Как измерить плотность электролита: Как правильно пользоваться ареометром для аккумулятора?

Содержание

Плотность электролита — нормы, какие изменения происходят летом/зимой?

Если вы пользуетесь обслуживаемыми сернокислотными батареями, плотность электролита — тот самый показатель, который нужно уметь определять правильно. От этого зависит не только уровень заряда, но и исправность АКБ. Поэтому мы решили разобраться, какой должна быть плотность электролита в аккумуляторе зимой или летом, как измерить этот показатель и при необходимости повысить его.

Что такое плотность?

Под плотностью понимается процент серной кислоты в рабочей жидкости. Выражается в граммах на кубический сантиметр, поэтому измерить визуально ее не получится. Для этих целей применяется специальный прибор — ареометр. Практика показывает, что работа идет хорошо, пока показатель держится в рамках от 1,25 до 1,28 г/см3.

Нормы плотности электролита в аккумуляторе зимой и летом

Как видим, разбежка есть. Это происходит, поскольку для каждого сезона есть свои приемлемые нормы, которые зависят от концентрации действующего вещества, температуры воздуха, заряженности батареи.

1. Плотность электролита в АКБ летом

Главная проблема летом — испарение воды. Солнце жарит, капот разогревается, а вместе с ним — двигатель и АКБ. Концентрация серной кислоты растет, а верхняя часть пластин оголяется, что неизбежно приводит к активной сульфатации, разрушению.

Наша задача — снизить концентрацию серной кислоты. Достаточно уменьшить значение на 0,02 г/см3. Это никак не сказывается на запуске, зато продлевает срок службы оборудования. Например, во влажном теплом климате показатель может составлять 1,23 г/см3, и все будет в порядке. Высокие температуры облегчают токоотдачу, поэтому стартер проворачивается даже на минимальных показателях.

Испарение идет постоянно, поэтому проводить проверку рекомендуется не реже двух раз в месяц. Но все зависит от температуры воздуха. Как только вы обнаружили уменьшение показателя – доливается дистиллированная вода.

Для справки! Испаряется не только вода, но также серная кислота. Доливая дистиллят постоянно, мы снижаем концентрацию действующего вещества. В итоге аккумуляторное устройство перестает держать заряд.

2. Плотность электролита в АКБ зимой

Зимой плотность электролита может снижаться под влиянием окружающей температуры. При температуре минус 35 градусов и показателе плотности лишь в 1,21-1,22 г/см3 можно и не завестись.. Емкость снижается, а вместе с нею — пусковые токи. Стартер просто перестанет прокручиваться.

Если параметр снижается зимой, не нужно доливать воду в банки. Правильное решение — зарядить батарею. Недостаток городского транспорта в том, что автомобили перемещаются на короткие расстояния, а потом долго простаивают на стоянках. В итоге источник питания находится в охлажденном состоянии долгое время, а за поездку не успевает подзарядиться.

Вывод: нужно регулярно проводить подзарядку. Иначе уровень заряда снизится. Но не забываем, что заряжать АКБ нужно в теплом помещении с хорошей вентиляцией. Желательно, чтобы оно было нежилым, так как в процессе зарядки выделяются ядовитые газы.

Для справки! Чем ниже показатель, тем быстрее батарея замерзает. Например, если плотность падает до 1,1 г/см3, то жидкость будет замерзать даже при -7 градусах. Корпус разрывает, а пакеты пластин разрушаются.

Когда и почему плотность падает?

Раствор на 65% состоит из дистиллированной воды, на 35% — из серной кислоты. Чтобы реакция протекала быстро, концентрация действующего вещества должна быть определенной. Однако показатель часто становится низким. Это происходит по нескольким причинам.

1. Батарея разрядилась

Когда аккумулятор находится в разряженном состоянии, плотность снижается. Достаточно зарядить АКБ, чтобы все встало на свои места.

Если же речь идет о глубоких разрядах – происходит сульфатация, когда серная кислота оседает на пластинах в виде налета. При заряде запускается процесс десульфатации, однако полностью вещество не возвращается в первоначальное состояние. Поэтому свинцово-кислотные АКБ с жидким электролитом не терпят глубоких разрядов, о чем вам обязательно расскажут консультанты 1AK. BY.

2. Часть раствора выкипела

Батарея находится возле мотора. При длительном использовании в жаркую погоду раствор закипает, что сопровождается обильным газообразованием. Летом рекомендуется хотя бы раз в неделю проверять показатели раствора.

3. Доливалось слишком много воды

Владелец может доливать дистиллированную воду, но плотность будет снижаться. Обычно это происходит, если вы не следите за концентрацией серной кислоты.

Проводим проверку – подробная инструкция

Определить плотность можно самостоятельно, если под рукой имеется:

  • профессиональный денсиметр — стеклянная трубка, в которую погружается ареометр;
  • защитные перчатки, костюм, очки — серная кислота, соприкасаясь с кожей, вызывает химические ожоги;
  • теплое нежилое помещение с хорошей вентиляцией.

Измерение провести несложно:

  • аккумулятор вынимается из посадочного гнезда, а пробки вывинчиваются;
  • визуально оценивается уровень электролита — на 1,5 см должен быть выше, чем верхний край пластин;
  • крышки выкручиваются, а батарея заряжается на 100%;
  • через 8 часов после зарядки денсиметр погружают поочередно в каждую банку;
  • из каждой банки выкачивается немного наполнителя — ареометр должен свободно плавать в растворе, а показатели оцениваются с учетом погоды.

Все хорошо, если показания не опускаются ниже 1,24 г/ см3. Показатели для разных банок не должны отличаться больше, чем на 0,02–0,03 единицы. Если они не отступают от нормы — возвращаем заглушки на место, устанавливаем батарею.

Как восстановить плотность самостоятельно?

Если мы видим, что плотность снизилась, можно попробовать исправить это самостоятельно. Есть два способа, каждый из которых — довольно опасный, потому что работать придется с серной кислотой.

1. Долить корректирующий раствор

Придется подсчитать, сколько нужно использовать корректирующей жидкости и дистиллированной воды, чтобы провести замену эффективно.

Схема такая:

  • вытягиваем грушей немного вещества из банки;
  • заменяем его аналогичным объемом раствора;
  • ставим АКБ на зарядку, ждем полчаса, чтобы жидкости перемешались;
  • оставляем источник питания на 1–2 часа, чтобы жидкость остыла, пузырьки перестали образовываться;
  • проводим замер — если нужно, повторяем процедуру.

2. Долить серную кислоту

Если параметр становится ниже 1,18 г/см3, используем кислоту. Схема действий та же, только шаг разбавления берется маленький, чтобы не пропустить нужную отметку.

Теперь вы знаете, как определить нормальную плотность электролита в аккумуляторе с учетом сезона. Остается решить, что делать, когда показатель сильно отстает от нормы. Вы можете попробовать самостоятельно восстановить плотность, используя корректирующий раствор или серную кислоту. Но не стоит дырявить конструкцию, переворачивать АКБ или следовать другим странным советам из интернета. Намного эффективнее и безопаснее обратиться к специалистам или купить новый аккумулятор.

 

На правах рекламы

Для проверки плотности электролита в аккумуляторе необходим ареометр

Аккумулятор для автомобиля жизненно важный орган в его общей электромеханической системе. Без его работы запустить двигатель, обычным способом, не возможно.

Чтобы ваш аккумулятор, как обычно, в самый не подходящий момент не сыграл с вами злую шутку нужно периодически проверять его плотность. В данной статье речь пойдет об обслуживаемых аккумулятора.

Проверка плотности аккумулятора ареометром

Чтобы разобраться в этом вопросе необходимо для начала уяснить, что представляет собой прибор для проверки плотности электролита аккумулятора – ареометр.

Ареометр это простейший прибор служит для замера плотности жидкости, а принцип его работы основан на всем известном законе Архимеда.
Выглядит он таким образом.

Обычная стеклянная трубка, верхняя часть которой заужена и имеет шкалу с делениями. Нижняя часть трубки широкая в ней находится дробь или ртуть, которую засыпают строго определенное количество во время калибровки ареометра.

Прибор, как правило, в автомагазинах продается в наборе с резиновой «грушей» для забора электролита и мерной колбой, в которой размещен сам ареометр.

Рассмотрим детально, как провести проверку плотности автомобильного аккумулятора?

  • Прежде всего, поставить аккумулятор в чистое место и на ровную поверхность, не забывайте, что электролит это кислота и любая капля, пролитая на одежду, испортит ее навсегда. А при попадании на кожу вызовет
    химический ожог
    .
  • Очистить батарею от грязи. Любая грязь, попавшая в банку с электролитом способна изменить плотность в этой емкости, что неизбежно приведет к порче всего аккумулятора.
    Сняв крышки с банок проверить уровень электролита и при необходимости долить. Чаще всего доливают дистиллированную воду, но иногда в случае, о котором мы поговорим ниже, необходимо долить электролит.
  • Еще одно из обязательных условий перед проверкой плотности — полная зарядка аккумулятора.

Важно! В процессе зарядки аккумулятора из банок будут выделяться газы водород и кислород. Большая концентрация этих газов может привести к взрыву, поэтому помещение должно быть хорошо проветриваемо.

Процесс зарядки не быстрый, поэтому придется подождать некоторое время 5-6 часов. Все зависит от степени разряда вашей батареи и возможностей зарядного устройства.

Проверка плотности электролита в аккумуляторе ареометром

После выполнения всех необходимых условий приступаем к самой проверке.

Обратите внимание

Внимание! Проверку строго обязательно осуществлять в резиновых перчатках во избежание ожогов.

Для этого берем ареометр и, надавливая на резиновую грушу, всасываем электролит. Держим вертикально наш прибор, чтобы плавающий в колбе с раствором ареометр не прилипал к стенкам, снимаем показания по шкале ареометра.

Обычно на шкале ареометра зелеными полосками отмечена зона допустимой плотности, верхний и нижний ее пределы, если уровень жидкости в колбе попадает между этими полосками, доливать электролит не требуется.

Но поскольку наша страна имеет много разных климатических зон, то в паспорте к аккумулятору указываются правильные значения плотности присущие данной зоне. Будет не лишним сверить полученные значения с рекомендуемыми.

Таблица ориентировочной плотности электролита в зависимости от климатических зон

.

Климатические зоны (среднемесячная температура воздуха в январе)плотность электролита приведенная к 25С, г/см3
ЗаливаемогоВ полностью заряженной батареи
Очень холодная зона (от -50 до -30)1,271,29
Холодная (-30 до -15)1,261,28
Умеренная (-15 до -4)1,241,26
Теплая (-15 до +4)1,221,24
Жаркая зона (+4 и выше)1,201,22

Окуная попеременно в каждую банку прибор для измерения плотности, проверяем все емкости аккумулятора. Дальше в зависимости от полученных данных еще раз доливаем жидкость дистиллированную воду, либо электролит.

Что делать, если плотность оказалась выше?

Если плотность электролита в банках выше допустимой нормы, то необходимо долить дистиллированной воды.

Почему не стоит заливать сам электролит? Потому что во время работы из аккумулятора испаряется влага, что приводит к повышению плотности и разбавить это соотношение лучше и быстрее обычной дистиллированной водой, а не готовым электролитом, в котором уже присутствует кислота.

Важно! Заливать в банки нужно именно дистиллированную воду и ни в коем случае не водопроводную. В водопроводной воде много различных примесей, это приведет к выходу из строя аккумулятора.

Сколько воды доливать в аккумулятор?

Сложно ответить на этот вопрос в цифрах, но способ один есть. Посветите в банку фонариком, если вы видите пластины без электролита это плохо, срочно доливайте. На фото отчетливо видно что банка крайняя слева «сухая», так называют аккумуляторщики емкость, в которой уровень электролита недостаточный.

Пластины должны быть полностью погружены в жидкость, а дальше визуально, достаточно иметь не большой уровень электролита над поверхностью пластин.

Важно! Не заливайте емкость до краев. Это приведет к выливанию кислоты на внутренности вашего автомобиля при работе.

Что делать, если плотность оказалась ниже?

В процессе работы батареи плотность ее понижается, поэтому важно поддерживать ее на необходимом уровне. Как правило, плотность автомобильных аккумуляторов составляет 1,25 — 1,27 г/см3

Если плотность во время проверки оказалась ниже допустимой, то в банки аккумулятора доливают электролит.

Принцип тот же, светим фонариком, смотрим, сколько жидкости уже есть и доливаем так, чтобы не доверху. Выжидаем 3-4 часа для того чтобы электролит полностью перемешался с тем что есть в банке и делаем повторный замер плотности. По необходимости повторяем процедуру, доводя плотность до нужных нам значений.

Как проверить плотность аккумулятора без ареометра

Многие спрашивают, возможно ли такое. Теоретически возможно. Но опять-таки без закона Архимеда не обойтись, а это значит, вам придется смастерить своими руками нечто похожее на ареометр, это то же самое, что придумывать колесо.

В наше время сам ареометр стоит копейки, жалко денег на готовый прибор для проверки плотности аккумулятора, купите только сам ареометр, а все остальные компоненты уже делайте самостоятельно.

Как измерить удельный вес

Что такое удельный вес и как его проверить?

Удельный вес используется для проверки состояния заряда батареи, по сути, это отношение веса раствора к весу равного объема воды. Проверка удельного веса ячейки выполняется с помощью ареометра, лучшие из них автоматически компенсируют температуру. Поскольку отношение воды к серной кислоте внутри батареи изменяется в зависимости от активности, плотность электролита также изменяется, это то, что измеряет ареометр. Еще один тест, который следует выполнять вместе с тестами на удельный вес, — это проверка напряжения холостого хода вашей батареи. Вот шаги, которые Trojan Battery рекомендует для проведения тестов удельного веса своих аккумуляторов:

  1. Испытание на удельный вес
  2. (используется только для залитых аккумуляторов)
    1. Не добавляйте воду в это время.
    2. Заполните и слейте воду из ареометра 2–4 раза, прежде чем брать пробу.
    3. В ареометре должно быть достаточно электролита пробы, чтобы полностью поддерживать поплавок.
    4. Снимите показания, запишите их и верните электролит обратно в ячейку.
    5. Чтобы проверить другую ячейку, повторите 3 шага выше.
    6. Проверьте все ячейки в аккумуляторе.
    7. Установите на место вентиляционные крышки и вытрите пролитый электролит.
    8. Скорректируйте показания до 80°F:
      1. Добавляйте 0,004 к показаниям на каждые 10° выше 80°F
      2. Вычтите 0,004 на каждые 10° ниже 80°F.
    9. Сравните показания.
    10. Проверьте уровень заряда по таблице ниже
    Показания должны быть на уровне или выше заводской спецификации 1,277 +/- 0,007. Если какие-либо показания удельного веса регистрируются как низкие, выполните следующие действия.
    1. Проверьте и запишите уровень(и) напряжения.
    2. Полностью зарядите батареи.
    3. Снова измерьте удельный вес.
    Если какие-либо показания удельного веса по-прежнему регистрируются как низкие, выполните следующие действия.
    1. Проверить уровень(и) напряжения.
    2. Выполнить уравнительный заряд. Правильную процедуру см. в разделе «Выравнивание моих батарей».
    3. Снова измерьте удельный вес.
    Если какое-либо значение удельного веса по-прежнему ниже, чем заводская спецификация 1,277+/- 0,007, то может иметь место одно или несколько из следующих условий:
    1. Батарея старая, срок службы подходит к концу.
    2. Аккумулятор слишком долго находился в разряженном состоянии.
    3. Электролит был потерян из-за утечки или перелива.
    4. Развивается слабая или поврежденная клетка.
    5. Аккумулятор был чрезмерно залит водой перед тестированием.
    Аккумуляторы в условиях 1-4 должны быть доставлены специалисту для дальнейшей оценки или изъяты из эксплуатации.
  3. Проверка напряжения холостого хода
  4. Для получения точных показаний напряжения аккумуляторы должны оставаться бездействующими (не заряжаться и не разряжаться) не менее 6 часов, а лучше 24 часа.
    1. Отключите все нагрузки от аккумуляторов.
    2. Измерьте напряжение с помощью вольтметра постоянного тока.
    3. Проверьте состояние заряда по таблице 1.
    4. Зарядите аккумулятор, если он заряжен от 0% до 70%.
    Если уровень заряда батареи ниже значений, указанных в Таблице 1, могут существовать следующие условия:
    1. Аккумулятор слишком долго находился в разряженном состоянии.
    2. Батарея неисправна.

    Аккумуляторы в этих условиях должны быть доставлены специалисту для дальнейшей оценки или изъяты из эксплуатации.

ТАБЛИЦА 1. Состояние заряда в зависимости от удельного веса и напряжения холостого хода

Процент заряда Удельный вес скорректирован до
80°F
Напряжение холостого хода
12 В 24 В 36В 48В
100
1,277
6,37 8,49 12,73 25,46 38,20 50,93
90 1,258 6,31 8,41 12,62 25,24 37,85 50,47
80 1,238 6,25 8,33 12. 50 25.00 37,49 49,99
70 1,217 6,19 8,25 12.37 24,74 37.12 49,49
60 1,195 6.12 8.16 12.24 24,48 36,72 48,96
50 1,172 6,05 8.07 12.10 24.20 36,31 48.41
40 1,148 5,98 7,97 11,96 23,92 35,87 47,83
30 1,124 5,91 7,88 11,81 23,63 35,44 47,26
20 1,098 5,83 7,77 11,66 23,32 34,97 46,63
10 1,073 5,75 7,67 11,51 23.
02
34,52 46.03

измерение удельного веса: Rolls Battery Technical Support

Удельный вес:

 

Самый точный и прямой способ проверить состояние заряда элемента аккумулятора — определить удельный вес электролита аккумулятора. Чем выше удельный вес электролита, тем выше степень заряда. Лучший способ по-настоящему контролировать вашу систему в течение всего срока ее службы — это регулярно снимать и записывать показания удельного веса.


К сожалению, пользоваться ареометрами непросто. Тестирование может занять много времени, возможны ошибки, и необходимо учитывать безопасность. По этим причинам мы представляем этот бюллетень.

 
Типы ареометров


Ареометры бывают разных размеров и форм. Мы рекомендуем ареометр с поплавком, помещенный в стеклянный сосуд с резиновой грушей, чтобы набрать кислоту в трубку. Держитесь подальше от плавающих цветных шариков, так как дополнительная неточность приводит к очень субъективному тестированию. Ареометр должен давать вам числовые показания непосредственно с прибора. Хороший ареометр имеет точность +/- 0,005 пункта, поэтому 1,265 может считываться в диапазоне 1,260-1,270. Точность прибора должна быть известна.

 
Проверка калибровки


Как и в случае любого измерительного оборудования, делать выводы на основе результатов не стоит усилий, если оборудование не откалибровано.

Правильный способ проверить калибровку ареометра — проверить ареометр на известном эталоне, который имеет точность еще на один десятичный знак. Эти ареометры; однако очень дорогой (100-150 долларов США) и его легко сломать.

Самый простой и дешевый способ, когда есть оборудование, это отмерить объем кислоты и взвесить его. Небольшой градуированный цилиндр и электронные весы идеальны. Затем удельный вес рассчитывается следующим образом:

SG = Масса (г) / Объем (мл)

Для преобразования в шкалу удельного веса на основе воды необходимо использовать метрические единицы. Влагомер калибруется, если он соответствует образцу в пределах производственного допуска.

 
Способ применения


Точные процедуры зависят от прибора, и они даны как общие процедуры и предполагают ареометр со стеклянным поплавком и корпусом.

  1. Наденьте защитные очки и резиновые перчатки.
  2. Рекомендуется отключить аккумулятор, особенно при высокой скорости заряда/разряда.
  3. Снимите крышку вентиляционного отверстия. Аккуратно вставьте ареометр в ячейку, не нажимая на верхнюю часть пластин.
  4. Осторожно наберите жидкость в ареометр, избегая ударов по ареометру. Будьте осторожны, поплавок не залит (слишком много жидкости) и не прилипает к стенкам стеклянной трубки.
  5. Получите показания, глядя прямо на поплавок.
  6. Повторите шаги 3–5, чтобы подтвердить чтение.
  7. ЗАПИШИТЕ номер ячейки и результат.
  8. Если очень тепло или очень холодно, скорректируйте удельный вес по температуре. Если температура окружающей среды достаточно постоянна и берется первоначальный вес при вводе батарей в эксплуатацию, коррекция температуры не так критична и необходима только в случае возникновения проблем. Убедитесь, что электролит не горячий, если он только что выведен из эксплуатации. Дайте ему достичь комнатной температуры.


Простая процедура состоит в том, чтобы пронумеровать ячейки, начиная с положительной ячейки, и двигаться от ячейки к ячейке по направлению к отрицательной клемме. Если это часть программы профилактического обслуживания, полезно пронумеровать батареи.

 
Поправка на температуру


SG кислоты зависит от температуры. Если температура очень низкая или очень высокая, это может привести к неверным показаниям. Чтобы скорректировать температуру, используйте следующие уравнения: уравнения или ниже 70ºF вычтите баллы (0,003 на 10ºF), а выше 70ºF добавьте баллы.


Это действительно для 0-130ºF или -17,8- 54,4ºC

 

Ниже показано приблизительное состояние заряда при различной плотности при 77ºF / 25ºC.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *