причины, последствия и способы промывки системы охлаждения от эмульсии
В четырёхтактном двигателе внутреннего сгорания (ДВС), который установлен практически во всех легковых и грузовых автомобилях, в большом количестве присутствуют две рабочих жидкости – моторное масло и антифриз. Они категорически несовместимы между собой, имея лишь одну общую функцию охлаждения. Но в результате появления неисправностей не исключено их смешивание, что очень быстро приводит к выходу мотора из строя.
Содержание статьи:
- 1 Как определить антифриз в масле
- 2 Можно ли ездить с маслянистым антифризом
- 3 Из-за чего моторное масло попадает в антифриз
- 3.1 Прогорание прокладки ГБЦ
- 3.2 Повреждение плоскости ГБЦ
- 3.3 Трещина в гильзе цилиндров
- 3.4 Износ прокладки или выход из строя теплообменника
- 4 Последствия смешивания антифриза и моторного масла
- 5 Промывка системы охлаждения от эмульсии
Проблему надо заметить сразу, остановить двигатель и приступить к диагностике и ремонту.
Как определить антифриз в масле
Базовые вещества масла и охлаждающей жидкости (ОЖ) практически взаимно нерастворимы. Подобные продукты способны лишь образовать эмульсию – взвесь мельчайших капель одного вещества в другом.
Эмульсии обычно непрозрачны, меняют цвет получившегося продукта, поэтому легко определяются визуально. Вторым признаком станет увеличение объёма одной при уменьшении другой.
Доступ к жидкостям осуществляется через пробку заливной горловины и измерительный щуп для масла, а состояние антифриза видно при взгляде внутрь расширительного бачка радиатора. На пробке горловины клапанной крышки появится характерный налёт светлой маслянистой эмульсии, она же появится на щупе.
Поверхность же антифриза в бачке затянется масляным слоем, поскольку нефтепродукты обладают меньшей плотностью, чем антифриз, более чем наполовину состоящий из обычной воды.
По теме: Как правильно менять Антифриз в машине
Следует помнить, что небольшое количество эмульсии на пробке может присутствовать и в исправном ДВС.
Это происходит при запуске холодного мотора из-за конденсации водяных паров и смешивания их с маслом. По мере прогрева такая эмульсия почти полностью исчезает.
Можно ли ездить с маслянистым антифризом
Появления масла в антифризе грозит лишь ухудшением охлаждения, что сразу не смертельно, хотя в долговременной перспективе приводит к перегреву и порче крупных деталей ДВС.
Гораздо страшнее наличие антифриза в масле. Под нагрузкой это приведёт к нарушению смазки высоконагруженных подшипников скольжения коленчатого и распределительных валов, быстрому локальному перегреву трущихся поверхностей, эрозии, налипанию металлов, а в конечном счёте провороту вкладышей и заклиниванию двигателя.
Поскольку редко встречается исключительное попадание масла в рубашку охлаждения, обычно проникновение взаимное, то ездить с данной неисправностью нельзя даже на короткое расстояние. Каждая минута работы мотора может намного увеличить стоимость последующего обязательного ремонта.
Эвакуатор обойдётся намного дешевле.
Из-за чего моторное масло попадает в антифриз
Все магистрали смазки и охлаждения в двигателе тесно переплетены, поэтому путей попадания одной жидкости в другую множество. Ситуация усугубляется повышенным давлением в каналах. Источники протечек можно сгруппировать по основным слабым местам.
Прогорание прокладки ГБЦ
Основная и самая важная прокладка ДВС расположена между блоком цилиндров и закрывающей его головкой. Это массивные детали, выдерживающие большие нагрузки рабочего давления взрывов топливной смеси в камерах сгорания.
Прогары, то есть условное возникновение неплотности, происходят по разным причинам:
- естественное старение мотора, нарушение геометрии, изменение свойств материала и ослабление резьбовых соединений;
- низкое качество прокладочного материала, не зря в последнее время все эти детали изготавливаются из металлопакетов;
- аномальное горение в цилиндрах, детонация, большие тепловые и ударные нагрузки;
- нарушение технологии монтажа, порядка и момента затяжки головочных болтов и гаек на шпильках;
- перегрев двигателя с короблением крупных деталей;
- коррозия деталей из-за контрафактного или давно не менявшегося антифриза.

Масло и ОЖ помимо взаимного смешивания могут попадать и в цилиндры, вызывая дымление. Непрозрачный выхлоп прогретого двигателя свидетельствует о начале проблемы.
Повреждение плоскости ГБЦ
Никакая прокладка не удержит давление, если не соблюдается высокоточная плоскопараллельность сопрягаемых торцов головки и блока.
Существует два вида искривления геометрии – деформация головки в целом и наличие на её поверхности под прокладку углублений из-за коррозии и прогаров. При ремонте нельзя ограничиваться заменой прокладки.
Необходимо тщательно проконтролировать плоскости измерительными приборами и при малейших отклонениях отправить ГБЦ на шлифовку.
Уменьшение высоты головки после снятия части металла фрезерованием и шлифовкой ведёт к изменению степени сжатия в сторону увеличения. Высоконагруженные моторы очень к этому критичны, поэтому потребуется ввести коррективы.
Существует несколько способов:
- установка ремонтных прокладок увеличенной толщины;
- корректировка карт калибровки впрыска и опережения зажигания;
- фрезеровка камер сгорания в головке;
- снятие части металла с днищ поршней, это нежелательно из-за ослабления деталей, ухудшения теплового режима и нарушения балансировок.

Недопустима ручная шлифовка плоскости, поскольку точно выполнить выравнивание в этом случае невозможно. ГБЦ для обработки следует отправить на специализированное предприятие и получить сведения об уменьшении её толщины.
Трещина в гильзе цилиндров
Каналы могут замкнуться между собой и в блоке. Тонкие стенки современных деталей не выдерживают больших нагрузок и резких перепадов температуры, постепенно покрываясь сеткой микротрещин.
Диагностика проводится опрессовкой блока под давлением на специальном стенде. Растрескавшийся блок выбраковывается и должен быть заменён на новый, прочие способы ремонта очень ненадёжны.
Износ прокладки или выход из строя теплообменника
В некоторых моторах конструктивно предусмотрено охлаждение масла через внутренний радиатор. Сквозь него проходит ОЖ с одной стороны, а масло с другой. Данный теплообменник не отличается надёжностью.
Со временем деградируют герметизирующие его прокладки, искривляется корпус.
В случае ремонта заменой набора прокладок необходимо убедиться в герметичности теплообменника, сохранности его фланца, а при отклонениях заменить и его.
Последствия смешивания антифриза и моторного масла
Когда масло попадает в систему охлаждения, оно покрывает стенки рубашки, радиаторы и трубопроводы плохо проводящей тепло плёнкой. Эффективность системы падает, в тяжёлых условиях она уже не в состоянии поддерживать рабочую температуру.
Кроме того, составляющие масляного пакета могут реагировать с базой ОЖ, вызывая образование нерастворимых веществ. Будут засорены радиаторы и охлаждающие каналы, нарушится работа термостата. Перегрев мотора приведёт к дорогостоящим последствиям.
Ещё хуже, когда ОЖ образует эмульсию в масляном картере. Полученная смесь не сможет образовать смазывающую плёнку между нагруженными поверхностями трения, режим скольжения из жидкостного станет сухим.
Прочитай: Как определить масложор в двигателе за 5 минут
Вкладыши моментально перегреются и провернутся на шейках коленвала. Мотор застучит и выйдет из строя. Эффект тот же, как при недостатке смазки – масляное голодание.
Промывка системы охлаждения от эмульсии
Сложное расположение каналов смазки и охлаждения в двигателе затрудняют промывку деталей при капитальном ремонте. Если систему смазки можно промыть специальными моющими маслами даже без разборки двигателя, тем более в процессе общей мойки на специализированном предприятии, то с рубашками охлаждения и радиаторами всё сложнее. Моющих антифризов не существует.
Для промывки в условиях СТО существуют профессиональные составы, средства и оборудование.
В любительских условиях используют бытовую химию, способную растворять нефтепродукты и жиросодержащие вещества.
Компромиссное решение – приобретение специальных продуктов автохимии, предназначенных именно для промывки систем охлаждения.
Они способны удалять загрязнения минеральным и синтетическим маслом, последствия их разложения и реакций с антифризом, а также результаты коррозии. Обычная вода тут не поможет, она не в состоянии растворить и удалить масляные отложения.
Антифриз в масле — в чем причина и что делать
Опубликовано автором Beduin
И снова это время — время проверить машину, время плановой проверки масла, но вас встречает не только запах и вид масла.
Вместо этого вы наткнулись на обесцвеченное масло со странным запахом.
Если масло выглядит странно, велика вероятность того, что где-то есть внутренняя утечка.
К сожалению, это является серьезной причиной для беспокойства. Утечка антифриза в масло — не единственная проблема. Эта утечка может привести к серьезным повреждениям, если ее не устранить как можно скорее.
Как узнать, есть ли антифриз в моем масле?
Моторное масло должно пахнуть моторным маслом и никак иначе. То же самое касается цвета. Когда антифриз смешивается с маслом , он, скорее всего, не будет пахнуть или выглядеть как стандартное масло. Вот несколько вещей, на которые стоит обратить внимание…
Быстрая потеря охлаждающей жидкости
Если вы заметили, что уровень охлаждающей жидкости сильно падает, возможно, она попала в масло. Чтобы быть в безопасности, проверьте, нет ли утечек охлаждающей жидкости по всему автомобилю. Охлаждающая жидкость может вытекать из выхлопной трубы или на землю.
Если заметных утечек нет, есть большая вероятность, что масло течет в картер.
Масло меняет цвет
Обычно, когда антифриз попадает в масло, оно становится молочного цвета. Однако сначала жидкость будет оранжевой, а затем станет темно-красной или коричневой. Как только двигатель заработает, со временем появится молочный цвет, когда антифриз и масло смешаются.
Масло со сладким запахом
Масло должно пахнуть так, как пахнет на заправке, маслом! Если в масле есть запах сладости, скорее всего, антифриз попал в ваше масло в какой-то момент. Просто вытащите масляный щуп и понюхайте старый добрый запах.
Существует множество способов, которыми антифриз может попасть в ваше масло . Вот некоторые из них…
Прокладка под головкой течет
Прокладка головки находится в центре головки цилиндров и блока цилиндров. Это предотвращает смешивание масла и охлаждающей жидкости друг с другом. Однако, если прокладка головки имеет течь из-за плохого или сломанного уплотнения, масло и охлаждающая жидкость будут смешиваться.
Пробитая или треснувшая прокладка ГБЦ
Так же, как и протекающая прокладка головки блока цилиндров, треснутая или продутая прокладка головки блока цилиндров будет иметь тот же эффект. Продутая прокладка сделает двигатель очень шумным, а также может вызвать появление черного дыма из выхлопной трубы. Если вы заметили что-либо из этого, обязательно немедленно проверьте масло.
Перегрев
Если ваш двигатель перегревается, это может не вызвать непосредственное смешивание масла и охлаждающей жидкости, но перегретый двигатель может привести к тому, что автомобиль пробьет прокладку, что, в свою очередь, приведет к смешиванию охлаждающей жидкости и масла.
Масляный радиатор
Это одно из немногих мест, где может произойти утечка, но, тем не менее, его не следует упускать из виду. Масляный радиатор разработан таким образом , чтобы масло и охлаждающая жидкость не смешивались , но могут образовываться небольшие трещины, из-за которых охлаждающая жидкость медленно просачивается в масло.
Повреждение блока двигателя
Повреждение блока цилиндров может привести к смешиванию масла и охлаждающей жидкости. На самом деле это случается не часто, поскольку блок двигателя рассчитан на высокую надежность, но это может произойти в редких случаях.
Что делать, если в моем масле есть охлаждающая жидкость?
После диагностики проблемы и определения виновника важно знать следующий шаг. Давайте посмотрим, что вы можете сделать, чтобы решить проблему под рукой.
Если прокладка головки блока цилиндров треснула, существуют герметики, которые можно использовать для ремонта треснувшей прокладки головки блока цилиндров.
Пробитая прокладка
Если прокладка лопнула, лучше заменить ее. Не забудьте смыть все масло перед новой поездкой, так как предыдущее масло уже смешалось с охлаждающей жидкостью.
Пока вы этим занимаетесь, проверьте и некоторые другие части двигателя. Если охлаждающая жидкость попала в масло , есть большая вероятность, что она могла просочиться и на свечи зажигания.
И поврежденный блок двигателя?
Если блок двигателя поврежден, единственное, что вы можете сделать, это заменить его. Блоки двигателей дороги, но вам может повезти найти их на свалке гораздо дешевле.
Антифриз в масле — последние мысли
Просто помните, что охлаждающая жидкость в вашем масле не является жизненно важной ситуацией, но ее необходимо решить как можно скорее, если вы хотите избежать дальнейшего дорогостоящего ремонта в будущем.
Если вы не знаете, что делать и в чем может быть причина, лучше доверить это профессионалам. Как можно скорее проверьте автомобиль.
Советы
Руководство по тому, как не паниковать
ОТ BLAIR LAMPE / ПЕРВОНАЧАЛЬНО ОПУБЛИКОВАННО 21 ИЮНЯ 2017 ГОДА / NATIONAL AUTOMOTIVE PARTS ASSOCIATION /
Итак, вы случайно залили охлаждающую жидкость в масляную горловину, не так ли? Не пинайте себя сильно, такое бывает. Смешивание антифриза с маслом — это не то, что нравится вашему автомобилю, но это не настоящая катастрофа.
В любом случае, есть вещи и похуже, которые вы могли бы сделать. Это относительно простое исправление, о котором вы можете позаботиться с минимальными хлопотами.
Масло необходимо для поддержания работы двигателя. Он обеспечивает надлежащую смазку для уменьшения трения и износа и, в меньшей степени, помогает отводить тепло. Охлаждающая жидкость также предназначена для предотвращения перегрева, но не таким же образом, и не в той же системе. Моторное масло густое, чтобы обеспечить хорошее покрытие, охлаждающая жидкость жидкая, чтобы максимизировать поток и рассеивать тепло. Масло изготовлено химически, чтобы «хорошо работать» с внутренними деталями двигателя, химические вещества в антифризе делают его естественно агрессивным по отношению к внутренним компонентам двигателя, таким как подшипники, вызывая износ и повреждения с течением времени при многократном воздействии. Кроме того, физические свойства масла заставляют его отделяться и всплывать на поверхность вода/охлаждающая жидкость , так что с ним проще всего разобраться, если вы поймаете ошибку очень рано.
Если вы сразу заметили ошибку, вместо запустите двигатель. Просто дайте ему постоять не менее одного часа. Это предотвращает смешивание масла и антифриза, позволяя антифризу осесть на дне поддона и не допуская его попадания в масляный фильтр. В этой ситуации возьмите себе сливной поддон , снимите пробку поддона и дайте охлаждающей жидкости стечь, пока не увидите, что в течение нескольких секунд вытекает только моторное масло. Замените пробку, доведите до уровня масла — на этот раз маслом! — и поездить на ней день или около того. Затем сделайте полную замену масла, включая фильтр, на всякий случай. Если вы заметили ошибку после запуска двигателя, немедленно произведите полную замену масла, включая фильтр. Опять же, покатайтесь день или два и выполните еще одну полную замену масла и фильтров.
Что было сделано Насколько вам следует беспокоиться об этой ошибке? По большому счету могло быть и хуже.
Исключением будет случай, если вы залили охлаждающей жидкостью полностью сухой двигатель и завели его. Это было бы плохо. Правда в том, что если то, о чем мы говорим, является загрязнением, для проявления повреждения требуется некоторое время, и такая поездка на несколько миль не приведет к значительному сокращению срока службы двигателя. Тем не менее, как только вы осознаете ошибку, вы должны немедленно ее исправить.
Хотя можно не паниковать, вы должны позаботиться об этой оплошности как можно раньше. Стоимость замены масла или двух ничто по сравнению с тотальной поломкой в будущем. Кроме того, замена масла — довольно простая работа, поэтому никому даже не нужно знать о вашем маленьком моменте «упс». И это бесценно, не так ли?
Для получения дополнительной информации о смешивании антифриза с маслом поговорите со знающим специалистом в вашем местном магазине NAPA AUTO PARTS .
Фото: пенообразная охлаждающая жидкость/масло на коромыслах по scottt.
( CC BY 2.0 ).
Эта статья воспроизведена с разрешения владельца авторских прав, Национальной ассоциации автомобильных запчастей. Дальнейшее воспроизведение без разрешения запрещено. Нажмите здесь, чтобы узнать больше автомобильные советы и истории от NAPA, или здесь, чтобы получить дополнительную информацию о следующей выставке Pomona Swap Meet & Classic Car Show .
Фильтры моторного масла и антифриз
- Здоровье окружающей среды сообщества
- Бытовые опасные отходы
- Текущий: Масляные фильтры моторного масла и антифриз
Моторное масло и масляные фильтры
Американцы меняют более 400 миллионов масляных фильтров в год! Эти фильтры имеют высокое содержание стали и дополнительное моторное масло, которые легко перерабатываются.
Если бы все масляные фильтры, изготовленные в 1994 году, были переработаны, то можно было бы восстановить примерно 161 500 тонн стали и не допустить попадания 17,8 млн галлонов отработанного масла на наши поля и водоемы.
К сожалению, большинство бывших в употреблении масляных фильтров не перерабатываются, поэтому содержащееся в них масло выбрасывается в окружающую среду. Многие люди, которые самостоятельно меняют масло, выбрасывают свои фильтры в мусор, ежегодно отправляя на свалки около 10 миллионов галлонов отработанного масла.
Антифриз
Автомобили США ежегодно производят более 60 миллионов галлонов использованного антифриза. Большинство антифризов содержат ядовитое химическое вещество этиленгликоль. Как и моторное масло, использованный антифриз также собирает опасные загрязняющие вещества из двигателя во время использования. Антифриз имеет сладкий вкус, что привлекает детей и домашних животных. Это может привести к травме или смерти при проглатывании, вдыхании или впитывании через кожу.
В прошлом утилизация использованного этиленгликоля включала обращение с ним как с опасными отходами, сброс в городскую канализационную систему или незаконный слив в сухие колодцы и ливневые стоки. В этих методах утилизации больше нет необходимости, поскольку антифриз можно легко и недорого утилизировать.
Переработка/сдача отработанного масла, масляных фильтров и антифриза?
Программы по сбору опасных бытовых отходов и многие розничные торговцы принимают от жителей отработанное моторное масло и отработанные масляные фильтры. Целевая группа по опасным бытовым отходам Индианы предоставляет ресурсы и справочник районов по обращению с твердыми отходами, в которых собираются опасные бытовые отходы, включая моторное масло и антифриз. Земля 911 перечислены общественные сборщики, частные переработчики и частные розничные продавцы, принимающие отработанное масло (такие как Walmart Tire и Lube Express, O’Reilly Auto Parts, Advance Auto Parts, AutoZone, Firestone Complete Auto Care, Pep Boys и Tractor Supply).
При посещении веб-сайта Earth 911 щелкните значок «Найти центр утилизации» и выполните поиск по ключевому слову «автомобильный» рядом с вашим городом.
Что я могу сделать, чтобы бороться с загрязнением?
- Каждому автолюбителю следует правильно утилизировать масло, масляные фильтры и антифриз.
- Если вы не меняете масло сами, убедитесь, что тот, кто это делает, пользуется услугами службы утилизации. Если ваш счет включает «комиссию за утилизацию», спросите, что можно купить на эту плату.
- Вместо этого рассмотрите возможность использования центра замены масла; Центры замены масла покупают масло и антифриз оптом, поэтому производят меньше отходов.
- Купите переработанное моторное масло для своих автомобилей. В настоящее время переработанные нефтепродукты подлежат тем же строгим стандартам очистки, компаундирования и эксплуатационных характеристик, что и сырая нефть, произведенная из моторного масла, но они представляют собой гораздо более эффективное использование ресурсов.




