Устройство КПП на автобусах ПАЗ – [ Подробная статья ] : ЯрКамп
Содержание статьи:
- Устройство КПП ПАЗ
- Особенности эксплуатации
- Признаки неисправностей и основные проблемы
Одним из самых важнейших узлов в автотранспорте является коробка переключения передач, которая отвечает за изменение передаточного отношения. КПП на автобусах ПАЗ, в зависимости от модификации, могут устанавливаться разные. Чаще всего это 4-скоростные или пятиступенчатые агрегаты производства ГАЗ или же пятипозиционные ZF S5-42, а также агрегаты производства СААЗ (3206, 136А3, 320670, 132М3 и другие).
При передвижении такой механизм подвергается значительным нагрузкам, а малоопытный водитель может существенно увеличить износ деталей, что потребует ремонта КПП ПАЗ или дорогостоящей замены. Перед эксплуатацией любого транспортного средства необходимо получить представление об устройстве как минимум важнейших узлов и систем.
Устройство КПП ПАЗ
Такой агрегат состоит из нескольких основных элементов:
- валы
- шестерни разного диаметра
- фланец
- синхронизаторы
- механизм управления
- картер
Современные коробки от СААЗ выделяется повышенным ресурсом и имеет ряд отличий от предшествующего поколения: присутствием в конструкции конических и игольчатых подшипников, муфтовых и пальчиковых синхронизаторов, а также бесконтактного датчика спидометра и шестерней, не требующих шпоночной посадки.
Особенности эксплуатации
Переключение КПП ПАЗ осуществляется рычагом механизма управления посредством тяги дистанционного привода. Как правило, переключение передач осуществляется легко, без люфтов и вибраций, особенно на современных автобусах. Если смена передачи затруднительна, рекомендуется отрегулировать привод, повернув вилку тяги переключения передач. Также причиной затруднительного переключения может быть остывшее масло из-за длительной стоянки на холоде.
Требуется регулярно заменять смазочную жидкость. При замене масла необходимо выбирать качественное и подходящее трансмиссионное масло. Спецификацию смазочных материалов всегда можно уточнить в сервисном центре (от -30 градусов Цельсия следует использовать специальное масло). Важно помнить, что при смене масла необходимо очищать сапун и магнитную сливную пробку, а также менять прокладку. Слив должен осуществляться сразу после окончания поездки.Основные правила буксировки:
- не более 100 километров;
- коробка передач ПАЗ при его буксировании должна быть в нейтральном положении;
- не быстрее 60 километров в час;
- нейтральное положение.
Во время ремонта узла нельзя допускать, чтобы внутрь попадала грязь, что может привести к заеданию шестерен. Необходимо следить за целостностью шарнирных чехлов, состоянием резьбовых соединений и шарниров. В случае эксплуатации автобусов на пригородных маршрутах лучше всего делать выбор в пользу КПП для ПАЗ с ускоряющей пятой передачей. На городских же направлениях оптимальным решением будет агрегат с прямой пятой передачей.
Проверка сцепления поможет выяснить, требуется ли проверить и отрегулировать сцепление. Для этого нужно остановить транспорт и нажать на педаль сцепления, а затем, не позже чем через 20 секунд, медленно дать задний ход. Если в этот момент водитель услышит нехарактерный шум (скрежет кулачков муфты), то проверка и регулировка необходима. Стравливать избыточное давление можно через сильфон или воздушный клапан.
Признаки неисправностей и основные проблемы
Как и любой другой механизм, коробка переключения передач ПАЗ со временем изнашивается и может выйти из строя. Чтобы избежать дорогостоящего ремонта и выработать максимальный ресурс из агрегата, рекомендуется регулярно подвергать ТС техническому обслуживанию и обращать внимание на малейшие отклонения в работе узла.
Признаки неисправностей и их причины:
- отсутствие возможности переключить передачу – возможна поломка фиксаторов или пальцев, а также может быть нарушена регулировка управляющего привода;
- течь масла – высокое давление в картере, нарушение герметичности крепежа или износ прокладок;
- затруднение переключения – проблемы со сцеплением;
- посторонний шум – износ зубьев шестерен, ослабленное крепление элементов или поломка подшипников;
- переключение КПП ПАЗ вызывает скрежет и удары – поломка каретки и фасок пальцев или износ конусных колец синхронизатора;
- произвольное выключение передачи – слабое крепление головок и вилок, неисправность механизма переключения или существенный износ вилок.
Устранение таких неисправностей выполняется разными способами, от промывки сапуна и подтяжки креплений до замены синхронизаторов и регулировки элементов коробки.
Нередко можно услышать, что из-за короткого передаточного числа первой скорости водители автобусов Павловского завода предпочитают трогаться сразу со второй скорости. Причиной этому является то, что коробка автобусу досталась от грузовика. Как правило, на КПП ПАЗ Вектор такого не бывает, поскольку там стоит более прогрессивный механизм. Разумеется, следует соблюдать рекомендации, приведенные в официальной документации.
Если регулярно проверять уровень масла, не пренебрегать техосмотром, аккуратно управлять транспортом, а также выбирать качественную трансмиссионную жидкость, то коробка передач ПАЗ Вектор и любой другой модели прослужит долго и исправно.
Opticruise — как пользоваться и режимы
- Принцип работы
- Режимы переключения
- Ошибки Opricruise
- Как переключить автомат Scania opticruise
Scania Opticruise – это система автоматического управления механической коробкой передач. Коробка с Opticruise на Scania – это механическая КПП с надстройкой, которая связана с блоком управления двигателем, датчиками скорости, ABS и другими. Передачи переключаются электромагнитными клапанами, нужный момент для переключения определяется по показаниям датчиков и блока управления двигателем. На Scania 5 серии встречаются два типа КПП с Opticruise: с двумя и тремя педалями. В первом случае педали сцепления нет. Во втором случае педаль сцепления остаётся, но используется только при старте, остановке и маневрировании на низкой скорости. По ощущениям Opticruise – это автоматическая коробка передач на Scania, но по факту всё-таки механическая.
Opticruise работает в двух режимах: автоматическом и ручном. В автоматическом режиме система рассчитывает момент для переключения и выбирает передачу без участия водителя. В ручном режиме водитель переключает передачи самостоятельно подрулевым рычагом без выжимания сцепления. В автоматическом режиме при необходимости водитель сможет переключить передачу вручную. Opticruise помогает экономить топливо, снижает износ узлов трансмиссии и разгружает водителя. За счёт стабильной работы КПП в автоматическом режиме детали и узлы изнашиваются медленнее. Экономия топлива по результатам тестов достигает 5% в экономичном режиме. В дальних рейсах из-за ручного переключения передач водитель быстрее устаёт, а внимание рассеивается – это может привести к ДТП. Чем меньше дополнительных движений водитель совершает в пути, тем внимательнее он следит за дорогой и лучше выполняет свою основную задачу. Рассмотрим принцип работы Opticruise, особенности, отображение информации на дисплее и распространённые ошибки.
Принцип работы Scania Opticruise
Переключение передач происходит поэтапно:
1. От водителя поступает команда на переключение передачи, либо этот момент рассчитывается автоматически.
2. Opticruise запрашивает у блока EDC нулевой крутящий момент двигателя.
3. EDC регулирует подачу топлива так, чтобы двигатель не разгонялся и не тормозил, при этом обороты сохраняются. Таким образом получается нулевой крутящий момент – первичный вал двигается равномерно без ускорения.
4. С помощью клапана продольного перемещения с активной передачи снимается синхронизатор. Коробка выводит текущую передачу из зацепления без выжима сцепления, так как сопротивления на зубьях нет, ведь крутящий момент равен нулю.
6. Далее начинается переключение на другую передачу.
7. Блок управления двигателем EDC запрашивает необходимые обороты для конкретной передачи на текущей скорости.
8. Двигатель раскручивается или тормозит, чтобы выйти на требуемые обороты.
9. Opticruise получает подтверждение, что нужные обороты достигнуты, и даёт команду клапанам переключить передачу.
10. Передача переключается.
11. Opticruise получает подтверждение от датчиков, что передача переключена и передаёт управление двигателем на педаль газа.
Описанные выше стадии вместе занимают от 0,3 до 0,9 секунды в зависимости от передачи и режима работы. Например, переключение с 4 на 5 или с 6 на 7 в зависимости от типа КПП занимает 0,9 секунды, так как используется демультипликатор.
Режимы работы Opticruise, индикация
Рассмотрим режимы работы КПП Scania с Opticruise на примере индикации на дисплее – рисунок ниже.
1. На месте, отмеченном цифрой 1, отображается режим работы:
a. М – ручной;
b. А – автоматический;
c. С – Clutch Mode – ручной режим сцепления, который активируется при некоторых неисправностях.
d. L – аварийный режим.
2. На месте под цифрой 2 – специализированный режим:
a. P (power) – режим мощности. Используется для движения в горку и с перегрузом.
b. E (economy) – экономный режим. Фокус на экономии топлива, передачи переключаются медленнее.
d. Стандартный режим. Когда КПП работает в стандартном режиме в этом месте ничего не отображается.
3. На месте под номером 3 показана текущая передача. Около неё может быть строчная буква m – это режим маневрирования.
a. Режим маневрирования доступен только в коробках Opticruise с автоматическим сцеплением (без педали сцепления). Этот режим подходит, чтобы раскачать автомобиль и плавно подъехать к пандусу. В маневрировании педаль газа становится педалью сцепления: нажимаешь – сцепление отпускается, отпускаешь – выжимается. Чем сильнее педаль газа нажимается, тем сильнее отпускается сцепление.
4. Под четвёртым номером на рисунке показана включаемая передача.
Отображение двух передач – включённой и включаемой – доступно в механическом режиме. Для такого отображения в автоматическом режиме требуется настройка в официальном сервисе.
Ошибки Scania Opticruise
• PTO EG – передача заблокирована. Отображается на автомобилях с автоматическим сцеплением, когда водитель пытается стартовать при включённом отборе мощности. Когда работает насос отбора мощность выжимать сцепление нельзя, так как недопустим обратный поток жидкостей.
• Locked Gear – нельзя переключать передачу, можно использовать только включённую.
• Limited Performance – ограниченный функционал – сообщение о неисправности КПП или сцепления.
Как переключать передачи на коробке автомате Scania Opticruise
На Scania 5 серии с Opticruise для переключения передач и режимов используется подрулевой рычаг.
• Кольцом переключаются: R – задний ход, D – движение, N – нейтраль и подпружиненное положение выбора режима – экономный, стандартный, мощностной и внедорожный.
• Рычаг вперёд — назад – переключение передач.
• Сбоку кнопка для выбора автоматического или ручного режима A/M.
• Рычаг вниз – ретардер.
• Кнопка снизу – автоматическая активация ретардера.
Сохраните себе информацию в избранное в соц сети или Telegramm
Однажды она сохранит средства, а возможно и жизнь ?
Последовательные коробки передач | Коробки передач X Shift
Выберите язык
Выберите язык
С 1999 ГОДА
Пути к марке X Shift предшествовала относительно длинная и извилистая история, которая была окончательно выправлена несколько лет назад.
Появление бренда
1999 год стал годом, когда Франтишек Мачо, владелец X Shift Gearboxes, пришел в гоночную индустрию, чтобы обогатить ее своим многолетним опытом в области машиностроения. Начинать никогда не бывает легко, но нехватка гоночных коробок передач в то время вынуждала гонщиков и гоночные команды искать квалифицированных инженеров и механиков, которые могли бы спроектировать и изготовить коробки передач или дифференциалы для своих гоночных автомобилей, отвечающие их высоким требованиям к качеству. скорость переключения с точностью и выносливостью. После трех лет проектирования и производства гоночных коробок передач для клиентов, которые все чаще и чаще приходили со своими запросами, 2 компаньона создали ассоциацию «František Macho KAPS Transmissions». Бренд постоянно развивался и в конечном итоге добился мирового успеха.
Развитие бренда
Позже, в 2012 году, Франтишек Мачо основал компанию CNC MACHO s.r.o. для производства коробок передач Subaru, Mitsubishi, Porsche и Nissan для объединения «František Macho KAPS Transmissions», чтобы производство могло находиться под контролем Франтишека Мачо, поскольку он всегда руководил производственными и технологическими процессами, но до этого производились детали сотрудничающими компаниями. С 2012 года все детали производятся компанией CNC MACHO s.r.o. После первого раза руководство компании ненадолго загремело, и другой компаньон решил покинуть ассоциацию, KAPS Transmissions CZ s.r.o. Затем было установлено, что Франтишек Мачо является совладельцем на 50 %, и все указывало на лучшее будущее. Компания CNC MACHO s.r.o. продолжал производить коробки передач также для KAPS Transmissions CZ s.r.o. до 2018 года. В итоге компаньоны так и не пришли к единому мнению относительно дальнейшего направления компании, поэтому каждый из них пошел своим путем.
X SHIFT GEARBOXS
Торговая марка KAPS Transmissions была отклонена из-за разногласий. Поскольку Франтишек Мачо отвечал за производство и разработку, он не хотел прощаться с работой своей мечты. Поэтому он создал свою собственную торговую марку X Shift Gearboxes и начал сосредотачиваться только на своей производственной компании и торговой марке X Shift Gearboxes. X Shift Gearboxes продолжает производство и продажу идентичных продуктов, которые раньше производились для продавца KAPS Transmissions CZ s. r.o. а также в разработке новых и модернизированных продуктов.
За последние годы X Shift выросла и добилась многих успехов. В качестве примеров можно привести конструкцию секвентальной коробки передач Subaru +Plus (2018), секвентальной коробки передач Mitsubishi EVO STRONG (2019) и некоторых других продуктов. Огромным прогрессом мы считаем общий рост компании с точки зрения новых машин и высококвалифицированных сотрудников, чтобы иметь возможность удовлетворять более высокие производственные потребности. Огромным преимуществом является то, что компании повезло, что среди всех сотрудников есть любители автоспорта. Все это позволяет нам удовлетворять высокие требования к производству и качеству. Сотни гонщиков по всему миру используют наши коробки передач. Мы успешно увеличиваем производственные мощности на 20% в год, что в настоящее время позволяет выпускать десятки коробок передач ежемесячно.
И последнее, но не менее важное: мы должны упомянуть важную веху, достигнутую нами в Чешской Республике. Мы очень гордимся тем, что являемся первым поставщиком секвентальных коробок передач для автомобилей PROTO в Чешской Республике и управляем собственной командой X Shift Racing.
Мы всегда усердно работаем над улучшением и развитием, насколько это возможно, и продолжаем создавать интересные продукты.
Многолетний опыт Франтишека Мачо в области машиностроения и производства редукторов высочайшего качества более чем очевиден во всей нашей работе и в каждом продукте, который мы производим.
На каких оборотах переключаются драйверы F1?
Содержание страницы
На каких оборотах переключаются гонщики F1? Формула 1 — это вершина гонок, и в этих автомобилях используются самые передовые технологии, чтобы сделать, казалось бы, невозможное возможным. Одним из этих чудес является то, как быстро болид Формулы-1 может переключать передачи. В автомобилях Формулы-1 используется полуавтоматическая система передач, которая выполняет большую часть работы, связанной с переключением передач. Водителю нужно только обозначить свое намерение, и это делается за несколько миллисекунд.
Опытным водителям в автомобиле с механической коробкой передач требуется от 500 мс до 1 секунды для переключения между вертикальными передачами. Время, необходимое для переключения между горизонтальными передачами, составляет от 1 до 2 секунд. Водитель автомобиля F1 может выполнить более 3800 переключений передач во время гонки Гран-при. Это меньше, чем 0,5 секунды на каждое переключение передач в гонке продолжительностью не более 2 часов. Это стало возможным благодаря полуавтоматической секвентальной системе передач, управляемой бортовым компьютером, установленным на автомобилях F1.
В этой статье мы рассмотрим, как гонщику болида Формулы-1 удается переключать передачи так часто и на такой огромной скорости. Также будет описана последовательность событий переключения передач. Также будет изучено, почему обороты двигателя не волнуют водителя при переключении передач.
В чем разница между коробкой передач седана и автомобиля F1?Бензиновый двигатель седана работает при максимальных оборотах 6000-9000 об/мин. Регламент Формулы-1 гласит, что обороты двигателя автомобиля Формулы-1 не должны превышать 15000 об/мин. Опытному водителю седана потребуется от 500 мс до 1 с, чтобы переключиться между вертикальными передачами. Время, необходимое для переключения между горизонтальными передачами, будет составлять от 1 до 2 с. Пилоты F1 переключают передачи чаще, чем раз в две секунды. У него очень мало времени, чтобы вручную переключить передачу, прежде чем он перейдет к следующему переключению.
Автомобили Формулы 1 оснащены полуавтоматической последовательной коробкой передач. Это не позволяет водителю переключаться с 4-й на 2-ю передачу. Он должен пройти третью передачу, прежде чем включить вторую. В автомобилях седан используются либо системы передач типа H, либо системы переключения передач с ручкой. Время, затрачиваемое на переключение передач в седанах, слишком велико для болида F1. Здесь на помощь приходит бортовой компьютер. Он помогает ускорить переключение.
Из-за частого переключения передач в коробке передач автомобиля F1 выделяется много тепла. Для облегчения отвода тепла коробки передач F1 изготовлены из углеродистого титана. Углеродистый титан легче и лучше проводит тепло, чем литая сталь. Система трансмиссии автомобиля F1 стоит дорого. Каждая коробка передач может стоить более 600 000 долларов. Команды следят за тем, чтобы коробка передач выдержала как минимум пять гонок. FIA также взимает штраф с тех, кто меняет коробку передач до пяти гонок.
Как компьютер управляет переключением передач в болиде F1?Коробка передач седана состоит из главного и промежуточного валов, сцепления и механизма переключения передач. Шестерни входят в зацепление непосредственно с главным валом и меняются с участием человека. Полуавтоматическая система секвентальной передачи имеет некоторые дополнительные детали. Он состоит из двух лепестков, последовательного селектора и вилки селектора. Ошейник входит в зацепление с выбранной передачей, а штифты переключателя входят в зацепление шестерни с главным валом.
Пилот Формулы-1 только сообщает о своем намерении переключать передачи с помощью двух подрулевых лепестков. Сразу после получения сигнала бортовой компьютер берет на себя переключение передач. Он переключает передачи всего за 50 мс. Человеку требуется 300 мс, чтобы моргнуть глазами. Пилоту Формулы-1 не нужно беспокоиться о частоте вращения двигателя. Это позволяет гонщику F1 быстро переключаться между передачами. Для пилота Формулы-1 было бы невозможно переключать передачи на правильных оборотах с требуемой скоростью.
Автомобиль Формулы-1 имеет восемь передач переднего хода и одну передачу заднего хода. Двигатель вращается с максимальной скоростью 15 000 об/мин, и переключение передач становится рискованным при таких высоких скоростях вращения. Рулевое колесо болида F1 имеет две подрулевые лепестки на нижней стороне. Левый лепестковый переключатель переключает на одну передачу вверх, а правый — на одну передачу вниз. Как только водитель сообщает о своем намерении переключить передачу, бортовой компьютер берет на себя управление.
В автомобилях Формулы 1 есть сцепление, которое используется только для включения первой передачи в состоянии покоя. Все переключения передач при движении автомобиля выполняются компьютером. На двигатель автомобиля и коробку передач устанавливаются различные датчики и исполнительные механизмы. Электронный дроссель дополняет оборудование, используемое компьютером для переключения передач. Компьютер анализирует сигналы от датчиков и посылает сигналы исполнительным механизмам для завершения процесса.
Переключение лепестка приводит в движение вилку переключения передач, которая заставляет муфту включать выбранную передачу. Затем селектор передач и штифты селектора включают соответствующую шестерню на главный вал. Переключение передач завершено, когда водитель все еще держит ногу на дроссельной заслонке.
Компьютер завершает переключение передач за невероятные 50 мс с момента, когда водитель перемещает рычаг переключения передач. Это в шесть раз быстрее, чем мгновение ока. Такая же последовательность событий будет происходить при каждом переключении передач. Скорость, с которой компьютер переключает передачи, позволяет водителю переключать три или четыре передачи за секунду.