Рейтинг лучших моторных масел для дизельных двигателей с турбонаддувом
Любое моторное масло обязано защищать детали двигателя от трения и износа, перегрева и деформации, загрязнения и выхода из строя раньше времени. Отсюда следует, что некачественная смазка является одной из причин серьезного и дорогостоящего ремонта ДВС. Особенно это касается современных дизельных турбомоторов, которые весьма требовательны к качеству масла. В этой статье рассмотрим, по каким основным параметрам надо подбирать масло для таких двигателей, чтобы избежать путаницы и увеличить срок службы автомобиля.
Содержание
- 1 Отличия дизельного масла от бензинового
- 2 Выбор основы масла для турбодизеля
- 2.1 Минеральное масло
- 2.2 Полусинтетическое масло
- 2.3 Синтетическое масло
- 3 Выбор вязкости масла для турбодизеля
- 4 Характеристики дизельных масел
- 4.1 Стандарт SAE
- 4.2 Стандарт API
- 4.2.1 Какой нужен API для универсального масла
- 4. 3 Стандарт АСЕА
- 5 Выбор марки дизельного масла в зависимости от марки автомобиля
- 6 ТОП-10 масел для дизельных турбомоторов
- 6.1 1.ZIC X5 10W-40 Diesel
- 6.2 2.Wolf Extendtech 5W-40 HM
- 6.3 3.JB German Oil MIG 2000 MOS 10W-40
- 6.4 4.Valvoline All Climate 5W-30
- 6.5 5.Eneos Premium Diesel CJ-4 10W-40
- 6.6 6.Totachi Eco Gasoline 10W-40
- 6.7 7.Total Quartz INEO MC3 5W-40
- 6.8 8.Liqui Moly Super Leichtlauf 10W-40
- 6.9 9. Idemitsu Euro Spec 5W-40
- 6.10 10.Wolf Vital Tech 5W-30 Asia/US
- 7 Лучшее дизельное масло для турбодизеля. Наш выбор
- 7.1 Castrol Magnatec Professional 10W-40 A3
Отличия дизельного масла от бензинового
Масло для дизельных двигателей работает на обедненной топливно-воздушной смеси в тяжелых условиях. Топливо смешивается с воздухом и сгорает в ускоренном режиме, что приводит к более высоким нагрузкам и повышенному объему выбросов углекислого газа, сажи, серы и других опасных веществ.
Продукты сгорания попадают в картер для последующей обработки с помощью системы вентиляции картерных газов. Но эта система не всегда справляется с большим объемом примесей, что является одной из причин ускоренного окисления внутренних поверхностей ДВС. В связи с этим качественное дизельное масло по сравнению с бензиновой смазкой, как правило, должно иметь более эффективные моющие свойства и повышенную устойчивость к процессам окисления.
У бензиновых и дизельных масел одна и та же основа, но определенный пакет присадок. Как раз в дизельном масле их намного больше для того, чтобы получить высокоэффективную основу для защиты от отложений и колоссальных нагрузок. Речь идет об особых моющих присадках, применяемых только в дизельной смазке. Задачей этих присадок является вывод из рабочей зоны того объема масла и сажи, с переработкой которого не успела справиться система вентиляции картерных газов.
Выбор основы масла для турбодизеля
Все смазочные материалы делятся на три категории:
- минеральные
- полусинтетические
- синтетические
Минеральное масло
Минеральное масло состоит только из натуральных ингредиентов с минимальным набором присадок. Важно заметить, что поначалу эффективность такой смазки будет мало чем отличаться от более дорогих смазок, рассмотренных ниже. Однако с течением времени ситуация будет меняться отнюдь не в пользу дешевой минералки, которая имеет более короткий интервал замены. Поскольку минералка изготовлена из переработанной нефти и имеет только натуральные компоненты, то данный тип масла может быстро утратить свои полезные свойства при температурных перепадах и любых других высоких нагрузках. Поэтому использовать минералку в современных реалиях есть смысл только в том случае, если это предусмотрено в сервисной книжке транспортного средства. Сроки замены у такого масла обычно не превышают 5 тыс. км.
Полусинтетическое масло
Полусинтетическое масло больше актуально для дизельных турбомоторов с пробегом, даже несмотря на наличие в его составе минеральной основы и частично искусственно созданных компонентов. Эффективность полусинтетики в сравнении с минералкой обусловлена синтетическими присадками, благодаря которым такое масло лучше защищает двигатель от перегрева, загрязнения сажей и продуктами горения. Сроки замены полусинтетики в дизельных турбодвигателях составляют 7 тыс. км.
Синтетическое масло
Синтетическое масло следует применять в современных турбодизелях с минимальным пробегом. Синтетика содержит ненатуральные компоненты, обладающие высокой степенью воздействия на детали двигателя. Это способствует повышению его мощности, снижению расхода топлива и улучшению экологических характеристик. Для качественной синтетики также характерна длительная устойчивость к окислительным и коррозионным процессам, а также максимальная степень очистки трущихся механизмов от грязевых отложений. Сроки замены синтетического масла в дизельных турбомоторах составляют от 10 тыс. км.
Выбор вязкости масла для турбодизеля
Как правило, среди владельцев дизельных машин наибольшим спросом пользуются всесезонные и универсальные моторные масла для дизельных и бензиновых моторов с турбиной. Такие смазки одинаково хорошо подходят для разных климатических и дорожных нагрузок в любое время года. С другой стороны, некоторые автолюбители до сих пор отдают предпочтение отдельным видам масел, которые разработаны специально для дизелей. На таких маслах до сих пор специализируются некоторые компании.
На самом деле куда более важное значение имеет вязкость масла, определяемая стандартом SAE. Подбирать ее нужно в зависимости от климатических условий и возраста автомобиля. Практика показывает, что владельцы возрастных машин переходят на более вязкое масло, чем предусмотрено в заводской документации. Это означает, что для машин с небольшим пробегом следует использовать только ту вязкость, которую рекомендует производитель.
Самой популярной является всесезонная вязкость 5W-40, на примере которой рассмотрим температурные показатели для оптимальной работы дизельного двигателя с таким маслом.
Итак, дизельная смазка 5W-40 способна эффективно смазывать и омывать двигатель при температурах до минус 35 градусов. Что же касается высокотемпературной вязкости, в данном случае такое масло способно выдерживать температуры до плюс 40 градусов.
Характеристики дизельных масел
Стандарт SAE
Как упоминалось выше, SAE определяет вязкость масла. Для дизельной смазки предпочтительна вязкость 5W-30, 5W-40, 10W-30 или 10W-40. По наличию буквы W (Winter) сразу понятно, что это всесезонные масла, пригодные в том числе и для зимней эксплуатации. Слева от нее указывается низкотемпературная вязкость, а справа – высокотемпературная. Рассмотрим допустимые температуры работы масел с разными типами вязкости, наиболее подходящими дизельных турбомоторов:
- 5W – до минус 25 гр.
- 10W – до минус 20 гр.
- 15W – до минус 15 гр.
Стандарт API
API является американской классификацией, которая разделяет масла по их эксплуатационным свойствам. Здесь предусмотрено две категории – S (для бензиновых моторов) и C (для дизелей). Значение API зависит от состояния двигателя и года выпуска автомобиля – чем выше буква по алфавиту, тем более высокое качество масла.
- CF, CF-4
- CH, CH-4
- CI, CI-4
- CJ, CJ-4
Какой нужен API для универсального масла
При выборе универсального масла для дизельных турбомоторов надо обращать внимание на маркировку API CF/SJ. Здесь главное не запутаться, поскольку например универсальное масло с надписью SJ/CF больше подходит для бензиновых моторов.
Стандарт АСЕА
- АСЕА – европейская классификация, которая разделена на две категории:
- А/В – для бензиновых моторов и легких дизелей (А1/В1, А3/В3, А3/В4, А5/В5)
- С – для бензиновых моторов и легких дизелей с катализаторами (С1-С4)
- Е – для мощных дизелей, подверженных высоким нагрузкам (Е4/Е9)
Выбор марки дизельного масла в зависимости от марки автомобиля
- ZIC, Mobil Castrol (API CI-4, синтетика, полусинтетика или всесезонка) – подойдет для владельцев Mercedes-Benz
- .ZIC, Mobil Castrol, Shell, Lukoil (API CJ-4 и желательно только синтетика) – подойдет для владельцев Toyota
- Mobil, Castrol, Shell (API CJ, CJ-4 и желательно только синтетика) – подойдет для обладателей Chevrolet и других машин с американскими корнями
ТОП-10 масел для дизельных турбомоторов
1.
ZIC X5 10W-40 Diesel162660 – 1550 р за 4 л
Характеристики:
- Тип – полусинтетика
- Вязкость SAE – 10W-40
- Допуск API – CI-4
- Допуск JASO – DH-1
- Назначение – только дизель
- Индекс вязкости – 166
- Вязкость кинематическая при 40/100 гр. – 92,75/14,75
- Плотность при 15 гр. – 0,8507
- Температура застывания/вспышки – минус 41/240 гр.
- Общий щелочной показатель – 9,62
2.Wolf Extendtech 5W-40 HM
8321580 – 3250 р за 5 л
Характеристики:
- Тип – синтетика
- Вязкость SAE – 5W-40
- Допуск API – SL/CF, SM, SN, SL
- Допуск АСЕА – А3/В4, А3, В4
- Допуск VW – 502.00, 505.00
- Назначение – бензин, дизель
- Индекс вязкости – 170
- Вязкость кинематическая при 40/100 гр. – 83,3/13,8
- Плотность при 15 гр. – 0,857
- Температура застывания/вспышки – минус 45/228 гр.
3.
JB German Oil MIG 2000 MOS 10W-4040273110001133 – 630 р за 1 л
Характеристики:
- Тип – полусинтетика
- Вязкость SAE – 10W-40
- Допуск API – SL, CI-4
- Допуск АСЕА – А3, В4
- Назначение – бензин, дизель
- Индекс вязкости – 174
- Вязкость кинематическая при 100 гр. – 12,2
- Плотность при 15 гр. – 0,851
- Температура застывания – минус 39 гр.
4.Valvoline All Climate 5W-30
872286 – 2400 р за 5 л
Характеристики:
- Тип – синтетика
- Вязкость SAE – 5W-30
- Допуск API – SN
- Допуск АСЕА – А3/В3, А3/В4
- Назначение – бензин, дизель, газ, биотопливо
- Индекс вязкости – 165
- Вязкость кинематическая при 40/100 гр. – 72/12
- Плотность при 15 гр. – 0,854
- Температура застывания/вспышки – минус 42/230 гр.
- Общий щелочной показатель – 10,8
5.Eneos Premium Diesel CJ-4 10W-40
8809478943008 – 2400 р за 4 л
Характеристики:
- Тип – синтетика
- Вязкость SAE – 10W-40
- Допуск API – CJ-4
- Назначение – дизель
- Плотность при 15 гр. – 0,852
6.Totachi Eco Gasoline 10W-40
10904 – 1660 р за 4 л
Характеристики:
- Тип – полусинтетика
- Назначение – бензин, дизель
- Индекс вязкости – 153
- Вязкость кинематическая при 40/100 гр. – 103,7/15,01
- Плотность при 15 гр. – 0,8659
- Температура застывания/вспышки – минус 39/226 гр.
- Общий щелочной показатель – 7
7.Total Quartz INEO MC3 5W-40
174776 – 650 р за 1 л
Характеристики:
- Тип – синтетика
- Вязкость SAE – 5W-40
- Допуск API – SN, CF
- Допуск ACEA – C3
- Допуск VW – 502.00, 505.01
- Назначение – бензин, дизель
- Индекс вязкости – 170
- Вязкость кинематическая при 40/100 гр. – 83,9/13,9
- Плотность при 15 гр. – 0,886
- Температура застывания/вспышки – минус 42/240 гр.
- Общий щелочной показатель – 7,5
8.Liqui Moly Super Leichtlauf 10W-40
1916 – 3050 р за 4 л
Характеристики:
- Тип – НС-синтетика
- Вязкость SAE – 10W-40
- Допуск API – SN, CF
- Допуск АСЕА – А3/В4
- Назначение – бензин, дизель
- Индекс вязкости – 152
- Вязкость кинематическая при минус 40/100 гр. – 91,1/13,7
- Плотность при 15 гр. – 0,880
- Температура застывания/вспышки – минус 33/228 гр.
- Доля сульфатной золы – 1,18
9. Idemitsu Euro Spec 5W-40
1849-004 – 3000 р за 4 л
Характеристики:
- Тип – синтетика
- Вязкость SAE – 5W-40
- Допуск API – SN, CF
- Допуск АСЕА – А3, В4
- Назначение – бензин, дизель
- Индекс вязкости – 170
- Вязкость кинематическая при 40/100 гр. – 86,48/14,20
- Вязкость динамическая при минус 35 гр. – 12700
- Плотность при 15 гр. – 0,843
- Температура застывания/вспышки – минус 42,5/234 гр.
- Общий щелочной/кислотный показатель – 10,2/2,47
- Доля серы/золы/цинка – 0,220/1,01/1153
10.Wolf Vital Tech 5W-30 Asia/US
8302510 – 555 р за 1 л
Характеристики:
- Тип – синтетика
- Вязкость SAE – 5W-30
- Допуск АPI – SN
- Допуск ILSAC – GF-5
- Назначение – бензин, дизель
- Испаряемость – 10,3
- Индекс вязкости – 162
- Вязкость кинематическая при 40/100 гр. – 64,3/10,9
- Вязкость динамическая при минус 30 гр. – 6102
- Плотность при 15 гр. – 0,856
- Температура застывания/вспышки – минус 45/228 гр.
- Общий щелочной/кислотный показатель – 7,89/1,51
- Доля серы/золы/цинка – 0,271/0,95/822
Лучшее дизельное масло для турбодизеля. Наш выбор
Castrol Magnatec Professional 10W-40 A3
156EBB – 600 р за 1 л
Характеристики:
- Тип – полусинтетика
- Вязкость SAE – 10W-40
- Допуск API – SN
- Допуск АСЕА – А3/В3, А3/В4
- Назначение – бензин, дизель
- Индекс вязкости – 155
- Вязкость кинематическая при 40/100 гр. – 93,14/14,09
- Плотность при 15 гр. – 0,8605
- Температура застывания/вспышки – минус 37/200,5 гр.
Масло Castrol Magnatec Professional 10W-40 A3 имеет качественную полусинтетическую основу, которая сбалансирована по своим всесезонным параметрам, приближенным к более дорогой синтетике. Несмотря на невысокую стоимость, для этой смазки характерны оптимальные моющие и смазывающие свойства, стабильная прокачка в мороз и теплую погоду, а также высокая экономичность и экологичность двигателя.
15 лучших дизельных масел — рейтинг 2021
Место | Наименование | Характеристика в рейтинге |
Лучшие синтетические масла |
1 | IDEMITSU Zepro Euro Spec 5W-40 | Самая надежная защита двигателя |
2 | General Motors Dexos2 Longlife 5W-30 | Лучший выбор покупателя |
3 | TOTAL Quartz 9000 5W-40 | Эффективная защита от трения. Прочная масляная пленка |
4 | Лукойл Genesis Claritech 5W-30 | Высокие очищающие характеристики |
Лучшая полусинтетика для дизелей |
1 | ROLF Dynamic Diesel 10W-40 | Лучшая всесезонная полусинтетика |
2 | MOBIL Ultra 10W-40 | Оптимальное сочетание цены и качества |
3 | ELF Evolution 700 STI 10W-40 | Хорошие рабочие параметры для дизелей с прямым впрыском |
4 | TNK Revolux D1 15W-40 | Самая низкая цена |
Лучшие минеральные масла для дизельного авто |
1 | LIQUI MOLY MoS2 Leichtlauf 15W-40 | Самая надежная защита двигателя |
2 | MOBIL Delvac MX 15W-40 | Самое экономичное масло |
3 | ЛУКОЙЛ Стандарт SF/CC 10W-40 | Лучшая цена |
4 | MOBIS Premium PC Diesel 10W-30 | Оптимальная защита от трения |
Лучшие дизельные масла для зимы |
1 | CASTROL TURBO DIESEL 0W-30 | Самый бережный запуск двигателя |
2 | IDEMITSU Zepro Touring Pro 0W-30 | Лучшее сочетание цены и качества |
3 | Motul 8100 X-max 0W-30 | Высокие моющие характеристики. Низкая температура замерзания |
Моторные масла для дизельных двигателей более полно соответствуют условиям работы этих агрегатов, а значит, обеспечивают лучшую смазку деталей при любой эксплуатационной нагрузке. Они должны справляться с избыточной сажей, давлением, снижать трение и нивелировать низкое качество топлива, чтобы защитить мотор от износа и продлить срок его безаварийной работы.
В обзоре представлены моторные масла, которые с данной задачей справляются лучше всего. Рейтинг был составлен на основании мнений специалистов по обслуживанию моторов, а также отзывов владельцев, успешно использующих определенный вид смазки, заливая его в дизельный двигатель своего авто на постоянной основе.
Лучшие дизельные масла для турбированных двигателей
Турбированный мотор отличается сложностью и дороговизной, а значит, применять в работе с ним важно качественное, специально предназначающееся топливо и масла. Они обеспечивают устойчивую работу силовой установки, продлевают срок ее службы. Хорошо, если это будет минеральная основа, хотя полусинтетические и синтетические лубриканты также обладают рядом преимуществ. Какое масло лучше для турбодизеля, определили экспертные оценки, отзывы покупателей, результаты тестирований.
Mobil Delvac MX Extra 10W-40
Универсальное синтетическое смазочное вещество, подходящее даже для самых мощных транспортных средств с повышенной тепловой нагрузкой. Дизельное моторное масло Мобил изготовлено на качественных базовых маслах с добавлением присадок, это гарантирует равномерное смазывание без подтеков. Вязкость никак не зависит от срока службы, температуры, накопления отмытых вредных веществ. Экстра продукт чистит от шлама, нагара, окисления, предупреждает засорения, коррозию. Применяется как летом, так и зимой, ориентировано на дизеля с турбонаддувом и без него в технике европейского, американского, японского производства.
Достоинства
- Устойчивость к температурам, окислению;
- Экономичность;
- Хорошая прокачиваемость на морозе;
- Стабильность вязкости, давления;
- Предупреждение износа подшипников;
- Долговечность.
Недостатки
- Трудности с запуском при сильном морозе;
- Риски покупки поделки.
Покупатели предпочитают лить такое дизельное масло в мотор по причине качественной синтетики, высокой вязкости, спецификации, а также надежности производителя. Несмотря на заявленные температурные границы, на деле запуск при сильном морозе может выполняться далеко не с первого раза. Минусом считают частые случаи поделок.
Bardahl XTC 5W-40
Масла серии XTC разработаны специально для городских автомобилей, спорткаров и поездок любой сложности. Благодаря широкому диапазону выдерживаемых температур лубрикант гарантирует высокую надежность силовой установки. Заливают смазывающее вещество в современные турбированные, атмосферные моторы на бензине или дизеле с прямым впрыском. Индекс вязкости 173, основа синтетическая, подходящая для любого сезона года. Присадки кальций, цинк, фосфор обеспечивают хорошие антизадирные, моющие свойства, нейтрализацию отложений, продуктов окисления.
Достоинства
- Повышенная устойчивость к воздействию извне;
- Экономичность;
- Гарантированная стабильность силовой установки;
- Высокая вязкость;
- Все сезонность;
- Надежность защиты.
Недостатки
- Возможны проблемы с запуском в сильный мороз.
Малозольный продукт оценен специалистами за повышенную вязкость, стабильность при перепадах температуры, хороших очищающих возможностях, а также малых расход. Но в северных районах страны его используют реже, так как при низких температурах возможны трудности со стартом. Так как марка довольно популярная, в продаже встречаются поделки.
Eneos Super Diesel CG-4 10W-40
Дизельное масло полусинтетика специально разработано японским изготовителем для четырехтактных высокооборотных моторов российского, европейского, японского производства. Здесь также задействована особая технология смешивания базы с эффективным пакетом присадок, гарантирующих высокую производительность транспортного средства даже в суровую зиму. Благодаря низкому показателю испаряемости увеличивается интервал замены. Легкий запуск возможен даже при температуре -40 градусов. Щелочное число нивелирует высокий показатель серы в топливе.
Достоинства
- Все сезонность;
- Повышенные диспергирующие, антиокислительные, моющие свойства;
- Низкая испаряемость;
- Экономичность расхода;
- Эффективность в экстремальных условиях;
- Разлив в жестяные канистры.
Недостатки
- Невысокая вязкость;
- Цена.
Интересно покупателям смазочное вещество высоким параметром щелочи, приличным количеством присадок, высоким качеством премиум класса. Текучая основа гарантирует хорошую смазку, но при нагреве вязкости может не хватать. Минусом в отзывах чаще всего обозначается цена.
В чем особенность дизеля с турбонаддувом?
«Горячая» крыльчатка приводится в действие выхлопными газами, температура которых достигает 1500° С.
Вся система наддува расположена фактически на выпускном тракте, в самом его начале. Общий нагрев невозможно устранить, такова особенность конструкции.
Для справки
Именно по этой причине некоторые инженеры устанавливают на свои двигатели механические компрессорные системы наддува. Эффективность ниже, но и температурных проблем нет.
В результате, камера сгорания в цилиндре нагревается не только естественным образом (при сгорании топлива), но и от горячего воздуха на впуске. Далее по цепочке: кольца, поршни, кривошипно-шатунный механизм.
Следующая проблема моторного масла для дизельных двигателей с турбонаддувом – высокие ударные и переменные нагрузки. Резкая смена давление в узлах трения и качения сбивает масляную пленку в рабочей зоне.
Чтобы создать надежный масляный клин (см. иллюстрацию на примере коленчатого вала), в состав масла добавляются специализированные присадки.
Рейтинг дизельных масел
Рынок автомобильных лубрикантов полон марок, наименований, разновидностей, поэтому не все покупатели знают, какое дизельное масло лучше заливать в мотор. Чтобы не допустить ошибок, придерживаются следующих критериев оценки:
- Вязкость (SAE) – летняя, зимняя, все сезонность;
- Эксплуатационные характеристики (API) – S для бензиновой, C дизельной, CF турбированной системы;
- Специфические требования (ACEA) – A для бензиновых, B дизельных, E высокомощных моторов грузового транспорта, C универсальный тип;
- Технологическая база – синтетика, полусинтетика, минеральная основа;
- Периодичность замены – пробег машины до очередной заправки;
- Объем – сколько литров содержит одна упаковка.
Оценить каждый товар помогли реальные отзывы покупателей, опыт специалистов, результаты тестирований в деле. Лучшие рекомендации получили новинки, созданные с учетом технологических инноваций. Учитывалось соотношение качественных характеристик и ценников. На основе комплексного подхода были определены 13 лучших автолубрикантов 2021 года.
Лучшие смазки для подшипника
Требования ACEA
Это европейская классификация, и она может отсутствовать на упаковках, произведенных для американского рынка. Тем не менее, 90% расходников, продающихся на российском рынке, такую маркировку имеют.
Смазочные материалы делятся на 4 основные группы по ACEA:
- A – предназначены для бензиновых агрегатов;
- B – моторное масло для дизеля;
- C – дизельные силовые установки на тяжелых грузовиках и коммерческой технике;
- D – современные масла для использования на любом двигателе, совместимые с сажевыми фильтрами и бензиновыми катализаторами.
Есть еще специализированные моторные масла для грузовых турбодизелей, но они не применимы на легковых автомобилях. Обозначаются литерой «E»
Важно: Эта спецификация не ограничивает универсальность смазочных материалов. При одновременной маркировке «A» и «B», можно смело применять масло на дизеле, качество остается на высоте.
Рекомендации по SAE
Один из основных параметров, определяющий вязкость. Аббревиатура расшифровывается как Society of Automotive Engineers. Состоит из двух цифровых обозначений, которые могут разделяться буквенной литерой. Например, 10W-40.
Первая цифра означает наиболее низкую температуру окружающего воздуха, при которой нормально заряженный аккумулятор может провернуть коленвал. Это температура холодного старта. Чем меньше значение числа, тем менее вязким будет масло.
Важно! Цифровые значения не означают непосредственно температуру. Соответствие можно определить по таблице.
Вторая цифра напротив, говорит о нормальной температуре эксплуатации в прогретом моторе. Характеризует текучесть, и способность удерживаться в масляном пятне на деталях. Разделитель «W» (от слова «Winter») означает, что смазочный материал относится к низкотемпературному классу.
Чем чревато несоответствие класса вязкости? Слишком густое дизельное масло, на морозе не позволит запустить двигатель, особенно при разряженном аккумуляторе (что типично для холодной погоды).
И наоборот – высокая текучесть при плюсовой температуре окружающего воздуха способствует испарению жидкости через вентиляцию картера и отверстия сапунов. Жидкая смазка будет стекать с поверхности, не создавая прочной пленки.
Какое дизельное масло лучше купить
Смазочные вещества лубриканты предлагают разные малоизвестные и прогремевшие на весь мир компании. Например, всем известно дизельное масло Лукойл, которое уж успели отодвинуть на задний план такие бренды, как Eneos, Shell, Mobil и др. Что купить из представленных лидеров рейтинга, во многом зависит от целей, специфики транспортного средства, бюджета. На основе анализа плюсов и минусов каждого номинанта стоит подчеркнуть следующее из обзора:
- Прочная масляная пленка с эффективной защитой – Bardahl XTC 5W-40;
- Стабильность характеристик в суровую зиму – Castrol Magnatec Diesel 5W-40 DPF;
- Хорошее минеральное масло для лета – Oilright М-10Г2К;
- Лучшее соотношение цены и качества – Idemitsu Zepro Diesel 5W-30;
- Самая низкая цена – ZIC X5000 10W-40;
- Высокая экономичность расхода – Bardahl XTC 5W-40;
- Народный выбор – Газпромнефть Diesel Extra 10W-40.
При выборе обращают особое внимание на антиокислительные свойства, если солярка содержит высокий концентрат серы. При суровых зимах справится с задачами синтетический лубрикант с обозначением вязкости 0W или 5W. Не стоит рассматривать дешевые варианты, скорее всего, это будут поделки.
Как выбрать и обслуживать турбинные масла
На вопрос «Как долго прослужит это турбинное масло?» следует ответить звуковой инженерной реакцией «это зависит».
Поставщики турбинного масла могут дать довольно широкий диапазон оценок, скажем, от 5 до 15 лет, для применения в газовых турбинах. Любая попытка создать более точную оценку требует учета стольких переменных, что становится несколько бесполезной. Вода, тепло, загрязнение, часы работы и методы технического обслуживания оказывают значительное влияние на долговечность турбинного масла.
Нельзя отрицать, что правильно протестированные и обслуживаемые турбинные масла более высокого качества обеспечат более длительный срок службы, чем плохо протестированные и обслуживаемые продукты более низкого качества. Ниже приводится обсуждение рабочих характеристик нового турбинного масла, которые будут способствовать более длительному и безаварийному обслуживанию.
Более 100 тонн стали, вращающихся со скоростью 3600 об/мин, опираются на подшипники скольжения на масляную подушку, которая тоньше человеческого волоса. На электростанциях по всему миру изо дня в день происходит одна и та же гидродинамика без особого внимания.
Упущенная выгода в сезонные пики может исчисляться миллионами долларов. Средняя коммунальная служба продает электроэнергию по цене около 50 долларов за МВт-час в непиковые периоды и до 1000 долларов за МВт-час в пиковые периоды. Неправильный выбор и техническое обслуживание турбинного масла может привести к потерям производства, превышающим 500 000 долларов США в день.
При выборе турбинного масла для паровых, газовых, гидро- и авиационных турбин услуги поставщика масла и обязательства перед клиентом должны оцениваться как часть процесса выбора.
Иметь подходящий инструмент для работы
Важно иметь представление о физических и химических характеристиках турбинных масел по сравнению с другими смазочными маслами, прежде чем приступать к процессу выбора.
Паровые, газовые и гидротурбины работают на семействе смазочных масел, известных как масла R&O (масло с защитой от коррозии и окисления). Геометрия турбинного оборудования, рабочие циклы, методы технического обслуживания, рабочие температуры и возможность загрязнения системы предъявляют уникальные требования к смазочному маслу по сравнению с другими смазочными маслами, такими как бензиновые и дизельные двигатели.
Вместимость отстойников паровых и газовых турбин может варьироваться от 1000 до 20 000 галлонов, что является экономическим стимулом для использования смазочного масла с длительным сроком службы. Низкие нормы подпитки турбинного масла (примерно пять процентов в год) также способствуют потребности в высококачественных смазочных материалах с длительным сроком службы.
На устойчивость к окислению отрицательно влияют тепло, вода, аэрация и загрязнение твердыми частицами. Антиоксиданты, ингибиторы коррозии и деэмульгирующие присадки смешиваются с базовым маслом высшего качества для продления срока службы масла. С этой же целью в системах смазки турбин устанавливаются маслоохладители, системы водоотведения и фильтры.
В отличие от большинства масел для бензиновых и дизельных двигателей, турбинное масло разработано таким образом, чтобы отводить воду и позволять твердым частицам оседать там, где они могут быть удалены через сливные отверстия или системы почечной фильтрации во время работы. Чтобы помочь в отделении загрязняющих веществ, в большинство турбинных масел не добавляется большое количество моющих или диспергирующих присадок, которые очищают и уносят загрязняющие вещества. Турбинные масла не подвергаются воздействию топлива или сажи, поэтому их не нужно часто сливать и заменять.
Рекомендуемые рабочие характеристики турбинного масла зависят от области применения Паровые турбины
Масло для паровой турбины, обслуживаемое в хорошем состоянии, с умеренной скоростью подпитки должно прослужить от 20 до 30 лет. Когда масло паровой турбины рано выходит из строя из-за окисления, это часто происходит из-за загрязнения водой. Вода снижает устойчивость к окислению и способствует образованию ржавчины, которая, помимо других негативных эффектов, действует как катализатор окисления.
Различные количества воды будут постоянно поступать в системы смазки паровых турбин из-за негерметичности сальниковых уплотнений. Поскольку вал турбины проходит через корпус турбины, необходимы паровые уплотнения низкого давления, чтобы свести к минимуму утечку пара или попадание воздуха в вакуумный конденсатор.
Вода или сконденсированный пар, как правило, выводятся из системы смазки, но неизбежно некоторое количество воды проникает в корпус и попадает в систему смазочного масла. Состояние сальникового уплотнения, давление пара, уплотняющего сальник, и состояние выпускного отверстия сальникового уплотнения будут влиять на количество воды, подаваемой в систему смазки.
Как правило, системы отвода паров и высокоскоростное нисходящее масло создают вакуум, который может втягивать пар через уплотнения вала в подшипник и масляную систему. Вода также может попасть в результате поломки охладителя смазочного масла, неправильной очистки машинного отделения, загрязнения маслом для доливки водой и конденсации влаги из окружающей среды.
Во многих случаях влияние плохого разделения нефти и воды можно компенсировать правильным сочетанием и качеством присадок, включая антиоксиданты, ингибиторы коррозии и улучшающие деэмульгируемость.
Избыток воды также можно удалять на постоянной основе с помощью ловушек для воды, центрифуг, коалесцеров, дегидраторов свободного пространства в резервуарах и/или вакуумных дегидраторов. Если деэмульгирование турбинного масла не удалось, воздействие связанного с водой окисления смазочного масла будет связано с работой систем водоотделения.
Тепло также приведет к сокращению срока службы турбинного масла из-за повышенного окисления. В паровых турбинах общего пользования температура подшипников обычно составляет от 120ºF до 160ºF (от 49ºC до 71ºC), а температура картера смазочного масла составляет 120ºF (49ºC). Обычно считается, что воздействие тепла удваивает скорость окисления на каждые 18 градусов выше 140ºF (на 10 градусов выше 60ºC).
Обычное минеральное масло начинает быстро окисляться при температуре выше 180ºF (82ºC). Большинство подшипников скольжения с оловянным баббитом начинают выходить из строя при температуре 250ºF (121ºC), что значительно превышает температурный предел для обычных турбинных масел. Высококачественные антиоксиданты могут задерживать термическое окисление, но для увеличения срока службы турбинного масла необходимо свести к минимуму избыток тепла и воды.
Газовые турбины
Для большинства корпусов крупных газовых турбин высокая рабочая температура является основной причиной преждевременного выхода из строя турбинного масла. Стремление к более высокой эффективности турбины и температуре горения в газовых турбинах было основным стимулом для тенденции к более термически стойким турбинным маслам. Современные большие рамы работают при температуре подшипников в диапазоне от 160ºF до 250ºF (от 71ºC до 121ºC).
Сообщается, что блоки рам следующего поколения работают при еще более высоких температурах. OEM-производители газовых турбин увеличили свои рекомендуемые ограничения для RPVOT — ASTM D2272 (испытание на окисление вращающегося сосуда под давлением) и TOST — ASTM D9.43 (стабильность турбинного масла к окислению) для соответствия этим более высоким рабочим температурам.
По мере появления на рынке коммунальных услуг газовых турбин нового поколения изменения в рабочих циклах также создают новые проблемы со смазкой. Проблемы со смазкой, характерные для газовых турбин, работающих в циклическом режиме, начали возникать в середине 1990-х годов. Более высокие температуры подшипников и циклическая работа приводят к загрязнению гидравлики системы, что приводит к задержке запуска оборудования.
Чтобы решить эту проблему и увеличить интервалы замены масла для газовых турбин, были разработаны гидрокрекинговые турбинные масла с надлежащим составом. Такие продукты, как Exxon Terestic GTC и Mobil DTE 832, продемонстрировали отличные эксплуатационные характеристики в течение почти пяти лет службы в циклически работающих газовых турбинах, где обычные минеральные масла часто выходили из строя в течение одного-двух лет.
Гидротурбины
В гидротурбинах обычно используются масла ISO 46 или 68 R&O. Деэмульгируемость и гидролитическая стабильность являются ключевыми рабочими параметрами, влияющими на срок службы турбинного масла из-за постоянного присутствия воды. Колебания температуры окружающей среды в гидроэлектростанциях также делают стабильность вязкости, измеряемую индексом вязкости, важным критерием эффективности.
Авиационные газовые турбины
Авиационные газовые турбины представляют собой уникальные проблемы с турбинным маслом, которые требуют масел с гораздо более высокой устойчивостью к окислению. Основной проблемой является тот факт, что смазочное масло в авиационных турбинах находится в непосредственном контакте с металлическими поверхностями при температуре от 400 до 600 °F (от 204 до 316 °C). Температура смазочного масла в поддоне может варьироваться от 160ºF до 250ºF (от 71ºC до 121ºC).
Эти компактные газовые турбины используют масло для смазки и передачи тепла обратно в маслосборник. Кроме того, их циклическая работа оказывает значительное термическое и окислительное воздействие на смазочное масло. Эти наиболее сложные условия диктуют использование синтетических смазочных масел высокой чистоты. Средняя скорость подпитки смазочного масла 0,15 галлона в час поможет омолодить турбомасло в этих сложных условиях.
Современные технологические турбинные масла для турбин наземных электростанций описываются как турбомасла с вязкостью 5 сСт. Авиационные турбины работают с гораздо меньшими масляными поддонами, обычно 50 галлонов или меньше. Ротор турбины работает на более высоких скоростях, от 8 000 до 20 000 об/мин, и опирается на подшипники качения.
Синтетические масла для турбокомпрессоров разработаны для удовлетворения требований газотурбинных двигателей военных самолетов, указанных в формате военных спецификаций. Эти спецификации MIL написаны для обеспечения того, чтобы полностью совместимые масла аналогичного качества были доступны во всем мире и соответствовали спецификациям OEM-производителей.
Турбомасла типа II были выпущены на рынок в начале 1960-х годов для удовлетворения требований ВМС США по улучшению характеристик, что привело к созданию MIL-L (PRF)-2369.9. Большинство производных авиационных двигателей сегодня используют эти синтетические турбомасла типа II, MIL-L (PRF)-23699, базовые масла на основе сложных эфиров полиолов. Эти масла типа II обладают значительными эксплуатационными преимуществами по сравнению с более ранними синтетическими турбомаслами типа I на основе диэфира.
В начале 1980-х годов в продажу поступили турбомасла Enhanced Type II, чтобы удовлетворить требования ВМС США по лучшей стабильности при высоких температурах. Это привело к созданию новой спецификации MIL-L (PRF)-2369.9 ХТС. В 1993 г. Mobil JetOil 291 было выпущено на рынок как первое масло для турбокомпрессоров четвертого поколения, отвечающее современным и перспективным условиям эксплуатации при высоких температурах и высоких нагрузках, характерных для реактивных масел. Продолжается усовершенствование технологии смазочных материалов для турбокомпрессоров.
В комплектах подшипников генератора обычно используется масло ISO 32 R&O или гидравлическое масло. Более низкая температура застывания гидравлического масла по сравнению с маслом R&O может диктовать необходимость использования гидравлического масла в холодных условиях.
Составление стандарта закупки турбинного масла
Паровые, газовые и гидротурбинные масла представляют собой смесь высокоочищенных или гидропереработанных нефтяных базовых масел, обычно ISO VG 32 и 46 или 68. Поставщики смазочных материалов разработали турбинные масла для удовлетворения различных требований турбин в силовых установках и системах производства электроэнергии.
Эти составы были разработаны в соответствии со спецификациями OEM-производителей турбин. Многие OEM-производители турбин отказались от одобрения конкретных торговых марок турбинных масел из-за усовершенствованных технологий в своих турбинах и соответствующих улучшений турбинных масел. OEM-производители определили рекомендуемые или рекомендуемые критерии проверки характеристик смазочного масла и обычно оговаривают, что масло, успешно работающее в полевых условиях, может использоваться, даже если все рекомендуемые значения не были удовлетворены.
Стендовые испытания смазочных масел, соответствующие отраслевым стандартам, могут дать представление об эффективности и ожидаемом сроке службы турбинных масел. Тем не менее, OEM-производители турбин и поставщики масел в целом согласны с тем, что прошлые успешные характеристики конкретного масла в аналогичных условиях являются лучшим общим представлением качества и производительности.
Независимо от типа или службы турбинного масла, качество базовых масел и химических присадок будет основным фактором его долговечности. Высококачественные базовые масла характеризуются более высоким процентным содержанием насыщенных углеводородов, более низким процентным содержанием ароматических соединений и более низким содержанием серы и азота. Эффективность добавок должна тщательно проверяться. Они также должны быть смешаны с маслом в строго контролируемом процессе.
Ключом к превосходному турбинному маслу является сохранение свойств. Было обнаружено, что некоторые составы турбинных масел демонстрируют хорошие результаты лабораторных испытаний, но могут подвергаться преждевременному окислению из-за выпадения присадок и окисления базового масла.
Опять же, лабораторный анализ смазочного масла может поддержать ваши усилия по определению долговечности турбинного масла, но непосредственный полевой опыт должен иметь приоритет. Обратите внимание, что поставщики турбинного масла будут предлагать типичные данные анализа смазочного масла, чтобы помочь оценить прогнозируемые характеристики. Используются типичные данные, поскольку смазочные масла незначительно различаются от партии к партии из-за незначительных изменений базового компонента.
Коммунальные паровые и газотурбинные масла могут быть как традиционными на минеральной основе (1-я группа), так и гидроочищенными (2-я группа). Высококачественные традиционные масла на минеральной основе хорошо зарекомендовали себя как в паровых, так и в газовых турбинах уже более 30 лет. Тенденция к повышению эффективности циклически работающих газовых турбин стимулировала разработку гидроочищенных турбинных масел группы 2.
Большинство гидрообработанных турбинных масел будут иметь лучшие начальные характеристики RPVOT и TOST, чем обычные турбинные масла. Это преимущество в отношении стойкости к окислению подходит для применения в тяжелых газовых турбинах.
Преимущества гидроочищенного турбинного масла в окислительных характеристиках могут оказаться ненужными во многих менее требовательных паровых и газовых турбинах. Известно, что обычные масла на минеральной основе обладают лучшей растворяющей способностью, чем гидроочищенные масла, что может обеспечить лучшее сохранение пакета присадок и повышенную способность растворять продукты окисления, которые в противном случае потенциально могут привести к образованию нагара и шлама.
При написании спецификации турбинного масла для систем, не предназначенных для полного слива и промывки, следует также учитывать испытания на совместимость между марками турбинного масла. Противоречащие друг другу химические присадки или низкое качество масла в процессе эксплуатации могут препятствовать смешиванию различных и несовместимых турбинных масел. Ваш поставщик масла должен провести испытания на совместимость, чтобы подтвердить пригодность для дальнейшей эксплуатации.
Это испытание должно определять состояние масла, находящегося в эксплуатации, по сравнению с различными возможными смесями с предлагаемым новым маслом. Эксплуатируемое масло должно быть проверено на пригодность к дальнейшей эксплуатации. Затем следует проверить смесь 50/50 на устойчивость к окислению (RPVOT ASTM D2272), деэмульгируемость (ASTM D1401), пенообразование (ASTM D892, последовательность 2) и отсутствие выпадения пакета присадок, что подтверждается испытанием на совместимость при семидневном хранении.
Промывка системы смазки турбины
Промывка системы смазочного масла турбины и первоначальная фильтрация должны решаться вместе с выбором турбинного масла. Промывка системы смазки может быть либо вытесняющей промывкой после слива и заливки, либо высокоскоростной промывкой при первоначальной заливке турбинного масла. Промывка вытеснением выполняется одновременно с заменой турбинного масла, а высокоскоростная промывка предназначена для удаления загрязняющих веществ, поступающих с транспорта и ввода в эксплуатацию новой турбины.
Промывочные промывки с использованием отдельного промывочного масла выполняются для удаления остаточных продуктов окисления масла, которые не удаляются при сливе или вакуумировании. Промывка вытеснением осуществляется с использованием циркуляционных насосов системы смазки без каких-либо изменений в обычных путях циркуляции масла, за исключением возможной фильтрации почечной петли.
Эта промывка обычно выполняется на основе временного интервала в зависимости от чистоты (уровня частиц), чтобы облегчить удаление растворимых и нерастворимых загрязнителей, которые обычно не удаляются системными фильтрами.
Большинство OEM-производителей турбин предлагают рекомендации по высокоскоростной промывке и фильтрации. Некоторые подрядчики и поставщики масел также предлагают рекомендации по промывке и фильтрации. Часто во время ввода турбины в эксплуатацию эти рекомендации сокращаются, чтобы сократить затраты и время. Есть общие элементы высокоскоростного флеша, которые обычно поддерживаются заинтересованными сторонами. Существуют также некоторые процедурные проблемы, которые могут различаться и должны решаться на основе соотношения риска и вознаграждения.
Общие элементы взаимного соглашения при высокоскоростной промывке следующие:
Резервуары подачи и хранения должны быть чистыми, сухими и не иметь запаха. Промывка дизельного топлива недопустима.
Скорость жидкости, превышающая нормальную в два-три раза, достигается с помощью внешних насосов большого объема или последовательной промывки сегментов через перемычки подшипников.
Удаление масла после завершения промывки для осмотра и ручной очистки (безворсовой ветошью) внутренних поверхностей маслосистемы турбины.
Высокоэффективная гидравлическая система байпаса для устранения риска повреждения мелкодисперсными частицами.
Возможные дополнительные или альтернативные элементы высокоскоростной промывки:
Использование отдельного промывочного масла для удаления растворимых в масле загрязнений, которые могут повлиять на пенообразование, деэмульгируемость и устойчивость к окислению
Необходимо фильтровать начальную заправку масла на уровне, соответствующем спецификации фильтрации
Термоциклирование масла при промывке
Вибраторы для трубопроводов и использование резиновых молотков на отводах труб
Установка специальных сетчатых фильтров для проверки чистоты и портов для отбора проб
Желаемый критерий чистоты для смыва
Лаборатория ISO 17/16/14 – 16/14/11 допустимый диапазон твердых частиц
Использование локальных счетчиков частиц
Сетчатый фильтр 100 меш, частицы не видны невооруженным глазом
Патч-тест Millipore
Предварительное планирование и встречи со строителями, пусконаладчиками, поставщиками нефти и конечными пользователями должны быть запланированы заранее, чтобы прийти к согласию по этим процедурам промывки.
Хорошей практикой для документирования характеристик турбинного масла является отбор пробы объемом 1 галлон из расходного бака, а затем пробы второго галлона из резервуара турбины через 24 часа работы. Рекомендуемые испытания соответствуют испытаниям для оценки состояния турбинного масла:
- Пригодность для дальнейшего использования (ежегодно)
- Вязкость ASTM D445
- РПВОТ ASTM D2272
- Вода методом титрования по методу Карла Фишера ASTM D1744
- Кислотное число ASTM D664
- Код чистоты ISO 4406
- Ржавчина ASTM D665 A
- Деэмульгируемость ASTM D1401
- Пена ASTM D892 Последовательность 2
- ИСП металлов
Прошлый опыт, рекомендации OEM-производителей турбин, отзывы клиентов и репутация поставщика масел являются ключевыми элементами, которые следует учитывать при выборе турбинного масла. Правильный первоначальный выбор турбинного масла и дальнейшее техническое обслуживание на основе кондиционированного состояния должны заложить основу для многолетней безотказной службы. На многих растениях закон Мерфи действует в самый неподходящий момент. Именно тогда вы по-настоящему оцените турбинное масло с превосходными эксплуатационными характеристиками и поставщика масла с обширной технической поддержкой.
Каталожные номера
1. Ассоциация инженеров черной металлургии AISE. (1996). Руководство инженера по смазочным материалам – второе издание. Питтсбург, Пенсильвания.
2. Блох, Х. П. (2000). Практическая смазка для промышленных объектов. Литберн, Джорджия: Fairmont Press.
3. Корпорация Эксон Мобил. Руководство по осмотру турбины. Фэрфакс, Вирджиния.
4. Свифт С.Т., Батлер Д.К. и Девальд В. (2001).
Требования к качеству турбинного масла и эксплуатационным требованиям. Смазка турбин в 21 веке ASTM STP 1407. Западный Коншохокен, Пенсильвания.
5. ASTM. (1997). Стандартная практика эксплуатационного контроля минеральных турбинных масел для паровых и газовых турбин ASTM D4378-97. Ежегодный сборник стандартов ASTM Vol. 05.01.
Об авторе
Могут ли масла 0W-20 защитить дизельные двигатели большой мощности?
По мере ужесточения требований по ограничению выбросов и экономии топлива на рынках по всему миру возрастает потребность в моторных маслах с более низкой вязкостью для тяжелых условий эксплуатации, которые помогут достичь этих целей. Хотя многие владельцы автопарков и операторы не спешат переходить на доступные в настоящее время моторные масла с более низкой вязкостью, разработчики смазочных материалов работают над тем, чтобы еще больше снизить вязкость.
I На презентации на Ежегодном собрании и выставке Общества трибологов и инженеров по смазочным материалам в мае Джон Петтингилл, специалист по исследованиям и разработкам компании Petro-Canada Lubricants, сообщил, что компания разработала и продемонстрировала два прототипа тяжелого моторного масла 0W-20. — моторные масла для дизельных двигателей.
Моторные масла для тяжелых условий эксплуатации «имеют решающее значение для обеспечения защиты двигателя и увеличения срока службы дизельных двигателей для тяжелых условий эксплуатации», — сказал Петтингилл. По этой причине масла для дизельных двигателей, предназначенных для тяжелых условий эксплуатации, должны, как минимум, выполнять следующие функции:
БЕСПЛАТНАЯ СМИ. при всем этом само моторное масло должно сохранять свои жизненно важные эксплуатационные характеристики. «Он должен сопротивляться изменению вязкости, чтобы он не стал слишком высоким или слишком низким по сравнению с предполагаемым и проектным классом», — сказал Петтингилл. «Он должен контролировать окисление, что более важно сейчас, когда двигатели работают горячее, чем раньше. Он должен противостоять летучести при высоких температурах, чтобы оставаться жидким и не переходить в парообразное состояние. Прежде всего, он должен сохранять свою функцию в широком диапазоне температур. Всесезонные масла должны обеспечивать защиту как при очень низких, так и при очень высоких температурах».Так зачем же промышленности нужно моторное масло с низкой вязкостью для тяжелых условий эксплуатации?
«Моторные масла с более низкой вязкостью обеспечивают повышенную экономию топлива», — сказал Петтингилл. «Самая низкая вязкость, разрешенная в настоящее время для лицензированных API и одобренных OEM масел для дизельных двигателей большой мощности на рынке Северной Америки, — это продукты API FA-4. Они доступны в классах вязкости 5W-30 и 10W-30, и они отличаются высокими термическими и высокими пределами сдвига от 2,9 до 3,2 сантипуаз. Ваш HTHS — это моделирование вязкости при высоких температурах в условиях экстремальной нагрузки».
Для сравнения, более традиционные моторные масла для тяжелых условий эксплуатации должны иметь HTHS 3,5 сП или выше, в зависимости от класса вязкости масла или требований OEM. «Поэтому в некоторых случаях эти минимальные требования составляют 4,2, скажем, для 15W-40», — сказал Петтингилл.
В дополнение к увеличению экономии топлива, Петтингилл сказал, что моторные масла с более низкой вязкостью, которые сохраняют защиту двигателя, снижают эксплуатационные расходы транспортных средств и улучшают выбросы выхлопных газов транспортных средств. «Вы сжигаете меньше топлива, а значит, меньше выбросов», — сказал он.
Откуда мы знаем, что это правда?
«В бизнесе моторных масел существует общеотраслевое признание и согласие в отношении корреляции вязкости моторного масла с расходом топлива и того, что моторное масло с более низкой вязкостью обеспечивает улучшенную экономию топлива», — сказал Петтингилл. «Даже в случае масел FA-4, которые были выпущены одновременно с самой последней категорией CK-4, не было фактического теста на экономию топлива, который вам нужно было провести, чтобы продемонстрировать возможности экономии топлива FA-4. масла, потому что отраслевой консенсус очень силен. Таким образом, если у вас более высокий класс с более высоким HTHS, вы будете использовать больше топлива по сравнению с более низким классом с более низким HTHS».
Прототипы«Задача для нас состоит в том, можем ли мы разработать моторное масло для тяжелых условий эксплуатации с вязкостью ниже пределов SAE 30 и FA-4 и при этом обеспечить надежную защиту двигателя?» — сказал Петтингилл.
В ответ компания Petro-Canada Lubricants разработала два прототипа масел для дизельных двигателей большой мощности 0W-20 для полевых испытаний. На рынке Северной Америки нет в продаже моторных масел 0W-20 для тяжелых условий эксплуатации.
«Класс вязкости определяется кинематической вязкостью при 100 градусах Цельсия», — пояснил Петтингилл. «Поэтому традиционные сорта, к которым вы, вероятно, привыкли, — это 5W-40, 15W-40 или 10W-40, которые обладают более высокой вязкостью. Недавно было одобрено промышленностью и одобрено производителями оборудование класса SAE 30. Мы проводим испытания еще ниже, чтобы повысить экономию топлива в регионе SAE 20».
«Задача для нас состоит в том, можем ли мы разработать моторное масло для тяжелых условий эксплуатации с вязкостью ниже пределов SAE 30 и FA-4 и при этом обеспечить надежную защиту двигателя?» |
Однако при использовании моторных масел с низкой вязкостью возникают определенные проблемы с составом. «Это не так просто, — сказал Петтингилл. «Вы не хотите просто приступать к программе испытаний или полевым испытаниям, не задумываясь о том, что вам нужно для защиты двигателя».
Основной проблемой компании Petro-Canada в отношении составов были низкие значения HTHS масел, поскольку они могли поставить под угрозу прочность масляной пленки, необходимую для защиты критически важных деталей двигателя. Он также был обеспокоен низкой вязкостью базового масла, поскольку это также представляло потенциальный риск для прочности пленки, что могло увеличить летучесть масла при высоких рабочих температурах.
«Риск был частично снижен за счет использования проверенной технологии присадок, которая является общей для продуктов API CK-4», — сказал Петтингилл. «Вы идете вперед и разрабатываете масло, но это очень новый подход, поэтому прототипы масел 0W-20 очень тщательно контролировались с частым отбором проб и тестированием с помощью нашей программы анализа отработанного масла, чтобы проверить критические рабочие характеристики во время испытания топлива. Вы хотите убедиться, что эти масла выдержат испытание».
Тестирование и результатыПеред тестированием обоим маслам-прототипам 0W-20 были присвоены тестовые коды для предотвращения возможной систематической ошибки. Новые масла получили названия Test Oil Grey и Test Oil Beige. Два разных состава 0W-20 имеют некоторые схожие характеристики состава; оба имели одинаковые целевые значения вязкости базового масла и одинаковую кинематическую вязкость. Оба масла были созданы с использованием базовых масел группы III и одного и того же пакета присадок.
Масла различались типом используемого модификатора вязкости. «У Test Oil Grey есть гребенчатый полимер, а у Test Oil Beige — звездчатый полимер», — сказал Петтингилл. «В противном случае физические характеристики того, что должно соответствовать требованиям вязкости 0W-20, очень похожи».
Условия испытаний были суровыми, сказал Петтингилл. «Они действительно подверглись серьезному испытанию, потому что мы чувствуем, что если они могут работать в действительно тяжелых условиях, то условия с более легкой нагрузкой не должны быть проблемой», — сказал он.
Для тестирования использовались грузовики ProStar International, оснащенные двигателями Navistar MaxxForce N13. Маршруты представляли собой дальнемагистральные маршруты с максимальной загрузкой до 140 000 фунтов полной массы транспортного средства. «Это считается суровой обязанностью, — сказал Петтингилл. Грузовики «используют большое количество топлива, потому что они очень загружены, поэтому масла действительно подвергаются испытанию».
Место тестирования находилось за пределами района Торонто в Онтарио, Канада.
«Поскольку вы не привыкли видеть данные по маслам 0W-20, для справки данные полевых испытаний включают данные по лицензированному API маслу FA-4 10W-30», — сказал Петтингилл. Масло 10W-30 имело кодовое название Test Oil Amber; Янтарный цвет был эталоном, с которым сравнивались тестовые масла Grey и Beige. Тестовое масло Amber в основном изготовлено из базового масла группы II.
Выбранные методы испытаний были обычными методами испытаний в отрасли, которые часто встречаются в отчетах об анализе отработанного масла, сказал Петтингилл. Методы испытаний включали ASTM D445 для кинематической вязкости при 100°C, ASTM D289.6 для общего щелочного числа, ASTM D664 для общего кислотного числа, ASTM E2412 для окисления и ASTM D5185 для содержания железа.
Результаты испытаний были получены путем анализа отработанного масла для повторных испытаний обоих тестовых масел на аналогичных грузовых автомобилях, работающих в одинаковых рабочих циклах.
По завершении испытаний вязкость Test Oil Beige вышла за пределы SAE 20 в область SAE 30. Test Oil Grey сохраняла заданную вязкость на протяжении всего тестирования. «Это указывает на то, что Test Oil Grey сохраняет экономию топлива лучше, чем Test Oil Beige, потому что оно не загустевает до более высокого качества», — сказал Петтингилл.
Как Test Oil Beige, так и Test Oil Grey продемонстрировали улучшенное сохранение общего щелочного числа по сравнению с Test Oil Amber, а увеличение общего кислотного числа произошло с большей скоростью для Test Oil Amber, чем для Test Oil Beige и Grey.
«Хорошая новость для продуктов 0W-20 заключается в том, что мы не наблюдаем быстрого истощения основного основания и быстрого повышения кислотности», — сказал Петтингилл. «Интересно на это посмотреть. Полевые испытания часто говорят вам то, чего вы, возможно, не ожидали. Вероятно, одним из ключевых факторов, обеспечивающих эти сильные качества, является то, что эти тестовые масла 0W-20 созданы на основе высококачественных базовых масел Группы III, что, скорее всего, обеспечивает улучшенную синергию между присадками и базовыми маслами в этих продуктах».
Test Oils Beige и Grey продемонстрировали хорошую стойкость к окислению, что очень важно для целостности масла. «Чем меньше окисление, тем лучше», — сказал Петтингилл. Test Oils Grey и Beige «направленно лучше, чем Test Oil Amber. Это еще один хороший признак того, что эти масла 0W-20 прекрасно себя чувствуют. Устойчивость к окислению означает, что масло не густеет, поэтому масло сохраняет свою целостность, а пакет присадок продолжает выполнять свою работу».
«Главное, что мы продемонстрировали своими полевыми испытаниями при экстремальных, максимальных нагрузках, что с маслом 0W-20 возможна надежная защита двигателя». |
Насколько хорошо Test Oils Beige и Grey сохраняют свою износостойкость?
«Со временем любое масло в двигателе покажет накопление металлов износа», — сказал Петтингилл. «Они накапливаются по мере увеличения интервала замены. Очень консервативный отраслевой предел содержания железа составляет 100 частей на миллион. Некоторые OEM-производители говорят, что это более консервативно, чем нужно, и они допускают более высокий предел для этого».
Все три тестируемых масла сохраняли содержание металлов износа значительно ниже 100 частей на миллион при пробеге 50 000 км во время тестового запуска. Тем не менее, Test Oil Grey был выдающимся продуктом, продемонстрировав наименьшее количество накопления металлического железа.