Главные передачи — классификация и типы. Цилиндрическая, коническая, гипоидная, червячная одинарные главные передачи. Центральная и разнесенная двойная главная передача
Шестеренный механизм, повышающий передаточное число трансмиссии автомобиля, называется главной передачей.
Главная передача служит для постоянного увеличения крутящего момента двигателя, подводимого к ведущим колесам, и уменьшения скорости их вращения до необходимых значений.
Главная передача обеспечивает максимальную скорость движения автомобиля на высшей передаче и оптимальный расход топлива в соответствии с ее передаточным числом. Передаточное число главной передачи зависит от типа и назначения автомобиля, а также мощности и быстроходности двигателя. Величина передаточного числа главной передачи обычно составляет 6,5…9,0 у грузовых автомобилей и 3,5…5,5 у легковых автомобилей. На автомобилях применяются различные типы главных передач (рисунок 1).
Рисунок 1 — Типы главных передач
Одинарные главные передачи
Цилиндрическая главная передача применяется в переднеприводных легковых автомобилях при поперечном расположении двигателя и размещается в общем картере с коробкой передач и сцеплением (см. Двухвальные коробки передач ВАЗ и АЗЛК рисунок 2). Ее передаточное число равно 3,5…4,2, а шестерни могут быть прямозубыми, косозубыми и шевронными. Цилиндрическая главная передача имеет высокий КПД — не менее 0,98, но она уменьшает дорожный просвет у автомобиля и более шумная.
Коническая главная передача (рисунок 2, а) применяется на легковых автомобилях и грузовых автомобилях малой и средней грузоподъемности. Оси ведущей 1 и ведомой 2 шестерен в конической главной передаче лежат в одной плоскости и пересекаются, а шестерни выполнены со спиральными зубьями.
Рисунок 2 — Главные передачи
а, б, в — одинарные; г, д — двойные; е — редуктор; 1 — ведущая шестерня; 2 — ведомая шестерня; 3 — червяк; 4 — червячная передача; 5 — коническая шестерни; 6 — цилиндрические шестерни; 7 — полуось; 8 — солнечная шестерня; 9 — сателлит; 10 — ось; 11 — коронная шестерня; l — гипоидное смещение
Гипоидная главная передача (рисунок 2, б) имеет широкое применение на легковых и грузовых автомобилях. Оси ведущей 1 и ведомой 2 шестерен гипоидной главной передачи в отличие от конической не лежат в одной плоскости и не пересекаются, а перекрещиваются. Передача может быть с верхним или нижним гипоидным смещением l.
Передаточные числа гипоидных главных передач легковых автомобилей 3,5…4,5, а грузовых автомобилей и автобусов 5…7. Гипоидная главная передача по сравнению с другими более прочная и бесшумная, имеет высокую плавность зацепления, малогабаритная и ее можно применять на грузовых автомобилях вместо двойной главной передачи. Она имеет КПД, равный 0,96…0,97. При нижнем гипоидном смещении имеется возможность ниже расположить карданную передачу и снизить центр тяжести автомобиля, повысив его устойчивость. Однако гипоидная главная передача требует высокой точности изготовления, сборки и регулировки. Она также требует из-за повышенного скольжения зубьев шестерен применения специального гипоидного масла с сернистыми, свинцовыми, фосфорными и другими присадками, образующих на зубьях шестерен прочную масляную пленку.
Червячная главная передача (рисунок 2, в) может быть с верхним или нижним расположением червяка 3 относительно червячной шестерни 4, имеет передаточное число 4…5 и в настоящее время используется редко. Ее применяют на некоторых многоосных многоприводных автомобилях. По сравнению с другими типами червячная главная передача меньше по размерам, более бесшумна, обеспечивает более плавное зацепление и минимальные динамические нагрузки. Однако передача имеет наименьший
Двойные главные передачи
Эти передачи применяются на грузовых автомобилях средней и большой грузоподъемности, на полноприводных трехосных автомобилях и автобусах для увеличения передаточного числа трансмиссии, чтобы обеспечить передачу большого крутящего момента. КПД двойных главных передач находится в пределах 0,93.
..0,96.
Двойные главные передачи имеют две зубчатые пары и обычно состоят из пары конических шестерен со спиральными зубьями и пары цилиндрических шестерен с прямыми или косыми зубьями. Наличие цилиндрической пары шестерен позволяет не только увеличить передаточное число главной передачи, но и повысить прочность и долговечность конической пары шестерен.
В центральной главной передаче (рисунок 2, г) коническая и цилиндрическая пары шестерен размещены в одном картере в центре ведущего моста. Крутящий момент от конической пары через дифференциал подводится к ведущим колесам автомобиля.
В разнесенной главной передаче (рисунок 2, д) коническая пара шестерен 5 находится в картере в центре ведущего моста, а цилиндрические шестерни 6 — в колесных редукторах. При этом цилиндрические шестерни соединяются полуосями 7 через дифференциал с конической парой шестерен. Крутящий момент от конической пары через дифференциал и полуоси 7 подводится к колесным редукторам.
Широкое применение в разнесенных главных передачах получили однорядные планетарные колесные редукторы
При разделении главной передачи на две части уменьшаются нагрузки на полуоси и детали дифференциала, а также уменьшаются размеры картера и средней части ведущего моста. В результате увеличивается дорожный просвет и тем самым повышается проходимость автомобиля.
Смотрите наши другие статьи
- Мосты — назначение и типы
- Дифференциал
- Полуоси
- Ведущий мост автомобиля
- Конструкция ведущего моста ВАЗ
- Конструкции ведущего моста автомобилей ГАЗ
- Конструкция ведущего моста грузовых автомобилей ЗИЛ
- Конструкции ведущих мостов КамАЗ и МАЗ
- Комбинированные мосты
- Передний мост легковых автомобилей ВАЗ повышенной проходимости
- Передний мост легковых автомобилей ВАЗ
- Комбинированный передний мост АЗЛК
- Передний ведущий мост автомобилей ГАЗ и ЗИЛ
Главная передача и все,что нужно о ней знать.

Nevada 1976Главная передача и все,что нужно о ней знать. 0 Comment
Содержание статьи
Главная передача автомобиля – элемент трансмиссии, в наиболее распространенном варианте состоящий из двух шестерен (ведомой и ведущей), призванный преобразовывать крутящий момент, поступающий от коробки передач, и передавать его на ведущую ось. От конструкции главной передачи напрямую зависят тягово-скоростные характеристики автомобиля и расход топлива. Рассмотрим устройство, принцип действия, виды и требования к механизму трансмиссии.
Устройство главной передачи
По сути, главная передача — это не что иное, как шестеренчатый понижающий редуктор, в котором ведущая шестерня связана с вторичным валом КПП, а ведомая – с колесами автомобиля. По типу зубчатого соединения главные передачи различаются на следующие разновидности:
- цилиндрическая – в большинстве случаев применяется на автомобилях с поперечным расположением двигателя и коробки передач и передним приводом;
- коническая – применяется очень редко, так как имеет большие габариты и высокий уровень шума;
- гипоидная – наиболее востребованная разновидность главной передачи, которая применяется на большинстве автомобилей с классическим задним приводом.
Гипоидная передача отличается малыми размерами и низким уровнем шума; - червячная – практически не применяется на автомобилях по причине трудоемкости изготовления и высокой стоимости.
Также стоит отметить, что автомобили с передним и задним приводом имеют различное расположение главной передачи. В переднеприводных автомобилях с поперечным расположением КПП и силового агрегата, цилиндрическая главная передача располагается непосредственно в картере КПП.
В автомобилях с классическим задним приводом главная передача установлена в корпусе ведущего моста и соединена с коробкой передач посредством карданного вала. В функционал гипоидной передачи заднеприводного автомобиля также входит и разворот вращения на 90 градусов за счет конических шестерен. Несмотря на различные типы и расположение, предназначение главной передачи остается неизменным.
Принцип работы
Основная характеристика этого редуктора — передаточное число. Данный параметр отражает отношение количества зубьев ведомой шестерни (связана с колесами) к ведущей (связана с вторичным валом коробки передач).
Чем больше передаточное число, тем быстрее автомобиль разгоняется (крутящий момент увеличивается), но при этом уменьшается значение максимальной скорости. Уменьшение передаточного числа увеличивает максимальную скорость, при этом машина начинает ускоряться медленнее. Для каждой модели автомобиля передаточное число подбирается с учетом характеристик двигателя, КПП, размера колес, тормозной системы и т.д.Принцип действия главной передачи достаточно прост: во время движения автомобиля крутящий момент от двигателя передается коробке переменных передач (КПП), а затем, посредством главной передачи и дифференциала, приводным валам автомобиля. Таким образом, главная передача непосредственным образом изменяет крутящий момент, который передается колесам машины. Соответственно, посредством нее изменяется и скорость вращения колес.
Основные требования. Современные тенденции
Главным передачам выдвигается немало требований, основными из которых являются:
- Надежность;
- Минимальная потребность в обслуживании;
- Высокие показатели КПД;
- Плавность и бесшумность;
- Минимально возможные габаритные размеры.

Естественно, идеального варианта не существует, поэтому конструкторам при выборе типа главной передачи приходится искать компромиссы.
Отказаться от использования главной передачи в конструкции трансмиссии пока не получается, поэтому все наработки направлены на повышение эксплуатационных показателей.
Примечательно, что изменение рабочих параметров редуктора является одним из основных видов тюнинга трансмиссии. За счет установки шестерен с измененным передаточным числом можно существенно повлиять на динамику авто, максимальную скорость, расход топлива, нагрузку на КПП и силовой агрегат.
Напоследок стоит упомянуть особенности конструкции роботизированных КПП с двойным сцеплением, что сказывается и на устройстве главной передачи. В таких КПП парные и непарные передачи разделены, поэтому на выходе имеется два вторичных вала. И каждый из них передает вращение на свою ведущую шестерню главной передачи. То есть, в таких редукторах ведущих шестерен – две, а ведомая только одна.
Схема коробки передач DSG
Эта конструктивная особенность позволяет сделать передаточное число на редукторе изменяемым. Для этого всего лишь используются ведущие шестеренки с разным количеством зубьев. К примеру, при задействовании ряда непарных передач для повышения тягового усилия используется шестерня, обеспечивающая большее передаточное число, а шестерня парного ряда имеет меньшее значение этого параметра.
Двойные главные передачиЭти передачи применяются на грузовых автомобилях средней и большой грузоподъемности, на полноприводных трехосных автомобилях и автобусах для увеличения передаточного числа трансмиссии, чтобы обеспечить передачу большого крутящего момента. КПД двойных главных передач находится в пределах 0,93…0,96.
Двойные главные передачи имеют две зубчатые пары и обычно состоят из пары конических шестерен со спиральными зубьями и пары цилиндрических шестерен с прямыми или косыми зубьями. Наличие цилиндрической пары шестерен позволяет не только увеличить передаточное число главной передачи, но и повысить прочность и долговечность конической пары шестерен.
В центральной главной передаче (рисунок 2, г) коническая и цилиндрическая пары шестерен размещены в одном картере в центре ведущего моста. Крутящий момент от конической пары через дифференциал подводится к ведущим колесам автомобиля.
В разнесенной главной передаче (рисунок 2, д) коническая пара шестерен 5 находится в картере в центре ведущего моста, а цилиндрические шестерни 6 — в колесных редукторах. При этом цилиндрические шестерни соединяются полуосями 7 через дифференциал с конической парой шестерен. Крутящий момент от конической пары через дифференциал и полуоси 7 подводится к колесным редукторам.
Широкое применение в разнесенных главных передачах получили однорядные планетарные колесные редукторы. Такой редуктор состоит из прямозубых шестерен — солнечной 8, коронной 11 и трех сателлитов 9. Солнечная шестерня приводится во вращение через полуось 7 и находится в зацеплении с тремя сателлитами, свободно установленными на осях 10, жестко связанных с балкой моста.
Сателлиты входят в зацепление с коронной шестерней 11, прикрепленной к ступице колеса. Крутящий момент от центральной конической пары шестерен 5 к ступицам ведущим колес передается через дифференциал полуоси 7, солнечные шестерни 8, сателлиты 9 и коронные шестерни 11.
При разделении главной передачи на две части уменьшаются нагрузки на полуоси и детали дифференциала, а также уменьшаются размеры картера и средней части ведущего моста. В результате увеличивается дорожный просвет и тем самым повышается проходимость автомобиля. Однако разнесенная главная передача более сложна, имеет большую металлоемкость, дорогостояща и трудоемка в обслуживании.
Классификация главных передач
По числу пар зацеплений
Одинарная и двойная главная передача- Одинарная — имеет в составе только одну пару шестерен: ведомую и ведущую.
- Двойная — имеет в составе две пары зубчатых колес. Делится на двойную центральную или двойную разнесенную. Двойная центральная располагается только в ведущем мосту, а двойная разнесенная еще и в ступице ведущих колес.
Применяется на грузовом транспорте, так как на нем требуется повышенное передаточное число.
По виду зубчатого соединения
По компоновке Цилиндрическая. Применяется на машинах с передним приводом, в которых двигатель и коробка переключения передач имеют поперечное расположение. В этом типе соединения применяются шестерни с шевронными и косыми зубьями.- Коническая. Используется на тех заднеприводных машинах, в которых не важны размеры механизмов и нет ограничений на уровень шума.
- Гипоидная — самый популярный вид зубчатого соединения для автомобилей с задним приводом.
- Червячная -в конструкции трансмиссии автомобилей практически не применяется.
- Размещенные в коробке передач либо в силовом агрегате. На переднеприводных автомобилях главная передача расположена непосредственно в корпусе КПП.
- Размещенные отдельно от КПП. В машинах с задним приводом главная пара шестерен располагается в картере ведущего моста вместе с дифференциалом.

Отметим, что в полноприводных автомобилях расположение главной пары зубчатых колес зависит от разновидности привода.
Преимущества и недостатки
Цилиндрическая главная передача. Максимальное передаточное число ограничено значением 4,2. Дальнейшее увеличение отношения числа зубьев ведет к существенному увеличению размера механизма, а также повышению уровня шума.Каждый из типов зубчатых соединений имеет свои плюсы и минусы. Рассмотрим их:
- Гипоидная главная передача. Этот тип отличается низкой нагрузкой на зубья и пониженным уровнем шума. При этом из-за смещения в зацеплении шестерен повышается трение скольжения и понижается КПД, но в то же время появляется возможность опустить карданный вал максимально низко. Передаточное число для легковых автомашин – 3,5-4,5; для грузовых – 5-7;.
- Коническая главная передача. Используется редко из-за большого размера и шумности.
- Червячная главная передача. Данная разновидность зубчатого соединения из-за трудоемкости изготовления и высокой стоимости производства практически не используется.

Automobile Informer — Лучшие автомобили и мотоциклы, Коллекция автомобилей
от Roshan Shibe
Помимо роли супергероя Железного человека в фильме, Роберт Дауни-младший является магнатом, который знает, как правильно распорядиться своими деньгами. Но задумывались ли вы, как живет этот актер? Итак, давайте посмотрим подробнее, Коллекция автомобилей Роберта Дауни | Роберт Дауни Автомобили, роскошный образ жизни и его собственный капитал. Роберт … Читать далее
Рубрики Коллекция автомобилей Оставить комментарийРошан Шибе
Помимо того, что София Вергара является одной из самых высокооплачиваемых актрис в мире, она еще и успешный бизнесмен, уже построивший настоящую империю.
А вы когда-нибудь задумывались, как живет эта колумбийская звезда? Итак, сегодня в этой статье мы обсудим коллекцию автомобилей Софии Вергары | София Вергара Автомобили, роскошная жизнь и собственный капитал. … Читать далее
Рошан Шибе
Джастин Бибер не только молодой поп-певец, добившийся большого успеха, но и провидец, который знает, как делать деньги. Но вы когда-нибудь останавливались и задумывались, как живет настоящий художник? Итак, мы узнаем подробности о коллекции автомобилей Джастина Бибера | Джастин Бибер Cars, Lifestyle и Networth. Кто такой Джастин Бибер? Джастин … Читать далее
Рубрики Коллекция автомобилей Оставить комментарийРошан Шибе
Рианна — чрезвычайно успешная художница, у которой также есть крупные компании в индустрии красоты и моды. Но задумывались ли вы когда-нибудь, как живет самый богатый певец в мире? Итак, сегодня в этой статье мы поговорим о коллекции автомобилей Рианны | Автомобили Рианны, роскошная жизнь и собственный капитал. Кто такая Рианна? Рианна (Robin Rihanna … Читать далее
Рубрики Коллекция автомобилей Оставить комментарийby Krushna Sawant
Кто не знает о нем самого богатого человека в мире? Условия жизни такого богатого человека будут совсем не такими, как у обычных людей. Итак, давайте посмотрим на коллекцию автомобилей Илона Маска | Илон Маск Автомобили с роскошной жизнью, собственный капитал.
Кто такой Илон Маск? Илон Маск – известный американец … Читать далее
Рошан Шибе
Помимо роли супергероя Капитана Америки в фильмах Marvel, Крис Эванс является голливудской звездой, заработавшей много денег на протяжении всей своей карьеры. Но задумывались ли вы когда-нибудь, как живет эта знаменитость? Итак, сегодня мы расскажем вам о коллекции автомобилей Криса Эванса | Крис Эванс Автомобили, Luxury Life и Net Worth Who… Читать далее
Рубрики Коллекция автомобилей Оставить комментарийРошан Шибе
Помимо того, что Эдди Мерфи является одним из самых известных в мире комиков, он еще и магнат, который за свою блестящую карьеру уже заработал много денег.
Но задумывались ли вы, как живет этот актер? Сегодня мы увидим коллекцию автомобилей Эдди Мерфи | Эдди Мерфи Автомобили, роскошный образ жизни, собственный капитал. Кто такой… Читать далее
Рошан Шибе
Помимо того, что Приянка Чопра считается крупнейшей индийской звездой, которая также появляется в голливудском кино, она очень влиятельная женщина, сделавшая много успешных инвестиций. Но задумывались ли вы когда-нибудь, как живет звезда? Итак, давайте ознакомимся с коллекцией автомобилей Приянки Чопры | Приянка Чопра Автомобили с роскошной жизнью, собственный капитал и многое другое, кто… Читать далее
Рубрики Коллекция автомобилей Оставить комментарийРошан Шибе
Помимо того, что Криштиану Роналду является одним из лучших футболистов в мире, он еще и бизнесмен, который очень хорошо знает, как получать удовольствие от того, что он делает со своими деньгами. Итак, давайте посмотрим на коллекцию автомобилей Криштиану Роналду | Криштиану Роналду Автомобили, Роскошный образ жизни, NetWorth. Кто такой Криштиану Роналду? Криштиану Роналду родился 5 февраля … Читать далее
Рубрики Коллекция автомобилей Оставить комментарийAutomobile Informer — Лучшие автомобили и мотоциклы, коллекция автомобилей
Рошан Шибе
Помимо роли супергероя Железного человека в фильме, Роберт Дауни-младший является магнатом, который знает, как правильно распорядиться своими деньгами. Но задумывались ли вы, как живет этот актер? Итак, давайте посмотрим подробнее, Коллекция автомобилей Роберта Дауни | Роберт Дауни Автомобили, роскошный образ жизни и его собственный капитал.
Роберт … Читать далее
Рошан Шибе
Помимо того, что София Вергара является одной из самых высокооплачиваемых актрис в мире, она еще и успешный бизнесмен, уже построивший настоящую империю. А вы когда-нибудь задумывались, как живет эта колумбийская звезда? Итак, сегодня в этой статье мы обсудим коллекцию автомобилей Софии Вергары | София Вергара Автомобили, роскошная жизнь и собственный капитал. … Читать далее
Рубрики Коллекция автомобилей Оставить комментарийby Roshan Shibe
Джастин Бибер не только молодой поп-певец, добившийся большого успеха, но и провидец, который знает, как делать деньги.
Но вы когда-нибудь останавливались и задумывались, как живет настоящий художник? Итак, мы узнаем подробности о коллекции автомобилей Джастина Бибера | Джастин Бибер Cars, Lifestyle и Networth. Кто такой Джастин Бибер? Джастин … Читать далее
Рошан Шибе
Рианна — чрезвычайно успешная художница, у которой также есть крупные компании в индустрии красоты и моды. Но задумывались ли вы когда-нибудь, как живет самый богатый певец в мире? Итак, сегодня в этой статье мы поговорим о коллекции автомобилей Рианны | Автомобили Рианны, роскошная жизнь и собственный капитал. Кто такая Рианна? Рианна (Робин Рианна … Читать дальше
Рубрики Коллекция автомобилей Оставить комментарийот Krushna Sawant
Кто не знает о нем самого богатого человека в мире? Условия жизни такого богатого человека будут совсем не такими, как у обычных людей. Итак, давайте посмотрим на коллекцию автомобилей Илона Маска | Илон Маск Автомобили с роскошной жизнью, собственный капитал. Кто такой Илон Маск? Илон Маск – известный американец … Читать далее
Рубрики Коллекция автомобилей Оставить комментарийРошан Шибе
Помимо роли супергероя Капитана Америки в фильмах Marvel, Крис Эванс является голливудской звездой, заработавшей много денег на протяжении всей своей карьеры. Но задумывались ли вы когда-нибудь, как живет эта знаменитость? Итак, сегодня мы расскажем вам о коллекции автомобилей Криса Эванса | Автомобили Криса Эванса, Luxury Life и Net Worth Who… Подробнее
Рубрики Коллекция автомобилей Оставить комментарийРошан Шибе
Помимо того, что Эдди Мерфи является одним из самых известных в мире комиков, он еще и магнат, который за свою блестящую карьеру уже заработал много денег. Но задумывались ли вы, как живет этот актер? Сегодня мы увидим коллекцию автомобилей Эдди Мерфи | Эдди Мерфи Автомобили, роскошный образ жизни, собственный капитал. Кто такой… Читать далее
Рубрики Коллекция автомобилей Оставить комментарийby Roshan Shibe
Помимо того, что Приянка Чопра считается крупнейшей индийской звездой, которая также появляется в голливудском кино, она очень влиятельная женщина, сделавшая много успешных инвестиций. Но задумывались ли вы когда-нибудь, как живет звезда? Итак, давайте ознакомимся с коллекцией автомобилей Приянки Чопры | Приянка Чопра Автомобили с роскошной жизнью, собственный капитал и многое другое, кто… Читать далее
Рубрики Коллекция автомобилей Оставить комментарий

Гипоидная передача отличается малыми размерами и низким уровнем шума;
Применяется на грузовом транспорте, так как на нем требуется повышенное передаточное число.
