Как проверить термостат не снимая с машины: Проверка термостата на машине | Блог

Содержание

Как проверить термостат на Рено Логан не снимая его?

Если количество делений на указателе температуры в комбинации приборов больше или меньше четырех (на прогретом двигателе), либо они постоянно скачут туда-сюда, значит настала пора проверить термостат.

Проведем быструю и не сложную проверку термостата, не снимая и не разбирая его. На примере термостата системы охлаждения двигателя k7j (1,4 л) автомобиля Рено Логан первого поколения.

Проверка будет основываться на знании порядка работы системы охлаждения автомобильного двигателя и принципа действия термостата.

Как проверить термостат на Рено Логан не снимая его?

1. Запускаем холодный двигатель и оставляем его работать на холостых.

Если термостат исправен, двигатель должен прогреться минут за десять в летнюю погоду. В холодное время года на прогрев может понадобиться в два раза больше времени.

2. Рукой проверяем нагрев термостата.

Периодически рукой проверяем нагрев нижней части термостата по мере прогрева двигателя. Если с ним все в порядке, то на первых минутах его работы теплой (а потом горячей) будет только верхняя часть термостата (это работает малый круг циркуляции ОЖ по системе).

Быстрая проверка термостата системы охлаждения двигателя автомобиля Рено Логан заключается в отслеживании нагрева нижней части его корпуса
hr>
По мере прогрева начнет теплеть и нижняя часть термостата (ОЖ пойдет в радиатор через открывающийся клапан термостата). А потом, всего за несколько секунд, она станет практически горячей. Этот момент очень хорошо ощущается рукой и свидетельствует о том, что термостат исправен и его клапан работает. Приблизительно через десять минут обе части термостата должны быть горячими.

Если обе части термостата нагреваются одновременно, при чем становятся теплыми, но не горячими, хотя двигатель «молотит» уже минут двадцать, то скорее всего клапан термостата заклинил в открытом положении. Охлаждающую жидкость прогреть в таком случае не реально. Особенно зимой. Такой термостат нужно будет заменить на новый.

В другом случае, о неисправности термостата свидетельствует не желание прогреваться его нижней части. Верхняя часть уже «как огонь», а нижняя чуть теплая и радиатор холодный. Такая ситуация говорит о том, что клапан термостата заклинил в закрытом положении и циркуляция ОЖ по большому кругу системы охлаждения двигателя не идет. Термостат под замену.

Так же, следует учитывать, что не всегда клапан термостата заклинивает сразу. Он может, то работать, то нет (деления на указателе температуры при этом скачут). Либо подклинивать в частично открытом или частично закрытом положении. Но, в любом случае, это будет отклонение от нормы в его работе, хорошо ощутимое рукой.

Следует соблюдать меры безопасности трогая термостат рукой, так как начало открытия клапана 89 градусов и можно запросто обжечься.

Если есть необходимость можно полностью проверить систему охлаждения двигателя: «Проверка системы охлаждения двигателя k7j (1,4 л) автомобиля Рено Логан первого поколения».

Примечания и дополнения

— Система охлаждения двигателя k7j 1,4 л автомобиля Рено Логан герметичная с принудительной циркуляцией. Начало открытия клапана термостата 89 градусов, полное открытие при 95±2 гр (рабочая температура двигателя). Объем охлаждающей жидкости в системе 5,45 л.

— Термостат в системе охлаждения двигателей k7j 1,4 л и k7m 1,6 л автомобиля Рено Логан первого поколения предназначен для автоматической регулировки их теплового режима путем включения и выключения радиатора в систему. Для этого внутри термостата установлен герметичный металлический баллон с термочувствительным наполнителем (воском) и резиновой вставкой (термосиловой элемент). При нагревании наполнитель расплавляется, его объем увеличивается, сдавливая вставку. Вставка деформируется и выталкивает шток клапана. Клапан открывается, пропуская ОЖ в радиатор. При достаточном охлаждении ОЖ шток клапана втягивается обратно и он закрывается.

— Термостат в систему охлаждения двигателей k7j 1,4 л и k7m 1,6 л автомобиля Рено Логан первого поколения Renault 8200772985 на 89°, либо его аналоги.

Еще статьи по системе охлаждения двигателя k7j (1,4 л) автомобиля Рено Логан первого поколения

— Что делать если закипел двигатель автомобиля?

— Крышка расширительного бачка системы охлаждения двигателя автомобиля Рено Логан

— Вентилятор радиатора Рено Логан, схема подключения

— Не работает вентилятор радиатора на автомобиле Рено Логан

— Замена трубки подведения ОЖ к помпе двигателя Рено Логан

— Замена насоса охлаждающей жидкости (помпы) двигателя автомобиля Рено Логан

— Замена охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя автомобиля Рено Логан

Подписывайтесь на нас!

Методы проверки термостата, которые не требуют снятия его с автомобиля

Всем привет! Когда мотор работает, он обязательно нагревается. Чем холоднее ДВС, тем больше ему потребуется израсходовать топлива. Но и перегрев двигателя допускать нельзя, поскольку это чревато серьезными последствиями. Важный элемент в системе контроля температуры силового агрегата выступает термостат. Он может выходить из строя. Потому логично будет поговорить о том, как проверить работу термостата и определить неисправность узла.

Это должен знать каждый автомобилист, поскольку подобная неприятность может поджидать на любом повороте.

Ранее, рассказывая о причинах перегрева двигателя, одним из ключевых пунктов выступал именно термостат.

Сегодня более подробно расскажу про его функции, особенности работы, а также непосредственно обсудим вопрос самостоятельной проверки, не снимая его.

Устройство

Терморегулятор устроен по принципу подвижного клапана. Термостат состоит из следующих элементов:

  1. Медная или латунная цилиндрическая колба с выводами. Она является корпусом, а также служит для соединения патрубков. В зависимости от модификации, корпус может быть разборным или не разборным.
  2. Клапан, используется как запорный механизм для регулирования циркуляции антифриза внутри системы. Есть модификации термостатов с одним или двумя клапанами.
  3. Термоэлемент используется в качестве толкателя штока клапана. Элемент состоит из трубки, в которой находится воск.

Подобные регуляторы можно встретить, например, на классических и более современных моделях автомобилей ВАЗ. На машинах с электронным контролем температуры, устанавливаются термостаты с такой же конфигурацией, но она дополнена терморезистором, датчиком температуры и разъемом для подключения к электрической цепи автомобиля.

Принцип работы

Работает термостат по очень простому принципу. В момент запуска силового агрегата, антифриз в системе охлаждения имеет температуру окружающей среды. В это время клапан термостата заблокирован в посадочном седле. Автомобильная помпа нагнетает антифриз под давлением, создавая циркуляцию только по каналам силового агрегата и системы отопления. Как только температура антифриза достигнет порога 85 градусов, воск внутри термоэлемента начинает свое плавление. Это создает давление на шток клапана. В результате, клапан открывается и запускает охлаждающую жидкость по полному кругу циркуляции, через радиатор охлаждения.

Данный принцип используется для быстрого прогрева двигателя и салона автомобиля. Без термостата, осуществить быстрый и равномерный прогрев не получится, так как антифриз будет постоянно охлаждаться за счет радиатора и вентилятора.

Что это такое и как работает

Как вы понимаете, термостат является компонентом системы охлаждения автомобильного двигателя.

Если коротко, то задачей этого элемента является открытие и закрытие пути для движения жидкости, которая протекает через малый или большой круг.

Работа устройства основана на физическом явлении. А именно на расширении жидкости при ее нагреве. У термостата довольно простое устройство, хотя по факту это датчик и исполнительный механизм в одном флаконе. Он состоит из цилиндра, который наполнен воскообразной жидкостью, порошковой медью, алюминием и графитом. Здесь же предусмотрен шток, расположенный внутри цилиндры, и пара подпружиненных клапанов. Один клапан для основного (большого), а второй для малого круга циркуляции жидкости охлаждения.

В процессе работы этот элемент постоянно находится под воздействием жидкости, которая его омывает. Тепло передается содержимому цилиндра.

Когда происходит нагрев, воск в цилиндре расширяется, шток выдавливается вместе с клапаном, отмечающим за малый круг. Тем самым происходит перекрытие малого круга циркуляции, и жидкость начинает проходить уже через радиатор двигателя, а не только через радиатор печки.

Неисправности

Терморегулятор машины прост по своей конструкции. Рабочий клапан термостата постоянно находится в среде с высокой температурой, давлением.

Со временем, подобная среда приводит к выходу из строя этого узла. Основные неисправности терморегулятора будут описаны далее.

Заклинивание в седле

Такая неисправность может возникнуть по следующим причинам:

  1. Чашка клапана подверглась окислению.
  2. Возвратная пружина сломалась или потеряла свойства упругости.
  3. Возник пробой полости термоэлемента.

Подобная неисправность грозит двигателю перегревом.

Заклинивание в открытом положении

Подобный эффект возникает также от попадания грязи или накипи в посадочное седло чашки клапана. Причиной может стать все та же возвратная пружина, которая не может вернуть клапан в исходное положение. Данная проблема грозит долгим нагревом силового агрегата. Прогреться до необходимой температуры двигатель не сможет, особенно в зимние периоды.

Основные неисправности термостата

Термостат представляет собой довольное простое устройство, которое редко выходит из строя. Если возникли проблемы с термостатом, чаще всего они связаны со следующими причинами:

  • Клапан переключения циркуляции жидкости с большого на малый круг перестал плотно закрываться. Из-за этого сразу после пуска двигателя антифриз циркулирует по полному большому кругу, из-за чего разогрев до рабочей температуры в 90 градусов Цельсия занимает в разы больше времени, чем при исправном термостате;
  • Клапан переключения циркуляции жидкости заклинил в закрытом состоянии. В такой ситуации датчик на его открытие срабатывает, но заслонка не может сдвинуться. Это приводит к тому, что тосол даже после разогрева мотора продолжает циркулировать по малому кругу. Соответственно, детали двигателя не получают необходимого охлаждения, и он перегревается.

Рекомендуем: Двигатель перегрелся на трассе, что делать?

Стоимость термостата невелика, но далеко не во всех проблемах с охлаждением двигателя виноват он. Именно поэтому перед тем как производить замену термостата, необходимо убедиться в его неисправности.

Проверка

Своевременная и правильная проверка термостата очень важное мероприятие. Далее будут описаны способы, как проверить работу термостата.

Без демонтажа

Для того чтобы проверить термостат прямо во время работы двигателя необходимо:

  1. Завести двигатель.
  2. Одной рукой коснуться верхнего патрубка, соединенного с двигателем.
  3. Второй рукой коснуться патрубка, соединенного с нижней «ванной» радиатора.
  4. Во время нагрева антифриза, температура патрубка двигателя должна увеличиваться, а температура патрубка радиатора должна быть неизменной.

Если патрубок радиатора также начинает медленно нагреваться, это указывает на недостаточное закрытие затворного механизма. Такой термостат требует снятия и дополнительной проверки.

Если циркуляции с нижней «ванной» радиатора нет, проверка работоспособности термостата продолжается до момента прогрева антифриза. Достижение порога нагрева антифриза до 85–95 градусов должно сопровождаться открытием клапана термостата. В это время нижний патрубок должен начать нагрев. Если этого не произошло, необходимо остановить мотор и начать демонтаж терморегулятора для дополнительной диагностики.

Проверка исправности термостата этим способом может наглядно показать, как происходит регулировка нагрева и циркуляции во время работы двигателя.

На автомобилях с электронным запуском дополнительного вентилятора, время открытия запорного механизма точно совпадает с моментом включения вентилятора. Таким образом можно узнать, когда антифриз должен пойти по полному кругу циркуляции.

Если термостат не прошел проверку во время работы двигателя, его придется демонтировать.

Проверка после демонтажа

Проверка термостата в домашних условиях, это классический метод. Он наглядно покажет, как и в какой момент должен функционировать этот механизм. Перед тестом важно почистить деталь от накипи и грязи. Также стоит проверить целостность и упругость возвратной пружины. Далее необходимо:

  1. В металлическую емкость, с высокими краями, поместить проверяемый термостат.
  2. Емкость установить на печь.
  3. Налить воду в емкость. Уровень жидкости должен полностью скрыть термостат.
  4. В емкость опустить технический градусник. Обычный медицинский использовать запрещено. Исключением являются электронный устройства с порогом более 100 градусов.
  5. Начать нагрев емкости с водой и термостатом.

Во время нагрева воды необходимо контролировать увеличение ее температуры. Как только температура достигнет уровня 85 делений, клапан должен открыться. На многих устройствах порог открытия указан на корпусе или чашке клапана. Может варьироваться до 95 градусов. Если открытие произошло, необходимо вынуть устройство из воды и проконтролировать его остывание. При охлаждении до 80 градусов, запорный механизм должен закрыться. Подобную проверку необходимо провести не менее 3 раз, при этом сопоставляя время и момент открытия и закрытия, точность посадки чашки в седло.

Если открытия или закрытия не произошло, механизм можно признать неисправным.

После приобретения нового запорного клапана, у многих возникает проблема, как проверить новый термостат перед установкой. Данный метод очень хорошо подходит для тестирования. Монтаж непроверенного элемента может привести к дальнейшим проблемам с перегревами силового агрегата.

Проверка мультиметром

Данный тест проводится для термостатов с электронным управлением открытия клапана. На верхней части запорного клапана подобных термостатов, находится термоэлемент, работающий во взаимодействии с бортовым компьютером. Для проверки понадобится тестер, включенный в режим замера электрического сопротивления. Далее необходимо:

  1. Отключить электрический разъем питания детали.
  2. К клеммам устройства подключить контрольные щупы мультиметра.
  3. Замерить сопротивление.

Рабочее сопротивление должно быть не менее 10 Ом. Если сопротивление отсутствует или меньше положенного значения, термостат требует замены.

Если сопротивление в пределах нормы, необходимо проверить мультиметром отсутствие короткого замыкания с корпусом. Для этого нужно перевести тестер в режим прозвонки со звуковым оповещением. Далее:

  1. Красный контрольный щуп соединить с контактом «1» на устройстве.
  2. Черный контрольный щуп присоединить к корпусу двигателя.

Если сигнал отсутствует, это указывает на изоляцию электрической массы автомобиля и «1» контакта термостата. Аналогичным образом нужно провести тест на короткое замыкание контакта «2» термостата.

Если обе проверки не дали результата, причина может крыться в температурном датчике, который входит в общую цепь системы охлаждения.

Перед проверкой очень важно почистить соединительный штекер от окислений и грязи. Частой причиной выхода из строя бывает попавшая влага на контакты разъема. Также необходимо проверить состояние самого штекера. Трещины, сколы, поломка корпуса становится причиной разрыва контактов или короткого замыкания на корпус.

Как проверить термостат автомобиля

Можно выделить два основных способа проверки термостата автомобиля. Один из них проходит без снятия детали, но требует наличия пирометра, а второй более простой, но элемент потребуется на время проверки снять с двигателя.

Проверка термостата не снимая с двигателя

Как известно, корпус термостата соединяется с верхним шлангом радиатора, который включен в большой круг циркуляции охлаждающей жидкости. Соответственно, при рабочем термостате после пуска мотора верхний шланг радиатора должен оставаться холодным (слегка теплым) некоторое время, до того момента как по нему будет пущен антифриз.

Чтобы проверить термостат не снимая с двигателя, обзаведитесь пирометром (прибор для измерения температуры). Можно встретить мнение, что проверку следует производить и без прибора, замеряя температуру руками, но это довольно опасно, учитывая большое количество подвижных деталей при работе двигателя.

Рекомендуем: Можно ли ездить на липучке летом?

Направьте пирометр на верхний шланг радиатора и запустите мотор (холодный пуск). На протяжении двух-трех минус наблюдайте за показателями прибора. Далее сделайте вывод об исправности термостата по следующим правилам:

  • Шланг на протяжении двух-трех минут был холодным (или его температура слегка поднималась), а после быстро нагрелся. Это свидетельствует о том, что термостат исправен, и он переключил циркуляцию охлаждающей жидкости с малого круга на большой после достаточного прогрева мотора;
  • Шланг изначально медленно прогревался. В таком случае можно говорить, что термостат заклинил в открытом положении, и антифриз не циркулирует по малому кругу;
  • Шланг не начал быстро прогреваться спустя две-три минуты. То есть, термостат неисправен, и он не переключает циркуляцию охлаждающей жидкости с малого круга на большой.

Важно: В процессе проверки термостата следите за температурой двигателя на панели приборов. Если термостат заклинил и не переключит охлаждающую жидкость на большой круг, двигатель начнет перегреваться, что может привести к выходу из строя дорогостоящих деталей.

Проверка термостата в кастрюле

Широко распространенный и хорошо известный способ самостоятельной проверки термостата, это с использованием кастрюли. Как несложно догадаться, перед диагностикой потребуется снять термостат с двигателя машины и принести его домой. После этого проделайте следующее:

  1. Возьмите кастрюли и наполните ее водой;
  2. Осмотрите корпус термостата и ознакомьтесь на нем с технической информацией, в которой указывается, на какой температуре он должен переключиться;
  3. Подвесьте в кастрюле термостат таким образом, чтобы он был погружен в воду, но при этом не касался стенок и днища емкости, то есть соприкасался только с водой;
  4. Начните подогревать воду и положите в нее обычный термометр для замера температуры жидкости;
  5. Когда вода подойдет к значению переключения термостата из закрытого состояния в открытое, убедитесь, что это происходит. Также сравните показатель термометра, зафиксировав температуру, на которой открывается клапан переключения круга циркуляции охлаждающей жидкости, с идеальными значениями, указанными на корпусе устройства.

Если клапан при нагреве воды открывается, отследите его поведение при охлаждении жидкости, проверив, на какой температуре он вернется в исходное положение. На основании полученных данных сделайте вывод о работоспособности термостата.

Советы

Термостат необходимая деталь в любой машине. Выбор нового механизма и правильная эксплуатация очень важны.

  1. При выборе термостата необходимо обращать внимание на производителя. Стоит покупать устройства только проверенных компаний.
  2. Корпус устройства обязательно должен быть из латуни или меди. Только эти металлы нагреваются с антифризом равномерно.
  3. После долгого простоя автомобиля в элементе может произойти отложение накипи или окисление. Необходимо разобрать и почистить запорный механизм.
  4. Запрещается разбавлять антифриз водой в любых, даже незначительных пропорциях.
  5. Запрещается эксплуатировать систему охлаждения на обычной, даже дистиллированной воде. Вода образует накипь и избавиться от нее очень сложно.
  6. Также не стоит эксплуатировать автомобиль с пустым термостатом. Отсутствие клапана скажется на работе двигателя, так как он будет эксплуатироваться при недостаточной температуре.

Любые неполадки с термостатом необходимо вовремя устранять.

Где он располагается

Есть множество вариантов, что будет, если термостат окажется постоянно открыт на большом или малом кругу. Это приведет к перегреву, из расширительного бачка может выбрасывать тосол, изменится нормальное давление в системе охлаждения и не только.

Допускать неисправностей этого узла нельзя. При этом используется он на всех машинах:

  • на Калине;
  • на Приоре;
  • ВАЗ 2114;
  • ВАЗ Классика;
  • Форд Фокус;
  • ВАЗ 2110;
  • Шевроле Авео;
  • Газель Некст;
  • ВАЗ 2107;
  • Лада Гранта;
  • Рено Логан и пр.

Чтобы проверить исправность этого элемента на автомобиле, а также обнаружить признаки умирающего термостата, нужно хоть примерно понимать, где он находится.

Не могу сказать, что сделать это сложно.

Объективно правильно сразу заглянуть в руководство по эксплуатации. В разделе, где описывается система охлаждения, обязательно должно быть указано расположение искомого элемента.

При этом есть достаточно универсальный метод поиска, актуальный для почти всех отечественных авто и множества иномарок.

Для поиска термостата нужно сделать следующее:

  • открыть капот;
  • отыскать самый толстый патрубок;
  • это будет шланг радиатора;
  • он идет от радиатора к мотору;
  • второй конец этого патрубка соединен с термостатом;
  • добраться до второго конца;
  • определить нахождение корпуса термостата;
  • приступить к его снятию.

Хотя все же советую сначала заглянуть в руководство, и только потом начать поиски, демонтажные и ремонтно-восстановительные работы.

Как проверить термостат автомобиля не снимая его?

Содержание

Какова роль автомобильного термостата?

Двигатель вашего автомобиля работает в диапазоне температур примерно 195–220 °F (91–104 °C). Чтобы помочь ему работать в этом диапазоне, вашему двигателю помогает термостат.

Короче говоря, термостат реагирует на изменения температуры, в данном случае температуры охлаждающей жидкости, открывая или закрывая клапан для управления потоком охлаждающей жидкости между радиатором и двигателем. Таким образом, он маленький, простой и эффективный.

Емкость расширительного элемента термостата обращена к охлаждающей жидкости двигателя и контактирует с ней. По мере повышения температуры охлаждающей жидкости жидкость в контейнере начинает расширяться, толкая небольшой стержень, который отделяет центральную пластину от окружающего монтажного основания, чтобы открыть клапан.

После запуска холодного двигателя охлаждающая жидкость течет по так называемому «малому контуру». Проход к основному радиатору перекрывается клапаном, за счет чего ускоряется прогрев двигателя.

При достижении установленного порога температуры клапан начинает открываться, позволяя части антифриза остыть в основном радиаторе. Когда двигатель прогревается до рабочей температуры (более 90 °C или 191 °F), клапан полностью открывается, и весь антифриз движется по «большому контуру».

Первичные признаки неисправности термостата сводятся к двум симптомам: постоянное «кипение» или невозможность прогреть двигатель, особенно зимой.

Вариантов того, что происходит, если термостат постоянно открыт на большой или малый круг, много. Это приведет к перегреву, антифриз может вылететь из расширительного бачка, изменится нормальное давление в системе охлаждения и не только.

Где находится автомобильный термостат?

Самый простой способ узнать местонахождение вашего термостата — проверить руководство пользователя автомобиля. В разделе, описывающем систему охлаждения, обязательно должно быть указано расположение термостата.

При этом существует достаточно универсальный метод поиска, актуальный для большинства автомобилей.

Откройте капот и найдите самую толстую трубу, это будет шланг радиатора, который идет от радиатора к двигателю. Второй конец этой трубы подключается к термостату. Доберитесь до второго конца и определите расположение корпуса термостата и приступайте к его снятию.

Хотя я все же советую сначала заглянуть в руководство пользователя, а уже потом искать его методом выше.

Как проверить термостат автомобиля, не снимая его?

Самый простой способ проверить работоспособность термостата – провести его диагностику прямо на автомобиле. Для этого двигатель автомобиля должен быть изначально холодным. Сама процедура осуществляется по следующим шагам:

Запустите двигатель и дайте ему поработать 2-4 минуты. Коснитесь рукой трубы, ведущей к верхней части радиатора. В норме он должен быть холодным, так как на этом этапе охлаждающая жидкость циркулирует только через отопитель и двигатель.

Однако горячая труба указывает на неисправность термостата. При проверке нужно обратить внимание как на верхний, так и на нижний шланги. Если они нагреваются, то это тоже плохой знак.

Бывают ситуации, когда после прогрева теплоносителя нижний патрубок остается холодным. Это говорит нам о том, что охлаждающая жидкость не может проходить через радиатор. В обоих случаях можно говорить о неисправности термостата, его необходимо снять и заменить на новый.

Бывают ситуации, когда клапан застревает в промежуточном положении. Здесь она ни закрыта, ни открыта, поэтому двигатель прогревается очень медленно. Таким образом, у вас не будет другого выбора, кроме как снять термостат.

Причины неисправности или отказа термостата

1. Термостат заедает в открытом положении

Эта неисправность встречается чаще. Здесь клапан термостата полностью открывается в какой-то момент и остается в этом состоянии постоянно. Происходит это потому, что силы пружины недостаточно, чтобы вернуть клапан на прежнее место. Обычно это вызвано коррозией, мусором или затвердеванием жидкости в капсуле.

Признаки заедания термостата в открытом положении:

  • Двигателю требуется гораздо больше времени для достижения рабочей температуры, даже в теплое время года.
  • В мороз вообще не прогревается полностью.
  • Отопитель либо еле прогревается, либо постоянно дует холодным воздухом.
  • Мощность двигателя снижена.
  • Увеличивается расход топлива.

Последствием заедания термостата автомобиля в открытом положении является сокращение срока службы двигателя в долгосрочной перспективе.

2. Термостат заедает в закрытом положении

Это, пожалуй, самая опасная неисправность термостата. Когда охлаждающая жидкость остается в «малом контуре», перегрев двигателя неизбежен. Происходит это по нескольким причинам, и среди них коррозия и мусор.

Также капсула с жидкостью иногда перестает быть герметичной, и из-за этого не может выполнять свою работу. При наличии этой проблемы долго ездить не получится, а потому очень важно всегда помнить, как ее своевременно выявить.

Симптомы заедания термостата в закрытом состоянии:

  • Стрелка на приборной панели зашкаливает.
  • При наличии загораются соответствующие предупреждения об ошибках.
  • Двигатель может потерять приемистость, стабильность и даже заглохнуть.
  • При работе отопителя в салоне может ощущаться запах антифриза.
  • Может присутствовать белый пар из-под капота.

Если термостат застрял в закрытом положении, и быстро не устранить эту проблему, двигатель просто перегреется и либо заглохнет, либо сломается. В общем, это опасная неисправность.

Преждевременное открытие или закрытие

В рабочем термостате момент открытия и закрытия происходит при определенных температурах, комфортных для двигателя. Если клапан срабатывает раньше времени, то показатели охлаждающей жидкости постоянно находятся вне оптимального диапазона.

Когда термостат начинает открываться или закрываться раньше времени:

  • Двигатель не прогревается до рабочей температуры, как ожидалось.
  • Обогреватель никогда не нагревается до максимума.
  • Немного увеличен расход топлива.

Впрочем, это не такая серьезная проблема, как заклинивание термостата в открытом или закрытом положении, но неприятно. Причиной данной неисправности чаще всего является естественный износ термостата.

Позднее открытие или закрытие

В этом случае двигатель регулярно, хотя и не критично, перегревается, а в салоне вы почувствуете запах горелой охлаждающей жидкости. Причины этой неисправности схожи: естественный износ.

Также стоит отметить, что использование неправильного термостата может вызвать эту проблему. Такое иногда случается, так как подобрать подходящий вариант для своего автомобиля порой достаточно сложно.

Неполное открытие или закрытие

Крайне редкая неисправность. Опасен только в том случае, если термостат не открывается полностью. Понятно, что рано или поздно это приведет к перегреву двигателя. Если клапан не закроется полностью, то будет почти так же, как и в случае преждевременного срабатывания.

Заключение

Неправильная работа термостата может вызвать ряд негативных последствий, вплоть до выхода из строя двигателя. Проблемы с этой деталью у водителей возникают в зимний или летний периоды.

Однако неисправности термостата имеют схожие симптомы с другими неисправностями, поэтому для постановки правильного диагноза необходимо вооружиться знаниями и потратить немного времени, либо отвезти автомобиль в авторизованную мастерскую.

📌 7 способов проверить термостат, не снимая его с автомобиля

Чтобы проверить термостат (не снимая его с автомобиля), нужно просто понять принцип работы системы охлаждения двигателя автомобиля. Разборка узла, как правило, необходима только для того, чтобы окончательно проверить диагноз и выполнить ремонт. Минимум, что требуется для диагностики — это понимание устройства узла. Максимум это мультиметр (в комплекте с термопарой), пирометр и кастрюля с водой, которую можно нагреть.

Где находится термостат в автомобиле


Термостат представляет собой простой узел клапана, который разделяет контуры системы охлаждения двигателя автомобиля. При этом он работает автоматически, в зависимости от текущего нагрева или охлаждения теплоносителя. Малый контур – это «рубашка» двигателя и встроенный в салон радиатор, выполняющий роль печки. Большой контур — это все вышеперечисленное плюс радиатор охлаждения в передней части моторного отсека.

Термостат устанавливается на автомобили, чтобы можно было «подключить» основной радиатор охлаждения к малому кольцу. Когда силовой агрегат нагревается под нагрузкой, клапан постепенно приоткрывается, и через него часть горячей охлаждающей жидкости сбрасывается в радиатор. Там он охлаждается и снова входит в малое кольцо. Чтобы двигатель работал в наиболее оптимальном для него тепловом режиме, клапан поддерживает рабочие параметры, приоткрываясь и закрываясь по мере необходимости.

Чтобы найти элемент под капотом, проще всего начать с основного радиатора. От него идет труба большого сечения. Поскольку из радиатора их выходит два, нам нужен тот, что сверху. Сам термостат обычно находится в алюминиевом корпусе или непосредственно на самом двигателе, куда подходит верхний патрубок от основного радиатора. Сам элемент можно увидеть только после частичной разборки (в том числе с необходимостью слива жидкости) системы охлаждения.

Признаки неисправности узла


Поломки условно можно разделить на две группы — некритические и опасные.

Некритические поломки


Сюда входят такие неисправности, как:

  • заедание в открытом состоянии;
  • раннее открытие;
  • неполное закрытие.

Результатом таких поломок будет нарушение теплового режима мотора без фатальных последствий. Он не сможет быстро прогреться, а в морозы вообще не войдет в рабочий режим. Печка будет дуть прохладным или едва теплым воздухом. Также может наблюдаться снижение мощности силового агрегата и повышенный расход. Неприятно, но ездить можно.

Опасные поломки


К ним относятся:

  • заедание в полностью закрытом положении;
  • позднее открытие;
  • раннее закрытие;
  • неполное открытие.

Последние три могут привести к тому, что мотор будет часто работать в перегретом состоянии. Полное заклинивание элемента в полностью закрытом положении почти гарантированно закончится критическим перегревом и серьезными повреждениями. Это самая опасная неисправность системы охлаждения, кроме разгерметизации.

Как проверить работоспособность

Есть несколько способов проверить исправность клапана в домашних условиях. Рассмотрим основные 7.

Способ №1. Время прогрева двигателя до нормальной рабочей температуры


Важнейшей функцией клапана является сокращение времени прогрева силового агрегата, который длительное время простаивал время. Особенно это актуально зимой. Холодная машина плохо едет, и находиться в салоне неудобно. Не говоря уже об обледенелых стеклах, сквозь которые не видно окружающей обстановки на дороге.

Эта функция выполняется просто — при холодном двигателе клапан полностью закрыт. Охлаждающая жидкость качает по малому кругу и быстро прогревается. При этом она не попадает в большой радиатор, благодаря чему драгоценная в этом режиме тепловая энергия не теряется. Эта функция позволяет быстро трогаться с места в холодное время года – двигатель начнет работать стабильно и экономично раньше, печка будет дуть теплым, окна станут прозрачными.

Если силовой агрегат слишком долго прогревается, то это признак заклинивания клапана в открытом или слегка приоткрытом положении. Нагретый ОЖ просто «убегает» в основной радиатор, сбрасываясь в небольшой холодный контур. Когда машина стоит на месте, то есть радиатор не обдувается встречным воздухом, как-то еще можно прогреть двигатель при такой поломке. Но как только начинаешь движение, нагрев в малом конфорке падает, и печка начинает дуть холодом.

Стоит отметить, что дизельные двигатели даже с исправным агрегатом прогреваются значительно дольше бензиновых. Необходимо учитывать, что в данном случае, что и при других методах проверки системы охлаждения.

Способ №2. Поведение стрелки °t при работающем двигателе


В любом автомобиле на панели перед водителем предусмотрен простой указатель температуры охлаждающей жидкости. Он может быть как стрелочным, так и цифровым. Наблюдая за ним при работающем двигателе, можно достаточно точно определить неисправный термостат.

На исправном бензиновом двигателе стрелка ведет себя примерно так:

  1. Через пару минут работы холодного двигателя стрелка начинает подниматься.
  2. Через 5-10 минут (в зависимости от автомобиля и погоды на улице) стрелка доходит до самого большого сектора, обозначающего рабочий диапазон.
  3. При движении без нагрузки стрелка может слегка колебаться.
  4. При появлении серьезной нагрузки стрелка поднимается до определенной точки, после чего довольно быстро падает.
  5. Если нагрузка постоянная, а на улице жарко, стрелка находится возле «красной зоны» и включен принудительный обдув.

Если после нескольких минут работы холодного силового агрегата стрелка не уходит, то есть вероятность, что элемент «пропускает» нагретый теплоноситель в большой контур. Это означает, что он либо застрял в полностью открытом, либо в частично открытом положении. Если на стоянке стрелка неохотно, но поднялась, а в начале движения сразу резко пошла вниз, то клапан однозначно «не держит». Радиатор начинает обдуваться потоком встречного воздуха, охлаждая всю охлаждающую жидкость.

Если указатель температуры охлаждающей жидкости очень быстро уходит в «красную зону» и не покидает ее даже при работающем вентиляторе, скорее всего элемент находится в полностью закрытом состоянии. При таком поведении стрелки нужно немедленно заглушить двигатель и выяснить причину перегрева.

Метод №3. Приблизительное измерение тока °t


Этот простой метод позволяет проверить термостат без каких-либо инструментов и приспособлений, а также без разборки. Проверку проводят на холодном двигателе, то есть когда машина простояла несколько часов. Ни в коем случае не прикасайтесь к патрубкам системы охлаждения на работающем двигателе — это может привести к ожогам кожи рук.

Прежде чем заглянуть под капот, нужно найти две трубы. Первый находится между рассматриваемым узлом и основным радиатором. Найти его проще всего. Обычно он самый толстый и проходит от двигателя до верхней части радиатора. Вторую нужно искать с противоположной стороны рассматриваемого узла. В крайнем случае можно аккуратно прикоснуться к самому мотору. Но только так, как описано ниже.

Принцип проверки:

  1. Дайте двигателю полностью остыть.
  2. Запустите его и сразу подойдите к капоту.
  3. Одной рукой возьмитесь за маленькую кольцевую трубку (или пощупайте рубашку), а другой — за трубку, которая идет к верхней части главного радиатора.
  4. Сначала следует почувствовать, как прогревается охлаждающая жидкость в малом контуре (если трогать двигатель, то долго этого не делать).
  5. Патрубок большого кольца (к радиатору) при этом должен оставаться холодным.
  6. Отпустите насадку малого контура, когда она станет горячей.
  7. Подождите, пока сопло контура не станет теплым, и также отпустите его.

Если сразу после пуска обе трубы прогреваются равномерно, клапан либо постоянно открыт, либо приоткрыт. То есть он заклинен и он неисправен. Если мотор начал перегреваться, а вы не дождались тепла в трубе большого контура, клапан застрял в полностью закрытом положении.

Следует подчеркнуть, что этот метод тестирования опасен для здоровья. Лучше всего прекратить прикасаться к форсункам сразу после того, как будет установлена ​​разница (или равенство) температур между малым и большим контурами. Для более точной проверки существуют менее травматичные способы.

Метод №4. Точное измерение фактической температуры охлаждающей жидкости


Для проверки этого метода потребуется прибор, измеряющий температуру до +150 градусов Цельсия. Проще всего воспользоваться мультиметром с термопарой (лучше сразу двумя). Также подойдет пирометр. Одного достаточно.

Принцип проверки следующий:

  1. Дайте двигателю время остыть.
  2. Запустите его и измерьте температуру антифриза в обоих контурах.
  3. Если делаете это мультиметром, поочередно прикладывайте термопару к малому кольцевому патрубку, а затем к большому.
  4. Если у вас есть пирометр, то просто направьте его сопла одно за другим, сравнивая их температуру.
  5. Дайте двигателю прогреться, постоянно контролируя показания термометра.

Если температура обоих контуров одинакова в течение всего испытания, клапан приоткрыт (или застрял в открытом положении). При норме температура в малом кольце будет быстро повышаться, а в большом некоторое время жидкость будет оставаться холодной. После прогрева силового агрегата индикаторы на патрубке, идущем к радиатору, будут потихоньку ползти вверх. Это говорит о том, что термостат работает исправно, постепенно приоткрываясь, сливая горячий антифриз в радиатор.

Метод №5. Испытание клапана нагреванием в воде


Это наиболее наглядный и точный метод, для реализации которого потребуются:

  • кастрюля с водой;
  • газовая или электрическая плита;
  • погружной термометр для измерения температуры воды.

Чтобы проверить клапан таким образом, его нужно будет снять с системы охлаждения. Для этого придется хотя бы частично слить охлаждающую жидкость через сливную пробку, предусмотренную в нижней части радиатора. Слейте 2-3 литра антифриза, снимите термостат. Обычно для этого нужно снять патрубок, идущий к радиатору, и открутить 3-4 болта на корпусе.

Снятую деталь следует сначала осмотреть визуально. Если он в открытом состоянии, то его можно выбросить и дальше не проверять. Он явно неправ. Если все в порядке, найдите на нем цифры – они обозначают температурный диапазон эксплуатации именно этой модели.

Проверяемый термостат необходимо закрепить в подготовленной емкости с водой, соблюдая два правила. Во-первых, она должна быть в жидкости вся. Во-вторых, он не должен касаться стенок и дна емкости. По тем же правилам в емкость необходимо поместить термометр.

Когда все будет готово, подогрейте воду, постоянно следя за поведением плиты и показаниями термометра. При достижении нижнего температурного порога, указанного на корпусе, пластина должна начать приоткрываться. Когда вода прогреется до верхнего порога, термостат должен полностью открыться. Если нет, то он неисправен. Также недопустимо, чтобы пластина начала двигаться в слегка нагретой воде, так как это будет свидетельствовать о слишком раннем открытии.

Далее нужно прекратить отопление, продолжая следить за термостатом и термометром. Когда вода остынет до верхнего предела, указанного на корпусе, клапан должен начать закрываться. При нижнем пороге он полностью закроется. Если нет, то запасная часть.

Способ №6. Неполное срабатывание


При проверке в кипящей воде также нужно обратить внимание на то, чтобы клапан открывался и закрывался полностью. Если он открывается лишь частично, а вода уже давно кипит, то на автомобиле это может привести к перегреву двигателя. Пропускной способности не до конца открытого клапана просто недостаточно, чтобы пропустить через радиатор много перегретой охлаждающей жидкости.

Также после охлаждения диск клапана должен плотно закрываться.

Метод №7. Поздний или ранний обжиг


Определяется также при проверке в кипящей воде. Для этого нужно сравнить температуры, указанные на корпусе, с фактическими показаниями термометра на момент начала открытия и полного открытия. Если есть сдвиг вверх, то для двигателя это означает штатную работу с перегревом. Иногда критично. Если термометр показывает меньше, чем написано на корпусе, мотор никогда не будет работать в оптимальных для него температурных режимах.

ВИДЕО: проверка термостата


Исход


Проверка термостата на автомобиле – простая и необходимая процедура, которую можно выполнить, не снимая его с автомобиля. Разборка обычно требуется только для более точной диагностики или ремонта. Проверить термостат нужно сразу же, как только появятся симптомы, указывающие на его неисправность — двигатель долго греется (зимой вообще не греется), печка дует холодом, температура в системе охлаждения резко падает в начале движения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *