Как выкрутить сломанный болт – Креп-Комп
Попытки вывернуть старый, ржавый или прикипевший болт нередко заканчиваются сорванной головкой или слизанными гранями. Ситуация неприятна вдвойне, если обломок находится в труднодоступном месте.
Мы обобщили свой личный опыт с рекомендациями наших постоянных покупателей — профессиональных строителей и механиков, и создали подробный обзор с вариантами решения проблемы.
Почему ломаются болты
Из всех соединений, которые встречаются в строительстве и машиностроении, самыми популярными являются резьбовые. Это не удивительно, так как при небольших габаритах и умеренной стоимости болт, шпилька и винт способны обеспечить точную установку детали с любой степенью затяжки, оставаясь при этом предельно простыми в эксплуатации и монтаже.
- Правильное резьбовое соединение собирается и разбирается быстро и без усилий.
Тем не менее существует ряд условий, которые приводят к характерным проблемам, в частности — к обрыву головки болта или срезу шпильки.
Типичные ошибки:
- неверно выбранный момент затяжки, превышающий класс прочности метиза и вызывающий деформацию резьбы;
- неаккуратная сборка/разборка узла, ведущая к перекосам и задирам нарезки, применение непрофессионального или неисправного инструмента;
- коррозия с повреждением витков из-за воздействия агрессивных к металлам сред — водной, кислотной, щелочной;
- фреттинг-коррозия — фрикционное разрушение резьбы вследствие неплотного, подвижного контакта между болтом и основанием;
- прикипание — вид коррозии, возникающий из-за химической связи между деталями из однородных материалов под влиянием высокой температуры;
- нарушение правил хранения и транспортировки крепежа, ведущие к изменению формы и ухудшению характеристик прочности.
Если вы находитесь на этапе сборки, обязательно уделите внимание предварительной обработке соединений. Данная операция не займет много времени, зато избавит от необходимости ломать голову над тем, как выкрутить поврежденный болт.
Обратите внимание! Важно правильно выбрать защитный состав относительно условий эксплуатации. Дисперсионное масло, антифрикционная паста и термостойкая смазка предназначены для решения разных задач. Ошибка в подборе или нецелевое использование лишает их заложенной производителем эффективности.
Подготовка
Независимо от способа, который вы найдете полезным, перед тем как пытаться извлечь обломок, сделайте ряд несложных, но крайне важных действий, они значительно увеличат шансы на успех мероприятия.
- Обстучите застрявшую часть молотком, чтобы ослабить ее посадку в гнезде. Делать это нужно аккуратно, контролируя силу удара. Если обломок застрял глубоко, используйте любую удобную наставку.
- Прогрейте болт газовой горелкой. Увеличение, а затем потеря объема из-за разницы температур при нагреве и остывании нарушит неразъемный контакт деталей. Что греть — обломок или основание, зависит от свойств металла.
- Залейте место поломки WD-40 (аналог LM-40), преобразователем ржавчины, керосином, соляркой или тормозной жидкостью. Некоторые мастера утверждают, что с коррозией неплохо справляются уксус и лимонная кислота.
Бренд | Сухой остаток, % | Проникающая способность, мм | Антикоррозионная стойкость, час |
---|---|---|---|
ABRO | 0,10 | 33,7 | 3,5 |
Liqui Moly | 39,26 | 26,6 | 7,0 |
Lavr | 9,04 | 27,7 | 3,0 |
WD-40 | 24,66 | 30,3 | 48,0 |
Важно! Если крепеж сломался в основании из алюминия или цветного сплава (они широко используются в автомобилестроении), следует быть крайне аккуратным, чтобы не повредить деталь. Эти металлы, как правило, значительно мягче крепежа. Подвергать их чрезмерным механическим и температурным нагрузкам чревато переходом узла в неремонтопригодное состояние.
Как достать обломившийся болт
Мы упорядочили все известные нам приемы и разделили на три группы. В первую попали не требующие подготовки, подойдет всё, что есть под рукой. Во второй — методы, для реализации которых потребуются минимальные навыки и базовый набор электроинструментов — дрель, УШМ (болгарка).
Наконец, третья группа — тяжелая артиллерия. Сюда вошли сложные способы, предполагающие доступ к ресурсам, которые есть далеко не у каждого. Тем не менее о них стоит знать.
Молоток и зубило
В 90% случаев поломка болта происходит из-за человеческого фактора, когда заржавевший крепеж пытаются провернуть изо всех сил, зализывая грани и рискуя обломить шляпку. Не делайте так!
Допустим, метиз заклинило. Остановитесь, не пытайтесь вложить в рывок все свои силы.
Обработайте соединение проникающей смазкой и оставьте на несколько часов.Выждав время, начните аккуратно раскачивать (вперед-назад) болт ключом. При необходимости повторите процедуру — обильно залейте, подождите и попробуйте выкрутить его снова. Очень часто этих действий уже достаточно, чтобы без сверления и сварки извлечь крепеж неповрежденным.
Если обрыв все-таки случился, попытайтесь достать заломыш, используя следующие приемы. Вам хватит молотка и любого инструмента, способного выдержать удары.
- Край болта остался торчать над деталью и за него можно зацепиться? Уприте в осколок жало мощной плоской отвертки и точными, размеренными ударами в направлении выкручивания попытайтесь его сдвинуть.
-
Тот же принцип, но уже с зубилом. Оно прочнее отвертки и легко выдерживает мощные удары молотка, передавая обломку больше энергии. К тому же зубилом можно прорубить поверхность залома, создав более надежный упор.
- Керн выручит, если срез оказался гладким или находится ниже плоскости основания. Поставьте инструмент вертикально, стараясь придерживаться внешнего радиуса болта, и сделайте лунку. Наклоните керн и ударами молотка попытайтесь проворачивать обломок против часовой стрелки.
Отметим, что данный способ показывает лучший результат с крепежом, который углублен в деталь не больше чем на 20-30 мм. Шпильки и болты с длинным телом менее податливы к усилию с таким вектором. Плюс подхода в том, что он не требует сложных действий, однако, по отзывам, позволяет решить проблему в 50% случаев.
Резьба | Площадь попереч. сечения, мм² | Класс прочности | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
4,6 | 5,6 | 6,8 | 8,8 | 10,9 | 12,9 | ||
Минимальная разрушающая нагрузка, кПа | |||||||
М6 | 20,1 | 8,04 | 10 | 12,1 | 16,1 | 20,9 | 24,5 |
М8 | 36,6 | 14,6 | 18,3 | 22 | 29. 2 | 38,1 | 44,6 |
М12 | 84,3 | 33,7 | 42,2 | 50,6 | 67,4 | 87,7 | 103 |
М18 | 192 | 76,8 | 96 | 115 | 159 | 200 | 234 |
М20 | 245 | 98 | 122 | 147 | 203 | 255 | 299 |
М24 | 353 | 141 | 176 | 212 | 293 | 367 | 431 |
Обратите внимание! Чем прочнее и качественнее сталь, тем проще выкрутить залом при помощи отвертки, зубила или керна. С мягкими сплавами, склонными тянуться в резьбе, метод будет малоэффективен.
Дрель, болгарка
Если попытки выкрутить сломанный болт при помощи молотка и зубила провалились, пора подключать электроинструмент. Дрель, шуруповерт и болгарка сегодня есть в арсенале каждого второго домашнего мастера. Если у вас их нет, попросите у соседа.
Нарезаем шлицы, восстанавливаем грани
Пробуя извлечь метиз, расположенный в труднодоступном месте, легко повредить грани. Особенно это касается крепежных изделий из мягкого металла. В таком случае вернуть головке шестигранную форму поможет напильник или, если позволяет компоновка узла, угловая шлифмашина (УШМ).
Болгарка, дремель и ножовка по металлу выручат, когда метиз сломан выше основания. В торчащем остатке резьбы пропилите шлиц, а затем воспользуйтесь подходящей по размеру отверткой.
- Если под рукой нет плоской отвертки, но есть крестовая, сделайте в шляпке не один, а два перпендикулярных пропила.
Этот метод относится к самым популярным. В комбинации со смазкой и прогревом он отлично подойдет для метизов, сидящих неглубоко.
Совет мастера! С винтами, болтами и шпильками диаметром до М5 удобнее работать дремелем, бормашиной или ножовкой по металлу. Для крупного крепежа лучше подойдет болгарка с абразивным отрезным кругом с диаметром 115 мм и толщиной 1-1,5 мм. Глубины шлица в 1-3 мм вполне достаточно.
Высверливаем обломанный болт
К сожалению, далеко не всегда часть сорванного метиза остается над поверхностью. Намного чаще болт или шпилька ломаются заподлицо с деталью и здесь не обойтись без дрели и набора сверл и метчиков. Следующие рекомендации помогут достать заломыш быстро и без ошибок.
- По возможности подготовьте площадку. Выровняйте срез болгаркой или напильником, убрав сколы. Так будет легче попасть сверлом в центр болта. Залейте место поломки проникающей смазкой, прогрейте.
- Сделав керном углубление, начинайте сверлить самым маленьким сверлом (начните с 2 мм) постепенно увеличивая диаметр — 3 мм, 5 мм и т. д. Если центр удалось угадать сразу, шаг или два можно пропустить.
- Размер последнего сверла — диаметр болта минус резьба. Оставшиеся витки убираются при помощи тонкого шила или проходкой враскачку, хорошо смазанным метчиком.
- Чтобы выкрутить обломок большого диаметра, сделайте маленьким сверлом два-три отверстия рядом. Вставьте в них мощную отвертку и попробуйте провернуть метиз.
- При работе «левым» сверлом, кроме усилия на откручивание, которого зачастую достаточно, чтобы выкрутить остатки закисшего болта, происходит попутное нагревание, облегчающее срыв. Способ особенно хорош для метизов крупного диаметра.
Обратите внимание! Очень важно при сверлении попасть в центр обломка. Однако сделать это не всегда получается из-за неровного рельефа среза. Если болт сломался ниже плоскости детали, задачу центрования решит кондуктор — приспособление, удерживающее сверло точно по оси отверстия. Любой токарь способен выточить такой переходник за пять минут.
Как достать сломанный метчик
При попытке обновить резьбу после высверливания, метчик иногда ломается и застревает в детали. Так как изготовлен он из прочной инструментальной стали и к тому же имеет специфическую форму, извлечь его стандартными способами практически невозможно.
Пропилите стальной прут/трубку (размер должен соответствовать диаметру отверстия) так, чтобы получились «клювики», которые войдут в стружечные каналы метчика. Согните второй конец трубки под прямым углом и выкрутите обломок.
Если способ не работает, попробуйте сломать метчик по частям ударами слесарного бородка, доставая отколотые кусочки при помощи неодимового магнита.
Совет мастера! Старайтесь использовать только новые свёрла и метчики, чтобы максимально исключить усталость металла. В противном случае вы увеличиваете шансы сломать инструмент в отверстии и получить новую проблему.
Сварка, кислота
Непростые задачи побуждают к сложным решениям. Сварочный аппарат есть далеко не у всех, между тем именно сварка является последним аргументом в сражении с оборванными болтами.
Привариваем гайку
По мнению большинства мастеров, это самый эффективный способ, а в условиях гаражей (где вероятность встретить сварщика с аппаратом очень велика), с него, возможно, вообще стоит начинать извлечение заломыша.
- Возьмите гайку большего размера, чем диаметр болта, и сместите ее в сторону относительно центра отверстия. Так легче оперировать электродом. Всегда дожидайтесь полного остывания сварной точки.
- При сварке гайки с остатком шпильки происходит точечное нагревание последней. Ржавчина и окислы сгорают на нитках резьбы, после чего достаточно минимальных усилий, чтобы выкрутить обломок.
- Если болт сломан заподлицо или ниже основания, прихватить гайку бывает сложно из-за ограниченного доступа месту контакта. Попробуйте сначала приварить широкую шайбу, а уже сверху гайку.
- Иногда можно обойтись вообще без гайки. Если обломок позволяет, наплавьте на него электрод и сразу полейте место сварки водой. Повторите операцию несколько раз, периодически пробуя проворачивать обломок. Вероятность, что с очередной попытки крепеж пойдет от руки, очень высока.
Совет мастера! Приваривая гайку или шайбу, подложите под нее кусочек тонкого картона. Во время сварки он сгорит, оставив между гайкой и основанием зазор, который облегчит срыв залома. Если картон заменить более прочным материалом, он создаст дополнительную защиту детали.
Вытравливаем кислотой
Использование 30% азотной кислоты, поможет, если нужно извлечь металлический обломок из блока цилиндров, который изготовлен из алюминиевого или магниевого сплава.
Просверлите болт или шпильку, и залейте 30% кислоту в получившееся отверстие. Реактив нейтрален к этим сплавам, и за несколько часов вытравит железо.
Экстрактор
Первая цель всех механических способов извлечения болта без шляпки — хоть как-то зацепить обломок. В случае с экстрактором этого добиваются сверлением осевого отверстия и заклинивания в нем рабочей части инструмента, после чего метиз легко выкручивается.
Операции с экстрактором выглядят следующим образом:
- Заломыш обрабатывается проникающей смазкой и по возможности прогревается.
- На срезе керном делается центровочная лунка.
- Сверлится отверстие, равное диаметру стержня экстрактора.
- В него до заклинивания вбивается или вкручивается (операция зависит от типа экстрактора) конусообразный конец инструмента.
- Поворачивая экстрактор против часовой стрелки гаечным ключом, отвинтите обломок.
После извлечения остатки болта бывает сложно снять с экстрактора. Чтобы исправить ситуацию обстучите сцепку молотком, ослабляя ее. Винтовое соединение можно зажать в тиски и выкрутить, используя ключ с длинным рычагом.
Если экстрактор недоступен, его заменят подручные средства. Обработайте на наждаке старый трехгранный напильник, тонкую развёртку или метчик (главное условие — высокая прочность стали), добиваясь формы вытянутой пирамиды с острыми гранями.
Просверлите сквозное отверстие по оси залома, стараясь не задеть резьбу, забейте в него получившийся инструмент и за свободный конец выверните обломок. Болт желательно сверлить насквозь.
Обратите внимание! Под рукой нет ничего, что могло бы послужить основой для самодельного экстрактора? Возьмите обычную биту-звездочку и забейте в просверленное отверстие. Битки, как правило, делаются из качественной стали, недорого стоят и позволяют обойтись без наждачного круга, так как уже имеют жало нужной формы.
Как выкрутить сломанный болт? Эффективные способы, позволяющие выкрутить сломанный болт
Ремонт автомобиля — не самая простая работа, машина, независимо от страны производства и имени производителя постоянно подвергается нагрузкам, поэтому неудивительно, что она склонна к поломкам. Однако, часто случается ситуация, когда та или иная неисправность усложняется появлением новой. К таким ситуациям можно отнести ситуацию, когда вы ремонтируя свой автомобиль, во время выкручивания болта, сорвали резьбу или полностью сломали его. Сразу же возникает масса вопросов: что делать в такой ситуации, как продолжить ремонт и самое главное — как выкрутить сломанный болт ? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей сегодняшней статье. Едем дальше…
Чаще всего болт ломается в случае, когда вы «дюжий дядька», а ваш болт, ну тот, который вы сломали, сильно прикипел или заржавел. Как вы понимаете, речь идет не об автомобилях, которые «только что» сошли с конвейера. Обычно с этой проблемой сталкиваются древние автомобили или те, хранение или эксплуатация которых оставляли желать лучшего. Если еще конкретнее, то речь о резьбовых соединениях, которые часто контактировали с влагой. Например, регулярно контактирует с влагой ( , дождь, ), поэтому не удивительно, что что-то где-то заржавело.
Какие бывают «обломы»?
Болты могут ломаться по-разному, самый неприятный «облом болта» это когда его срезает заподлицо, в такой ситуации выкрутить его просто невозможно без специальных приборов (дрель, сварка и т. д.). Больше повезет если болт сломается уже на выходе из резьбы и немного «тела» останется на поверхности. Во-первых, в таком случае вы уже «сорвали» болт, а значит он будет выкручиваться, что немаловажно, а во-вторых на такой сорванный болт можно будет воздействовать, например, при помощи плоскогубцев, отвертки, сварки и т. д.
Эффективные способы, как выкрутить сломанный болт
Существует несколько способов как выкрутить сорванный болт , однако перед тем как приступить к работе следует выполнить подготовительные работы. Под такими работами подразумевается:
- Очистка места работы от грязи, масла и т. д.
Обработать резьбовое соединение жидкостью WD-40 или хотя бы машинным маслом. Как вариант, можно пару раз ударить по обломку молотком или нагреть болт паяльником или лампой, при условии, что это возможно и от нагрева не пострадают другие важные детали ( , пластик, ткань и т. д.).
Как выкрутить болт, если он сломался выше резьбовой поверхности
1. Если вам удалось уже хоть немного «сорвать» резьбу болта, имеется ввиду если он уже начал выкручиваться, можно попытаться выкрутить сломанный болт при помощи пассатижей или хорошего разводного ключа.
2. Второй вариант потребует от вас ножовки по металлу или болгарки (в зависимости от того какого размера болт), также иногда помогает зубило, главное не переусердствовать. Принцип следующий — проделываете поперечное отверстие под отвертку и пробуете выкрутить болт отверткой.
3. Вариант третий — сварка. Как вы понимаете, этот способ требует наличия сварочного аппарата, делается все следующим образом — берете болт со шляпкой примерно того же диаметра, и привариваете к обломку, затем используя ключ, аккуратно не прилагая излишний усилий, пробуем выкрутить сломанный болт . Поговаривают, что существуют так называемые «агрессивные клеи», которые якобы могут выполнить роль сварки. Однако лично этот способ испытан не был, поэтому утверждать о его эффективности мы не будем.
Как выкрутить сломанный болт при помощи сварки — видео
Как выкрутить сломанный болт если он обломался заподлицо с поверхностью или ниже ее
- В этой ситуации действовать придется более кардинально, потребуется дрель с тонким сверлом и хорошие навыки владения этим инструментом. Вам необходимо просверлить 2-3 или более тонких отверстия в теле болта, для того чтобы потом объединить их в одно. В это отверстие необходимо будет установить отвертку и выкрутить обломки болта.
- Второй способ — более сложный. Если вы не можете выкрутить обломанный болт ни одним из вышеперечисленных способов придется использовать более кардинальные меры. Вам потребуется дрель, метчик, много умения и терпения. Ваша задача — просверлить в центре болта отверстие, затем аккуратно нарезать в нем (самостоятельно или попросить умеющего управляться с метчиком) левую резьбу. Когда вы закрутите в свеже проделанную резьбу новый болт с левой резьбой, то дойдя до конца, то есть закрутив его полностью, старый сломанный болт должен начать выкручиваться.
- Третий способ извлечь обломок болта , который сломался вровень с поверхностью — высверливание. Этот способ самый сложный и самый опасный, так как при выполнении этой работы вы рискуете повредить резьбу.
Принцип следующий — вам необходимо точно по центру просверлить отверстие, используя тонкое сверло, после этого устанавливается сверло потолще, и процедура повторяется. Самое главное — первое отверстие просверлить точно по центру. Когда «тела» сломанного болта практически не останется, и стенки станут достаточно тонкими для того чтобы их сломать, попытайтесь очень осторожно сломать остатки резьбы, используя тонкую заточенную проволоку или пинцет. Если вы все сделаете правильно, вам не придется нарезать новую резьбу или «прогонять» старую. Если у вас есть «экстрактор» с левой резьбой, вы можете использовать его для выкручивания остатков обломка, детальнее на виде в конце статьи.
И последнее, если после нескольких попыток вы заметили, что что-то у вас не выходит, не нужно действовать сгоряча, так вы все только усложните, лучше доверить эту работу тому, кто уже неоднократно сталкивался с этой проблемой. Желаем удачи в вашем нелегком труде, надеемся статья была для вас полезной и помогла решить ваш вопрос. До новых встреч — Вопрос Авто .
Рекомендуем к просмотру видео о том, как выкрутить сломанный болт, используя дрель и «экстарктор»
Как выкрутить сломанный винт
Извлечение сломанного винта из заготовки, возможно, является одной из самых распространенных (и самых неприятных!) задач, с которыми сталкивается любой профессионал или домашний мастер. Поскольку винт может сломаться или быть сорванным из-за множества факторов, это видео иллюстрирует несколько различных методов, которые вы можете использовать, чтобы быстро выкрутить винт и вернуться к работе! Подпишитесь на наш канал на YouTube, чтобы увидеть больше потрясающих видео, подобных этому!
Метод 1: использование центрирующего сверла для извлечения сломанного винта
Использование центрового сверла (также известного как комбинированное сверло и зенкер) для извлечения сломанного винта обычно является быстрым способом сделать отверстие в центре винта это позволит вам снова «зацепить» поверхность внутри винта (при условии, что здесь винт сорван или головка винта сломана). Этот метод идеален, когда винт находится в сквозном отверстии. Просто вставьте центрирующее сверло в электрическую дрель и просверлите в центре шурупа, сначала сверля под небольшим углом, чтобы сломать неровную поверхность шурупа. После того, как отверстие создано, вы можете использовать центральную дрель для левой руки (обратное вращение электродрели), чтобы пробить новое отверстие, которое вы сделали, чтобы удалить винт.
Метод 2: использование левого центрирующего сверла для извлечения сломанного винта сопротивление, необходимое для эффективной работы левосторонней центрирующей дрели. Снова используя центральное сверло для левой руки в электродрели (обратив вращение электродрели), выровняйте центральное сверло для левой руки как можно ближе к центру сломанного винта. Как только он защелкнется, просто вытащите его, как показано на видео, чтобы выкрутить винт.
Метод 3: Использование сверла и экстрактора резьбы EZ OUT
Этот метод идеален, когда винт сломан в глухом отверстии, а метод 2 не увенчался успехом. Используйте сверло для сверления, чтобы просверлить центральное отверстие (которое было создано центральным сверлом для левой руки во время вашей попытки использовать метод 2) и полностью просверлите винт, используя диаметр сверла, который не повредит резьбу винта. После того, как отверстие будет создано, вставьте инструмент для извлечения резьбы EZ-Out или винта и с помощью рукоятки метчика выверните винт из заготовки, чтобы удалить его.
Совет технической команды Pro:
Возникли трудности с отвинчиванием винта? Есть большая вероятность, что вам нужно немного тепла! Использование горелки и нагревание винта в течение нескольких секунд часто ослабляет и размягчает фиксатор резьбы, который мог быть нанесен на винт, что позволяет вам легче вывернуть винт из отверстия и удалить его!
Загрузите и распечатайте таблицу сверления метчика
Загрузите и распечатайте таблицу сверления метчика в формате pdf, чтобы получить краткую справочную таблицу, которая поможет вам каждый раз выбирать правильный метчик и сверло для вашего применения! Наша подробная таблица включает стандартные размеры, метрические размеры, размеры метчиков с пробкой и краткий перечень наиболее популярных размеров сверл для метчиков.
Как выкрутить сломанный и застрявший винт
Автор: Ismael Diaz (и еще один участник)
- Избранное: 0
Сложность
Умеренная
Шаги
7
Необходимое время
10 минут
Секции
1
- Как удалить сломанный и застрявший винт 7 шагов
Флаги
0
- НазадДомашнее хозяйство
- Полный экран
- Опции
- История
- Скачать PDF
- Править
- Перевести
- Встроить это руководство
Редактировать
- org/HowToDirection»>
Поместите центральное сверло в выемку, сделанную на предыдущем шаге, и начните сверлить, пока она не расширится настолько, чтобы в нее поместилось стандартное сверло.
Всегда держите сверло под углом 90 градусов к поверхности шурупа, так как его наклон может погнуть и сломать его кончик.
Редактировать
С помощью гаечного ключа отвинтите экстрактор.