Можно ли тормозить двигателем с АКПП
АвторИгорь Кацубо
Торможение двигателем ― самый безопасный метод снижения скорости на скользкой дороге. Как тормозить с механикой знают все. Но вот можно ли тормозить двигателем с АКПП?
Владельцы машин с автоматическими коробками передач применяют для торможения ручной режим. Однако существует мнение, что это вредит «автомату».
Как происходит торможение двигателем
Торможение двигателем представляет собой процесс замедления скорости автомобиля без использования тормозов. Снижение скорости происходит путем переключения передач с высокой на более низкую. При этом нажатие на педаль газа так же как и тормоза не производится. Подобный метод торможения ещё называют принудительным холостым ходом.
Следует учитывать, что для экстренной остановки ТС торможение двигателем не допускается. Ни в коем случае нельзя переходить с четвертой на первую скорость в надежде резкого остановить машину.
Это неизбежно приведет к поломке трансмиссии.
Торможение двигателем производится плавно, когда впереди замечен светофор с красным светом или мигающим зеленым. Чаще всего торможение двигателем применяется в дождливую погоду или зимой. Этот метод снижения скорости удерживает машину от заноса.
После максимального снижения скорости от торможения двигателем для полной остановки необходимо плавно нажать на тормоз.
Преимущества торможения двигателем
- Снижение опасности заноса автомобиля. Из-за отсутствия блокировки колес машина сохраняет управляемость. При наличии достаточного водительского опыта даже при минимальном сцеплении колес с дорогой можно эффективно маневрировать.
- Уменьшение износа деталей тормозной системы. При торможении двигателем меньше изнашиваются тормозные накладки. Также увеличивается срок службы покрышек.
- Эффективность во время движения по гористой местности. Если дорога постоянно петляет или приходится двигаться с горки или на гору частые торможения приводят к перегреву тормозных дисков и колодок.

Торможение двигателем позволяет избежать этого, но в экстренной ситуации все же необходимо жать на педаль тормоза. - Возможность торможения в случае поломки тормозов. Навыки торможения двигателем в этой ситуации может очень пригодиться. Естественно, что передвигаться с неисправной тормозной системой запрещено ПДД, но при отсутствии возможности вызвать эвакуатор можно будет проехать некоторое расстояние.
Осваивать технику торможения двигателем лучше всего при нормальной погоде и на сухом асфальте.
Недостатки торможения двигателем
- Повышенный риск аварии. При торможении двигателем машина замедляет движение при этом, «стопаки» не загораются. Это может ввести в заблуждение движущихся сзади водителей.
- Повышенный износ механизмов. Для двигателя нежелательны обратные нагрузки. Учитывая, что у современных моторов поршни расположены не симметрично, при торможении двигателем увеличиваются боковые нагрузки.
Также возрастает нагрузка на впускной коллектор, что способствует быстрому износу системы вентиляции. - Возрастает расход масла. При экономии горючего и уменьшении износа тормозных деталей торможение двигателем приводит к повышенному расходу масла.
При недостатке опыта подобный метод торможения может вызвать гораздо больший занос, чем при традиционном нажатии на тормоз.
Как тормозить двигателем с АКПП
Алгоритм действий, определяющий как тормозить двигателем с АКПП может отличаться в зависимости от модели автоматического агрегата. Более точное описание процесса можно найти в инструкции.
На некоторых АКПП тормозить двигателем нужно по следующей схеме:
- Включается режим овердрайв;
- На скорости до 54 км/ч осуществляется переход на D2;
- При уменьшении скорости переход на режим L.
Важно! Максимальная скорость автомобиля, позволяющая тормозить с АКПП, должна быть не более 92 км/ч.
![]()
Некоторые автопроизводители в прошивке ЭБУ отключают для АКПП возможность резкого снижения скорости, когда водитель бросает газ. Сделано это с целью предотвращения неконтролируемого заноса в случае, если у водителя мало опыта в обращении с автоматической трансмиссией.
Рассказываем о признаках поломки АКПП и причинах выхода из строя
Можно ли тормозить двигателем с АКПП? Если не злоупотреблять этим методом и делать все грамотно, то можно и в некоторых ситуациях даже нужно.
Похожие записи
Полезные советы
Экономно покупаем запчасти на авторазборках
АвторИгорь Кацубо
Запчасти на авторазборках составляют конкуренцию традиционным магазинам на рынке автомобильных товаров. Выбор запчастей на авторазборок может впечатлить автовладельца: элементы отделки салона, кузовные детали, подвеска, трансмиссия.
При желании, среди прочих запчастей, на авторазборке можно купить б/у двигатель.
Читать далее Экономно покупаем запчасти на авторазборкахПродолжить
Полезные советы
Что лучше: автомат или механика?
АвторИгорь Кацубо
Выбрать машину или драйв? Что лучше: автомат или механика? Решать должен каждый сам для себя. Разумеется, для каждого из вариантов есть аргументы «за» и «против», что сильно усложняет процесс покупки. Мы постараемся исследовать все нюансы и оценить преимущества и недостатки как механики, так и автомата. Сначала мы объясним общие понятия. Каждый тип коробки передач представляет…
Читать далее Что лучше: автомат или механика?Продолжить
Торможение двигателем: что это такое, как правильно применять на МКПП и АКПП, основные плюсы и минусы | Автоканал Андрей Якунин
Торможение двигателем — это очень полезный и важный прием, которым должен владеть любой водитель.
Но не все понимают, как правильно его использовать, какие есть плюсы и минусы у этого метода. Именно об этом, сегодня и пойдет речь.
Что же такое торможение двигателем?
Это прием замедления транспортного средства, при котором правая нога не взаимодействует с педалью акселератора, а так же может сочетаться с последовательным понижением передач на механической коробке. Так же может сочетаться и со штатной тормозной системой. Если убрать ногу с педали акселератора, двигатель не будет набирать или поддерживать обороты и автомобиль начнет замедляться.
С технической точки зрения, это можно объяснить следующим образом. Когда водитель не взаимодействует с педалью акселератора, при включенной передаче и опущенной педалью сцепления, дроссельная заслонка будет закрыта, топливные форсунки не будут подать топливо в камеру сгорания. Во впускном коллекторе возникнет сильное разряжение, которая будет гасить энергию работы поршней. По сравнению со штатной тормозной системой, торможение двигателем не так эффективно.
Чтобы ускорить процесс замедления автомобиля, необходимо последовательно понижать передачи с высокой на пониженную: например с 5 на 3 или с 3 на 1 или со 2 на 1. При таком переключении будут подниматься обороты двигателя и большая часть крутящего момента будет гасить в самом двигателе.
Какие есть плюсы торможения двигателем?
Экономия
При спокойной городской езде, использование торможения двигателем может позволить экономить топливо. Если двигаться накатом, то есть с выжатым сцеплением, то двигатель будет вынужден работать на холостом ходу. При этом форсунки будут подавать топливо в цилиндры для поддержания его работы. А при торможении двигателем, топливо не поступает в камеру сгорания и топливо не будет расходоваться.
Тормозная система будет жить дольше
При торможении двигателем, если не задействовать штатную тормозную систему, то и колодки и тормозные диски не будут изнашиваться, что увеличит срок их службы.
Уменьшение вероятности заноса на скользкой дороге
Многие опытные водители знают этот прием, что на скользкой или мокрой дороге, торможение двигателем уменьшает возможность потери контроля над управлением автомобиля.
Длительное торможение
При очень длительном торможении штатной тормозной системой, например на затяжных спусках в горной местности, есть вероятность перегреть тормозные диски, от чего они могут «поплыть». При торможении двигателем, нагрузка со штатной тормозной системы снимается полностью или частично.
Отказали тормоза
При отказе штатной тормозной системы, торможение двигателем может спасти жизнь водителю и снижает возможность попасть в ДТП.
Перегрев двигателя
К приему торможения двигателем прибегают многие профессиональные гонщики на треке. При торможении двигателем, топливо не подается в камеру сгорания, соответственно нет его вспышек. А вот охлаждающая жидкость и моторное масло продолжают циркулировать, что позволит быстрей охладить двигатель.
Какие есть минусы у этого метода?
Многие водители считают, что торможение двигателем негативно сказывается на самом двигателе и на коробке передач. Но эксперты заявляют, что это не так.
Но все же у этого метода есть свои минусы.
Приехали
При использовании метода торможения двигателем и не использовании педали тормоза, стоп-сигналы автомобиля не будут срабатывать. Если позади идущий автомобиль не будет соблюдать дистанцию, есть вероятность получить удар по задней части. Поэтому если позади едет автомобиль, лучше сочетать торможение двигателем с тормозной системой, чтобы оповестить позади идущий автомобиль.
Занос все же может быть
Если неправильно подобрать передачи при переключении их вниз, особенно это касается переднеприводных автомобилей, есть вероятность уйти в занос из-за резкого замедления на скользкой поверхности. Поэтому стоит правильно подбирать передачи при их понижении.
ГРМ скажет пока
Если неправильно подбирать передачи при понижении, резко работать педалью сцепления, то торможение будет грубым и от этого будет страдать привод ГРМ. Как итог, ремень или цепь может оборвать и можно попасть на капитальный ремонт двигателя.
Как правильно тормозить двигателем?
На механической коробке передач необходимо правильно рассчитать расстояние для торможения, например перед светофором. Необходимо отпустить педаль газа, подождать пока скорость упадет до тех значений, чтобы можно было понизить передачу. Передачи понижаются одна за одной и автомобиль плавно замедляется.
А при экстренном торможении, торможение двигателем необходимо сочетать с тормозной системой. На высокой скорости при экстренном торможении, помимо торможения тормозной системой, можно подключить и торможение двигателем. При этом не нужно отпускать педаль тормоза, а передачи необходимо переключать последовательно. Нельзя сразу с высокой передачи, например с 5 переключать скорость на 2 или на 1 передачу, так как колеса заблокируются и можно потерять управление.
Так же тормозить двигателем можно и на автомобилях с автоматической коробкой передач. С автоматической коробкой, торможение двигателем будет не таким эффективным, но все же его можно применять.
Если убрать ногу с педали акселератора, то автомобиль с АКПП будет замедляться. Электроника сама будет переключать передачи вниз по мере того, как падает скорость автомобиля. Современные адаптивные АКПП могут сами тормозить двигателем принудительно. Дроссельная заслонка закрывается не полностью, а в камеру сгорания поступает меньше топлива. Сделано это в связи с экологическими нормами выбросов.
Если у автомобиля с АКПП есть ручной выбор скорости, то передачи можно переключать самостоятельно. Но не все автомобили с АКПП имеют возможность тормозить двигателем. Более подробно об этом можно узнать в эксплуатационной книге к своему автомобилю. Но как правило, у каждой автоматической коробки есть электронная защита, которая при ручном понижении не даст переключиться принудительно передаче, если скорость не достаточно снизилась.
А вы применяете торможение двигателем? Напишите в комментариях.
Спасибо за внимание, буду рад вашим лайкам и подпискам на канал.
nissan — Торможение двигателем с автоматической коробкой передач
Для справки, я рассмотрел эти три вопроса:
Ручное переключение автоматической коробки передач?
Вызывает ли переключение на пониженную передачу (торможение двигателем) дополнительный износ?
Вредно ли торможение двигателем?
Я езжу на (новом для меня) Nissan Sentra 2011 года выпуска.
Коробка передач автоматическая и, как и в большинстве новых автомобилей, имеет повышающую передачу.
Я всегда опасаюсь износа тормозов (и особенно связи между торможением и расходом бензина), поэтому стараюсь по возможности не нажимать на них. Если я вижу где-то, что мне нужно снизить скорость, я стараюсь двигаться по инерции достаточно долго, чтобы не касаться тормозов.
В противном случае я использую торможение двигателем, чтобы снизить скорость, когда это возможно. Вот где я отклоняюсь от этих вопросов. Во-первых, у меня автоматический двигатель, поэтому в ответах, касающихся механических коробок передач, могут отсутствовать некоторые важные детали. Кроме того, у меня нет больших холмов, на которых я тормозлю, это почти исключительно перед светофором / на светофоре (так что я почти не тормозю, просто медленно ползаю, а затем ускоряюсь, когда он меняется).
Обычно мой процесс таков:
— 70-80 миль в час = выбег до 60
— 50-60 миль/ч = выключение повышающей передачи, обороты подскакивают до ~3500, торможение двигателем до 25
— 20-25 миль/ч = переключение с «D» (при условии, что здесь 3-я передача) на «L» (при условии, что 1-я и 2-я передачи)
Это снижает скорость примерно до 10 миль в час, и я никогда не видел, чтобы обороты приближались к красной черте.
Мой вопрос в основном касается сценария овердрайва и долгосрочных последствий обслуживания.
Во-первых, мое основное понимание овердрайва состоит в том, что это более высокая передача (или, возможно, набор передач с возрастающими передаточными числами?), на которую коробка передач переключается, когда автомобиль движется в хорошем темпе (40-45+). Исходя из этого предположения, я чувствую, что переключение на торможение двигателем не повредит трансмиссии, поскольку это просто переключение на более низкую передачу, а это именно то, что касается торможения двигателем. Это правильно?
Кроме того, правильно ли я понимаю звук торможения двигателем в том, что касается основного переключения передач (без учета сценария ускоренной передачи)? Я считаю, что любой износ будет на противоположной стороне мест контакта в трансмиссии (поскольку колеса толкают двигатель, а не другим — обычным способом), поэтому любой дополнительный «износ» не будет иметь значения для общего срока службы.
передачи.
Наконец, и я считаю, что это очень важно для этой дискуссии: судя по всему (руководству, дилеру, онлайн), мой Nissan Sentra 2011 года имеет бесступенчатую трансмиссию. Я недостаточно хорошо разбираюсь в трансмиссиях, чтобы понять тонкие различия, но я знаю, что у вариатора есть опция бесконечного передаточного числа, что означает, что это не может быть традиционная «зубчатая» трансмиссия. Я прошу прощения за то, что бросил это здесь в конце, но я недостаточно знаю о вариаторах, чтобы позволить этому руководствоваться в моих вопросах.
Не повредил ли я свою трансмиссию из-за интенсивного торможения двигателем в повседневной езде?
Торможение двигателем при спуске плохо для автоматической коробки передач?
Все любят путешествовать по холмам, но спуск с горы может быть сопряжен с трудностями, особенно если расстояние большое. В таких ситуациях полезно выбирать передачу, чтобы поддерживать скорость на определенном уровне, чтобы не требовалось дополнительное торможение.
Однако вопрос «тормозит ли двигатель при движении под уклон противоречащий АКПП » тот, ответ на который необходимо знать каждому водителю.
Итак, давайте узнаем ответ прямо сейчас!
Иногда движение по холмистой местности может быть затруднено. Влияние торможения двигателем на АКПП при движении под гору является дискуссионной темой среди многих людей. Но что такое моторный тормоз и действительно ли он снижает эффективность автоматической коробки передач ? Ответ вы найдете прямо здесь.
1. Что такое торможение двигателем?Когда вы убираете ногу с педали газа, происходит торможение двигателем. Большинство людей путают этот термин с другими типами торможения, такими как торможение Джейка или компрессионное торможение. Торможение двигателем имеет другой механизм, чем другие тормозные системы.
Что такое торможение двигателем при движении под уклон.
Источник: Reference.com
Основная часть двигателя приходит в действие, когда педаль газа закрывает дроссельную заслонку. Этот клапан является источником впуска воздуха в двигатель с помощью дроссельной заслонки для создания вакуума и возвратно-поступательного движения поршней в двигателе. В результате двигатель замедляется, что в конечном итоге замедляет и колеса.
Таким образом, торможение двигателем при движении вниз по склону играет важную роль, когда требуется снизить скорость автомобиля.
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ:
- Что дает переключение задней передачи на высокой скорости?
- Механическая или автоматическая коробка передач, какая из них быстрее?
Торможение двигателем помогает сохранить контроль над автомобилем за счет рефлекторного снижения износа тормозов.
Потому что автоматическая коробка передач изменяет передаточные числа в зависимости от движения, так что вы, как водитель, остаетесь свободными от переключения передач каждый раз. Всякий раз, когда вы отпускаете педаль газа и нажимаете на тормоз при движении вниз по склону, активный двигатель не сжигает топливо и, следовательно, не выделяет тепло; АКПП вообще не выхлопная.
Однако эффективное использование торможения двигателем является доказательством того, что вы полностью осознаете, что вас ждет впереди на дороге. В ситуации, когда дорога широкая и достаточно легкая, чтобы двигаться со скоростью 40 миль в час, полезно нажать на тормоз до 40 миль в час, переключиться на более низкую передачу и убрать ноги с педалей.


Также возрастает нагрузка на впускной коллектор, что способствует быстрому износу системы вентиляции.
Источник: Reference.com