Глухой стук в двигателе – Стук в двигателе автомобиля: причины и как распознать

Содержание

Что делать если стучит двигатель

Что делать, если стучит двигатель? 3.67/5 (73.33%) 6 голос(ов)

Стук в двигателе – это звук, возникающий из-за трения деталей. Поступающие удары постепенно разрушают их, соответственно, скорость износа деталей увеличивается.

ДВС — это механизм, который постоянно находится под влиянием механических и температурных нагрузок. Если за ДВС были замечены нехарактерные звуки, обязательно обратитесь в один из техцентров Москвы, показанных на этом сайте.

Вы прямо сейчас можете выбрать ближайшую СТО и записаться, заполнив специальную форму, или позвонив по соответствующему телефонному номеру.

Автосервисы в Москве по определению и устранению стука в моторе:

Загружаем автосервисы…

Теперь давайте разбираться с проблемой.

Из-за чего стучит двигатель авто?

Глухой, металлический или звонкий стук в двигателе появляется, если в месте соединения элементов увеличиваются зазоры. Если система охлаждения и смазки работает правильно, то шумы будут появляться именно при изменении зазоров. Мощность шума и износ элементов зависит от того, насколько быстро увеличивается зазор.

Скорость износа зависит еще и от:

  • Поступающей нагрузки;
  • Параметров зазора;
  • Качества смазочной жидкости;
  • Материала элементов.

Но что делать, если стучит двигатель, а признаков износа нет, да и зазор стандартного размера? Шум тогда вызван следующими обстоятельствами:

  • Детонацией и нагрузками;
  • «Зависанием» элементов;
  • Деформацией деталей;
  • Ухудшением качественных параметров моторного масла.

Специалисты с многолетним опытом работы выявят характер звуков, тональность и среду возникновения шума, выполнив несколько необходимых действий. Поэтому мы советуем, если хотите, чтобы автомобилю был поставлен точный «диагноз» и выявлены причины поломки, посетите автотехцентр.

У нас представлены провер

carrepair7.ru

Застучал (стуканул) двигатель: что это такое?

Во время эксплуатации основными показателями исправного состояния ДВС является звук работы двигателя, стабильность работы агрегата на разных режимах, отсутствие проблем с запуском и т.д. Что касается посторонних шумов во время работы мотора, появление различных звуков может указывать на возникновение определенных неисправностей. Указанные неисправности следует условно разделить на две группы. К первой относятся поломки, которые не представляют большой угрозы для основных узлов и агрегатов самого ДВС. Во вторую попадают звуки, которые прямо или косвенно указывают на высокую вероятность серьезной поломки двигателя, что приводит к необходимости капитального ремонта или замене имеющейся силовой установки на новый мотор, б/у агрегат с «донора», контрактный двигатель и т.д.

Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое контрактный двигатель. Из этой статьи вы узнаете о преимуществах и недостатках агрегатов данного типа, а также найдете ответы на вопросы, где и как выбрать, а затем купить контрактный мотор.

Причин для стука мотора в подкапотном пространстве может быть достаточно много, начиная от износа приводов или роликов навесного оборудования и заканчивая стуком клапанов, гидрокомпенсаторов и других элементов ГРМ. Что касается вопроса, когда стучит внутри самого двигателя, это могут быть поршни, коленвал, шатуны и другие составные элементы ЦПГ. Давайте подробнее взглянем на возможные причины стука двигателя.

Читайте в этой статье

Почему «стуканул» мотор: возможные причины

Начнем с самого определения. Водители часто говорят, что двигатель застучал или стуканул. Что же на самом деле значит «застучал двигатель»? Под такой формулировкой неисправности, как правило, профессионалами и опытными любителями понимается изменение звука работы ДВС именно по причине неполадок в области ЦПГ, КШМ и ГРМ, что означает необходимость капитального ремонта.

Отметим, что точно определить подобный стук может далеко не каждый водитель. В таких случаях неопытные автовладельцы говорят, что двигатель стуканул, при этом определение применяется в случаях появления любых посторонних звуков ударного или другого характера во время работы ДВС. Другими словами, наиболее корректно применять определение «застучал двигатель» именно тогда, когда стучит внутри двигателя, а не в навесном оборудовании или в области шкивов навесного оборудования. С определением разобрались, теперь перейдем к самим причинам.

Двигатель внутреннего сгорания, независимо от того, какой тип агрегата стоит под капотом (бензиновый, дизельный, гибридный или роторный) состоит из множества нагруженных узлов. Механизмы и системы внутри двигателя (КШМ, ГРМ и т.д.) образуют так называемые пары трения. Исправный мотор должен работать тихо, что означает целостность и нормальное взаимодействие всех деталей между собой, а также эффективную работу системы смазки.

Появление металлических стуков (удары металла об металл, лязг или скрежет) являются поводом для немедленного прекращения эксплуатации и глубокой диагностики двигателя для скорейшего выявления причин. Также следует обратить внимание на характер стуков с учетом индивидуальных особенностей:

  • двигатель стучит только на холодную и/или на горячую;
  • звук появляется на высоких или низких оборотах;
  • стук в двигателе проявляется с определенной периодичностью
  • мотор стучит постоянно, с одинаковой силой, звонко или глухо;
  • стуки в двигателе прогрессируют (усиливаются) или остаются на том же уровне;

Добавим, что усиление общего уровня шума может происходить само по себе, то есть не обязательно являться неисправностью. Это справедливо для двигателей с солидным пробегом, которые уже изношены и не могут работать так же тихо, как новые агрегаты. Также стук в двигателе может появиться в результате перегрева мотора, использования неправильно подобранного или некачественного (контрафактного) моторного масла, длительной эксплуатации движка при значительном превышении рекомендуемого интервала сервисной замены смазочного материала и масляного фильтра. Например, езда на масле без замены более 20-25 тыс. км. вместо рекомендуемых 15 тыс. км.

Стучит двигатель: опасно и не очень

С учетом вышесказанного стук можно разделить на:

  • сильный стук мотора, что означает необходимость прекращения эксплуатации ДВС;
  • слабый стук двигателя, который возникает в результате естественного износа отдельных узлов или по другим причинам;

Обычно мотор начинает не особенно сильно стучать или  периодически подстукивать в результате несоответствия  моторного масла данному типу двигателя по определенным характеристикам или после старения смазочного материала. Причина очевидна, детали двигателя смазываются менее эффективно, в результате имеет место усиление шума. Также можно услышать стук гидрокомпенсаторов или плохо отрегулированных клапанов. Гидрокомпенсаторы начинают стучать как на плохом масле, так и в результате собственного износа. Обратите внимание, на моторах без гидрокомпенсаторов регулировать клапана оптимально не позже, чем через каждые 20-25 тыс. км. пробега.

В списке возможных причин стука находится и ГРМ. Если точнее, речь идет о натяжных или направляющих роликах. Стучать начинает не сам двигатель, а подшипник в устройстве привода на моторах с ремнем для приведения в действие газораспределительного механизма. Что касается агрегатов, которые имеют цепь ГРМ, следует уделить внимание состоянию самой цепи, натяжителя цепи и т.д.

Также стук может появиться в результате проблем с воспламенением смеси, что является детонацией, калильным зажиганием, а также получило на бензиновых моторах название дизелинг. К повышению лишнего шума на изношенных двигателях приводит постепенная выработка распредвала, коленвала, механизма клапанов и т.д. В таких ситуациях двигатель может стучать, но исправно работать еще достаточно долго. Устранить причины зачастую удается без глобального ремонта ДВС. В худшем случае, приходится делать капремонт ГБЦ, менять приводные ролики, цепь и т.п. Теперь давайте поговорим о тех случаях, когда появившийся стук в двигателе чреват серьезными проблемами.

Начнем с самых распространенных симптомов. В списке наиболее частых и опасных стуков двигателя отмечены следующие:

Рекомендуем также прочитать отдельную статью о стуках двигателя, в которой подробно рассмотрены возможные причины, а также признаки, по которым можно более точно определить причину по характеру и особенностям звука стучащего мотора.

Обычно неисправности подобного рода сопровождаются отчетливым металлическим звуком, который проявляется с определенным постоянством или усиливается с ростом оборотов. Шатунный стук может также появится после неквалифицированного ремонта двигателя, так как болты в месте крепления головки шатуна к коленвалу могут быть недостаточно затянуты. Также распространенным стуком является такой, когда начинает стучать поршень. Поршневой стук проявляется на холодную, с прогревом может ослабевать.

Одним из наиболее опасных звуков принято считать стук коленчатого вала. Не вдаваясь в подробности, коленчатый вал закреплен при помощи так называемых вкладышей (коренные и опорные). Если вкладыш коленвала проворачивает, то есть срывает с посадочного места, деталь начинает вращаться вместе с коленчатым валом, в результате чего появляются сильные металлические удары или происходит заклинивание двигателя.

Проблемы с опорным вкладышем, который ограничивает перемещение вала в горизонтальной плоскости, приводят к сильному биению коленвала. Неисправности подобного рода вызывают фактическое разрушение ДВС, так как разбивается постель коленвала, сам вал и другие элементы двигателя. Если во время работы агрегата в двигателе слышны отчетливые металлические звуки, тогда высока вероятность того, что застучал коленвал. Помните, в таком случае эксплуатацию следует немедленно прекратить, так как двигатель может заклинить. Так называемый «клин» двигателя является самой серьезной неисправностью, после которой в ряде случаев целесообразнее не ремонтировать, а полностью менять двигатель. Если же мотор еще крутится, тогда есть шанс отделаться шлифовкой/ заменой коленвала и заменой вкладышей.

В качестве итога хотелось бы еще раз отметить, что стучать может не только двигатель. Например, разбитый или дефектный венец маховика будет означать, что при попытках запуска двигателя стартером водитель услышит сильный металлический скрежет. Если двигатель цепной, заметно шумит и подстукивает растянутая цепь ГРМ. Издавать посторонние звуки может водяной насос (помпа), компрессор кондиционера, ГУР и т.д.

Читайте также

krutimotor.ru

18.2.53. Стуки в двигателе. Причины и виды.

ПРИЧИНЫ
НЕИСПРАВНОСТИ

СПОСОБЫ
УСТРАНЕНИЯ ИЛИ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ

Глухой,
низкого тона стук в нижней части
картера, значительно увеличивающийся
под нагрузкой

и при увеличении частоты вращения
коленвала

Износ
коренных подшипников — заменить

Ритмичный,
среднего тона стук, зона прослушивания
немного выше, чем в предыдущем случае

Износ
шатунных подшипников — заменить

Ритмичный,
высокого тона стук с резким металлическим
оттенком, слышен в зоне расположения
цилиндров на всех режимах работы,
увеличивается
с повышением нагрузки
,
полнлстью
исчезает

при отключении свечи неисправного
цилиндра

Стук
поршневого пальца

Двигатель
детонирует

Установлено
слишком раннее зажигание, в топливный
бак залито топливо не соответствующее
данному двигателю, засорен жиклер

Двигатель
вибрирует

Не
все цилиндры работают (проверить
смесеобразование и систему зажигания)

Двигатель
работает с перебоями

Самовоспламенение
рабочей смеси в цилиндрах (может
сопровождаться вспышками в карбюраторе
и хлопками в глушителе) от соприкосновения
с частицами нагара

При
пуске холодного двигателя слышен
звук, напоминающий стук глинянной
посуды, уменьшающийся или исчезающий
с прогревом двигателя

Увеличен
зазор между поршнями и цилиндрами

На
малой и средней частоте вращения
коленвала со стороны головки цилиндров
над местами расположения клапанов
прослушивается металлический стук
с высоким тоном и частотой на фоне
общего и глухого шума

Стучат
клапаны

После
работы при повышенной частоте вращения
коленвала двигатель «вздрагивает»,
вибрирует или теряет мощность

Клапаны
покороблены, скручены или сломаны;
сломаны коромысла; скручены штанги
толкателей клапанов

Соединения в
двигателе, которые могут «стучать»:
«поршень — цилиндр», «поршень —
поршневой палец», «распределительный
вал — алюминиевая головка блока цилиндров»
и «коленчатый вал — алюминиевый блок
цилиндров». Сюда же можно отнести
соединения типа «коромысло — ось»,
«клапан — бронзовая направляющая
втулка», а также «клапан — головка
блока». Что касается последнего
соединения, заметим: при изменении
температуры деталей меняется не только
длина клапана, но и высота головки блока,
вызывая существенное изменение зазора
в приводе клапана. Эти типы соединений
могут оказаться источниками стуков,
усиливающихся либо, напротив, затихающих
при прогреве двигателя. На практике же
вопрос об
изменении интенсивности стука в
зависимости от температуры часто
является ключевым

в поиске причины неисправности.

Для правильной
диагностики «стучащего» двигателя
иногда имеет
решающее значение, как изменяется стук
в процессе эксплуатации
.
Одни стуки, раз возникнув, остаются
практически неизменными долгое время
и по характеру, и по интенсивности.
Другие, напротив, быстро прогрессируют.
По этому признаку обычно удается сузить
круг возможных причин неисправности:
если первые связаны чаще всего с износом
в сопряжении двух деталей из твердых
материалов (клапанный механизм), то
вторые — с износом мягкого материала в
паре с твердым (шатунные, коренные
вкладыши, подшипники распределительного
вала).

Стук коленчатого
вала
— возникает
из-за больших зазоров в шатунных или
коренных подшипниках, образовавшихся
вследствие износа вкладышей или (и) шеек
вала. В исправном двигателе зазор
небольшой и составляет примерно
0,020-0,040 мм, увеличение зазора до 0,070 мм
для современных высокооборотных
двигателей является неприемлемым и
говорит о необходимости ремонта. Причиной
увеличения зазора может быть:

  1. механические
    примеси, попадающие в подшипник с
    маслом.

  2. некачественное
    масло.

  3. недостаточное
    количество смазки, подаваемое на
    подшипники. (неисправен масляный насос)

  4. недопустимая
    шероховатость или царапины на шейках
    вала после ремонта или, в результате
    неправильного хранения

  5. недопустимая
    овальность шеек вала ( или постелей
    вкладышей ), например, после замены
    коленчатого вала на, якобы, хороший. По
    этой причине обязательно обмеряйте
    все шейки вала микрометром на предмет
    овальности (допускается до 0,005 мм, в
    крайнем случае до 0,010 мм, но тогда
    подшипники прослужат очень мало
    5000-15000 километров )

  6. наличие воды или
    тосола в масле

  7. работа двигателя
    без масла

Стук распределительного
вала
глухой
и появляется из-за износа подшипников
распредвала, причинами которого могут
быть: не качественное масло, наличие
механических примесей или воды в масле,
недостаточное количество масла,
подаваемое на подшипники, работа
двигателя без масла, царапины, недостаточная
шероховатость или овальность шеек ( что
иногда также встречается ).

О том, что распредвал
застучал узнают по глухому стуку при
запуске холодного двигателя, который
пропадает после начала поступления
масла на подшипники (примерно 1-2 секунды).
На таком двигателе можно ещё смело
проехать до 50000 км, если только клапана
без гидрокомпенсаторов, т.к. при стуке
распредвал совершает перемещения (хоть
и очень небольшие) вверх-вниз. Когда вал
переместится вверх образуется зазор
между окружностью кулачка (при закрытом
клапане) и толкателем, и гидрокомпенсатор
«выберет» этот зазор, а когда вал
займёт нижнее положение, он приоткроет
клапан (ведь зазора больше нет), отсюда
падение компрессии и, как следствие,
падение мощности, увеличение расхода
топлива, ухудшение пусковых качеств
двигателя, отложение нагара на седле
клапана, перегрев клапана и, возможно
его прогарание.

При раннем впрыске
топлива на дизельных или раннем зажигании
на бензиновых двигателях происходит
детонационное сгорание топливовоздушной
смеси, сопровождаемое стуками. Для
бензиновых — говорят «пальцы стучат»
, для дизельных — жёсткая работа дизеля.
Стук клапанов появляется вследствие
больших зазоров или, на двигателях с
гидрокомпенсаторами, из-за их ненаполнения
маслом. Такой стук по частоте совпадает
со стуком распредвала, по тональности
— звонкий.

studfiles.net

Шумы и стуки в бензиновом и дизельном двигателях: откуда и что делать?

Очевидно, что при регулярной проверке автомобильной силовой установки повышаются шансы устранять возникающие небольшие неполадки своевременно, пока они не успели привести к сложным последствиям. Делать периодическую диагностику можно, конечно же, в специализированных центрах обслуживания, однако это накладно и в финансовом отношении, и не придётся каждый раз ехать в СТО, если научиться самостоятельно определять проблемы по шуму и стуку в двигателе. Итак, определяем, что стучит, когда и чем это чревато?

Диагностика мотора на слух: отсекаем посторонние звуки

Шум двигателя может сказать о многом

Важно помнить, что для правильной диагностики стуков и шумов силовая установка автомобиля после пуска должна нагреться до 80–85 градусов, иначе показания можно считать ошибочными.

Лучше всего проводить измерения не на слух, а с помощью стетоскопа, и желательно современного электронного оборудования. По характеру и своеобразности посторонних стуков легко будет определить конкретную неисправность.

Звуки из-за ослабленной фиксации двигателя к кузову напоминают шум мотора

Изначально весь диагностический процесс, связанный с мотором, можно разбить на несколько этапов. Первый из них, прослушка — так делают опытные автолюбители, так начинают свою работу эксперты, так пытаются показать, что они смыслят в машинах, новички.

Да и вообще, неправильно советует пословица, по крайней мере в данном случае, «лучше раз увидеть»… В нашем случае вернее будет раз услышать, чем сто раз увидеть, т.е. столкнуться с проблемой лицом к лицу.

Первое, что надо сделать в процессе прослушивания звуков — это определить, а вернее, доказать — их издаёт двигатель, а не другие узлы или элементы автомашины. Например, нередко стучат составляющие подвески, навесные элементы, потерявшие былую фиксацию и т. д.

Совет. Чтобы частично исключить шумы, издаваемые КПП и трансмиссией, достаточно будет нажать на педаль сцепления.

Таким же логическим способом можно убрать из списка причин некоторые другие звуки, издаваемые не ДВС. К примеру, если покачать силовую установку снизу, удастся выявить звуки, которые связаны с креплением мотора к кузову или раме.

Иногда проблема с креплениями решается навариванием металлических уголков

Ещё интересные моменты:

  • При свисте или жужжании сомнения должны падать в первую очередь на ремень генератора или ГРМ, привод распредвала или компоненты в районе помпы.
  • Визг, скорее всего, свидетельствует о проблемах ремней (соскок), замерзании помпы, отсутствии смазки в генераторе и т. п.

Понятно, что демонтировав ремни или другие элементы, залив должно количество смазывающих жидкостей, можно исключить их из диагностического анализа.

Таким образом, первое и важное, что делается в процессе диагностики силовой автомобильной установки — это проверяется её «окружение». Цель понятна — тем самым доказывается принадлежность звуков и стуков двигателю.

Рекомендуем для лучшего понимания природы проблемных звуков автодвигателя ознакомиться с ними подробнее.

  • Звук идёт с верхней части мотора, напоминает звон металла. Как правило, такой металлический шум говорит о проблемах, связанных с клапанами. Вероятнее всего, что это симптом указывает на неправильную корректировку клапанов или их чрезмерный износ. Если шум нарастает по ходу набора оборотов, да ещё и внезапно, характер неисправностей свидетельствует уже о куда более широкой природе звуков — например, тут дело может быть и в зазорах.

    Износ клапанов сигнализирует о приближении капремонта

  • Шум похож на негромкое трение железных брусков между собой. Звук меняется при повышении или снижении моторных оборотов. Идет стук преимущественно с передка ДВС. Вероятнее всего, что это симптом ослабшей цепи ГРМ. Если автомобиль наделён именно цепью, а не ремнём — такой звук опытному автовладельцу должен быть знаком.
  • Шумы низко-средней тональности, практические не изменяющиеся по ходу увеличения оборотов ДВС. Как правило, звуки идут из нижней части мотора. Такой стук более опасен, чем остальные, так как свидетельствует о повышенном износе «внутренностей» двигателя.
  • Лязг, очень звонкий. Появляется чаще при разгоне или манёвре автомобиля. В большинстве случаях свидетельствует о детонационных стуках. Звуки издают поршни, принимающие на себя ударную волну от взрыва горючей смеси. Среди опытных автолюбителей такой шум принято называть «стучанием пальцев».

Шумы дизельного ДВС на холодную и горячую

Как правило, на дизельной силовой установке звуки и шумы связаны бывают с плунжерными парами (не критично), неисправным ТНВД (топливный насос высокого давления), коленвалом и т. д. Рассмотрим ниже все основные причины.

Если стучит коленвал на дизеле

Стуки в дизельном моторе появляются не реже, чем на бензиновом ДВС

Чаще всего стучит на таких ДВС коленвал. Это называется стуком шатунов и является очень серьёзным признаком поломки ДВС, в том числе и на турбодизеле. Если на бензиновом агрегате такой же стук имеет несхожую природу, то на дизельном свидетельствует о расширенном люфте в вально-шатунной шейке. В итоге из-за этого поршень бьётся о ГБЦ и появляется шум.

Другая причина, не менее проблемная. Она может говорить об ослабленной шатунной гайке. Этот звук по сравнению с первым более глухой и напоминает больше тихий лязг металла (подобный же звук издаёт неправильно выставленный ремень ГРМ).

При диагностике коленвальных звуков дизельного мотора не принято делать, как в аналогичных случаях с бензиновым. Другими словами, отключать питание на каждый цилиндр здесь не получится, так как работать коленвал продолжит, а поршень будет биться о ГБЦ (головка блока цилиндров).

Внимание. Категорически запрещается ездить на автомобиле с дизельным ДВС, если стучит шатун. Автомашину надо срочно доставить в СТО на эвакуаторе (в крайнем случае на буксире). Здесь уже расточат коленвал, заменят вкладыши, произведут нужные регулировки, шлифовку и т. д.

Интересно, что коленвальные стуки наиболее чётче прослушиваются, когда смазка ещё не успевает полноценно дотечь до подшипниковой группы. После тщательного нагрева проблема сигнализирует не столь интенсивно, прежний шум пропадает. А вот на непрогретом ДВС звук идёт размеренный, напоминает лязг и чередующийся глухой шум. Ритмичность звуков будет возрастать с повышением оборотов.

Как и говорилось выше, застучать вал способен и из-за появления чересчур увеличенного люфта, возникшего в шатунно-коренных подшипниках.

Работу по устранению люфта лучше доверить профессионалу. Она занимает много времени и сил

Эксплуатация автомотора на грязной смазке или масле низкого качества, а также несвоевременная замена его в дизеле способны тоже привести к увеличению зазоров и износу. И ещё застучать коленвал может по причине попадания в смазку горючего, когда повреждается ГБЦ.

Не менее известной подоплёкой дизельного шума является замусоривание масляного процеживателя. Из-за этого мелкие части сора и стружки проникают потом и в коленвальные подшипники.

Также стук в дизеле появляется в результате падения масляного давления или нехватки смазки — обязательной составляющей подшипников. К проблеме приводит нередко и нестабильное функционирование маслонасоса.

Если шумит распредвал

Шум от распредвала тише, нежели коленвальный

Распредвал дизельной силовой установки отличается не столь звонким гулом, больше различаемым на первой стадии в момент заводки установки на холодную. По ритмичности звук распредвала почти вдвое меньше по частоте, если сравнивать с той же частотой коленвала. Как только смазка доходит до подшипников распредвала, шум исчезает (как правило, занимает это не более 3 секунд после запуска).

Фактором подобного стучания узла становится неисправность подшипников. Со временем они изнашиваются, что и приводит к стуку. Остальные факторы появления шума аналогичны коленвальным, только с одной-единственной разницей — шум узла по мере изнашивания увеличивается и на горячем двигателе.

Использовать автомашину с такой проблемой под капотом разрешается, но лишь короткое время и при одном условии — если в ГРМ не стоят гидрокомпенсаторы. В противном случае их наличие приведёт к более серьёзным последствиям, очередным дефектам, намного сложнее поддающихся ремонту.

Звуки детонационного характера: причины и последствия

На дизелях ранний впрыск горючего может вызвать детонационное сгорание горючей смеси. Это приводит к грубой и неправильной работе силовой установки.

Понять суть детонации более подробно можно так. Во время детонации горючее не сгорает, как это должно быть, а взрывается. Вся порция горючего мгновенно сгорает, резко возрастает давление на поршень. В результате всего этого образуется ударная волна, разрушающаяся не только сам поршень, но и всю группу: вкладыши, кольца.

Детонация мотора считается довольно опасным признаком

Главнейшей отличительной чертой детонации в дизельной установке становится характерный железный лязг. Кстати, детонации в этом ДВС может легко возникнуть по причине неисправности форсунок.

Ещё причины, которые могут стать источником шума в дизеле:

  • Если установка шумит после СТО, где меняли прокладку ГБЦ, звук будет напоминать стук клапанов. Это не тот случай, чтобы все сточилось само собой. Придётся заново ехать в сервис и заказывать повторную процедуру замены (стук связан с тем, что поршень бьётся о выступающую часть прокладки).
  • Стуки, часто возникающие на холостом режиме. Это, скорее всего, стуки в зоне ТНВД. Кстати, такие же звууки характеризуют шум плунжерных пар.
    Примечание. Проверка ТНВД осуществляется на стенде особого типа.
  • Стуки могут появиться из-за некорректной работы гидрокомпенсаторов. Когда последние выходят из строя, наблюдается характерный стук. При сильном шуме на холодную с постепенным уменьшением стука по мере нагревания мотора компенсаторы заменяются, двигатель очищается по специальной технологии.
  • Недостаточно натяжение цепи или ремня ГРМ. Стук увеличивается, как только повышаются обороты ДВС. Шум создаётся из-за того, что ременной привод бьётся о кожух-защиту.
  • В результате нарушения фаз распределения газа. Это частенько происходит после установки прокладки не родного размера.

Шум на бензиновом агрегате до запуска и на прогретом

Шум на бензиновом ДВС имеет куда более обширный характер. Здесь учитывается немало параметров, которые позволяют упростить выявление одиночной причины. Например, характер шума, его природа на бензиновом двигателе могут свидетельствовать о конкретной причине гораздо точнее.

  • Стук на холодную после того, как мотор заведён.
  • Стук ДВС на горячую после прогрева.
  • Стук на холодную.
  • Стук на холостых оборотах.
  • Стук в двигателе только на высоких оборотах при нагрузке.

С помощью автомобильного стетоскопа звуки становятся более чёткими, и определить их природу будет легче

Некоторые важные моменты, на которые стоит обратить внимание, приведены ниже.

  • Детонация на бензиновом ДВС способствует появлению сильного стука. Как известно, мотор функционирует в четырёх тактах сгорания горючего. Воспламенение обязано проходить строго в конкретный момент цикло-тактового режима. Но с бензином может возникнуть одна сложность — это горючее в некоторых случаях может воспламениться раньше, чем свеча подаст искру.

    Внимание. Солярка тоже может раньше воспламениться, но по причине сильного сжатия.

    Такая ситуация и называется детонацией. Стук частый и звонкий, в некоторых случаях синхронизируется с оборотами ДВС, чаще появляется при непомерных нагрузках. К примеру, если автомобилист до предела нагрузился и едет в гору, когда автомобиль долго буксует и т. д.

  • Особенности стуков в бензиновой силовой установке определяет также звуковой тон стуков. К примеру, если звук идёт глухой, то это свидетельствует чаще о появлении зазора в коленвале. Кроме того, определить коленвальный стук на бензиновой установке можно именно в момент завода.

    Глухой звук сообщит о чрезмерном зазоре коленвала

  • Глухой стук может свидетельствовать о проблемах распредвала. Как и на дизельном ДВС, частота стуков распредвала в несколько раз ниже, чем у коленвала.
  • Клапаны на бензиновом агрегате стучат в два раза реже, чем коленвал. Но узнать этот звук можно также и по его локализации преимущественно в верхней части ДВС. Кроме того, опытные мастера способны определять стук клапанов по звонкому стуку на разных режимах функционирования агрегата.
  • Клапанный стук в ДВС появляется по причине повышенного или естественного износа. Порой достаточно бывает отрегулировать клапана, и стук мгновенно прекращается. В сложных случаях требуется их замена.

Видеообзор о причинах стука в двигателе

Одним словом, в моторе застучать может всё начиная с зазора и заканчивая любым элементом с нарушившейся геометрией. Определить самостоятельно наиболее вероятный источник стуков не так и просто. Нужен опыт, специфические знания и т. д. Безусловно, поможет информация дополнительного характера: как стучит, какой силы, на каком режиме работы, частота ударов и т. п.

Добрый день! Меня зовут Марк. Мне 40 лет. По образованию — педагог. Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

autoclub.su

Стук в двигателе: причины и последствия

Каждому автомобилисту время от времени приходится слышать стуки во время работы двигателя. Чем вызываются эти звуки и можно ли определить на слух, какая именно деталь вышла из строя?

Общие причины

Как правило, стук в двигателе при нормальной смазке и охлаждении возникает из-за того, что между деталями, находящимися в соединении, увеличивается зазор. Обычно этот звук хорошо слышно, когда зазор становится примерно в три раза больше номинальной величины. По мере того, как увеличивается зазор, скорость износа деталей двигателя возрастает, а стук становится все громче.

Иногда складывается ситуация, когда стук в двигателе возникает и при нормальной величине зазора. В этом случае он может быть вызван такими причинами, как большие нагрузки на двигатель, перекос и заедание одной из деталей, снижение вязкости масла из-за перегрева или разбавления другой жидкостью (например, когда топливо попадает в масло).

Определяем по звуку

Оговоримся сразу – определить стуки в двигателе на слух порой очень непросто даже мотористу со стажем. Но общие закономерности все-таки существуют.

Если стук появляется регулярно, то стоит протестировать двигатель на разных режимах. Как известно, параметрами режима работы двигателя являются частота вращения коленвала и нагрузка, которая увеличивается по мере открытия дроссельной заслонки. Если при увеличении числа оборотов двигателя звук усиливается, то, скорее всего, проблемы следует искать в поршневой группе и газораспределительном механизме.

С увеличением нагрузки увеличивается давление в цилиндрах и, соответственно, возрастает нагрузка на движущиеся детали двигателя – прежде всего, поршневую группу. Поэтому при наличии дефектов в кривошипно-шатунном механизме стук в двигателе усиливается по мере того, как увеличивается нагрузка.

Теперь попробуем определить «стучащую» деталь по тональности стука. Если при работе двигателя на холостом ходу вы слышите глухой стук, который потом, по мере увеличения числа оборотов, становится звонче и чаще, то это «стучит» коленчатый вал, в котором износились вкладыши шатунных или коренных подшипников или шейки вала. Причиной может быть несвоевременная замена масла или масляного фильтра.

Глухой стук в двигателе «на холодную», то есть при запуске холодного двигателя, может свидетельствовать об износе подшипников распределительного вала. Как правило, такой стук длится не больше пары секунд, пока масло не попадет на подшипники. Если стук потом пропадает, то с таким распредвалом еще можно проехать до 50000 км. Позже стук становится все слышнее даже при запуске теплого двигателя, а невнимание к двигателю приводит к тому, что увеличивается расход топлива, ухудшаются пусковые качества силового агрегата, а также происходит отложение нагара на седле клапана. Причиной износа подшипников распределительного вала могут быть низкое качество масла, работа подшипников при недостатке масла или его отсутствии, попадание в масло воды или примесей.

Легкий металлический стук в двигателе, возникающий при увеличении оборотов, может свидетельствовать о детонации. Так называют явление, при котором топливо горит в сотни раз быстрее, чем при нормальных условиях. При детонации возникает ударная волна, которая за время движения поршня вниз десятки раз отражается от поршня и головки блока цилиндров, вызывая при этом тот самый стук. Помимо стука, о детонации могут свидетельствовать падение мощности двигателя, тряска агрегата при работе, перегрев головки блока цилиндров. Причиной детонации являются использование низкооктанового топлива, образование нагара в камере сгорания, выход из строя клапана рециркуляции отработанных газов. Результатом детонации становится повреждение поршней и поршневых колец.

fb.ru

Стук в двигателе. Возможные причины.

 

 Когда-то новенький автомобиль, приносивший вам огромную радость вождения, возможно даже каких-то трепетных моментов и счастливых дней, по истечению времени напоминает вам, что все стареет в этой жизни. Одна из неприятностей, которая может произойти — «Сердце» вашего автомобиля застучало не характерным для него звуком. Что же делать в таких ситуациях? Какие возможные причины стука могут быть? К кому обращаться? Разберем по порядку.

Для начала определитесь, насколько вы опытны в этом вопросе, так как потерянное время и силы для выяснения возможных причин стука двигателя, это может привести к более серьезным последствиям, сразу обратитесь к профессиональным мотористам, возможно худшего варианта можно избежать.

Стук в двигателе.

Что же такое стук в двигателе? При оборотах двигателя, работа всех деталей кипит, ударяясь друг об друга, по истечению времени происходит деформация, появляются зазоры и трещины, чем их больше, тем звук стука становится громче. Возможные причины стука бывают из-за плохого топливного масла или топлива. Если вовремя не устранить такой стук, это приведет к большим деформациям и уменьшению ресурса двигателя. Не надо заниматься самолечением и гадать в чем же может быть дело, а направляйтесь на диагностику мотора вашего авто. Вовремя поставленный правильный диагноз может уберечь вас от лишних дорогостоящих затрат.

Какой стук в моторе бывает.

Естественный износ, эксплуатация двигателя, неправильное обслуживание – приводит к различным видам стука в моторе:

Регулярный стук в двигателе – появляется с частотой вращения коленвала в движке.

Не регулярный стук в двигателе – появляется спустя какое-то время и так же пропадает.

Интенсивный стук в двигателе – появляется по мери работы двигателя, частотой вращения, нагрузкой и температуры, слышен более сильный стук. 

Возможные причины стука в двигателе вашего автомобиля.

Стук коленчатого вала в двигателе.

Глухой звук стука в двигателе при запуске, а потом и при прогретом автомобиле может быть возможной причиной стука коленчатого вала. У коленвала частота стука меньше чем у распределительного вала. Износ кулачков, подшипников, механической пастели, а так же сломанной шейки, лопнувшей опоры распределительного вала ведет к такому глухому стуку. Не качественное моторное масло или его отсутствия одна из причин выхода из строя распределительного вала.

Стук шатуна в двигателе.

  • Если вы, на холостых оборотах прогревая автомобиль, заметили, что загорелась лампочка давления на приборной панели, это признак низкого давления масла в моторе и является возможной причиной стука шатуна.
  • При подаче газа автомобиля, вы слышите, что усиливается глуховатый звук постукивания, а на холостых оборотах такого звука нет – вот и еще одна возможная причина стука шатуна в двигателе. В такой ситуации не стоит напрягать сильно ваш движок, поезжайте на малых оборотах до дома или СТО.
  • Категорически запрещается, куда-либо ехать на автомобиле, если на холостых и нажимая на педаль газа, стук только усиливается. Попробуйте проверить, в каком из цилиндров стучит шатун, для этого снимайте попеременно каждый колпачок от свечи зажигания, где стук пропадает, значит, вы нашли очередную возможную причину стука в моторе вашего авто.

Ваш автомобиль проехал огромный путь, присутствует проблемы с давлением масла, и вам предстоит ремонт вашего двигателя, пользуйтесь моментом, обновите сразу большинство деталей и работ. Иначе потом вам предстоит доделывать то, что не поменяли в прошлый раз.

Стук клапанов в двигателе.

«Бывалый» автомобиль, так же может издавать и более звонкие стуки с металлическим цокотом на всех оборотах. Появление таких звуков свидетельствует о возможной причине стука клапанов, это вызвано увеличенным зазором кулачками и распределительном вале и износа рокера. Регулируйте клапана, чтобы не допустить выхода из строя цилиндров в моторе.

Стук из-за бензина в топливном масле.

Меняя топливное масло в двигателе, по истечении не большого времени вы замечаете, что давления опять падает и начало постукивать в движке, возможная причина стука является неисправный бензонасос, а точнее через поврежденную мембрану может попадать топливо в масло. Попробуйте проверить, для этого к щупу по измерению масла поднесите спичку с пламенем, вспыхнет очень быстро, значит причина в этом. Или вы залили не качественное масло.

Стук в цепи двигателя

Если вы на холостом ходу спереди своего автомобиля слышите стук, особенно возле радиатора, а при нажатии педали газа он пропадает, возможная причина стука ослабленной цепи. Попробуйте провернуть ключом вперед и назад короткими толчками коленчатый вал, ослабленную цепь в двигателе услышите металлические щелчки.

Выбор автосервиса.

Не каждый автосервис, будь он в частном гараже или крупным СТО, может похвастаться грамотным, квалифицированным специалистом в области моторов. Хороший диагност, хорошо разбирающийся в электронной диагностике, может даже не представлять, в чем же возможные причины стука двигателя вашего автомобиля. А моторист с большим стажем и опытом работы, да еще и с хорошим слухом, может вам облегчить поиск возможных причин стука вашего движка. 

Найти такой сервис не просто. Сначала поспрашивайте отзывы у ваших знакомых, которые уже сталкивались с такими проблемами. Поиск на форумах в интернете тоже может вам помочь.

При выборе автосервиса, подумайте какого плана ремонт вам подходит. Дороже, но с гарантией качества в крупном СТО (постоянным клиентам предлагают скидки и дисконтные карты) или может быть не большая мастерская, с более низкой ценой и отсутствием гарантии на некоторые виды услуг, но хорошими отзывами. Записывайтесь на предварительную консультацию, оцените условия, в которых производится ремонт, посмотрите, насколько лояльны и опытны люди в этом сервисе.

Стук в моторе, несомненно, вызывает не очень приятные эмоции и переживания. Но на это нельзя не обращать внимания, поиск возможной причины стука самостоятельно занимает много времени, которое может только усугубить ситуацию. Обращайтесь к специалистам именного того профиля который будет, подходит вашей поломке. Используйте качественные расходные материалы, топливо и масла подходящие именно вашему автомобилю, как указанно в сервисной книге и требуют производители вашего автомобиля. Все эти меры могут, продлит ресурс двигателя, и избежать возможные причины стука. Выбирать вам. Удачи вам на дорогах.

ru.megasos.com

Двигатель стучит

Двигатель стучит

Иногда при исправной системе смазки и нормальном тепловом режиме в работающем двигателе появляются стуки, возможно, по причине небольшого износа деталей кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, либо вследствие неправильных регулировок. Сравнительно редко в двигателе возникают временные стуки, в основном по причинам раннего зажигания или перегрузки двигателя, возможно, детонации (использование топлива с пониженным октановым числом). Стуки временного характера появляются преимущественно при повышенных нагрузках двигателя и исчезают при переходе на более низшую передачу или после прикрытия дроссельной заслонки. Определить стуки и причины их возникновения нелегко. Многое зависит от индивидуальных качеств водителя, опыта его работы, способностей.

В пути водителю приходится определять стуки без стетоскопа, по внешним признакам. Для их прослушивания можно пользоваться металлическим или деревянным стержнем, один конец которого прикладывается к уху, а другой — к месту прослушивания. Кроме того, необходимо хорошо знать характерные оттенки всевозможных стуков и соответствующие участки их прослушивания.

При большом износе слоя баббита во вкладышах коренных подшипников различается глухой, низкого тона стук в нижней части картера, который заметно увеличивается под нагрузкой и при ускорении числа оборотов вала двигателя. Устраняется этот стук заменой вкладышей. Если же он звонкий — и менее интенсивный, чем стук коренных подшипников, значит, это характерный стук шатунных подшипников коленчатого вала двигателя. Обычно он ритмичный, среднего тона, и зона прослушивания немного выше, чем у коренных подшипников. Стук шатунных подшипников значительно возрастает при увеличении нагрузки и исчезает, если выключены цилиндры. Стук шатунных подшипников: можно устранить заменой вкладышей.

Стук поршневого пальца ритмичный, высокого тона, с резким металлическим оттенком и слышен в месте расположения цилиндров на всех режимах работы двигателя. Увеличивается с повышением нагрузки. Этот стук может полностью исчезнуть, если отключить свечу проверяемого цилиндра. Если стук поршневых пальцев имеется в нескольких цилиндрах, то для определения — в каком именно, свечи необходимо замыкать на «массу» поочередно. Обычно стук может возникнуть по двум причинам: из-за слишком раннего зажигания либо большого увеличения зазора между втулками и поршневыми пальцами (бобышками поршня).

В этих случаях в первую очередь нужно проверить и при необходимости отрегулировать зажигание. Если стук не устраняется, то поршневые пальцы по возвращении из рейса замените большими по размеру.

Иногда во время пуска холодного двигателя слышен звук, напоминающий стук глиняной посуды. Если он уменьшается или исчезает с прогревом двигателя, это значит, что зазор между поршнями и цилиндрами увеличен.

Величины зазоров в клапанах

Марка автомобиля

Величина зазора между клапаном и толкателем (коромыслом) на холодном двигателе, в мм

для впускных

для выпускных

ЗИЛ-965А

«Москвич-408», -407

«Волга» М-21, «Чайка» ГАЗ-13

ГАЗ-51, УАЗ-450

ГАЗ-53А, ГАЗ-66

ЗИЛ-120, ЗИЛ-121, ЗИЛ-124

ЗИЛ-157, ЗИЛ-164

ЗИЛ-130

«УРАЛ-375»

0, 08

0, 15

0, 25—0, 30

0, 23

0, 25—0. 30

0, 20—0, 25

0, 20—0, 25

0, 25—0, 30

0, 4—0. 45

0, 1

0, 20

0, 25—0, 30

0, 28

0, 25—0, 30

0, 20—0, 25

0, 20—0, 25

0, 25—0, 30

0, 4—0, 45

Если в двигателе на малых и средних оборотах коленчатого вала со стороны головки цилиндров, над местами расположения клапанов, прослушивается металлический стук с высоким тоном и частотой на фоне общего и глухого шума, то это значит, что стучат клапаны. Причины: большое увеличение зазора между толкателем и стержнем клапана или износ этих деталей, неточная регулировка необходимого зазора при сборке двигателя. Для того чтобы уточнить, что стучат именно клапаны, необходимо проверить щупом зазор между стержнем клапана и толкателем (стержнем клапана и носком коромысла). При несоответствии величины требуемого зазора отрегулируйте его. Для чего:
1. Поршень (двигателя ГАЗ-53Ф) регулируемого цилиндра установите в в. м. т. при такте сжатия, предварительно открыв крышку клапанной коробки;
2. Удерживая толкатель ключом, отпустите контргайку регулировочного болта;
3. Вращением регулировочного болта установите необходимый зазор;
4. Затяните контргайку болта;
5. Проверьте зазор щупом после регулировки.
Аналогично проверяется регулировка зазора и в остальных цилиндрах. На грузовом автомобиле ГАЗ-53А с V-образным двигателем иногда периодически слышен негромкий стук клапанов. Это не означает неисправность, поэтому регулировку производить не следует (легкие стуки в клапанах в практике допускаются). Но бывает и так, что на прогретом двигателе клапан стучит постоянно, особенно это характерно для клапанов, расположенных по краям головки. Тогда в этих клапанах следует уменьшить зазор. Величина зазора на холодном двигателе должна быть не меньше 0, 15—0, 20 мм. Для регулировки необходимо:
— поршень цилиндра, клапаны которого регулируются (допустим, первого цилиндра), установить в в. м. т. такта сжатия;
— отпустить контргайку на регулировочном винте;
— установить вращением регулировочного винта необходимый зазор;
— затянуть контргайку и вновь проверить зазор. Аналогично производят регулировку зазора в клапанах других цилиндров, поворачивая коленчатый вал на 90° в соответствии с порядком работы системы зажигания 1 —5—4—2—6—3—7—8.
В пути бывают случаи, когда в прогретом двигателе и при увеличении нагрузки возникает стук высокого тона. Говорят, что в двигателе детонация. Вот характерные признаки детонации: звонкий и частый стук, из глушителя выходит черный дым, двигатель перегревается и теряет мощность. Иногда стук этот ошибочно принимают за стук изношенных поршневых пальцев и втулок. Помните, что детонация — это сгорание части рабочей смеси с огромной скоростью, достигающей 2500 м/сек против обычной 15—25 м/сек, в результате чего появляется ударная волна и значительно повышается давление. Стук возникает потому, что образовавшаяся детонационная волна с большой силой ударяет о поверхность деталей кривошипно-шатунного механизма.
Часто детонационное сгорание ошибочно смешивают с самовоспламенением (без искры) рабочей смеси. Самовоспламенение наступает в перегретом двигателе, в конце такта сжатия, когда температура сжатой рабочей смеси слишком велика и смесь загорается до появления искры. Смесь может воспламеняться от соприкосновения с раскаленными электродами или частицами нагара. Чтобы отличить детонацию от самовоспламенения, выключите зажигание. Если двигатель тут же заглохнет, значит, была детонация, так как детонационное сгорание появляется после воспламенения смеси электрической искрой. Детонацию следует немедленно устранить, так как она вызывает разрушение деталей, повышает их износ, значительно увеличивает расход топлива.
Причинами детонации могут быть также:
— нагарообразование в головках цилиндров;
— применение топлива, не соответствующего данному типу двигателя;
— установление слишком раннего зажигания.
Детонационное сгорание бензина в цилиндрах объясняется образованием перексидов в рабочей смеси, способствующих увеличению скорости сгорания и придающих горению топлива взрывной характер. Стойкость топлива против детонации оценивается условным октановым числом. Чем оно больше, тем топливо более стойкое. В автомобильных бензинах октановое число колеблется от 66 до 98.
Появлению детонации могут способствовать и ряд других причин:
— ухудшение охлаждения двигателя;
— обеднение рабочей смеси;
— уменьшение числа оборотов;
— увеличение температуры рабочей смеси и нагрузки.
Детонационные стуки, возникающие от большого нагарообразования в камере сгорания, устраняются снятием головки цилиндра с последующей очисткой нагара. Необходимо отметить, что с увеличением числа оборотов коленчатого вала двигателя возможность детонационного сгорания при прочих равных условиях снижается. Это происходит потому, что время нахождения в цилиндрах свежей рабочей смеси сокращается, значительно снижается и коэффициент наполнения цилиндров двигателя, увеличивается количество газов в рабочей смеси, оставшихся от сгорания.
Если детонация вызывается из-за применения несоответствующего топлива, то устранить ее можно установкой более позднего зажигания поворотом корпуса прерывателя с помощью октан-корректора. Указательную стрелку прибора нужно перемещать по шкале в сторону минуса.
При позднем зажигании сокращается время на сгорание рабочей смеси, меньше образуется перексидов. Если детонация продолжительная, то необходимо заменить топливо согласно инструкции.
В двигателе могут быть и другие стуки, например, вала вентилятора и водяного насоса при большом смещении в осевом направлении, приводного вала распределителя при увеличенных зазорах в соединениях. Возможен также шум в кожухе распределительных шестерен при их значительном износе.
Все стуки в двигателе должны быть немедленно устранены. Если в пути нельзя этого сделать, то следует возвратиться в гараж с помощью буксира.

roadmachine.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о