какие бывают и чем отличаются коробки автомат (акпп)
Помните, как в одной известной песне поется: «Крепче за баранку держись, шофер!» В то время, когда писались слова к этой песне, водителям приходилось время от времени держаться за руль всего лишь одной рукой, орудуя рычагом механической коробки передач. Сегодня же благодаря «автомату» можно подарить «баранке» все свое внимание, не отвлекаясь на игры с «механикой». Рассмотрим же основные типы автоматических трансмиссий.
Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что АКПП резко снизила нагрузки водителей, избавив их от необходимости топтать педаль сцепления и подарив возможность даже в салоне автомобиля чувствовать себя так же комфортно, как дома перед телевизором. И если вы решили отдать предпочтение автомобилю с коробкой-автомат, тогда вас ждет довольно непростой выбор типа трансмиссии. Да, обычно конечный потребитель не обращает внимания на устройство КПП, для него главное – это две педали, селектор и стремительно убегающая под автомобиль дорога. Однако не торопитесь, потому как есть типы трансмиссий, которые являются более выигрышным вариантом.
Гидравлический «автомат»: классика в чистом виде
Этот тип АКПП является классическим примером автоматической трансмиссии, особенность которой заключается в том, что между колесами и двигателем напрочь отсутствует какая-либо связь. Вы спросите – а как же передается крутящий момент? Отвечаем – через рабочую жидкость посредством двух турбин. Однако мы эволюционируем, а вместе с нами эволюционирует все, что мы изобретаем, потому сегодня такие коробки управляются специальными электронными устройствами. Это позволяет оснащать гидромеханические коробки передач спортивным и зимним режимом, программами экономичной езды, а также возможностью ручного переключения передач.
Коробка-автомат вначале устаналивалась исключительно на топовые версии
фото
Если сравнивать «гидавлику» с МКПП, то первой нужно больше топлива, а также больше времени на разгон. Что ж, за комфорт нужно платить. Но именно «гидравлика» первой бросила вызов устаревшей механике и во многих странах одержала триумфальную победу. Но не в Европе. В Старом Свете коробка-автомат долго не могла прижиться. Возможно, это европейцы такие требовательные, или привычки практически неискоренимы, но инженерам пришлось попотеть, чтобы доработать АКПП для Европы. Но зато после этого «автомат» научился подстраиваться под стиль вождения, что и дало нам в результате экономичный, спортивный и зимний режимы работы.
АКПП с «типтроником» и спортивным режимом
фото
Многие водители и рады были бы пользоваться АКПП, но при этом ни в какую не хотели отказываться от возможности самостоятельно переключать передачи. И решение нашлось – новые «автоматы» начали оснащать и ручным режимом. У каждого производителя для такого типа коробок существует собственное название, но первым было Autostick. На сегодняшний день самым распространенным названием является придумка компании Audi – Tiptronic. Конструкторы BMW назвали такую коробку Steptronic, а в Volvo решили, что вполне подойдет и Geartronic.
Несмотря на то, что при включении ручного режима водитель сам переключает передачи, в полной мере ручным его все же назвать нельзя. Скорее это полуавтоматика, ведь компьютер трансмиссии продолжает работать в это время и все равно контролирует работу автомобиля.
Роботизированная механика: предвестники Скайнета
МТА (Manual Transmission Automatically Shifted), а в простонародье просто «робот», по своей конструкции претендует на то, чтобы носить гордое имя «механики», но при этом по управлению – это чистой воды АКПП. При этом расход топлива здесь уже значительно меньше, чем на «механике». Но не все так сладко. Есть и своя горчинка: «робот» лоялен лишь в отношении спокойного режима езды. Как только вы решите поддать в топку угля и вдавите педаль газа в пол, сразу же болезненно ощутите, как переключаются передачи. Ощущения похожи на то, будто при каждом переключении передачи вас кто-то толкает в задний бампер. Но это с лихвой компенсируется небольшим весом коробки и ее сравнительно невысокой стоимостью.
Direct Shift Gearbox от компании Volkswagen
фото
«Робот» с двумя сцеплениями: одним сцеплением сыт не будешь
Как мы говорили выше, «робот» нуждался в серьезной доработке, потому как его недостатки существенно влияли на комфорт езды. И конструкторы решили оснастить его сразу двумя сцеплениями.
Volkswagen Golf R32
фото
В массовое производство такая трансмиссия была запущена в 2003 году компанией Volkswagen, которая устанавливала ее на автомобили Golf R32. Такому «роботу» было дано название DSG (Direct Shift Gearbox). Два диска сцепления управляли разными передачами – четными и нечетными. Это значительно смягчило работу коробки, однако и у этого механизма имеется свой недостаток, который нельзя назвать незначительным – это высокая цена. Впрочем, если «робот» с двумя сцеплениями завоюет сердца пользователей, то это перестанет быть проблемой.
Вариатор: отказ от ступеней
Вариаторная трансмиссия (Continuously Variable Transmission) отличается тем, что умеет плавно изменять крутящий момент. Это бесступенчатая АКПП, в которой у передач отсутствует фиксированное передаточное число.
Вариатор Nissan Juke
фото
Если сравнивать CVT с классической «гидравликой», то в случае последней мы можем слышать, а также следить по тахометру за работой коробки. А вот вариатор работает очень размеренно, сохраняет баланс скорости и постоянно подхватывает момент смены передачи. Эта коробка не понравится водителям, которые любят «слушать» свой автомобиль, потому как вариатор постоянно работает в одной тональности, словно троллейбус. Однако не стоит сразу отказываться от вариатора в связи с акустической монотонностью: инженеры придумали выход из этой ситуации и снабдили коробку режимом, который позволяет вручную выбирать «виртуальные передачи». Данный режим имитирует смену передач и позволяет водителю чувствовать их переключение, как при езде на обычном «автомате».
Что день грядущий нам готовит?
Что говорят эксперты о том, кому будут принадлежать лавры первенства в будущем? Больше всего очков независимые «судьи» ставят «роботу» с двумя сцеплениями, который считается самой удачной разработкой на данный момент.
Вряд ли будет сдавать свои позиции и вариатор, но здесь все упирается в желание производителей автомобилей совершенствовать данный вид АКПП, в котором недостатков сейчас больше, чем преимуществ.
Классический «автомат» все еще отхватывает свой внушительный кусок пирога, но его время постепенно уходит. Однако еще рано говорить ему терминаторовское «Аста ла виста».
Тип трансмиссии |
Преимущества |
Недостатки |
Гидравлическая АКПП |
Можно устанавливать на автомобили, работающие на разном типе топлива |
Больше времени на разгон и больше топлива (в среднем на 1,2 л), чем МКПП |
Дополнительные режимы обеспечивают плавное и комфортное движение |
–––– |
|
Довольно устойчива на любой скорости |
––– |
|
|
Быстро переключается, если трансмиссия пребывает в режиме ожидания |
Дороже в производстве, чем «механика» и гидравлическая АКПП |
Более экономичная, чем гидромеханика |
Довольно требовательна в ремонте в связи со сложностью конструкции |
|
––– |
На высоких скоростях физически ощутимое переключение передач |
|
Вариатор |
Вариатор набирает скорость и сбрасывает ее очень плавно |
Небольшой ресурс основного узла коробки (максимум – 200 тыс. км) |
Такая коробка более экономична, чем обычный «автомат» |
Сложная электронная система настройки вариатора |
|
КПД двигателя довольно высок за счет отсутствия фиксированных «скоростей» |
Дорогая трансмиссионная жидкость, а также более короткие сроки ее замены |
Фото
www.gazu.ru
автоматическая коробка передач, что такое АКПП автомобиля, устройство
2506 ПросмотровВ современном мире роль автомобиля занимает преимущественную позицию. Люди привыкли к комфорту, поэтому сложно представить, что в скором времени население откажется от автотранспорта. С каждым годом цифры продаж машин только растут. Поэтому в нашей статье мы затронем волнительную и щепетильную тему для автолюбителей. Ведь каждый при покупке озадачивается вопросом: «автомат» или «механика»?
Предлагаем уделить внимание автоматической коробке передач, т.к. есть на эту тему большое количество спорных вопросов. Мы разберем, что такое АКПП, ее устройство, преимущества и недостатки, особенности эксплуатации.
Определение АКПП
Наверняка не многие знают, что же представляет собой АКПП. Поэтому для начала разберем, что это за агрегат, автоматическая коробка передач. Если говорить простым языком, то это разновидность трансмиссии автомобилей, которая подразумевает автоматическое переключение скорости в машине.
Чтобы дать определению полную ясность, подчеркнем, что автоматическая трансмиссия, это тоже самое, что автоматический тип коробки, часто можно встретить аббревиатуру АКП.
Типы АКП, преимущества и недостатки
Современный рынок предоставляет широкий выбор машин с АКП. Автоматические коробки передач бывают разные. У кого-то это может вызвать удивление, особенно у представительниц прекрасного пола, но есть вопросы и у мужчин. Поэтому, чтобы не было непредвиденных ситуаций, поговорим о том, какие есть разновидности, преимущества и недостатки, а также о том, как устроена коробка автомат.
- Гидроавтомат (классическая АКПП) – это самый простой тип коробки автомат, которая состоит из множества деталей и подвижных частей гидроблока. Она исключает прямую связность двигателя и колес. Главным минусом можно считать большой расход горючего. Но есть плюсы: устойчива на любой скорости, можно устанавливать на машины, которые работают на разном топливе.
- Роботизированная АКПП (в просторечии ее называют робот). В процессе революции наверняка снизит потребление топлива. Но нужно учесть, что такой вид прихотлив в ремонте, это связано со сложной конструкцией. При вариаторной трансмиссии скорость набирается и сбрасывается достаточно мягко, также этот вид коробки экономичнее. Но при выборе этой коробки нужно быть готовым к тому, что трансмиссионная жидкость дороже, да и электронная схема настройки системы вариатора может явиться для кого-то огромной проблемой.
Поэтому к вопросу о выборе автомобиля с коробкой автомат стоит подойти очень серьезно.
Как устроен механизм
Заметим, что коробки автомат имеют различия по типу сцепления, типу применяемых актуаторов (это устройство, которое передаёт воздействие с управляющего устройства на объект управления) и по числу передач. Сцепление выполняет функцию контакта двигателя с трансмиссией. А что касается типов сцепления, то его можно разделить на однодисковые и многодисковые. В зависимости от сферы, в которой «трудится» сцепление, оно делится на сухое и влажное. Большей популярностью у производителей пользуется сухое сцепление. Для машины есть такие виды привода сцепления, как:
- механические,
- гидравлические,
- электрические
- и комбинированные варианты.
Если говорить конкретно про легковое авто, то большей популярностью пользуются механическое и гидравлическое. Механический привод отличается простым устройством и дешевизной при производстве.
Благодаря минимальному содержанию конструктивных элементов, он прост в ремонте, что является большим плюсом.
А вот уже более сложное устройство у гидравлического привода, но он в большей степени совершенен, чем механический. Важно отметить, что его характерной чертой является отсутствие троса, который подвергается износу и повреждениям. В машинах с АКПП педаль сцепления отсутствует, но сам механизм конечно есть. Гидротрансформатор в АКПП играет роль сцепления, благодаря чему, трогание с места проходит очень плавно.
Устройство агрегата
Пожалуй, пора перейти к одному из основных моментов – устройство автоматической коробки передач. Предлагаем изучить устройство АКПП на примере классической коробки:
- гидротрансформатор (является улучшенной гидромуфтой, выполняет демпфирующие функции при передаче крутящего момента),
- планетарные редукторы (передают и трансформируют крутящий момент, с механическими передачами),
- соединительные валы (необходимы для перемещения вращающего момента и восприятия действующих сил со стороны находящихся на нём деталей),
- обгонные и фрикционные муфты (предохраняют передачу крутящего момента от ведомого вала к ведущему).
Вес автоматической КПП значительно превышает вес механической трансмиссии. Из-за увеличенного веса АКПП автомобиль может расходовать больше топлива. Часто задают вопрос, какой же вес имеет автоматическая коробка, невозможно назвать точный вес, т.к. он абсолютно разный.
Достоинства и недостатки агрегатов
Автоматический тип коробки передач, конечно же, имеет свои «плюсы» и «минусы». В отличие от механики отличается сложной конструкцией, но лидирует в удобстве и комфортабельности, чего не скажешь о МКП.
Плюсы АКПП:
- Удобство в управлении (полное сосредоточение на управлении автомобилем).
- Повышает безопасность движения.
- Прост в эксплуатации (нет нужды постоянно включать сцепление).
- Плавность передвижения (плавное передвижение автомобиля на протяжении всей поездки, включая остановку).
- Короткий промежуток времени между переходами ступеней.
- Лучшая проходимость по непрочным поверхностям.
Минусы АКПП:
- Дорогостоящее обслуживание и ремонт.
- КПД автоматической коробки ниже, чем у механической КПП.
- Высокий расход топлива (в сравнении с «механикой»).
- Эвакуация автомобиля только при помощи эвакуатора.
- Нельзя завести с толкача.
Особенности эксплуатации
Эксплуатация АКПП требует внимательного изучения, ведь от нее зависит, как долго прослужит ваше любимое авто. Поэтому не жалейте времени и серьезно изучите этот момент.
Автоматическая коробка передач удобна для неопытных водителей, ведь не нужно уделять время переключению передач. Всё внимание будет сосредоточено на проезжую часть, а это уменьшит риск аварийной ситуации. Если вы совершаете дальние поездки, от которых наступает утомлённость, то хорошим помощником станет коробка автоматического типа.
Схема использования АКП достаточно легка. После запуска движка нужно нажать на педаль тормоза и передвинуть рычаг в необходимый для вас режим. Затем отпустить тормоз и медленно нажать на педаль газа. Для простого торможения в достаточной степени будет просто отпустить акселератор, а для значительной остановки – нажать на тормоз.
Режимы АКПП
Теперь подробно разберем режимы, их расшифровку, которые предлагает коробка автоматического типа, а также из чего она состоит.
- Режим «Р» — Паркинг, отвечает за блокировку ведущего колеса, этот режим используют при парковке. Очень важно учесть тот факт, что нельзя передвигать рычаг в положение «паркинг» в момент движения автомобиля. Последствиями может стать серьезная поломка. Поэтому будьте внимательны!
- Режим «R» — Реверс, передача заднего хода. Опять же нужно учитывать, что при переключении данного режима автомобиль должен находиться в неподвижном состоянии.
- Режим «N» — Нейтраль, данный режим равнозначен нейтральной передаче. Существует интересный факт, что владельцы автомобилей с коробкой автомат разделяются на две группы. Первые настаивают на частое переключение в положение «нейтраль», аргументируя это заботой о механизме и экономией топлива. Вторые предпочитают редко обращаться к данному режиму, ссылаясь на бережное отношение к селектору, дабы избежать дорогостоящей поломки.
- Режим «D» — Драйв, позволяет двигаться вперед, также в этом режиме происходит автоматическое переключение скорости.
- Режимы «4-3-2-L», предназначены для разных дорожных условий
Мы рассмотрели основные режимы, конечно чаще всего в автоматической коробке существуют дополнительные положения селектора.
Внимание!
- Трогаться и останавливаться необходимо плавно! Иначе велик шанс, что АКПП сломается и переключение скоростей станет жестким. Ваши резковатые действия приведут к неприятным броскам при переключении передач.
- Очень важно своевременное обслуживание автомобиля. Халатность в данном вопросе может в дальнейшем сыграть не в вашу пользу.
- При покупке масла будьте внимательны, бывает, что консультант может предложить вам масло для механики.
- При конфузной ситуации, предположим машина вязнет в грязи, все ваши «спасательные» действия, такие как буксировка и т.д, будут бесполезны и приведут к перегреву коробки. Лучше дождитесь качественной помощи.
- Если случилось, что ваш транспорт стал неисправным, буксировать в таком случае его необходимо со скоростью не более чем 40 км/ч.
Соблюдая все необходимые правила, вы избавите себя от лишних финансовых трат и обезопасите своё здоровье.
Пора подвести итог
Безусловно, автоматическая трансмиссия комфортабельна, особенно если вы являетесь городским жителем, неопытным водителем или просто не любите заниматься переключением передач. Но стоить помнить, что присутствует яркий минус — высокий расход топлива и практически неремонтопригодность. Но благодаря ежегодному усовершенствованию этот факт не является большой проблемой.
Мы постарались подобрать для вас все основные параметры, преимущества и недостатки АКПП, взвесили все «ЗА» и «ПРОТИВ». За вами лишь обдуманное решение и правильный выбор.
portalmashin.ru
АКПП Википедия
Разрез восьмиступенчатой АКП ZF 8HP70. Части типичной АКП (на примере UVMV-ČZM-НАМИ): детали гидротрансформатора, валы, планетарные блоки шестерён, пакеты фрикционов, ленточный тормоз, плита клапанов гидравлического блока, парковочная блокировка. ЧССР — СССР, 1977 год.Автоматическая коробка передач (АКП, встречается АКПП, «Автоматическая коробка перемены (переключения) передач») — разновидность трансмиссии автомобилей, обеспечивающая автоматический (без прямого участия водителя) выбор соответствующего текущим условиям движения передаточного числа, в зависимости от множества факторов.
С чисто технической точки зрения, «автоматической» является любая разновидность коробки передач, в которой переключение передач осуществляется автоматически, без участия водителя. Однако исторически название «автоматическая коробка передач» закрепилось лишь за одной разновидностью таких коробок передач — гидромеханической планетарной коробкой передач, которая и описывается по преимуществу в данной статье. В последние десятилетия наряду с классическими гидромеханическими АКП предлагаются и различные варианты механических коробок передач с автоматизированным переключением («роботы»), имеющих электронное управление и электромеханические или электропневматические исполнительные устройства — по указанным выше причинам они выделяются в отдельный класс. Используемая на некоторых автомобилях вариаторная передача разновидностью автоматической коробки передач не является, как и коробкой передач вообще — вариатор осуществляет изменение передаточного числа трансмиссии плавно, без каких либо фиксированных ступеней (передач), и, таким образом, является подвидом бесступенчатой трансмиссии.
Согласно принятой инженерной терминологии, «автоматической коробкой передач» именуется только планетарная часть агрегата, непосредственно осуществляющая переключение передач, которая вместе с гидротрансформатором образует автоматическую передачу. При этом автоматическая коробка передач всегда действует в паре с гидротрансформатором, без которого её нормальная работа невозможна, поэтому в обиходе часто «автоматической коробкой передач» именуют весь трансмиссионный агрегат, включая и гидротрансформатор, что является не вполне точным — гидротрансформатор непосредственно в переключении передач не участвует, а лишь подаёт заданное значение крутящего момента на входной вал автоматической коробки и обеспечивает гашение толчков при переключении передач. Также в отечественной литературе для обозначения данного трансмиссионного агрегата используется термин гидромеханическая передача (ГМП) — например, применительно к автомобилям «Чайка» и автобусам ЛиАЗ-677; это название отражает не способность к автоматизированному переключение передач, а конструктивную особенность — сочетание гидравлических и механических элементов, и является равнозначным с приведённым выше.
ru-wiki.ru
Что такое коробка автомат?
Сейчас уже практически все автомобили оснащены автоматическими коробками переключения передач. Но далеко не все знают, откуда эти «коробки» взялись, как они устроены и в чем их преимущества и недостатки. Именно об этом и многом другом, читайте в данном материале.
Предыстория
Классические гидротрансформаторные АКПП появились в результате слияния нескольких параллельно идущих разработок. Еще в начале 20-го века над разработкой «автоматов» начали трудиться многие компании. Первой прототип современной АКПП ввела в производство компания Ford, создав механическую «коробку» с планетарной передачей. Эта КПП была двухступенчатой и чтобы ей управлять требовалось нажимать на две педали. Одна педаль переключала низшую передачу на высшую и наоборот, а вторая – включала движение задним ходом.
Вторая разработка – это полуавтоматическая КПП. В ней было автоматизировано управление сцеплением. Иными словами, сцепление переключалось автоматически, а управление передачами оставалось за водителем. Разработчиками данных агрегатов были компании Talbot и Newton. Несмотря на значительную старость полуавтоматов, они все еще применяются. Правда, уже не на автомобилях, а на скутерах. Помимо указанных выше компаний, полуавтоматы разрабатывали компании Reo и General motors.
Еще один прототип «автомата» — это КПП «Коталь», наделенная электромеханической планетарной передачей. Водители управляли такими «коробками» с помощью рычага, установленного на рулевой колонке. В состав «Коталь» входило три планетарных передачи. Две их них обеспечивали движение вперед, а третья служила для движения задним ходом и в качестве нейтрального положения.
Следующим прототипом современных АКПП стала «коробка» «Уильсон». Ее рычаг переключения передач стал предшественником современных селекторов. Но этот вид КПП так же не был полностью автоматическим. Выбор передачи водитель совершал вручную с помощью рычага – предка селектора, а чтобы включить передачу, необходимо было нажать ногой на педаль. Данная разработка использовалась не только на автомобилях, но и на военной технике. В частности на танках.
Очень похоже была устроена «коробка», произведенная компанией Normanville. Используя ее, водитель также переключал скорости с помощью рычага, а вот нажимать на педаль уже было не нужно – передачи переключались автоматически.
После всех вышеперечисленных технологий в КПП стали внедрять гидроэлементы. В частности гидромуфты, которые потом заменились гидротрансформаторами. Гидромуфты позволили смягчать толчки при переключении скоростей.
На тот момент КПП обрели новую конструкцию – она представляла из себя гидромуфту в союзе с обычной двухступенчатой «механикой» и некоторой автоматикой. С появлением гидромуфт, водитель уже мог останавливаться и при этом не включать нейтральное положение селектора. Изначально такие КПП устанавливались на автомобили компании Chrysler.
Первые полноценные «автоматы» и их развитие
Первую в мире автоматическую трансмиссию создал концерн General Motors. Эта разработка носила название Hydra-Matic и появилась в 1940 году. Ее конструкция представляла из себя сплав гидромуфты и четырехступенчатой планетарной передачи с автоматическим управлением.
Далее на мировую арену выходили АКПП уже не с гидромуфтой, а с гидротрансформатором. Пальму первенства здесь уже держали немцы и американцы.
Начиная с 1940 года и на протяжении четверти века, «автоматы» имели различнеые конструкции и режимы работы, но в середине 1960-х годов наконец-то утвердилась современная схема режимов работы АКПП – P-R-N-D-L. Также в это время перестали существовать кнопочные и рычаговые переключатели. Все управление теперь осуществлялось с помощью селектора.
В 1970-е годы «автоматы» особого развития не получили, а вот в 1980-х в целях экономии топлива все разработчики решили выпускать АКПП четырехступенчатого типа, где четвертая передача обладала небольшим передаточным числом (меньше 1) – одним словом – «овердрайв».
В 1990-е годы АКПП окончательно приходят к своему современному виду за счет компьютеризации. Также были внедрены соленоиды для управления потоками жидкостей. В это же время АКПП начинают получать различные дополнительные режимы и вдобавок появляются пятиступенчатые «коробки». На радость водителям, многие «автоматы» перестали требовать замены масла, так как срок его службы стал равняться сроку службы самой «коробки».
В наши дни АКПП развиваются за счет увеличения ступеней. В 2002-м году была создана шестиступенчатая АКПП (компания BMW), в 2003 – семиступенчатая (Mercedes-Benz), в 2007 – восьмиступенчатая (Toyota) и скоро должна выйти девятиступечатая «коробка».
Современное устройство
Давайте теперь разберем, из чего же состоит современная автоматическая коробка переключения передач.
Конструкция современной АКПП включает в себя гидротрансформатор крутящего момента и автоматическую планетарную коробку передач. Эти элементы также можно разделить на составляющие.
В состав гидротрансформатора входят три рабочих колеса – насосное, турбинное и статорное. Данные элементы требуют максимальной точности изготовления. Из-за этого их нельзя менять по отдельности и поэтому, зачастую, гидротрансформатор – это цельный неразборный механизм, который не подлежит ремонту и должен служить весь срок службы АКПП. При правильной эксплуатации, разумеется.
Гидротрансформатор монтируется примерно в том же месте, где и сцепление у «механики» – между двигателем и картером АКПП. Он соединяется с мотором с помощью маховика, а соединение с первичным валом «коробки» происходит по средствам турбинного колеса. Иногда вместо турбинного колеса ставиться карданный вал, но это скорее исключение, чем правило. Основная функция гидротрансформатора – это преобразование крутящего момента от двигателя к АКПП.
Теперь давайте перейдем собственно к устройству АКПП. В ее состав входят планетарный редуктор, фрикционные и обгонные муфты, а также соединительные валы и барабаны.
Фрикционные муфты служат для переключения передач. С помощью них происходит соединение и разъединение элементов «коробки». Свою работу эти муфты осуществляют путем сжатия пакета дисков поршнем. В свою очередь обгонная муфта в момент сжатия пакета дисков проскакивает в свободное пространство и соединяется с нужной передачей.
Система управления «автомата» состоит из пакета золотников, которые контролируют потоки масла. Золотники регулируются с помощью переключения селектора водителем, а также в автоматическом режиме.
Система автоматики в АКПП бывает двух типов – гидравлическая и электронная. В первом случае, считывая информацию о положении педали газа и набранной скорости, «коробка» переходит на необходимую передачу. Для получения информации АКПП использует давление масла от центробежного регулятора и от педали газа.
С электронной автоматикой все несколько иначе. Там используются соленоиды, которые перемещают золотники в нужное положение. Также они передают информацию на электронный блок управления автомобиля и за счет получения информации о скорости и положении педали газа, происходит переключение передачи.
Плюсы и минусы «автомата»
Итак, мы узнали, откуда взялись АКПП и что представляет из себя их конструкция. Теперь давайте разберем их достоинства и недостатки. Мы будем рассматривать плюсы и минусы «автомата» относительно механической коробки передач.
Начнем с цены. Цена автоматической «коробки» намного выше механической. Следовательно, дороже будет стоить и автомобиль, оснащенный АКПП. Также дороже будет стоить ремонт и обслуживание, а ремонту «автоматы» подвергаются чаще. Ведь их срок эксплуатации в среднем меньше. Вдобавок АКПП выставляет большие требования к эксплуатации и обслуживанию себя.
Второй не менее важный фактор – это управление. Здесь однозначно преимущество у «автомата». Ведь благодаря ему вам не нужно будет самостоятельно переключать сцепление и выбирать нужную передачу. Автоматика все сделает за вас. Это вариант отлично подходит для новичков, которые еще плохо владеют навыками вождения. Да и для опытных водителей «автомат» будет более комфортным. Особенно в городе. Ведь при езде по населенному пункту передачи зачастую необходимо переключать по несколько раз в минуту, а это требует лишних навыков, времени, нервов и всего прочего. Сюда же можно отнести и скорость перехода с одной передачи на другую. У «автомата» этот процесс происходит на порядок быстрее. Вдобавок, несвоевременно переключая передачи, новичок может повредить двигатель и трансмиссию или же просто сократить их срок службы. На «автомате» эта проблема отпадает сама собой. С другой стороны опытному водителю, наоборот иной раз лучше самому управлять передачами, нежели доверяться электронике. Особенно, в труднопроходимых местах.
Если говорить именно о технических аспектах, то «автоматы» явно проигрывают. Во-первых, они увеличивают расход топлива. Не намного, но все же. Во-вторых, они имеют больший вес, нежели механические КПП, что сказывается на различных качествах автомобиля. И в случае некоторых неполадок, также выигрывает «механика». Если у вас вышло из строя зажигание или села АКБ, то автомобиль с «механикой» возможно завести так сказать с «толкача» и доехать до автосервиса. В случае с «автоматом» вам потребуется эвакуатор. И отсюда же выходит еще один недостаток АКПП. Автомобили с такими «коробками» нельзя буксировать ни на гибкой ни на жесткой сцепках. В то время как «механика» отлично относится и к тому и к другому.
Итак, по количеству плюсов, однозначно побеждает механическая коробка передач, но один плюс удобства управления «автоматом» может перекрыть все достоинства «механики». Ну а решать, как всегда вам.
okorobke.ru
Контрактная АКПП- Что это такое?. Ремонт или контрактная АКПП.
Пытаясь соответствовать жестким экономическим и экологическим требованиям, которые диктует рынок, разработчики современных автотранспортных средств снабжают их большим количеством сложных устройств и механизмов. Один из самых сложных агрегатов, устанавливаемых на автомобиль, это автоматическая коробка передач.
Ресурс детали, в зависимости от модели, составляет 100000 – 700000 километров пробега, некоторые ломаются чаще, раз в 1-3 года. К сожалению, поломка или выход из строя коробки требует дорогого ремонта или замены целиком. Не каждый владелец может это себе позволить, выход из ситуации, контрактная АКПП.
Контрактная АКПП – что это значит
Пользуясь автоматической коробкой передач, нередко возникает ситуация, когда при поломке механизма не целесообразно менять вышедшую из строя деталь, поскольку механизм коробки имеет значительный износ и требует полной замены. Новая коробка стоит дорого, не удивительно, что популярностью пользуются такое понятие, как контрактная АКПП.
Контрактная коробка, это восстановленное, работоспособное изделие, которое обслуживалось в заводских условиях с соблюдением требований, допусков и посадок, заложенных разработчиком при проектировании. Восстанавливают коробки фирмы производители, на такие агрегаты распространяется гарантия, что сводит к минимуму риск получить изделие низкого качества.
Принимая бывшую в употреблении коробку на восстановление, мастерская проводит полную диагностику изделия, узлов и агрегатов. Выявляются дефекты, проводятся тесты, на основании которых принимается решение, пригодна коробка для восстановления или нет. Восстанавливаются только исправные агрегаты, с применением оригинальных заводских запчастей.
При выборе восстановленной автоматической коробки, рекомендуется следовать следующим правилам:
- Помещение, где хранится коробка чистое, сухое, проветриваемое;
- На коробке отсутствуют механические повреждения: вмятины, трещины, сколы и прочее;
- В коробке присутствует щуп установленного образца;
- Рабочая смазка коробки: цвет масла не чёрный, вязкость соответствует установленным нормам, запах без присутствия гари.
- Технические отверстия герметично закрыты.
Приобретая контрактную коробку, необходимо провести полное комплексное обслуживание. Действия включают замену резинотехнических изделий: прокладок, сальников, фильтров, масла. Перед заменой масла, промываются и чистятся патрубки и магистрали. Совершив эти действия, владелец обезопасит изделие и продлит срок и качество службы коробки.
Контрактная АКПП- или ремонт
Покупая восстановленную коробку передач необходимо учесть все положительные и отрицательные аспекты. Пытаясь найти альтернативу испорченному механизму, у владельца автотранспортного средства есть следующие варианты:
- Бывшая в употреблении коробка АКПП.
- Отремонтированная АКПП;
- Контрактная АКПП.
Учитывая стоимость контрактной АКПП, ресурс, и качество заводской сборки, она является оптимальным вариантом. Контрактная коробка качественнее неизвестных аналогов, её детали и механизмы имеют оригинальное происхождение и хорошее состояние, поскольку на разборку поступают автомобили с небольшим пробегом. Залог долгой и корректной работы агрегата, его правильный подбор, в соответствии с характеристиками изначально установленного оригинала.
Правильно выбрать контрактную АКПП сложно, поскольку различные модификации отличаются по параметрам, только опытные специалисты могут установить причину, по которой коробка, при прочих схожих характеристиках не подходит.
Для корректного подбора, изучается маркировка изделия. Это поможет определить, совместимо ли изделие с конкретной маркой автомобиля, а так же предоставит информацию о применяемых деталях и смазке. Маркировка наносится непосредственно на коробку, либо на металлическую табличку, прикреплённую к изделию.
В случае если информация на коробке и табличке не видна, прибегают к поиску по VIN-номеру автомобиля. Раскодировав этот номер, будет доступна полная информация об автомобиле и комплектации. Такая кодировка популярна среди техники, выпускаемой в Европе и США, контрактная АКПП из Японии, может не укомплектовываться VIN-номером. В этом случае подбор проводится по марке, модификации, объёму двигателя и другим параметрам.
Преимущества контрактных коробок:
- Коробка состоит из родных деталей, установленных на заводе, что гарантирует качество механизма;
- Поскольку контрактные детали снимаются с автомобилей с небольшим пробегом, запас ресурса коробки высокий, информация о пробеге доступна в сопроводительных документах;
- Сборка изделия проводилась в заводских условиях, что так же говорит о качестве коробки;
- Выигрыш во времени. Меняя коробку целиком, нет необходимости разбираться, что стало причиной поломки предыдущей коробки, искать необходимые детали, ремонтировать агрегат;
Часто причиной выхода из строя коробки является гидравлический трансформатор, установка нового агрегата, без его замены, чревата очередной поломкой. Найти новую коробку в сборе с гидравлическим трансформатором сложно, среди контрактных коробок таких встречается много.
Цены на контрактные АКПП
Преимуществом контрактной коробки в сравнении с новой, является её цена. Продавать такое изделие за большие деньги нет смысла, поскольку при высокой цене целесообразней будет отремонтировать вышедший из строя агрегат. Вот почему контрактные коробки передач намного доступней и предпочтительней.
Кроме того, контрактные изделия снимаются с автомобиля задолго до необходимости их капитального ремонта, в отличие от восстановленных и отремонтированных аналогов, поэтому их можно смело заказывать, заранее подобрав необходимый вариант. Для того, что бы АКПП работало лучше, перед установкой на автомобиль надо провести полное техническое обслуживание.
motoran.ru
04.13 Устройство АКПП На сайте выложены схемы внутреннего устройства АКПП Toyota 03.12 Обновлен прайс-лист. Свежий прайс можно взять здесь — price_2012_07_0312.11 Появился новый раздел — «Доска объявлений». Теперь, если у Вас есть автозапчасти, вы сможете разместить объявление о продаже на нашем сайте.
01.11 Совет № 132 Гидроусилитель будет жить дольше ,если … 12.10 Особенности запуска двигателя в зимний период Добавлена новая статья в разделе «Личный опыт» |
Улучшение эксплуатационных качеств современного автомобиля привело к значительному усложнению его конструкции. А оснащение автомобилей автоматической трансмиссией позволило резко снизить объем нагрузки, возлагаемой на водителя во время движения, что также благоприятно отразилось на ходовой части, двигателе и скоростных качествах автомобиля. Надежность и простота эксплуатации определили дальнейшее широкое использование этого изобретения. В настоящее время автоматические трансмиссии применяются и на легковых, и на полноприводных автомобилях, и даже на грузовом транспорте. При использовании транспортного средства с ручным управлением, для поддержания необходимой скорости водителю необходимо часто пользоваться рычагом переключения передач. По этой причине он обязан постоянно следить за нагрузкой двигателя и скоростью автомобиля. Для того, чтобы обеспечить движение, а также для выполнения других своих функций, автоматическая трансмиссия должна быть оснащена следующими узлами: механизмом выбора режима движения, гидротрансформатором, коробкой передач, узлом управления и контроля. В промежуточном кожухе, между двигателем и коробкой передач, установлен гидротрансформатор, который выполняет функции обычного сцепления. В процессе работы этот узел, наполненный трансмиссионной жидкостью, несет довольно высокие нагрузки и вращается с достаточно большой скоростью. Он не только передает крутящий момент, поглощает и сглаживает вибрации двигателя, но и приводит в действие масляный насос, находящийся в корпусе коробки передач. Масляный насос наполняет трансмиссионной жидкостью гидротрансформатор и создает рабочее давление в системе управления и контроля. Поэтому является неверным мнение о том, что автомобиль, оснащенный автоматической трансмиссией, можно завести принудительно, не используя стартер, а разогнав его до высокой скорости. Шестеренчатый насос получает энергию только от двигателя, и если двигатель не работает, то давления в системе управления и контроля не создается, в каком бы положении не находился рычаг выбора режима движения. Следовательно, принудительное вращение карданного вала не обязывает коробку передач работать, а двигатель — вращаться. Жидкостью, используемой в автоматической трансмиссии, выполняются самые разные функции: передача крутящего момента в гидротрансформаторе от двигателя в коробку передач, обеспечение функционирования системы управления и контроля, работа фрикционных блоков, смазка и охлаждение трущихся деталей и т.п. Поэтому в автоматической коробке передач применяется специальное высококачественное минеральное масло, получаемое из нефти и смешанное с несколькими особыми добавками. Это масло называется смазочной гидравлической трансмиссионной жидкостью. Использование иных типов масел снижает эксплуатационные характеристики и зачастую приводит к отказу автоматической трансмиссии. Тип используемой трансмиссионной жидкости, как правило, указан на масляном щупе коробки передач или в сертификате качества автомобиля. Для обеспечения правильного функционирования коробки передач и ее долговечности необходимо поддерживать оптимальный уровень и обновлять жидкость по мере ее использования. Срок эксплуатации трансмиссионной жидкости указан на упаковке или в сертификате качества на саму жидкость. Однако опыт эксплуатации показывает, что средняя периодичность ее замены составляет около 15 000 километров. Это объясняется еще и тем, что подержанные автомобили сильно изношены и эксплуатируются в жестких условиях. Кроме того, часть жидкости остается в гидротрансформаторе, клапанной коробке, насосе и других полостях, поэтому можно сменить только половину используемого объема, т.е. происходит только обновление жидкости, а не замена. В большинстве автомобилей, оснащенных автоматической трансмиссией, используется жидкость типа «Dexron, «Dexron-II «Dexron-III». В настоящее время в автоматических коробках передач на автосредствах типа 4 WD используется более новая модификация смазывающей жидкости — тип «Т» или «Т-II». Указанные типы трансмиссионной жидкости специально окрашены в разные цвета, тип «Dexron» — красный, а тип «Т» — желтый. Этим подчеркивается, что смешивать их не рекомендуется. Для более раннего и более точного определения неисправности существуют несколько операций и проверочных тестов. Однако мы настоятельно рекомендуем не злоупотреблять ими и, во избежание поломок, соблюдать меры безопасности. Наиболее сложно провести и оценить «Дорожный тест», который проводится для определения наличия точек переключения, обнаружения посторонних шумов, вибраций и пробуксовок в коробке передач. Из книги Сергея Корниенко «Ремонт японских автомобилей»
Вернуться к списку статей |
=============================== ===============================
===============================
Наши посетители: неактивные точки — прошлые визиты. активные точки — сейчас на сайте. =============================
Наши цены
============================= ============================= |
avto74.com
Устройство АКПП автомобиля и принцип работы. Типы АКПП
В последнее время автоматические коробки передач набирают все большую популярность. И на то есть свои причины. Такая коробка более простая в эксплуатации и не требует постоянной «игры» сцеплением в пробках. В крупных городах такая КПП далеко не редкость. Но устройство АКПП существенно отличается от классической механики. Многие автолюбители боятся брать машины с такой коробкой. Однако их опасения не оправданы. При правильной эксплуатации автоматическая коробка прослужит не меньше механики. Но чтобы лучше в ней разбираться, следует изучить подробно устройство АКПП автомобиля. Об этом мы расскажем в нашей сегодняшней статье.
Разновидности
Существует несколько типов данных коробок. Так, различают:
- Гидромеханическую АКПП.
- Роботизированную (ДСГ).
- Вариаторную.
В чем особенности каждой из них? Рассмотрим ниже.
Классическая АКПП
Гидромеханическая трансмиссия – наиболее распространенный тип АКПП. Устройство такой коробки предполагает наличие гидротрансформатора, механической коробки передач и системы управления. Но такая конструкция практикуется на машинах с задним приводом. Если это переднеприводный автомобиль, то в устройство АКПП включается еще дифференциал, и главная передача.
Гидротрансформатор (обиходное название – «бублик») – это основной узел в данной трансмиссии. Он служит для изменения и передачи крутящего момента от маховика двигателя на механическую коробку. Также бублик служит для гашения колебаний и вибраций, которые возникают при передаче вращающих усилий от ДВС.
Гидротрансформатор состоит из нескольких колес. Это:
- Турбинное.
- Реакторное.
- Насосное колесо.
Еще в конструкцию входят две муфты – блокировочная и свободного хода. Все эти детали заключены в отдельный тороидальный корпус, который внешне напоминает собой бублик (откуда и столь специфическое название).
Насосное колесо соединяется с коленчатым валом мотора. Турбинное взаимодействует с механической КПП. Между этими двумя элементами располагается реакторное колесо. Оно, в отличие от всех остальных, является неподвижным. Каждое колесо гидравлического трансформатора АКПП имеет лопасти, между которыми проходит рабочая АТФ-жидкость.
Блокировочная муфта автоматической трансмиссии предназначена для блокировки ГТФ (бублика) в конкретных режимах работы ДВС. Муфта свободного хода (также именуемая как обгонная) вращает реакторное колесо в противоположном направлении.
Работа ГТФ
Она осуществляется по замкнутому циклу. Так, АТФ-жидкость начинает поступать от насосного на турбинное, а затем – на реакторное колесо благодаря особой форме лопастей, скорость потока масла начинает неуклонно расти. АТФ-жидкость заставляет быстрее вращаться насосное колесо. Благодаря этому возрастает сила крутящего момента. Кстати, максимальный ее параметр достигается при минимальных скоростях. Это необходимо для того, чтобы машина беспрепятственно тронулась с места даже под нагрузкой. Когда автомобиль начинает набирать скорость, срабатывает муфта и блокируется гидротрансформатор. В данной ситуации производится прямая передача крутящего момента. Стоит отметить, что блокировочная муфта задействуется в АКПП на всех передачах, в том числе и на задней.
В современных автомобилях используется проскальзывающая муфта. Этот режим позволяет предотвратить полную блокировку механизма, что положительно сказывается на расходе топлива и плавности езды.
Планетарный редуктор
Данный узел выполняет функцию механической коробки передач. Редуктор может быть рассчитан на четыре, шесть, семь или восемь скоростей. В редких случаях применяется девятиступенчатая АКПП (например, на автомобилях марки «Ленд Ровер»).
Продолжаем изучать устройство АКПП. Планетарный механизм состоит из нескольких последовательных передач. Они образуют планетарный ряд. Каждая из скоростей включает в себя несколько элементов:
- Коронную шестерню.
- Сателлиты.
- Солнечную шестерню.
- Водило.
Как производится изменение крутящего момента? Изучая устройство гидротрансформатора АКПП, нужно отметить, что данная операция выполняется при помощи нескольких элементов планетарного ряда. Это водило, а также две шестерни (солнечная и коронная). Блокировка последней позволяет увеличить передаточное число. Солнечная шестерня, напротив, снижает данное отношение. А водило осуществляет смену направления вращения элементов.
Блокировка выполняется при помощи фрикционов. Это своего рода тормоз, который удерживает определенные детали редуктора за счет соединения их с корпусом КПП. В зависимости от марки авто («Мазда» это или «Форд»), устройство АКПП предполагает наличие ленточного или многодискового тормоза. Он замыкается при помощи гидравлических цилиндров. Последние управляются из распределительного модуля. Чтобы предотвратить вращение водила в иную сторону, используется обгонная муфта.
Электронная система
Устройство и работа АКПП современного авто невозможна без электронной системы управления. В нее входит:
- Блок управления.
- Входные датчики.
- Селектор АКПП (устройство его рассмотрим позже).
- Распределительный модуль.
Отметим, что список входных элементов довольно обширный. Так, сюда входят датчики:
- Положения педали газа.
- Температуры АТФ-жидкости.
- Частоты вращения валов на входе и выходе.
- Положения селектора АКПП.
Блок управления АКПП непрерывно обрабатывает сигналы, что поступают от данных элементов и формирует управляющие импульсы на исполнительные механизмы. Данный блок взаимодействует с ЭБУ двигателя.
Распределительный модуль выполняет срабатывание фрикционных муфт и управляет потоками АТФ-жидкости в трансмиссии. Данный модуль состоит из золотников-распределителей, а также электромагнитных клапанов с механическим приводом. Эти детали заключены в отдельный алюминиевый корпус и соединяются между собой каналами.
Важный элемент в устройстве АКПП «Хонды» — это соленоиды. Их также называют электромагнитными клапанами. Они нужны для регулирования давления трансмиссионного масла. А золотники выполняют режим работы коробки. Элементы приводятся в действие от рычага АКПП.
Поскольку основной рабочей жидкостью является АТФ-масло, в устройстве любой АКПП предусмотрен насос шестеренного типа. Он работает от ступицы гидротрансформатора и являет основу гидросистемы КПП. Для охлаждения масла в устройстве АКПП «Мерседес» предусмотрен специальный теплообменник. Это небольшой радиатор, что находится в передней части автомобиля. На некоторых моделях он заключен с основным радиатором ОЖ двигателя.
Селектор АКПП
Именно эта деталь осуществляет непосредственное управление автоматической коробкой. Существует несколько режимов работы АКПП:
- Паркинг.
- Задний ход.
- Нейтраль.
- Драйв (движение вперед).
На некоторых автомобилях «Ниссан» устройство АКПП предполагает наличие спортивного режима. Для его включения необходимо перевести селектор КПП в положение S. Режим отличается тем, что переключение передач осуществляется на более высоких оборотах двигателя. Тем самым достигается больший крутящий момент и скорость автомобиля. Если рассматривать «Кашкай Ниссан», устройство АКПП также предполагает наличие режима ручного переключения скоростей. Такая коробка имеет название «Типтроник».
Роботизированная трансмиссия ДСГ
Это разработка концерна «Фольксваген-Ауди». Появилась данная КПП в середине 2000-х и устанавливается на большинство легковых автомобилей марки «Шкода», «Ауди», а также на «Фольксвагены» (в том числе и на «Туарег»).
Ключевая особенность автоматической коробки ДСГ – это быстрое переключение передач без разрыва потока мощности. Это позволяет увеличить производительность и КПД трансмиссии. Автомобили с ДСГ отличаются хорошей разгонной динамикой. При этом у них ниже расход топлива, по сравнению с классическими гидротрансформаторами.
Устройство и работа АКПП данного типа существенно отличается от предыдущей КПП. Так, здесь нет привычного «бублика». Передача крутящего момента осуществляется за счет использования двух сцеплений. Кроме этого, может устанавливаться противоугонное устройство на АКПП данного типа.
Трансмиссия ДСГ
Она включает в себя:
- Двухмассовый маховик.
- Два ряда передач.
- Главную передачу и дифференциал.
- Электронную систему управления.
- Двойное сцепление.
Все это заключено в металлический корпус коробки. Если говорить про двойное сцепление, оно обеспечивает передачу мощности одновременно на второй и первый ряд передач. Если это шестиступенчатая ДСГ, в коробке есть ведущий диск (он соединен с двухмассовым маховиком через входную ступицу) и фрикционные муфты. Последние связаны с рядами передач через главную ступицу.
Кстати, тип сцепления может отличаться на коробке ДСГ. Если это шестиступенчатая коробка, в конструкции использовано сцепление мокрого типа. Масло обеспечивает не только смазку, но и охлаждение фрикционных дисков. Это существенно увеличивает ресурс агрегатов.
Если говорить о семиступенчатой трансмиссии, здесь применена сухая схема. Это существенно снижает объем используемого масла. Если в первом случае для работы ДСГ требовалось не менее шести с половиной литров, то во втором – не более двух. Насос, что нагнетает смазку, является электрическим. Такая конструкция, по мнению экспертов, менее надежная и не отличается высоким ресурсом.
Что касается рядов передач, первый отвечает за работу реверса и нечетных скоростей. Второй же служит для управления четными передачами. Каждый из рядов представляет собой вторичный и первичный вал с определенным набором шестерен. Первичный элемент является полным и расположен соосно, а шестерни жестко соединяются с валом. В это же время шестерни вторичного вращаются свободно. Также в конструкции есть синхронизаторы. Они облегчают включение той или иной скорости в КПП. Чтобы автомобиль мог двигаться назад, в коробке ДСГ предусмотрен промежуточный валю он оснащен реверсивной шестерней.
Управление переключением скоростей обеспечивает электроника. В нее входят различные датчики, блок управления и электрогидравлический блок с массой исполнительных механизмов. Модуль управления находится в картере автоматической роботизированной коробки передач. При работе КПП, датчики анализируют частоту вращения валов на выходе и входе, давление масла, положение вилок включения скоростей, а также температуру смазки. На основании данных сигналов ЭБУ реализует тот или иной алгоритм управления.
Благодаря блоку осуществляется управление гидравлическим контуром КПП. В эту систему входят:
- Золотники-распределители. Они приводятся в действие от рычага КПП.
- Электромагнитные клапаны. Данные элементы служат для переключения скоростей.
- Клапаны регулирования давления. Благодаря ним осуществляется работа фрикционной муфты.
Последние две составляющие относятся к исполнительным механизмам управления роботизированной КПП.
Также в конструкции данной коробки предусмотрен мультиплексор. Он позволяет управлять гидроцилиндрами при помощи электромагнитных клапанов. Что примечательно, количество первых вдвое больше, чем вторых. Таким образом, в исходном положении элемента задействуются одни гидроцилиндры, а в рабочем – другие.
Алгоритм работы роботизированной трансмиссии заключается в последовательном переключении нескольких рядов передач. Так, когда автомобиль начинает движение на первой, вторая уже входит в зацепление со вторым диском. После набора определенных оборотов происходит моментальное переключение. Ведь системе не нужно выбирать тот или иной вал – шестерни уже включились в работу.
Где применяется такая коробка передач? В основном ДСГ используется на автомобилях класса В, С и Д. Во многом все зависит от технических характеристик самого мотора. Так, шестиступенчатая коробка способна выдерживать момент в 350 Нм. А семидиапазонная ДСГ – лишь 250. Поэтому такая коробка не устанавливается на мощных автомобилях.
Вариатор
Это относительно новый тип автоматической коробки, хотя первые экземпляры стали применяться еще в 59-м году. Так, первым автомобилем с вариативной КПП стал «Даф». Далее эту схему стали практиковать такие производители, как «Форд» и «Фиат». Однако широкое распространение эта коробка получила только 10 лет назад. Сейчас данная КПП применяется на автомобилях:
- «Мерседес».
- «Субару».
- «Тойота».
- «Ниссан».
- «Ауди».
- «Форд».
- «Хонда».
Ключевая особенность в том, что она не имеет передач как таковых. Вариатор – это бесступенчатая трансмиссия, которая обеспечивает плавное изменение передаточных чисел по мере набора скорости автомобиля. Основной плюс такой КПП – оптимальное согласование нагрузки на автомобиль с оборотами коленвала. Благодаря этому достигается высокая топливная экономичность и производительность. Также заметно улучшается плавность хода, ведь дергания в ходе динамичного разгона здесь исключены.
Машина набирает скорость быстро, при этом без рывков, максимально плавно. Но ввиду определенных ограничений по крутящему моменту и мощности, вариативные АКПП используются только на легковых автомобилях и некоторых кроссоверах. Также заметно увеличивается стоимость машины на вариаторе, поскольку эта трансмиссия является довольно высокотехнологичной.
Устройство и типы
Существует всего два вида данных трансмиссий. Это тороидный и клиноременной вариатор. Последний получил наибольшее распространение. Но вне зависимости от типа, они имеют одинаковое устройство (АКПП «Тойоты» не исключение). Так, в конструкцию входит:
- Вариаторная передача.
- Механизм, который обеспечивает передачу крутящего момента.
- Система управления.
- Механизм для разъединения коробки передач и для включения реверсивной передачи.
Чтобы коробка могла воспринимать и передавать крутящий момент, задействуются следующие механизмы сцепления:
- Автоматическое центробежное. Применяется на вариаторах «Трансматик».
- Многодисковое мокрое. Это вариаторы «Мультиматик».
- Электронное (коробки «Гипер», используемые на некоторых японских авто).
- Гидротрансформатор. В качестве примера можно привести трансмиссии «Экстроид», «Мультидрайв» и «Мультиматик».
Последний тип соединения является наиболее популярным и ресурсным. Отметим, что сам привод вариативной КПП может быть ременным либо цепным.
Первый тип состоит из одной либо двух ременных передач. Также в устройство АКПП «Тойоты» входит два шкива. Последние образую некие конические диски, что способны раздвигаться и сдвигаться между собой. Таким образом производится изменение диаметра шкива. Для сближения конусов в устройстве АКПП «Мазды» предусмотрены специальные пружины (иногда задействуется центробежная сила). Конический диск имеет 20-градусный угол наклона. Это позволяет обеспечит перемещения приводного ремня с минимальным сопротивлением.
На вариаторах «Мультитроник» применена металлическая цепь. Она являет собой несколько пластин, что соединены осями. Подобная конструкция отличается хорошей гибкостью. Радиус изгиба составляет до 25 миллиметров. В отличие от ременного вариатора, цепной обеспечивает передачу крутящего момента при точечном контакте пластин с дисками. На этих участках возникают высокие напряжения. Благодаря такой схеме обеспечивается минимальная потеря при передаче крутящего момента и наилучший КПД. Конические диски изготовлены из подшипниковой высокопрочной стали.
В силу конструктивных особенностей и устройства гидроблок АКПП не способен обеспечить реверсивное движение. Поэтому в вариаторе для включения задней передачи используются вспомогательные механизмы. Это планетарный редуктор. Он имеет такое же устройство и принцип работы, как и на классических гидротрансформаторных АКПП.
Также в конструкции такой КПП имеется электронная система управления. Она обеспечивает синхронную корректировку диаметра шкива вариатора в зависимости от текущих оборотов двигателя. Данная система обеспечивает и включение реверсивной передачи. Управление вариатором осуществляется через селектор, что находится в салоне. Режимы управления – такие же, как и на обычной АКПП. Устройство и ремонт этих коробок тоже похожи. Однако отметим, что многие сервисы боятся брать в работу данные автомобили, поскольку попросту не имеют соответствующего опыта. Такая коробка появилась в России совсем недавно, и вокруг нее ходит множество мифов о правильности обслуживания и ремонта. Специалисты же говорят, что для такой КПП достаточно лишь вовремя менять масло и не перегревать сам механизм.
Заключение
Итак, мы выяснили, каких типов бывает автоматическая коробка, как она устроена и как работает. Что выбрать обычному автолюбителю? Опыт эксплуатации показывает, что оптимальным вариантом будет покупка машины с классической гидротрансформаторной АКПП. Такая коробка знакома многим – ее можно отремонтировать и обслужить в любом сервисе. К тому же современные автоматы данного типа отличаются неплохим ресурсом в 300-400 тысяч километров. Что же касается робота ДСГ и бесступенчатого вариатора, то такие коробки выхаживают не более 150 тысяч на наших дорогах. Дальше начинаются проблемы и серьезные капиталовложения. Поэтому от их покупки стоит воздержаться.
fb.ru