2.
Промаркируйте взаимное расположение
крышек генератора.
3. Отожмите три защелки.
4. Снимите пластмассовый кожух.
5. Отверните два винта крепления
регулятора напряжения
6. Снимите регулятор напряжения
со щеткодержателем…
7.
…отсоединив провод от клеммы
регулятора.
8.
Отверните четыре винта крепления
выпрямительного блока и винт крепления конденсатора.
9. Отогните три вывода обмотки статора так,
чтобы они дали возможность снять выпрямительный блок.
10. Снимите выпрямительный блок
с конденсатором.
11. Для замены конденсатора отверните
гайку контактного болта, снимите шайбу и распорную втулку. Снимите
с контактного болта наконечник провода конденсатора.
12. Отверните четыре стяжных винта (винты затянуты
большим моментом). Под головками винтов установлены пружинные и плоские
шайбы.
13. Поддев отверткой, снимите крышку
генератора со стороны контактных колец.
14. Зажмите ротор генератора в тисках
(не слишком сильно, так, чтобы ротор не проворачивался) и отверните
гайку крепления шкива. Снимите пружинную шайбу и шкив.
15. Снимите упорную шайбу.
16. Выньте ротор из крышки со стороны
привода.
17. Снимите с вала ротора дистанционное
кольцо.
18. Осмотрите контактные кольца. Если на них
имеются задиры, риски, царапины, следы износа от щеток и т.п., кольца
необходимо прошлифовать. Если повреждение колец не удается вывести
шкуркой, можно проточить кольца на токарном станке, снимая минимальный
слой металла, и затем прошлифовать.
19. Проверьте омметром (тестером)
сопротивление обмотки ротора, подсоединив его к контактным кольцам.
Если омметр покажет бесконечность, значит, в обмотках обрыв и нужно
заменить ротор.
20. Проверьте контрольной лампой,
нет ли замыкания обмотки на корпус ротора. Для этого включите контрольную
лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать
аккумуляторную батарею и лампу 12 В). Один провод подсоедините к корпусу
ротора, а второй – поочередно на каждое кольцо. В обоих случаях лампа
не должна гореть. Если хотя бы в одном случае лампа горит, значит,
происходит замыкание и необходимо заменить ротор.
21. Осмотрите статор. На внутренней поверхности
статора не должно быть следов задевания якоря о статор. В противном
случае заменить подшипники или крышки генератора в сборе с подшипниками
22. Проверьте, нет ли обрыва в обмотке
статора. Для этого включите контрольную лампу в сеть переменного тока
напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу
12 В). Поочередно подсоедините контрольную лампу между всеми выводами
обмотки. Во всех трех случаях лампа должна гореть. Если хотя бы в
одном случае лампа не горит, значит, есть обрыв в обмотке и нужно
заменить статор или обмотку.
2Проверьте, нет ли замыкания
обмоток статора на корпус. Для этого включите контрольную лампу в
сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную
батарею и лампу 12 В). Подсоедините лампу к вы воду обмотки статора,
а провод от источника тока к корпусу статора, при этом лампа гореть
не должна. Если лампа горит, то происходит замыкание и, следовательно,
необходимо заменить статор или обмотку.
24. Осмотрите крышку генератора
со стороны привода в сборе с подшипником. Если при вращении подшипника
чувствуется люфт между кольцами, перекат или заклинивание тел качения,
повреждены защитные кольца или есть следы подтекания смазки, а также
обнаружены трещины в крышке, особенно в местах крепления генератора,
необходимо заменить крышку в сборе с подшипником (подшипник в крышке
завальцован).
25. Проверьте легкость вращения
подшипника со стороны контактных колец. Если при вращении подшипника
чувствуется люфт между кольцами, перекат или заклинивание тел качения,
повреждены защитные кольца или есть следы подтекания смазки, подшипник
необходимо заменить. Для этого с помощью съемника спрессуйте подшипник
с вала ротора и напрессуйте новый с помощью подходящей оправки, прикладывая
усилие к внутреннему кольцу подшипника.
26. Осмотрите крышку генератора
со стороны контактных колец. При обнаружении трещин крышку необходимо
заменить.
27. Соберите генератор в порядке,
обратном снятию. При этом сориентируйте крышки генератора в соответствии
с ранее сделанными метками. Пружинную шайбу шкива генератора устано
вите выпуклой стороной к гайке. Затяните гайку моментом 39–62 Н·м
(3,9– 6,2 кгс·м).
На генераторе установлен конденсатор типа К73-58-4. Маркировка нанесена сбоку
на корпусе конденсатора. Не устанавливайте конденсатор другого типа.
1. Отсоедините провод от клеммы «–» аккумуляторной батареи.
2. Отсоедините колодку с проводом
от вывода «D» генератора и провод от контактного болта (вывод «В+»).
3. Отжав три защелки, снимите пластмассовый
кожух.
4. Отверните два винта крепления
щеткодержателя.
5. Осторожно выньте щеткодержатель,
чтобы не повредить щетки, и отсоедините от него колодку с проводами.
6. Отверните гайку крепления контактного
болта.
7. Снимите пружинную шайбу.
8. Снимите дистанционную шайбу и
отсоедините наконечник провода конденсатора от контактного болта.
9. Отверните винт крепления и снимите
конденсатор с генератора.
10. Проверьте исправность регулятора напряжения. Подсоедините
контрольную лампу 12 В к щеткам. Подайте напряжение 12 В «+» на
клемму, а «–» на «массу» щеткодержателя. При этом контрольная лампа
должна гореть.
11. Затем подайте напряжение 15–16
В – лампа должна погаснуть. Если лампа горит или не горит в обоих
случаях, то регулятор со щеткодержателем неисправны и их нужно заменить.
12. Проверьте легкость перемещения
щеток в щеткодержателе и их выступание. Если щетки выступают из щеткодержателя
менее чем на 5 мм, замените регулятор напряжения со щеткодержателем.
При обнаружении на щетках сколов и трещин также замените регулятор.
13. Исправность конденсатора можно
проверить мегометром или тестером (по шкале 1–10 МОм). Подсоедините
щупы тестера к контактам конденсатора. Перед подключением прибор показывает
бесконечность. В момент подключения сопротивление уменьшается, а затем
возвращается опять в бесконечность. В этом случае конденсатор исправен.
Неисправный конденсатор надо заменить.
14. Установите конденсатор и
щеткодержатель в порядке, обратном снятию. Обратите внимание, конденсатор
должен быть точно сориентирован относительно установочного выступа
на крышке, иначе щеткодержатель не встанет на место.
Проверить выпрямительный блок можно как на снятом генераторе, так и не снимая
генератор с автомобиля. Порядок проверки одинаковый. Для наглядности схемы проверки
показаны на снятом генераторе.
1. Снимите щеткодержатель с генератора (смотрите тут).
2.
Проверьте диоды выпрямительного
блока с помощью контрольной лампы 12 В и аккумуляторной батареи. Для
проверки замыкания в положительных и отрицательных диодах подсоедините
«+» батареи через контрольную лампу к выводу «В+» генератора, а «–»
батареи – к корпусу генератора. Лампа гореть не должна, если горит,
значит, есть замыкание. Блок необходимо заменить.
3. Для проверки положительных диодов подсоедините
«+» аккумуляторной батареи через контрольную лампу к выводу «В+» генератора,
а провод, идущий от «–» аккумуляторной батареи – к одному из винтов
крепления вывода обмотки статора. Лампа гореть не должна, если горит,
значит, есть замыкание в положительных диодах. Блок необходимо заменить.
4. Для проверки отрицательных диодов
подсоедините «+» аккумуляторной батареи через контрольную лампу к
одному из винтов крепления вывода обмотки статора, а провод, идущий
от «–» аккумуляторной батареи, – к корпусу генератора. Лампа гореть
не должна, если горит, значит, есть замыкание в отрицательных диодах.
Блок необходимо заменить.
5. Для проверки дополнительных диодов подсоедините
«+» аккумуляторной батареи через контрольную лампу к кон такту соединительной
колодки регулятора напряжения, а провод, идущий от «–» аккумуляторной
батареи, – к одному из винтов крепления вывода обмотки статора. Лампа
гореть не должна, если горит, значит, есть замыкание в дополнительных
диодах. Блок необходимо заменить.
Генератор ВАЗ 2110 требует постоянного ухода и обслуживания
Сломался авто? Мы все починим! +7 (961) 014-5673 +7 (915) 732-0659 Звоните!
Генератор ВАЗ 2110 устройство достаточно надежное, он в состоянии выдерживать большие вибрации во время работы двигателя, легко переносить высокую температуру, вредные воздействия внешней среды – влажность, грязь, пыль и прочие. Но даже несмотря на такие прекрасные эксплуатационные характеристики очень часто бывает такое, что на приборной панели начинает гореть лампочка генератора (отсутствие зарядки). Аккумулятор после этого начинает стремительно разряжаться. И происходит это, как правило, в самый неудачный момент, например, в длительной поездке или в ночное время. Поэтому было бы неплохо знать, как проверить состояние генератора в дорожных условиях и провести его обслуживание.
Обслуживание и ремонт генератора
Вообще-то, ремонт генераторов и стартеров ВАЗ нужно выполнять в автомастерской, потому что для этого может понадобиться диагностическое оборудование и специфические инструменты. Тем не менее, следить за его состоянием можно и самостоятельно. Так, обслуживание автомобильного генератора ВАЗ 2110 заключается в следующем:
тщательная и постоянная очистка наружных поверхностей;
проверка состояния крепления его к двигателю;
проверка качества соединения проводов к регулятору напряжения;
постоянная проверка натяжения ремня приводного – если оно будет недостаточное, работа генератора будет неустойчивой, если слишком сильным, то это приведет к быстрому выходу из строя подшипников и самого ремня;
после каждых десяти тысяч километров пробега проверять состояние генератора и ремня – недопустимо наличие на его поверхности трещин или расслоений;
постоянная проверка состояния подшипников в генераторе для автомобилей ВАЗ, для чего нужно снять ремень и вращать вал вручную – если будут слышны щелчки или шумы, наблюдаться люфт или заедания, подшипники следует заменить, так как они могут попросту заклинить.
Таким образом, самостоятельное обслуживание генератора на 2110 минимальное, специфических знаний и навыков для этого не требуется, так что эти работы можно и нужно выполнять самому автовладельцу. Но если обнаружится какая-либо неисправность, надо сразу же обращаться в автосервис.
Диагностика работы генератора ВАЗ 2110
Проверка натяжения и состояния ремня. В автомобилях семейства ВАЗ 2110 и выше ремень не должен прогибаться сильнее 10-15 миллиметров, так написано в инструкции по эксплуатации. При проверке рекомендуется пользоваться специальным индикатором, но если его нет, то можно задействовать бытовой безмен. При необходимости подтяжки или ослабления ремня надо ослабить гайку крепления, переместить сам генератор в нужное место и снова закрепить ее.
О качественной работе генератора ВАЗ 2110 можно судить по контрольной лампе, расположенной на приборной панели. До запуска двигателя при включенном зажигании она должна непрерывно гореть, что говорит о ее работоспособности.