Что такое секвентальная коробка: Секвентальная коробка передач: устройство, мифы и преимущества

Содержание

Секвентальная коробка передач: устройство, мифы и преимущества

  • 08.11.2019
  • /
  • Полезное, Как это устроено
  • /
  • Яков Фрудгарт

История

Как мы знаем, эволюция «коробок» переключения передач в автомобилях привела мир к изобретению автоматической трансмиссии, однако инженерный ум не стоял на месте, и механическую трансмиссию тоже не «убрали в шкаф» – инженеры модернизировали механизм переключения передач, и создали вариант секвентальной коробки. В ней передачи переключались только последовательно вверх или вниз.

Sequence — последовательность

Принцип работы данной КП прост как и в обычной механике, однако отличается она от обыкновенной, привычной нам трансмиссии, прямозубыми шестернями, которые установлены вместо косозубых, а роль педали сцепления выполняет гидравлический механизм.

Этот механизм позволяет сокращать время переключения передач, что так важно в автомобильном спорте. Кроме скорости переключения такая коробка позволяет чётко переключать передачи в момент, когда автомобиль подвержен вибрациям и использование привычной коробки передач затруднено. Также одной из особенностей устройства секвентальной коробки передач служит то, что первичный и вторичный вал в такой трансмиссии наборный, то есть состоит из нескольких промежуточных взаимосвязанных между собой элементов. Такая особенность позволяет механикам оперативно менять шестеренки на спортивных автомобилях прямо во время гонок, чтобы подобрать оптимальные передаточные числовые соотношения зубчатых колес под текущие условия состязаний. Однако не только спортивные болиды могут похвастаться подобной «коробкой» – и на вашем «автомате» можно сдвинуть положение селектора в бок и получить секвентальную коробку передач. Её вы обычно называете «ручным» режимом.

У такой трансмиссии есть 3 возможных варианта работы в автомобиле:

  • обычный механический
  • механический спортивный
  • полностью автоматический
А рычаг селектора может находиться на рулевом колесе, в виде кнопки со специальной маркировкой.

И как с этим жить?

Как мы знаем, любая коробка передач может вызывать множество споров, иметь союзников и противников. Не обошло это стороной и секвентальную трансмиссию. Но давайте по порядку: если вы решились на автомобиль с подобной трансмиссией — вас обрадует отсутствие педали сцепления и скорость работы «коробки», помимо этого, как и любая «механика» секвентальная трансмиссия будет экономить вам топливо в сравнении с АКП. Второй несомненный плюс заключается в возможности ездить в нескольких режимах, про которые мы рассказали выше. Дополняет наш ряд плюсов переключение передач непосредственно на руле, при наличии лепестков.

Однако как мы все понимаем, не бывает идеальных механизмов, поэтому даже у такой, с виду идеальной коробки, бывают проблемы. Поскольку сцепление, как таковое, отсутствует — страдает гидравлический механизм переключения, ведь он изнашивается больше обычного из-за повышенных нагрузок. Посмотрите на соревнования в автоспорте, к примеру по дрифту, где практически после пары-тройки заездов механики уже готовы ремонтировать коробку передач. Серийные автомобили, конечно, позволяют вам наслаждаться ездой чуть дольше, ведь если вы не играете в спортивного водителя на дороге, ваша коробка передач будет жить долго и счастливо, но если вы решите поиграть в гонщика – готовьтесь к тому, что ремонтировать такие коробки передач очень и очень накладно, а заменить на новую ещё дороже.

Мифы и легенды

Вроде с технической и финансовой частями попытались разобраться, а теперь давайте пройдёмся по стереотипам, связанным с такими коробками:

  • «Секвенталка это робот.» А вот и нет! Пусть принципы работы у таких трансмиссий схожи, однако у роботизированной трансмисии сервоприводы электрические, против гидравлических у секвентальной.
  • «Секвенталка и автомат неразлучны. » — снова не угадали. Если бы не широкое распространение спортивных режимов на современных автоматических трансмиссиях, вы бы и не узнали о секвентальной коробке. Поэтому в гражданских версиях возможна смесь вариантов, а спортивных автомобилей с автоматический трансмиссией я не встречал.
  • «Только для спорткаров, только для болидов, только вместе с кулачковой КП.» – нет, безусловно если их использовать в паре, ваше преимущество будет космическим, но и на серийных автомобилях такие трансмиссии превосходно существуют не одно десятилетие.

Не отпугнуло?

Если перечисление всех плюсов и минусов не отпугнуло в желании завладеть таким типом трансмиссии – могу сказать только одно. Это наиболее перспективный вид «механики», который актуален для мощных автомобилей, а если такой коробкой ещё и заниматься, дорабатывать ее и совершенствовать – мы сможем вернуться в тот идеальный мир, в котором автомобилям на механической трансмиссии есть место в повседневном использовании, и в большинстве моделей у производителей.


Cеквентальная коробка передач что это такое принцип работы

Большинство людей, интересующихся автомобильной промышленностью, привыкли к тому, что автомобиль может передвигаться либо с помощью механической трансмиссии, где все переключения осуществляются напрямую водителем из салона авто, либо при помощи её более комфортабельного аналога – автоматической коробки передач, которая самостоятельно отвечает за переключение скоростей. Однако на автомобильном рынке существует предложение и для тех, кто хочет при управлении машиной совмещать динамичность механической КПП и удобство автомата – такое решение называется секвентальная коробка передач.

Секвентальная коробка передач

Содержание

  • 1 ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СЕКВЕНТАЛЬНОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
  • 2 ПРИНЦИП РАБОТЫ СЕКВЕНТАЛЬНОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
  • 3 КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЕКВЕНТАЛЬНОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
  • 4 ПРЕИМУЩЕСТВА СЕКВЕНТАЛЬНОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
  • 5 НЕДОСТАТКИ СЕКВЕНТАЛЬНОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
  • 6 ЗАБЛУЖДЕНИЯ ПО ПОВОДУ СЕКВЕНТАЛЬНОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СЕКВЕНТАЛЬНОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

Понять, что такое секвентальная коробка передач, несложно, разобрав значение первого слова. Прилагательное «секвентальная» берёт свои корни из английского языка и в дословном переводе звучит как «очерёдность» либо «последовательность». Соответственно, наличие у автомобиля такого типа коробки передач подразумевает, что скорости можно будет переключать только в строгой последовательности. Выбор передачи осуществляется за счёт перемещения селектора только в одном направлении, в чём и заключается отличие от механики, где передачу можно выбрать в произвольном порядке. Секвентальные коробки передач стали использоваться автопроизводителями ещё в середине 90-х годов. Например, знаменитое подразделение «motorsport» компании «BMW» устанавливало первое поколение таких коробок в свои спортивные автомобили 3-й серии (М3 в кузове Е36). Предпродажные испытания показали, что секвентальная коробка передач помогает водителю подстраивать авто под свой стиль вождения лучше, чем с использованием АКПП, сохраняя при этом возможность самостоятельно влиять на переключения передач с той же эффективностью, что и механика, если необходимо последовательное изменение скорости движения.

Продажи экземпляров, снабжённых секвентальной коробкой, показали, что многим водителям такая альтернатива более привычным аналогам пришлась по вкусу, однако от некоторых покупателей можно было услышать отзывы об относительно большом интервале переключения скоростей. Ситуацию исправил выход второго поколения секвентальной коробки передач и интеграция в новую спортивную модель компании с индексом М3 Е46.

КПП с двойным сцеплением

На этом инженеры «BMW» не остановились, и уже третье поколение секвентальных коробок стало отличительной особенностью их легендарной М5 Е60. С каждым новым этапом развития секвентальная КПП всё больше подстраивалась конструкторами под нужды потребителя: время, затрачиваемое на переключение передачи, значительно сокращалось, в то время как динамика автомобиля при каждом переключении заметно росла.

ПРИНЦИП РАБОТЫ СЕКВЕНТАЛЬНОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

Главная задача секвентальной коробки передач, принцип её работы при разгоне автомобиля – уменьшение интервала между переключением скоростей. Использование секвентальной коробки передач в качестве трансмиссии позволяет достичь этого не только с помощью максимального упрощения процесса переключения, но и благодаря отсутствию необходимости для водителя управлять сцеплением самостоятельно. Отсутствие сцепления в качестве дополнительной педали даёт преимущество как начинающим водителям, для которых привыкание ко всем тонкостям процесса вождения представляет некоторые сложности, так и профи, которые эксплуатируют автомобиль на пределе его возможностей и каждая доля секунда для которых – это уйма потерянного при разгоне времени. На самом деле сцепление у секвентальной КПП также присутствует, но управление им осуществляется с помощью отдельного электронного блока, который самостоятельно рассчитывает, исходя из текущей скорости автомобиля и силы воздействия водителя на педаль акселератора, какая передача является в текущий момент самой оптимальной.

коробки передач, принципа её работы

От этого блока подаётся сигнал на трансмиссию, в место расположения датчиков определения скоростей. Следующим и конечным пунктом отправки сигнала после обработки датчиками выступает прогрессивный блок – агрегат, отвечающий за коррекцию данных о работе ДВС. Кроме данных о скорости автомобиля, прогрессивный блок обрабатывает также информацию о работе всех элементов блока комфорта и на основе совокупности получаемых данных производит вычисления по оптимизации движения.

Удаление царапин на кузове автомобиля без покраски.

НЕ ТРАТЬТЕ ДЕНЬГИ НА ПЕРЕКРАСКУ!
Теперь Вы сами сможете всего за 5 секунд убрать любую царапину с кузова вашего автомобиля.

Читать далее >>

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЕКВЕНТАЛЬНОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

От своих конкурентов секвентальная коробка передач отличается следующими уникальными особенностями:

    • в основе строения секвентальной КПП лежат шестерни с прямыми зубцами, и это является её главным отличительным признаком от механической коробки, где за основу берутся косозубые шестерёнки. В этом отличии кроется преимущество секвентальной коробки передач, поскольку прямозубые шестерни, в отличие от аналогов, во время функционирования коробки почти не создают трения;
    • также диаметр каждого шестерня несколько увеличен в сравнении с теми, что используются для МКПП, что позволяет передавать большее количество крутящего момента на колёса;

Преимуществами секвентальной коробки передач

  • ещё одна характерная особенность секвентальной коробки передач – это использование гидравлического сервопривода. Неосведомлённые водители иногда путают сервоприводы на гидравлической основе с автоматическими КПП, тем самым допуская ошибку, поскольку конструкция, рабочий принцип и коэффициент полезного действия в результате у них существенно различаются.

ПРЕИМУЩЕСТВА СЕКВЕНТАЛЬНОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

Несомненно, трансмиссия, используемая в спортивных автомобилях самых именитых мировых производителей, не может не обладать рядом сильных сторон, выгодно выделяющих её на фоне других предложений. Преимуществами секвентальной коробки передач являются:

    • высокая скорость переключения скоростей – главный плюс КПП на секвентальной основе. Смена передачи действительно происходит мгновенно – всего за 150 м/с. Причиной такого высокого показателя стали уже перечисленные ранее конструктивные особенности трансмиссии: прямозубые шестерёнки с увеличенным диаметром и сервопривод на основе гидравлики;
    • полное отсутствие потери скорости при переключениях – передачи не просто переключаются с молниеносной скоростью, их смена друг другом никак не влияет на динамику движения автомобиля;
    • быстрое достижение максимального количества оборотов – секвентальная коробка передач лучше взаимодействует с двигателем автомобиля, за счёт чего переключение скоростей происходит в оптимальном для быстроты разгона диапазоне оборотов ДВС;

секвентальная коробка передач – это не другое название роботизированной коробки.

  • быстрое достижение максимального количества оборотов – секвентальная коробка передач лучше взаимодействует с двигателем автомобиля, за счёт чего переключение скоростей происходит в оптимальном для быстроты разгона диапазоне оборотов ДВС;
  • отсутствие отдачи в руку водителя в виде колебаний и вибраций – опять же благодаря налаженному механизму КПП на секвентальной основе подобного рода дискомфорт не побеспокоит хозяина авто с такой коробкой передач;
  • пониженный расход топлива, обусловленный конструктивными особенностями КПП.

ВАЖНО: в автомобилях с секвентальной коробкой передач даже переключения с помощью подрулевых лепестков происходит значительно быстрее, нежели у моделей с конкурирующими трансмиссиями. Это преимущество может стать решающим, к примеру, при соревнованиях на лучший результат по прямой линии.

НЕДОСТАТКИ СЕКВЕНТАЛЬНОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

Как и у других типов трансмиссий, у секвентальной КПП имеются и негативные моменты в эксплуатации:

    • относительно быстрый износ – поскольку на автомобилях с установленными секвентальными коробками ездят, как правило, очень быстро, причём такой режим езды и агрессивный стиль вождения сохраняются постоянно, это приводит к частым поломкам и последующим обращениям на станции сервисного обслуживания. Электронный блок распределения нагрузки в секвентальной коробке передач выступает преимуществом при разгоне, но может послужить и причиной неисправности, поскольку любое несвоевременное переключение скорости полностью нарушает необходимый алгоритм и приводит к дестабилизации всей системы;

стереотипы секвентальных КПП

  • стоимость расходных материалов и работ по их замене/установке – так же, как и в случае с электронным блоком, составные элементы секвентальной коробки являются преимуществом, когда речь идёт о скоростных характеристиках, но вот стоимость ремонта этих механизмов к плюсам данного типа трансмиссии отнести никак нельзя. Починить в ней что-либо самостоятельно также является сомнительной перспективой для владельца авто с коробкой на секвентальной основе.

ВАЖНО: при ремонте коробки передач на секвентальной основе необходимо использовать только оригинальные запасные части. Поскольку по конструкции такая коробка существенно отличается от механики и автомата, заменить большинство расходных материалов на подобные, используемые в других коробках, не получится.

ЗАБЛУЖДЕНИЯ ПО ПОВОДУ СЕКВЕНТАЛЬНОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

секвентальная коробка передач – это уже тем более не автомат

Для обывателей наиболее распространёнными являются два неверных стереотипа о секвентальных КПП. Поясняем:

  • секвентальная коробка передач – это не другое название роботизированной коробки. В своей основе первая использует гидравлический сервопривод, а вторая – электрический;
  • секвентальная коробка передач – это уже тем более не автомат. Не следует путать автоматическую КПП с возможностью перехода в ручной режим с секвентальным аналогом.

ВЫВОДЫ О СЕКВЕНТАЛЬНОЙ КОРОБКЕ ПЕРЕДАЧ
Трансмиссия на секвентальной основе станет отличным решением для любителей динамичной езды и быстрого разгона, которые не хотят полностью отдавать управление автомобилем на поруки современных электронных помощников, но при этом желают получить не только максимум драйва и адреналина, но и сочетать это с комфортной эксплуатацией, без необходимости лишних движений и операций.

что это такое и как работает

Содержание статьи

  1. Как это работает
  2. Сравнение Lexus LC и Porsche 911
  3. Плюсы и минусы
  4. Для чего используются системы спутникового мониторинга

Всем привет! Представьте себе ситуацию. Вы накопили деньги и думаете о покупке автомобиля. Не последним вопросом будет выбор коробки передач. И тут возникает мысль — купить себе автомат или остановить выбор на старой доброй механике. Ведь, казалось бы, что может быть еще. Но нет. Существует также секвентальная коробка передач.

Я ее не придумывал и устройство действительно есть. Хотя практика и общение даже со своими знакомыми доказывает, что далеко не всем известно подобное название. И уж тем более не все с ходу могут сказать, что это такое и как оно работает.

Дабы вы не упали в грязь лицом и были настоящим экспертом в области коробок передач, предлагаю разобраться в этой теме подробнее. Может кто-то после этого захочет себе взять авто с секвентальной КПП.

Как это работает

Все мы знаем, что такое автоматическая или адаптивная и механическая коробка. В первом случае система все делает сама, опираясь на текущие нагрузки и скорость движения машины. То есть адаптируется под машину. В случае с механикой нужно самостоятельно переключать передачи.

В случае с секвентальной КПП важно заметить, что она отличается способностью переключать скорости последовательно. Грубо говоря, если на механике можно «перепрыгнуть» с 5 на 3 скорость, то секвенталка этого сделать не позволит. Есть последовательность переключений, нарушать которую СКПП не может.

Изначально СКПП создавались для гоночных авто, болидов Формулы 1 и машин, которые принимают участие в профессиональных гонках. Но идея понравилась автопроизводителям, из-за чего многие внедряют такие коробки в гражданские машины. И это радует.

Ошибка многих в том, что они считают СКПП аналогом АКПП. На деле источником вдохновения для создания секвенталки служила механика. Строили ее на базе МКПП.

Рассмотрим принцип работы этого устройства и ключевые особенности СКПП. Так вы поймете, что это и как работает вся система секвенталки.

  1. У СКПП нет педали сцепления. Это приятно радует тех, кто не имеет большого опыта вождения. Управление упрощается, не нужно постоянно выжимать сцепление. За него отвечает электроника, получающая сигналы от сенсоров при считывании нажатий на педаль газа и включении передачи. Коробка, получив от блока управления команду, датчиками передает сигнал о скорости, на которой движется сейчас машина. Прогрессивный блок — это последний этап, где происходит корректировка параметров движения. Он изучает буквально все, от оборотов мотора до включенного или выключенного кондиционера.
  2. В конструкции секвенталки используют шестерни прямозубного типа. Их КПД выше по сравнению с косозубыми конструкциями, стоящими на механике. Последние обладают внушительными потерями при трении. Хотя прямозубки передают меньший крутящий момент. Чтобы компенсировать это, шестерни ставят большого размера.
  3. Сервопривод гидравлического типа. Последняя отличительная черта. Такое устройство осуществляет переключение между скоростями. Сейчас многие уверены, что гидросервопривод — это достояние роботизированных коробок. Распространенная ошибка, ведь там используют электрические девайсы.

Работает секвенталка предельно просто. Вы можете использовать непосредственно рычаг КПП или подрулевые лепестки. Это заимствованная из гоночных болидов технология, которая очень хорошо прижилась в народе. Особенно в компании БМВ и Тойота.

Если взглянуть на коробку, на ней вы увидите рычаг, который перемещается вверх и вниз. Плюс есть дополнительные режимы, в зависимости от автопроизводителя.

Нажатие вверх (там где стоит +) поднимает на одну передачу вверх, а движение в сторону с «минусом» позволяет опустить коробку на 1 передачу.

Вот что значит комфортно и удобно. Не удивительно, что многие стремятся поставить СКПП себе на машину. Некоторые умельцы умудряются впихнуть коробку на ВАЗ 2108 и 2107. Есть и заводские модели, идущие в паре с секвентальной.

Но скажу честно. Это актуально для спортивных машин, от которых ждешь скорости и минимальных потерь при разгоне. Для автомобиля, под капотом которого менее 150-200 лошадиных сил, и которые служат для семейных поездок, в СКПП нет никакой потребности.

Плюсы и минусы

Теперь вы знаете, что такое СКПП и что значит секвентальность. Нет? Да это же последовательность в переводе. Тут вообще все становится на свои места.

Посмотрев видео и изучив особенности такой коробки, возникает вопрос — стоит ли брать машину с этой КПП. Немного вам помогу, рассказав про сильные и слабые стороны секвенталок.

Начнем с преимуществ.

  • Высокая скорость переключения. Автомат живет своей жизнью, потому иногда он откровенно тупит и не делает то, чего ждешь. Механику переключать сложнее. Оптимальную скорость выдает СКПП. Электронный блок и гидравлика обеспечивают минимальные затраты по времени на переход с передачи на передачу. Для профессионального автоспорта это крайне важно.
  • Удобство. Выжимать педаль сцепления, попадать в передачу, да еще и на скорости при плохой дороге — удовольствие сомнительное. СКПП гарантирует точность и комфорт при переключениях. Это бесспорный факт.
  • Отсутствие потери скорости. Да, секвентальная коробка переключает быстро, провалов между переходами нет, отсюда и размеренная езда, быстрый набор скорости.
  • Расход топлива. Все предыдущие пункты влияют на появление этого преимущества. СКПП бережно расходует топливо и помогает экономить.
  • Подрулевые лепестки. Дополнительная опция, позволяющая почувствовать себя гонщиком. Удобно и необычно.
  • Два режима. Но тут внесу поправку. Это у АКПП есть функция перехода на ручной режим с помощью секвентальной системы. Так что это скорее плюс автоматов.

Но не все так идеально. У СКПП есть два существенных недостатка.

  • Низкая устойчивость к нагрузкам и износам. Система сложная, состоит из множества элементов и требует аккуратного обращения. Нельзя просто наобум щелкать лепестками или рычагом. Следует правильно выбирать момент для переключения. Если этого не делать, механизмы быстро выйдут из строя. Не зря СКПП стоят на машинах профессиональных гонщиков.
  • Цена. Она высока на саму машину с СКПП и на обслуживание такой коробки. Хотя если у вас есть деньги на авто с секвенталкой, стоимость ее ремонта не должна быть проблемой.

Вот и все, что я хотел вам рассказать. Спасибо за внимание! Надеюсь, вам понравилось.


Watch this video on YouTube

Задавайте вопросы, делитесь своим мнением о секвентальных коробках. Не забывайте подписываться и приглашать на наш сайт своих друзей! До новых встреч!

Что такое последовательная передача и как она работает?

Учитывая, насколько быстры современные автоматические коробки передач, неудивительно, что все меньше автомобилей требуют овладения танцем с тремя педалями. Но механическая коробка передач по-прежнему является предпочтительным выбором для многих энтузиастов. И хотя F1 больше не использует его, некоторые гоночные серии продолжают использовать рычаг переключения передач. Однако даже у этих гоночных автомобилей не всегда есть «обычные» руководства. Вместо этого они часто имеют последовательную передачу.

Как работает секвентальная коробка передач? Механическая коробка передач GM в разрезе 1940-х годов | J. B. Spector/Museum of Science and Industry, Chicago/Getty Images

На самом базовом уровне секвентальная коробка передач работает так же, как и «обычная» механическая коробка передач. Потянув и нажимая на рычаг переключения передач, водитель меняет способ взаимодействия шестерен на входном валу коробки передач с шестернями на выходном валу. Таким образом, мощность передается от двигателя к дифференциалу и ведущим колесам.

Однако между секвентальной механической коробкой передач и «обычной» есть несколько существенных отличий. Внешне наиболее очевидным является то, что последовательные переключатели не перемещаются по H-шаблону. Вместо этого они двигаются только вперед и назад, что-то, что использует автоматика, предлагающая ручные режимы. Кроме того, как и в F1, гонщики действительно используют сцепление только для трогания с места, а не во время переключения передач, говорит CarThrottle .

Эти внешние различия связаны с внутренними отличиями последовательной передачи. Во-первых, вместо колец синхронизатора в секвентальных коробках передач установлены кулачковые муфты, также известные как «кулачковые шестерни»9.0011 MotorTrend объясняет. По крайней мере, автомобильные, но об этом позже. Во-вторых, обычные механические коробки передач переключают передачи с помощью нескольких вилок, управляемых переключателем. Но последовательный переключатель не перемещает эти вилки напрямую. Вместо этого он вращает рифленый цилиндр, иногда называемый «селекторным валом» или «селекторным барабаном», к которому прикреплены вилки.

Этот вал и эти зубчатые колеса определяют, как переключаются секвентальные трансмиссии. Для начала водитель нажимает на педаль сцепления и тянет/толкает рычаг переключения передач, чтобы включить его первым. Но после этого они редко пользуются педалью сцепления. Вместо этого они просто тянут или нажимают на рычаг переключения передач, как будто кто-то «скользит» по ручному переключению. Это приводит к вращению вала переключения передач, что приводит к перемещению вилок переключения и переключению на следующую передачу. Нет необходимости тянуть весла или проходить через какие-либо ворота. Просто сбросьте газ, дерните рычаг переключения передач и вперед.

Являются ли секвентальные коробки передач более быстрыми, чем механические коробки передач или коробки передач с двойным сцеплением?

Недавнее вождение 997 с @ParrMotorsport заставило меня понять, насколько лучше правильный секвентальный переключатель передач! pic.twitter.com/Tvu598gWbp

— Джош Вебстер (@joshjwebster) 9 апреля 2016 г.

Коробки передач с двойным сцеплением — обычное явление на многих спортивных автомобилях и их гоночных аналогах. Это потому, что они обеспечивают плавное и молниеносное переключение передач, особенно на высоких скоростях. Однако последовательная передача даже быстрее, чем DCT, Road & Track говорит. И это определенно быстрее, чем даже профессиональная инструкция.

Эта дополнительная скорость обусловлена ​​несколькими преимуществами секвентальных коробок передач по сравнению с DCT. Во-первых, они значительно легче и часто более компактны. Во-вторых, у них меньше зубчатых валов, а это означает, что двигатель имеет меньшую массу для вращения и, следовательно, более отзывчив. Кроме того, зубчатые передачи потребляют меньше энергии, чем синхронизаторы.

Благодаря этим преимуществам секвентальные трансмиссии до сих пор широко используются в гонках. Например, он есть у гоночного автомобиля NASCAR Next Gen. Их используют и раллийные автомобили. Кроме того, каждый мотоцикл с ручным переключением имеет секвентальную коробку передач.

Но если у них так много преимуществ по сравнению с DCT, почему их не предлагают больше разрешенных к использованию на дорогах автомобилей?

Можно ли и нужно ли ставить его в свой дорожный автомобиль? Комплект для переоборудования секвентальной трансмиссии Quaife QBE9D Alfa Romeo | Quaife

Стоит отметить, что автопроизводители время от времени предлагали секвентальные коробки передач в своих дорожных автомобилях. Например, у Toyota MR2 Spyder был один отчет Car and Driver . Но, несмотря на свое название, «секвентальная механическая коробка передач» в E46 M3 была автоматизированной механической коробкой передач, а не настоящей секвентальной.

Несмотря на это, секвентальную коробку передач можно заменить на дорожный автомобиль. Некоторые компании послепродажного обслуживания предлагают комплекты для переоборудования и/или готовые агрегаты. Известная реставрационная мастерская Alfa Romeo Alfaholics даже предлагает такую ​​для своих сборок.

Однако есть несколько важных причин, по которым дорожные автомобили не используют секвентальные коробки передач. Во-первых, зубчатые передачи далеко не такие гладкие, как синхронизаторы, потому что они хлопают вместе, а не плавно зацепляются друг с другом. Помните, как ранее мы говорили, что последовательные операции быстрее, чем DCT? Это связано с тем, что водители должны быстро переключаться, чтобы свести к минимуму износ шестерен9. 0011 MT объясняет. И даже если они это сделают, эти передачи включаются более резко и со значительно большим шумом. В этом ключевое отличие мотоциклетных трансмиссий: у них синхронизаторы, а не кулачковые шестерни.

Кроме того, несмотря на то, что они толще и прочнее обычных шестерен, зубчатые колеса изнашиваются значительно быстрее. По словам R&T , гоночная секвентальная трансмиссия нуждается в восстановлении уже через несколько тысяч миль. По иронии судьбы, условия движения с частыми остановками вызывают еще больший износ этих коробок передач, МТ сообщает. Кроме того, если говорить о дорожном движении, секвентальные трансмиссии не могут пропускать передачи, как обычные механические.

Итак, да, для гоночных автомобилей секвентальные трансмиссии обеспечивают заметные преимущества в производительности. Но если вы хотите переключать передачи в своем дорожном автомобиле, ручное управление по-прежнему вам подходит.

Следите за новостями от MotorBiscuit на нашей странице в Facebook.

СВЯЗАННЫЕ С: Действительно ли замена автоматической коробки передач на ручную стоит усилий?

Последовательный ящик. Что означает секвентальная коробка передач и как она работает

Механическая коробка передач сегодня эволюционировала. Были изобретены различные передачи. Они значительно упростили управление машиной. Важным шагом в этом направлении является создание автоматических коробок передач. Позже он изменился и улучшился. Теперь водителю не нужно думать, в какой момент ему нужно переключиться на ту или иную передачу.

Но инженеры не оставили без внимания и механическую трансмиссию. Его усовершенствовали и изменили. Появились новые механизмы. Итог таких активных поисков оптимального варианта- секвентальная коробка передач. В этом случае передачи могут включаться только в определенной последовательности. Для повышения передачи, вверх; понижать передачу, понижать.

В переводе с английского, sequence означает «последовательный». В такой коробке можно только переключать передачи с высшей на низшую или с низшей на высшую. Этот принцип предусмотрен в мотоциклах с ножным управлением. При переключении передач ногой сложно совершать сложные манипуляции. Поэтому в данном случае используется простой алгоритм: если рычаг передвинут вверх, то передача повышается, если вниз – понижается. Этот вариант очень удобен.

Секвентальная коробка передач отличается от стандартной тем, что может быть только двухвальной. В этом случае синхронизаторы отсутствуют, а шестерни всегда только прямозубые. Они нужны для того, чтобы продвигать муфты, непосредственно включающие передачи. Отличия есть не только в плане конструкции, но и в эксплуатации. Для того, чтобы включить передачу в коробке передач, нужно выключить сцепление. В секвентальной при подъеме в гору или движении по прямой возможно переключение передач без выключения сцепления.

Преимущества последовательного ящика

Последовательный ящик имеет много преимуществ:

  • Корпус ящика намного меньше.
  • Может передаваться значительно больший крутящий момент.
  • Конструкция способна легко выдерживать переменные нагрузки.
  • Переключение происходит на высокой скорости.
  • Переключение передач не влияет на частоту вращения двигателя.
  • В трансмиссии сохраняется мощность, вызванная нагревом элементов.
  • Достаточно небольшая нагрузка на подшипники вала.
  • Обслуживание максимально простое.

Передачи переключаются только последовательно в прямом или обратном направлении. Вы можете повышать передачу только пошагово. Например, вы не можете прыгнуть с первого на третье. Этого не позволит конструкция данной коробки. Еще одно существенное отличие секвентальной коробки — вторичный и первичный валы коробки передач являются наборными. Они состоят из взаимосвязанных элементов промежуточного характера.

Как показывает ситуация на автомобильных форумах, многих автомобилистов очень интересует вопрос, что такое секвентальная коробка передач. Сразу ответим, что зачастую это механическая коробка (хотя сегодня все чаще встречаются и автоматические варианты), главной особенностью которой является возможность переключения передач только со строгой последовательностью вверх или вниз. Благодаря этому водителю не приходится думать, какую передачу включить – он просто повышает или понижает ее. Но у этого типа коробки передач есть и другие особенности, поэтому ниже мы более подробно рассмотрим, что означает секвентальная коробка передач.

Разбираемся, что такое секвентальная коробка передач и в чем ее особенности

Итак, главная особенность секвентальной коробки передач — отсутствие возможности свободного выбора передач и перескакивания сразу нескольких. Необходимость в такой коробке передач возникла из-за того, что водитель не всегда успевает выбрать нужную передачу и затормозить для ее переключения. Кстати, такие усовершенствованные механические коробки передач используются не только на легковых автомобилях, но и на мототехнике, где переключение между передачами часто осуществляется ногой.


Если речь идет о секвентальных коробках, устанавливаемых на автомобили, то здесь их будет отличать расположение центра управления. Рычаг (а иногда даже более удобные и отзывчивые кнопки) расположен на руле для удобства автомобиля, при этом он обязательно будет помечен специальной маркировкой «S», что свидетельствует о наличии на автомобиле секвентальной коробки передач.

Важно! На некоторых автомобилях с секвентальной коробкой передач переключение между передачами может осуществляться не только вручную, но и автоматически.

Такая коробка передач имеет три основных режима работы, которые могут включаться параллельно с основными передачами:

Стандартный механический.

Механические виды спорта.

Авто когда водителю вообще не нужно переключать передачи.

Последней особенностью секвентальной коробки передач является то, что при ее установке на автомобиль нет необходимости устанавливать педаль сцепления. Это не только облегчает управление автомобилем, но и позволяет эксплуатировать двигатель в стандартных условиях вне зависимости от стиля вождения и опыта водителя.

Где используются секвентальные автоматические коробки передач?

Секвентальные автоматические трансмиссии сегодня можно встретить в основном на гоночных автомобилях, так как они довольно дорогие, а по назначению полностью адаптированы к этим типам автомобилей. Благодаря этой коробке передач водитель получает возможность увеличивать скорость и переключаться с передачи на передачу без малейшего замедления, что особенно важно для соревнований. Если к тому же такая коробка будет работать на основе гидравлики, это еще больше повысит приемистость автомобиля.

Что касается обычных легковых автомобилей, то устанавливаемые на них секвентальные коробки передач в народе относят к «ручному» режиму работы автоматической коробки передач. Однако даже в этом варианте вождение считается облегченным и не требует от водителя точного включения определенной передачи. Среди серийных автомобилей, на которые устанавливались такие коробки, стоит отметить:

BMW M3.

Мерседес Бенц С Класс.

Но на самом деле последовательная контрольная точка встречается чаще, чем может показаться на первый взгляд. Как было сказано выше, такие коробки устанавливаются на мотоциклы, где обычно всего две передачи. Что касается нейтрального положения коробки передач, то на мотоциклах оно обычно фиксируется между первой и второй передачей. Еще большее распространение при проектировании и создании сельскохозяйственных тракторов получила секвентальная коробка передач, на которых кнопка или рычаг переключения передач могут располагаться как под ногами водителя, так и на руле. Последовательные коробки передач также встречаются на большегрузных автомобилях.

Устройство и принцип работы секвентальной коробки передач

Основой такой коробки передач является известная механическая передача, которая была усовершенствована и оснащена прямозубыми шестернями вместо косозубых. Существенным конструктивным отличием секвентальной коробки передач является отсутствие педали сцепления, что компенсируется установкой электронного блока управления (он же отвечает за переключение передач в автоматическом режиме коробки передач).

Переключение передач благодаря гидравлическому механизму происходит максимально быстро и не требует точности, как в обычных коробках передач. Все, что требуется от водителя при управлении автомобилем с такой коробкой – это оценка сложности дороги и нагрузки, которая передается на двигатель автомобиля. Чтобы ему было легче работать, стоит постепенно повышать передачи. Если требуется маневрирование на низкой скорости, передачи переключаются на пониженную в зависимости от поведения автомобиля и отклика двигателя.

Последовательные или кулачковые коробки передач?

Также стоит упомянуть о существовании кулачковых редукторов, которые по своим конструктивным особенностям имеют много общего с секвентальными. В частности, их объединяет наличие прямозубых и длинных шестерен с концевыми выступами (за которые цепляются кулачки), благодаря чему такие коробки передач позволяют максимально быстро переключаться с одной передачи на другую, не снижая скорости движения.

Однако определить, какая коробка передач лучше, практически невозможно. По этой причине конструкторы просто объединили их в один механизм, который уже сегодня используется на гоночных автомобилях, принимающих участие в Формуле-1. Так что правильнее назвать кулачковую коробку передач хорошей альтернативой секвентальной.

Преимущества использования такой коробки на автомобилях и других видах транспорта

Мы уже разобрались, что такое последовательная КПП. Однако суммируем все преимущества использования такой коробки передач на разных видах транспорта:

1. Нет педали сцепления. Эта функция наиболее актуальна для тех, кто только учится водить и может путать педали. Кроме того, отсутствие сцепления облегчает управление автомобилем в сложных гоночных условиях, когда водителю важно сконцентрироваться не на усилии на педали, а на трассе.

2. Передачи переключаются максимально быстро. В этом ни один другой тип редукторов не может сравниться с секвентальными коробками передач. К этому преимуществу следует отнести и то, что при нажатии рычага переключения передач вверх или вниз водителю не приходится думать, на какую передачу переключать рычаг. Он просто поднимает или опускает их.

3. Автомобильные конструкторы также отмечают, что отсутствие замедления при переходе с одной передачи на другую также положительно сказывается на экономии топлива.

4. Работа на двух режимах — автомат и механика. Несмотря на то, что конструкторы уже упростили процесс управления автомобилем с механической секвентальной коробкой передач, перенеся кнопки на руль, в некоторых ситуациях водитель может вообще отказаться от управления трансмиссией и доверить эту задачу исключительно электронному управлению. Ед. изм.


Недостатки секвентальной коробки передач

Секвентальная коробка передач не лишена ряда недостатков, и связаны они в основном с конструкцией такой коробки передач. Первое, о чем нужно подумать при покупке автомобиля с такой коробкой передач, это ускоренный износ трансмиссии. Не забывайте, что в экстремальных и слишком жестких условиях эксплуатации гидромеханизм быстро изнашивается и может выйти из строя в самый неподходящий момент. По этой причине гоночные автомобили приходится полностью перебирать и менять запчасти буквально после каждой гонки.

Выше также упоминалось, что благодаря установке на серийные автомобили секвентальных коробок передач их мощность значительно возрастает. Но и здесь есть подводный камень: этого можно добиться только при правильном и своевременном переключении с низших на высшие передачи и наоборот. Если водитель плохо относится к своей машине и своим потребностям, это опять же может привести к выходу из строя всех элементов гидротрансмиссии. При этом восстановление такой системы обойдется автовладельцу очень дорого.

В связи с этим управление автомобилем с секвентальной коробкой передач рекомендуется только опытным водителям, которые ездили на своем как на механической коробке, так и на автоматической. Отсутствие опыта вождения автомобиля может негативно сказаться на его состоянии.

На основании вышеизложенного достаточно сложно определить рациональность покупки автомобиля или установки на него секвентальной коробки передач. Хотя в целом он дает ряд преимуществ, не всем водителям он нужен. Да и перестроиться из обычной коробки передач с рычагом справа от водительского сиденья не так-то просто.

Всем привет! Представьте ситуацию. Вы накопили деньги и думаете о покупке автомобиля. Не последним вопросом будет выбор коробки передач. И тут возникает мысль — купить автомат или остановить свой выбор на старой доброй механике. Ведь, казалось бы, могло быть и больше. Но нет. Также есть секвентальная коробка передач.

не я придумал и аппарат действительно есть. Хотя практика и общение даже со своими друзьями доказывает, что не все знают это имя. И уж тем более не каждый может сразу сказать, что это такое и как оно работает.

Чтобы вы не попали в грязь лицом и были настоящим специалистом в области коробок передач, предлагаю разобраться в этой теме подробнее. Может быть, кто-то после этого захочет взять машину с секвентальной коробкой передач.

Как это работает

Все мы знаем, что такое автоматическая или адаптивно-ручная коробка. В первом случае система все делает сама, исходя из текущих нагрузок и скорости машины. То есть подстраивается под машину. В случае с механикой переключать передачи нужно самостоятельно.


В случае секвентальной коробки передач важно отметить, что она отличается возможностью последовательного переключения передач. Грубо говоря, если на механике можно «прыгать» с 5 на 3 скорость, то последовательность не позволит этого сделать. Существует последовательность переключения, которую СКПП не может нарушать.

Изначально СКПП создавались для гоночных автомобилей, автомобилей Формулы 1 и автомобилей, принимающих участие в профессиональных гонках. Но автопроизводителям идея понравилась, поэтому многие внедряют такие коробки в гражданские автомобили. И это радует.


Ошибка многих в том, что они считают СКПП аналогом АКПП. Фактически, механика была источником вдохновения для создания последовательности. Он был построен на базе механической коробки передач.

Рассмотрим принцип работы этого устройства и основные возможности SCP. Так вы поймете, что это такое и как работает вся секвенциальная система.

  1. Коробка передач не имеет педали сцепления. Это приятно порадует тех, кто не имеет большого опыта вождения. Управление упрощено, не нужно постоянно выжимать сцепление. За это отвечает электроника, получая сигналы от датчиков при считывании нажатия на педаль газа и включении передачи. Коробка, получив команду от блока управления, посылает датчиками сигнал о скорости, с которой в данный момент движется автомобиль. Прогрессивный блок — это последний этап, на котором настраиваются параметры движения. Он изучает буквально все, от оборотов двигателя до включения или выключения кондиционера.
  2. В конструкции секвенсора используются прямозубые шестерни. Их эффективность выше по сравнению с винтовыми конструкциями, стоящими на механике. Последние имеют внушительные потери на трение. Хотя шпоры передают меньший крутящий момент. Чтобы компенсировать это, шестерни ставят больших размеров.
  3. Сервогидравлический тип. Последняя отличительная черта. Такое устройство переключается между скоростями. Сейчас многие уверены, что гидросервопривод – это достояние роботизированных коробок. Распространенная ошибка, потому что они используют электрические устройства.


Секвенсор работает очень просто. Вы можете использовать рычаг переключения передач напрямую или подрулевые лепестки. Это технология, позаимствованная у гоночных автомобилей, которая очень хорошо прижилась в народе. Особенно в БМВ и Тойоте.

Если вы посмотрите на коробку, то увидите на ней рычаг, который двигается вверх и вниз. Плюс есть дополнительные режимы, в зависимости от автопроизводителя.

Нажатие вверх (где стоит +) поднимает на одну передачу вверх, а перемещение в сторону с «минусом» позволяет опустить коробку на 1 передачу.

Вот что значит быть удобным и удобным. Неудивительно, что многие стремятся поставить на свой автомобиль механическую коробку передач. Некоторые умельцы умудряются впихнуть коробку на ВАЗ 2108 и 2107. Есть и заводские модели, работающие в паре с секвентальной.


Но я буду честен. Это актуально для спортивных автомобилей, от которых ждешь скорости и минимальных потерь при разгоне. Для автомобиля с мощностью под капотом менее 150-200 л.с., и которые служат для семейных поездок, СКПП не нужен.

Плюсы и минусы

Теперь вы знаете, что такое SCP и что означает последовательность. Нет? Да, это последовательность в переводе. Здесь все становится на свои места.

После просмотра видео и изучения особенностей такой коробки возникает вопрос — стоит ли брать машину с этой КПП. Я вам немного помогу, рассказав о сильных и слабых сторонах секвенталок.

Начнем с преимуществ.


  • Высокая скорость переключения. Машина живет своей жизнью, поэтому иногда откровенно тупит и делает не то, что ожидаешь. Механику сложнее переключать. Оптимальную скорость дает СКПП. Электронный блок и гидравлика обеспечивают минимальные затраты времени на переключение с передачи на передачу. Для профессионального автоспорта это крайне важно.
  • Удобство. Выжимать педаль сцепления, включать передачу, да еще на скорости по плохой дороге – удовольствие сомнительное. СКПП гарантирует точность и комфорт при переключении. Это неоспоримый факт.


  • Без потери скорости. Да, секвентальная коробка переключает быстро, между переходами нет промежутков, отсюда и размеренная езда, быстрый набор скоростей.
  • Расход топлива. Все предыдущие пункты влияют на появление этого преимущества. СКПП бережно расходует топливо и помогает экономить.
  • Лепестки весла. Дополнительная опция, позволяющая почувствовать себя гонщиком. Удобно и необычно.
  • Два режима. Но тут сделаю поправку. Данная АКПП имеет функцию перехода в ручной режим с помощью секвентальной системы. Так что это скорее плюс машины.

Но не все так идеально. SCPP имеет два существенных недостатка.


  • Низкая устойчивость к нагрузкам и износу. Система сложная, состоит из множества элементов и требует аккуратного обращения. Вы не можете просто случайно нажать на лепестки или рычаг. Необходимо правильно выбрать момент для переключения. Если этого не сделать, механизмы быстро выйдут из строя. Не зря СКПП устанавливаются на автомобили профессиональных гонщиков.
  • Цена. Высоко на самой машине с МКПП и на обслуживании такой коробки. Хотя, если у вас есть деньги на секвентальный автомобиль, стоимость его ремонта не должна быть проблемой.

Это все, что я хотел тебе сказать. Спасибо за Ваше внимание! Я надеюсь, что вам понравилось.

Такое хитрое и труднопроизносимое для простого русского человека слово, как sequence, образовано от английского sequence, что в переводе означает: последовательность. А английское название секвентальная механическая коробка передач по-русски звучит как секвентальная коробка передач. Это устройство на автомобилях определенного класса, позволяющее только последовательно переключать передачи с первой на высшую и наоборот, без прыжков.

коробка традиционная

В традиционных КПП, устанавливаемых на большинство отечественных автомобилей, нейтральное положение рычага КПП устанавливается посередине. Чтобы тронуться, выжимаем сцепление и переключаемся на первую передачу. В дальнейшем при наборе скоростей рекомендуется их последовательное переключение.

Впрочем, ничто не мешает нам стартовать сразу на второй скорости, если состояние дороги нормальное и двигатель рассчитан на такое действие. Пытаясь завести двигатель с севшим аккумулятором, мы, толкая машину, можем сразу включить третью, а то и четвертую, чтобы было легче. Ничто не мешает этому. Сбавляя скорость для совершения маневра, мы, притормозив, с четвертой передачи сразу переходим на вторую или на первую. Перепутав, можно на ходу включить не ту скорость, что далеко не безобидно для автомобиля.

Автоматическая коробка передач

Для упрощения управления автомобилем была изобретена автоматическая коробка передач, которая избавила водителя от необходимости выбирать режим движения на том или ином участке дороги. Машина сама переключается, а водитель, работая одной ногой, либо увеличивает скорость, либо притормаживает. Управление автомобилем с автоматической коробкой передач требует меньше навыков, и не зря разрешение на управление таким транспортным средством теперь выделено в отдельную категорию.


Но работы по совершенствованию механической трансмиссии не прекращались. В результате появилась секвентальная трансмиссия, которая также не предусматривает наличие педали сцепления, а работает на других принципах. И главная его особенность — строго последовательное переключение скоростей.

Последовательный принцип

Последовательное переключение передач можно отметить, например, на мотоциклах, где они включаются ногой. Нейтральное положение там чаще всего находится между первой и второй передачей. Та же механика используется на тракторах, на больших грузовиках. Наибольшее распространение серийная связь получила в коробках со спортивными автомобилями, где дорога каждая миллисекунда и снижение скорости при переключении недопустимо. Применение гидравлики позволяет еще больше ускорить этот процесс и свести его к минимуму.

В основе секвентального механизма лежит обычная механическая коробка передач, несколько усложненная в процессе модернизации. Главная особенность заключается в том, что с его помощью можно переключаться с пониженной на повышенную передачу без снижения скорости автомобиля, что неизменно происходит при работе традиционной коробки передач.

Кулачковая или секвентальная

Надо сказать, что на ряд гоночных автомобилей устанавливается кулачковая коробка передач. Хотя если кулачковую передачу сделать еще и секвентальной, то и без того очень высокая скорость переключения режимов будет еще выше. И это уже применяется на автомобилях Формулы 1.

В отличие от косозубых шестерен в традиционной автомобильной коробке передач, кулачковые шестерни являются прямозубыми и длинными. Это роднит ее с трансмиссией секвентальной коробки. И именно эта особенность позволяет обеим системам переключаться без замедления. При этом устройство самой коробки проще – синхронизаторы отсутствуют, а вместо множества мелких зубьев на шестерне и муфте имеются торцевые выступы. Те самые кулачки, которые непосредственно взаимодействуют с зазором.

Особенности

На автомобилях с секвентальной коробкой передач рычаг переключения передач расположен на рулевом колесе. Как вариант, кнопки можно установить на руль. Нужная кнопка помечена буквой «S». Предусмотрено как автоматическое, так и ручное переключение. При этом коробка может работать в трех режимах:

  • Стандартный механический.
  • Механический спорт.
  • С автоматическим переключением без участия водителя.

Преимуществами этого автомобиля будущего являются следующие моменты:

  1. Автомобиль с секвентальной коробкой передач, как и с АКПП, не имеет педали сцепления — это хорошо для начинающих водителей.
  2. Этот блок обеспечивает выбор между автоматическим и ручным переключением.
  3. Высокая скорость переключения передач, что отражается на экономичности двигателя.

Недостатком пока является низкая износостойкость механизма коробки.

МКПП может быть как простой робот с одним сцеплением, так и преселективная коробка передач с двумя сцеплениями типа DSG. В этой статье мы поговорим о том, что такое секвентальная коробка передач.

Читать в этой статье

Коробка SMG: секвентальная коробка передач

Как известно, на начальном этапе в автомобилестроении использовалась только механическая коробка передач.

Однако в дальнейшем инженеры разрабатывали и другие типы трансмиссий, при этом главной задачей было максимально упростить управление автомобилем.

Настоящим прорывом стало появление автоматической коробки передач АКПП, позволившей реализовать возможность выбора и переключения передач автоматически, то есть без участия водителя.

При этом гидромеханический «автомат» не вытеснил традиционную механику по ряду причин, МКПП продолжала дорабатываться, конструкция постоянно совершенствовалась. В результате одной из разновидностей МКПП стала секвентальная коробка передач.

Вкратце такая трансмиссия отличается от аналогов тем, что повышенная и пониженная передачи включаются только в определенной последовательности. Проще говоря, водитель автомобиля с так называемым секвентальным переключением строго для того, чтобы «вверх» включить повышенную передачу, или «вниз» включить пониженную.

При этом на обычной механике водитель может переключать передачи по «переборному» принципу, то есть произвольно. Главное, чтобы передачи соответствовали скорости движения и т. д. На практике, например, можно начать со второй и сразу переключиться на четвертую. Секвентальная коробка передач этого не позволит.

Устройство и принцип работы секвентальной коробки передач

Как уже было сказано, секвентальная коробка передач (иногда называемая селективной коробкой передач) основана на простой механической коробке передач. Однако есть отличия от МКПП.

Коробка передач ДСГ(DSG): конструкция, принцип работы, отличительные особенности. Надежность, ресурс ДСГ, виды роботизированных коробок ДСГ, советы.

  • Как правильно пользоваться роботизированной коробкой передач: «однодисковый» робот, преселективная роботизированная коробка передач с двумя сцеплениями. Рекомендации.
  • Коробка передач АМТ: устройство и работа коробки передач робота, виды коробок-роботов. Преимущества и недостатки роботизированной трансмиссии.
  • Знания секвентальной коробки передач, ppg, PPG, PFITZNER, T56, TREMEC, GT-R, R32

    О вашей новой секвентальной системе передач

     

    Надеемся, что теперь вы приобрели и получили новую секвентальную систему передач, изготовленную компанией Pfitzner Performance Gearbox. Мы хотели бы помочь вам понять различные способы использования, установки и интеграции этих систем в ваш автомобиль. Мы помогаем объяснить некоторую ключевую информацию, которая позволит вам задавать правильные вопросы и поможет вам понять лучшие методы для установки в вашем проекте. Наконец, мы всегда говорим, если сомневаетесь! Спросить. Мы в PPG дружная команда, и мы здесь, чтобы помочь.

    Что мне нужно знать?

     

    Во-первых, вам нужно знать, на что способна ваша новая система! В 99 % случаев вам понадобится помощь специалиста по калибровке ЭБУ. Вам также потребуется установить компоненты в корпус редуктора, и для этого вам может понадобиться обратиться к одному из наших опытных установщиков.

     

    Инженеры, составители карт двигателей и коробок передач; калибраторы различаются по степени знаний о правильной и передовой практике программирования секвентальных зубчатых передач. Мы хотели бы предоставить ресурс информации, чтобы обеспечить успешную установку и калибровку, чтобы обеспечить вам годы хорошего обслуживания и производительности.

      

    • Как вы собираетесь действовать? Переключение рычага или подрулевого переключателя?

    • Какой у меня тип ECU?

    • Можно ли сопоставить мой ЭБУ и обеспечить какие-либо функции переключения передач?

    • У вас есть доступ к ЭБУ?

    • Есть ли у меня дроссельная заслонка с кабелем или проводом (DBW)?

    • Есть ли у моего ЭБУ базовые или расширенные функции передачи?

    • Доступен ли мой ЭБУ OEM с программным обеспечением послепродажного обслуживания?

    • Есть ли у меня доступ к локальному калибратору для моего ECU?

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Типы установки

    Потрясающее видео с Motive DVD «What the Fast». Они рассматривают ручную и последовательную трансмиссии и объясняют их различные части.

    А зубья зацепляются за один раз, просто часто можно сделать прямой рез, чтобы поместиться в небольшое пространство, поэтому в маленькой коробке передач можно сделать более прочную шестерню, чем заводская. Он также имеет меньшую осевую нагрузку, поэтому меньше нагрузка на валы и корпус, поэтому небольшой редуктор не нуждается в таком усилении при прямолинейном разрезе. В целом, нет общего правила, что сильнее, все сводится к применению и дизайну, очевидно, что команда PPG предвзята 🙂 

    Работа рычага переключения передач

     

    Это стандартная опция для секвентальных коробок передач, которая позволяет водителю работать с тягой для повышения передачи и нажатием для понижения. Рычаг обеспечивает очень хорошую установку, и можно откалибровать очень плавное переключение передач. Нормальная работа системы будет осуществляться через сплошной стержень; рычажный или двухтактный кабель серии 4. Каждый из этих вариантов имеет свои преимущества и позволяет оптимизировать конструкцию в рамках OEM-установки.

     

    Рычаг переключения передач доступен в нескольких вариантах, и калибровщики решили, исходя из возможностей систем ЭБУ, что лучше всего подходит. Как компания, мы всегда рекомендуем конечным пользователям использовать установку с замкнутым контуром, в полной мере используя любую возможность DBW (управление по проводам), которую может иметь система ECU.

     

    Рычаг переключения передач – без управления ЭБУ

     

    Это самая простая установка, которая может обеспечить отличные рабочие характеристики, если водитель имеет возможность модулировать дроссельную заслонку при переключении вверх и вниз, имитируя остановку двигателя. Этот метод сопряжен с неотъемлемыми рисками и может привести к переключению мощности, что может разрушить собачьи кольца и создать чрезмерную нагрузку на трансмиссию. Идеально подходит для хот-родов и исторических карбюраторных двигателей, где электроника не нужна.

     

    Рычаг переключения передач – тензодатчик – тензодатчик

     

    В своей самой базовой форме метод тензодатчика позволяет калибратору увидеть, когда водитель прикладывает давление или усилие к рычагу переключения передач. Эта информация позволяет калибратору использовать эту информацию, чтобы решить, когда и как долго отключать зажигание или подачу топлива в систему ECU, чтобы позволить уменьшить крутящий момент на трансмиссии и позволить произойти изменению.

     

    Эта система широко используется в гонках более низкого уровня, поскольку она предлагает определенную степень простоты, но не позволяет командам автоматизировать фазу переключения передач. В PPG мы не рекомендуем этот тип установки, поскольку базовое время отключения может привести к включению питания, если водитель пропустит смену, что очень быстро приведет к повреждению.

     

    Однако не для всех систем на основе тензодатчиков требуется система ЭБУ вторичного рынка для обеспечения фазы отсечки. На многих мощных автомобилях в США мы рекомендуем клиентам с заводскими блоками управления двигателем «Lingenfelter Cut Box».

     

    Этот блок принимает напряжение тензодатчика и обеспечивает резку в зависимости от силы и времени, поэтому можно определить силу, с которой следует резать, и количество времени, в течение которого должна поддерживаться резка. Мы рекомендуем клиентам производить резку в зависимости от положения ствола и начальных движений, которые они совершают, чтобы определить начало резки.

     

    Система очень проста по своей функциональности, но обеспечивает отличную установку и результаты, опять же с оговоркой об отсутствии защиты, если водитель пропустит смену во время фазы смены.

    Псевдозамкнутый контур – тензодатчик и поворотное положение S

    Это система, которая позволяет использовать как тензодатчик, так и поворотное положение для создания системы с замкнутым контуром, использующей только основные сигналы отключения зажигания, например общая система ЭБУ AEM. В настоящее время они поддерживают только самые основные стратегии отключения передач, и, как указано выше, это может вызвать много проблем, если у водителя произойдет сбой переключения при использовании стратегии отключения на основе времени.

     

    EASY SHIFT от GEARTRONICS принимает как входные сигналы, так и использует усилие для включения отключения, а также напряжение поворотного положения, чтобы сигнализировать о следующем состоянии передачи, позволяя передавать мощность обратно двигателю, когда видно правильное напряжение. Это довольно умная коробка с электроникой, и менее чем за 600 долларов вы можете получить систему, которая предлагает дополнительную степень производительности по сравнению с базовой синхронизацией; однако они не предлагают никаких функций для изменения сигнала 100% отключения и нулевой задержки зажигания, которые может обеспечить более продвинутый ЭБУ.

     

     

    Рычаг переключения передач — замкнутый контур переключения передач со встроенным датчиком положения вращения

     

    Эта система является оптимальной конфигурацией для любой секвентальной коробки передач, установленной с использованием рычажного управления. Есть много вариантов, но чтобы охватить основную тему, мы рассмотрим рычаг переключения передач с тензодатчиком и секвентальную коробку передач с датчиком положения для считывания поворотного положения барабана секвентального селектора.

     

    Как только вы получите общее представление о стратегиях переключения передач, вы поймете, почему эксклюзивные технологии PPG на рынке секвентальных коробок передач отличают их от предложений ближайших конкурентов.

     

    Новаторское использование датчика Gill Blade 360º для определения положения поворотного ствола в 2010 году стало поворотным моментом в поиске данных в технологии передачи и перевернуло страницу, позволив калибраторам ECU раньше и не мечтать о сборе данных . Эта система позволяет системам ECU Motorsports с замкнутым контуром отслеживать время переключения до 38 мс на следующей стабильной передаче.

    . , откалиброванная грозным Роменом Левеском из Великобритании, Race Cal Ltd. Вы можете услышать щелчки дроссельной заслонки при переключении на более низкую передачу и плавное переключение на более высокую передачу, обеспечиваемое корпусом дроссельной заслонки DBW (Drive By Wire). Также обратите внимание, насколько стабилен автомобиль во время фазы переключения передач. Ключ к отличному пакету.

    В автомобиле R34 вы можете видеть, что сцепление никогда не включается при обычной езде, даже на низких скоростях! Обороты автомобиля легко переключаются на пониженную передачу. Рычаг имеет встроенный тензодатчик для автоспорта, который работает в замкнутом контуре с датчиком поворота Gill Blade на 360º. Вы можете видеть, что Ромену никогда не нужно использовать сцепление ни при переключении на повышенную, ни на пониженную передачу, независимо от скорости движения.

     

     

    Нижеприведенные изображения взяты из известного CALVO MOTORSPORTS Dodge Viper, откалиброванного Collin Murphy — Ninjaeering. Журналы данных показывают переключение передач с обратной связью, четыре изображения показывают различные состояния переключения передач с обратной связью. SHIFT — ВОССТАНОВЛЕНИЕ — ПЕРЕЗАГРУЗКА — ХОЛОСТОЙ ХОД. Из этой информации вы можете увидеть время переключения и то, как быстро автомобиль восстанавливается после каждого события переключения передач. Просто помните, что этот автомобиль развивает мощность более 2000 л. На самом деле переключение можно сделать одним пальцем даже на полной мощности.

     

    SHIFT PHASE

          

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    RECOVER PHASE 

     

     

     

     

     0003

     

     

     

    REARM PHASE

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    IDLE PHASE

    3

    3

    30002

    Сдвиг весла — сдвиг воздуха

    Мы предлагаем несколько вариантов для систем смены весла и установки. Как компания, мы ограничиваем количество компонентов, которые мы производим для систем переключения передач, вместо этого сотрудничая со специализированными компаниями, которые предлагают полные системы. Это позволяет нам сосредоточиться на проектировании и установке пневмоцилиндра на редуктор.

     

    Этот вариант в большинстве случаев является дополнением к существующей системе и обеспечивает плавную интеграцию с платформой OEM.

     

    Наш выбранный партнер KMP, базирующийся в Нидерландах, имеет более чем 10-летний опыт работы в области разработки подрулевых переключателей; проектирование и производство компонентов для удовлетворения строгих потребностей динамичного мира профессионального автоспорта. Все текущие варианты переключения передач поставляются с пневматическим цилиндром KMP, поставляемым и устанавливаемым, поэтому клиенты могут выбрать любую систему стороннего производителя по своему желанию.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Терминология управления редуктором

     

    Переключение передач с замкнутым контуром — рычаг переключения передач

     

    Переключение передач с замкнутым контуром — лучший и самый безопасный сценарий для секвентальной системы передач. В этом состоянии используются ключевые датчики, которые мы поставляем, чтобы обеспечить максимально возможную видимость ЭБУ, чтобы избежать какой-либо мощности при переключении или принудительном переключении на более низкую передачу. Весоизмерительная ячейка передает ЭБУ входное усилие, и калибратор определяет точку, в которой следует начать фазу резки. Обычно это точка, в которой система цилиндров начинает вращаться. Это требует просмотра некоторых журналов данных, чтобы вы могли видеть максимальную силу и силу, при которой начинается вращение.

     

    После просмотра данных сила вращения; например, при достижении 14 морских миль двигатель позволит включить зажигание, что позволит отключить передачи и перейти к следующему положению передачи. Как только на барабане селектора начинает происходить движение, датчик поворота берет на себя управление и отправляет выходное напряжение на ЭБУ. Калибратор уже настроил свою систему и зарегистрировал напряжение на каждой передаче, чтобы ЭБУ точно знал, на какой передаче и в каком состоянии он находится.  

    Это великое видео показывает Simon Richards Beautiful R32 Gt- R с использованием стратегии переключения передач с полным замкнутым контуром на секвентальной коробке передач PPG R32. Используя тензодатчик KA Sensor и Gill Blade 360º, он смог с помощью ЭБУ LINK создать переключение передач с обратной связью. Прежде всего, слушайте звук, чтобы услышать, как плавно переключается автомобиль. Отличная работа Саймон!

    Плоское переключение

    Плоское переключение – это термин, используемый для описания переключения передач, когда дроссельная заслонка остается на 100 %, а переключение передач завершено. Это достигается с помощью калибровки ЭБУ, которая обеспечивает очень точное зажигание и отсечку подачи топлива, позволяя коробке передач снизить крутящий момент и нагрузку на коробку передач. Как только отключение зажигания вступит в силу, можно будет перейти на следующую более высокую передачу. Плоское переключение может быть очень сложным в современных системах ЭБУ с большим количеством данных и датчиков, вносящих свой вклад в эту фазу импорта секвентальной коробки передач. Правильная калибровка плоского переключения может гарантировать, что шасси останется сбалансированным и бесшовным, и, в свою очередь, обеспечит водителю очень нейтральное и сбалансированное шасси во время фазы переключения передач.

    Стабильность следующей передачи

    Стабильность следующей передачи можно определить по положению упорного кольца, в таком положении зацепления коробка передач может принять обратный крутящий момент и переключение передач будет завершено. Как правило, стабильность следующей передачи может быть установлена ​​со смещением для каждой передачи, чтобы коробка передач возвращала крутящий момент один раз, например, 80 % зацепления. Это может позволить завершить переключение передач и вернуться к полной мощности раньше; что, как мы все знаем, приводит к более быстрому времени прохождения круга.

     

    Дроссельная заслонка при понижении передачи  

    Дроссельная заслонка при переключении на пониженную передачу позволяет уравнять скорости передач, что позволяет точно и быстро переключаться на пониженную передачу при замедлении. Неправильное согласование скоростей передач приводит к блокировке колес и нестабильности шасси. Правильно откалиброванные дроссельные заслонки сокращают время прохождения круга.

    ​ 9 ​

    3 ​

    ​0003

    Глоссарий – Компоненты зубчатой ​​передачи

     

    Датчик углового положения

      

    Датчик, позволяющий преобразовывать вращательное движение в напряжение или ШИМ (цифровой). Однако не все поворотные датчики созданы одинаковыми. В Pfitzner Performance Gearboxes мы впервые применили бесконтактные датчики вращения в секвентальных редукторах, что позволяет датчику избежать считывания любых вибраций, а сам датчик можно настроить и откалибровать для любого цикла вращения. Высокое разрешение датчиков позволяет отслеживать положение ствола и упорного кольца, что, в свою очередь, позволяет ЭБУ характеризовать положения, в которых возвращается мощность. Если вы знаете положение, вы можете выбрать наилучшую точку для отключения и возврата мощности к трансмиссии.

    5-проводной датчик имеет 10-битное разрешение и позволяет собирать данные на высоких частотах, что дает преимущества в режиме реального времени для калибровки ЭБУ и имеет полную проверку работоспособности и настраиваемое программное обеспечение. Датчики герметичны и устойчивы к температуре и маслу в течение длительного времени, что позволяет устанавливать датчики внутри наших систем, поскольку они не требуют обслуживания в течение всего срока службы.

     

    Использование исключительно PPG; Датчики Gill Blade 360 ​​º – бесконтактные датчики поворотного положения с разрешением 10 бит.

    Нагрузочные ячейки — датчик деформации

    Нагрузочный ячейка является датчиком, который преобразует усилие (НМ) в подключатель (Voltage (Voltage (Voltage (Voltage. вольт). Это позволяет оптимизировать и откалибровать тензодатчик для входной силы и выходного напряжения. Тензодатчики питания PPG настроены для работы в режиме повышения и понижения передачи, это означает, что выход 0–5 В пост. тока делится пополам, а тензодатчик находится в нейтральном/нулевом положении при 2,5 В пост. (вверх) или нажмите (вниз) на рычаг переключения передач. Датчики могут поставляться для работы от 0 до 12 В пост. тока и различных диапазонов усилия. Тензодатчик, который мы поставляем, оптимизирован для центрального напряжения 2,5 В постоянного тока, а диапазон усилия выбран на основе испытаний в реальном времени для купленной системы, поэтому вы можете быть уверены, что компоненты будут работать точно так, как рекомендовано в полевых условиях.

     

    Компания PPG использует исключительно датчики KA для всех приложений с тензодатчиками, калиброванные по индивидуальному заказу и разработанные для каждого приложения в линейке секвентальных редукторов PPG.

    . позволяют включать в конструкцию прецизионные подшипники с низким коэффициентом трения. Мы предлагаем две версии рычага, приведение в действие выше и ниже оси. Это дает возможность тянуть или толкать для повышения и понижения передачи, все зависит от индивидуального применения и требований. Реверс обеспечивается небольшой эргономичной рычажной системой, созданной на основе горного велосипеда, которая позволяет регулировать его для каждого применения.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Подрулевые переключатели — Подрулевые переключатели Подрулевые лепестки в приложениях для автоспорта используются для переключения или включения следующей передачи, будь то повышение или понижение передачи. Эта функция осуществляется с помощью небольшого переключателя, установленного на лопастном узле. При отправке сигнала ЭБУ реагирует на его ввод и сигнализирует коробке передач о переключении передачи. Эта функция работает для приведения в действие пневматического цилиндра переключения передач, установленного на коробке передач.

     

     

     

     

     

     

     

     

    Пневматический цилиндр переключения передач

     

    Пневматические приводы компактны. Пневматические приводы производят очень большое усилие при очень небольшом физическом размере и весе. Приводы создают усилие примерно 75 кг (750 Н) при работе под давлением 8,0 бар (120 фунтов на кв. дюйм). Пневматические цилиндры не испытывают снижения выходной силы при повышении температуры и требуют незначительных дополнительных соображений по управлению температурой. Пневматические системы предъявляют небольшие требования к кинетической энергии от электрической системы автомобиля во время фазы переключения.

     

    Воздушный компрессор требует минимальной электроэнергии и тока в течение длительного времени и потребляет менее 1 ампера в смену.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Кольца для собак 

    Вы слышите, как все говорят о собачьих кольцах, и задаетесь вопросом, что это такое? Проще говоря, это части, которые двигаются, когда вы переключаете передачу между двумя передачами. Они находятся на переднем крае, чтобы убедиться, что вы получите следующую передачу или нет! Таким образом, они очень важны для работы коробки передач, они определяют, как коробка передач включает передачу, а также отключает передачу. У PPG есть некоторые очень уникальные функции, которые другие недобросовестные компании пытались скопировать, пока не потерпели неудачу… То, как мы разрабатываем и подвергаем термообработке наши кольца для собак и шестерни для собак, отличает нас во многом; Нередко можно услышать о том, что системы передач PPG прошли несколько лет гонок без заметного заметного износа. Мы разрабатываем наши системы так, чтобы они работали долго, и это одна из многих причин, по которым они делают это во многих приложениях с высокой мощностью, дрифте, гонках и ралли.

    Synchro

    Synchro, или Synchromesh, как его широко называют. Словарное определение — это устройство в системе трансмиссии, которое автоматически приводит шестерни в зацепление к примерно одинаковой скорости вращения до того, как произойдет переключение. По сути, это предотвращает сбой коробки передач или поломку шестерен!

    Наши кольца для собак в наших собачьих будках заменяют синхронизирующие системы, чтобы быть сильнее, с более быстрым зацеплением при быстром переключении. Знаете ли вы, что при переключении передач движется синхронизирующая втулка, а не сами передачи!

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Секвентальный цилиндр

    «Цилиндр», как его называют в мире автоспорта, представляет собой элемент, который удерживает селекторы передач на месте и передает движение секвентального привода для вращения и выбора передач. Это вращение может выполнять несколько действий в любое время. Как правило, вилки селектора следуют системе гусениц, которая позволяет селекторам следовать по заранее заданному пути вокруг ствола.

    Последовательный привод

    Последовательный привод является ключевым компонентом нашей секвентальной передачи. Он содержит наш уникальный датчик поворотного положения (BLADE 360º) вместе с системой блокировки для нейтрального и обратного выбора. Это устройство отвечает за передачу движения в системе, во многих приложениях PPG оно преобразует линейное движение во вращательное…. Это довольно умно!

    Зубчатые колеса с прямой насечкой

    Профили зубьев с прямой насечкой Проще говоря, это угол профиля зуба шестерни. Прямой срез связан с прочностью и шумом с точки зрения профиля. Не все зубчатые передачи изготавливаются с прямой нарезкой в ​​автоспорте, однако винтовая насечка, которая обычно находится под углом 12-20° от параллели, является нормой для OEM-систем зубчатых передач. Мы в PPG используем спираль во многих системах, чтобы обеспечить более тихий профиль, что, в свою очередь, делает кабину более удобной для автомобилей повышенной проходимости и дорожных автомобилей.

    Косозубые зубчатые колеса

    Профили косозубых зубьев широко распространены в OEM-приложениях, включая трансмиссии DCT и DCT. Профиль обеспечивает большую площадь контакта на больших передачах и бесшумную работу для комфорта пассажиров. Мы проектируем множество наших крупных зубчатых передач, используя профили косозубых зубьев, поскольку они обеспечивают большие контактные поверхности и бесшумные рабочие характеристики. Они сохраняют хорошую прочность и долговечность в эксплуатации.

    Коробка передач GCU

    ЭБУ коробки передач — это специальная система управления параметрами переключения передач. Многие системы ECU для автоспорта имеют встроенные функции GCU для выполнения калибровки и управления в едином решении.

     

    Многие системы ECU среднего размера не имеют возможности управления функциями коробки передач с замкнутым контуром, а также управление подрулевыми лепестками. В этом сценарии GCU может взаимодействовать с ECU двигателя и выполнять функции замкнутого контура последовательного рычага и системы переключения передач, что позволяет сохранить существующие системы ECU шасси без необходимости перепрограммирования и перемонтажа.

     

    K.M.P – SHIFTEC – MEGALINE – GEARTRONICS предлагают автономные решения GCU.

    Жгут проводов для автоспорта

    При создании шасси для автоспорта или скоростного дорожного автомобиля требуется интегрировать новые датчики, коробки передач и системы ECU. Это преодолевается за счет использования специального жгута проводов.

     

    Эти типы привязи могут представлять собой ткацкий станок с полным шасси или так называемый «ткацкий станок с наложением». Когда мы поставляем систему последовательного редуктора, мы поставляем «накладной ткацкий станок», который представляет собой универсальную конструкцию, которая позволит заказчику интегрировать нашу систему редуктора и наши датчики в свое приложение.

    В жгуте проводов Motorsport используются высококачественные разъемы и проводка, которые обеспечивают повышенную производительность в очень сложных условиях, содержащих тепло, вибрацию и воду.

    . педаль и дроссельная бабочка существовали всегда, будь то тросовая или тяговая связь. В современных системах ECU эти ручные системы были заменены сложными электронными модулями управления, датчиками и исполнительными механизмами, выполняющими задачу, управляемую с помощью управляющих сигналов.

     

    Эту систему также называют «Drive By Wire» или «Fly By Wire». Системы ЭБУ шасси

    могут управлять всеми операциями дроссельной заслонки.

  • Использование привода дроссельной заслонки гарантирует, что двигатель получает только правильную степень открытия дроссельной заслонки для любой конкретной ситуации.

  • Позволяет оптимизировать процедуры запуска для стратегий контроля тяги и запуска.

  • Управление переключением передач с замкнутым контуром, рывки дроссельной заслонки, плоское переключение передач.

  • Использование такой системы имеет преимущества перед обычным кабельным вариантом:

    • Устранение механического элемента троса дроссельной заслонки и замена его быстродействующей электроникой уменьшает количество движущихся частей (и связанный с этим износ) и, следовательно, требует минимальной регулировки и обслуживания.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *