Как перепрошить автомобиль: что дает, сколько стоит и чем грозит? — журнал За рулем

Как перепрошить компьютер автомобиля

В настоящее время всё больше и больше выпускается автомобилей, оборудованных бортовыми компьютерами. Пока что такие машины по карману не каждому, однако уже в ближайшем будущем на наших дорогах количество автомашин без «мозгов» уменьшится как минимум в два раза. Несмотря на растущую популярность бортовых компьютеров, очень часто их работа желает лучшего. Поэтому по мере увеличения на дорогах «мозговитых» машин становится всё более популярной связанная с их обслуживанием услуга — прошивка компьютера автомобиля.

Главная цель, которую преследуют создатели бортовых автомобильных компьютеров, — обеспечить максимальный комфорт водителю и пассажирам во время поездки. В случае когда такое устройство не справляется со своей работой, ему требуется так называемый чип-тюнинг (с англ. регулировка микросхемы).

Бортовой компьютер автомобиля

Перепрошивка мозгов автомобиля — это наиболее оптимальный и наименее затратный способ повысить мощность мотора, улучшить динамику автомашины и при этом не переделывать двигатель.



Для тех, кто ещё не совсем хорошо владеет информацией, объясняем, что электронные мозги автомашины — это электронный блок управления двигателем, работа которого определяется некоторой программой. Изменив её параметры, вы изменяете поведение вашего «железного друга».

Прошивка производителя характеризуется наличием определённого резерва для возможности увеличить мощность, крутящий момент, скорость и максимальные обороты мотора с помощью изменения программного обеспечения в «мозгах» автомашины. Дело в том, что автомобили выпускаются с двигателями, «мозги» которых сильно зажаты в рамки норм по уровню токсичности. Чип-тюнинг придуман именно для того, чтобы расширить эти рамки.

Содержание

  • Причины перепрошивки
  • Какие программы лучше выбрать
  • Прошивка стокового двигателя
  • Чего ожидать от перепрошивки

Причины перепрошивки

Заводская прошивка отечественных и иностранных автомобилей далека от совершенства.

В особенности это касается отечественных производителей, которые могут выпустить автомашину с откровенно бракованным бортовым компьютером. Критерии определения брака легко отследить:

  • автомашина обладает вялой динамикой;
  • двигатель может остановиться в самый непредвиденный момент в любом режиме;
  • присутствуют провалы;
  • плавание оборотов;
  • неуверенный старт в холодное время года.

Подобные проблемы устранить поможет только изменение программного обеспечения двигателя. Стоит отметить, что не нужно скупиться и лучше перепрошить мозги автомобиля, чем покупать новый катализатор, датчик кислорода, сажевый фильтр и т. д., когда они выйдут из строя из-за неправильной работы мотора.

Также учтите, что системы Евро-3 и Евро-4 рассчитаны на использование дорогостоящего и высококачественного иностранного топлива. Для безопасной заливки отечественного бензина также необходима прошивка.

Перепрошивка бортового компьютера в домашних условиях

Какие программы лучше выбрать

В настоящее время по корректировке прошивок уже сформировался рынок даже на просторах нашей страны. Программа для прошивки автомобиля обязательно должна отвечать всем стандартам качества подобных информационных продуктов, иначе вместо избавления от проблем вы увеличите их количество в два раза.

Наиболее известными и надёжными зарубежными производителями программ для бортового автомобильного компьютера считаются chiptuning.com, chip-tuning.de, upsolute.com. Среди отечественных производителей ПО хорошо себя зарекомендовали SMS Software, chipsoft.ru, adact.ru, chiptuner.ru и pauluschip.ru.

Подобные готовые программы можно использовать, если вы являетесь владельцем стокового двигателя

.

Прошивка стокового двигателя

Перепрошить бортовой компьютер можно в автосервисе или самостоятельно. В первом случае вам придётся заплатить немалую сумму денег, а во втором — потратить небольшое количество времени и разобраться с руководством к этой операции.

На видео — прошивка бортового компьютера Шевроле Авео:

Краткая инструкция, которая позволит установить новое программное обеспечение на автомобиль:

  1. Перед началом перепрошивки следует записать версию аппаратной реализации автомобильного компьютера. Её вы отыщите в верхней строке при подаче питания.
  2. Теперь необходимо скачать файл обновления и загрузчик, которые соответствуют версии вашего бортового компьютера. В случае несоответствия он работать не будет.
  3. Следующий шаг — подключение СОМ-порта адаптера к персональному компьютеру и соединение его с бортовым компьютером с помощью разъёма. К специальному разъёму необходимо также подключить питание, но не подавать его.
  4. Теперь запустите программу Boot24. На экране всплывёт окно с несколькими разделами: «Открыть файл прошивки», «Выбрать СОМ-порт», «Загрузить».
  5. Для начала выберите СОМ-порт. На экране отобразится маленький треугольник, нажатие на который откроет список доступных портов. Теперь выбирайте порт, к которому подключён адаптер К-линии, и нажимайте кнопку «ОК».
  6. Далее, нажимаем кнопку «Открыть файл прошивки». В появившемся на экране окне укажите файл с прошивкой (*.rom) и нажмите кнопку «ОК». Этот файл находится в папке с самой программой.
  7. Теперь следует включить питание бортового компьютера и нажать кнопку «Загрузить». На дисплее вы увидите надпись «Включите БК». Для отмены установки нужно нажать Cancel.
  8. После включения питания начнётся загружаться утилита, о чём будет свидетельствовать рост индикатора хода процесса установки. Если вы где-то напутали, то процесс загрузки не начнётся. При успешной установке всплывёт надпись «Загрузка окончена». После этого ваш бортовой компьютер готов вновь служить верой и правдой.

Чего ожидать от перепрошивки

Большинство автолюбителей волнует лишь один, касающийся чип-тюнинга, вопрос — как качественно изменится динамика автомашины? Эксперты советуют не гнаться за мощностью, так как максимальная прибавка лошадиных сил может негативно отразиться на комфорте в управлении автомашиной. Плавные движения автомобиля могут смениться на рывки и дёрганья в разных режимах движения.

На видео — прошивка БК Лады Гранты:

Выбирайте такую программу, которая добавит не скорости, а комфорта в управлении и избавит вас от заводских недочётов.

Правильная настройка мозгов автомобиля приведёт к следующим изменениям:

  • работа двигателя станет более эластичной;
  • тяга будет более ровная и плавная;
  • повысится комфорт управления машиной;
  • увеличится мощность и крутящий момент до 15%;
  • улучшится динамика разгона машины;
  • увеличится показатель максимальной скорости;
  • исчезнут рывки при переключении передач и задумчивость коробки-автомата;
  • незначительно снизится расход топлива.

Прошивка бортового компьютера Лады Калины

Кроме этого, во время перепрошивки можно отключить лямбда-зонды, катализаторы, адсорберы и т.

д. Перепрошивка мозгов автомобиля способствует увеличению ресурса силового агрегата, так как оптимизируется работа мотора, устраняются заводские ошибки и чрезмерное обеднение топливно-воздушной смеси в режимах повышенной мощности на системе Евро-3 и Евро-4. Расход топлива может остаться прежним. Однако во время разгона больше не нужно будет топтать педаль газа, что значительно уменьшит нагрузку на двигатель.

Если вы потратили немалую сумму денег и приобрели умный автомобиль, то не поскупитесь и перепрошейте его «мозги». Результат не заставит себя долго ждать и полностью окупится!

Как прошить автомобиль — Інформація від компаній Вінниці

00:51, 31 серпня 2020 р.

Транспорт

Прошивка автомобиля относится к тюнингу, который в переводе означает “настройку”. Ошибочно многие автомобилисты полагают, что тюнинг касается исключительно изменения внешнего вида авто, но это не так.

В реальности тюнинг подразумевает также и монтаж, совершенствование дополнительного оборудования в машине.

Прошивка и замена чипов в авто добавились к понятию тюнинга недавно. А все потому, что активное применение компьютерных технологий в машинах наблюдается лишь последние несколько лет. И уже сегодня буквально каждое новое авто имеет электронные “мозги”, которые тоже можно тюнинговать.

Электронная “начинка” современных автомобилей

Машины, сходящие сегодня с конвейеров, оснащаются множеством различных датчиков, которые передают определенные данные электронному блоку управления (ЭБУ). Он выполняет обработку этих данных и отвечает за исправную работу всех узлов автомобиля.

У каждого ЭБУ есть свое программное обеспечение, настройки по умолчанию и чип, который рассчитаны на средние параметры всех узлов в процессе работы. Вот почему многие автомобилисты после изучения всех тонкостей своего авто, ставят в них новые чипы и выполняют перепрошивку.

Подобный тюнинг по сути способен открыть “скрытые возможности” машины. То есть, дает весомый эффект в плане прироста скорости, управляемости и т.п. Поэтому, стоит детальнее разобраться с тем, как прошить свой автомобиль и что для этого необходимо.

Подготовительный этап перед прошивкой авто

Разумеется, первым делом необходимо определить, получиться ли у вас все сделать своими силами или лучше обратиться к профессионалам. Ведь, даже одна ошибка в процессе прошивки может привести к сбросу заводских настроек. В итоге придется все настраивать заново.

Вот почему крайне важно соблюдать строгий порядок действий и относится в каждому его этапу крайне внимательно:

  1. Найти качественное оборудование для сканирования авто (например, автосканер LAUNCH (Лаунч). Он поможет обнаружить неисправности машины.
  2. Определить, с помощью какого программатора будет выполняться прошивка авто.
  3. Подобрать новую прошивку, которая позволит вам получить именно тот результат, на который вы рассчитываете.
  4. Скачать программное обеспечение, которое справится со своей задачей на все 100%. Обычно оно поставляется вместе с оборудованием.
  5. Купить микросхему (чип). Найти ее можно не только в автосервисах, но и на многих онлайн-ресурсах, форумах, интернет-магазинах, в социальных сетях и т.п.

Также у вас должен быть рабочий и надежный ноутбук, к которому будет подключаться автосканер и программатор. Сам программатор стоит довольно дорого, но можно взять его в аренду или использовать оптимальные недорогие варианты с сайта cartools.com.ua.

После всего вышеописанного можно приступать к прошивка ЭБУ автомобиля.

Инструкция по прошивке автомобиля: пошагово

Первым делом необходимо проверить работоспособность мотора и убедиться, что у него нет никаких проблем. Для этого нужно использовать автосканер. Если все в порядке, можно приступать непосредственно к самой прошивке:

  1. Максимально надежно закрепляем ноутбук в салоне, чтобы он не мог двигаться. Подключаем к нему программатор, опираясь на инструкцию (идет в комплекте и всегда должна находиться у вас под руками).
  2. Чтобы добраться до ЭБУ, снимаем панель, которая обычно находится под центральной консолью (первым делом демонтируем левую, а потом правую). Здесь важна аккуратность. Также предварительно нужно отключить аккумулятор.
  3. В левой части под панелью расположен непосредственно сам ЭБУ. Чтобы демонтировать его, необходимо открепить фиксаторы.

    После этого нужно вынуть разъем из гнезда, не касаясь руками или инструментами каких-либо контактов.

    Затем нужно отвинтить крепежные гайки и достать ЭБУ. Он должен быть демонтирован вместе со своим кронштейном.

  4. Чтобы снять ЭБУ с кронштейна, нужно открепить фиксаторы и вынуть пластиковую крышку. Там находится электронная плата — чип, поэтому работать нужно предельно аккуратно, чтобы не повредить на нем никакие электронные компоненты.
  5. Чип имеет свою маркировку и тип и у него будет 28 контактов. Перед его демонтажем, нужно пометить маркером на плате и на самом чипе первый контакт, чтобы ничего не перепутать.

    Вынимать чип нужно легким отжимом по направлению к себе. Если он припаян, все места соединений придется отпаять, а после работы припаять обратно.

  6. После демонтажа старого чипа можно устанавливать новый. Крайне важно не допускать перекосов микросхемы, чтобы все ее контакты встали на свои места в разъеме платы.
  7. Теперь можно закрывать крышку ЭБУ и возвращать блок на свое “законное место”.
  8. После этого нужно выполнить предварительную настройку — подключить ноутбук с программатором к диагностическому разъему авто и запустить программное обеспечение.
  9. Далее необходимо включить зажигание и установить новую прошивку по инструкции, а затем выполнить калибровку мотора. Установка занимает примерно полчаса и по ее завершению нужно отключить все использованное оборудование (в том числе выключить зажигание).

Если через 10 минут после установки прошивки мотор беспроблемно завелся, значит процедура была завершена успешно. Если во время установки происходили какие-то сбои, нужно просто выключить зажигание, подождать 5 минут и повторить процедуру.

Разумеется, при прошивке машины и замене чипа ЭБУ нужно использовать исключительно надежное программное обеспечение и оборудование.

8 Проблемы, которые можно решить путем перепрошивки —


Развитие собственных возможностей для перепрошивки и перепрограммирования имеет решающее значение для производительности магазина и удержания клиентов. Ниже приведены семь инструментов, необходимых для перепрошивки, а также восемь проблем, которые можно решить путем перепрошивки.

 

7 инструментов, необходимых для перепрошивки

1. Компьютер

Большинству OEM-производителей требуется ПК на базе Windows с определенным оборудованием, требованиями к операционной системе и пользовательскими настройками. Большинство OEM-производителей указывают Vista и Windows 7. Некоторые системы указывают, что это 32- или 64-разрядные версии Windows. Обязательно ознакомьтесь со всеми рекомендациями OEM-производителей для наибольшего количества автомобилей, которые вы планируете перепрошить. Компьютер следует использовать только для перепрошивки и навигации по OEM-сайтам.

2. Интернет-соединение

Для перепрошивки модулей необходимо стабильное интернет-соединение. Вы не можете скачать файл перепрошивки автомобиля дома и установить его, когда доберетесь до магазина. ПК должен оставаться подключенным к Интернету в течение всей процедуры, иначе модуль может быть поврежден. Если ваш Wi-Fi нестабилен, используйте соединение LAN/Ethernet.

3. Сквозной программатор J2534

Сквозной программатор J2534 представляет собой коробку и/или кабель, предназначенный для подключения ПК к автомобилю и обмена данными с нужными контактами на разъеме OBD II. Это интерфейс, который действует как шлюз, который переводит сообщения между ПК и контроллером в протокол, понятный транспортному средству.

Большинство методов перепрошивки требуют использования четырех контактов в DLC, которые открыты для производителя.

4. Электропитание

Некоторые сеансы перепрошивки могут длиться более 45 минут. Если напряжение батареи упадет ниже установленного напряжения, процесс перепрошивки остановится и, возможно, повредит модуль. Напряжения меняются и могут варьироваться от 12 до 14 вольт. Посетите веб-сайт OEM для получения информации.

Примечание: Не следует использовать старое зарядное устройство. Существуют зарядные устройства/блоки питания, специально предназначенные для перепрошивки, которые могут обеспечить правильное напряжение и силу тока во время процедуры.

5. Расширенный сканер

Ваш сканер должен быть эквивалентен заводскому или лучше. Он должен иметь возможность считывать номера проверки калибровки (CVN) и данные режима $09. Он также должен иметь возможность выполнять определенные процедуры повторного обучения и повторной калибровки.

6. Подписки

Вам потребуется подписаться на информационный веб-сайт OEM. Плата за подписку зависит от OEM и имеет несколько вариантов оплаты. Обязательно запишите логины и пароли. Прежде чем начать перепрошивку, найдите время, чтобы зарегистрироваться и просмотреть веб-сайты OEM-производителей. Добавляйте в закладки важные страницы на сайтах.

7. Время

Вы не сможете выполнить перепрограммирование flash прямо из коробки. Требуется время, чтобы настроить компьютер и зарегистрироваться на веб-сайтах OEM. В ненастный день найдите время, чтобы поэкспериментировать с транспортными средствами магазина. Нет ничего хуже, чем ждать письма с подтверждением от OEM-производителя, чтобы активировать подписку. Учись, прежде чем сгореть.

 

8 Проблемы с автомобилем, решенные путем перепрошивки

1. Нагар на двигателях с непосредственным впрыском: Программирование перепрошивки может помочь остановить накопление углерода на некоторых автомобилях. Новое программное обеспечение может уменьшить отложения нагара за счет уменьшения воздействия на клапаны условий, вызывающих отложения, путем регулировки клапана и момента зажигания. Не думайте, что вы найдете TSB, говорящий, что перепрошивка ECM исправит проблему накопления углерода, потому что большинство обновлений будет содержаться в обычных служебных калибровках, которые могут никогда ничего не сказать о проблеме. Посетите веб-сайт OEM-производителя, чтобы узнать, установлена ​​ли на автомобиле последняя версия программного обеспечения.

2. P0420 Коды эффективности нейтрализатора: Если автомобиль с кодом эффективности нейтрализатора продолжает возвращаться даже после замены кислородного датчика и нейтрализатора, долгосрочным решением может быть перепрошивка.

Большинство нейтрализаторов начинают с КПД около 99%, когда они новые, и быстро снижаются до примерно 95% после пробега примерно 4000 миль. Пока эффективность не падает более чем на несколько процентных пунктов, преобразователь хорошо справляется с очисткой выхлопных газов. Но если эффективность упадет намного ниже 92%, обычно включается MIL.

Новые программы могут уменьшить падение эффективности чувствительности, которое может быть вызвано слишком чувствительными мониторами для реального мира. Кроме того, некоторые перепрошиваемые TSB требуют установки обновленного кислородного датчика, для которого откалибровано новое программное обеспечение перепрошивки.

3. Расход масла: Если у вас есть клиент, жалующийся на то, что он часто доливает масло, решением может быть перепрошивка ECM, а не ремонт двигателя. Почти каждый автомобиль с деактивацией цилиндров может выиграть от перепрошивки. Honda и GM выпустили TSB, рекомендующие перепрошивку ECM для решения проблем с расходом масла на автомобилях с деактивацией цилиндров. Новое программирование изменяет фазы газораспределения, поэтому на такте сгорания не создается чрезмерного разрежения, которое может засасывать масло в кольца.

4. Проблемы с износом тормозов: У вас есть автомобиль, на котором задние колодки изнашиваются быстрее, чем передние? Решением может быть перепрошивка модуля ABS. Ford и Honda решили проблему износа тормозов, перепрошив модуль ABS и внедрив новый состав колодок.

Многие OEM-производители используют электронную систему распределения тормозных усилий (EBD) для динамического изменения тормозного смещения с помощью модулятора ABS. EBD устраняет необходимость в пропорциональных и комбинированных клапанах. Он также может изменить смещение, поскольку привод замедляется, чтобы предотвратить пикирование. Новое программное обеспечение обновляет поведение, чтобы максимально увеличить срок службы колодки.

5. Проблемы с коробкой передач: У клиента проблемы с коробкой передач, такие как проскальзывание, неравномерное переключение передач или плохое качество переключения передач? Решением может быть перепрошивка. В пяти-, шести- и даже девятиступенчатых автоматических коробках переключение передач регулируется большим количеством датчиков и соленоидов, чем когда-либо прежде. Повторная прошивка новых калибровок для трансмиссии может решить проблемы с переключением передач и даже с износом без необходимости переделки трансмиссии.

Многие OEM-производители выпускают новые калибровки для учета износа лент и фрикционов, которых они не заметили при первоначальных испытаниях.

6. Разряд батареи: Если в автомобиле наблюдается периодическая разрядка батареи, которую нельзя обнаружить во время обычной диагностики, найдите TSB, который может включать перепрошивку. В большинстве современных автомобилей автомобиль не выключается полностью, когда ключ вынимается из замка зажигания. Некоторые модули будут бодрствовать и даже просыпаться, пока машина стоит на ночь. Если модуль или система не выключаются или не получают правильную информацию от спящего модуля, они могут оставаться в активном состоянии и разряжать батарею. Эти проблемы могут возникать периодически и утомительно, но проверка TSB и последняя калибровка могут сэкономить магазину и клиенту время и деньги.

7. Замена компонентов: Если вы устанавливаете новый модуль, вам нужно будет прошить его правильной программой для завершения ремонта. Некоторые модули имеют переключаемые PROM или поставляются уже запрограммированными, но это становится исключением, а не нормой.

8. Проблемы с ABS: Общей темой некоторых недавних TSB была работа модулятора ABS. Большинство этих TSB касаются чувствительности системы, поэтому клиент не заметит активацию на низкой скорости или самопроверку, когда автомобиль достигает скорости 5-10 миль в час.

Что такое перепрошивка? Руководство по настройке с использованием перепрошивки

Метод настройки, известный как «перепрошивка», часто сокращается многими тюнерами до просто «прошивки» или «настройки флэш-памяти». Это процесс загрузки необработанных данных из заводского (OEM) ЭБУ через порт OBD2, обработка необходимых данных/карт с использованием специального программного обеспечения на ноутбуке или ПК, а затем, наконец, «прошивка» или загрузка измененных данных. обратно в OEM ECU. Перепрошивка — чрезвычайно мощная техника, которая позволяет настроить двигатель так же, как эту задачу выполняют заводские инженеры по калибровке, и обычно это довольно экономичный вариант, поскольку у нас уже есть ЭБУ, установленный на автомобиле, поэтому нет никаких затрат на перепрошивку. требуется программируемый ЭБУ и его установка.

Другим преимуществом является то, что мы обычно имеем дело с ECU, который разработан и запрограммирован для единственной задачи работы вашего конкретного двигателя, и, следовательно, доступные карты и способ работы ECU могут быть очень точно адаптированы к требованиям этого двигателя. двигатель. Это часто может обеспечить более плавную интеграцию, чем универсальный ЭБУ вторичного рынка, который должен иметь возможность адекватно управлять практически любым двигателем.

В прошлом перепрошивка была намного более сложной, если не невозможной, поэтому в течение некоторого времени было обычной практикой заменять OEM ECU автономным программируемым блоком послепродажного обслуживания, когда мы хотели изменить или оптимизировать настройку двигателя. . Они поставляются в виде сменного ЭБУ с функцией «подключи и работай», который подключается к заводскому жгуту проводов и использует все заводские датчики, или универсального ЭБУ с проводным подключением, который подключается непосредственно к датчикам двигателя.

Любой из этих вариантов предоставит тюнеру полный контроль над параметрами настройки двигателя, а изменения можно будет вносить в режиме реального времени с помощью программного обеспечения для настройки ноутбука. Однако, поскольку автомобили и двигатели стали более сложными, эта ситуация изменилась, и теперь становится все труднее устанавливать такие автономные ЭБУ по сравнению с вариантами перепрошивки.

Это связано с тем, что, хотя автономный ЭБУ, скорее всего, может правильно управлять двигателем и заставить его работать, интеграция этого ЭБУ с остальными электронными системами современного автомобиля представляет собой реальную проблему. В настоящее время в автомобиле довольно часто используется несколько ЭБУ, управляющих различными аспектами его работы, включая двигатель, коробку передач, АБС, антипробуксовочную систему, климат-контроль и даже комбинацию приборов. Все эти системы взаимодействуют друг с другом, и для того, чтобы они функционировали должным образом, они полагаются на получение правильной информации от компьютера двигателя.

Когда мы заменяем наш заводской ECU на послепродажный ECU, поток данных, на который полагаются другие компоненты автомобиля, будет отсутствовать, и это может означать, что остальная часть автомобиля работает неправильно. К счастью, во многих автомобилях, выпущенных примерно с 2000 года и позже, теперь у нас есть перепрошивка в качестве опции, позволяющей нам просто подключаться к нашим автомобилям с помощью нашего компьютера и избегать таких неудач.

После того, как мы подключим и загрузим карты из ECU, мы получим необработанный шестнадцатеричный файл или файл ПЗУ, который сам по себе не имеет большого смысла и, следовательно, не очень полезен для нас. Для внесения изменений в карты нам нужна программа, которая позволяет нам видеть различные карты и манипулировать ими более привычным для нас способом. Однако для того, чтобы программное обеспечение работало, нам также необходимо знать, где хранятся различные карты в необработанном шестнадцатеричном файле и насколько они велики. Это достигается с помощью так называемого файла определения.

Вы можете думать об определении как о дорожной карте для файла ECU ROM. Он сообщает программе настройки, какие карты доступны и где их найти в файле ROM. Он также сообщает ECU, где он может найти данные для оси таблицы. Имея это в виду, файл определения имеет решающее значение для возможности внесения изменений в заводской ЭБУ. Хотя поиск карт в необработанном шестнадцатеричном файле возможен, если у вас есть нужный набор навыков, это выходит за рамки наших курсов, и мы всегда предполагаем, что вы работаете с хорошо разработанным и точным файлом определения.

Как только вы сможете просмотреть и изменить необходимые карты, вы сможете вносить любые изменения настройки, которые сочтете необходимыми. Как мы показываем в нашем курсе «Практическая перепрошивка», способ работы заводского ЭБУ часто немного отличается от работы ЭБУ вторичного рынка, и, следовательно, если вы знакомы с настройкой ЭБУ вторичного рынка, карты и техника настройки могут поначалу показаться немного незнакомыми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *