5 причин, почему не стоит покупать машину с вариатором — Лайфхак
- Лайфхак
- Эксплуатация
Фото из открытых источников
Сейчас все больше автомобилей продают с вариаторами, ведь эта трансмиссия дешевле в производстве, чем «автомат». Производители наперебой говорят о плюсах CVT, а портал «АвтоВзгляд» рассказывает о минусах такой коробки передач.
Виктор Васильев
Основное достоинство вариатора — плавность работы, ведь передач у него нет. Крутящий момент от двигателя передается через ремень, который скользит по конусам, таким образом, меняя соотношение их оборотов. Но есть у CVT и довольно серьезные минусы. Вот пятерка основных.
Вялое ускорение
Конструктивные особенности трансмиссии таковы, что машина с CVT не может разогнаться быстро. Как бы водитель не продавливал педаль газа, ощущения, что автомобиль «тупит» не избежать. Плюс, мотор очень шумный на разгоне. Поэтому, такая трансмиссия не предназначена для быстрой езды. Более того, гонки резко снижают ресурс агрегата.
Нежная эксплуатация
Вариаторы не любят пробуксовок при стартах со светофоров и частого буксования в грязи при движении по бездорожью. В результате, трансмиссия перегревается. А ремень не переносит резких рывков. Из-за этого он постепенно растягивается, и CVT выходит из строя.
Частое обслуживание
Обычно производители рекомендуют менять масло в вариаторе раз в 60 000 км. А иные и вовсе пишут, что масло рассчитано на весь срок службы. Лучше этому не верить и менять масло чаще. Иначе продукты износа быстро «убьют» вариатор, а ремонтировать его дорого.
Фото из открытых источников
Высокая стоимость ремонта
Конструктивно, эта трансмиссия сложная, потому ремонтировать ее надо в том сервисе, где есть необходимое оборудование и квалифицированные мастера. А это всегда обходится недешево. Прибавьте сюда еще и требования многих производителей CVT об использовании в их агрегатах только сертифицированных масел и «родных» запчастей. В итоге получаем, что любая проблема с вариатором влетает в копеечку. На этом фоне ремонт гидромеханической коробки передач обходится дешевле.
Проблемы при буксировке
Буксировать, скажем, прицеп на автомобиле с вариатором не рекомендуется. Тем более, если он еще и перегружен. В этом случае на силовой агрегат автомобиля действуют дополнительные нагрузки, в результате чего CVT может быстро перегреться. И уж тем более не следует буксировать другой автомобиль на тросе. Особенно, если у вас кроссовер, а тащить за собой надо тяжелый внедорожник. В этом случае нагрузка на вариатор может оказаться непомерной и перегрева, а то и более серьезной поломки вроде обрыва ремня вариатора, не миновать.
- Автомобили
- Автопром
Модели, которые приедут к дилерам в ближайшие месяцы
31088
- Автомобили
- Автопром
Модели, которые приедут к дилерам в ближайшие месяцы
31088
Подпишитесь на канал «Автовзгляд»:
- Telegram
- Яндекс. Дзен
ущерб, внедорожник, дешевые машины, бюджетные авто, подержанные авто, бездорожье, авария, ремонт, техническое обслуживание
Что такое вариатор на автомобиле, принцип работы?
Для некоторых водителей семантика некоторых терминов, в частности, «вариатор», остаются неисследованной. Поэтому задаются вопросом, что это такое за вариатор на автомобиле.
При выборе автомобиля, покупатель сталкивается с вопросом, какую автомашину приобрести. Выбор делается между роботизированной, гидротрансформаторной или остановится на вариаторной трансмиссии. Что ж, поможем разобраться с вариаторной коробкой.
Содержание статьи
- 1 Схожие, но есть различия
- 2 Принцип работы
- 2.1 Тороидный вариатор
- 2.2 Работа вариатора при трогании с места
- 2.3 Вариатор при наборе скорости
- 3 Вариатор его эксплуатация
- 3.1 Подробнее об устройстве
- 3.2 Как работает ремень?
- 3.3 Какое требуется масло?
- 3. 4 Гидравлический блок
- 3.5 Охладительный экран
- 3.6 Вариатор и его управление
- 4 Интересное о вариаторе
- 5 Видео: Эксперт — плюсы и минусы вариатора
Схожие, но есть различия
Это коробка передач. Официально определяется как Continuously Variable Transmission. Сокращенный вариант CVT, то есть трансмиссия бесступенчатая.
Устройство, не имеющее массу различных по диаметру шестерней, но способная в автоматическом режиме изменять скорость автомобиля в зависимости от мощности крутящегося момента коленчатого вала двигателя.
Такой принцип работы позаимствован из корабельной практики, когда гребной винт судна ускоряется или замедляется при помощи специального приспособления.
В автомобиле основной отличительный принцип работы вариатора заключается в том, что переключение скоростей не происходит, как обычной в КПП, а по иному алгоритму. Во время ускорения или замедления автомобиля не наблюдается толчков, дерганий, а все происходит плавно.
Автомашина набирает скорость ровно. Коэффициент полезного действия больший, чем других аналогах и достигается исключительно своему технологическому устройству.Принцип работы
На практике крутящий момент передается от коленвала на ходовые колеса автомобиля по специальной программе. Она создает свои ступени перехода с одной скорости на другую, например, двигаясь по бездорожью, по горным серпантинам и так далее. То есть в моменты, когда автомашина нуждается не в повышении скорости, а тяговой силе, мощности. В этот момент вариатор передает усилия двигателя ходовой части значительно точнее, чем обычная с шестеренками.
Есть и применяются два типа вариаторов:
- Первый назвали клиномерным. Используется почти на 95% автомашин.
- Вариатор тороидный устанавливают не так часто из-за своего сложного технологического строения. В последнее время использование прекратилось.
Остался клиномерный тип. Оснащаются автомобили AUDI, NISSAN, INFINITY и другие модели.
Плавное переключение скоростей происходит незаметно, благодаря вариатору. Упрощено работу можно представить следующим способом на примере двух швейных шпуль, соединенным ременной передачей. Крутящийся момент от коленвала двигателя получает первая шпуля. На вторую нужной силы крутящийся момент передается при помощи специального ремня.
Смена передаваемого числа оборотов происходит за счет изменения диаметров шкивов. Последние разборные, а не цельнолитые. Разборные элементы имеют коническую форму. Точнее, из двух таких частей. Представим, швейную шпулю разрежем пополам. Получим два конуса. Что-то подобное и с вариаторной кпп. В результате получаем такой результат. В зависимости от скорости вращения коленчатого вала, происходит увеличение или уменьшение диаметра второй конической части. Коробка тихо переходит с одного режима вращения на другой режим.
Таков основной принцип работы вариатора. Конечно, показывать на шпулях работу кпп покажется примитивным примером, но является прикладным доказательством, как в узле происходит изменение вращений конических шкивов.
Тороидный вариатор
Устройство тороидного кпп в конструктивном плане иное. Имеет более технологичный принцип работы. Главную роль играют ролики необычной геометрической конфигурации. Ролики зажимаются между валами. Располагаются строго по оси. Для изменения передаточного числа необходима смена положения роликов.
Работа вариатора при трогании с места
На этом примере покажем, что происходит с вариаторной КПП при начале движения автомобиля с места стоянки.
Понятно, чтобы сдвинуть с места автомашину, необходимо максимальное усилие. Уменьшение силовой нагрузки на силовой агрегат происходит по следующей схеме. Автоматически устанавливается минимальный диаметр ведущего шкива, то есть конусы отходят от первоначального положения. Шкив ведомый, наоборот должен быть в полном объеме, конусы сходятся.
Получается, чтобы машина сдвинулась с места, ведущий шкив должен сделать несколько оборотов, а ведомый провернулся один раз. В результате усилия двигателя небольшие.
Вариатор при наборе скорости
Тронувшейся с места машине, следует набрать крейсерскую скорость, то есть снизить при помощи КПП тягу, одновременно повысить обороты карданного вала. И здесь получается все наоборот. Ведущий шкив увеличивается в диаметре за счет схождения конусов, а ведомый уменьшается.
При разгоне максимальный диаметр ведущего вала производит один оборот, то, сочлененный ременной передачей вал, осуществляет на порядок больше оборотов. Происходящая манипуляция увеличивает нагрузку на силовую установку.
Вариатор его эксплуатация
Установка клиноременного вариатора в отведенный автомобильный отсек на силовой агрегат производится в поперечном или продольном положении. Используется сцепление для того, чтобы без рывков, в щадящем режиме производить манипуляции переключения скоростей автомобиля.
Скажем, конструктивно вариатор представляет сложную технологическую систему, требующую для продуктивного и длительного использования, осуществлять правильный технический уход. Первое, чем не стоит пренебрегать, это следить, чтобы рабочая температура вариатора, не выходила за границы, рекомендованных производителем, значений.
Подробнее об устройстве
Сейчас, более техническим языком об устройстве вариатора. Имеет два вала, имеющие изменяемые конусы, при помощи которых осуществляют передачу крутящего момента от мотора на приводной механизм колес. Как работают конусы, рассказано выше. Изготавливаются из очень прочных сталей, поскольку работают в среде больших силовых нагрузок. Значит, должны «стойко» перенести любые перегрузки, возникающие во время движения автомобиля по разным дорогам.
Вариаторная коробка имеет ремень и цепь. Ими соединяют валы. Ремень только в переносном смысле можно сравнить с предметом, которым отцы наказывают своих непослушных сыновей за мелкие проступки. В реалии коробка снабжена сложной технологической деталью, сформированной из фасонных частей, схожими с насекомыми бабочками. Они и придают детали форму клина.
Как работает ремень?
Ремень максимально использует силу трения, возникающими межу боковыми выступами с аналогичными клиньями рабочих шкивов. Так сказать, тесное взаимодействие осуществляет передачу крутящего момента на ведущие колеса автомобиля.
На многих моделях коробка, вместо ремней, содержит цепной переключатель скоростей. Благодаря этой замене, продлевается эксплуатационный ресурс. Такой передаточный механизм установлен на AUDI. Цепь содержит в своей технической структуре мелкие звенья, чем создается возможность огибать небольшие радиусы.
Рабочей работающей поверхностью является не боковая сторона, а торцовая. Следует отметить, что ремень и цепь выдерживают колоссальные силовые нагрузки, но уязвимы, если находятся в среде повышенных температур. Они быстро подлежат деформации, что означает замену агрегата или установки новой детали.
Какое требуется масло?
Любые трущиеся узлы, детали быстро изнашиваются, если не применять рекомендованные смазочные средства. В автомобильные отделы трансмиссии, заливают масло, используемое для смягчения трения и для выполнения других функциональных задач.
Для автоматов, в частности, вариаторов масло используется, чтобы давлением смазочной жидкостью производить манипуляции с конусами. Заливают ATF масло. Создает давление специальный масленый насос.
Гидравлический блок
Автомобильный гидравлический блок выполняет сложную функцию по распределению масляных потоков в нужные технологические каналы. Непосредственно в вариаторе выступает регулировщиком подачи смазочной жидкости в конусы то одного, то второго вала.
При пробуксовках, других шероховатостей в работе, можно «сваливать» вину на некачественную работу вариатора. И не ошибетесь.
Охладительный экран
Охлаждающий элемент, а попросту радиатор, обязателен для вариатора. Он невероятно быстро перегревается на тяжелой дороге, вызывающей пробуксовки, при иных перегрузках. Если вовремя не «остудить» смазывающие масла, то это эта часть трансмиссии выйдет из строя.
Водители, заинтересованные в длительной безремонтной работе вариатора, устанавливают дополнительные охлаждающие экраны, работающие в принудительном порядке. Рекомендуется это проделывать на таких автомобилях, как Mitsubishi Outlander. Допрадиатор убирает лишнюю температуру масла.
Вариатор и его управление
Электронный блок работает в тандеме с ЭБУ, получая с последнего исходную информацию о вариаторе. Отдает команды шкивам занять то или иное объемное положение, согласно полученным данным о нагрузке и скорости автомобиля.
Блок выступает в роли контролера-защитника. Поступающие сигналы обозначают, что электроника сортирует поступающие сигналы, необходимые для нормальной работы важного участка трансмиссии.
Интересное о вариаторе
Изначально вариатор не предусматривал заднего хода автомобиля. Представьте себе, что такое вариатор без заднего хода на автомобиле. Это какой-то прикол. Конечно, мириться с таким положением не хотели. И конструкторы интегрировали в «планетарку» дополнительное устройство, что сильно повлияло на конструктивную сложность вариатора.
Видео: Эксперт — плюсы и минусы вариатора
Фазовый вариатор Ferrari 360 (также известный как вариатор фаз газораспределения) — Aldous Voice
Фазовый вариатор Ferrari 360 (также известный как вариатор фаз газораспределения)
Опубликовано автор: Aldous Voice
Двигатель Ferrari 360 имеет систему изменения фаз газораспределения, установленную на выпускном распределительном валу (фазы впускных клапанов фиксированы). Критическая часть этой системы называется «Вариатор фаз выхлопа» (деталь № 1
) и устанавливается между кулачковым шкивом и самим распределительным валом. Вот схема, показывающая положение вариатора на банке 5-8 (выделено желтым):Вариатор предназначен для изменения времени открытия и закрытия выпускных клапанов относительно движения поршня вверх и вниз в цилиндре. На низких оборотах двигателя выпускные клапаны открываются непосредственно перед тем, как поршень заканчивает рабочий ход, и закрываются, когда он достигает конца такта выпуска. Когда выпускной клапан закрывается, впускной клапан открывается, готовясь к такту впуска. Это обеспечивает плавный холостой ход и обеспечивает оптимальный низкий крутящий момент.
При более высоких оборотах двигателя выпускные клапаны открываются немного позже, а значит, и закрываются позже (поскольку профиль распределительного вала фиксирован). Поскольку синхронизация впускного клапана также фиксирована, выпускной и впускной клапаны открыты одновременно в течение гораздо более длительного периода времени. Это позволяет выхлопным газам, которые устремляются вниз по коллектору, создавать вакуум в цилиндре, который всасывает топливно-воздушную смесь до того, как цилиндр начнет такт впуска. Такое расположение обеспечивает максимальную пиковую выходную мощность.
Вариатор управляется Motronic (ECU) и приводится в действие соленоидом (деталь № 195086), расположенным в головке блока цилиндров. Вот схема расположения соленоида (желтый) на ряду 1-4:
Работу вариатора можно проверить на диагностическом аппарате SD2. Эта функция выполняется при работающем двигателе — SD2 запрашивает изменение момента выхлопа и, чтобы убедиться, что он выполнен правильно, определяет изменение момента распредвала с помощью датчика фазы распредвала.
Этот датчик устанавливается через крышки распределительных валов и определяет вращение распределительных валов выпускных клапанов – см. схему ниже (показан ряд 5-8).Возникла проблема с вариаторами, установленными на ранние автомобили. Та часть, которая крепится к распределительному валу, могла сломаться — это означало, что распределительный вал перестал вращаться относительно двигателя с катастрофическими последствиями. Вот несколько фотографий сломанных вариаторов.
Обратите внимание, что это не моя фотография, я взял ее отсюда: FerrariChat
Обратите внимание, что это не моя фотография, я взял ее отсюда: FerrariChat
Ferrari признала, что это проблема, и обновила деталь. Вот диаграмма, показывающая, как они изменили дизайн детали, которая крепится к распределительному валу:
Ferrari также начала кампанию по замене старых вариаторов на новый дизайн. Затронутые автомобили — это автомобили с VIN ниже 123399, то есть: если ваш VIN выше 123399, то ваш двигатель был бы оснащен более новой конструкцией на заводе.
Есть несколько способов узнать, участвовал ли ваш автомобиль в кампании. Во-первых, спросите Ferrari — ваш местный дилер должен иметь возможность найти VIN в системе (MODIS) и убедиться, что это было сделано.
Еще один способ узнать это — посмотреть на головку блока цилиндров. В рамках акции на голове должны быть выбиты буквы «ВД». Вот фото штамповки крупным планом:
А вот фото, показывающее расположение этой части головки в моторном отсеке (штамп должен быть с двух сторон):
Другой способ определить вариатор обновлен, стоит посмотреть на конец, который крепится к шкиву ремня ГРМ — на более новых версиях на них нарисована зеленая точка. Однако для большинства людей это будет непрактично, так как он будет скрыт за крышками и шкивами ремня безопасности.
Поскольку прошло почти десять лет с тех пор, как Ferrari признала эту проблему с вариаторами, на подавляющее большинство автомобилей были установлены обновленные детали. В маловероятном случае, если в вашем автомобиле их нет, я бы посоветовал вам подумать об их замене.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Опубликовано в Двигатель и трансмиссияпомеченный Aldous Voice, Вариатор выхлопной камеры, Ferrari 360, Изменяемая фаза газораспределенияИщи:
Особенности вариатора Nissan. Учимся пользоваться вариатором
Еще пять лет назад мало кто из отечественных автомобилистов знал, что это такое и чем он отличается от традиционных «механики» и «автоматов». Но уже сегодня практически каждый автопроизводитель добавил в свой модельный ряд автомобили с этой КПП. Но не каждый автолюбитель знает, как водить вариатор, тонкости его работы, какие у него преимущества и недостатки.
[Скрыть]
Как пользоваться вариатором?
Вариаторная трансмиссия (CVT) — это узел, предназначенный для передачи сигнала от двигателя к ведущим колесам. Этот тип редуктора позволяет более плавно переходить с одной передачи на другую, изменяя скорость вращения ведомого и ведущего валов. И хотя конструкция этого устройства была разработана более шестидесяти лет назад, только в последнее время его стали активно внедрять в производство машин.
Те, кто уже успел попользоваться автомобилем с такой коробкой передач, сразу замечают, что машина очень плавно и без провалов разгоняется, так как водителю нет необходимости переключать скорости. Давно известно и доказано многими тестами: если соревнуются две машины с одинаковыми двигателями, но разными коробками передач, то впереди будет та, что с вариатором.
Некоторых водителей может смущать шум двигателя во всех режимах работы. На транспортах, оснащенных вариатором, добиться звука спортивного автомобиля при разгоне не удастся. Потому что электроника машины оптимизирует работу мотора, тем самым позволяя ему функционировать оптимально.
Все эти факторы позволяют подчеркнуть преимущества, которые имеет автомобиль с вариаторной коробкой передач по сравнению с обычным «автоматом» или «механикой». В частности, это:
- оперативный набор скорости;
- экономия бензина по сравнению с другими агрегатами трансмиссии;
- оптимизация нагрузки на двигатель;
- сокращенный интервал необходимости технического обслуживания и ремонта;
- CVT является экологически чистым агрегатом.
«Подскажите пожалуйста! Купил себе Хонду с вариаторной коробкой передач. Решил поискать в интернете и почитать про этот тип КПП и оказалось, что не все так гладко, как могло бы быть! отзывы других автолюбителей, я понял, что этот агрегат очень сложен по конструкции и не каждый автосервис возьмется за ремонт коробки передач. Как правильно эксплуатировать Хонду с вариатором? На что нужно обратить внимание?», — пишет интернет-пользователь Николай.
И подобных вопросов в Сети очень много. Так как же правильно пользоваться автомобилем, оснащенным вариатором? Какой оптимальный стиль вождения для данного агрегата, каковы особенности его эксплуатации? Ответы на эти вопросы вы найдете ниже. При использовании автомобиля, оснащенного вариатором, необходимо соблюдать несколько правил и нюансов.
Масло трансмиссионное
Всегда необходимо четко следить за уровнем и состоянием залитых в агрегат расходных материалов. Вариаторы, в отличие от АКПП и тем более от механических, более чувствительны к качеству расходных материалов. Здесь лучше не заливать жидкость непроверенного производителя, да еще и купленную где-то на обочине.
Трансмиссионное масло должно полностью соответствовать спецификациям, предъявляемым к коробке передач конкретного автомобиля. Чтобы определить, какие расходные материалы нужны вашему автомобилю, следует ознакомиться с руководством по эксплуатации. Как правило, такие важные моменты описаны в инструкции. В мануале должны быть указаны спецификация и основные требования к расходному материалу трансмиссии. В случае нарушения этих требований будьте готовы выложить сумму за ремонт агрегата.
Если вы не нашли ответа на свой вопрос в инструкции к автомобилю, то возможно имеет смысл обратиться к дилеру. Он поможет вам решить, какое масло лучше купить и где его заправлять. Обратите внимание, что заливку жидкости также должны проводить мастера, которые уже с этим сталкивались. Поэтому также уточняйте у дилера, есть ли в вашем городе соответствующие СТО. Возможно, представители компании посоветуют обратиться в их сервисный центр.
Не забывайте также проверять уровень расходных материалов в коробке передач: он всегда должен быть правильным. Если жидкости в вариаторе недостаточно, детали и узлы агрегата не смогут нормально смазываться. Это, в свою очередь, может стать причиной выхода из строя некоторых узлов трансмиссии, что также может ударить по карману водителя.
Резкие нагрузки
В автомобилях, оснащенных вариатором, резкие нагрузки часто вызывают последующие поломки и неисправности. По дизайну эту проблему можно считать «болезнью». По неизвестным нам причинам разработчики вариатора не спешат решать эту проблему, поэтому она остается актуальной для владельцев автомобилей с вариатором.
Особенно водителю такого автомобиля следует воздерживаться от резких стартов зимой, пока автомобиль не прогреется до нормальной рабочей температуры. Из-за того, что трансмиссионное масло в агрегате холодное, оно не может сразу попасть во все каналы системы, то есть некоторые узлы какое-то время работают без смазки. Поэтому резкий старт может оказаться фатальным для вариатора.
Конечно, все зависит от стиля вождения, но в случае с вариатором следует избегать резких стартов и пробуксовок.
Езда по бездорожью
Бесступенчатые трансмиссии не предназначены для частого использования в сельской местности или на бездорожье. Несмотря на то, что кроссоверы Митсубиси, например, модель Аутлендер, оснащаются этим агрегатом, внедорожниками эти автомобили назвать сложно. Поэтому водителю рекомендуется ограничить частые поездки за город.
То же самое касается буксировки. Транспортные средства, оборудованные вариаторами, категорически не стоит буксовать. Это пагубно влияет на агрегат. Если вы заглохнете где-нибудь в грязи и попытаетесь попасть в машину, переключив селектор коробки передач из положения «D» в «R», это спровоцирует повышенный износ шлицевых соединений. В свою очередь, срок службы шестерен значительно сокращается. Конечно, если они сломаются, придется разбирать агрегат и ремонтировать, а это удовольствие не из дешевых. То есть, если в вашем автомобиле произошла поломка и вы не можете начать добираться до СТО, единственным выходом для вас будет вызов эвакуатора.
Кроме того, буксировка других транспортных средств может быть фатальной для автомобиля с вариатором. Максимум, что разрешено для буксировки – это малогабаритный груженый прицеп, грузоподъемность которого не должна превышать 700-1000 кг. Так как транспорт значительно тяжелее, от буксировки следует воздержаться.
Функционирование датчиков
Датчики — отдельная тема для разговора. Для обеспечения нормальной езды за их работой необходимо следить так же, как за уровнем бензина в бензобаке. Функционирование блока в целом зависит от работоспособности контрольных устройств. Датчик контроля скорости может привести к повреждению вариатора.
При выходе из строя этого компонента блок управления автомобилем () немедленно опускает ремень коробки передач в среднее аварийное положение, что приводит к экстренному торможению двигателем. Тогда ремень может деформироваться, а в некоторых случаях даже порваться, но только если машина едет с большой скоростью. Если скорость движения не такая высокая, то сам агрегат может и не пострадать.
Поэтому, если вы покупаете подержанный автомобиль, сначала замените датчик скорости, желательно купив оригинальный компонент у производителя. То же самое касается датчиков контроля уровня трансмиссионной жидкости, датчиков давления масла и т. д. Все датчики должны быть в исправном состоянии.
Редуктор вариатора в разрезе — на фото виден рабочий ремень агрегата
Ремонт
Приобретая автомобиль с вариатором, убедитесь, что у вас всегда есть телефон компетентного специалиста. Сегодня не все СТО берутся за ремонт этих агрегатов, так как они достаточно сложны по конструкции и требуют грамотного подхода.
К тому же стоимость услуг таких специалистов гораздо выше, и многое зависит от ремонта. Всего один дефект, допущенный мастером, может привести к более серьезному повреждению. Поэтому к вопросу ремонта также следует подходить ответственно.
Что касается официальных дилеров, то, как показывает практика, они занимаются ремонтом вариатора только тогда, когда автомобиль находится на гарантии. Если гарантийный срок истек, то представители компании, скорее всего, предложат вам полностью заменить блок, а это, как вы понимаете, совсем не дешево.
Причины поломок
Знаки | Поломка |
Вождение автомобиля на нейтральной скорости: невозможность включения любой передачи. |
|
При переключении селектора коробки передач из положения «N» в «D» водитель может слышать удары. Также во время движения машина может дергаться. |
|
Во время движения водитель чувствует, что динамика автомобиля значительно снизилась. Также транспорт может просто не двигаться при нажатии на педаль газа. | произошла поломка муфты переднего хода; гидротрансформатор вышел из строя; зафиксированы сбои в работе трансмиссии вариатора; вышел из строя электрогидравлический модуль; произошел сбой в работе блока управления. |
Невозможно переключить передачу при движении в ручном режиме. | При этом может произойти следующее:
|
Как вы понимаете, редуктор вариатора — достаточно сложный по своей конструкции узел, имеющий свои недостатки и достоинства.
Многое зависит от правильной эксплуатации автомобиля, вождения и стиля вождения. В силу своих особенностей управление автомобилем с таким агрегатом понравится любому водителю, но не каждый сможет сразу разобраться во всех нюансах, от которых напрямую зависит работа коробки передач.
Приобретая автомобиль с таким агрегатом, подумайте, сможете ли вы правильно им управлять и учесть все особенности агрегата? Если нет, то лучше не связываться с вариатором, так как даже неправильная манера вождения может привести к выходу агрегата из строя.
Видео от AlexKolmak «Бесступенчатая трансмиссия»
Также среди преимуществ стоит выделить топливную экономичность вариатора по сравнению с АКПП, лучшее распределение нагрузки на трансмиссию и на трансмиссию, что позволяет не перегружать силовой агрегат и увеличить срок его службы.
Казалось бы, с учетом всех достоинств вариатор можно считать более комфортной заменой классическому автомату, но это не так. Дело в том, что многие водители отмечают заметно более низкую, низкую ремонтопригодность вариаторов, высокую стоимость обслуживания и ряд ограничений при эксплуатации. Давайте разберемся.
- На первый взгляд работа вариатора ничем не отличается от АКПП. Доступные режимы такие же, P — Парковка, D — Вперед, N — Нейтраль, R — Назад и т.д.
Также может быть реализована функция управления механической коробкой передач, которая имитирует понижение и повышение передачи самим водителем (аналогично Tiptronic на автоматической коробке передач). Дополнительно может быть спортивный режим, экономичный режим и т.д.
Важно понимать, что вариатор среди всех типов АКПП хуже всех «переваривает» и наименее подготовлен к высоким нагрузкам. Простыми словами, резко стартовать на вариаторе крайне нежелательно.
На такой коробке передач нужно плавно разгоняться, постепенно увеличивая обороты двигателя. В противном случае поломки не заставят себя долго ждать. На практике не единичны случаи, когда у любителей светофорных гонок на новых автомобилях к 50-60 тыс. км выходили из строя вариаторы. пробег.
- Также вариатор необходимо в обязательном порядке прогревать в мороз. Вариаторы крайне чувствительны к смазке, при этом трансмиссионное масло хуже распределяется по коробке при понижении температуры.
Причем прогрев вариатора CVT на месте путем (включение режимов P-R-N-D с задержкой в несколько секунд) не подходит для данного типа трансмиссии, так как вариатор конструктивно отличается от гидромеханического автомата.
В случае с вариатором необходимо прогреть ДВС и включить режим N на несколько секунд, что позволит прогреть гидромуфту. Далее необходимо начать движение, снизив нагрузку на коробку до минимума на первые 3-5 км.
При понижении температуры до -30 и ниже от поездок на автомобиле с вариаторной коробкой передач лучше отказаться. Если вам нужно погонять, то машину нужно будет долго прогревать на холостом ходу, тогда езда разрешена исключительно в щадящем режиме.
- Также вариатор «боится» пробуксовки и повышенных нагрузок. Это означает, что любой кроссовер с вариатором нельзя считать внедорожником, специально подготовленным для условий бездорожья и предназначенным для эксплуатации в тяжелых условиях.
Также нужно помнить, что автомобили и внедорожники с вариатором плохо приспособлены для буксировки прицепов, не предназначены для перевозки тяжелых грузов и т.п. По этой причине владельцам вариаторов нужно избегать ненужных нагрузок на коробку передач.
Простыми словами, использовать автомобиль с вариатором для буксировки другого автомобиля категорически не рекомендуется. Что касается прицепа, то важно, чтобы вес не превышал допустимых значений. В случае прицепа также могут быть ограничения по скорости и расстоянию.
Если автомобиль с вариатором застрял в грязи или снегу, лучше отказаться от попыток выехать своим ходом. Переключение селектора между режимами при «раскачивании» автомобиля приведет к быстрому износу шлицевых соединений, заметно снижается ресурс деталей коробки передач.
- Кстати, если возникает необходимость отбуксировать неисправный автомобиль с вариатором, оптимально воспользоваться услугами эвакуатора. Если такой возможности нет, то нужно придерживаться указанных в руководстве правил относительно буксировки вариатора.
Как работает вариатор, чем этот тип коробки отличается от МКПП, АКПП или роботизированной трансмиссии. Преимущества и недостатки вариатора.
— это АКПП, особенности и принцип работы вариатора вы можете узнать в нашей инструкции, нужен отзыв — кликните. Если вас интересуют и другие коробки передач: , или , вы можете ознакомиться с нюансами правильной эксплуатации, пройдя по этим ссылкам. Также хочу уточнить, что работа вариаторов разных марок, например: Ниссан или Тойота, ничем не отличается.
Что нельзя делать на вариаторе
- Категорически не желательно стартовать с педали светофора в пол
- Непрерывная езда на максимальных скоростях (начинают плавать обороты)
- Если застряли, просто попросите кого-нибудь подтолкнуть машину.
- Езда с полной нагрузкой с прицепом
- Уменьшает скольжение в любой форме
Можно ли включить нейтралку на вариаторе при качении
Вариаторы, как и стандартные автоматы, настроены на движение в положении D. Сел за руль, поставил селектор в положение Drive и поехал, не надо нужно нажать на нейтраль.
Как управлять вариатором в пробке
Вам не нужно каждый раз при остановке включать положение N. Если вы знаете, что будете стоять долго, просто переведите селектор в положение P.
Прогревать коробку или нет
Вариатор, как и любой агрегат с трющимися деталями, требует прогрева. Вам нужно прогреть коробку. Также рекомендуется первые несколько километров двигаться на низких оборотах двигателя для оптимального прогрева двигателя и трансмиссии.
Аварийный режим и вариатор
Если у вас загорелась лампочка, первое, что нужно сделать, это остановиться и попытаться снова завести машину. Если лампа не гаснет, нужна срочная диагностика коробки. Нет необходимости откладывать это.
Правильный сервис
Контроль уровня и состояния жидкости в вариаторе является обязательной процедурой. По регламенту жидкость в коробке подлежит замене каждые 60 тыс. км.
Проверить чистоту радиатора охлаждения коробки, он расположен за бампером. Регулярно продувайте или промывайте. Перегрев еще никому не пошел на пользу. Надеюсь, вы узнали от нашего руководства что-то новое для себя. Основные неисправности вариатора доступны для просмотра
С наступлением холодов и приближением морозов владельцы автомобилей с вариаторной коробкой передач или те, кто только задумывается о покупке такого автомобиля, начинают задумываться об эксплуатации вариатора зимой.
Минусовые температуры предъявляют повышенные требования ко всем узлам автомобиля, и вариатор не исключение.
Что происходит с вариатором на морозе?
Вариатор — достаточно сложный механизм. Он содержит несколько десятков металлических, пластиковых и резиновых компонентов. В вариатор заливается около 5-7 литров специальной жидкости. Весь этот механизм управляется микрокомпьютером.
Подробнее о том, что такое вариатор у нас.
Так что же происходит с коробкой передач вариатора, когда столбик термометра опускается ниже нуля?
- Все резиновые детали «дублированы», что приводит к их меньшей эластичности. Прокладки и прокладки хуже работают как уплотнение. В сильные морозы это приводит к выдавливанию сальников.
- На морозе металл дает усадку, что в некоторых случаях может изменить регулировочные зазоры и другие точно заданные параметры.
Залитая в вариатор жидкость густеет. Правда, это наблюдается только при достаточно низких температурах. Это ухудшает смазывающие свойства и увеличивает нагрузку на весь узел вариатора.
Все вышеперечисленное проявляется тем сильнее, чем ниже температура на улице. Уже в минус 15 градусов владелец автомобиля с вариатором может заметить появление толчков при переводе коробки передач в режим «Драйв» до тех пор, пока коробка не прогреется.
При температуре минус 35 и ниже вообще крайне нежелательно эксплуатировать вариатор. Исключения составляют те автомобили, которые хранятся в гараже (где температура обычно выше, чем на улице), и те, что оборудованы предпусковым подогревателем.
Рекомендуем прогреть вариатор. Как это сделать правильно?
Итак, эксплуатация холодного вариатора, особенно при очень низких температурах, вредна. Желательно подогреть. Но среди владельцев машин с вариатором нет единого мнения, как правильно прогревать машину с такой коробкой. На специализированных форумах ведутся постоянные споры о способах прогревания. В то же время многие автовладельцы пытаются применить правила прогрева классической АКПП к вариаторам, а это в корне неверно.
Разминка в движении
Один из вариантов разминки – разминка в движении. Смысл в том, что вы сразу начинаете движение, не прогреваясь, но какое-то время не «форсируете» машину. То есть вы двигаетесь осторожно, без резких ускорений и торможений, плавно нажимаете на педаль газа, не разгоняете двигатель до высоких оборотов, не двигаетесь с большой скоростью. Кто-то всегда так ездит. 🙂
При этом и двигатель, и вариатор прогреваются постепенно по ходу движения, а щадящий «холодный» режим не позволяет механизмам слишком сильно изнашиваться.
Разминка на парковке
Этот способ требует от вас дополнительных 5-20 минут до выезда. Выезжаем пораньше, заводим машину и сидим и ждем пока все прогреется.
Классический прогрев и начало движения только после прогрева двигателя автомобиля. А вместе с двигателем греется и вариатор, так как они собраны вместе.
Этот способ реально используют все у кого установлен автозапуск двигателя с панели сигнализации. Правда, вариатор хуже прогревается, потому что только отбирает тепло у двигателя. Сам вариатор не выделяет тепло при отсутствии движения. На самом деле вариатор прогреется до конца только после начала движения.
Неправильный прогрев по аналогии с АКПП
Многие привыкли прогревать АКПП на стоянке, переводя ее в режим «Драйв», или поочередно переключая режимы «П-Р-Н-Д» и обратно. И по аналогии, а иногда и по чьему-то совету, начинают прогревать и вариатор. Да, для классической АКПП это правильный путь, поскольку позволяет при переключении режимов «разгонять» масло по всем каналам «автомата». Но устройство вариатора принципиально отличается от классического автомата, поэтому переключение режимов практически ничего не меняет и не улучшает нагрев. Разве что перед началом движения в мороз можно включить «N» (Нейтраль), чтобы слегка покачать пусковую муфту (муфта вариатора). Таким образом, нет смысла дергать режимы коробки туда-сюда, так лучше просто дождаться разминки
Правильная разминка – это комплексная разминка на стоянке, а затем в движении.
Такой прогрев в холодное время года станет залогом долгой и надежной службы вашего вариатора.
Время прогрева должно зависеть от температуры наружного воздуха. Вот сводная таблица правильного прогрева коробки передач вариатора:
Температура воздуха | Парковочный подогреватель | Разминка в движении |
Выше 0 градусов | Не требуется | Не требуется |
от 0 до -5 градусов | Не требуется | 3-4 минуты |
от -5 до -10 градусов | ||
от -10 до -15 градусов | 10-15 минут | |
от -15 до -23 градусов | 10-15 минут | 15-20 минут |
от -23 до -30 градусов | 15-20 минут | 20-30 минут |
от -30 до -35 градусов | 20-30 минут. Эксплуатация только при необходимости. | 30-40 минут. Желательно всю дорогу работать в щадящем режиме. |
Ниже -35 градусов | Эксплуатация вариатора на свой страх и риск. |
В таблице указано приблизительное время, так как время прогрева сильно зависит от мощности и конструкции двигателя. Но ориентируясь на эти цифры, вы можете составить собственный план прогрева, руководствуясь текущей температурой двигателя вашего автомобиля и своими ощущениями.
В любом случае, какой бы способ обогрева вы ни выбрали, в сильные морозы ниже -28 градусов рекомендуем по возможности избегать поездок или, по крайней мере, эксплуатировать вариатор в щадящем режиме. А для жителей регионов, где такие морозы не редкость, рекомендуем обзавестись теплыми гаражами и предпусковыми подогревателями.
Тогда ваш вариатор будет только радовать вас своими достоинствами.
Напишите о своем опыте эксплуатации вариатора в мороз.
Вариаторные трансмиссии — вещь непонятная и сложная для многих автомобилистов. Ничего удивительного, ведь в наш век человек не должен разбираться в машине, чтобы на ней водить. Так или иначе, лучше знать некоторые особенности использования этих КПП, иначе коробка может не дожить до тех самых 200 ткм, которые обещал производитель, ведь случаи поломок до 100 ткм отнюдь не редки.
Для того, чтобы понять, как правильно управлять вариатором, нужно осознать, что слабым местом данного типа коробки передач является хроническое недержание высокого крутящего момента и резких пиковых нагрузок. Но это не все. За эффективностью и плавностью бесступенчатой трансмиссии скрывается множество особенностей, о которых дилеры не предупреждают, когда отдают свои творения в руки пользователю.
Не ездить
В большинстве бесступенчатых трансмиссий используется гидротрансформатор, который не любит пропуски замены масла
Как уже было сказано, ВКПП не любит высокий крутящий момент, а значит, чтобы правильно управлять вариатором, нужно научиться держать лошадей. Даже хваленый Lineatronic Subaru при грамотном управлении педалью газа проезжает 300 ткм и часто «наказывает» седоков до рубежа 100 ткм. Вариатор плавный и экономичный. Не заставляйте его работать не по специальности.
Круиз-контроль — «убийца» вариатора
«Побитый» конус — приговор вариатору
Дольше всего вариатор служит при равномерном использовании всей рабочей площади конусов. При разгоне и торможении лента (цепь) постоянно перемещается по поверхности конусов, используя все участки. Стояние в пробках заставляет «ленту» протирать зазор в определенной части конусов, и на ней когда-то образуется невидимая глазу, но вполне ощутимая «ступенька» при разгоне. Хоть какое-то движение ремня в пробках и есть, но больше всего вариатор страдает при монотонном движении по трассе на одной скорости, особенно на круиз-контроле. При этом износ трущихся деталей максимальный; вдобавок ко всему в группу риска входят подшипники полуосей.
Плавнее, пожалуйста
Цепные вариаторы несколько долговечнее. Ремень придется менять каждые 150 ткм.
Как вы уже наверное поняли, владея автомобилем с вариатором, о прицепе, перегрузках и бездорожье лучше сразу забыть, так как в таких случаях коробка передач будет самым слабым звеном в трансмиссии и не только ремень с конусами, но может пострадать и гидротрансформатор или пакет фрикзон. в зависимости от того, что используется в вашей коробке.
Кроме всего прочего. Вариатор не любит резких пиковых нагрузок. Например, при заносе на льду ведущие колеса задевают сухой асфальт и задевают коробку. То же самое касается бешеного набега на бордюр. Одно такое проскальзывание ремня могло привести к замене ВКПП.
Замена масла
В процессе эксплуатации любых механических узлов появляются продукты износа, которые играют против самих деталей. ВКПП если не самый надежный узел, то особенно вредны эти «песчинки». Замена масла в вариаторе полезна не только профилактическими свойствами, но и позволяет вовремя диагностировать надвигающиеся проблемы, пока они не дали о себе знать.