Что такое ремень ГРМ – составляющие, фунции, замена
В проблематику ГРМ не обязательно погружаться тем, у кого в гараже гарантийная машина и обслуживает ее на фирменной СТО. Остальные автовладельцы должны четко следовать рекомендациям завода производителя и своевременно менять ремень ГРМ. Если этого не делать можно «попасть» на капитальный ремонт двигателя.
Привод газораспределительного механизма бывает трех видов: шестеренчатый, цепной и ременный. Последний используется чаще всего, потому что имеет несколько важных преимуществ и относительно дешевый в производстве. Но ремень и соприкасаемые с ним детали имеют ограниченный ресурс и нуждаются в регламентной замене.
Читайте также: Как проверять двигатель при покупке б/у авто
Замену ремня ГРМ часто обговаривают между собой водители и автовладельцы, о нем упоминается в объявлениях по продаже авто и в рекламных буклетах. По какой причине ему такое большое уважение? Да, без него не будет работать самый совершенный двигатель, но это не главное.
Ремень ГРМ сам по себе – продукт достаточно высоких технологий. Простой снаружи, он выдерживает большие переменные нагрузки при неблагоприятных температурных условиях
Что такое ремень ГРМ
Ремень ГРМ есть не в каждом автомобиле, хотя у большинства двигателей именно он приводит в действие распределительный вал. Ремень газораспределительного механизма представляет собой плоский ремень с поперечными зубцами на рабочей поверхности – поэтому по типу он считается зубчатым. Он передает усилия с одного шкива (на коленчатом валу) в другой (на распределительном валу). Который, в свою очередь, открывает и закрывает клапаны, через которые в цилиндры двигателя подается топливо и воздух и выпускаются отработанные газы. В зависимости от схемы привода клапанов в моторе может быть один или несколько зубчатых ременей.
У разных двигателей может быть своя схема привода ГРМ, соответственно, используется зубчатый ремень разной длины и разное количество роликов
Преимущество ремней перед цепной и шестеренчатой передачей – в бесшумности, простоте конструкции привода и низкой цене самого ремня как расходной детали. Недостатки – в относительно небольшом сроке службы (чаще это 60 тыс. км, хотя иногда до 90 – 100 тыс. км). Причем, когда ремням ГРМ ставят в минус их небольшой ресурс, считают недостатком не частые затраты на покупку самого пояса, а трудоемкий процесс его замены – обычно работа обходится дороже самой детали.
«Гнет» или «Не гнет»?
Почему же эта неприметная деталь считается столь жизненно важной для двигателя? Все очень просто: когда ремень обрывается при работающем двигателе, клапаны зависают в том положении, в котором их эта неприятность и застала. Соответственно, в некоторых цилиндрах до них могут достать поршни, которые движения не прекращают. Сразу отметим, что обрыв зубчатого ремня происходит из-за того, что владелец машины вовремя не заменил его на новый или сэкономил на замене роликов (в некоторых случаях и помпы системы охлаждения), которые тоже нужно периодически менять. Еще одна возможная причина обрыва – попадание масла или топлива на ремень, эти вещества разъедают резину из которой он сделан.
Встреча клапанов с поршнями конструкторами не предусматривается, и поэтому двигатель может серьезно повредиться. В лучшем случае это будут гнутые клапаны и их разбитые направляющие. А в худшем – побитые поршни, покоцанные цилиндры и их головки, гнутые шатуны и пальцы. То есть отремонтировать такой двигатель бывает дороже, чем стоит весь автомобиль.
Чтобы довести ремень ГРМ до такого состояния, нужно значительно превысить срок эксплуатации. Но часто старый ремень рвется без внешних признаков износа
Справедливости ради следует сказать, что не всегда обрыв ремня ГРМ заканчивается катастрофой. Есть «счастливые» модели двигателей, в которых поршни редко дотягиваются до клапанов, есть и отдельные модели, в которых это невозможно конструктивно. Среди видавших виды водителей есть даже отдельная классификация двигателей по результатам обрыва ремня ГРМ: «гнет» или «не гнет» –подразумеваются, как вы поняли, клапана.
Повреждения двигателя в результате обрыва ремня ГРМ бывают такими сложными, что дешевле бывает приобрести другой мотор
Замена: не только ремень
Процесс замены ремня привода ГРМ, как уже упоминалось, довольно сложен. Нужно снимать переднюю крышку двигателя, а этому чаще всего мешает навесное оборудование, которое тоже приходится демонтировать. В большинстве моделей попутно рекомендуется заменить определенный комплект деталей, доступ к которым открывается при разобранном приводе ГРМ: натяжной ролик, его кронштейн, ось, часто еще – водяной насос (помпа), а роликов тоже бывает несколько.
Читайте также: Действительно ли на «Москвиче» стоит двигатель от BMW
Чтобы не платить за работу лишний раз, владельцы пытаются покупать запчасти этой группы от авторитетных производителей, а то и только оригинальные. Поэтому и выходит, что замена ремня ГРМ – операция незаурядная для автовладельца.
Напоминание
Коварство ремня привода ГРМ в том, что о своем износе или назревающем обрыве он никак не информирует. Даже если можно увидеть ремень своими глазами (на некоторых моторах это удается), на нем может не быть ни голых нитей, ни надрывов или потертостей. Да и, собственно, обрыв случается не всегда, иногда достаточно, чтобы на рабочей поверхности ремня срезало один – два зуба.
Коварство обрыва ремня ГРМ в том, что даже легкий контакт поршней с клапанами требует разборки двигателя – а это затраты и неудобства для владельца
Особенно опасность обрыва привода ГРМ касается владельцев подержанных автомобилей, купленных с рук у незнакомых лиц. Для того чтобы не уступать в цене, продавец может заверить, что перед продажей машина прошла «полное ТО» с заменой масла, свечей и ремней. Верить в таком случае можно разве что чекам и документам из официальной СТО, где будут указаны VIN автомобиля и полный список работ с упоминанием установленных запчастей.
Рекомендация Авто24
Да, обслуживание привода ГРМ – вещь обычно недешевая и хлопотная. Но иначе нельзя, потому как полный ремонт двигателя, вызванный обрывом ремня, отнимет у вас на порядок больше денег и времени. Поэтому всеми возможными средствами фиксируйте для себя срок последующей замены ремня и всего того, что вместе с ним меняется. Целесообразнее всего вести для подобных случаев дневник замен деталей и ремонтов, также приемлемый вариант – этикетка с указанным пробегом и датой на двигателе или рядом с ним под капотом.
Читайте также: Турбо или атмосферный: какой двигатель выбрать
Признаки того, что пора менять ГРМ
Признаки того, что пора менять ГРМ
Сегодняшние реалии подсказывают нам о том, что к автомобилю необходимо относиться максимально бережно, дабы не сталкиваться с дорогостоящим ремонтом. Сегодня специалисты компании «Авангард Авто» подробно разберут признаки изношенного ГРМ, который пора менять.
Ремень привода газораспределительного механизма (ГРМ) любого современного двигателя, как правило, рассчитан на небольшой срок службы. В среднем он работает 50–100 тыс. км пробега, после чего требует замены вместе с натяжными роликами, а нередко также с водяной помпой и шкивами. Сроки замены этой важнейшей детали строго регламентированы и прописаны в инструкции по эксплуатации каждого конкретного автомобиля. Однако, слепо следуя рекомендациям производителя, можно не заметить надвигающуюся беду и нарваться на серьёзный и дорогостоящий ремонт мотора. Существует несколько признаков, что ремень ГРМ нужно срочно сменить на новый.
Главной проблемой, мешающей своевременно заметить надвигающуюся беду и предотвратить обрыв привода ГРМ, является затруднённый доступ к детали: в отличие от ремня навесных агрегатов, этот ремень обычно тщательно закрыт всевозможными кожухами. Чтобы выполнить ревизию, нередко требуется частичная разборка двигателя, выполнить которую большинство автовладельцев не в состоянии. Однако помимо надрывов и трещин, видимых визуально, есть и иные симптомы надвигающейся беды. Мы попробуем перечислить наиболее часто встречающиеся.
1. Большой возраст ремня
В основном срок службы ремня ГРМ определяется пробегом автомобиля. По прошествии нескольких десятков тысяч километров он в обязательном порядке подлежит замене. Однако есть одно «но»: для этой детали критичен ещё и возраст – в среднем ремень сохраняет свои свойства не более пяти лет, после чего начинает терять эластичность и трескаться вне зависимости от пробега.
Водителям, которые ездят на автомобиле относительно редко, стоит внимательно отнестись к данному моменту. Ремень состоит из материалов, подверженных быстрому старению, а значит, шутить с его возрастом не стоит. По той же причине рекомендуем в обязательном порядке менять ремень ГРМ на приобретаемых подержанных автомобилях – никто не гарантирует, что прежний хозяин соблюдал регламент и использовал качественные комплектующие.2. Неуверенный пуск двигателя и падение мощности
Сильно изношенный или плохо натянутый ремень ГРМ может перескочить на один или несколько зубцов. Это приведёт к нарушению работы зажигания – топливовздушная смесь будет воспламенять раньше или позже положенного. Главные симптомы такой неисправности – неуверенный пуск мотора, провалы в тяге и сильные вибрации двигателя. Автомобиль может длительное время работать в неоптимальных режимах. Это, в свою очередь, приведёт не только к дискомфорту, но и к другим поломкам.
3. Дым из выхлопной трубы
Одна из таких поломок – оплавление и разрушение каталитического нейтрализатора. Происходит данная неприятность из-за неполного сгорания смеси в моторе. Часть топлива из-за сбитого зажигания попадает в систему выпуска, что приводит к превышению допустимой температуры и спеканию сот. Выявить поломку можно, понаблюдав за выхлопом: при работе мотора он хлопает, в некоторых режимах из трубы идёт чёрный дым – верный признак переобогащения смеси и неполного её сгорания. Ремень ГРМ – одна из возможных причин неисправности.
4. Тикающий звук от мотора
При сильном износе или старении ремень привода ГРМ может начать разлохмачиваться и трескаться. В работе двигателя неисправность проявляется всевозможными тикающими, шаркающими или щёлкающими звуками, исходящими из-под кожухов системы. Все они имеют некую периодичность, зависящую от оборотов двигателя: чем она выше, тем чаще звуки. Эта неисправность вовсе не обязательно связана именно с ремнём. Звуки могут исходить от подклинивающего подшипника натяжного ролика или от водяной помпы. В любом случае тянуть с ремонтом не стоит.
Локализовать и устранить проблему можно, сняв крышку привода ГРМ.5. Течи из-под кожухов привода ГРМ
Ещё одним симптомом неприятностей с ремнём ГРМ являются масляные потёки или утечки охлаждающей жидкости в районе привода. Масло может попадать на ремень из-под изношенного сальника коленчатого вала двигателя, а антифриз – из негерметичных стыков или из-под шкива помпы. В обоих случаях происходит повышенный износ ремня и сильно возрастает риск его перескакивания на шкивах. Без разборки и замены комплекта ГРМ здесь не обойтись.
6. Трещины и потёртости на ремне
В случае если у вас имеется доступ к ремню ГРМ и вы можете его рассмотреть, поставьте автомобиль на передачу и руками медленно прокрутите коленчатый вал, вывесив одно из колёс и вывернув свечи, одновременно внимательно рассматривая ремень. При наличии малейших признаков износа или растрескивания эта деталь подлежит немедленной замене, даже если она ещё не отработала отведённый регламентом срок. Не забывайте, что в российских автомагазинах до половины запасных частей представлены контрафактом и подделками, а значит, дополнительный контроль за состоянием этой детали не помешает. Определить степень износа ремня ГРМ по внешнему виду сложно. Даже визуально практически новые ремни могут рваться при попытке их перекрутить.
7. Двигатель не заводится, стартер крутится вхолостую
Ну а финальным аккордом станет ситуация, когда менять ремень уже слишком поздно. Если вы вовремя не заметили надвигающуюся беду и ремень порвался, выявить проблему будет несложно. При прокручивании стартер работает очень бодро, лучше обычного, но вхолостую – подхвата и воспламенения смеси в цилиндрах не происходит. Это признак отсутствия компрессии, которая вызвана загибом клапанов после встречи с поршнями. Теперь у вас всего два пути – отправить мотор на свалку целиком и сменить его на новый или попытаться реанимировать «стуканутый» движок в автосервисе. В обоих случаях денег потребуется вагон и маленькая тележка.
В прочем, если вы не мастер-механик, то проверить свой ремень ГРМ можно доверить и в сертифицированный автосервис.
Что такое ремень/цепь ГРМ и для чего они нужны?
Ремень ГРМ представляет собой очень прочную резиновую ленту, предназначенную для синхронизации движения распределительного и коленчатого валов двигателя.
Распределительный вал вращается и открывает и закрывает клапаны, которые позволяют воздушно-топливной смеси поступать в цилиндры, и этот процесс должен происходить синхронно с движением коленчатого вала — компонента, который преобразует движение поршней внутри цилиндров в вращательное движение, которое передается на трансмиссию и, в конечном счете, на колеса, движущие транспортное средство. Если «синхронность» движения распредвала и коленчатого вала будет неправильной, это может привести к колоссальным повреждениям двигателя.
Цепь ГРМ выполняет ту же работу, что и ремень ГРМ, но представляет собой металлическую роликовую цепь. Он рассчитан на чрезвычайно долгий срок службы и никогда не потребует замены. Однако, как и в случае с ремнем ГРМ или любой движущейся частью, он может сломаться или повредиться.
КАКИЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ МОГУТ ПРИЧИНИТЬСЯ ОБРЫВОМ РЕМНЯ/ЦЕПИ ГРМ?Короче говоря, катастрофический и крайне дорогой ремонт!
В цилиндре двигателя находится поршень, который толкается вниз под давлением сгорания топливно-воздушной смеси и обратно вверх за счет движения коленчатого вала. В верхней части цилиндра находятся клапаны, которые открываются, пропуская топливно-воздушную смесь в цилиндр. В большинстве двигателей открытые клапаны и поршни занимают часть одного и того же пространства цилиндра в разное время. Это означает, что при неправильном выборе времени их движения поршни могут врезаться в клапаны. Эти компоненты движутся очень быстро, а давление и тепло внутри цилиндра огромны. Если что-то пойдет не так, и они соприкоснутся, в результате повреждения могут быть погнутые клапаны, повреждение распределительного вала, повреждение головки цилиндра и стенки цилиндра, а также, возможно, поршня. Это сценарий, которого ваш автомобиль и ваш кошелек определенно хотят избежать.
Стоит отметить, что двигатели, в которых полностью открытый клапан выходит в пространство, в котором движется поршень, известны как интерференционные двигатели. Некоторые модели автомобилей имеют двигатели невмешательства, в которых есть место для движения обоих, не опасаясь контакта.
ПРИЗНАКИ ПОВРЕЖДЕНИЯ ГРМ/ЦЕПИ ГРМПРОБКИ И НЕПРАВИЛЬНЫЙ ХОЛОСТОЙ ХОД: Ремень ГРМ соединяет коленчатый и распределительный валы через ряд шкивов и шестерен. Сам ремень ГРМ имеет «зубья», которые захватывают шестерни. Со временем эти «зубья» изнашиваются и начинают проскальзывать. Это может привести к тому, что один или несколько клапанов будут открываться или закрываться в неподходящее время, вызывая пропуски зажигания и неровный холостой ход.
Те же симптомы возникают, когда ремень ГРМ теряет натяжение. «Растянутая» цепь ослабнет на звездочках, что повлияет на производительность.
ДВИГАТЕЛЬ НЕ ЗАПУСКАЕТСЯ: При обрыве ремня/цепи ГРМ теряется контакт между коленвалом и распредвалом, и двигатель не заводится.
УТЕЧКА МАСЛА: Ремни ГРМ скрыты от глаз кожухом ремня ГРМ, который защищает двигатель от любого мусора, поднимаемого во время движения автомобиля. Со временем прокладки и уплотнения в двигателе могут изнашиваться, а масло может просачиваться в зону ремня ГРМ. Это не хорошая вещь. Ремень ГРМ спроектирован так, чтобы плотно прилегать к месту, и любая жидкость или смазка, влияющие на сцепление, вызывают беспокойство. Кроме того, масло повлияет на физическую природу ремня и ускорит его износ и выход из строя.
СКОЛЬКО СТОИТ ЗАМЕНА РЕМНЯ/ЦЕПИ ГРМ?Ремень ГРМ сделан из довольно прочного материала, но его когда-нибудь придется заменить – например, на отметке 100 000 км или около того. Как уже упоминалось, цепь ГРМ может никогда не потребовать замены.
Замена любого из этих компонентов является сложной и трудоемкой работой даже для самого опытного механика, поэтому эта работа будет иметь свою цену. Однако, если есть проблема, замена необходима, и это работа, которую нельзя игнорировать. Вы можете ожидать, что стоимость будет где-то между 800 и 2000 долларов, возможно, больше, в зависимости от автомобиля и от того, заменяется ли ремень или цепь. Это огромная сумма, но следует помнить, что игнорирование проблем с ремнем/цепью ГРМ приведет к серьезному повреждению двигателя, и стоимость ремонта этого повреждения будет намного выше.
Поскольку замена ремня/цепи ГРМ является очень трудоемкой задачей, мастерская нередко предлагает заменить другие компоненты, такие как водяной насос, пока механик имеет к ним доступ. Учитывая, что автомобиль, нуждающийся в замене ремня/цепи ГРМ, вероятно, проехал немало километров, вполне вероятно, что эти вспомогательные детали тоже «устали». Их замена одновременно с ремнем/цепью ГРМ позволяет сэкономить на необходимости повторного прохождения процесса разборки двигателя.
ХОТИТЕ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ?
Курс технического обслуживания транспортных средств MTA Queensland предназначен для тех, кто заинтересован в получении ценной информации и изучении передового опыта ежедневного использования транспортных средств. Результат: более безопасное путешествие с меньшим количеством поломок и ремонтов. Если вы когда-нибудь хотели научиться проводить профилактическое обслуживание, то этот курс для вас.
НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
17 апреля 2020 г.
Обратите внимание, что информация, содержащаяся на этой странице, носит общий характер и не учитывает ваши конкретные потребности или обстоятельства. Вам следует подумать, соответствует ли информация вашим потребностям, и, при необходимости, обратиться за профессиональной консультацией.
Блог AAMCO Bay Area | Предупреждающие признаки Неисправность ремня ГРМ
Ремень ГРМ или цепь ГРМ вашего автомобиля являются неотъемлемой частью любого автомобиля. Он синхронно вращает распределительный вал вашего двигателя, чтобы гарантировать, что каждый из цилиндров срабатывает в нужное время. Иногда эту работу выполняет система зубчатых колес; однако необходима система синхронизации вращения коленчатого вала, которая позволяет клапанам двигателя открываться и закрываться в нужное время.
Ремень ГРМ вашего автомобиля находится под крышкой ремня ГРМ в передней части двигателя. Конструкция этого компонента состоит из высококачественной резины, переплетенной с армированным нейлоном шнуром внутри, что помогает продлить срок его службы. Ваш ремень ГРМ подвергается большим нагрузкам внутри двигателя вашего автомобиля и время от времени нуждается в замене. Ваш двигатель не сможет работать без полностью функционального ремня ГРМ.
Не все автомобили имеют ремень ГРМ. Ремни ГРМ популярны в автомобилях с малолитражными двигателями. Производители будут выбирать цепь ГРМ вместо ремня ГРМ на двигателях с большим диаметром цилиндра или ходом поршня. Цепная система ГРМ заменяет бегунок металлической цепью. В целом цепь ГРМ имеет гораздо больший срок службы, чем ремень ГРМ; известно, что некоторые из них даже служат в течение всего срока службы автомобиля. В зависимости от вашего автомобиля у производителя есть заранее определенные рекомендации о том, когда ваш ремень ГРМ нуждается в замене. Если вы не уверены, проверьте руководство по эксплуатации вашего автомобиля или посетите местный авторемонтный центр в районе залива и попросите механика проверить информацию для вас.
Признаки неисправности ремня ГРМ
Если на вашем автомобиле плохой или неисправный ремень ГРМ, он часто будет подавать некоторые признаки. Как только вы почувствуете один или несколько из этих симптомов, важно, чтобы сертифицированный автомеханик, например, из района залива AAMCO, проверил его и, при необходимости, заменил ремень ГРМ.
Отсутствие мощности и пропуски зажигания двигателя
Если в вашем двигателе возникают пропуски зажигания, это обычно проблема с фазами газораспределения. Изношенный ремень ГРМ повлияет на скорость работы вашего двигателя, поскольку он прикреплен к шкивам, которые приводят в движение коленчатый вал. Иногда ремень проскальзывает на приводе распредвала, из-за чего цилиндр двигателя открывается и закрывается раньше, чем должен. Результат — осечка. Игнорирование может привести к катастрофическому повреждению двигателя.
Двигатель не вращается
Если ваш ремень ГРМ порвется внутри, ваш двигатель не сможет загореться или провернуться. В тот момент, когда вы поворачиваете ключ, вы слышите, как стартер включается, но, поскольку ваш ремень ГРМ зацепляет коленчатый вал и распределительный вал, он не провернется. Ваш автомобиль не сможет перевернуться, и самым правильным будет вызвать профессионального механика. Если проблема связана с обрывом ремня ГРМ, есть большая вероятность, что это приведет к повреждению других отсеков двигателя — чаще всего это серьезное повреждение.
Утечка масла перед двигателем
Еще одним признаком потенциального износа ремня ГРМ является утечка моторного масла из-под крышки ремня ГРМ. Крышка ремня ГРМ удерживается рядом болтов, которые со временем ослабевают. Другая проблема, которая может привести к утечке масла, связана с износом прокладки между крышкой привода ГРМ и блоком двигателя, если она зажата или неправильно установлена. Утечка масла из крышки ГРМ вашего автомобиля приведет к перегреву, а также к преждевременному износу ремня ГРМ.
Какие у меня варианты?
Очень сложно диагностировать проблемы с ремнем ГРМ без профессиональных знаний или опыта. Поэтому важно проверить руководство производителя, чтобы определить интервал замены, или поручить замену ремня ГРМ вашего автомобиля сертифицированному или профессиональному механику.
Наша служба
Вы подозреваете, что ремень ГРМ изношен или вышел из строя? AAMCO Bay Area — это ведущая автосервисная служба, специализирующаяся на обслуживании и техническом обслуживании ремня ГРМ, обслуживании подвески, обслуживании автонастройки, ремонте и обслуживании аккумулятора, ремонте и обслуживании трансмиссии, обслуживании кондиционера автомобиля и многом другом. Свяжитесь с ближайшим офисом AAMCO в районе залива для диагностики или бесплатного предложения. Наши специалисты оперативно решат проблему с ремнем ГРМ.