Антифриз для дизеля: инструкция для каждой марки — журнал За рулем

Содержание

инструкция для каждой марки — журнал За рулем

Уровень охлаждающей жидкости упал ниже минимума. Вот что нужно сделать, — рассказывают производители.

И марок автомобилей, и типов антифризов так много, что редкий владелец ответит на вопрос, какая жидкость плещется в системе охлаждения его машины. Между тем, современные моторы очень чувствительны к перегреву, а потому к выбору технических жидкостей, в том числе и охлаждающих, надо подходить серьезно.

Миф про антифриз: красное — к красному! Это не так!Странная лужа под машиной: 11+ причин и ваши действияПовторная экспертиза антифризов: сюрприз — стало лучше!

3 вопроса автопроизводителям

Что можно заливать в систему охлаждения автомобиля определенной марки? Мы обратились к автопроизводителям с тремя вопросами:

Перегрев двигателя: 9+ причин и все последствия

На последний вопрос все автопроизводители ответили одинаково: запрещается доливать в систему охлаждения любые жидкости, кроме рекомендованных. Для Ниссана нужен только бельгийский Nissan L255N, для Рено – Glaceol type D, для машин группы PSA – Freecor DSR. Volvo требуется доливать лишь ­жидкость, «одобренную» Volvo.

Некоторые производители дают некоторую свободу выбора, конкретизируя лишь тип жидкости. Porsche, Hyundai, Skoda и PSA рекомендовали лобридную, Brilliance – традиционную, а Mitsubishi – гибридную. Для Subaru подходят жидкости «без аминов» на этиленгликолевой основе.

Так какую же ОЖ нужно искать в магазинах?

Только рекомендованную

Автомобильные концерны ставят перед производителями антифризов задачу: например, в обязательном порядке избавиться от экологически вредных элементов (аминов, боратов) в ОЖ, а также по возможности использовать в конечном продукте глицерин из дешевых отходов производства биотоплива. Поставщик выполняет требования, а знать точную химическую формулу заказчику ни к чему. Поэтому и не рекомендуют автопроизводители иные ОЖ для своих машин. Ведь для этого нужно проводить испытания на совместимость, а это масштабная работа: надо смешать продукты в разных пропорциях, каждую смесь проверить на жаре и морозе, оценить наличие расслоения и осадков. Поэтому автопроизводители указывают, какая жидкость полностью их устраивает, и только ее рекомендует дилерам.

А почему не оговаривают хотя бы тип ОЖ – карбоксилатная, лобридная? По той же причине! Потребитель должен усвоить, что любое отклонение от заводских рекомендаций может нанести вред автомобилю. А пользуясь тем, что разделение ОЖ на типы носит условный характер, многие автопроизводители предпочитают вводить собственные коды и шифры. Например, в классификации Фольксвагена традиционные ОЖ обозначаются как G11 (VW TL 774‑C), карбоксилатные – как G12+ (VW TL 774‑F). Подобные спецификации есть у каждого производителя, но фольксвагеновская лучше других прижилась в России, и многие опираются именно на нее.

Бренд

Рекомендации автопроизводителя

BMW

Только рекомендованные ОЖ с антикоррозийными свойствами. С 01.04.2020 для них действует новая спецификация BMW «BMW Lifetime Coolant xx», или «BMW LC-xx». В настоящее время используются BMW Lifetime Coolant 87 и BMW Lifetime Coolant 18

Brilliance

ОЖ традиционного типа, рекомендаций по брендам нет.
Для Brilliance V3 применяется Антифриз G11

Changan

Первая заливка – BASF G30, рекомендаций по брендам для дилеров нет

Chery

Долговременный антифриз Liqui Moly G12+

Hyundai

На заводе «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» используют A-110 – фосфатный лобридный антифриз. Этот продукт специально разработан под технические требования Hyundai и обладает официальным допуском Hyundai

Kia

Лобридная ОЖ спецификации Hyundai MS 591-08

Mitsubishi

ОЖ Mitsubishi Motors Genuine Super Long Life Coolant Premium либо ее аналог. Аналог должен представлять собой высококачественную охлаждающую жидкость на основе этиленгликоля, не содержащую силикатов, аминов, нитратов и боратов и произведенную с использованием гибридной органическо-кислотной технологии

Nissan

ОЖ Nissan L255N. Производитель – CCI manufacturing Germany GmbH (Германия), поставщик – RTECO N.V. (Бельгия)

Porsche

Лобридная ОЖ Glysantin G40 или альтернатива согласно G12++/VW TL 774-G

PSA
(кроме моделей Fiat, Mitsubishi, Toyota)

Лобридная ОЖ на основе концентрата Arteco Freecor DSC. Коммерческое название конечного продукта – Freecor DSR. На рынок запчастей поставляется через сеть Liqui Moly под брендом Partner DSR

Renault

ОЖ Glaceol type D

Skoda

Сейчас в автомобилях Skoda применяются жидкости G13 (пропиленгликолевая) и G12 evo (лобридная). С конца 2019 года все новые автомобили поступают с жидкостью G12 evo

Subaru

ОЖ, не содержащая аминов, на этиленгликолевой основе

Toyota

Toyota Super Long Life Coolant, гибридная технология

Volvo

Брендированная ОЖ Вольво. Рекомендаций по иным брендам нет. Шведскими специалистами и поставщиками не употребляются понятия «лобридная», «гибридная». ОЖ базируется на солях органических кислот, фосфатах, силикатах. Не содержит нитриты, амины и бораты

VW

С 2008 года – G12++. На смену пришла G13 c добавлением глицерина и уменьшенной долей кремния. Кремний добавляется в жидкость постепенно, в процессе эксплуатации, за счет специального компонента в расширительном бачке

ВАЗ

С 2010 года используются ОЖ карбоксилатного типа. Для первой заправки используются (и рекомендуются для эксплуатации) два вида жидкостей, различающихся по цвету. Смешивать их нельзя.

Для автомобилей Лада Гранта (Калина), Веста (с двигателями моделей 21129 и 21179) и Лада 4×4 – ОЖ красного цвета:
Антифриз SinteC (АО «Обнинскоргсинтез») ТУ 2422-047-51140047;
Felix Carbox (ООО «Тосол-Синтез-Инвест») ТУ 2422-068-36732629

Для автомобилей Лада Ларгус, XRAY и Веста (с двигателем Н4) – ОЖ желто-зеленого цвета:
Cool Stream NRC (ОАО «Техноформ») ТУ 2422-001-13331543 (концентрат)
Cool Stream NRR(ОАО «Техноформ») ТУ 2422-001-13331543

Долить или заменить?

Первая мысль, которая приходит в голову при поиске нужной ОЖ, – залить то, что было раньше! Только как узнать, что заливали в автомобиль несколько лет назад? Часто владельцы просят продать им «антифриз для Фольксвагена». Или – того хуже – по совету невежд начинают выискивать жидкость определенного цвета.

Заговор производителей: современные моторы обречены на перегрев

Этот миф – один из самых устойчивых в автомобильном мире. Мол, если жидкость была синего цвета, то и доливать надо тоже синюю. Но цвет ОЖ определяет не ее химический состав, а краситель. Сейчас ОЖ условно делят по набору функциональных присадок на четыре типа! И смешивать их нельзя.

А что произойдет, если в желтую ОЖ долить другую желтую, но сделанную по другой технологии? Разнородные присадки начнут «бодаться» друг с другом и перестанут работать по назначению. В итоге из раствора могут выпасть осадки, нарушив работу, например, теплообменника отопителя. И кончится все ремонтом.

Что заливать?

С гарантийными машинами все просто – они обслуживаются у авторизованных дилеров, а те используют только согласованные с производителем жидкости. А владельцам постгарантийных машин следует придерживаться следу­ющих рекомендаций.

При доливе ОЖ используйте дистиллированную воду – это рекомендуют все автопроизводители. Если требуется добавить в систему несколько литров жидкости – лучше заменить ее целиком, ­устраняя негативные последствия от совме­щения несовместимого. При этом крайне желательно использовать именно современный продукт любого именитого производителя, в том числе и отечественного (Sintec, CoolStream, Nord, Felix). Чем новее разработка (а это можно выяснить на сайте производителя, где новинки всегда отмечены), тем меньше вероятность нанести вред мотору. Состав ОЖ и тем более ее цвет не будут иметь значения.

Денис Загарин, к.т.н., заместитель генерального директора НАМИ, директор Центра испытаний НАМИ

Комментарий специалиста

Современные конструкционные материалы слишком нежные. Поэтому состав охлаждающей жидкости подбирают, исходя из сочетания различных факторов: применяемые материалы (металлы, пластмасса, резина), температурный режим, ресурс. При этом основы и присадки, используемые различными производителями охлаждающих жидкостей, могут быть теоретически несовместимы. Поэтому поддерживаю тезис о недопустимости частичного смешивания различных продуктов.

  • Чем опасны дешевые охлаждающие жидкости, читайте тут.

Антифриз в вопросах и ответах (Часть 1)

Ответы на сложные вопросы о современных антифризах для дорожно-строительной и специальной техники

Каковы тенденции в современном производстве охлаждающих жидкостей для дизельных двигателей большой мощности дорожно-строительных и других специальных машин? Мы опросили ряд специалистов данной отрасли и предлагаем читателям ознакомиться с их мнениями и рекомендациями.

Часть 1 Часть 2

Сначала давайте условимся о терминах. В нашей стране антифризом издавна называли простейшую незамерзающую охлаждающую жидкость (ОЖ), состоящую из этиленгликоля и воды без всяких присадок. ОЖ более совершенного состава со сбалансированным пакетом присадок принято было называть «тосол». Но в последние десятилетия под влиянием западной продукции все чаще наименование «антифриз», как и на Западе, используют для обозначения обычной охлаждающей жидкости, а термин «тосол» используется все реже.

Мы также будем использовать термин «антифриз» для обозначения современных охлаждающих жидкостей.

Для справки мы будем приводить англоязычные аббревиатуры, обозначающие различные по химическому составу ОЖ, так как эти аббревиатуры встречаются в иностранной технической литературе, их можно видеть на этикетках ОЖ иностранных производителей, и нередко отечественные авторы, пишущие об антифризах, также используют эти обозначения.

Какие виды антифризов по химическому составу используются для систем охлаждения дизелей большой мощности дорожно-строительных машин?

Практически все концентрированные антифризы для систем охлаждения двигателей тяжелой техники примерно на 95–97% состоят из этиленгликоля (или пропиленгликоля, который менее токсичен) и 3–5% присадок. Чтобы получить из концентрата готовую к работе ОЖ, его разбавляют дистиллированной (деминерализованной) водой обычно в соотношении около 50/50.

Пакеты присадок антифризов призваны выполнять следующие задачи: предотвращать коррозию, отложение накипи, аэрацию (насыщение антифриза пузырьками воздуха), образование кислот.

Кроме того, в отличие от антифризов для бензиновых двигателей легковых автомобилей в антифризы для дизельных двигателей тяжелой спецтехники включают также присадки для защиты гильз цилиндров «мокрого» типа (находящихся в рубашке охлаждения) от воздействия кавитации и ее последствий – питтинговой коррозии деталей, которая может разрушать наружные поверхности гильз и даже в конце концов «проедать» их насквозь, если этот процесс не остановить.

Антифризы для дизельных двигателей делятся на следующие основные категории, отличающиеся по химическому составу присадок.

Неорганические. ОЖ традиционного химического состава с присадками на основе солей неорганических кислот (англ. аббревиатура IAT). Для краткости будем условно называть их «ОЖ с неорганическими присадками». Выдающееся место среди неорганических присадок занимают присадки на основе нитритов, которые хорошо себя зарекомендовали в качестве ингибиторов питтинговой коррозии гильз цилиндров.

Присадки на основе силикатов – это наилучший ингибитор коррозии алюминия. До 90% отечественных «обычных» ОЖ производится с использованием силикатов и нитритов. Бораты защищают от кавитации и поддерживают уровень щелочного числа (нейтрализуют кислоты). Молибденаты защищают от кавитации, молибденовокислый натрий защищает от коррозии цинковые и хромовые покрытия. Фосфаты защищают от кавитации, от коррозии алюминий и черные металлы, частично – медные детали, поддерживают уровень щелочного числа.

Однако силикаты, фосфаты и бораты очень ядовиты и опасны для окружающей среды и людей. Присадки, содержащие силикаты, имеют такое неприятное свойство, как образование гелей. Силикаты имеют ограниченную растворимость в охлаждающей жидкости, и из-за этого при превышении уровня их содержания существует риск засорения радиатора. Для предотвращения выпадения осадка силиката в высококачественных антифризах содержатся силикатные стабилизаторы.

Фосфаты добавляют в состав многих антифризов производства компаний США и Японии. Европейские производители автомобилей не рекомендуют использовать ОЖ, содержащие фосфаты, в Европе пользуются антифризами, содержащими другие ингибиторы. Причина в том, что вода в Европе более жесткая, чем в США и Японии, и фосфаты, взаимодействуя с жесткой водой, могут образовывать шлам, т. е. илистые отложения, которые способствуют образованию накипи из солей кальция или магния, скапливающиеся в застойных полостях рубашки охлаждения на теплопередающих поверхностях двигателя и в нижнем бачке радиатора. Эти гели и осадки блокируют термостат, засоряют радиатор и протоки рубашки охлаждения, что приводит к нарушению охлаждения двигателя.

Главным недостатком присадок на основе неорганических соединений является неспособность защищать алюминий (и другие металлы) при температуре свыше 105 °С и при мощных тепловых потоках.

Органические. Активно набирающие популярность в настоящее время ОЖ с присадками на основе солей органических кислот (карбоксилатов, то есть содержащих углерод – англ. OAT). Для краткости будем условно называть их «ОЖ с органическими присадками». Карбоксилаты устойчивы к окислению и тепловому воздействию, они также считаются ингибиторами кавитации и коррозии.

Гибридные. Гибридными называют антифризы с присадками на основе органических кислот с добавлением одной или нескольких неорганических присадок (например, нитритов, силикатов и/ или фосфатов) для защиты от кавитации (англ. HOAT). Если в состав присадок входят нитриты, такие гибридные ОЖ принято называть NOAT. Соответственно ОЖ с присадками на основе солей органических кислот и с неорганическими, не содержащими нитритов, обозначаются аббревиатурой NF OAT. Также иногда гибридными называют антифризы, созданные на основе некарбоксилатных органических кислот, таких как соли бензойной кислоты и др.

 

Каждая из перечисленных технологий имеет свои преимущества и недостатки. Все эти антифризы с присадками различного химического состава отлично работают, но каждый в определенных условиях, для которых они разработаны. Какой состав подойдет лучше всего, зависит от комплектации машины, условий ее работы и уровня организации ее техобслуживания. Поэтому ведущие производители предлагают целые линейки различных сортов ОЖ.

Антифризы, предназначенные для бензиновых легковых автомобилей, нельзя использовать для дизельных двигателей, особенно высоконагруженных. Правда, существуют «универсальные» антифризы, которые, как утверждают их производители, можно применять и для легковых автомобилей, и для тяжелой техники. Универсальный состав содержит достаточно силиката, чтобы обеспечить надлежащую защиту алюминия, но не настолько много, чтобы его нельзя было использовать в тяжелых транспортных средствах.

Потребителю интересно не столько, к какому типу относится антифриз, сколько ответ на вопрос: обеспечит ли данная ОЖ защиту системы охлаждения двигателя машины в данных конкретных условиях эксплуатации? Для получения ответа на этот вопрос необходимо выяснить, что рекомендует производитель двигателя/ машины.

Почему в современных антифризах для тяжелой техники возникла тенденция отказа от использования нитритов?

Нитриты. Лет двадцать назад в системах охлаждения дизелей тяжелой дорожно-строительной техники больше всего использовались антифризы с присадками на основе солей неорганических кислот (IAT). Практически во всех таких антифризах применялись нитриты (иногда с молибдатами).

Преимущества нитритов. По результатам исследований одного из производителей техники за счет введения нитритов в состав ОЖ с увеличенным сроком службы было достигнуто 36%-ное уменьшение воздействия кавитации на гильзы цилиндров. Благодаря этому удалось создать ОЖ с рекомендованным интервалом замены 12 000 моточасов или 6 лет.

Каков же механизм защиты нитритами (и молибдатами) деталей двигателя? В результате химической реакции с участием нитритов ржавчина на поверхности гильз цилиндров, мягкая и рыхлая субстанция, превращается в намного более твердое вещество. Образуется защитный слой. Большим преимуществом нитритов является то, что они восстанавливают защитную окисную пленку на поверхности чугунных гильз немедленно после того, как в результате взрыва очередного воздушного пузырька при кавитации пленка оказывается прорванной. Это предотвращает образование коррозии или питтингового износа.

Недостатки нитритов. Почему же все-таки в мире возникла и развивается тенденция отказа от использования нитритов и перехода на менее отработанную технологию антифризов на основе солей органических кислот (ОАТ)?

Поскольку реакция преобразования ржавчины необратима, нитриты (и силикаты) в составе антифриза довольно быстро расходуются и уровень их содержания должен постоянно пополняться. В противном случае обычный антифриз может практически полностью потерять защитные антикавитационные свойства через 30–40 тыс. км пробега машины.

К тому же конструкторы современных двигателей, стремясь уменьшить их массу, заменяют чугунные, медные и латунные детали на алюминиевые (например, алюминиевые радиаторы вместо медных, патрубки, жидкостные насосы, модули для монтажа фильтра, интеркулеры, радиаторы и жидкостные отопители). При определенных условиях, например, когда велика теплонапряженность, а концентрация нитритов будет выше определенного уровня и не будут предприняты некоторые меры для защиты алюминия, нитриты могут вступать в реакцию с алюминием, в результате начинается коррозионный процесс, и образуется газообразный аммиак, который увеличивает кислотность (pH) антифриза, защитная пленка на поверхности алюминия растворяется, и металл начинает контактировать с ОЖ, при этом уровень содержания нитритов в ОЖ уменьшается.

Однако многие специалисты не согласны с таким категорическим утверждением. Исследования некоторых производителей дорожно-строительной и специальной техники показали: если алюминиевая деталь «пассивирована» надлежащим образом (то есть обработана или на нее нанесено покрытие, которое уменьшает способность металла поверхности вступать в химические реакции), то алюминий не будет вступать в реакцию с нитритами и корродировать.

И еще: защитный слой, образуемый нитритами, имеет низкую теплопроводность. Толщина слоя порой может достигать 0,5 мм, что значительно (до 50%) ухудшает теплоотвод и увеличивает риск перегрева двигателя.

И все же ряд специалистов и в настоящее время считают, что нитриты (или нитриты с молибдатами) – это единственные химические вещества, чья способность защищать детали дизельных двигателей от вредного воздействия кавитации совершенно точно доказана и подтверждена на практике. К тому же нитриты хорошо работают с медными и латунными деталями, а с металлами паяных соединений лучше всего работают молибдаты.

Почему же данное мнение разделяют не все специалисты? Дело в том, что на практике примерно у трети дизельных двигателей кавитации никогда не бывает, в системах охлаждения таких двигателей может успешно работать любая ОЖ. У другой трети дизелей кавитация случается, но проблема может быть решена путем использования нитритов. Кроме того, в этих двигателях уменьшают вредное воздействие кавитации органические присадки (ОАТ), обеспечивая дизелям приемлемый срок службы. Оставшаяся треть – это наиболее мощные, теплонапряженные и/ или конструктивно несовершенные дизели, и эти проблемы уже не устранишь. Нитриты/ молибдаты могут лишь уменьшить вредное влияние кавитации и обеспечить им более-менее удовлетворительные сроки службы.

Карбоксилаты. На «органические» антифризы с карбо­ксилатами в качестве ингибиторов кавитации и коррозии для современных высокофорсированных дизелей переходят в последние годы, чтобы уйти от проблем быстрого истощения присадок-нитритов, отрицательного влияния нитритов на алюминиевые детали и ухудшения теплопроводности в результате образования нитритами защитного слоя на поверхности гильз цилиндров.

ОЖ с органическими присадками (ОАТ) показывают удовлетворительные результаты при защите гильз цилиндров «мокрого» типа от кавитации и в настоящее время широко используются в системах охлаждения дизельных двигателей большой мощности в странах Европы и Азии, где нитриты запрещены.

Преимущества карбоксилатов. Карбоксилаты защищают металлические детали, в том числе алюминиевые, образуя на поверхности металлов окисную пленку толщиной в одну молекулу – 0,0006 мм, причем только в зонах, подверженных вредному воздействию кавитации и коррозии. На остальных теплопередающих поверхностях защитный слой, ухудшающий теплоотвод, не формируется. Благодаря «адресной» защите, а также тому, что эта реакция обратимая, присадки-карбоксилаты расходуются намного медленнее, чем нитриты, и следовательно, не нуждаются в постоянных проверках и пополнении. Карбоксилатные антифризы не образуют в процессе эксплуатации гелей и осадка, которые ухудшают теплообмен. К тому же отсутствие в составе нитритов помогает избежать образования аммония и увеличения кислотности (pH). Карбоксилатные антифризы неагрессивны по отношению к пластиковым, эластомерным, резино-силиконовым и другим материалам, используемым в системе охлаждения.

Подчеркнем, что, по мнению некоторых специалистов, карбоксилаты могут обеспечивать необходимую защиту от кавитации лишь при условиях, когда антифриз будет иметь предписанный уровень содержания присадок-карбоксилатов и воды и не будет разбавлен антифризами других марок выше допустимого предела.

Недостатки карбоксилатов. Присадки на основе солей органических кислот (ОАТ) создают защитный слой на поверхности металла медленно. Пока слой не нарушен, питтингового износа не будет. Но если защитный слой будет поврежден кавитационными взрывами воздушных пузырьков, на поверхности металла начнется процесс питтингового износа, а органические присадки ОАТ не смогут восстановить поврежденную защитную пленку достаточно быстро, чтобы предотвратить развитие коррозионного процесса. Органические присадки могут очень агрессивно воздействовать на металл паяных соединений.

Если в двигателе есть латунные или медные элементы (это относится ко всем старым машинам), то требуется антифриз неорганического типа, а применение органического противопоказано.

NOAT. Среди специалистов отрасли есть сторонники и противники нитритов, и они в настоящее время обсуждают вопрос: должны ли быть в составе ОЖ с органическими присадками нитриты (NOAT), чтобы она могла надежно защищать детали двигателя от воздействия кавитации? В продаже встречаются NOAT очень низкого качества, поэтому некоторые специалисты считают, что все же предпочтительны ОАТ, не содержащие нитритов. Это самые безопасные антифризы с точки зрения коррозии алюминиевых радиаторов. Кроме того, многие NOAT не относятся к типу «с увеличенным сроком службы», потому что нитриты быстро истощаются.

 

Ряд специалистов отрасли считают, что будущее за ОЖ, не содержащими нитритов. С другой стороны, многие владельцы дорожно-строительной техники до сих пор используют ОЖ, содержащие нитриты.

Итак, споры по поводу нитритов в составе ОЖ продолжаются, обе стороны приводят аргументы в пользу своего мнения, и нельзя сказать однозначно, какой тип ОЖ лучше – все зависит от конкретных условий эксплуатации антифриза. Поэтому производители ОЖ по-прежнему предлагают продукты как с нитритами, так и без них.

Чем отличаются антифризы «с увеличенным сроком службы» от обычных?

Чтобы решить проблему быстрого истощения присадок в ОЖ для современных высокофорсированных дизелей, были разработаны антифризы «с увеличенным сроком службы» (англ. ELC). Ингибиторами кавитации и коррозии в них в большинстве случаев служат карбоксилаты (ОАТ), устойчивые к окислению и тепловому воздействию. В некоторых ОЖ с увеличенным сроком службы органические присадки дополняются нитритами.

Как отмечалось выше, карбоксилаты расходуются намного медленнее нитритов. В идеальном случае, когда никто не загрязняет ОЖ, а в системе охлаждения не бывает течей, высококачественная ОЖ с увеличенным сроком службы практически не нуждается в каком-либо техническом обслуживании. Но в реальной жизни не бывает идеальных случаев. Поэтому производители ОЖ «с увеличенным сроком службы» заявляют, что эти продукты могут использоваться без замены до 1 млн км пробега, 5 лет или 12 000 моточасов и более, если система охлаждения обслуживается должным образом. Результаты стендовых испытаний дизельных двигателей на тепловой режим, опубликованные в технической литературе, показывают, что ОЖ «с увеличенным сроком службы» могут обеспечивать значительно более низкие температуры работы двигателей за счет лучшей теплопередачи по сравнению с обычными антифризами.

Специалисты отмечают тенденцию: популярность ОЖ с увеличенным сроком службы возрастает, а применение обычных антифризов уменьшается. На Западе производители тяжелой дорожно-строительной и специальной техники примерно в 80% случаев заправляют в машины на конвейере ОЖ с увеличенным сроком службы. При эксплуатации в машины прежних лет выпуска еще довольно часто заправляют обычные антифризы, но использование ОЖ с увеличенным сроком службы растет и в этом секторе.

Заметим, что ОЖ «с увеличенным сроком службы» опасна тем, что избавляет владельца машины от многих забот по техобслуживанию. От этого у людей порой создается неправильное ощущение беззаботности, и они забывают, что систему охлаждения нужно обслуживать.

Часть 1 Часть 2

Что нужно знать о дизельном антифризе и охлаждающих жидкостях

Если у вас есть дизельный дом на колесах, вам необходимо знать несколько вещей об охлаждающей жидкости/антифризе, циркулирующих в блоке двигателя.

За последние несколько лет уход за радиатором и охлаждающей жидкостью вашего автомобиля стал намного проще благодаря появлению на рынке новых охлаждающих жидкостей с длительным сроком службы. Многие из этих продуктов служат до пяти лет или 150 000 миль в автомобиле. Дизельный дом на колесах — это другая ситуация, поэтому правила ухода за системой охлаждения вашего автомобиля не могут быть переданы вашему тренеру. В зависимости от того, какой двигатель установлен в вашем автодоме и какой тип охлаждающей жидкости он использует, ваши потребности в техническом обслуживании могут быть больше или даже меньше, чем для вашего автомобиля.

Основное назначение охлаждающей жидкости/антифриза в типичном автомобильном двигателе, как правило, хорошо известно. Летом повышает температуру кипения по сравнению с обычной водой, а зимой предотвращает замерзание двигателя. Он также отводит тепло от критических компонентов двигателя и рассеивает его через систему охлаждения в окружающий воздух. В дизельном двигателе он также служит носителем других присадок, таких как ингибиторы коррозии и пеногасители, а также обеспечивает защиту от кавитации и точечной коррозии цилиндров.

Дизельные двигатели для автодомов попадают в одну из двух категорий, когда речь идет о блоке двигателя и требуемом типе охлаждающей жидкости. Дизельные двигатели меньшего размера, такие как Cummins ISB и Cat C7, являются примерами двигателей с сухими гильзами, которые больше похожи на типичные автомобильные двигатели. Из-за своей конструкции эти двигатели обычно не подвержены кавитации стенок цилиндров, поэтому в этой статье они не рассматриваются.

Крупные дизельные двигатели, такие как Cummins ISC, ISM, ISL и ISX, а также Cat C9, C11 и C13 используют конструкции с мокрым рукавом. Эти двигатели с мокрым цилиндром позволяют гильзе (содержащей поршень) вступать в непосредственный контакт с охлаждающей жидкостью. Мокрые гильзы позволяют двигателю передавать больше тепла, чем сухие системы, но поскольку железная гильза находится в непосредственном контакте с охлаждающей жидкостью, они предъявляют особые требования к охлаждающей жидкости/антифризу.

Дизельные двигатели с мокрым цилиндром передают сильную вибрацию и движение от поршня к стенкам цилиндра, что может создавать кавитацию охлаждающей жидкости (крошечные пузырьки) за стенками цилиндра. Кавитация может в конечном итоге привести к точечной коррозии стенок цилиндров снаружи внутрь. Охлаждающие жидкости для тяжелых условий эксплуатации, разработанные для дизельных двигателей, содержат присадки, которые справляются с этими крошечными пузырьками. Не вдаваясь в технические подробности, совершенно очевидно, что охлаждающая жидкость важна в этих дорогих дизельных двигателях.

Ваш дизельный двигатель может быть заполнен различными охлаждающими жидкостями, в зависимости от выбора производителя шасси. Для наших целей мы можем разделить охлаждающие жидкости на две основные категории. Первый тип — это полностью готовые продукты для тяжелых условий эксплуатации, требующие регулярного тестирования и корректировки. Другой распространенный тип известен как охлаждающая жидкость с увеличенным сроком службы (LLC/ELC). Если вы не уверены в том, что у вас есть, или не можете найти это в руководстве пользователя, обратитесь к производителю шасси за дополнительной информацией.
Чтобы выяснить, какие охлаждающие жидкости сегодня обычно используются в новых автодомах, мы поговорили с тремя крупными производителями шасси. Когда производитель шасси покупает двигатель у таких компаний, как Cummins, Caterpillar или Navistar, двигатели поставляются без охлаждающей жидкости, а производитель шасси выбирает и устанавливает охлаждающую жидкость. Однако каждый производитель двигателей публикует свои собственные спецификации, такие как Cat’s EC-1, Navistar B1 или Cummins 14603. В руководстве по эксплуатации вашего двигателя вы найдете более подробную информацию о точных спецификациях, необходимых для вашего дизельного двигателя.

В настоящее время Freightliner поставляет шасси различным производителям автодомов с продуктом, известным как Fleet Charge (также продаваемым под торговой маркой Alliance), который представляет собой полностью готовую охлаждающую жидкость, требующую тестирования каждые шесть месяцев. Spartan, с другой стороны, использует Final Charge, охлаждающую жидкость ELC, которая не требует тестирования. Представитель Spartan заявил, что использует этот продукт уже несколько лет из-за снижения требований к обслуживанию владельцев. Мы также поговорили с Roadmaster, производителем шасси для Monaco и Holiday Rambler, и они сообщили, что также планируют использовать охлаждающие жидкости ELC при переходе на новую линейку дизельных двигателей Navistar MaxxForce, которая также будет включать линейку шасси Workhorse.

Основное преимущество этих охлаждающих жидкостей LLC/ELC заключается в том, что они имеют многолетний срок службы (некоторые производители заявляют до 600 000 миль) и не требуют тестирования. Примерами охлаждающих жидкостей LLC/ELC являются Final Charge от Old World, Cat ELC, Fleetguard ES Compleat OAT, Zerex Extreme Extended Life и Shell Rotella Ultra ELC. Если ваш автобус использует эти охлаждающие жидкости, основное требование состоит в том, чтобы убедиться, что система заполнена должным образом, и примерно каждые три года большинство из них требуют добавления расширителя для восстановления пакета присадок. Если вам когда-нибудь понадобится добавить охлаждающую жидкость для макияжа, важно не только добавить правильный тип, но и добавить ее в правильном разбавлении. Некоторые продукты продаются предварительно разбавленными, в то время как другие необходимо смешивать 50%/50% с дистиллированной водой, чтобы обеспечить сохранение надлежащих антифризных свойств.

Если в вашем автодоме используется обычная охлаждающая жидкость (также известная как охлаждающая жидкость для тяжелых условий эксплуатации или полностью разработанная охлаждающая жидкость), одним из недостатков является то, что она требует тестирования и добавления присадок. Freightliner предлагает проводить тестирование каждые шесть месяцев. Присадки необходимо тестировать, поскольку они носят жертвенный характер и расходуются в процессе работы двигателя. Тестирование — одна из тех задач, которую легко упустить из виду и которую часто трудно точно выполнить. Обычно это связано с поездкой в ​​местный сервисный центр, но вы также можете купить тест-полоски, и при условии, что вы используете их правильно и не даете им истечь (да, у них есть срок годности), вы можете проверить состояние вашей охлаждающей жидкости.

Существует два типа тест-полосок и добавок, поэтому вы должны использовать правильную тест-полоску в зависимости от того, какие добавки использует ваш тренер. Alliance/Fleet Charge и Detroit Diesel Powercool используют нитраты. При тестировании этих охлаждающих жидкостей следует использовать двустороннюю тест-полоску. Существуют трехсторонние тест-полоски, которые измеряют температуру замерзания, молибдаты и нитраты. Если вы используете неправильную тест-полоску, это может привести к неправильным результатам и неправильной дозировке.

Если вы проверите уровни добавок вашего тренера и обнаружите, что они не соответствуют техническим требованиям, вам потребуется восстановить их, добавив такой продукт, как Fleetguard DCA2 (DCA4 включает молибдаты), Penray Pencool или другие. Опять же, важно определить, какие продукты соответствуют спецификациям производителя вашего двигателя и охлаждающей жидкости. Присадки можно приобрести в большинстве крупных центров обслуживания шасси, а также на стоянках грузовиков.

Если вы уже много лет наслаждаетесь своим домом на колесах и не задумывались об охлаждающей жидкости вашего двигателя, вы можете обратиться к производителю шасси или двигателя и узнать, какой тип охлаждающей жидкости был установлен на вашем двигателе с завода. Если вы регулярно обслуживаете свое шасси, есть большая вероятность, что охлаждающая жидкость была проверена и дополнена по мере необходимости.

Если у вас есть двигатель, предварительно заполненный охлаждающей жидкостью, требующей контроля, и вы хотите устранить еще одну проблему в своей жизни, одним из решений является переход на охлаждающую жидкость ELC. В зависимости от вашей ситуации это может потребовать полного слива и промывки системы охлаждения, что может быть дорогостоящим, но устраняет необходимость в тестировании в будущем. Существуют также конверсионные химикаты, такие как Final Charge Converter, которые вы можете использовать. Это очень важная процедура, которую лучше доверить специалистам в местном сервисном центре.

Наша цель в этой статье не в том, чтобы охватить все аспекты охлаждающих жидкостей и превратить это в урок химии, а в том, чтобы познакомить вас с тестированием и тем фактом, что есть доступные варианты, если вы не хотите беспокоиться об этом. контроль и тестирование добавок.

Мало того, что они требуют меньше обслуживания, многие ELC также обеспечивают лучшую теплопередачу по сравнению с обычными охлаждающими жидкостями. Охлаждающие жидкости ELC также обеспечивают более длительный срок службы водяного насоса и уплотнений, поскольку они не содержат абразивных силикатов. Однако некоторые старые двигатели могут быть несовместимы с охлаждающими жидкостями ELC из-за несовместимости прокладок или уплотнений. Крайне важно проконсультироваться с производителем двигателя, чтобы убедиться, что вы делаете правильный выбор.

Хотя проверка и поддержание уровня присадок — не самое худшее в жизни владельца автодома, зачем с этим возиться, если в этом нет необходимости? Проведя исследование для этой статьи, я решил перейти на охлаждающую жидкость ELC для своего личного тренера.

Final Charge соответствует всем спецификациям моего двигателя Cummins ISC и должно работать много лет практически без обслуживания. Я также буду использовать тот же продукт в дизельном генераторе, чтобы не носить с собой два продукта. Если вы не возражаете против тестирования и добавления присадок два раза в год, полностью разработанные охлаждающие жидкости для тяжелых условий эксплуатации также будут хорошо служить вашему двигателю, как и многие дальнемагистральные грузовики на дорогах сегодня.

Что нужно знать об охлаждающей жидкости для дизельных двигателей

Система охлаждения дизельного оборудования для тяжелых условий эксплуатации так же важна, как и любой другой компонент. Перегретый двигатель не только делает ваше оборудование непригодным для использования, но и может привести к необратимому повреждению и представляет угрозу безопасности для операторов. Одной из частей системы охлаждения, которую часто недооценивают или неправильно понимают, является охлаждающая жидкость.

Охлаждающая жидкость двигателя представляет собой жидкую смесь, помогающую отводить тепло от двигателя. Это также помогает предотвратить замерзание двигателя в холодные зимние месяцы. Это связано с тем, что большинство охлаждающих жидкостей представляет собой комбинацию антифриза и воды. Вода передает тепло, а антифриз снижает температуру замерзания жидкости и повышает температуру кипения воды. Антифриз и охлаждающая жидкость иногда считаются синонимами, но технически охлаждающая жидкость представляет собой смесь нескольких компонентов, одним из которых является антифриз. Он также может содержать другие добавки, которые служат для предотвращения эрозии и других проблем.

Изучение типов охлаждающей жидкости для дизельных двигателей

По мере того, как технологии дизельных двигателей развивались и улучшались с годами, улучшалась и охлаждающая жидкость для дизельных двигателей. Сегодня нам повезло, что у нас есть несколько различных типов высококачественной охлаждающей жидкости, из которых можно выбирать. Главное – понимать различия, чтобы быть уверенным в том, что вы используете правильный тип охлаждающей жидкости для вашего HD-оборудования. Вот лишь несколько популярных типов охлаждающей жидкости:

Этиленгликоль

Гликоль представляет собой органическое химическое соединение, обычно используемое в качестве компонента охлаждающей жидкости двигателя. Он принадлежит к спиртовому семейству химических веществ. Все антифризы содержат химическую основу, и этиленгликоль является одной из самых популярных. Основное преимущество этилена перед другими типами гликолей заключается в том, что он более эффективно снижает температуру замерзания. Недостатком является его относительно высокая токсичность, но при использовании в строго контролируемой системе это обычно не проблема.

Пропиленгликоль

Другой тип антифриза на основе гликоля — пропиленгликоль. Хотя пропиленгликоль по-прежнему является эффективным компонентом охлаждающей жидкости, он не так хорош для снижения температуры замерзания по сравнению с этиленом. Преимущество в том, что он имеет более низкий уровень токсичности. В зависимости от общей конструкции системы охлаждения и вероятности того, что оператор может соприкоснуться с вашей охлаждающей жидкостью, пропилен может стоить того, чтобы пожертвовать теплопередающей способностью.

Охлаждающая жидкость с длительным сроком службы / ELC

Охлаждающая жидкость с длительным сроком службы

или охлаждающая жидкость с увеличенным сроком службы (ELC) за последнее десятилетие стала все более популярной. Как следует из названия, этот тип охлаждающей жидкости примечателен своей способностью служить очень долго, часто в течение всего срока службы дизельного двигателя. Это делает его хорошим выбором для многих транспортных и строительных компаний. Если ваша система имеет алюминиевый радиатор, убедитесь, что ваша охлаждающая жидкость ELC не содержит нитритов, или что вы используете антикоррозийное покрытие на всех алюминиевых деталях.

Органическая кислотная охлаждающая жидкость (OAT)

Охлаждающие жидкости с органической кислотой

представляют собой охлаждающие жидкости с длительным сроком службы и антикоррозионной добавкой. Использование охлаждающей жидкости на основе органической кислоты должно обеспечивать эффективное охлаждение вашего дизельного двигателя на протяжении всего срока службы, защищая при этом алюминий, магний и другие металлы от коррозии. Этот тип охлаждающей жидкости является очень удобным вариантом, сводящим к минимуму потребность в регулярных добавках или техническом обслуживании. Он также не токсичен, что делает его наиболее экологически чистым и безопасным выбором.

Технология неорганических добавок (IAT)

Охлаждающие жидкости с технологией неорганических присадок (IAT) обычно представляют собой антифризы на основе гликоля с добавлением ингибиторов коррозии. Как следует из названия, IAT изготовлен из синтетических химикатов, что делает его менее экологичным, чем охлаждающие жидкости OAT.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *