Как и чем промыть радиатор печки не снимая с машины
Радиатор печки — это важный компонент системы отопления и кондиционирования воздуха автомобиля. Он отвечает за теплообмен между двигателем и салоном машины. Если радиатор печки забился, это может привести к снижению эффективности отопления и кондиционирования воздуха, а также к перегреву двигателя. В этой статье мы рассмотрим, как и чем промыть радиатор печки, не снимая его с машины.
Содержание
- Причины засоров радиатора отопителя
- Что потребуется для промывки
- Какие составы используются
- Порядок промывки
- Заправка и восстановление системы охлаждения
- Профилактика новых загрязнений
Причины засоров радиатора отопителя
Система охлаждения силового агрегата герметична, а используемый в ней антифриз рассчитан не только на температурную устойчивость в мороз и при рабочем нагреве, но и на защиту от коррозии и образования осадков. Если не нарушать все требования по эксплуатации, то проблемы засорения не будет.
На появление грязевых пробок влияют два фактора. Первый состоит в игнорировании штатных сроков регламентной замены охлаждающей жидкости. Их величина точно определена конструкторами и зависит от качества используемого антифриза. Обычные составы меняются раз в два года, специальные типа LongLife служат до пяти лет. Но не более.
Со временем вещества, входящие в состав автомобильных антифризов, начинают разлагаться, это относится как к основе, так и к присадочному пакету. Получившиеся продукты реакции могут иметь вязкую или твёрдую структуру, в любом случае они способны наглухо перекрыть тонкие трубки радиаторных сот.
Ещё быстрее всё произойдёт, если применять воду или некачественные незамерзающие жидкости. К грязи добавятся продукты быстрой коррозии металлических деталей. После такого замена радиаторов будет наименьшим из полученных зол. Выйдет из строя вся система, мотор будет перегреваться в самых безобидных условиях.
Что потребуется для промывки
При небольших и вовремя замеченных засорениях радиатор удаётся промыть, после чего он будет нормально служить, если не повторять ошибки эксплуатации.
Из материалов и оборудования надо иметь не так уж и много:
- моющая жидкость в виде раствора на дистиллированной воде;
- насосная установка в ведре, состоящая, например, из автомобильной электрической помпы;
- аккумулятор или зарядное устройство для питания насоса;
- фильтр, шланги, переходники и хомуты;
- электрический нагреватель типа кипятильника и термометр;
- емкость для слива грязной жидкости.
Всё это соединяется несложным инструментом в промывочную установку.
Какие составы используются
Для промывки используются составы с щелочной или кислотной реакцией, а также нейтральные моющие средства поверхностно-активного действия.
Кислоты применяются слабые, иначе легко можно повредить тонкие алюминиевые трубки радиатора. Обычно это растворы концентрации 5-10 процентов лимонной или молочной кислоты.
Щелочь также не должна быть концентрированной, если это содовый раствор, то ни в коем случае не на основе каустика.
Однако она эффективна по жировым составляющим отложений.
Неплохо справляются и бытовые моющие вещества, ими можно дополнить промывку со сменой рабочего раствора.
Порядок промывки
В первую очередь надо слить и утилизировать антифриз, он уже грязный и не пригоден к дальнейшему использованию. Даже если его недавно залили.
Затем к патрубкам печки, обычно под капотом, надо подключить шланги промывочной установки, сняв предварительно штатные. Необходимо предусмотреть их переключение для прямой и реверсной промывки.
Дальнейшие процедуры зависят от усердия промывающего, степени загрязнённости и количества моющих составов разного назначения. Пробуются все варианты, прямые и обратные, щёлочь, кислота и ПАВ, пока во всех случаях вытекающая жидкость не будет чистой. Раствор обязательно нагревается для повышения эффективности работы активных веществ.
В конце промывается система охлаждения, через всё пропускается чистая дистиллированная вода, восстанавливаются штатные соединения, и система заполняется новым положенным антифризом.
Заправка и восстановление системы охлаждения
Самое важное – удалить воздушные пробки. На разных двигателях эти процедуры отличаются, где-то вообще не нужны. Общий принцип – обеспечить выход воздуха в верхней точке системы, сняв там шланг или открыв предусмотренный конструкцией вентиль.
После пуска двигателя и пробных поездок уровень проверяется и восстанавливается до нормы. Первые недели эксплуатации это правило надо соблюдать ежедневно, пробки могут выходить постепенно, а в промытой системе иногда возникают ранее забитые грязью неплотности.
Профилактика новых загрязнений
Залогом чистоты будет регулярная и своевременная замена антифриза без экономии на его бренде и свойствах. Очень желательно с промывкой. Ухоженная система охлаждения и отопления проблем никогда не представит до полного исчерпания ресурса радиаторов и шлангов.
Отопитель салона автомобиля включён в общую схему охлаждения мотора. Отсюда и важность быстрого и правильного решения проблемы, перегрев двигателя для него смертельно опасен.
Надеяться потерпеть до лета с плохо работающей печкой категорически нельзя, речь идёт уже не о комфорте пассажиров, хотя и это очень важно. В лучшем случае всё приведёт к капитальному ремонту, а в текущих сложных условиях скорее всего придётся менять мотор в сборе.
Что такое сердцевина нагревателя? Где он расположен, что он делает и как вы его смываете?
Проще говоря, радиатор отопителя является частью системы климат-контроля вашего автомобиля и помогает наполнить салон автомобиля, грузовика или внедорожника теплым комфортным воздухом. Другими словами, сердечник отопителя позволяет вам оставаться в тепле во время вождения, независимо от температуры снаружи.
Мало того, ваш радиатор отопителя играет огромную роль в предотвращении запотевания и размораживания окон, что также делает его важной функцией безопасности.
Достаточно сказать, что радиатор отопителя является действительно важной частью системы вентиляции и кондиционирования вашего автомобиля.
Так что да, очень важно, чтобы радиатор отопителя вашего автомобиля или грузовика был в хорошем рабочем состоянии, чтобы ваш салон оставался уютным, а окна не запотевали. Чтобы помочь вам оставаться таким же, давайте погрузимся в небольшой радиатор автомобильного обогревателя 101.
Вот типичная Сердечник отопителя OEM от Summit Racing . Хотя они обычно зависят от автомобиля, все они работают примерно одинаково. Обратите внимание на два больших заусенца шланга, в которые подается охлаждающая жидкость двигателя.Ищете хороший сменный радиатор отопителя для вашего автомобиля, грузовика или внедорожника? Кликните сюда.
(Изображение/Summit Racing) Как работает сердцевина нагревателя ?Радиатор отопителя работает так же, как и радиатор вашего двигателя, только с другой целью. Радиатор предназначен для поддержания постоянной температуры двигателя, и большая часть его работы связана с охлаждением двигателя за счет отвода тепла, которое рассеивается в окружающем воздухе.
Сердечник отопителя также отбирает тепло у вашего двигателя, только отводимое им тепло используется системой климат-контроля вашего автомобиля для обогрева воздуха в салоне.
Красная стрелка указывает на два шланга отопителя, подключенные к радиатору отопителя с другой стороны брандмауэра.Сердечники нагревателя и радиаторы называются теплообменниками, что является причудливым способом сказать, что они берут тепло от источника (двигателя) и передают его жидкости — в данном случае окружающему воздуху (и да, воздух — это жидкость).
Желтая стрелка указывает на заднюю часть электровентилятора, который отвечает за перемещение воздуха. Мы использовали здесь изображение старого автомобиля просто потому, что было легче увидеть детали в незагроможденном моторном отсеке, но современные автомобили полагаются, по сути, на ту же настройку. (Изображение/OnAllCylinders) В двух словах, радиатор отопителя поглощает тепло от охлаждающая жидкость двигателя. Затем воздух проталкивается через сердечник отопителя через двигатель вентилятора HVAC, нагревая его по пути в пассажирский салон.
Имеет смысл? Мы сделали краткую диаграмму сердцевины нагревателя ниже, используя наше современное программное обеспечение для визуализации , чтобы лучше объяснить это.
A Схема работы сердцевины отопителя Вот (очень) упрощенная схема работы системы отопителя автомобиля с использованием блока климат-контроля Vintage Air в качестве примера: Холодный окружающий воздух поступает в корзину двигателя вентилятора справа. Нагнетательный вентилятор нагнетает воздух в воздушную камеру, через сердцевину нагревателя и через его ребра, нагревая воздух в процессе. Подогретый воздух проходит через воздушную коробку, откуда через дефлекторы направляется в кабину. Обратите внимание на две медные трубки сверху, указывающие на то, где в узле находится сердечник нагревателя. (Изображение/OnAllCylinders и Vintage Air) Признаки неисправности радиатора отопителяИтак, как понять, что вам нужен новый радиатор отопителя? Что ж, есть несколько признаков того, что вам нужна замена радиатора отопителя — вот несколько хороших мест для начала:
- Отсутствие тепла, поступающего из вентиляционных отверстий (да)
- Сладкий запах охлаждающей жидкости в салоне
- Обогреватели окон перестают работать
- Общая потеря охлаждающей жидкости
- Отсутствие потока воздуха при включении обогрева
- Мокрые коврики/влажный коврик в пространстве для ног
- Пятна на ковре, обычно зеленого цвета (в зависимости от типа охлаждающей жидкости)
- Признаки утечки охлаждающей жидкости на брандмауэре со стороны моторного отсека (остатки, отложения)
Если у вас возникли какие-либо из этих симптомов неисправности радиатора отопителя, знайте, что радиаторы отопителя могут выйти из строя несколькими способами.
Во-первых, так как они часто подвергаются вибрации, тепловым циклам и потенциальному химическому загрязнению охлаждающей жидкости, радиаторы нагревателя могут давать течь. Иногда эти утечки происходят из-за трещины в паяном медном соединении, а иногда это просто крошечные точечные утечки из-за точечной коррозии и старения. Какой бы ни была причина, утечки радиатора отопителя обычно проявляются в запахе охлаждающей жидкости внутри автомобиля, сыром, испачканном ковре в пространстве для ног или просто в холодном салоне.
Сердечники нагревателя могут быть засорены как изнутри, так и снаружи. Если вы заметили, что через вентиляционные отверстия не поступает поток воздуха, сначала обязательно замените салонный фильтр . Но вы также можете обнаружить, что мусор также добрался до радиатора отопителя, ограничивая поток воздуха в вентиляционные отверстия — так же, как листья и дорожный песок могут забить автомобильный радиатор. (Изображение/OnAllCylinders – Кайл Б.)Если воздух нагревается, но настройки управления скоростью вентилятора не работают должным образом (или вентилятор не работает вообще), возможно, у вас неисправен резистор двигателя вентилятора.
О них можно прочитать здесь: Что такое резистор двигателя вентилятора? И как узнать, что у вас плохо?
Во-вторых, радиаторы нагревателя могут забиваться как внутри, так и снаружи.
Если двигатель вентилятора всасывает грязь и мусор, есть большая вероятность, что он застрянет в ребрах радиатора отопителя (что особенно актуально для старых автомобилей без воздушного фильтра салона). Поэтому, если вы заметите отсутствие потока воздуха, поступающего из вентиляционных отверстий, сначала проверьте воздушный фильтр салона , а затем посмотрите, сможете ли вы взглянуть на радиатор отопителя, хотя для этого могут потребоваться специальные инструменты, такие как инспекционное зеркало или бороскоп .
Если через вентиляционные отверстия по-прежнему проходит много воздуха, но он просто не нагревается, возможно, радиатор обогревателя забит изнутри. В этих случаях это означает, что отложения и коррозия препятствуют проникновению горячей охлаждающей жидкости двигателя через ребра радиатора отопителя. Воздух от двигателя вентилятора движется нормально, он просто не нагревается, потому что сердцевина отопителя все еще холодная.
Старая, загрязненная или неподходящая охлаждающая жидкость/антифриз может нанести ущерб компонентам системы охлаждения, таким как этот термостат, и со временем она также может легко заклеить небольшие каналы внутри радиатора отопителя. (Image/ Jeff Smith ) Можно ли промыть сердечник нагревателя, чтобы прочистить его? Если вы считаете, что сердцевина вашего обогревателя засорена изнутри, есть шанс, что вы сможете промыть ее и прочистить. Хотя этот процесс не гарантирует успеха, часто стоит попробовать, прежде чем приступать к хлопотам или расходам на замену сердечника нагревателя.
Для краткости промывка радиатора отопителя обычно включает в себя снятие двух впускных/выпускных шлангов на брандмауэре автомобиля, прямо у заусенцев шлангов радиатора отопителя, и замену их двумя временными (и желательно прозрачными) секциями шлангов. Вы смоете источник воды во входное отверстие, а затем подсоедините шланг к выходному отверстию и направите его в сборное ведро.
(Мы объясним, как отличить впускные/выпускные порты радиатора нагревателя в нижней части этой статьи.)
Однако будьте осторожны, так как вы очень, очень, очень хотите избежать чрезмерного давления воды, которое может привести к разрыву швов радиатора вашего обогревателя.
Специальный пистолет для обратной промывки радиатора нагревателя также очень удобен. В дополнение к хорошей посадке на шланге, некоторые модели могут добавлять пузырьки воздуха, которые будут взбалтывать воду, чтобы отделить больше грязи от сердцевины нагревателя. Просто будьте предельно осторожны, чтобы не давить слишком сильно на сердцевину нагревателя, так как некоторые из них пугающе легко лопаются.
(Изображение/ Lisle )После того, как все это подключено, вы просто начинаете промывать водой радиатор нагревателя, обращая внимание на любой песок или мусор, выходящий с другой стороны. Опять же, не применяйте слишком большое давление воды и внимательно следите за сливным шлангом, как только вода, выходящая из выпускного отверстия радиатора нагревателя, станет чистой, ваша работа будет окончена.
Несколько компаний производят комплекты для промывки системы охлаждения и растворы , которые могут помочь растворить и разрушить отложения, которые также могут засорить сердцевину нагревателя.
Где находится радиатор отопителя в автомобиле? Хотя все автомобили, грузовики и внедорожники отличаются друг от друга, по нашему опыту, радиатор отопителя будет расположен внутри пассажирского салона. А для отечественных автомобилей с левым рулем в США, особенно старых моделей, есть большая вероятность, что радиатор отопителя будет расположен со стороны пассажира автомобиля.
Обычно вы можете найти свой, ища те два шланга отопителя, которые проходят в брандмауэр вашего моторного отсека — это вышеупомянутые впускные/выпускные линии радиатора отопителя.
Чуть позже мы поговорим о различиях между впускным и выпускным шлангами, а пока помните, что в системе ДВС радиатор отопителя делит свою охлаждающую жидкость с остальной частью системы охлаждения вашего двигателя. Охлаждающая жидкость поступает в сердцевину отопителя, проходит через ребра и возвращается в систему охлаждения двигателя, отсюда и два порта.
Прошу прощения за эту старую размытую картинку, но чтобы дать вам представление о размерах, желтым кружком обведен узел воздушной камеры и радиатора отопителя, установленный на Jeep CJ эпохи AMC. Для обслуживания радиатора отопителя необходимо снять все это. Хотя это не так уж важно для чего-то вроде винтажного грузовика, для современных автомобилей это может быть довольно сложной задачей. (Изображение/OnAllCylinders) Теперь самое интересное.
Из-за того, что они расположены внутри пассажирского салона, добраться до радиаторов отопителя может быть довольно сложно — мы говорим о потенциальной сложности уровня «снять всю приборную панель».
В то время как некоторые старые легковые и грузовые автомобили имеют удобную панель доступа в моторном отсеке, многие новые автомобили не имеют ее, а это означает, что вам, вероятно, придется разобрать салон, чтобы заменить или отремонтировать радиатор отопителя.
В некоторых автомобилях доступ к радиатору отопителя/воздушной камере проще, чем в других. Для 19В кузовах GM A 60-х годов у вас есть небольшая панель доступа в моторном отсеке, которая может быть полезна для визуального осмотра радиатора отопителя, но для ее снятия все еще требуется некоторая работа внутри под приборной панелью. (Изображение/ OnAllCylinders ) Сложность замены или ремонта радиатора отопителя полностью зависит от вашего автомобиля. И это особенно верно для современных автомобилей, где вам часто приходится бороться с такими вещами, как звуко- и теплоизоляция, подушки безопасности и более сложные компоненты информационно-развлекательной системы и системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.
Как только вы на самом деле доберетесь до старого модуля радиатора отопителя, это обычно довольно простая процедура замены/замены. Затем, конечно, нужно все вернуть на место, чтобы мы не строили никаких экстравагантных планов на ужин, когда придет время выполнять работу.
Как определить, какой шланг радиатора нагревателя является входным, а какой выходным? Видите два шланга, входящие в брандмауэр? Это впускные/выпускные трубопроводы радиатора отопителя, расположенные с другой стороны перегородки в пассажирском салоне. Обратите внимание, как соединяются линии — вы не хотите их перепутать. Для этого небольшого блока Mopar впускной шланг радиатора отопителя (слева) питается от горячей охлаждающей жидкости в верхней части двигателя на впуске, а выпускной трубопровод (справа) направляет охлажденную охлаждающую жидкость обратно к водяному насосу для рециркуляции. (Изображение/OnAllCylinders — Помните, мы говорили, что есть разница между впускным и выпускным шлангами радиатора отопителя? Если вы выполняете какой-либо ремонт радиатора отопителя, который требует от вас снятия этих шлангов, вам нужно убедиться, что вы подключили их обратно таким же образом.
Если вы этого не сделаете, вы можете в конечном итоге ограничить поток охлаждающей жидкости через радиатор отопителя и, в конечном итоге, всю систему охлаждения двигателя, что, предупреждение о спойлере , не идеально.
Но отличить два шланга не так уж и сложно.
Начнем с того, что два шланга, скорее всего, будут разного размера. Вообще говоря, впускной шланг будет иметь немного меньший диаметр, чем выпускной шланг. (Иногда вам повезет, и штуцеры шланга или перегородка будут помечены как вход/выход, но не рассчитывайте на это.)
Все еще не уверены, что есть что? Просто запустите двигатель и осторожно коснитесь каждого шланга. Более горячий будет на входе, а более холодный – на выходе.
И если еще есть путаница, то впускной шланг будет идти от двигателя, а выпускной будет перенастроен на водяной насос или радиатор. Просто помните фундаментальный принцип, заключающийся в том, что впускной патрубок вашего радиатора отопителя обычно получает охлаждающую жидкость в самой горячей точке или около нее, что обычно означает непосредственно от двигателя.
А выпускное отверстие обычно подает только что охлажденную охлаждающую жидкость обратно к водяному насосу или радиатору, чтобы она могла начать новое путешествие по двигателю.
Узнайте больше об автомобильном обогреве и охлаждении в этом подкастеИщете хороший сменный радиатор отопителя для вашего автомобиля, грузовика или внедорожника? Кликните сюда.
Хотите глубже изучить автомобильные системы отопления и охлаждения?
Недавно мы с Риком Лавом, президентом Vintage Air, побеседовали на 30 минут о системах климат-контроля в автомобилях. Хотя речь в основном была посвящена кондиционированию воздуха, мы также затронули некоторые общие темы, в том числе установку/модернизацию и общую диагностику ОВКВ — все это вы можете услышать в эпизоде подкаста ниже:
Audi A4 1.8T Volkswagen Промывка радиатора отопителя | Golf, Jetta, Passat и Beetle
Применимые модели:
- Audi A4 (1997-01)
- Ауди А4 Кваттро (1997-01)
- Ауди ТТ (2000-04)
- Ауди ТТ Кваттро (2000-04)
- Фольксваген Жук (1999-02)
- Фольксваген Гольф (2000-02)
- Фольксваген Джетта (2000-02)
- VW Passat (1996-00):
— Passat (1990–1997)
— Passat (1998–2005)
Со временем отложения и коррозия могут снизить эффективность радиатора отопителя вашего Audi.

Сердцевина отопителя представляет собой небольшой радиатор и, как и основной радиатор автомобиля, является частью системы охлаждения автомобиля. Вместо того, чтобы рассеивать тепло в воздухе, он обеспечивает теплом систему климат-контроля автомобиля. И вместо того, чтобы монтироваться в передней части автомобиля, как радиатор, он обычно спрятан где-то под капотом и приборной панелью, спрятанный за различными компонентами.
Если вы когда-нибудь слышали о том, что кому-то нужно заменить радиатор отопителя в автомобиле, вы, вероятно, слышали ужасную историю; обычно получение доступа к нему требует обширной и разочаровывающей работы. Это дает все основания, необходимые для выполнения следующего проекта. Если ваш радиатор отопителя кажется забитым и нуждается в замене, эта процедура дает вам простой способ попытаться спасти его, прежде чем вам придется разбирать приборную панель автомобиля. Более того, если вы время от времени промываете сердечник нагревателя, вероятность его засорения снижается, и, следовательно, вам с меньшей вероятностью когда-либо придется выполнять (или платить за) замену сердечника нагревателя.
Промывка радиатора отопителя мало чем отличается от промывки системы охлаждения во время замены охлаждающей жидкости, за исключением того, что она касается исключительно самого радиатора отопителя. Вы можете использовать обычную воду из садового шланга с оговоркой, что вы не должны подвергать сердцевину сильному давлению воды, так как это может повредить ее. Легкий поток — это все, что вам нужно.
Сердцевина нагревателя имеет два порта на брандмауэре — один вход и один выход. Вы можете пропускать воду в одном направлении, а затем переключать шланги, чтобы изменить направление потока, чтобы вымыть как можно больше старой охлаждающей жидкости и мусора.
Прежде чем приступить к работе, снимите пластиковую крышку кожуха моторного отсека, чтобы получить доступ к двум отверстиям для шлангов радиатора отопителя сбоку от аккумулятора. Я использовал шестифутовый 3/4-дюймовый шланг отопителя, купленный в местном магазине автозапчастей. Я отрезал небольшой отрезок шланга, чтобы подсоединить его к моему садовому шлангу.

О них можно прочитать здесь: Что такое резистор двигателя вентилятора? И как узнать, что у вас плохо?