Что такое АКБ в машине
Любая автономная энергосистема должна состоять из источника электроэнергии и накопителя, обеспечивающего энергоснабжение потребителей, когда генерирующие мощности отключены, или их отдача ограничена. В автомобиле эти функции выполняет аккумуляторная батарея (АКБ). Как правило, это шесть кислотных свинцовых элементов в общем корпусе, соединённых последовательно и подключённых непосредственно к бортовой сети 12 вольт постоянного тока.
Содержание
Функции АКБОсновным источником тока в автомобиле является генератор. Но этот прибор способен отдавать мощность в полном объёме, только когда двигатель работает, причём как минимум на средних оборотах. В режиме холостого хода его отдачи может не хватать даже на обеспечение части штатных потребителей. Чтобы исключить связанное с перегрузкой падение напряжения в бортовой сети, необходим буферный источник, способный пополнять свои запасы при избытке мощности генератора и отдавать энергию потребителям, когда его способностей не хватает. Это и будет одной из ролей аккумулятора в системе.
Второй функцией батареи стало обеспечение пуска мотора. Используемый для этого стартёр при относительно низком напряжении потребляет значительный ток. Отсюда и требование к АКБ быть не просто резервным помощником генератора, а иметь способность работать в стартёрном режиме, то есть кратковременно выдавать токи порядка нескольких сотен ампер. Далеко не каждый аккумулятор на такое способен, поэтому в обозначении типа батареи всегда указывается, что она стартёрная. Это накладывает значительные ограничения на применяемые при её производстве технологии.
Сочетание требований по большому рабочему диапазону токов отдачи, приемлемой ёмкости, низкой себестоимости и предельным температурам вынуждает производителей отдавать предпочтение свинцово-кислотным аккумуляторам, хотя данный тип и считается уже давно устаревшим. Были попытки применения щёлочных элементов и многих других вариантов, включая высокотехнологичные суперконденсаторы, но у каждой технологии помимо достоинств в одном направлении есть неискоренимые недостатки в других.
Состав и конструкция автомобильного аккумулятораАКБ включает в себя следующие функциональные элементы:
- Корпус батареи. Изготовлен из прочного кислотостойкого пластика. Верхняя часть корпуса выполнена в виде крышки, на которой расположены перемычки между отдельными аккумуляторными элементами (банками), герметизирующая заливка, пробки, вентиляция и клеммные наконечники. Банки внутри корпуса разделены герметичными переборками.
- Электроды. В каждой банке их два набора, положительные и отрицательные. Материалом электродов служит свинцовый сплав различного состава, в зависимости от применяемой технологии. Увеличенная отдача в стартёрном режиме требует большой эффективной площади электродов, поэтому каждый из них состоит из нескольких пластин, расположенных в шахматном порядке по всему объёму банки. Электроды снабжены токосъёмниками, объединяющими одноимённые полюса и выведенными наверх, к токовым перемычкам между банками.
- Сепараторы. Располагаются между электродами и предотвращают возможные замыкания. Выполнены из пористого материала, хорошо пропитывающегося электролитом.
- Электролит. Представляет собой раствор чистой серной кислоты в дистиллированной воде. Обеспечивает электрохимические реакции на поверхности электродов. Плотность электролита строго определена при заливке и в дальнейшем зависит от степени заряженности батареи. Уровень электролита в каждой банке имеет нормированный допуск и должен контролироваться при эксплуатации. При этом расходу подвержена только испаряющаяся из раствора вода, которую и следует доливать.
Возможны разные исполнения аккумуляторов. В зависимости от материала электродов, они могут быть малообслуживаемыми или герметичными необслуживаемыми. В этом случае вентиляция и долив жидкости в эксплуатации не предусмотрены, пробки залиты пластмассой или отсутствуют.
Встречаются более дорогие и совершенные гелевые аккумуляторы. В них электролит находится в виде желеобразного геля, что обеспечивает дополнительный срок службы и высокие технические характеристики. Электроды имеют спиральную конструкцию, между ними располагаются сепараторы из стекловолокна, наполненные гелевым электролитом.
Читайте также: Что такое лямбда-зонд
Параметры аккумуляторовПрименение АКБ в конкретном автомобиле потребует его соответствия по ряду технических характеристик, как электрических, так и чисто геометрических.
- Электрическая ёмкость батареи. Строго говоря, данное свойство аккумулятора требует указания в виде возможности накопления определённого количества энергии. Но такой параметр стал применяться лишь для тяговых батарей электромобилей, где он и указан в киловатт-часах.Напряжение бортовой сети подавляющего большинства обычных машин фиксировано в 12-вольтовом стандарте, поэтому исторически сложилось указывать ёмкость в ампер-часах. Упрощённо каждая такая единица означает способность заряженного аккумулятора отдавать ток в 1 ампер на протяжении одного часа. Установка батареи недостаточной ёмкости на автомобиль может привести к внезапному отказу из-за глубокого разряда на большое количество потребителей. Величина ёмкости определяется разработчиком автомобиля при расчёте его энергетического баланса.
- Максимальный пусковой ток. Этот параметр особенно важен при холодном запуске двигателя. Низкие температуры способствуют снижению эффективной ёмкости батареи и её возможности отдавать большие токи в стартёрном режиме. Одновременно растёт сопротивление замёрзшего двигателя проворачиванию коленчатого вала. Поэтому для регионов с холодным климатом и экстремальными зимними температурами следует обращать особое внимание именно на эту характеристику АКБ.
- Рабочее напряжение аккумулятора. До появления современных кальциевых электродов этот параметр особой смысловой нагрузки не нёс.
- Полярность и геометрия выходных клемм. При установке аккумулятора с иной полярностью (для легковых машин плюсовая клемма может находиться справа или слева с длинной стороны корпуса) может не хватить длины подводящих проводов или вообще установка станет невозможной. Это надо учитывать при покупке АКБ, как и совместимость самих клемм. Возможны разные варианты, клеммы могут быть коническими, цилиндрическими, толстыми, тонкими, выступать за пределы корпуса или быть в нём утоплены. Поскольку сейчас практически всегда аккумуляторы принято покупать с зачётом стоимости старого, то такие ситуации легко разрешаются в торговой организации.
- Размеры корпуса. Немаловажный фактор, поскольку батарея должна быть надёжно закреплена на штатном месте. Возможны разные конструктивные особенности крепления, их надо учитывать. Это вопрос безопасности, следует помнить, что в аккумуляторе заключена немалая энергия и залит агрессивный раствор серной кислоты.
В элементах батареи между сернокислотным электролитом и свинцовыми электродами непрерывно протекают электрохимические реакции. При разряде в результате обмена ионами часть кислоты превращается в воду, и плотность электролита падает. Зависимость плотности и уровня заряженности настолько точная, что зная исходное значение плотности можно определить степень заряда с помощью ареометра. На этом же принципе основано действие индикатора заряда, всем известного
При заряде происходит обратный процесс, плотность растёт. Побочными явлениями будут увеличение температуры и выделение газов. В необслуживаемых АКБ предусмотрено растворение газа в электролите. Но в случае превышения штатных режимов, корпус герметичного аккумулятора может распереть внутренним давлением. А те же процессы в вентилируемых корпусах вызовут интенсивное кипение и испарение воды, недостаток которой потребует восполнения. Батареи со сниженным уровнем быстро сульфатируются и выходят из строя.
Читайте также: Как узнать цвет машины по Вин-коду
Бережное обращение с АКБ
Если помнить о наличии аккумулятора под капотом и уделять ему хотя бы минимум внимания, то он проработает значительно дольше, чем обделённая заботой батарея. В идеале стоит прочитать правила эксплуатации АКБ, но эти документы весьма пространные и мало кто на такое способен. Можно упомянуть самое важное, что стоит запомнить.
- Аккумуляторы очень не любят глубокий разряд, особенно в холодное время года. Условия зарядки при коротких зимних поездках с холодным двигателем критические, а энергии при пусках забирается очень много. За этим надо следить и подзаряжать АКБ от внешнего источника. Просто подержать двигатель на холостых оборотах ничего не даст.
- При длительных перерывах в вождении аккумулятор лучше подзарядить, а хранить автомобиль надо со снятой клеммой. В электросхеме машины масса потребителей, которые не отключаются после вынимания ключа.
- Надо регулярно контролировать напряжение в сети автомобиля. При частично неисправном генераторе оно может быть заниженным или нестабильным, что постепенно разрядит аккумулятор. А при низкой плотности электролита и сильном морозе в батарее образуется лёд и восстановить её уже не получится.
- Перезаряд тоже вреден, хотя в современном автомобиле такое можно устроить разве что умышленно. Не стоит пользоваться зарядными устройствами с неизвестным принципом действия. Как минимум, надо проконсультироваться у автоэлектрика.
Видео: Источники тока. Аккумулятор
Вам также будет интересно почитать:
Можно ли ставить на автомобиль аккумулятор большей или меньшей ёмкости
- Все статьи
- Можно ли ставить на автомобиль аккумулятор большей или меньшей ёмкости
Многие автомобилисты придерживаются мнения, что авто АКБ должна строго соответствовать заявленным нормам — или возникнут проблемы. Конкретно: батарея, имеющая меньшую емкость, в процессе зарядки закипит, АКБ с большим показателями останется недозаряженной. Вывод из этого утверждения таков — срок работы батареи значительно сократиться. Почему такое утверждение неверно?
Принцип работы бортовой сети электропитания
Каждый автомобиль имеет сеть электропитания, и она действует по следующей схеме: от АКБ энергия поступает к автомобильному генератору, стартеру и бортовой сети (оборудованию).
Для работы стартера энергия расходуется лишь во время, когда осуществляется запуск двигателя. Однако, стоит учитывать — на один пуск тратиться незначительный процент энергии АКБ. В абсолютных цифрах это не более 2-х Ампер из имеющихся 40 и более. Правда, в холодное время года эта цифра возрастает.
Задача генератора в том, чтобы восполнить энергию, потраченную при пуске двигателя, то есть зарядить аккумулятор. Что касается напряжения в сети электропитания, то оно поддерживается на относительно стабильном уровне (около 14 вольт).
Ток, который задействован в сети, есть отношение показателя напряжения к значению сопротивления. Первый показатель представляет собой разность двух значений, напряжения в бортовой сети минус и батареи. А сопротивление батареи находятся на постоянном уровне.
В момент начала работы двигателя аккумулятор теряет некоторый процент заряда, происходит понижение напряжения на его клеммах. Это приводит к возникновению разницы напряжений, о которой сказано выше. Также, возрастает зарядный ток.
Если проанализировать эти показатели, станет ясно, что непосредственно после того, как двигатель завелся, уровень тока вырастает до 10 Ампер, но затем многократно снижается. При длительной работе двигателя (свыше часа), уровень тока заряда ограничивается одним ампером, средний показатель соответствует нескольким амперам.
Основной вывод: емкость используемой аккумуляторной батареи может варьироваться
Процесс приведения двигателя в рабочее состояние требует энергии, которая почти всегда одинакова, вне зависимости от цифры ёмкости. То есть, для генератора эта цифра не имеет принципиального значения. Важно напряжение в бортовой сети. Аккумуляторная батарея задействует незначительный процент мощности, который имеется у генератора. То есть, можно смело выбирать АКБ, имеющий большую емкость. Нужно будет лишь дольше его заряжать. Но в таком случае увеличивается время разрядки аккумулятора. Главное — чтобы не менялись показатели напряжения батареи и бортовой сети.
Следовательно, при выборе батареи нужно соблюдать следующие правила: емкость может быть любой — главное, чтобы она обеспечивала такой пусковой ток, который необходим.
В чем отличия батарей разной емкости? Покажем на практическом примере
Показатели тока равны — это характерно для современных машин. АКБ с меньшей емкостью будет быстрее подзаряжаться, чем АКБ с большей — вот единственное отличие.
Допустим, на автомобиле стоит батарея в 55 Ah. Возьмем две АКБ с разными показателями. Первую — меньше, чем базовая – к примеру, на 50Ah. Вторую — на 70 Ah. Представим, что они подверглись полному разряду. После 55 часов зарядки током в 1 Ампер первая батарея полностью зарядиться и начнет кипеть, вторая на 70Ah все еще останется дозаряжаться. После 70 часов зарядки закипит и вторая батарея, а первая будет находиться в состоянии кипения уже часов 15. Но нужно принимать во внимание тот факт, что задача генератора не заряжать, а подзаряжать аккумулятор до нужных значений. И израсходованный при запуске 1% емкости компенсируется в обоих случаях за примерно равное время — независимо от того, насколько отличается емкость.
Какие факторы необходимо учесть
1. Характеристики мощности, которые отличают тот или иной генератор, многие путают с показателями, необходимыми при выборе батареи. Но характеристики свидетельствуют о другом: максимальный ток, при котором будет функционировать генератор. Но практика показывает: батарея при подзарядке задействует малую часть этой мощности (в десятки раз меньше).
2. Сколько электрического оборудования установлено на конкретной машине. Если нет дополнительных опций, для бортовой сети задействуется небольшое количество энергии. При наличии энергоемкого оборудования эти показатели, естественно, будут возрастать.
3. Нужно принять во внимание размеры (габариты) — иначе АКБ просто может не поместиться или же не зафиксироваться в отведенном для нее месте.
4. Условия эксплуатации. При низких температурах имеет смысл выбирать как раз аккумулятор с большей емкостью.
Итак, помимо аккумулятора рекомендованной ёмкости, Вашему автомобилю вполне подойдёт АКБ несколько большей ёмкости, при соответствии остальным параметрам. А вот батарею меньшей ёмкости брать не стоит, так как она быстрее разрядится в экстремальных условиях и может подвести.
Новая точка доступа Токио: AKB Car-Spotting
Охота на улицах
Некоторые из наиболее частых вопросов, которые я получаю в социальных сетях и по электронной почте, касаются поездки в Японию. Они исходят от автолюбителей со всего мира, которые планируют поездки в Японию и ищут советы о местах, которые можно увидеть, или событиях, которые стоит посетить, пока они там.
Хотя довольно сложно следить за событиями, хорошо то, что вам не нужно посещать большое автомобильное соревнование или гонку, чтобы почувствовать настоящий вкус японской автомобильной культуры. Как я уже говорил много раз, иногда самые крутые вещи можно найти просто припаркованными на улице…
И за пару последних моих визитов в Японию было одно место, которое неизменно давало хорошие результаты в отделе поиска автомобилей: район Акихабара в Токио.
Даже без автомобилей Акихабара является одним из самых популярных туристических направлений благодаря обилию магазинов электроники, кафе для горничных и других отаку мест встреч.
Но вместо того, чтобы быть просто столицей компьютерной культуры Токио, Акихабара также стал местом сбора модифицированных автомобилей, особенно по вечерам в выходные дни.
Во время моего последнего визита в Токио я остановился в нескольких минутах ходьбы от Акихабары, поэтому постоянно гулял по улицам с фотоаппаратом в руках в поисках крутых машин в дикой местности. Это действительно одна из лучших вещей в путешествии по Японии.
И машины, которые встретились во время этих прогулок по токийскому городу ботаников, не разочаровали. Улицы Акибы, от причудливых и странных до просто крутых, созрели для автомобилей.
Итак, перейдем к делу. Вот некоторые из самых интересных машин, которые я запечатлел на парковках, в гаражах и переулках города Акихабара…
Иташа Мания
Когда вы думаете о культуре отаку Акихабары, смешанной с автомобильной культурой, первое, что приходит на ум, это иташа . Помимо организованных встреч, улицы Акихабары, вероятно, лучшее место в мире, где можно увидеть эти красочные машины.
И хотя я бы никогда не сделал этого ни с одной из своих машин, я, безусловно, могу оценить творческий подход, стоящий за этим.
Не могу сказать, что хотел бы сам водить этот красочный минивэн Toyota, но когда видишь его припаркованным в естественной среде обитания, невольно улыбаешься.
Мне также нравится видеть, как стиль itasha распространился на все уголки автомобильной сцены Японии. Вот, например, у нас есть украшенная версия фаворита VIP-класса Nissan Cima.
Вот S15 в такой же экстравагантной окраске. Я не эксперт по аниме и , поэтому я не могу узнать этот дизайн, но я уверен, что кто-то может.
А теперь у нас есть король Акихабары — Toyota Alphard, полностью одетая в ливрею Hatsune Miku . Этот фургон стоял на улице почти каждую ночь, по которой я проходил. Конечно, было нетрудно пропустить его возмутительную графику и светодиоды повсюду.
Я всегда думал, что Alphard и Vellfire немного напоминают футуристические космические корабли, но это действительно выводит их на новый уровень.
Также интересно наблюдать, как энтузиасты itasha делают все возможное, чтобы скрыть такие автомобили, как Sera — купе типа «крыло чайки», которое Toyota построила в начале 1990-х годов.
Все движение itasha не ограничивается только четырехколесными транспортными средствами. Я также наткнулся на несколько мотоциклов и скутеров, выполненных в том же откровенном стиле. 9. Здесь у нас есть копия Red Suns FD3S RX-7 Кейсуке Такахаши из Initial D .
Хот-Роды То Кей Карс
Я знаю, что itasha не для всех, но не волнуйтесь — Акихабара также рисует множество машин, которые не являются покрытыми персонажами аниме . На самом деле одни из самых крутых машин у меня когда-либо найденных в Японии были обнаружены на переулках Акихабары.
Мне всегда нравился Nissan Primera на шасси P10, поэтому было приятно увидеть этот опрятный экземпляр с набором раллийных фонарей, брызговиками и изящными сетчатыми колесами.
Если говорить о современном поколении японских автомобилей kei , то Honda N One определенно является одной из самых крутых в этой группе. И, как показано здесь, маленький фургон выглядит чертовски хорошо на хороших колесах.
Если есть одно правило, когда дело доходит до споттинга автомобилей в Японии, то это ожидание неожиданного. TVR Cerbera с комплектом RAYS Volk Racing RE30 должен быть одним из самых необычных автомобилей, которые я когда-либо встречал на улицах Токио.
Не менее впечатляющим был этот Mercedes 500 SEL AMG в полном гангстерском стиле 1980-х. Абсолютно зловещий.
В какой-то момент я услышал безошибочный звук оппозитного двигателя Subaru и обернулся как раз вовремя, чтобы увидеть, как эта Impreza STI катится, надев широкофюзеляжный кузов в стиле WRC от L’aunsport. Это мифический материал для поклонников Subaru.
И в продолжение темы ралли, как насчет Lancer Evolution в стиле WRC, одетого в версию команды Mitsubishi Ralliart с аниме элементов для хорошей меры. Только в Акихабаре.
S30 Fairlady Z почти такой же культовый, как и японские спортивные автомобили, но редко можно увидеть более длинную версию автомобиля 2+2, особенно такую чистую, как эта. Я копаю это.
Несоответствующие панели кузова и звук работающего SR20DET — нетрудно подумать, что этот 180SX получает свою долю бокового движения.
Не все автомобили, которые вы видите в Акихабаре, экстравагантны. Этот седан Civic Ferio Si был простым и точным, с набором TE37 и несколькими другими функциональными улучшениями.
Знаете, чего не хватает в этой подборке автомобилей? Какая-то старая добрая Америка. О, неважно… Посмотрите на этот красивый Ford Shoebox, который я нашел однажды ночью припаркованным на боковой улице.
И какой бы крутой ни была коробка для обуви, она меркнет по сравнению с этим родстером Ford, который я нашел припаркованным в переулке Акихабары. Я, конечно, был не единственным, кто остановился, чтобы сделать несколько фотографий этого хот-рода с отделкой из голого металла.
Вот и все, небольшой кусочек автомобильной культуры, который вы почувствуете любой ночью в Токийском районе 9.0011 отаку рай. Обязательно ознакомьтесь с главой «Бонусные изображения» ниже, чтобы узнать больше об улицах Акихабары.
Майк Гарретт
Instagram: japanifornia_media
mike@speedhunters. com
Больше японских историй на Speedhunters
Пол в монтажной комнате
Какая машина больше всего похожа на каждого члена AKB48? • AKB48WrapUp
Это просто весёлый коллектив 😉
Из двух каналов «Какая машина больше всего похожа на каждого члена AKB48?»
“
Takamina (Minami Takahashi) : Кей-кар с турбодвигателем
или
?
Sayaka Akimoto : Nissan R34 Skyline
Mariko Shinoda : Mazda Roadster
“
Kojima Haruna : Maserati quattroporte 4.2 Sport GTS
Wolf disguised in sheep skin
“
Uhmmm I думаю это не очень правильно… Мой образ Кодзихару белый Mitsubishi Pajero
»
Технически они не члены, но….
AKiP : Brabus Benz с обвесом Aero грязного вкуса
(Я не смог найти «грязное изображение» этого автомобиля… но изначально этот автомобиль выглядит так. )
TGSK : Toyota Celsior с эмблемой Lexus
*Celsior — это японское название Lexus LX, который продавался с эмблемой Toyota
0003
“
Kaoru Mistumune : Limousine
Myao (Miho Miyazaki) : Toyota Hi-ace
Sayaka : Hummer
Haruka Katayama: Mitsubishi Debonair
“
Sayaka : Gelende Wagen Benz
Yuko : Red Porche
»
Я как-то понимаю «red Porche = Yuko»
Mariko : Toyota 3 Century
004 “
Как насчет Юбихара ? (
«
Haruu (Haruka Shimada) : Kei-Truck
«
Acchan : Fiat 500
«
». : Eunos Cosmo
»
Acchan : Rolls Royce
»
LOL Какого черта у вас, ребята, образ Саяки… это так смешно….
Но я думаю, что это слишком, для меня Саяка — это 70 Supra, король прямой трассы.
»
Ни за что… как я уже говорил, Сашико это 30 Каролла.
…. это Сашико??? |
»
Сидзука Ойя: БМВ!!!
“
Я хочу Sassy (Sashiko) водить трехколесный Daihatsu Auto!!
LOL Это будет так смешно… если она будет ездить на этом по улицам Токио! |
“
Sashihara : Travant
“
Kayo Noro : Toyota Estima
!!! Они похожи!! |
Acchan : AE86 Treno (Sprinter Treno) asa Hachi-Roku
Mariko : Honda NSX
Какой4?
Юко : Mazda RX-7 FD3S
Томочин : Tesra Roadster
Такамина : Ребин Toyota AE86!!
Sayaka : Subaru Impreza
Yukirin (Yuki Kashiwagi) : Toyota Supra
Sashiko : Toyota AE85
9000 AKIP : TOYOTA AE85 9000 AKIP . вообще, но… Я расхохотался, когда увидел «Сашико = AE85»«
Opel Vita (=Corsa в евро) был автомобилем моей мечты, хотя Opel уже ушел с японского рынка…
Среди членов AKB, я думаю, Томо~ми (Томоми Касаи) лучше всего подходит для этой машины!!
“
Окаро (Саяка Акимото) : Хикьяку (飛脚)
LOL Атлетизм Саяки даже не может быть описан машиной!! |
»
Юттан (Юка Масуда) : Delorean
»
Юка Масуда : GT-R32
910204 : Мария0124 GT- R33Ayaka Umeda : GT-R34
Marina Kobayashi : GT-R35
Miorin (Miori ICHIKAWA) : Suzuki Cappucci Cappuccia
9013. Работает!Cappuccino и Alto Work в начале намного быстрее, чем RX-8!
Итак….. RX-8 = Паруру….
“
Конечно Mayuyu это Иташа версия Volkswagen Beetle!!
»
Yuihan : Jinrikisha (人力車)
Она такая классическая… (Юйхан из сельской области Киото)
«
Миорен : choro Q
Как насчет Karen IWATA Q
DE KAREN IWATA Q
DE Q
Q QQ
Q
DE Q
Q
.