Как сделать необслуживаемый аккумулятор обслуживаемым: Как из необслуживаемого аккумулятора сделать обслуживаемый и есть ли в этом смысл?

Необслуживаемый аккумулятор, как вас обслужить?

Советы профессионалов Аккумуляторного дома в Санкт-Петербурге

Посмотреть подробное видео на нашем канале

Очевидно, что лишние хлопоты с автомобилем никому не интересны. По этой причине многие автомобилисты, в том числе профессионалы, ставят так называемые кислотные необслуживаемые аккумуляторы действуя по принципу «поставил и забыл».
В этой статье мы расскажем о том, какие плюсы и минусы имеет кислотный необслуживаемый аккумулятор, насколько он действительно необслуживаемый и как его правильно эксплуатировать.
Для начала давайте определим, что такое кислотный необслуживаемый аккумулятор и как он выглядит внешне.
Сразу обратите внимание на наличие пробок для доступа к электролиту. Если пробок нет, то это необслуживаемый аккумулятор.
Но это признак необязательный. Забегая вперёд, скажем, что на хороших аккумуляторах пробки есть.

Как понять, обслуживаемый перед вами аккумулятор или нет

Иногда на батарее может быть написано по-английски maintenance-free.

Иногда может быть указана технология «кальций-кальций» или Ca-Ca. Не волнуйтесь, далеко в электрохимию не полезем, достаточно запомнить название технологии «кальций-кальций».

Почему же такое устройство считается необслуживаемым, и в чём это отсутствие обслуживания проявляется?

Как следует из названия, электролит в такой батарее кислотный, в жидком состоянии. А жидкости имеют свойство испаряться. Точнее, из электролита испаряется вода.

Современные технологии позволяют создавать аккумуляторы, у которых это испарение минимально.

Поэтому долива дистиллированной воды такие батареи не требуют в течение всего срока службы.

Как вы понимаете, именно по этой причине на таких аккумуляторах может не быть пробок.

Вы будете удивлены, но всё отсутствие обслуживания сводится исключительно к тому, что владельцу не нужно контролировать уровень электролита. Тем не менее, это серьёзный плюс кислотного необслуживаемого аккумулятора.

Следующий плюс, который напрямую связан именно с технологией «кальций-кальций» — это низкий саморазряд. Что это значит для владельца?

За достаточно большой промежуток времени, например, за месяц, пока вы в отпуске и автомобилем не пользуетесь, аккумулятор практически не потеряет заряд. Если, конечно, вы его отключили — сняли с него клеммы. Тогда, вернувшись с курорта, вы сядете в машину, повернёте ключ зажигания и спокойно поедете.

Плюсы необслуживаемых аккумуляторов

Ещё один положительный момент у таких батарей – это повышенный пусковой ток. На практике это означает, что аккумулятор меньшей ёмкости сможет запустить более тяжёлый двигатель.

Итак, плюсы:
— нет никакой работы с электролитом;

— низкий саморазряд;

— повышенный пусковой ток;

А сейчас поговорим о недостатках, которые имеет кислотный необслуживаемый аккумулятор.

Минусы необслуживаемых аккумуляторов

ПЕРВЫЙ минус – эти батареи боятся глубоких разрядов.

Чем это грозит владельцу? Когда двигатель заводится не с первого раза, а приходится делать несколько попыток, вполне возможен случай, что при очередной попытке энергии аккумулятора просто не хватит на запуск. Или, когда бортовая сеть потребляет энергии больше, чем успевает произвести генератор. Такой вариант тоже может привести к глубокому разряду. А глубокий разряд – это практически выход батареи из строя, поскольку выводить из состояния глубокого разряда аккумулятор, выполненный по технологии «кальций-кальций» (вы уже запомнили это название?) очень непросто.

А теперь внимание! Сейчас для многих будет удивительное открытие: необслуживаемые аккумуляторы ТРЕБУЮТ зарядки! Да, да, это не ошибка! Необслуживаемые аккумуляторы ТРЕБУЮТ зарядки.

Если вы хотите, чтобы ваша батарея проработала долго, вам придётся РЕГУЛЯРНО контролировать степень заряда батареи, а при наличии пробок и плотность электролита.


А два раза в год – перед зимним сезоном и после него – производить штатный (нормальный) заряд батареи. Иначе аккумулятор может работать с систематическим недозарядом, что приведет к выходу его из строя.

Мы говорили о систематическом недозаряде и глубоком разряде. Подробный рассказ об этих неприятностях в нашем учебном ролике «Как продлить «жизнь» аккумулятора». Кроме того, часть информации вы можете почерпнуть из другого нашего учебного ролика «Менять или заряжать?». Текстовые варианты обоих этих роликов представлены в разделе «Блог», в материалах с теми же названиями.

Чуть ниже мы дадим чёткую инструкцию, как правильно заряжать аккумулятор «кальций-кальций».

Второй минус аккумулятора технологии «кальций-кальций»: его заряд очень непростой!

Оговоримся сразу: пока аккумулятор регулярно и полностью подзаряжается, никаких проблем нет. Но, как только состояние батареи приближается к критическому (к состоянию глубокого разряда), так начинаются те самые сложности. А вот обнаружить глубокий разряд заранее никак не получится – только по факту. То есть машина просто не завелась. Не слишком бодро звучит, правда?

Так вот о сложностях.
Начнем с того, что конечное напряжение заряда для этого типа батарей должно быть в пределах от 15,0V до 16,5V. Точное значение напряжения определяется лигирующими компонентами в химическом составе аккумулятора и температурой заряда.

Штатный генератор далеко не всегда сможет выдать такое напряжение – обычно его значение ограничено величиной 14,4V, а чаще и более низкой.

А это практически гарантированный недозаряд!

Да, мы уже слышим, как наиболее догадливые говорят: «Так нужно просто поднять напряжение генератора покрутив настройку реле!» Даже если это можно сделать, то панацеей такая регулировка не станет. И дальше вы поймете, почему.

Так что пока просто запомните, что вывести батарею ГЕНЕРАТОРОМ из критического состояния невозможно.

Остаётся вариант подзаряда зарядным устройством.

Зарядное устройство не просто должно выдавать напряжение выше 15-ти Вольт, оно должно уметь контролировать ток заряда, постепенно его уменьшая. Скажем прямо – такие интеллектуальные устройства – большая редкость. Так что если автоматика вашего зарядного устройства не умеет этого делать, то придется крутить настройки руками. Вот только учтите, что зарядка аккумулятора — это не пять минут, и даже не час.

МИНИМАЛЬНОЕ время вывода батареи из критического состояния — СУТКИ!

А при особо тяжёлых случаях до трёх суток! Вы готовы дежурить у аккумулятора трое суток, каждые 2-4 часа проверяя параметры заряда? Ведь процесс заряда прерывать нельзя! Теперь вы понимаете, что никакая регулировка напряжения генератора ничего не решит?

Далее мы приводим примерный график заряда аккумулятора «кальций-кальций». Точные значения величин напряжения указать невозможно, поскольку это зависит от лигирующих добавок конкретного производителя. Кроме того, скорость процесса будет зависеть от температуры. Мы приводим значения напряжений для температуры 20 градусов Цельсия.

Для простоты расчёта тока и большей наглядности будем считать, что ёмкость аккумулятора 100 Ампер-часов.

Итак, первая ступень.

Ставим ограничение конечного напряжения на значение 14,6V – 14,8V, задаём ток 7% от ёмкости. Для ёмкости 100 Ампер-часов это 7 Ампер.

Если зарядное устройство программируемое, то оно само переключит заряд на следующую ступень. Если всё делается руками, то нужно следить за вольтметром, и когда он покажет напряжение 14,6V – 14,8V, переключить зарядное устройство на вторую ступень.

Обратите внимание, что время в данном случае вторично и зависит только от степени разряда батареи. То есть единственный параметр, по которому мы можем судить об окончании первой ступени заряда, — это достижение аккумулятором заданного конечного напряжения.

Тот же принцип будет относиться и ко второй ступени.


Вторая ступень

Устанавливаем конечное напряжение 15,0V – 15,2V, ток 3% от номинала. В нашем случае 3 Ампера. И так же не обращаем внимание на время, ждём достижения указанного напряжения, если всё делаем сами. Или доверяем программе зарядного устройства.

Третья ступень

Устанавливаем конечное напряжение 15,2V – 16,0V, ток 1% от номинала. В нашем случае 1 Ампер.

А вот третья ступень должна длиться не менее 10 часов.

После этого выжидаем сутки.

Теперь нужно замерить нагрузочной вилкой напряжение без нагрузки и под нагрузкой. А для аккумуляторов с пробками ещё и измерить плотность электролита.

Для полностью заряженного аккумулятора напряжение без нагрузки должно быть не менее чем 12,8V, а под нагрузкой – не менее 10,8V.

Плотность электролита 1,27-1,28 г/см³.

Обращаем ваше внимание, что такой трёхступенчатый заряд для аккумуляторов «кальций-кальций» используется и для нормального заряда, и для вывода из глубокого разряда. Единственное различие в том, что нормальный заряд займет 10-14 часов, а вот вывод из глубокого разряда, как мы говорили, может длиться до трёх суток.

И, конечно, первым попавшимся зарядным устройством этого не сделать.

Ну, как? Вы всё ещё верите в необслуживаемость аккумулятора?

Итак, главная рекомендация для аккумулятора «кальций-кальций»:

РЕГУЛЯРНО КОНТРОЛИРУЙТЕ ЗАРЯД, НЕ ДОПУСКАЙТЕ ГЛУБОКОГО РАЗРЯДА!

Ещё раз напомним, что для более полной информации посмотрите наши видео «Как продлить «жизнь» аккумулятора» и «Менять или заряжать?».

С вами были специалисты компании Аккумуляторный дом.

Следите за нашими новыми выпусками!

Поделиться

К списку статей

Необслуживаемый аккумулятор

В морозную погоду машина может плохо заводиться. Мотору не хватает мощности от аккумулятора, чтобы прокрутить вал. Сама же батарея теряет заряд из-за холода. Это может происходить из-за малого количества электролита в банках аккумулятора. Но доступа к нему нет, ведь сегодня порядка 90% всех автобатарей — это необслуживаемые аккумуляторы. Разберём все нюансы профилактики подобных устройств в нашей статье.

Можно ли заряжать необслуживаемый аккумулятор

Со  временем или при определённых климатических условиях автомобильный аккумулятор начинает терять свою мощность. Это может происходить по нескольким причинам:

  1. Вследствие сульфатации пластин.
  2. Из-за осыпания активной массы.
  3. По причине низкого уровня электролита.

С первыми двумя причинами тяжелее справится, так как они не поддаются ремонту или профилактике. А вот уровень электролита можно поднять до нужной отметки самостоятельно.

Однако чаще всего аккумулятор может сесть просто от холода или включённого электрического потребителя. Но не стоит отчаиваться, первые разы севшую батарею можно и нужно заряжать. В этом нет ничего опасного. В конце концов, генератор автомобиля выполняет ту же функцию, только в постоянном режиме.

Как правильно заряжать необслуживаемый аккумулятор

По своему принципу работы автомобильная батарея не отличает от обычного бытового аккумулятора. То есть, её можно заряжать примерно тем же способом. Для этих целей потребуется специальное устройство.

Перед началом процесса зарядки нужно вытащить батарею из подкапотного пространства автомобиля и отнести её в тёплое помещение. Ей нужно дать согреться. Это займёт от 30 минут до пары часов, в зависимости от температуры за окном.

Лучше всего заряжать аккумулятор методом постоянного напряжения. Для этого нужно подсоединить клеммные зажимы зарядного устройства к соответственным выходам на батарее автомобиля, и выставить мощность в пределах 14.4-14.5 В. После чего оставить оба аппарата на сутки. Обычно за это время батарея заряжается на 80% от номинальной мощности.

Данный способ позволяет вернуть заряд аккумулятора, которого хватит для нормального старта, а дальше его зарядит бортовой генератор машины.

Есть ещё один метод, который позволяет зарядить батарею гораздо быстрее. Это способ зарядки постоянным током. Последовательность действий следующая:

  1. Нужно выставить ток на 10% от номинального объёма заряжаемой батареи.
  2. Заряжать до того момента, пока напряжение на клеммах АКБ не приблизится к значениям 14,3—14,4 В.
  3. Далее уменьшить ток в два раза, приблизительно до 3 А, и продолжить зарядку.
  4. Как только напряжение поднимется до 15 В, нужно снова уменьшить ток в два раза и заряжать аккумулятор до того момента, когда значения напряжения и тока перестанут изменяться.

Однако эти действия спасают ситуацию, если речь идёт об отсутствие мощности для старта автомобиля. Иногда простой подзарядки недостаточно. В этом случае нужно проверять уровень электролита в банках устройства.

Как сделать необслуживаемый аккумулятор обслуживаемым

Дать вторую жизнь старой автомобильной батарее можно, даже если на ней нет специальных технологических пробок, которые открывают доступ к банкам с электролитом.

Для этого потребуется сделать технические отверстия над каждой из банок. При этом лучше всего ориентироваться по зелёному глазку аккумулятора и делать первую дырку именно в этой банке. Её можно взять за образец, так как в этом резервуаре наверняка будет нормальный уровень электролита.

Для измерения уровня в каждой банке можно воспользоваться обычным шприцем. Им же можно и доливать дистиллированную воду в случае необходимости. В конце работы нужно заткнуть все отверстия надёжными пробками. Для этого можно использовать верхние колпачки фломастеров или прочие мелкие затычки, которые можно найти в доме.

Когда стоит это сделать

При первой разрядке автомобильной батареи не стоит делать отверстия и проверять уровень электролита. Скорее всего, это ничего не даст. Первичная профилактика аккумулятора может заключаться в его зарядке с помощью специального оборудования.

Проделывание дырок в банках на необслуживаемой батарее имеет смысл, если обычная зарядка не спасает ситуацию.

  • Автор: Алексей Винокуров