Фрикционы автоматической коробки передач от Промметкомпозит
Автоматическая коробка передач (АКПП) − коробка передач транспортного средства, которая позволяет под заданную водителем скорость движения самостоятельно выбирать наиболее подходящую передачу и переключаться с одной передачи на другую.
Один из элементов сцепления между передачами АКПП – это фрикционы или фрикционные диски. Изменяя скорость движения, водитель изменяет и давление масла, которое заставляет фрикционные диски смыкаться или размыкаться. При этом фрикционы или останавливают определенную шестерню, или заставляют ее вращаться.
Устройство фрикционов АКПП
Фрикцион фактически тот же диск из стали, на котором приклеивают фрикционную накладку.
Фрикционы АКПП характеризуются:
- наружным диаметром;
- толщиной;
- количеством зубьев.
В отличие от фрикционных дисков, стальные характеризуются по внутреннему диаметру, то есть по диаметру без зубьев.
Фрикционы представляют собой обычные диски, состоящие из двух частей:
- из металлической, которая практически всегда неподвижна и зацеплена с корпусом;
- из мягкой, которая вращается вместе с шестернями. Еще недавно их изготавливали из прессованного картона, сейчас же, в современные АКПП, устанавливаются диски с напылением из графита. В усовершенствованном виде даже на металлической части по бокам есть накладки из графита.
Графитовые накладки, как и прессованный картон (пропитанный специальными смолами), предназначены для эффективного отвода тепла с металла посредством масла, которым пропитываются сами накладки. Тем самым продлевается сток службы мягкой части диска.
Принцип работы АКПП
Коробка автомат
представляет собой улучшенную версию механики. В механической коробке за каждую
передачу отвечает одна шестерня (солнечная), а в АКПП основное действие
выполняют планетарные редукторы, с которыми и работают солнечные шестеренки. Да,
в автомате, как и в механике, шестерен и передач практически одинаковое
количество.
Как же это все работает?
При выключенной передаче, давление от масляного насоса отсутствует, и фрикционные диски находятся в свободном движении, не зажаты. После включения передачи, срабатывает насос, масло под действием давления через гидроблок проходит до определенного канала. Фрикционы, под давлением масла, зажимаются друг с другом, активизируя необходимую шестерню. Остальные шестерни при этом перестают вращаться.
Как ни крути, фрикционы являются важнейшим элементом всей автоматической коробки передач, без них работа автомата не имеет смысла.
Сколько прослужат фрикционные диски?
Современные
технологии позволяют производить фрикционы с практически неограниченными
ресурсами. Пропитка смолами, использование высокотехнологичного клея, графитовое
напыление позволяют достичь срока службы и до 500 тыс. километров, но при
условии использования чистейшего, идеального масла. В идеале достичь таких
результатов возможно при условии правильного обслуживания и соблюдения четкого
графика смены масла.
Самой частой причиной поломки автоматической коробки передач является износ фрикционных дисков, в простонародье – горят фрикционы. В случае износа фрикционов передачи АКПП перестанут включаться или это включение будет пробуксовывать.
Причины выхода из строя фрикционных дисков
Недаром, производителями разработаны графики смены масла в автомате. Строгое соблюдение этого графика – залог долгой работы фрикционов.
Что же случится, если вы не меняете вовремя масло? Ответ один – фрикционные диски могут выйти из стоя уже при достаточно небольших пробегах, в районе 100 тыс. километров.
Износ фрикционов происходит в нескольких случаях и практически все эти случаи связаны с маслом в автоматической коробке передач:
- масло загрязненное или забитый масляный фильтр . Очень распространенные случаи, из-за несоблюдения установленных производителями АКПП графиков замены масла. Эти графики обязательно указываются в технической документации к автомобилю и официальные дилеры, осуществляющие техобслуживание, естественно, на это будут указывать.
Существует множество причин, по которым автовладельцы не придерживаются графиков смены технических жидкостей. Бесперебойная робота коробки передач напрямую зависит от давления масла, ресурс которого тоже небезграничен. После 60 тыс. километров пробега масло начинает загрязняться (мелкая стружка, грязь) и потери свойства составляют около 30%. Результатом более продолжительной роботы загрязненного масла является забивание фильтра и каналов масляного насоса или гидроблока, что, в свою очередь, приводит к падению давления во всей системе. Слабое давления неспособно плотно зажать диски, и они это провоцирует пробуксовывание, проскальзывание дисков, то есть трение их друг с другом. Диски просто горят, выделяя еще больше мусора и стружек. Масло еще более загрязняется, усугубляя общую картину, и так по кругу. В результате такой поломке масло будет отдавать гарью, как будто оно пригорело. - недостаточный уровень масла. В случае отсутствия достаточного уровня масла фрикционы перестанут полноценно омываться маслом, что приведет к их перегреву.
Это приведет к загрязнению масла, которое находится на низком уровне и долее по кругу как в первом пункте. - загрязненный радиатор. При загрязненном радиаторе (причина может быть та же – грязное масло) масло не проходит через него и не охлаждается, попадая на фрикционы горячим. Как следствие, горят и фрикционы и само масло. АКПП очень быстро выходит из строя.
- попадает вода. Это случается довольно редко, в основном от большой воды. Попадая в масло, вода достаточно быстро разрушает фрикционные накладки, сделанные из прессованного картона. Дальше – результат один.
Как мы видим, все причины износа фрикционов связаны с жидкостью в автоматической коробке передач.
Мы настоятельно рекомендуем придерживаться графика замены технических жидкостей вашего транспортного средства.
Что такое фрикционы АКПП? — СВАП Автосервис AVTOHELP в Новосибирске
Что такое фрикционы АКПП? Часто такой вопрос можно встретить на многочисленных автомобильных форумах и сайтах.
Часто фрикционы непосредственно упоминаются в теме, касающейся поломок автоматической коробки передач.Многие интересуются задачами и особенностями работы фрикционов в коробке автомат, чтобы избежать в будущем проблем и поломок. Строение коробки автомат для несведущего человека представляет собой настоящий дремучий лес и тяжело разобраться без участия специалистов.
Использование автоматической коробки передач намного упрощает процесс управления автомобилем. Теперь не нужно вручную переключать передачи. Удобный и простой в обслуживании автомат облегчает вождение. Современным АКПП важно своевременно и правильно менять масло и в плане работы с ними не будет проблем. Если процесс запущен, то жди поломки и дорогостоящего ремонта коробки автомат. Здесь требуется участие профессионалов, ведь самостоятельно выполнить ремонт трансмиссии невозможно.
Что собой представляют фрикционы коробки автомат?
Фрикционами коробки автомат называют неподвижные и движущиеся элементы в форме кольца, выполненные из прочного металла. Размещаются фрикционы на планетарных редукторах. Когда водитель выключает передачу, то фрикционы начинаются вращаться относительно друг друга. Вокруг расположена специальная смазка, снижающая трение.
Когда передача включена, то кольца начинают поджиматься относительно друг друга. Выполняется передача движения на редуктор, который начинает вращаться. Происходит передача энергии с двигателя на привод автомобиля.
Движение машины сопровождается огромным количеством поворотов фрикционов, что оказывает на их поверхность серьёзную нагрузку. Недостаточное количество масла приводит к преждевременному износу фрикционов.
Виды фрикционных дисков:
1.Односторонние.
Применялись на первых автоматических коробках передач. Используются в настоящее время лишь на недорогих моделях автомобилей.
2.Двусторонние.
Современная версия фрикционных дисков. Для увеличения продолжительности эксплуатации имеют специальные накладки с обеих сторон.
Накладки помогают отвести тепло от основных рабочих элементов и продлить срок их использования. Популярностью пользуются графитовые накладки, обладающие оптимальным соотношением цены и качества.
Основные причины износа фрикционных дисков
Главной причиной поломки автоматической трансмиссии являются по большей части неисправные фрикционные диски. В случае сильного износа поверхности дисков, наблюдается проскальзывание в отношении друг друга, что приводит к возникновению дополнительного трения.
Наблюдается существенный нагрев фрикционных элементов в результате трения. Материал начинается разрушаться. Функционирование автоматической трансмиссии нарушается.
В результате частичного разрушения фрикционов образуется металлическая стружка, загрязняющая трансмиссионное масло. Забивается фильтр, и нарушается работа прочих элементов автоматической коробки передач.
Основные признаки износа фрикционных дисков
Важно своевременно обратить внимание на отклонения в работе автоматической коробки передач. Вмешательство специалистов из сервисного центра на ранней стадии даст возможность оперативно исправить проблему с фрикционами и избежать дорогостоящего ремонта.
1.Выполняется проверка трансмиссионного масла.
Тёмное с неприятным запахом масло является первым признаком проблем с фрикционными дисками и ничего хорошего не сулит. Первый признак высокого износа фрикционов.
Уровень масла не должен находиться ниже оптимального уровня. Проверяется с помощью специального щупа. В случае необходимости масло доливается до рекомендуемой отметки.
Когда включен на коробке автомат режим нейтрали, но машина продолжает упорно двигаться вперёд, то скорее всего заклинило фрикционы в результате значительного износа.
Использовать автомобиль в этом случае не рекомендуется. Требуется выполнить замену фрикционов.3.Плохое переключение передач.
Когда автоматическая коробка передач начинает в процессе работы «зависать», поздно переключать передачи или наблюдаются некоторые подергивания в процессе работы. Часто автоматическая трансмиссия переходит в аварийный режим работы.
4.Посторонний шум на холостом ходу.
Появляется непонятный шум в работе автоматической коробки передач. Изнашиваются фрикционы, что увеличивает шумность при работе трансмиссии.
5.Работа АКПП в холодном состоянии.
Коробка передач отлично работает на «холодную», но невозможно полноценно использовать после нагревания масла в трансмиссии.
В случае обнаружения первых признаков износа фрикционов необходимо незамедлительно выполнить компьютерную диагностику и обратиться к специалистам. Дальнейшая эксплуатация автомобиля приведёт к выходу из строя коробки передач и дорогостоящему ремонту.

Наш автосервис выполнит ремонт Вашей коробки передач: замена фрикционов, ремонт гидротрансформатора, или даже бывали случаи, что привозили АКПП в картонной коробке в разобранном виде, после неудачного ремонта — с такой задачей мы также справились — клиент уехал довольный.
Есть ли у автомобилей с автоматической коробкой передач сцепление?
Выберите валюту
Популярные статьи
Автоматические коробки передач LEGO в действии
Наверное, каждый специалист по ремонту трансмиссии увлекался конструкторами LEGO или, по крайней мере, любил делать своими руками какие-то мелочи. Вот игра вышла на новый уровень творчества!
Подробнее
Механическая коробка передач CVT. Это существует!
Современная автомобильная промышленность изобилует сложными технологиями трансмиссии, которые призваны сделать ваше вождение еще более приятным и безотказным.
Несмотря на большое обилие сложных технических решений, весьма вероятно, что мало кто знает трансмиссионное решение, работающее как ручной вариатор.
Подробнее
Специфические решения по переключению передач в автоматических коробках передач
За последние лет инженеры разработали множество решений по переключению передач для разных автомобилей брендов, что может показаться немного необычным для старых водителей. В этой статье мы рассмотрит самые необычные технологии рычагов переключения передач и предоставит видео материалов, связанных с этими технологиями.
Подробнее
Самые необычные автомобильные трансмиссии
Мало кто знает о концепциях трансмиссии, которые были популярны 70-90 лет назад. Для современных мужчин эти коробки передач могут показаться очень необычными и странными, но и сейчас некоторые коробки передач тех лет вполне конкурентоспособны по сравнению с современными трансмиссиями.
Подробнее
Что такое тороидальная трансмиссия
В настоящее время Экстроидные вариаторы широко известны как «тороидальные» из-за того, что рабочий поверхность ведущего и ведомого дисков в этой трансмиссии имеет форму тор. Экстроид CVT — это не клиноременная передача, а CVT с фрикционным приводом.
Подробнее
2 февраля 2022 г. | Общие статьи о технических передачах
В этой статье обсуждаются различия между автоматической и механической коробками передач и принцип их работы. Сцепление используется в автоматической коробке передач, но оно работает иначе, чем в механической коробке передач. — Педаль сцепления отсутствует в автомобиле с автоматической коробкой передач, так как водителю не нужно вручную выключать сцепление. В обычной механической коробке передач сцепление приводится в действие нажимной педалью и служит для переключения передач.
Нажатие на педаль сцепления приводит к тому, что гидравлическое давление направляется на корпус клапана, что прерывает поток мощности от двигателя и заставляет поршни в цилиндре двигаться, тем самым включая или отключая одну передачу от другой, чтобы водитель мог переключать передачи . В автоматических коробках передач используется зубчатая передача с клапанами вместо сцепления, чтобы отсоединить двигатель от колес. Зубчатая передача состоит из нескольких клапанов, которые открываются и закрываются соленоидами, работающими под гидравлическим давлением, что обеспечивает плавное и точное переключение передач. Самый продвинутый тип автоматической коробки передач известен как коробка передач с двойным сцеплением (DCT), в которой используются два сцепления, управляемые электронными датчиками.
Первое сцепление отвечает за сцепление двигателя с гидротрансформатором, а второе сцепление отвечает за обеспечение связи между двигателем и коробкой передач. В этой системе используется фрикционная муфта для передачи мощности от двигателя к колесам и обеспечения сцепления при расцеплении. В современных автоматических коробках передач вместо фрикционной муфты используется гидромуфта. Гидравлическая жидкость передает мощность от электронного блока управления двигателем (ECU), чтобы контролировать, какой крутящий момент передается на каждое колесо, обеспечивая плавное и точное переключение передач.
Автоматическая коробка передач является наиболее распространенным типом трансмиссии в автомобилях, но также доступны ручная коробка передач и коробка передач с двойным сцеплением. В автоматических коробках передач используется система сцепления для переключения передач, но она не контролируется водителем. Вместо этого им управляет компьютер автомобиля. Многие автопроизводители предпочитают использовать автоматические коробки передач, поскольку они обеспечивают экономию топлива и снижают утомляемость водителя.
Автомобили с автоматической коробкой передач также имеют режим «autostick», который позволяет водителям вручную выбирать передачу с помощью кнопок или лепестков на рулевом колесе. Этот режим используется в основном для динамичного вождения или в условиях бездорожья, когда требуется больший контроль над частотой вращения двигателя и крутящим моментом. Однако многие автопроизводители теперь предлагают традиционные автоматические коробки передач с гидротрансформатором, которые не требуют участия водителя для переключения между передачами. При выборе автомобиля с автоматической коробкой передач у вас есть несколько вариантов: традиционные системы с гидротрансформатором; трансмиссии с двойным сцеплением (DCT), в которых используются два сцепления для более быстрого переключения передач; и системы бесступенчатой трансмиссии (CVT), которые обеспечивают бесконечные передаточные числа для более плавного ускорения и лучшей экономии топлива, чем DCT или гидротрансформаторы.
А у автомобилей с автоматической коробкой передач есть сцепление? Ответ — да, но оно работает иначе, чем сцепление в механических коробках передач.
Диски сцепления используются для включения шестерен трансмиссии, а тормоза сцепления используются для изменения передаточного числа, аналогично планетарным передачам в механической коробке передач. Основной принцип работы автоматической коробки передач похож на механическую коробку передач, поскольку в обоих случаях используются муфты и ленты, которые включаются и выключаются, чтобы удерживать различные компоненты в механической неопределенности.
Автоматические коробки передач LEGO в действии
Наверное, каждый специалист по ремонту трансмиссии увлекался конструкторами LEGO или, по крайней мере, любил делать своими руками какие-то мелочи. Вот игра вышла на новый уровень творчества!
Подробнее
Механическая коробка передач CVT. Это существует!
Современная автомобильная промышленность изобилует сложными технологиями трансмиссии, которые призваны сделать ваше вождение еще более приятным и безотказным.
Несмотря на большое обилие сложных технических решений, весьма вероятно, что мало кто знает трансмиссионное решение, работающее как ручной вариатор.
Читать далее
Особые решения по переключению передач в автоматических коробках передач
За последние лет инженеры разработали множество решений по переключению передач для разных автомобилей брендов, что может показаться немного необычным для старых водителей. В этой статье мы рассмотрит самые необычные технологии рычагов переключения передач и предоставит видео материалов, связанных с этими технологиями.
Подробнее
Самые необычные автомобильные трансмиссии
Мало кто знает о концепции трансмиссии, которая была популярна 70-90 лет назад. Для современных мужчин эти коробки передач могут показаться очень необычными и странными, но и сейчас некоторые коробки передач тех лет вполне конкурентоспособны по сравнению с современными трансмиссиями.
Подробнее
Что такое тороидальная трансмиссия
В настоящее время Экстроидные вариаторы широко известны как «тороидальные» из-за того, что рабочий поверхность ведущего и ведомого дисков в этой трансмиссии имеет форму тор. Экстроид CVT — это не клиноременная передача, а CVT с фрикционным приводом.
Читать далее
Муфта автоматической коробки передач — Sun Transmissions
Система автоматической коробки передач является одной из самых сложных, обеспечивая передачу усилия и мощности двигателя на колеса при минимальных усилиях водителя. Сцепление является одним из компонентов, которые делают это возможным. Ниже мы расскажем вам, что такое сцепление в автоматической коробке передач, как оно работает, его предполагаемый срок службы и какие признаки могут означать выход из строя.
Что такое сцепление автоматической коробки передач?
Сцепление передает мощность от двигателя прямо на коробку передач.
Если говорить о муфтах АКПП, то водителю не нужно нажимать на педаль для передачи движения ведущим колесам и переключения передач, поскольку маневры включения и выключения выполняются автономно.
Купить сейчас
В автоматической коробке передач четыре сцепления. Когда они включаются и выключаются, они включают и выключают другие передачи, чтобы преобразовать энергию в привод, который заведет автомобиль. Кроме того, сцепление позволит переключаться с одной передачи на другую без ручного переключения водителем.
Кратко, как работает автоматическая коробка передач?
К настоящему моменту вы знаете, что основное отличие автомобиля с автоматической коробкой передач от механической заключается в отсутствии педали сцепления для включения переключения передач. И причина, по которой автоматическая система может работать автономно, заключается в ее работе, которая следует за этим механизмом:
Планетарная передача является основным компонентом автоматической коробки передач.
Они имеют два входа и один выход. Два входа соединены с солнечной шестерней и зубчатым венцом, а вращение на выходе осуществляется на водиле планетарной передачи.
Когда скорости применяются к различным входам, зубчатый венец остается неподвижным, а солнечная шестерня вращается, вызывая вращение водила и зубчатого венца. Когда звездочка вращается в противоположном направлении, происходит передача заднего хода. Механизм автоматической коробки передач в целом заключается в передаче различных скоростей вращения между зубчатым венцом и солнечной шестерней, и весь механизм будет двигаться как единое целое.
Как работает сцепление в трансмиссии вашего автомобиля?
Между входным и выходным валами планетарного ряда имеется не прямая связь, а промежуточная через вал и два пакета фрикционов для передачи мощности двигателя. При сжатии лепестков сцепления происходит защемление ступицы в коробке передач.
Первый пакет фрикционов соединяется с первичным валом и будет вращать солнечную шестерню.
А второй соединяется с выходным валом, что заставит зубчатый венец стоять на месте.
Некоторые автоматические коробки передач имеют два набора планетарных шестерен, которые вращаются одновременно со скоростью входного вала. В них зубчатый венец, соединенный с выходным валом, также будет вращаться, тем самым увеличивая выходную скорость.
Для приведения в действие сцепления необходим гидронасос, который работает с гидротрансформатором, приводя в действие тормоза и сцепления давлением насоса, а также комплект планетарных передач.
Другой компонент, называемый ротором, вращается в корпусе насоса, создавая камеры, вызывающие изменение объема и сжатие шестерен. Гидравлические сигналы передаются через муфты и ленточные тормоза.
Как долго прослужит автоматическое сцепление?
Муфты автоматической коробки передач рассчитаны на срок службы от 30 000 до 100 000 миль. Другими словами, они имеют очень долгий срок службы, который может быть продлен еще больше в зависимости от того, как вы едете, как вы переключаете передачи, как вы останавливаете автомобиль, от веса, который регулярно выдерживает трансмиссия, и от периодов технического обслуживания.
общая система передачи.
Кроме того, уход за трансмиссионной жидкостью является частью технического обслуживания, о котором нельзя забывать.
Признаки неисправности автоматического сцепления
Следующие признаки могут свидетельствовать о неисправности сцепления автоматической коробки передач:
Чрезмерный шум трансмиссии
разгоняется, но не едет быстрее, может сцепление пробуксовало. Это означает, что диски сцепления неправильно взаимодействуют с шестернями, поэтому вы можете слышать шум ускорения, но соответствующий механический толчок не дается.
Задержка движения
Если с вами когда-нибудь случалось, что вы останавливаетесь на светофоре, а при нажатии на педаль акселератора ваш автомобиль не двигается, то причина, вероятно, в поврежденном сцеплении, что вызывает задержку движения и изменения скорости.
Темная или сгоревшая трансмиссионная жидкость
Существует множество причин, по которым ATF выглядит темной или имеет запах гари.

Существует множество причин, по которым автовладельцы не придерживаются графиков смены технических жидкостей. Бесперебойная робота коробки передач напрямую зависит от давления масла, ресурс которого тоже небезграничен. После 60 тыс. километров пробега масло начинает загрязняться (мелкая стружка, грязь) и потери свойства составляют около 30%. Результатом более продолжительной роботы загрязненного масла является забивание фильтра и каналов масляного насоса или гидроблока, что, в свою очередь, приводит к падению давления во всей системе. Слабое давления неспособно плотно зажать диски, и они это провоцирует пробуксовывание, проскальзывание дисков, то есть трение их друг с другом. Диски просто горят, выделяя еще больше мусора и стружек. Масло еще более загрязняется, усугубляя общую картину, и так по кругу. В результате такой поломке масло будет отдавать гарью, как будто оно пригорело.
Это приведет к загрязнению масла, которое находится на низком уровне и долее по кругу как в первом пункте.