Сколько вольт должен выдавать генератор на аккумулятор
Содержание
- Сколько вольт должен выдавать исправный генератор
- Как проверить работу генератора
- Распространенные причины поломки
Источником питания бортовой сети автомобиля служит генератор. При полной исправности он выдает напряжение с требуемыми параметрами во всем диапазоне допустимых нагрузок и обеспечивает правильную работу электрооборудования. Один из критериев работоспособности автомобильного генератора – соответствие выдаваемого уровня установленным пределам.
Сколько вольт должен выдавать исправный генератор
Норма выходного напряжения определяется задачами, которые выполняет источник энергии в автомобиле:
- Питание светосигнального оборудования и прочих потребителей машины.
- Возобновление энергии аккумулятора, потраченной на запуск двигателя и на питание нагрузки при заглушенном моторе.
Для первой задачи вполне достаточно 12 вольт – подавляющему числу приборов, включая осветительные, этого хватит для нормальной работы. Второй порог снизу определяется напряжением полностью заряженного аккумулятора – оно составляет 12,6 вольт. И должен быть запас для обеспечения нормального зарядного тока в несколько ампер (чем выше напряжение, тем больше ток, а в общем он зависит от степени разряженности АКБ). Если ток будет слишком маленький, то батарея не будет восстанавливать запас энергии даже при длительных поездках.
Сверху нормальное напряжение автомобильного генератора лимитировано двумя пределами:
- ограничение максимального зарядного тока — чтобы для полностью разряженного аккумулятора (до 10,5 вольт) не превысить наибольший ток и избежать разрушения пластин, а также чтобы не перегрузить генератор;
- отсутствие излишка напряжения для полностью заряженной батареи, чтобы избежать «кипения» электролита.
Также при повышенном напряжении резко сократится срок службы ламп фар, поворотников и других элементов светосигнального оборудования. На основании всех указанных доводов, напряжение генератора в различных режимах должно лежать в пределах 13,5. .14,2 вольт.
Измерение напряжения бортовой сети на клеммах АКБ.
Как проверить работу генератора
Первое, что надо сделать для диагностики генератора – проверить напряжение в бортсети при нагрузке, близкой к номинальной. Для этого надо запустить двигатель и включить как можно большее число потребителей (светосигнальное оборудование, аудиосистему и т.д.).
Шильдик с характеристиками генератора.Можно приблизительно посчитать мощность всех включенных потребителей, чем ближе она к максимуму для генератора, тем лучше. Если предельная мощность источника питания явно не указана, она вычисляется, как произведение тока в амперах на напряжение в вольтах (на шильдике). Если есть возможность замерить общий ток, отдаваемый в бортсеть, надо это сделать. После этого надо замерить напряжение на клеммах генератора.
Напряжение не должно быть выше 14,2 вольта и не ниже 13,5 вольт. Обычно значение ближе к верхнему пределу бывает на холостом ходу (при отключенных потребителях и полностью заряженном генераторе), а нижний порог наблюдается при полной нагрузке.
Читайте также
Что делать если в машине сел аккумулятор
При подозрениях на неисправность генератора также можно вызвонить обмотки ротора и статора. Надо иметь в виду, что нормальные значения (несколько ом для ротора и несколько десятых ом для статора) измерить тестером с достоверной точностью не получится. Неточность прибора плюс сопротивление измерительных проводов дадут ошибку, сравнимую с искомыми значениями. Поэтому так обнаружить можно только явный обрыв или замыкание на корпус.
Распространенные причины поломки
Внутренняя схема генератора и его типовое подключение.Одна из самых распространенных причин поломки (но и самая простая в устранении) – неисправность регулятора напряжения. Вышедший из строя регулирующий элемент может быть в обрыве, и тогда возбуждение всегда отключено. Генератор перестает выдавать напряжение, бортсеть автомобиля запитывается от аккумулятора. Внешне эта проблема может проявляться так:
- при включенном зажигании горит индикатор отсутствия возбуждения;
- тусклое свечение фар и другого светосигнального оборудования – и чем дольше поездка, тем меньше интенсивность света (аккумулятор постепенно разряжается).
Рекомендуем: Почему генератор не заряжает аккумулятор
Если неисправность реле напряжения состоит в замыкании регулирующего элемента, то ток возбуждения всегда будет максимальным, напряжение в бортсети будет повышенным. Первоначально определить это можно по следующим внешним признакам:
- частое перегорание ламп;
- периодическое «закипание» аккумулятора, появление белого налета на клеммах и около пробок.
Другая частая неисправность – выход из строя одного или нескольких диодов выпрямителя. Если вентили в обрыве, напряжение на клеммах источника питания снижается, заряд АКБ не производится, потребители запитываются пониженным уровнем. Определить это проще всего также по неяркому свечению фар, а также по постороннему шуму со стороны генератора, характер которого, обычно, изменяется при изменении оборотов двигателя. Бывает так, что диод выходит из строя, замкнувшись накоротко («спекается»). В этом случае переменная составляющая напряжения попадает в бортовую сеть. Заметно это чаще всего по мерцанию фар, а последствием может стать неправильная работа или даже выход из строя бортового электронного оборудования.
Расположение платы диодного моста.Еще одной потенциальной проблемой может стать неисправность щеточного узла, через который подается ток возбуждения в обмотку ротора. Графитовые щетки через определенный срок стираются и перестают обеспечивать надежный контакт. Это проявляется в отсутствии выходного напряжения (сначала прерывистом, потом постоянном) по причине отсутствия возбуждения. Щетки надо заменить. В большинстве автомобилей щеточный узел совмещен с регулятором напряжения, и менять надо весь узел.
Изношенные (слева) и новые (справа) щетки.Другой вариант проблемы – истирание токосъемных колец коллектора. В этом случае ремонт гораздо более сложный, чаще всего неисправность устраняется заменой ротора или всего генератора.
Изношенные токосъемные кольца ротора.Из более сложных (но зато реже встречающихся) неисправностей надо отметить:
- Обрыв обмотки ротора или статора.
- Межвитковое замыкание в обмотке ротора или статора.
- Замыкание на корпус одной из обмоток.
Диагностика и локализация этих проблем выполняется с помощью мультиметра, за исключением межвиткового замыкания (его прозвонкой обнаружить невозможно). При малом количестве замкнувшихся витков проблему выявляют по локальному нагреву корпуса. Все эти неисправности требуют серьезного ремонта источника питания или его замены.
Из механических неисправностей чаще всего встречается заклинивание подшипников. Один из признаков такой проблемы – характерный свист ремня генератора, который проскальзывает по застрявшему шкиву. Вал ротора при этом не вращается или вращается прерывисто. Электроэнергия не вырабатывается, бортсеть запитывается от аккумулятора со всеми вытекающими последствиями. Почти то же самое происходит при недостаточном натяжении ремня генератора – свист и пониженный уровень на выходе источника питания.
Исправность генератора надо постоянно контролировать. Этому поможет знание признаков проблем электросети автомобиля. Пренебрегать явными симптомами неисправности, откладывая диагностику на потом, не стоит – проблемы сами собой не исчезнут.
Сколько вольт должен выдавать генератор на аккумулятор
Частичная недозарядка или полная разрядка аккумуляторной батареи является крупной проблемой для водителей. Возникать проблема может из-за разных элементов, в том числе из-за генератора. Проверить его можно самостоятельно. Генератор должен выделять определённое количество Вольт для нормальной работы автомобиля.
Содержание
- Признаки неправильной работы генератора
- Какое напряжение должен выдавать генератор на автомобиле?
- Под нагрузкой
- На холостом ходу
- Для зарядки АКБ
- Почему напряжение уменьшается зимой?
- Как самостоятельно проверить работу генератора?
- Неисправности генератора: как их устранить
Признаки неправильной работы генератора
В последних моделях автомобилей см часто встречается проблема с электрическими цепями и системами. Практически все электронные элементы регулируют состояние аккумуляторной батареи и генератора. Так как это может стать причиной полной остановки работы механизмов автомобиля в неподходящий момент. Автомеханики и специалисты в этой сфере выделяют следующие популярные признаки неисправностей генератора:
- нарушение стабильности функционирования аккумуляторной батареи. В какой-то момент электролит может выкипеть из банок или источник питания станет не полностью заряжаться;
- неисправность в работе световых индикаторов, которые располагаются на панели;
- мерцание света фар. Особенно хорошо видно в ночное время суток;
- непонятный шум и другие звуки из-под капота автомобиля.
При обнаружении неправильной работы транспорта, есть вероятность, что проблема заключается в генераторе. Неисправности могут быть механическими и электрическими.
К механическим повреждениям относятся: деформация корпуса, неправильная работа подшипников, ремня привода или других элементов. К электрическим неисправностям относятся: нарушение работы диодного моста, повреждение обмотки или некоторых проводов, выгорание элементов, естественное изнашивание щёток. Неисправный генератор ещё есть возможность починить, поэтому не нужно его сразу же нести на свалку. При помощи специального оборудования, материалов и знаний можно восстановить устройство. Для начала потребуется сделать диагностику, и уже от результатов отталкиваться. Нарушение работоспособности устройства может вызвать некачественные элементы, коррозия и естественный износ материала.
Какое напряжение должен выдавать генератор на автомобиле?
Вольтаж должен выдавать 13,5 — 14,5В. Перед установкой нового источника питания большей мощности в автомобиль, требуется учитывать параметры установленного генератора. Для мощной аккумуляторной батареи потребуется приобрести модифицированный генератор, чтобы не появилось провалов в электронике. Для вычисления максимального напряжения, которое может создавать аккумуляторная батарея, нужно включить все электронные системы (свет фар, аудиосистему, освещение в салоне, дополнительные элементы).
В зимний период хорошая подача зарядного электрического тока, позволит без проблем запустить автомобиль с первых попыток. Чтобы не возникало проблем с запуском двигателя, потребуется приобрести генератор, который равен 10 процентам от общей ёмкости аккумуляторной батареи. К примеру для источника питания в 80 А/ч, понадобится генерирующее оборудование в 8 А. Также нужно учитывать не только ёмкость аккумулятора, а ещё и потребление в сети.
Предельная возможность работы электрических систем многих автомобилей не превышает 85 Ампер.
Под нагрузкой
Генератор авто выдаёт максимум 14,5 Вольт. Под полной нагрузкой цифра должна быть не менее 13. Это считается нормой среди всех генераторов. При более низких показателях, это будет означать нехватку питания, что приведёт к медленной разрядке аккумулятора. Также не нужно приобретать источник питания, который не сможет тянуть электронная система автомобиля. Это может привести к выгоранию некоторых элементов или привести к короткому замыканию.
На холостом ходу
На холостом ходу заряд должен выдавать норму не ниже 14 Вольт. При запуске мотора напряжение находится на отметке выше 13,8 Вольт. Не самом деле всё зависит от марки автомобиля. Отечественные модели менее требовательны, по сравнению с новыми иномарками. В состоянии холостого хода нужно отключить все источники потребления электроэнергии. В противном случае, это будет уже измерение под нагрузкой. Показатели покажут другие результаты.
Для зарядки АКБ
При любом раскладе напряжение не должно падать ниже 13 Вольт. Если возникнет такая проблема, то электричество будет потребляться из аккумуляторной батареи, а это приведёт к медленной разрядке. Автомобильный аккумулятор нужен только лишь для запуска машины. Дальше в дело вступает генератор, который подпитывает источник питания, чтобы тот не расходовал свой ресурс. Для нормальной зарядки во время движения при полной нагрузке на электрические системы, должно выдаваться не менее 13,5 Вольт. Это будет практически идеальный вариант для автомобиля. Зарядное устройство должно показать не ниже 13,5 и не выше 14,5 Вольт. Если запустить процесс зарядки, то может выкипеть электролит.
Почему напряжение уменьшается зимой?
Некоторые водители сталкиваются с проблемой, когда в зимний период автомобиль теряет свои изначальные параметры. Машина долгое время не заводится и может глохнуть. Чтобы избежать такой ситуации, водители снимают аккумуляторную батарею и оставляют в тёплом помещении. Причина на самом деле простая.
При снижении температуры воздуха ниже 0 градусов, электролит теряет свою плотность.
Под эти параметры начинает подстраиваться выдаваемое напряжение. Если источник питания полностью заряжен, то бояться ему нечего. А вот если оставить разряженный аккумулятор в низких температурах, то это приведёт к сильному снижению плотности электролита. Соответственно это будет затруднять запуск мотора, и даже привести к полному замерзанию электролита. Внутри системы автомобиля начинают тормозиться химические реакции, когда температура слишком низкая. Знание нормальных параметров напряжения, помогут в нужный момент определить неисправность и не испортить новую аккумуляторную батарею.
Как самостоятельно проверить работу генератора?
Главный признак нарушения подачи электроэнергии — это возникновение перебоев в напряжении. Требуется проверить работоспособность всей системы и узнать сколько Вольт выдаёт генерирующее оборудование.
Перед диагностикой стоит учесть парк важных советов от автомехаников:
- измерения выполняются мультиметром;
- удостовериться в надёжности креплений и зажимов;
- проверить силу натяжения ремня;
- диаметр сечения важен при смене проводки.
Тестирование напряжения при помощи мультиметра. Пункт о снятии минусовой клеммы уже является устаревшим. Для различных иномарок, снимать минусовую клемму ни в коем случае нельзя. Это может вызвать резкий скачок напряжения, что приведёт к короткому замыканию и придётся покупать новые «мозги». Как вариант, можно попробовать на отечественных автомобилях моделей ВАЗ 01-07.
- подключить зажимы к клеммам аккумуляторной батареи;
- когда мотор находится в нерабочем состоянии, то норма от 12,5 до 12,7: Вольт;
- далее запустить мотор и проверить напряжение на холостом ходу;
- дать нагрузку, включить все возможные электронные потребители;
- далее дать небольшую нагрузку и снять минусовую клемму;
- если автомобиль начинает глохнуть, а фары тускнеть, то нужно подумать о ремонтных работах.
В случае если водитель уверен, что генерирующий элемент был подвержен механическому удару, то лучше доверить работу людям, разбирающимся в этой сфере. При возникновении перезарядки на клеммах аккумуляторной батареи будет отчётливо видны белые следы, в виде солей. Это говорит о том, что электролит вытекает из банок.
Неисправности генератора: как их устранить
Генератор является одним из сложных механизмов, находящихся в автомобиле. Самостоятельно починить в нём можно немногое. Слишком углубляться в проблему без нужного оборудования и навыков не стоит.
Виды неисправностей и способы их устранения:
- пробуксовка ремня привода. В этом случае нужно натянуть ремень;
- обрыв в электрической цепи. «Прозвонить» систему и выявить порыв с последующей заменой;
- нарушение работы регулятора напряжения. Потребуется заменить регулятор;
- щётки изношены. Заменить щётки;
- загрязнились кольца или их контакты. Протереть чистой ветошью тщательно;
- витковое замыкание или порыв внутри статорной обмотки. Снять генерирующее оборудование с автомобиля и разобрать его. Далее проверить всю обмотку и заменить.
Это далеко не все проблемы, которые могут возникнуть с генератором. Их может быть огромное количество, поэтому поиск может занять много времени.
Быстрый тест: неисправные генераторы — журнал Hot Rod
| Практическое руководство — двигатель и трансмиссия
Как правильно проверить неисправный генератор?
Отключение аккумуляторной батареи при работающем двигателе не является допустимой проверкой работы генератора и может привести к повреждению чувствительных электронных компонентов. Вместо этого используйте обычный вольтметр и следующую процедуру проверки. Хотя некоторые шаги относятся к типичным генераторам переменного тока GM, базовая методология применима для любой системы зарядки.
01 Проверить напряжение на клеммах аккумуляторной батареи при работающем двигателе. Хороший генератор должен поддерживать напряжение аккумуляторной батареи от 13,9 до 14,8 вольт (оптимально 14,2). Даже в худшем случае, когда все аксессуары включены, на аккумуляторе должно быть не менее 13 вольт. Убедитесь, что двигатель работает на достаточно высоких оборотах для работы системы зарядки (особенно при работе однопроводного генератора, возбуждаемого при определенных оборотах). Если напряжение низкое, перейдите к шагу 02 9.0014 . Если напряжение выше 15 вольт, перейдите к шагу 05 .
02 Подсоедините вольтметр между выходной клеммой генератора (BAT) и заземлением. Если напряжение составляет 13,614,6 вольт, генератор в порядке, но питание не поступает на аккумулятор. Перейдите к шагу 03 . Если напряжение ниже 13,6 В, перейдите к шагу 04 .
03 Проверьте кабели аккумуляторной батареи и зарядный провод генератора на наличие плохих контактов, неподходящего размера кабелей и проводов или коррозии. Отремонтируйте или замените по мере необходимости. Перепроверьте согласно шагу 02 . Если напряжение постоянное 13.614.6, то проблема решена. Если напряжение в норме, но медленно снижается, перейдите к шагу 04 .
04 Проверить ремень привода генератора. Отрегулируйте его натяжение или замените по мере необходимости. На трамвае шкив кривошипа должен быть в три раза больше шкива генератора; исправить по мере необходимости. Если напряжение в норме, но медленно снижается после этого ремонта, ваш генератор в порядке, но не может удовлетворить потребности автомобиля в токе; перейти на более мощный генератор. Если вы сразу получаете показания ниже 13,6 В, перейдите к шагу 9.0013 05 .
05 Проверить регулятор напряжения. Для внешних регуляторов перейдите к шагу 06. Для внутренних регуляторов перейдите к шагу 07 .
06 Отсоедините жгут проводов от регулятора. При работающем двигателе соедините перемычкой клемму B+ разъема с клеммой Field разъема (на большинстве автомобилей GM это соответственно красный и синий провода). Делайте это только в течение 30 секунд за раз. Двигатель заглохнет. Генератор должен издавать слышимый гул и увеличивать мощность до максимальной. Если вы видите видимую дугу, отремонтируйте или замените регулятор. Если дуги нет, генератор имеет обрыв цепи возбуждения или изношенные щетки. Исправьте или замените при необходимости.
07 Внутренние регуляторы генератора GM SI можно проверить, как показано на фото. Если во время этой проверки напряжение повышается, отремонтируйте или замените внутренний регулятор. Если напряжение ниже, чем раньше, отремонтируйте или замените весь генератор. Генераторы GM CS последних моделей не имеют исправных регуляторов; весь блок подлежит замене.
Популярные страницы
Chevrolet Colorado ZR2 2023 г. Первая поездка: внедорожник на каждый день
Эксперт по Tesla и электромобилям Сэнди Манро: Твердотельные батареи — «поцелуй смерти» для бензиновых автомобилей
2023 Ford F-150 Tremor First Test: Bahgawd, это музыка тремора?
Toyota Prius Prime 2023 года может заряжаться за 3 недели без подключения к электросети 60 2023 Chevrolet Colorado ZR2 Первая поездка: Повседневный внедорожник
Эксперт по Tesla и электромобилям Сэнди Манро: Твердотельные аккумуляторы — это «поцелуй смерти» для бензиновых автомобилей
2023 Ford F-150 Tremor First Test: Bahgawd, это музыка тремора?
Toyota Prius Prime 2023 года может заряжаться за 3 недели — без подключения к сети
Перед тем, как космический корабль взорвался, SpaceX уничтожила минивэн Chrysler
Проверка генератора: правильное напряжение?
Одного теста недостаточно, если вы диагностируете проблему с системой зарядки. Слишком часто генератор осуждается как источник проблемы, если при работающем двигателе присутствует только напряжение аккумуляторной батареи. Если это так, это означает только то, что генератор не заряжается, но не объясняет, почему.
Для некоторых генераторов нормальное напряжение ниже 13 вольт. Для некоторых постоянные 13,6 вольта являются признаком проблемы. Для других нормально видеть напряжение до 16 вольт на длинных участках. Тем не менее, для других совершенно нормально видеть, что генератор периодически не заряжается.
Столь большое расхождение в напряжениях связано с тем, что большинство генераторов переменного тока контролируются блоком управления двигателем или PCM для снижения расхода топлива. Это означает, что нагрузка на двигатель регулируется для уменьшения паразитных потерь на коленчатом валу. Выходная мощность генератора используется при обнаружении нагрузки или необходимости зарядки аккумулятора.
В зависимости от температуры окружающей среды напряжение зарядки меняется. Фактическое зарядное напряжение, рассчитанное для регулятора напряжения, зависит от таких факторов, как расстояние от генератора переменного тока до батареи и температура окружающего воздуха вокруг батареи, рассчитанная PCM. Вот почему температура окружающей среды и температура под капотом являются важными данными для системы зарядки.
Другим фактором, определяющим напряжение аккумуляторной батареи, являются автоматические коробки передач с пятью или шестью скоростями, которые могут резко снижать обороты двигателя при движении. Многие современные двигатели работают со скоростью ниже 2000 об/мин, пока не достигают скорости от 60 до 70 миль в час. Следовательно, если генератор переменного тока не поддерживает номинальное зарядное напряжение при более низких оборотах двигателя, батарея будет разряжаться при больших нагрузках вспомогательных устройств. В большинстве случаев недостаточной зарядки генератор может иметь установленный шкив неправильного диаметра, приводной ремень может проскальзывать или сам генератор может быть недостаточно производительным для применения в автомобиле.
Хотя испытание генератора под нагрузкой обеспечивает быстрый способ проверки проскальзывания приводного ремня, имейте в виду, что генератор переменного тока может легко перегреться при проверке максимальной мощности при работе на низкой скорости в течение длительного периода времени. Большинство генераторов переменного тока не могут справиться с нагрузкой на холостом ходу, а отсутствие охлаждения еще больше усугубляет проблему. Некоторые системы могут даже прекратить зарядку при обнаружении экстремальной нагрузки и установить код.
Незнание того, что чем управляет и как это должно функционировать, может привести к ошибочному диагнозу. Это также может привести к тому, что вы упустите важные проблемы. Потратьте время, чтобы просмотреть информацию об услуге.
Другим важным инструментом для эффективной диагностики генератора является сканер. На старых автомобилях индикатор аккумулятора включал индикатор генератора, когда выходная мощность генератора или напряжение аккумулятора падало ниже заданного значения. Однако индикатор аккумулятора на современных автомобилях управляется данными и кодами неисправностей. Вот почему сканер необходим для диагностики системы зарядки. Эти коды могут привести к более быстрой и точной диагностике. Коды для генератора можно найти в модуле управления двигателем и в модулях, которые контролируют распределение мощности по транспортному средству. Кроме того, большинство модулей на транспортном средстве устанавливают код при обнаружении низкого напряжения в системе.
Тестирование батареи
Практическое правило, согласно которому 12,6 В соответствует полностью заряженной батарее, а 12,2 В означает, что она заряжена на 25 процентов, начинает меняться с некоторыми современными батареями и системами зарядки.
Если есть мертвый или слабый элемент, нормальное зарядное напряжение не может быть достигнуто на батарее с неисправным элементом. Генератор перезарядит оставшиеся элементы и закипит электролит в других элементах. С другой стороны, батарея, сульфатированная из-за недозаряда или неиспользования, будет поддерживать нормальное зарядное напряжение. Симптомы сульфатированного аккумулятора заключаются в том, что он очень быстро заряжается и имеет очень низкий ток разряда.
Все меньше и меньше аккумуляторов позволяют техническому специалисту просматривать уровни электролита или тестировать отдельные элементы. Вот почему тестирование с помощью электронного тестера проводимости, который измеряет ток холодного пуска, является наиболее точным способом оценки состояния аккумулятора.
Поскольку новые аккумуляторы обычно испытывают на 25 процентов больше, чем их номинальная емкость, недавно замененный аккумулятор с неисправным элементом может иногда пройти как тест проводимости, так и тест нагрузки.
Паразитические розыгрыши
Как правило, потребляемый ток при выключении зажигания на большинстве автомобилей последних моделей не должен превышать 50 миллиампер (мА). Если затяжка разряжает батарею, это может означать дополнительную нагрузку на генератор и систему зарядки. Но на некоторых автомобилях может быть нормальным, если ev
en больше тянет до 10 минут после того, как ключи были извлечены из замка зажигания.
В течение этого периода шины последовательных данных могут обмениваться данными и выполнять некоторую цифровую уборку. Кроме того, такие системы, как воздушная езда, системы улавливания паров топлива и вспомогательные водяные насосы, могут оставаться активными еще долгое время после того, как автомобиль был припаркован. Вот почему в некоторых служебных данных для современных автомобилей необходимо использовать коммутационную коробку OBDII и сканирующий инструмент для решения некоторых прерывистых паразитных потерь энергии.
Проверка шкива
Многие автомобили последних моделей используют разъединяющий шкив на генераторе. Эти новые шкивы позволяют генератору «выбегать» или «перебегать», когда ремень внезапно замедляется. Это предотвращает проскальзывание ремня и снижает вибрацию. Лучше всего то, что в этом сценарии системе требуется меньшее натяжение и можно использовать более узкий ремень. Это может привести к улучшению экономии топлива на 1,5-2 процента.