402чешские Brisk DR17YC/A
Зазор свечи0,7 – 0,85 мм
Шестерня ГРМGates, ширина 22 мм, ресурс 200000 км пробега
Порядок работы цилиндров1-3-4-2
Воздушный фильтрNitto, Knecht, Fram, WIX, Hengst, сменный картридж
Масляный фильтрMannol SCT Sh515, Mann H727/4
Маховикдиаметр 330 мм, вес 13,2 кг
Болты крепления маховикаМ12х1,25 мм, длина 26 мм
Маслосъемные колпачки
Компрессияот 7 бар, разница в соседних цилиндрах максимум 1 бар
Обороты ХХ800 – 850 мин-1
Усилие затягивания резьбовых соединенийсвеча – 31 – 39 Нм
маховик – 62 – 87 Нм

болт сцепления – 19 – 30 Нм

крышка подшипника – 68 – 84 Нм (коренной) и 43 – 53 (шатунный)

головка цилиндров – три стадии 20 Нм, 69 – 85 Нм + 90° + 90°

В таблице приведено описание базового мотора, которое подходит для всех вариантов этой серии.

Порядок работ по регулировке клапанов двигателя ЗМЗ-402

Ниже приведён подробный порядок действий:

  • скинуть клеммы с аккумулятора;
  • поставить нейтральную передачу;
  • отсоединить всё навесное оборудование, которое отходит от клапанной крышки, включая шланг УОЗ;
  • скинуть тросы заслонок, прикреплённых к карбюратору;
  • демонтировать воздушный фильтр;
  • отвернуть болты, снять верхнюю часть механизма;
  • вывернуть свечи зажигания;
  • поршень цилиндра 1 установить в ВМТ, совмещая метку коленвала с приливом на передней крышке мотора — вращать коленвал рекомендуется только стартером;
  • снять крышку электрического распределителя, проверить бегунок — данный элемент трамблёра должен смотреть строго на 1 цилиндр;
  • начать регулировку клапанов.

Клапана желательно регулировать только на холодный двигатель! С другой стороны, мотор ЗМЗ-402 оснащён алюминиевой головкой. Штанги имеют свойство расширяться по мере нагрева ДВС, а зазоры уменьшаться. По этой причине опытные мастера рекомендуют регулировать систему 402-го на прогретом движке, выставляя зазоры 0,3 мм на всех элементах. Исключение — автомобили Газель.

Что касается меток: они могут совпадать при ВМТ с первым или четвёртым цилиндром. Как это проверить помимо направления бегунка? Если зажаты клапаны 1, 2, 4 и 6, а остальные свободны — метка совпадает с 4-м цилиндром. И наоборот, если зажаты 8, 7, 5 и 3 — метка совпадает с 1-м цилиндром.

Регулировка клапанов 402 двигателя в два приема осуществляется по следующей схеме:

  • сначала первые клапаны впуска и выпуска;
  • затем вторые впуска и выпуска;
  • третий впускной;
  • проворот коленвала на 360 градусов, совмещение меток и установка бегунка на 4-й цилиндр;
  • регулировка оставшихся клапанов.

Коротко порядок регулировки клапанов выглядит так: сначала 1, 2, 4 и 6 — остальные зажаты, затем — от кабины 8, 7, 5 и 3.

Регулировка клапанов ЗМЗ 402 по инструкции:

  • подвигать коромысло по валу вперёд и назад;
  • несильно и осторожно стукнуть молотком по валу точно над клапаном — ни в коем случае не бить по толкателю;
  • гаечным ключом на 11 открутить гайку регулировочного винта, придерживая последний мощной отвёрткой с плоским жалом или накидным ключом на 14;
  • щупом измерить зазор — он должен проходить под клапаном с небольшим усилием, при необходимости отрегулировать до нужных значений;
  • зажать гайку обратно — заново проверить величину зазора;
  • повторить операцию со всеми клапанами.

На некоторых автомобилях клапана регулируются с помощью шайб. Вместо родной устанавливается кольцо меньшей или большей толщины. Альтернативный вариант — замена толкателей на варианты с нужными параметрами. Известны моторы, на которых регулировка вообще не предусмотрена — на ДВС с гидрокомпенсаторами. Клапаны ЗМЗ-402 настраиваются специальным регулировочным винтом.

Затем надо установить на место свечи, крышку распределителя и навесное оборудование. Потом осуществить тестовый запуск двигателя, чтобы проверить подачу масла на все толкатели. Если смазка не будет поступать на какой-либо элемент, следует ослабить крепёжную гайку оси коромысел в зоне четвёртого цилиндра. Также надо будет прочистить всю маслосистему автомобиля.

В конце остановить мотор, собрать все демонтированные компоненты на место. Болты клапанной крышки закрутить с нужным усилием. После установки всех нужных шлангов и трубок, заново завести движок. Дать ему прогреться до 80-90 градусов, затем послушать работу клапанов — они не должны звенеть или цокать.

Особенности конструкции

В сравнении с «нулевым» прототипом двигатель ЗМЗ 402 получил весьма незначительные улучшения конструкции, так как задача увеличить мощность не стояла:

  • изначально блок цилиндров отливался в кокиль, гильзы цилиндров фиксировались в расточке верхней плиты, по верхнему буртику;
  • затем руководство завода перешло на технологию литья под давлением, верхняя рубашка стала открытой, гильзы крепились внутри нижнего пояса;
  • позже производитель вновь вернулся к кокильному литью, поэтому в машинах эксплуатируются, и те, и другие блоки.


Разобранный мотор

Очередной особенностью силового привода является использование масляного радиатора, чтобы система охлаждения работала эффективнее.


Масляный радиатор

Газораспределительный механизм имеет морально устаревшую уже на момент создания ДВС схему OHV – распредвал снизу, управление коромысло-штанговым механизмом. Именно из-за этого узла мотор получился очень тяжелым, несмотря на легкий блок цилиндров.

Критерии выбора моторного масла

Заливать в двигатель ЗМЗ-402 рекомендуется только минеральное масло. Другие типы смазки испортят машину. Герметик, применяемый в двигателе, является простой веревкой, пропитанной графитовым составом. Синтетические и полусинтетические масла, попав на герметик, разъедают его.

Если хочется использовать синтетическое и полусинтетическое моторное масло, целесообразнее провести тюнинг двигателя.


Заливка масла в двигатель ЗМЗ-402

Плюсы и минусы

Основными недостатками серии двигателей ЗМЗ 402 являются:

  • морально устаревшая конструкция ГРМ;
  • головка блока цилиндров затрудняет тюнинг;
  • очень слабые прокладки и задний сальник коленвала;
  • высокие вибрации, приводящие к ослаблению резьбовых соединений.


Асбестовая прокладка ГБЦ

С другой стороны, мотор очень надежный, рассчитан на высокие эксплуатационные нагрузки. При нормальном обслуживании реальный ресурс составляет 300 – 350 тысяч км пробега.

Расход топлива

Большим недостатком машин ГАЗ с двигателем ЗМЗ-402 является избыточный расход топлива. На сто километров у автомобиля ГАЗ с таким мотором уйдет 13 литров. Связано это с устаревшими технологиями, использованными при его создании.

Настройка карбюратора при подаче топлива была произведена некорректно, в результате автомобили с таким мотором расходовали избыточное количество топлива и неровно работали на холостых оборотах.

Исправляется этот недостаток заменой карбюратора от другой подходящей машины, например, от «Жигулей».

Список моделей авто, в которых устанавливался

Создавался мотор ЗМЗ 402 для Горьковского и Ульяновского автозаводов, Рижской автобусной фабрики, поэтому применялся для комплектации автомобилей:

  • ГАЗ-24-10 Волга – 1985 – 1993;
  • ГАЗ-3102 Волга – 1981 – 2006, только форкамерные модификации ДВС;
  • ГАЗ-31029 Волга – 1992 – 1997;
  • ГАЗ-3110 Волга – 1997 – 2005;
  • ГАЗ-31105 Волга – 2002 – 2006;
  • ГАЗ-3302 Газель – 1994 – 2003;
  • ГАЗ-33023 Газель-Фермер – 1995 – 2003;
  • ГАЗ-2705 Газель грузопассажирская – 1995 – 2003;
  • ГАЗ-3221 Газель микроавтобус – 1996 – 2003;
  • ГАЗ-32213 Газель микроавтобус повышенной комфортности – 1996 – 2003;
  • ГАЗ-322132 Газель маршрутное такси (сдвижная дверь) – 1996 – 2003;
  • ГАЗ-32214 Газель «скорая помощь» – 1996 – 2003;
  • РАФ-М1 Роксана и РАФ-М2 Стилс – выпущены в единственном экземпляре, не пошли в серию;
  • РАФ-33111 – грузовик двухместный бортовой 1 т;
  • РАФ-22038 – маршрутное такси, небольшие объемы производства;
  • РАФ-22039 – маршрутное такси крупногабаритное.

Характеристики двигателя позволяли использовать его в Газелях спецтехники, линейка которых выпускалась Мытищинским заводом Купава. В Украине Часовоярский ремзавод собирал автобусы Рута с этими моторами, Черниговский завод – Богдан-А049 и ТУР-А049, Бориспольский автозавод – БАЗ-2215 Дельфин.


БАЗ Дельфин

Социальные (реанимация и катафалк) и школьные автобусы с силовым приводом ЗМЗ 404 собирал Семеновский авторемонтный завод с 1995 по 2006 год. Некоторые детали использовались в двигателях УАЗ в качестве комплектующих.

Таблица: полезные технические данные по 402

Порядок работы цилиндров1-2-4-3
Направление вращения ротора распределителяпротив часовой стрелки
Угол опережения зажигания, град
центробежный регулятор15-18
вакуумный регулятор8-10
Свечи зажиганияА14ВР
Зазор свечи зажигания, мм0,8-0,95
Сопротивление бегунка, кОм5-8
Сопротивление наконечника свечи, кОм4-7
Сопротивление центрального контакта крышки, кОм8-13
Сопротивление обмотки статора, кОм0,4-0,45

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Регламент обслуживания ЗМЗ 402

Официальный мануал содержит сроки замены расходных материалов, чтобы двигатель ЗМЗ 402 прослужил весь заявленный ресурс:

  • моторное масло через 10000 км;
  • охлаждающая жидкость после 60000 км или 2 лет эксплуатации;
  • регулировка тепловых зазоров клапанов каждые 15000 км;
  • протяжка гаек ГБЦ каждые 20000 км;
  • картридж воздушного фильтра служит 20000 км, а топливный фильтр 30000 км.

Изначально в устройство ДВС заложены очень ненадежные прокладки. Пропитанный графитом асбестовый лист толщиной 1,5 мм между блоком и головкой нормально держит температуру, но от вибраций ослабляются гайки. Крышка ГРМ и поддон картера уплотняются паранитовыми прокладками, обладающими низким ресурсом и маслостойкостью.


ГРМ привод зубчатым колесом

Ни ремня, ни цепи ГРМ здесь нет, передача вращения на нижний распредвал осуществляется зубчатой шестерней. Ее ресурс значительно выше, но контроль за состоянием венца необходим периодически.

Конструкция и устройство двигателя ЗМЗ-402

В серию ЗМЗ-402 входили три вида: 402.1, 402.2 и 402. Различаются они по уровню сжатия топливной смеси, который в зависимости от типа находится в промежутке от 6,7 до 8,2.

Это простые в использовании моторы, использующие бензиновое топливо. В них установлен карбюратор и по четыре цилиндра в ряду.


Конструкция двигателя ЗМЗ-402

Для увеличения герметичности блок цилиндров и верхняя сторона картера представляют собой единый компонент, отлитый из высокопрочного алюминиевого сплава и покрытый специальным составом.

По нижней стороне блок перегородками делится на четыре сектора, в которых размещены коренные подшипники коленчатого вала, крышки которых отлиты из ковкого чугуна. Их расточка происходит вместе с блоком, и ставить крышки на другое место нельзя. Для удобства на них выгравированы порядковые номера.

На передней части блока расположена алюминиевая крышка газораспределительного механизма. Сзади блока размещен картер сцепления.

Блок и головка цилиндров не нуждаются в особом уходе, кроме удаления скопившейся пыли и подтяжки резьбовых соединений.

Задний сальник является слабым местом двигателя ЗМЗ-402. Веревка, пропитанная графитовым составом, не рассчитана на эксплуатацию при высоких (более трех тысяч) оборотах коленвала. При недостатке смазки мотор просто ломается.

Простота конструкции позволяет ремонтировать и модифицировать мотор своими руками, без обращения к специалистам. Недостатком является высокая возможность перегрева при интенсивной эксплуатации.

Устанавливался двигатель ЗМЗ-402 на следующие машины:

  • ГАЗ 2410;
  • ГАЗ 3102;
  • ГАЗ 31029;
  • ГАЗ 3110;
  • ГАЗ 31105;
  • ГАЗ Соболь;
  • ГАЗ Газель;
  • некоторые модели УАЗ;
  • микроавтобусы «Латвия».

Обзор неисправностей и способы их ремонта

В принципе, мотор ЗМЗ 402 недоработан изначально, так как на момент создания уже были более прогрессивные технические решения. Основным достоинством является безопасность при срезании зубьев шестерни ГРМ – поршень не гнет клапана.

Зато коленвал шлифуется бесцентровым методом, возникают радиальные биения, при оборотах свыше 2500 – 2700 мин-1 веревочный задний сальник не справляется с задачей. Выхлоп идет в картер, повышается давление масла. Характерны для моторов семейства ЗМЗ 402 следующие неисправности:

Течь маслапрокладка прогорает из-за более сильного нагрева средней части ГБЦзамена прокладки и своевременная протяжка
Перегрев мотораполомка помпы, термостата, воздушная пробка в системе охлаждениязамена помпы/термостата, удаление пробки
Вибрациидисбаланс системы зажигания, карбюратора или КШМ, износ подушекбалансировка систем, замена подушек

Стук может возникать во вкладышах подшипников коленвала и клапанах, исчезает после замены.

Когда нужна регулировка клапанов

Детали механизма газораспределения открываются поочерёдно и в нужный момент. Контролирует их распредвал, надавливая своими кулачками на коромысла при вращении. Между выступами вала и элементами предусмотрены тепловые зазоры клапанов. Они призваны компенсировать физическое расширение металлических компонентов от нагревания — во время работы двигатель сильно греется. По сути, отрегулировать клапана на 402 двигателе, значит, изменить этот самый тепловой промежуток в большую или меньшую сторону.

Если элемент будет неплотно закрываться из-за температурного расширения, то фактически перестанет герметично закрывать камеру сгорания, не изолируя её от трактов. Если же клапан открывается с опозданием, это уже происходит по причине увеличения теплозазора и не только отрицательно воздействует на состоянии всего механизма, но и ухудшает подачу топливной смеси.

Периодичность регулировки прописана в руководстве к движку: делать это нужно каждые 10-15 тыс. км пробега. Такая короткая фаза между настройками объясняется конструктивной неудачностью мотора ЗМЗ-402. Распределительный вал здесь находится чересчур низко и периодически бряцает, а тяги толкателей слишком длинные. Кроме того, качество используемых деталей невысокое, что лишний раз увеличивает вибрационную нагрузку на ГРМ. Например, шестерня распредвала быстро отваливается, так как сделана из капрона. Правда, она защищена металлической втулкой, но эбонитовая шестерня, как на других моторах, смотрится куда надёжнее.

Общие сведения о двигателе

Рисунок 1 — Двигатель ЗМЗ-24 (402)

1 — Маслоприемник. 2 — Крышка коренного подшипника коленчатого вала. 3 — Поршень. 4 — Блок цилиндров. 5 — Прокладка гильзы цилиндра. 6 — Гильза цилиндра. 7 — Задний сальник коленчатого вала. 8 — Краник для слива охлаждающей жидкости. 9 — Краник отопителя кузова. 10 — Заслонка подогрева смеси. 11 — Выпускной коллектор. 12 — Впускная труба. 13 — Тяга управления сливным краником. 14 — Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости. 15 — Крышка коромысел. 16 — Коромысло. 17 — Распорная пружина коромысел 18 Выпускной клапан. 19 — Седла клапанов. 20 — Впускной клапан 21 — Пружина клапана. 22 — Сухарь клапана. 23 — Тарелка пружины клапана. 24 — Маслоотражательный колпачок. 25 — Опорная шайба пружины клапана. 26 — Крышка маслоналивной горловины. 27 — Стойка оси коромысел. 28 — Плоские шайбы оси коромысел, 29 — Пружинная шайба оси коромысел. 30 — Ось коромысел. 31 — Прокладка крышки коромысел. 32 — Выпускной патрубок охлаждающей рубашки. 33 — Термостат. 34 — Корпус насоса охлаждающей жидкости. 35 — Крыльчатка насоса охлаждающей жидкости. 36 — Ремни вентилятора. 37 — Вентилятор. 38 — Гайки крепления ступицы вентилятора. 39 — Толкатель клапана. 40 — Распределительный вал. 41 — Упорный фланец распределительного вала. 42 — Шестерня распределительного вала. 43 — Крышка распределительных шестерен. 44 — Передний сальник коленчатого вала. 45 — Шкив коленчатого вала. 46 — Зубчатая шайба храповика коленчатого вала. 47 — Храповик коленчатого вала. 48 — Ступица шкива коленчатого вала. 49 — Отражатель крышки распределительных шестерен. 50 — Маслоотражатель коленчатого вала. 51 — Распределительная шестерня коленчатого вала. 52 — Упорная шайба коленчатого вала. 53 — Передняя шайба упорного подшипника коленчатого вала. 54 — Задняя шайба упорного подшипника коленчатого вала. 55 — Коленчатый вал.

Двигатели 24Д и 24-01 выпускаются на Заволжском моторном заводе им. 50-летия СССР по чертежам, разработанным Горьковским автозаводом на базе двигателя автомобиля ГАЗ-21. Двигатели — четырехтактные, карбюраторные, верхнеклапанные, четырехцилиндровые, с жидкостным охлаждением. Ход поршня у этих двигателей равен диаметру цилиндра и составляет 92 мм. Сравнительно малый ход поршня обусловил его малую среднюю скорость, вследствие чего путь поршня на 1 км пробега автомобиля также мал. Это обеспечило малый износ цилиндро-поршневой группы и высокую долговечность узла.

Коленчатый вал — пятиопорный, с большой рабочей поверхностью как шатунных, так и коренных подшипников. Вследствие этого удельные нагрузки на подшипники сравнительно малы. Вкладыши коренных и шатунных подшипников изготовлены из стальной ленты, залитой алюминиевым сплавом. Такие вкладыши способны воспринимать большие нагрузки, сохраняя высокую работоспособность.

Распределительный вал опирается на пять подшипников, выполненных из сталебаббитовой ленты. Седла клапанов изготовлены из легированного чугуна высокой твердости, выдерживающего высокую температуру и ударные нагрузки. Направляющие втулки клапанов выполнены из металлокерамики с высокими износостойкими качествами. Клапаны изготовлены из жаропрочной стали: фаска тарелки выпускных клапанов заправлена более жаропрочным сплавом. Все ответственные поверхности, подвергающиеся истиранию (кулачки и шейки распределительного вала, наконечники штанг толкателей, толкатели, коромысла, регулировочные винты коромысел и т. д.), изготовлены из специального материала и подвергнуты термической обработке. В верхнюю часть цилиндра установлены вставки, выполненные из кислотоупорного износоустойчивого чугуна. Все трущиеся поверхности смазываются под давлением. В системе смазки установлен полнопоточный фильтр тонкой очистки с бумажным фильтрующим элементом.

В результате указанных конструктивных и технологических мер ресурс двигателя — 200 тыс. км пробега автомобиля по дорогам 1 категории. При данной конструкции газопровода с подогревом центральной части впускной трубы отработавшими газами, обеспечивающей равномерное распределение горючей смеси по цилиндрам, а также при выбранных оптимальных фазах открытия впускных и выпускных клапанов, двигатели развивают мощность 95 и 85 л. с. (при 4500 об/мин коленчатого вала; степень сжатия соответственно 8,2 и 6,7).

В конструкции двигателя учтено удобство обслуживания его в процессе эксплуатации. С левой стороны двигателя расположены бензиновый насос 11, стартер 13, распределитель зажигания 8, указатель давления масла и датчик 29 указателя давления масла, масляный фильтр 30, фильтр 32 тонкой очистки топлива, свечи 6 зажигания, с правой стороны — генератор 16, газопровод с сектором 14 регулирования подогрева смеси, сливной кран охлаждающей жидкости с тягой 17, кран отопителя кузова, датчик температуры воды и карбюратор 3. Смазка подшипников насоса охлаждающей жидкости осуществляется через пресс-масленку с правой стороны двигателя. Достаточность количества нагнетаемой смазки определяется визуально по выходу смазки из контрольного отверстия на корпусе насоса. Регулирование зазора между коромыслами и клапанами производится при снятой крышке коромысел; доступ к ним очень удобен.

В конструкции двигателя также предусмотрена возможность легкого ремонта. Для этой цели цилиндры выполнены в виде отдельных деталей — «мокрых» гильз, легко вставляемых в блок цилиндра, а коренные и шатунные подшипники имеют тонкостенные сталеалюминевые вкладыши, которые можно заменить, не прибегая к услугам ремонтных заводов, а иногда даже не снимая двигателя с автомобиля. Для изготовления деталей двигателя широко применены алюминиевые сплавы; кроме такой традиционной алюминиевой детали как поршень, из алюминиевого сплава изготовлены также основные корпусные детали: блок цилиндров, картер сцепления, головка цилиндров, крышка распределительных шестерен, крышка насоса охлаждающей жидкости, выпускной патрубок охлаждающей рубашки, корпус масляного насоса, корпус и крышка масляного фильтра, впускная труба. В результате широкого применения алюминиевых сплавов двигатель в сборе с оборудованием, сцеплением и коробкой передач (но без воздушного фильтра и вентилятора) весит только 205 кгс. Подробное описание конструктивных особенностей двигателя дано к соответствующим иллюстрациям.

402 Замена головки цилиндра с большим блоком — Игры с головкой

| Практическое руководство — Двигатель и трансмиссия

Мы меняем головки блока цилиндров на 402-м большом блоке и получаем большую мощность

Наш друг Брюс владеет своим Vette 65-го года с середины 70-х годов. Это был один из 2157 автомобилей, которые покинули сборку Сент-Луиса с совершенно новым L78 396 между крыльями. Когда Брюс получил машину, этого двигателя уже давно не было. Сегодняшний 402-й вышел из Монте-Карло 71-го года и оснащен гидравлическим распределительным валом с плоскими толкателями мягкого действия Comp Cams с подъемом 0,510 / 0,510, углом сдвига кулачков 110 градусов, продолжительностью 0,270 / 0,270, двойными клапанными пружинами и штоком. стальные коромысла с передаточными числами.

Поток. Для двигателя это ключ к получению максимально возможной мощности от двигателя внутреннего сгорания. Без него ваш двигатель, будь то маленький или большой блок, будет не чем иным, как хрипящей массой железа и стали, задыхающейся от страданий. Подумайте об этом так: побегайте 10 минут на беговой дорожке в обычном режиме, затем бегите еще 10 минут с чьей-то рукой, слегка сжимающей ваше горло. Заметили разницу? Ограничительные головки делают то же самое с вашим двигателем.

У нашего хорошего друга были проблемы с его Corvette 65-го года. Большой блок 402, который он установил много лет назад, имел некоторые проблемы с перегревом, которые были связаны с выхлопными газами в системе охлаждения, а это означало, что в одной из головок была трещина, вероятно, в седле выпускного клапана.

Это дало нам прекрасную возможность показать, что может сделать замена на набор современных головок с улучшенной текучестью с неизменившимся в остальном двигателем. В то же время мы могли бы отказаться от массивных чугунных монстров эпохи диско в пользу пары алюминиевых блоков 21-го века.

Не так давно у парней с уличными моторами Rat был один, а то и два варианта комплекта алюминиевых головок. Обратите внимание, что мы сказали улица, а не дорогие головы, ориентированные на гонки, которые были непомерно дорогими для большинства. Обычно единственным выходом было найти набор винтажных заводских головок L88/L89/ZL1, но даже тогда их стоимости было достаточно, чтобы построить целую чугунную производительную Крысу.

Ну, сейчас 2011 год. Нет, у нас нет летающих машин, людей, живущих на Луне, или какого-либо объяснения того, что GM думала о зажигании Optispark. Но то, что у нас есть, это честные алюминиевые головки с отличными характеристиками, которые подойдут для любого бюджета, даже для скромного владельца большого блока.

Для этого теста мы не собирались ничего менять, кроме головок. Почему? Для парня с ограниченным бюджетом вы делаете все по шагам. Если оставить в стороне проблему перегрева нашего двигателя, если вы хотите улучшить производительность своего двигателя, не разрывая его, первое, с чего нужно начать, это головки. Они являются основой для вашей индукционной системы. Даже самая дешевая бюджетная головка на рынке сегодня, вероятно, намного лучше, чем заводская штука 40-50 лет назад.

Как не построить каркас дома до фундамента, так и не купить распредвал перед покупкой головок. Модернизируя сначала только головки, мы остаемся в рамках разумного бюджета и позволяем себе более широкий выбор роликовых распределительных валов, как гидравлических, так и механических, на выбор для нашего следующего крупного повышения производительности, включая увеличение подъемной силы благодаря максимальной грузоподъемности 0,700 дюйма. из новых голов.

В поисках набора головок, пригодных для использования на улицах и газовых насосах, мы просмотрели различные каталоги и решили остановиться на наборе алюминиевых головок PowerOval 280 с овальным портом Trick Flow Specialties, арт. ТФС-41310001. Эти головки оснащены камерами сгорания объемом 113 куб. См, впускными каналами объемом 280 куб. См и выпускными отверстиями объемом 137 куб. См, приподнятыми на 0,300 дюйма для оптимизации исходящего потока и продувки. В то время как выпускные отверстия приподняты, впускные отверстия находятся в штатном месте большого блока, поэтому любой стандартный впуск большого блока сразу же защелкнется. Розничная цена этих головок $9.24,98 (в снаряженном состоянии) за штуку через Summit Racing. Следите за тем, как мы проверяем наш тестовый двигатель с помощью динамометрического стенда Dynojet нашего Snap-on Tech Center, заменяем наши новые головки, затем привязываем Sting Ray обратно к роликам и смотрим, какие улучшения мы получили.

2 После того, как двигатель остыл, первое действие было простым: снять верхнюю часть двигателя, включая передний кронштейн генератора. При этом убедитесь, что у вас под рукой много тряпок, особенно при отсоединении топливопроводов от карбюраторов (или впрыска топлива, если ваш собственный двигатель так оборудован). 5 С вывернутыми головными болтами мы (ну, Брюс) могли снять старых чугунных монстров. Мы положили один из них на напольные весы, и он весил колоссальные 70 с лишним фунтов, поэтому вены вылезли из шеи Брюса, когда он перекинул его через крыло Corvette. После того, как головки были сняты, мы использовали несколько синих прочных магазинных бумажных полотенец, чтобы впитать любую пролитую охлаждающую жидкость из цилиндров и долины подъемника. 8 Вот крупный план камер сгорания, новых и старых. Головки TFS имеют современную конструкцию камеры с более эффективным потоком фронта пламени по сравнению со старыми головками, меньшим кожухом клапана и открытой конструкцией камеры. 11 Благодаря гораздо более легкому весу (44 фунта) установка новых головок TFS на место была намного проще для Брюса. Снятие веса с автомобиля (даже такого легкого, как Corvette) — это всегда прирост производительности, основная математика заключается в том, что на каждые 100 фунтов, которые вы снимаете, автомобиль набирает десятую часть е. т. В этом случае с более чем 60 фунтами на переднюю часть даже на улице мы увидим разницу в управляемости и производительности. 13 Поскольку некоторые болты головки «мокрые», то есть они входят в водяную рубашку, нам пришлось использовать на них незатвердевающий герметик для резьбы, чтобы предотвратить утечку охлаждающей жидкости. Герметик также смазывает резьбу, что очень важно при установке болтов с головкой, особенно если вы работаете с алюминиевым блоком. 15b …Болты и равномерное сжатие прокладки головки блока цилиндров для эффективного уплотнения. Trick Flow включает характеристики крутящего момента и последовательность для этих головок в своих инструкциях. 18 При установке нестандартных головок, если они не той же высоты, что и заводские, вам потребуются более длинные толкатели, как указано в инструкциях TFS. Наши приятели из Comp Cams прислали нам свой комплект регулируемых толкателей (поставляется с тремя контрольными толкателями разной длины), чтобы мы могли определить необходимую длину. После расчета мы заказали комплект Comp 7757 9.Цельные толстостенные толкатели диаметром 3/8 дюйма длиной 0,600 дюйма. Поскольку длина толкателя может варьироваться в зависимости от области применения и блока (высота деки, фрезерована ли головка и т. д.), всегда лучше измерить длину толкателя, чтобы убедиться, что вы выбрали правильные. Слишком длинные или слишком короткие толкатели могут повредить клапанный механизм и привести к серьезному повреждению двигателя, например, удары клапанов о поршни. 21 После того, как были установлены коромысла и настроен предварительный натяг толкателей для каждого клапана, остальная часть верхней части двигателя была переустановлена. 24 В качестве охлаждающей жидкости мы использовали антифриз AMSOIL для тяжелых условий эксплуатации, который совместим как со стандартным (зеленым), так и с длительным сроком службы (оранжевый или другие цвета). Мы также использовали гоночное синтетическое масло AMSOIL 20W-50, которое имеет более высокий уровень ZDP, чем обычная синтетика, что необходимо, если у вас распредвал с плоским толкателем, особенно при обкатке распредвала. Даже на правильно сломанном кулачке с плоским толкателем использование этого масла по-прежнему является хорошей страховкой, особенно в автомобиле, который не предназначен для регулярного вождения.
Популярные страницы
  • Мастерское творение Datsun 240Z Restomod посвящено папе
  • Прежде чем его космический корабль взорвался, SpaceX уничтожила минивэн Chrysler 48
  • Шевроле Корвет Z06 2023 года против Porsche Cayman GT4 RS: больше Vette гоняется за Porsche?
  • Taco Teaserday: новейший обзор Toyota Tacoma следующего поколения Bumps Tunes
Trending Pages
  • Этот искусный рестомод Datsun 240Z посвящен папе
  • Прежде чем его звездолет взорвался, SpaceX уничтожила минивэн Chrysler
  • Dumb Corvette Hybrid Events
  • 2023 Chevy Corvette Z06 против Porsche Cayman GT4 RS: больше Vette гоняется за Porsche?
  • Taco Teaserday: новейший превью Toyota Tacoma следующего поколения Bumps Tunes

Прокладки головки блока цилиндров CHEVROLET 6,6 л/402 — бесплатная доставка при заказе на сумму более 109 долларов США в Summit Racing

Результаты 1–25 из 558

. ..Загрузка

Ориентировочная дата отгрузки в США: Завтра Расчетная дата международной отправки: Сегодня

…Загрузка

Ориентировочная дата отгрузки в США: Завтра

Расчетная дата международной отправки: Сегодня

. ..Загрузка

Ориентировочная дата отгрузки в США: 15 мая 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня

…Загрузка

Ориентировочная дата отгрузки в США: 22 июня 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня

. ..Загрузка

Ориентировочная дата отгрузки в США: 15 мая 2023 г. Расчетная дата международной отправки:

Сегодня

…Загрузка

Ориентировочная дата отгрузки в США: 22 июня 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня

. ..Загрузка

Ориентировочная дата отгрузки в США:

15 мая 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня

…Загрузка

Ориентировочная дата отгрузки в США: пятница 28.04.2023 Расчетная дата международной отправки: Сегодня

. ..Загрузка

Ориентировочная дата отгрузки в США: Среда, 26.04.2023 Расчетная дата международной отправки: Сегодня

…Загрузка

Ориентировочная дата отгрузки в США: Четверг, 27.04.2023 Расчетная дата международной отправки: Сегодня

. ..Загрузка

Ориентировочная дата отгрузки в США: 15 мая 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня

…Загрузка

Ориентировочная дата отгрузки в США: Среда, 26.04.2023

Расчетная дата международной отправки: Сегодня

. ..Загрузка

Ориентировочная дата отгрузки в США: 15 мая 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня

…Загрузка

Ориентировочная дата отгрузки в США:

22 июня 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня

. ..Загрузка

Ориентировочная дата отгрузки в США: 15 мая 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня

…Загрузка

Ориентировочная дата отгрузки в США: 11 мая 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня

. ..Загрузка

Ориентировочная дата отгрузки в США: 15 мая 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня

…Загрузка

Ориентировочная дата отгрузки в США: 15 мая 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня

. ..Загрузка

Ориентировочная дата отгрузки в США: 15 мая 2023 г.

Расчетная дата международной отправки: Сегодня

…Загрузка

Ориентировочная дата отгрузки в США: 15 мая 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня

. ..Загрузка

Ориентировочная дата отгрузки в США: Четверг, 27.04.2023 Расчетная дата международной отправки: 12 июня 2023 г.

…Загрузка

Ориентировочная дата отгрузки в США: Завтра Расчетная дата международной отправки: Сегодня

. ..Загрузка

Ориентировочная дата отгрузки в США: 22 июня 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня

…Загрузка

Ориентировочная дата отгрузки в США: 22 июня 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *