ЭБУ в автомобиле. Вопросы и ответы.
Содержание
Современные автомобили невозможно представить без набора систем, отвечающих как за безопасность, так и за комфорт. Работа каждой возможна благодаря сложным электронным компонентам. Один из главных — электронный блок управления (ЭБУ).
Что делает ЭБУ?
Аббревиатура расшифровывается как «Электронный блок управления». Чаще его называют блоком управления двигателем или системой управления двигателем.
Основная задача блока — обеспечить бесперебойную работу двигателя. На автомобилях с электронным впрыском топлива блок может контролировать количество топлива, поступающего в цилиндры двигателя.
Это оптимизирует топливно-воздушную смесь в цилиндре при его сжатии, что, в свою очередь, увеличивает мощность автомобиля и снижает количество потраченного впустую топлива.
Где находится электронный блок управления в автомобиле?
Не существует отраслевого стандарта для установки электронного блока управления в автомобилях, поэтому его расположение может отличаться в разных марках и моделях авто. Однако, автопроизводители не располагают этот блок слишком далеко от двигателя, поэтому, при необходимости, искать его нужно в моторном отсеке, либо где-нибудь в передней части салона автомобиля, например, в бардачке или под приборной панелью. Точное расположение должно быть указано в руководстве пользователя.
Что произойдет, если блок управления автомобиля неисправен?
Поскольку блок управляет многими функциями современных автомобилей, последствия неисправности ЭБУ могут сильно различаться. Например, на приборной панели может загореться «Check engine», расход топлива и производительность автомобиля могут ухудшиться, а двигатель может начать глохнуть или вовсе не запускаться.
Может ли машина работать без этого блока?
В то время как современный автомобиль может управляться с неисправным или дефектным ЭБУ, управлять им без блока вообще невозможно. Например, блок автомобиля будет управлять электронной системой впрыска топлива, двигатель не сможет работать, если в нем отсутствует этот компонент.
Как проверяется ЭБУ автомобиля?
Можно протестировать блок управления, но сделать это не имея профессиональных навыков и не разобравшись в электронных и вычислительных системах современного автомобиля, практически невозможно.
В результате, если необходима профессиональная диагностика на наличие потенциальных проблем, необходимо обратиться в сервисный центр.
Можно ли заменить ЭБУ автомобиля на другой?
Заменить электронный блок автомобиля на запасной, конечно можно. Однако, блоки часто программируются специально для марки или модели автомобиля, эта работа не так проста, как вынуть старый блок и подключить новый.
Эта манипуляция, как и в случае с диагностикой, в большинстве случаев не может быть выполнена самостоятельно. Это связано с тем, что в официальных сервисных центрах должны быть инструменты и оборудование, необходимые для выполнения такой работы, тогда как в независимом гараже потенциально их может не быть.
Как настроить ЭБУ автомобиля?
Можно настроить электронную систему автомобиля, загрузив в блок новое программное обеспечение. Это процесс, известный как прошивка. Есть ряд компаний, занимающихся послепродажным обслуживанием, они могут настроить ЭБУ автомобиля.
Во многих случаях прошивка увеличивает выходную мощность двигателя, хотя некоторые из них ориентированы на экономию топлива. Стоит иметь в виду, что в подавляющем большинстве случаев перепрошивка аннулирует его гарантию.
ЭБУ производим замену сами ?
Уже практически прошло время карбюраторных автомобилей. Все больше и больше автомобиль обрастает датчиками, проводами и микросхемами. Сейчас большинство автомобилей имеют электронный блок управления или проще ЭБУ. О нем мы и поговорим в этой статье.
Что это такое ? Где находится ? Сколько стоит ? Принцип работы ? Это лишь немногие вопросы которые появляются в голове у начинающих автолюбителей. Давайте вместе разберемся и найдем ответы на эти вопросы.
Что это ?
Электронный блок управления это устройство которое контролирует многие электронные системы включая двигатель. Без ЭБУ автомобиль безжизненный и в нем не будет работать не одна система. Чем более навороченней автомобиль чем больше там опции тем более изощрённее этот самый блок.
Блок из себя представляет корпус состоящий либо из металла, либо пластиковый. Внутри располагается микросхема. Имеются два разъема CAN шины, не редко встречается и третий разъем он диагностический. Этот разъем используется для перепрошивки программы автомобиля либо для диагностики неполадок. Кроме того он позволяет произвести чип-тюнинг.
Любой такой блок имеет три типа памяти. ППЗУ- постоянная память куда разработчики программного обеспечения заложили нужную программу для работы двигателя и других электронных систем автомобиля. ЭРПЗУ- тип памяти который хранит временные данные. ОЗУ — оперативная память, обрабатывает информацию в реальном времени. А также в микросхеме содержатся датчики и разъемы.
Где находится ?
Нередко блок управления можно обнаружить в салоне автомобиля в таком случае его корпус пластиковый. Еще он встречается в подкапотном пространстве. Иногда его можно обнаружить под задним сидением автомобиля или даже в багажнике.
Принцип работы ЭБУ ?
Получает сигналы от датчиков обрабатывает их и действует в согласии с заложенными алгоритмами. ЭБУ это в полном смысле мозг автомобиля который действует в согласии с программой в зависимости от импульса датчиков. Множество систем форсунки, датчик расхода воздуха, датчик температуры двигателя, датчик положения дроссельной заслонки, стеклоподъемники, климат-контроль, система жесткости подвески, память положения сидений, ESP, подвластны блоку управления.
Стоимость
Стоимость его может разнится, но в любом случае это не самая дешевая деталь в автомобиле. Купить можно от 10 тыс.руб на простой автомобиль и до 50 и более на солидную иномарку.
ЭБУ ВАЗ
На автомобили Ваз устанавливался электронный блок управления Январь, который имеет диагностический разъем и легко поддается прошивке.
Замена ЭБУ
Замена блока управления не должна быть сложной поскольку для этого достаточно извлечь блок и заменить на новый. Перед этим не забудьте отсоединить минусовую клемму аккумулятора.
Но и в заключение чтобы все лучше запомнилось можете обратить внимание на иллюстрацию которая поможет с легкостью запомнить основные моменты того что Вы прочитали.
Надеюсь статья была полезной тогда ставьте лайки и оставляйте комментарии.
Как прочитать журнал данных ECU и что это значит для вашего автомобиля
Автор Джош Ко
Если ваш автомобиль настроен или вы подозреваете, что что-то не так с вашим двигателем, получение некоторых данных может выявить проблему.
Журнал данных обычно используется, когда вам нужно точно определить данные из электронного блока управления (ECU) вашего автомобиля. Журнал данных обычно требуется для настроенных и модифицированных автомобилей, чтобы гарантировать, что их двигатель работает так, как должен. Как многие из нас, вероятно, сталкивались с тем, что автомобили могут быть очень капризными, и выявить проблему бывает сложно, особенно без профессиональной помощи.
Итак, что такое регистрация данных и почему она полезна для всех автовладельцев.
Как зарегистрировать данные вашего автомобиля
Регистрация данных — это функция, входящая в состав большинства программ настройки ЭБУ. Собрать журнал данных так же просто, как подключить автомобиль с помощью прилагаемого кабеля OBD-II и нажать «Старт». Каждый набор настроек ECU немного отличается, но процесс должен оставаться относительно единодушным.
При регистрации данных лучше всего воссоздать любые условия вождения, с которыми может столкнуться ваш автомобиль — различные скорости и диапазон оборотов. Кроме того, целесообразно записывать краткие журналы данных, поскольку в больших файлах труднее найти проблемы.
После заполнения журнала данных вам будет предложено сохранить файл. Крайне важно, чтобы вы называли журналы данных в соответствии с вашими характеристиками вождения, что поможет вам легко идентифицировать определенные файлы при импорте данных в электронную таблицу.
Хотя существует несколько способов просмотра журнала данных, один из них заключается в импорте данных с помощью программного обеспечения для работы с электронными таблицами, такого как Excel или Google Sheets. Это делается путем импорта одного из ваших файлов журнала данных (с использованием файла CSV) в указанное программное обеспечение для работы с электронными таблицами. Вам может быть предложено преобразовать данные, чтобы сделать их доступными для просмотра в программе.
Для тех, кто предпочитает физические графики, большинство наборов настроек имеют возможность отображать журнал данных. После успешного импорта CSV-файла вы увидите строки данных, начиная от оборотов вашего двигателя и заканчивая процентами нагрузки, все данные, собранные с вашего блока управления двигателем (ECU).
Как читать журнал данных
Используя информацию из импортированного CSV-файла, вы сможете увидеть разные категории по осям X и Y. Как показано на изображении, в электронной таблице отображается множество информации.
Вы можете использовать это, чтобы точно определить любые проблемы с вашим автомобилем. Кроме того, вы можете обнаружить любые несоответствия между запрошенными и фактическими данными, что значительно упростит выявление проблем.
Каждый столбец на оси X представляет отдельный измеренный параметр. Среди перечисленных параметров, вот ваши основные:
Частота вращения двигателя
Частота вращения двигателя — это альтернативное название RPM (оборотов в минуту). Это скорость, с которой вращаются внутренние компоненты вашего двигателя.
ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки)
Столбец TPS в электронной таблице извлекает данные с датчика положения дроссельной заслонки вашего автомобиля. Это значение облегчит определение того, едете ли вы с большой нагрузкой или едете накатом.
Стук
Детонация двигателя — это когда ваш двигатель не может сжечь топливную смесь внутри ваших цилиндров. Обычно это связано с некачественной топливной смесью.
Лямбда
Ваше значение лямбда получено из стехиометрического соотношения воздух/топливо и получено с помощью ваших кислородных датчиков. Это идеальное соотношение необходимо для циклов сгорания, около 14,7: 1.
Время от времени заполнять журнал данных важно для владельцев модифицированных или настроенных автомобилей. Каким бы интеллектуальным ни был ваш ECU, не все проблемы проявляются сами по себе и немедленно вызывают лампочку проверки двигателя автомобиля.
Чтение журнала данных не представляет большой сложности, если у вас есть нужные инструменты. С ежесекундными оперативными данными и рядами информации точное определение любой проблемы в вашем автомобиле с помощью журнала данных будет ясным как день.
Расшифровка блока управления двигателем автомобиля — Tejas Chafekar
Дата: 15 марта 2016 г. Автор: tejaschafekar 1 комментарий
Взлом CAN-шины автомобиля — это причудливое название для обратного проектирования ЭБУ автомобиля (блока управления двигателем), чтобы определить, какие сигналы меняются, когда вы что-то делаете с автомобилем (например, нажимаете на педаль акселератора, тормоз, поворачиваете руль и т. д.). Это очень полезный набор навыков, потому что он открывает безграничные возможности того, чему вы можете научиться у автомобиля.
В этом посте я кратко рассмотрю методику расшифровки сигналов педали акселератора, тормоза и оборотов двигателя от блока управления двигателем автомобиля.
Вот короткое видео о шине CAN для основ. Это протокол двусторонней связи, в котором узел может получать или передавать определенный набор данных. Этим узлом может быть ваш двигатель, ваша трансмиссия или даже другие более мелкие модули в вашем автомобиле, которые управляют АБС (антиблокировочной тормозной системой) или системой контроля тяги или внутренним освещением и дверными замками. Каждый узел должен указать определенные параметры для передачи или получения любых данных. Этих параметров
- Длина данных
- Идентификатор данных (уникальный для каждого сообщения)
- Направление: Является ли это типом данных «Прием» или «Передача»
- Периодичность: как часто этот сигнал данных должен передаваться или приниматься
- Фактические биты данных.
(начальный бит и длина)
Вот небольшой фрагмент данных, которые я реконструировал с одной из платформ транспортных средств.0003
Это сообщение содержит два сигнала: а) сигнал тормоза и б) сигнал оборотов двигателя. Сообщение и имя сигнала могут быть любыми (удобочитаемыми). Другие особенности этого фрагмента данных следующие:
- PID: Это уникальный идентификатор, который ECU транспортного средства использует для передачи информации о частоте вращения двигателя и о том, нажат ли тормоз или нет. Другой модуль прослушивает входящие данные от этого идентификатора и делает их релевантными (например, снижение скорости при нажатии тормоза, увеличение расхода топлива при увеличении оборотов и т. д.)
- Тип ID: Это стандартный тип сообщения. Другой тип — «Расширенный». Дополнительная информация может быть помещена в расширенный тип сообщения. Но для большинства OEM-производителей достаточно стандартного типа данных. Стандартный и расширенный типы данных различаются по битовой длине всего кадра CAN.
В Википедии есть хорошая статья по этому поводу. Как вы можете видеть ниже, идентификатор имеет еще 18 бит. Примером расширенного идентификатора CAN может быть 0x18FFF001 (по сравнению с 0x115 — это стандартный PID, как описано выше). Здесь каждый байт в этом идентификаторе имеет особое значение и относится к тому, какие модули могут «прослушивать» это сообщение данных. Пожалуйста, прочитайте больше о J1939 для понимания структуры расширенных кадров CAN
Стандартный кадр
Расширенный кадр
- DLC: DLC означает длину сообщения данных. Здесь 8 означает, что сообщение имеет длину 8 байтов (5 = 64 бита). В приведенном выше примере я реконструировал только 2 бита для тормоза и 13 бит для оборотов.
- RX:15 — периодичность и направление сообщения. Это то, как часто отправляется сообщение и является ли оно типом сообщения «получение» или типом сообщения «передачи» (относительно ЭБУ автомобиля). Это конкретное сообщение отправляется каждые 15 мс и принимается ЭБУ (Rx)
- В таблице под фрагментом сообщения показаны два сигнала, которые я обнаружил в этом сообщении.
- Стартовый бит: в каком месте (в 8 байтах данных) начинается сигнал. Здесь сигнал торможения начинается с бита номер 60 .
- Длина: длина сигнала. Здесь тормозной сигнал имеет длину 2 бита.
- Коэффициент и смещение: они используются для преобразования необработанных данных, передаваемых узлом, в физические значения. Физическое значение = Масштаб*Исходные данные+Смещение
- Max, Min и Unit — характеристики каждого сигнала (обычно только для информации)
- Тип: Каждый сигнал имеет тип. Это может быть логическое значение (может принимать только значения 1 или 0), целое число без знака/знака или десятичное число (с плавающей запятой). Здесь Brake — это 32-битное целое число без знака (uint32), которое может принимать значения 0, 1 и 2 (обычно 0 — тормоз не нажат, 1 — тормоз нажат, 2 — неверный сигнал). Формат
- : обычно используется для программного обеспечения.
Это помогает в том, как интерпретировать, что является стартовым битом. Формат может быть Motorola или Intel. Если тип — Motorola, то нулевой бит — это первый бит в правом нижнем углу сетки, показанной выше, в противном случае — в правом верхнем углу сетки. Если бы формат сигнала торможения был Intel, то стартовый бит был бы не 60, а 4.
- Файлы DBC: все эти данные могут быть организованы в виде таблиц, как показано выше. Такой файл называется файлом DBC. Без файла DBC вам придется преобразовывать необработанные данные каждый раз, когда вы видите новое значение.
- Baud Rate: скорость передачи данных. Обычно OEM-производители реализуют скорость 500 кбит/с. Это называется скоростью передачи данных. Вам нужно будет указать это в инструменте, который вы используете для чтения данных. В противном случае вы не сможете увидеть транслируемые данные на своем компьютере.
Хорошо, теперь, когда мы знаем основы CAN, давайте посмотрим, какие инструменты удобны для обратного проектирования шины CAN.
- В первую очередь вам понадобится программное обеспечение для считывания данных с ЭБУ автомобиля. Я использовал такие инструменты, как Vehicle Spy, PCAN Express и Kvaser. Vspy — немного дорогой инструмент, но он позволяет вам импортировать файл DBC, чтобы вы могли просматривать данные о любви не только в необработанных шестнадцатеричных числах, но и в удобочитаемых физических количествах, как определено в DBC. Kvaser не имеет такой возможности, поэтому поиск битов данных, которые изменяются при выполнении тестов, занимает больше времени.
Чтение данных с помощью инструментов CAN Видео
- Жгут проводов: вам понадобится какой-то базовый жгут для подключения вашего компьютера к ключу, который вы используете, и ключ к порту OBD автомобиля.
OBD означает бортовую диагностику, и это место, где вам доступны все данные.
- Редактор базы данных Kvaser: полезен для создания файлов DBC.
- Бумага, карандаш и много терпения!
Вот и все… с этими тремя вещами вы можете творить чудеса, создавать диагностические инструменты, приложения и многое другое. Это довольно круто.
Вот основная стратегия поиска необходимых сигналов. На видео показан процесс собственно расшифровки сигналов в автомобиле.
- Обычно сигналы передаются такими модулями, как блок управления двигателем (ECM), блок управления коробкой передач (TCM), ABS, RCM (модуль управления системами безопасности) и т. д. Подключите ключ и установите желаемую скорость передачи данных, чтобы начать получать данные от ОБД порт. Теперь отключите один модуль (скажем, TCM) и посмотрите, какие идентификаторы останавливаются. Эти идентификаторы поступают от TCM. Точно так же вы можете отключить другие модули и записать, какие идентификаторы исходят от каких модулей.
- Это полезно, потому что тогда вы составляете список идентификаторов для поиска определенного сигнала. Небольшой опыт подскажет вам, что, скажем, обороты двигателя передаются блоком управления двигателем. Итак, теперь вы можете сосредоточиться только на тех идентификаторах, которые транслируются ECM. Вы только что сократили свой список до нескольких сообщений!!
- Аналогично для сигнала торможения. Немного опыта подскажет вам, что тормозной сигнал может иметь только два значения (0 и 1). Нажмите тормоз и посмотрите, какой бит изменится. Отпустите тормоз и снова проконтролируйте тот же бит.
- Если имеется более одного бита, вы можете выполнить один и тот же тест с включенным двигателем и без него. Если в случае, если один из таких битов не меняет значения при выключенном двигателе (но включенном зажигании), то это можно исключить. Обычно значение тормоза изменяется всякий раз, когда вы нажимаете на тормоз (независимо от того, включен двигатель или нет).
- Измерьте начальный бит (выберите свой формат и назначьте начальный бит соответствующим образом) и добавьте его в свой файл DBC.
Вот и все.. вы получили сигнал торможения.
- Подобным образом можно декодировать и многие другие сигналы. Я показал несколько сигналов в видео ниже.
Расшифровка сигнала тормоза
Расшифровка сигнала педали
Расшифровка оборотов в минуту
Ключевые моменты, о которых следует помнить:
- 0 Краткий список ваших идентификаторов 70
- Проведите тест, чтобы увидеть, какие биты изменяются
- Тест на экстремальные значения (обороты на холостом ходу-красная отметка, тормоз нажат-отпущен и т.