Какой ток выставлять при зарядке аккумулятора: Зарядка аккумулятора: методики и полезные советы

Содержание

Всё про пуско-зарядное устройство

Разряженный автомобильный аккумулятор – ситуация печальная. Мало того, что на горизонте появляется перспектива покупки новой батареи, так еще и планы на ближайшую поездку приходится срочно менять. Поскольку аккумуляторы, особенно хорошие, стоят недёшево, многие автолюбители покупают зарядные и пуско-зарядные устройства (ПЗУ).

 

Полная разрядка – одна из самых неприятных ситуаций для автомобильного аккумулятора. Даже если это случилось один раз, емкость батареи уменьшается из-за повреждения покрытия электодов, а разрядить «в ноль» аккумулятор два-три раза – прямой путь к его замене. Причем иногда достаточно просто не выключить на ночь фары, чтобы «убить» батарею. 

Еще одна причина глубокого разряда аккумулятора – поломка генератора, в результате чего вся нагрузка во время поездки ложится именно на батарею.

И, наконец, аккумуляторы теряют емкость просто от времени: ничто не вечно, и даже самая качественная батарея со временем тихо умирает. Особенно заметны изменения зимой, когда и нагрузка на старте выше, и процессы саморазряда проходят быстрее.

В некоторых случаях вернуть к жизни аккумулятор помогает специальное зарядное устройство. Подзарядить батарею зимой, когда автомобиль долго простаивает на морозе, зарядить полностью разряженный аккумулятор или запустить двигатель – специальная зарядка нужна во всех этих случаях.

Кроме того, качественное зарядное устройство не допустит и перезаряда батареи, в отличие от дешевых поделок. 

Прежде, чем выбирать зарядное устройство, нужно разобраться в важных технических характеристиках, которых довольно много. 

 

Тип устройства

Прежде всего, нужно разобраться в терминологии. Существует три типа ПЗУ, предназначенных для автомобильного аккумулятора: зарядное, пусковое и пуско-зарядное устройства.

  • Пусковое устройство (оно же бустер) предназначено только для запуска двигателя. Фактически, это павербанк, способный выдавать большой ток. Ёмкости такой батареи хватает на один пуск мотора, что может решить проблему утренней поездки на работу, но может не решить проблему с разряженным аккумулятором из-за поломки генератора или сбоя в электропроводке автомобиля.  

Пусковые устройства для автомобильных аккумуляторов

  • Зарядное устройство – это своего рода аналог обычной зарядки для гаджетов: включается в бытовую электросеть и заряжает подключенный к нему автомобильный аккумулятор. Это идеальный вариант для обслуживания аккумулятора в гараже или дома, когда не нужно никуда спешить. То есть, если запустить двигатель нужно срочно, зарядное устройство ничем не поможет, но когда речь идет о регулярной подзарядке аккумулятора и сохранения его эксплуатационных свойств, это идеальный вариант.

Зарядные устройства могут настраиваться на разные типы аккумуляторов, а также снабжаться такими функциями, как десульфатация, восстановление после глубокого разряда, защита от перезаряда и ошибок при подключении аккумулятора. 

  • Пуско-зарядное устройство совмещает функции двух предыдущих: может как зарядить аккумулятор, так и просто запустить двигатель. Производители предлагают ПЗУ со встроенным аккумулятором для старта двигателя или сетевое. Сетевые устройства дешевле и подходят для тех, кто живет в загородном доме или ставит машину в гараже. 

Разница между пусковым и пуско-зарядным устройством:

во втором случае есть выбор функции “пуск двигателя”

 

Трансформаторные и импульсные

Следующее, в чём нужно разобраться, это классификация ПЗУ по типу работы. Они делятся на трансформаторные и импульсные (инверторные).

Трансформаторные представляют собой устройство с трансформатором-выпрямителем, преобразующим переменный ток от сети в постоянный. Аккумулятор заряжается постоянным током заданных параметров, после чего устройство отключается само или его нужно отключить вручную. Трансформаторные зарядки обычно очень простые, понятные даже новичку и практически неубиваемые. Хорошая зарядка переживёт не только несколько аккумуляторов, но и пару автомобилей. Большинство автолюбителей выбирают именно трансформаторные ПЗУ и пользуются ими долгие годы.

Импульсные устройства работают по принципу подачи малых импульсов высокочастотного тока. Это современные устройства, имеющие удобные функции полной автоматизации процесса зарядки, десульфатации и восстановления батареи после глубокого разряда, всевозможные защитные опции. Традиционной трансформаторной катушки внутри нет, так что размер импульсного ПЗУ обычно компактный, а вот цена очень даже немаленькая.

Трансформаторное и инверторное зарядные устройства Сила

Недостатки трансформаторных зарядных устройств связаны в основном с ограниченным функционалом. То есть, аккумулятор они заряжают без проблем, но процесс требует наблюдения и регулировки. Зато ремонт в случае поломки будет доступным, да и ломаются они редко.

Импульсные ПЗУ автономные удобные в работе, зато их ремонт в случае поломки будет стоить почти столько же, сколько покупка нового устройства. А поскольку электронной «начинки» внутри предостаточно, ломаться там есть чему даже при обычном скачке напряжения. 

 

Для какого аккумулятора подходит ПЗУ

Сегодня на рынке представлены три типа автомобильных аккумуляторов: обычные кислотные, гелевые (GEL) и AGM, которые отличаются физическим состоянием электролита. В обычных кислотных залит жидкий электролит, и хоть такие аккумуляторы уже не нужно обслуживать и доливать воду, в них не так много изменилось за последние десятилетия. 

Гелевые и AGM аккумуляторы – это новая технология заполнения электролитом. В AGM раствором кислоты пропитаны сепараторы из стекловолокна, разделяющие электроды, а в гелевых вместо стекловолокна используются микропористые материалы или силикагель. Независимо от состава сепараторов, такие аккумуляторы очень живучие, лучше переносят глубокий разряд, дольше служат и медленней теряют свои свойства. Если их еще и правильно и вовремя заряжать, можно не долго не беспокоиться о замене.

Однако не все аккумуляторы можно заряжать одинаково: для кислотных подходят традиционные трансформаторные и новые импульсные зарядные устройства. А вот для гелевых и AGM батарей нужны только зарядки с определенным набором автоматических функций. Тут обычное трансформаторное устройство использовать нельзя: неправильный режим работы приведет к перезаряду, вздутию и покупке нового аккумулятора.

Производители зарядных устройств указывают, для каких аккумуляторов оно подходит. Причем зарядки, подходящие для AGM и гелевых батарей, подходят и для кислотных, но далеко не все устройства для кислотных батарей подходят для новейших гелевых и AGM. Будьте внимательны при выборе!

Как указывают применимость зарядного устройства

 

Рабочее напряжение

Напряжение на выходе зарядного устройства должно соответствовать номинальному напряжению аккумулятора. В легковых автомобилях используются АКБ с напряжением 12 вольт, в грузовиках и крупной технике – 24 В, в скутерах, мопедах, газонокосилках и т.д. – 6 В. Можно выбирать ПЗУ с одним или двумя смежным показателями рабочего напряжения (24/12 В или 12/6 В). 

Превышать при зарядке номинальное напряжение аккумулятора нельзя, так что если в хозяйстве есть какая-либо садовая техника, лучше взять зарядное устройство с возможностью переключения. Про запас, так сказать.

 

Ёмкость АКБ и максимальный ток зарядки

Чем выше ёмкость аккумулятора, тем больший требуется ток для его качественной зарядки. Есть и обратная зависимость: чем выше ток, тем быстрее заряжается батарея. Медленная зарядка батареи подходит, когда можно подключить ее на ночь и никуда не спешить. Чем медленней заряжается аккумулятор, тем дольше он сохраняет свою емкость (процесс восстановления активного слоя на электродах идем более качественно). Быстрая зарядка будет удобней тем, кого проблема с аккумулятором застала внезапно, и нужно скорее его привести в рабочее состояние. Однако слишком большая сила тока приведет к потерям емкости, а в особо неприятных случаях – к перезаряду и вздутию аккумулятора. Поэтому выбирать зарядное устройство нужно в зависимости от номинальной ёмкости батареи.

Оптимальный показатель силы тока считается как 10% от ёмкости аккумулятора. То есть, если вы ставите на свой автомобиль батарею 80 А·ч, то зарядное устройство должно выдавать ток 8 А. Причем желательно, чтобы это был не максимальный показатель и сила тока могла регулироваться. Иначе зарядное устройство будет постоянно работать на пределе мощности, что не очень хорошо сказывается на сроке его жизни.

 

Маркировка зарядного устройства: максимальный ток 8 А,
на быстрой зарядке 5,6 А, на медленной – 3,5 А

Многие производители указывают, для аккумуляторов какой ёмкости подходит зарядное устройство. Но это будет МАКСИМАЛЬНЫЙ показатель возможной ёмкости, а ток зарядки немного ниже, чем 10% от него. 

 

Показатель пускового тока

Это ток, который пусковое или пуско-зарядное устройство способно кратковременно выдать для старта двигателя. Выбор этого показателя зависит от конфигурации автомобиля: чем мощнее двигатель, тем большей ёмкости и более мощным будет аккумулятор, тем большим должен быть пусковой ток от ПЗУ. Понять, какой пусковой ток понадобится, можно ориентируясь на ёмкость аккумулятора: показатель тока должен быть в 10 раз больше. То есть, если ваш аккумулятор 80 А·ч, то пусковой ток должен быть не больше 800 А. Однако такая мощность не всегда нужна: для дизельного двигателя достаточно будет 300 А, чтобы завестись. Так что меньше – можно, а вот больше – нет.

 

На что влияет номинальная мощность ПЗУ

Показатель мощности пуско-зарядного устройства говорит о том, какую силу тока оно может выдавать на максимуме. Для обычных зарядных устройств любительского (бытового) уровня нормальным показателем будет мощность до 1 кВт, которой более чем хватит для зарядки аккумулятора или запуска двигателя на любом автомобиле. Более мощные – это уже профессиональные устройства, способные заряжать несколько аккумуляторов сразу или запускать мощную технику.

Все ПЗУ с мощностью 5 кВт и выше нельзя включать в обычную бытовую розетку – слишком большая нагрузка на сеть. 

 

Процесс зарядки

Есть три способа зарядки аккумуляторов, которые могут использоваться в ПЗУ: зарядка постоянным током, зарядка постоянным напряжением и комбинированная.

Зарядка постоянным током – самый быстрый способ. На устройстве настраиваются параметры тока (10% от ёмкости батареи), затем оно подключается к аккумулятору и на этом показателе тока работает до полной зарядки. При этом напряжение будет постепенно расти по мере зарядки АКБ. Вспоминаем закон Ома:

I = U / R,
где I – ток (А), U – напряжение (В), R – сопротивление (Ом).

При повышении внутреннего сопротивления аккумулятора (а оно растёт по мере зарядки), при подаче стабильного тока растёт и напряжение, достигая максимального показателя 16 В. Для аккумулятора это не лучший способ: слишком быстро идет процесс, электролит перегревается, что в итоге понижает номинальную емкость батареи.

Второй вариант – зарядка постоянным напряжением. Как правило, на ПЗУ выставляют напряжение около 14 В, и оно не меняется до завершения процесса. По тому же закону Ома

U = I · R,

получается, что при возрастании внутреннего сопротивления аккумулятора будет падать зарядный ток и к концу процесса он будет крайне низким. При этом аккумулятор быстро заряжается вначале (внутреннее сопротивление разряженной батареи низкое, ток высокий) и может недозарядиться в конце. 

Современные зарядные устройства используют метод комбинированной зарядки: сначала процесс идёт на постоянном токе, затем переключается на постоянное напряжение. Так удается поддерживать оптимальный режим в течение всего времени зарядки. Управлять процессом можно вручную или же устройство делает это автоматически. «Автоматы» пользуются самым большим спросом у автовладельцев, поскольку не требуют каких-либо специальных знаний и навыков. За ними даже не нужно следить: устройство само регулирует параметры и отключает подачу тока при полном заряде батареи. А вот ручная регулировка больше подходит для профессиональных устройств, которые используются для различных задач.

Зарядные устройства с ручной и автоматической
регулировкой силы тока

 

Дополнительные функции ПЗУ

Помимо выдачи тока определенных параметров, современные пуско-зарядные устройства имеют множество дополнительных функций, облегчающих жизнь пользователю. Из них важнейшими являются всевозможные защитные функции:

  • Защита от короткого замыкания на клеммах – отключает подачу тока при замыкании плюса и минуса на зарядном устройстве до того, как оно подключено к аккумулятору. «Крокодилы» могут случайно соприкоснуться, и без такой защиты зарядное устройство выйдет из строя.
  • Защита от несоблюдения полярности – отличная идея для невнимательных пользователей. Аккумулятор не выйдет из строя, если при подключении ПЗУ перепутать «плюс» и «минус».
  • Защита от перезаряда аккумулятора – для тех, кто не хочет следить за процессом, но хочет иметь не убитую батарею. Зарядное устройство отключится само по достижении 100% показателя заряда.
  • Защита от перегрева – отключит прибор, если его температура достигла критического значения. Приборы, которые сильно греются при работе, имеют отверстия в корпусе для вентиляции.
  • Защита от перегрузки – отключит устройство, если показатель зарядного тока выше, чем его потенциал. 

Следующие функции делают использование ПЗУ более удобным:

  • Режим непрерывной зарядки – «умный» режим, который будет поддерживать батарею, долго простаивающую без дела. Чтобы избежать саморазряда и потери ёмкости, её можно подключить к зарядке на «непрерывном режиме», и устройство будет непрерывно подавать очень малый ток, который не перезарядит батарею, а поддержит ее в рабочем состоянии.

Все указанные выше функции могут присутствовать и на трансформаторных, и на импульсных зарядных устройствах. Дальше указаны функции, которые есть только на импульсных ЗУ, оснащённых интеллектуальной системой управления:

  • Тестирование батареи – режим оценки состояния аккумулятора для выбора оптимального режима его зарядки. Иногда батарея разряжена так, что для ее восстановления нужен особый режим.
  • Режим бережной зарядки – применяется для глубоко несчастных разряженных аккумуляторов, которые уже нельзя зарядить обычным способом. В этом случае идет зарядка короткими импульсами, которые постепенно возвращают аккумулятор к жизни.
  • Режим десульфатации – восстановление аккумуляторов, которые давно в эксплуатации. Этот режим может использоваться и как регулярная профилактика батареи для продления срока ее работы. При включении этого режима зарядное устройство проводит диагностику батареи на предмет сульфатирования пластин, а затем включает специальный режим в общий цикл зарядки.
  • Буферный режим – поддержание заряда батареи в течение долгого времени. Это «продвинутый» вариант режима непрерывной зарядки, но отличие в том, что ток не подаётся постоянно. Зарядное устройство оценивает уровень заряда аккумулятора и включается только в том случае, если этот уровень снижается. Идеальный вариант для длительного хранения батареи!
  • Память – возможность внести в память зарядного устройства параметры своего аккумулятора и не настраивать их каждый раз заново. 
  • Зарядка гаджетов – это дополнительная опция для ПЗУ со встроенным аккумулятором: они настолько компактные, что могут использоваться в качестве павербанка. Как правило, на них есть USB-разъёмы для подключения зарядных кабелей.

 

Тип клемм

Клеммы зарядного устройства должны надёжно соединяться клеммами аккумулятора. Универсальный вариант – медные «крокодилы», желательно достаточной толщины для передачи тока и достаточно цепкие для фиксации на любом аккумуляторе.  

Дополнительно в комплекте ЗУ могут быть кольцевые клеммы под болт М8, которые применяются на некоторых аккумуляторах американского формата, а также на аккумуляторах для садовой техники.

Зарядное устройство Osram
с двумя комплектами клемм

 

Ёмкость встроенного аккумулятора

При покупке пусковых и пуско-зарядных устройств автономного типа важно обращать внимание на ёмкость встроенного аккумулятора. Чем она больше, тем больше вероятность запустить двигатель на морозе, когда нужно чуть больше времени на старт и чуть больше тока. В устройствах потребительского уровня ёмкость аккумулятора составляет от 6000 до 20000 мА·ч (иногда указывают в А·ч).

Современные аккумуляторные пусковые устройства используются не столько для запуска двигателя (хотя, конечно, сделают это, если понадобится), сколько для подзарядки электроники: телефонов, ноутбуков, фонариков и прочей мелочи. Некоторые имеют в комплекте переходники с коннекторами различных типов, так что становятся по-настоящему универсальным устройством на все случаи жизни.

 

Итоги подведем 

Поддержание автомобильного (да и любого другого) аккумулятора в заряженном состоянии значительно продлевает срок его эксплуатации. На фоне стоимости новой АКБ цена даже самого «продвинутого» зарядного устройства выглядит вполне оправданной и даже умеренной. Поэтому сегодня всё больше автовладельцев пользуются ЗУ современного типа, с богатым функционалом и широкими возможностями. 

Выбор такого устройства должен начинаться с оценки технических характеристик самого аккумулятора и подбора соответствующих параметров ПЗУ, и только затем – по предложенным дополнительным функциям. Тогда выбранное устройство будет действительно полезным и функциональным.
 

 

Что нужно знать о зарядке аккумуляторов в доме или квартире

Важные моменты зарядки аккумулятора в доме или квартире: определение разряженности АКБ, опасность домашней зарядки, важные нюансы. Видео о зарядке аккумулятора.


Современный автомобиль позволяет особенно не задумываться о работе аккумулятора. Устройство живет своей жизнью, заряжаясь от генератора автомобиля. Однако, может возникнуть момент, когда водитель столкнется с полностью разряженным аккумулятором, и тогда ему нужно выбрать – или поехать в специализированный сервисный центр и потратить несколько дней на зарядку аккумулятора специалистами, или заняться зарядкой собственными силами. Тогда нужно будет снять батарею с автомобиля и отнести ее домой, где поставить на зарядку. Как сделать это правильно, и не будет ли эта процедура опасной для жизни и здоровья живущих с автовладельцем под одной крышей?

Как определить, что АКБ разряжена


На низкий уровень зарядки автомобильной аккумуляторной батареи может указывать ряд признаков, обнаружив которые, нужно своевременно заняться зарядкой аккумулятора. Тем самым можно избежать полной разрядки и, как следствие, остановки автомобиля в самый неподходящий момент. На то, что аккумулятору требуется подзарядка, указывает следующее:

  • Сбои в работе охранной системы, когда вы открываете автомобиль: заедание центрального замка, дверь не открывается. При нажатии кнопки на брелоке явная задержка реагирования звука сигнализации;
  • Если вы имеете мощную акустическую систему, то обнаружите, что перестает работать магнитола при остановке двигателя. Это означает, что напряжение в бортовой сети достигает критически низкой отметки;
  • Оптика начинает работать неэффективно: тускнеет свет фар, салон освещается менее интенсивно;
  • Вы замечаете, что двигатель начинает хуже запускаться: когда включается зажигание, следует «провал», а дальше двигатель работает нормально. Если заряд АКБ сильно упал, вы услышите, что работает стартер, а мотор не вращается;
  • Повернув ключ зажигания в замке, вы обнаруживаете, что приборная доска погасла, и мотор не заводится;
  • При прогревании двигатель самопроизвольно увеличивает или снижает обороты;
  • На приборной панели имеется значок, отражающий значение напряжения батареи в электросети автомобиля. Вы можете отследить снижение напряжения непосредственно на панели.

Необходимо перед наступлением зимнего сезона полностью зарядить аккумулятор, подготовив АКБ к режиму усиленной работы в холодный период года. Морозы способствуют тому, что в батарее замедляются химические реакции, а в моторе масло загустевает. АКБ в холод работает с большей нагрузкой – приходится тратить энергию на обогрев. Это может обернуться тем, что однажды автомобиль просто-напросто не заведется. Поэтому нужно снять и зарядить батарею перед наступлением холодов.

Опасно ли ставить аккумулятор на зарядку в квартире


Есть мнение, что зарядка батареи в домашних условиях – это опасное занятие, которое может привести к взрыву, пожару и травмам. Разберемся, так ли это, или заряжать батарею дома все-таки можно, и это достаточно безопасно.

Чаще всего, автовладельцы приобретают зарядное устройство для восполнения энергии аккумуляторной батареи своего автомобиля. Среди множества разновидностей выделяются автоматические ЗУ, которые можно не контролировать, выставив режим для зарядки – нормальный, медленный или ускоренный. Другие разновидности зарядных устройств более ранних поколений снабжены экраном с амперметром и вольтметром и тоже обладают выбором режима.

Если у владельца автомобиля имеется именно такая зарядка старого образца, то нужно заострить внимание на правильном выставлении параметров зарядки и время от времени контролировать ее ход, чтобы не произошло закипание электролита в батарее.

В чем опасность зарядки АКБ дома


Взрыв аккумулятора

При зарядке свинцово-кислотные аккумуляторные батареи могут взрываться. Эта опасность реально существует, так как в АКБ залит электролит, представляющий собой смесь серной кислоты и дистиллированной воды. Когда батарея уже зарядилась, но заряд продолжает поступать из-за того, что вовремя не отключили зарядное устройство, эта смесь начинает закипать в батарее.

В процессе реакции интенсивно выделяются кислород и водород – «гремучий газ», который способен взорваться при попадании малейшей искры или находясь вблизи источника открытого огня. Чтобы не произошло взрыва АКБ, нельзя допускать закипания электролита – надо быть рядом и постоянно отслеживать, как идет зарядка.

Выделение вредных веществ

В процессе зарядки батареи идут сложны химические процессы с выделением диоксида серы или сернистого газа и других вредных веществ. У человека, надышавшегося диоксидом серы, начинают проявляться признаки отравления в виде головокружения, тошноты, слабости. Газ может оседать и накапливаться на поверхностях мебели и стен квартиры. Поэтому в дальнейшем он может действовать как отравляющее вещество на всех, кто живет в этом помещении.

Особенно негативное воздействие яд оказывает на маленьких детей. Вот почему нельзя заряжать батарею там, где находятся дети. В случае первых признаков отравления необходимо покинуть помещение, где стоит аккумуляторная батарея в процессе зарядки.

Ожоги серной кислотой


Кислота входит в состав электролита, поэтому при выплескивании из банок и попадании на кожу рук или лица она вызывает сильные химические ожоги. Особенно опасно попадание брызг серной кислоты в глаза, что может вызвать серьезные осложнения со зрением. Кроме того, закипание электролита и расплескивание могут повредить вещи в квартире, которые находятся в непосредственной близости от заряжаемой батареи – ковер, мебель, шторы. Эта опасность относится к обслуживаемому аккумулятору.

Для зарядки аккумулятора дома без травм и несчастных случаев нужно соблюдать меры предосторожности. Прежде всего – тщательно изучить инструкцию к ЗУ и действовать так, как она рекомендует. К основным правилам предосторожности относятся:

  1. Хорошая вентиляция. Ставьте батарею на зарядку в том помещении, где работает вытяжка – в кухне, или туда, где есть вентиляционные ходы – в ванной комнате. Не стоит помещать батарею в жилых комнатах. Многие ставят на зарядку батарею на балконе или в прихожей, где меньше всего присутствуют люди, есть больше открытого пространства и свежего воздуха;
  2. Избегайте источников искры или огня. Это может быть кухонная газовая или электрическая плита, включенные нагревательные приборы, домашнее электрооборудование, открытая неизолированная проводка. Не допускается курить или чиркать спичкой или зажигалкой рядом с батареей;
  3. Следите за процессом зарядки, не допуская всплывания пузырьков в электролите. Перезаряд и закипание могут сопровождаться выбросом газа и воспламенением;
  4. Подберите необходимый режим зарядки, оценив уровень разряда вашей батареи.

Подготовка места зарядки и порядок действий


Чтобы как можно больше обезопасить процесс зарядки, который может стать непредсказуемым, само место нужно подготовить. Пусть это будет ровный пол, куда вы положите подложку из дерева – доску или поддон, чтобы электролит не растекся по полу. Не допускайте в это помещение детей и других членов семьи на время зарядки.

Выставляйте режим на зарядном устройстве «нормальный» или «медленный» в зависимости от того, насколько батарея разряжена, и сколько времени у вас есть для ожидания. Дальнейшие действия производим согласно алгоритму:

  • снять батарею с автомобиля, при этом соблюдать последовательность снятия клемм;
    придерживая дно батареи, чтобы не протек электролит, заносим ее домой;
  • открутить пробки и долить до нужного уровня электролит: зарядка батареи с оголенными пластинами запрещена;
  • подключив ЗУ, регулярно проверять уровень заряда;
  • пробки на батарее приоткрыть, чтобы давление не повысилось из-за выхода газа.

Зарядка обслуживаемых и необслуживаемых АКБ


Современные автомобильные аккумуляторы в подавляющем большинстве – это необслуживаемые батареи, в которых электролит герметически закрыт внутри. Таким батареям не страшен перезаряд, так как электролит, испаряясь, осядет на стенках внутри батареи, а затем вернется в свое обычное жидкое состояние.

Необслуживаемые батареи можно безбоязненно заряжать дома. Но давать излишнюю перезарядку им тоже не нужно: если электролит будет долго кипеть, то через клапан газ выбросится наружу. Наиболее безопасными батареями считаются AGM, где электролит находится надежно запертым в стеклянных матах, и GEL, где электролит в состоянии геля. Эти технологии предусматривают, что кипение и испарение невозможны в АКБ этого типа, поэтому их можно, не опасаясь проблем, заряжать дома.

Обслуживаемые аккумуляторы требуют большой осторожности. Прежде чем их заряжать, нужно отвернуть пробки банок для заливания кислоты, чтобы обеспечить образующемуся газу свободный выход. Одновременно необходимо проверить уровень электролита и долить дистиллированную воду, если он оказался ниже нормы.

Обслуживаемые АКБ необходимо заряжать с соблюдением всех требований безопасности – держать подальше от источников тепла и открытого огня, не перезаряжать до появления пузырьков на поверхности, наблюдать процесс и проводить зарядку в помещении с хорошей вентиляцией.

Как подготовить батарею к зарядке


Прежде всего – снять АКБ с автомобиля, отсоединив клеммы. Если причина разрядки – долгое стояние автомобиля на холоде, то батарею сначала заносят в теплое помещение и дают ей отогреться несколько часов. Проверить уровень электролита в АКБ, и если он низкий, то долить его. Почистить аккумулятор от загрязнения и подтеков кислоты, используя тряпку, смоченную в растворе соды.

Отсоединить аккумулятор тоже нужно правильно. Первой снять необходимо минусовую клемму, и лишь после нее плюсовую. Так как минусовая подключена к корпусу автомобиля или деталям из металла, а плюсовая – к таким элементам сети, как генератор, стартер, зажигание и другим потребителям электроэнергии, то это делается в целях безопасности.

Если вы вначале обесточите плюс, то при снятии минуса можно коснуться металлическим ключом двигателя, и произойдет замыкание электрической сети с выводом из строя электрооборудования, проводка сгорит, а вы получите удар током. После зарядки при установлении батареи на место процесс должен идти в обратном порядке – вначале устанавливают плюсовую клемму, затем минусовую.

Безопасная зарядка аккумулятора


Принеся батарею домой и выбрав место для ее зарядки, производим следующий этап – подключаем ее к источнику питания для восполнения энергии.

Выполнять это надо в следующем порядке: сначала подсоединяем ЗУ к клеммам батареи, после чего ЗУ подключаем к электропитанию, включив в розетку. Соблюдаем полярность – плюс АКБ подключается к плюсу ЗУ, минус – к минусу. Отключая от зарядки, идем в обратном порядке: сначала выключаем зарядку из розетки, затем снимаем клеммы с АКБ.

Какую силу тока выставлять при зарядке


На зарядном устройстве необходимо выставить количество тока, при котором будет идти зарядка. Лучше, если для зарядки будет выбрана минимальная сила тока, при которой электролит не будет закипать и не произойдет сульфатация свинцовых пластин. В конечном счете это продлит ресурс батареи.

Если на зарядке полностью разряженная кислотная батарея WET емкостью 50 А/ч, то силу пускового тока следует выбрать не выше 5 А, при этом зарядится она примерно за 12 часов.
При разрядке на 50% силу тока выставляют 2,5 А, время до полной зарядки составит 10 часов.
Если необходимо восстановить емкость аккумуляторной батареи быстро, то используется функция быстрого заряда, которая дает возможность зарядить АКБ за 2-4 часа, однако при этом ресурс батареи снижается. Этой функцией рекомендуют пользоваться не более одного раза за год.
Для зарядки необслуживаемых GEL и AGM аккумуляторов силу тока ставят не выше 25% от емкости.

По общему правилу, силу тока рассчитывают при зарядке как одну десятую от емкости батареи. Значение напряжения – 14-16 В. Оптимально для современных АКБ и AGM – 14,4 В. Насколько батарея разряжена, показывает высота напряжения:

  • при напряжении 12,7 В батарея заряжена на 100%;
  • при напряжении 12,2 В батарея разряжена на 50%;
  • при напряжении 11,7 В и ниже батарея разряжена на 100%.

Когда ток выставлен, нужно регулярно подходить к ЗУ и наблюдать за движением стрелки амперметра, которая должна двигаться к нулевой отметке. Температуру нагрева электролита также нужно отслеживать. Если он нагрелся до +40 С, силу тока нужно понизить в два раза.

Если в течение двух часов показатели напряжения тока батареи и плотности электролита остались без изменений, то аккумуляторную батарею можно считать заряженной. На зарядку может уйти 10-12 часов. Если электролит начал закипать – появились пузырьки газа, а поступающий ток снижен до 1-1,7 А – это признаки того, что АКБ полностью заряжена.

По окончании полной зарядки батарею отключают – из розетки вынимают ЗУ, снимают клеммы. Через 20 минут нужно проверить уровень электролита и его плотность, после чего закрутить пробки банок. Аккумулятору дают постоять не меньше шести часов, затем его устанавливают на автомобиль и проверяют, запустив двигатель.

В заряженном состоянии можно оставить батарею на хранение, следя, чтобы температура не превышала 20С. Разряженную батарею хранить нельзя – она потеряет работоспособность. При правильном обслуживании батареи, недопущении глубокого разряда и своевременной зарядке с использованием ЗУ, кислотный аккумулятор способен прослужить исправно от трех до семи лет.

Заключение

Выполнить зарядку аккумулятора дома или в своей квартире под силу каждому автовладельцу. Для этого достаточно иметь зарядное устройство, знать основные правила обслуживания АКБ, снятия и подключения к автомобилю. При проведении зарядки важно соблюдать безопасность процесса, обеспечить хорошо проветриваемое помещение для этой процедуры, не оставлять батарею без присмотра.

В случае соблюдения всех мер аккумуляторная батарея прослужит долго, а владельцу не придется обращаться в техобслуживание и ждать, пока аккумулятор будет находиться на зарядке.

Видео о зарядке аккумулятора:

Постоянное напряжение, постоянный ток Зарядка аккумулятора

  • ДОМ
  • Блоги

26 мая 2016 г.

Существует три распространенных метода зарядки аккумулятора: постоянным напряжением, постоянным током и комбинацией постоянного напряжения/постоянного тока с интеллектуальной схемой зарядки или без нее.

Постоянное напряжение позволяет полному току зарядного устройства поступать в аккумулятор до тех пор, пока источник питания не достигнет заданного напряжения. Затем ток снизится до минимального значения, как только будет достигнут этот уровень напряжения. Аккумулятор можно оставить подключенным к зарядному устройству до тех пор, пока он не будет готов к использованию, и он будет оставаться на этом «плавающем напряжении», подзаряжаясь для компенсации нормального саморазряда аккумулятора. Типичным примером может служить недорогое автомобильное зарядное устройство для домашнего использования или базовые системы резервного питания. Этот метод обеспечивает высокую скорость зарядки и подходит для свинцово-кислотных аккумуляторов, но не для никель-металлогидридных (Ni-MH) или литий-ионных (Li-ion) аккумуляторов.

Постоянный ток — это простая форма зарядки аккумуляторов, при этом уровень тока устанавливается примерно на 10% от максимального номинала аккумулятора. Время зарядки относительно велико, а недостатком является то, что батарея может перегреться, если она перезаряжена, что приведет к преждевременной замене батареи. Этот метод подходит для аккумуляторов типа Ni-MH. Аккумулятор должен быть отключен или использована функция таймера после зарядки.

Постоянное напряжение/постоянный ток (CVCC) представляет собой комбинацию двух вышеуказанных методов. Зарядное устройство ограничивает ток до заданного уровня, пока аккумулятор не достигнет заданного уровня напряжения. Затем ток уменьшается, когда батарея становится полностью заряженной. Эта система обеспечивает быструю зарядку без риска перезарядки и подходит для литий-ионных и других типов аккумуляторов.

Интеллектуальная зарядка предполагает использование микроконтроллера для компенсации повышения температуры и регулировки зарядного тока и времени заряда в соответствии со спецификациями аккумулятора. Это продлевает срок службы батареи и используется с литий-ионными батареями. Эта схема или блок управления батареей может быть установлена ​​снаружи зарядного устройства. Ряд производителей силовых полупроводников предлагают схемы управления для выполнения этой функции.

Примером зарядного устройства CVCC является серия EVS компании TDK-Lambda. Выходное напряжение и ток заряда можно установить двумя потенциометрами, а выходные характеристики показаны ниже. Переход между постоянным напряжением и постоянным током происходит автоматически.

 

В качестве примера рассмотрим аккумуляторную систему на 24 В (с максимальным напряжением покоя 28 В), разряженную до 15 В.

 

Когда разряженный аккумулятор (при 15 В) подключен к источнику питания, аккумулятор начнет заряжаться при заданном постоянном уровне тока. Ток будет оставаться постоянным, пока напряжение не поднимется до 28В. В этот момент источник питания перейдет в режим постоянного напряжения, а ток упадет до нуля, когда батарея будет полностью заряжена.

Ток заряда контролируется во избежание перегрева, а плавающее напряжение ограничивается во избежание перезарядки.

Ниже показано типичное применение EVS с блоком управления батареями.

 

В нормальных условиях, когда присутствует переменный ток, электронный переключатель будет замкнут, и переменный ток будет подключен непосредственно к оконечному оборудованию. Блок питания EVS будет заряжать аккумулятор через блок управления батареями и переходить в режим постоянного напряжения по завершении. В случае прерывания питания переменного тока коммутатор подключал аккумулятор и преобразователь постоянного/переменного тока к конечному оборудованию. Если перебои в подаче электроэнергии были длительными и батарея должна была приблизиться к состоянию полной разрядки, переключатель изолировал батарею, чтобы избежать разрушительного глубокого разряда.

Блок питания EVS можно использовать с модулем RP-60-20 , чтобы избежать разряда батареи в блок питания при отсутствии питания переменного тока или в условиях неисправности.

ЭВС300 ЭВС600 РП-60-20

 

Как заряжать Eneloops? The Ultimate 2022 guide

Что означает тарифная ставка 1C / 0,5C / 0,1C?

C = равная (полная) вместимость. Если емкость аккумулятора 2000 мАч и вы заряжаете на 1С, то это будет 1 * емкость 2000 = 2000 мА. Это означает, что для зарядки аккумулятора потребуется 1 час. Если вы видите 0,5C, это означает половину емкости, поэтому в данном случае половина 2000 = 1000. Таким образом, при половинной скорости зарядки для заполнения требуется 2 часа.

Еще один способ запомнить это — сказать, что 0,5C — это 0,5-кратная емкость. 0,1C в 0,1 раза больше емкости.

Небольшая подсказка:  Попробуйте увидеть 1С как 100% ток заряда.
0,5C будет 50% = 2 часа
0,2C будет 20% = 5 часов
0,1C будет 10% = 10 часов
0,05C будет 5% = 20 часов

Что такое -dV/dt зарядка ? (завершение)

Это метод прекращения зарядки, который определяет полный заряд батареи, когда напряжение батареи падает в течение определенного времени во время зарядки.
— означает минус
d означает дельта/изменение
В означает напряжение
т означает время.

Дельта может быть переведена как Изменение. Таким образом, если зарядное устройство обнаружит изменение напряжения так, что напряжение упадет (что означает отрицательное значение) в течение X времени, оно заметит, что аккумулятор полностью заряжен. Посмотрите на этот график, который сделал HKJ, и посмотрите на красную линию. Непосредственно перед тем, как он перестанет заряжаться, вы можете увидеть, как он разряжается. Зарядное устройство, использующее алгоритм -dV/dt, определяет, что батарея полностью заряжена, и прекращает зарядку.

Проблема с низкой скоростью зарядки C заключается в том, что падение напряжения трудно измерить. Поэтому при использовании этого алгоритма лучше использовать курс .5C или 1C. Также обратите внимание, что черная линия, температура повышается одновременно, они идут рука об руку.

Что такое завершение 0 dV/dt?

Вместо того, чтобы измерять, падает ли напряжение, как в вышеупомянутом -dV/dt, этот делает это другим способом.
Когда батарея разряжена, напряжение ниже, чем при полной зарядке. Когда вы заряжаете аккумулятор, напряжение со временем будет расти. Но при определенном напряжении батарея перестает увеличивать свое напряжение, и поэтому зарядное устройство может решить прекратить зарядку. 0 dV относится к 0 перепаду напряжения за x промежутка времени. Как указал тестер аккумуляторов HKJ, этот тип согласования иногда трудно отличить от согласования -dV/dt.
Зарядное устройство, такое как Lacrosse BC700, вероятно, использует эту клемму, особенно при более низком токе. Это по-прежнему не рекомендуется для NiMH.

Что такое зарядка CC/CV?

CC = постоянный ток
CV = постоянное напряжение

Этот алгоритм заряжает аккумулятор постоянным током, который сохраняется до тех пор, пока не будет достигнуто постоянное напряжение. Это используется, например, при зарядке литий-ионных аккумуляторов, поэтому зарядные устройства Panasonic NiMH не имеют этого алгоритма зарядки. Взгляните на следующий график от HKJ.

Хотя постоянный ток часто используется в течение более длительного периода, они обычно замедляются, когда батарея почти полностью заряжена.

Что такое подпитка?

Под непрерывным зарядом обычно понимают поддержание аккумулятора в зарядном устройстве при очень низком зарядном токе. Это необходимо для того, чтобы батарея оставалась максимально полной в течение длительного периода времени. Зарядные устройства NiMH обычно не включают эту функцию. Некоторые зарядные устройства, такие как Panasonic BQ-CC16 и BQ-CC55, используют 1-часовую подзарядку для полной зарядки аккумулятора. Это может быть даже неправильная терминология, так как это довольно высокая оценка 9.0131 Аккуратная оплата  и иногда люди называют это дополнительная оплата . С другой стороны, BQ-CC17 не использует это дополнение. Вероятно, потому, что он использует более низкий ток для начала.

Что такое взлом?

Нет, это не имеет ничего общего ни с грабителями, ни с вашим завтраком. Но «взлом» для аккумуляторов обозначается как , обеспечивающий максимальную производительность или емкость аккумулятора. (Однако это отличается от режима обновления или анализа)
Maha Powerex MH -C9000, например, имеет опцию взлома. (Это следует использовать только с разряженной батареей) Зарядное устройство будет заряжать в течение 16 часов при скорости зарядки 0,1C, затем отдыхать в течение часа, выполнять разрядку 0,2C, снова отдыхать и, в конце, снова заряжать в течение 16 часов при 0,1C. C в соответствии с  своим руководством.

(Я не знаю, до какого напряжения будет разряжаться Powerex, но согласно стандартам IEC, раздел 7.1, оно должно быть до 1 В.)

Если вы выполняете анализ или разрядку, вы должны знать емкость , НЕ смотрите на «ёмкость заряда» во время Взлома!

Когда использовать Eneloops?

Только при разряженной батарее! При использовании перезаряжаемых никель-металлгидридных аккумуляторов люди советуют делать обкатку прямо из упаковки. Я лично не думаю, что вам нужно делать это с Eneloops. Это отличная функция для старых аккумуляторов AA или AAA, которые почти бесполезны или полностью разряжены.

Я бы посоветовал не использовать режим Break-In ( слишком часто ) с Eneloops, особенно с Eneloop Pro. Eneloops на самом деле не нуждаются в этом, если вы не хотите иметь дополнительные 5+% емкости.

Пс. Новым батареям Eneloop требуется несколько циклов для достижения максимальной емкости… (Это также указано в технических характеристиках каждой батареи.

Что такое режим обновления/анализа с Eneloops?

Некоторые зарядные устройства Sanyo и Panasonic в Японии (

С режимом обновления зарядное устройство будет заряжать, разряжать, а затем выполнять окончательную зарядку для завершите цикл. Обычно это увеличивает емкость до максимальной емкости. Вы можете использовать этот метод со всеми батареями NiMH, а не только с Eneloops. Это очень удобная функция при восстановлении старых / часто используемых батарей! Обычно я рекомендую выполнить обновление один или два раза в год, если вы не используете Eneloops часто. 0088 Кстати, вы можете повторить этот режим обновления, если вас не устраивают результаты первого цикла обновления. Некоторые современные зарядные устройства будут продолжать этот цикл до тех пор, пока не будет достигнута максимальная емкость. Так что продолжение процесса может зависеть от зарядного устройства.

Режим анализа делает в основном то же самое, что и анализ емкости аккумулятора путем его зарядки, разрядки и повторной зарядки. В конце этого процесса он покажет емкость разряда . Будучи почти идентичным режиму обновления, он называется режимом анализа только в том случае, если зарядное устройство имеет ЖК-экран для считывания емкости и анализа результатов…

Когда использовать режим анализа/обновления с Eneloops?

Когда вы хотите узнать вместимость или когда вы хотите дать им небольшой импульс. Может быть очень полезно подобрать батареи для многоячеечных приложений. Вы проверяете, какие Eneloops имеют наибольшую емкость, и используете их в приложении для защиты аккумуляторов от переразряда/глубокого разряда.

Что такое переразряд?

Это распространенная проблема при использовании аккумуляторов в многоаккумуляторных приложениях. Скажем, например, фонарик, который использует 4 батареи AA последовательно. Когда 1 батарея заряжена на 50%, а остальные 3 на 100%, и вы включаете фонарь, батареи разряжаются, а батарея, заряженная на 50%, разряжается раньше других, и ток продолжает течь через батарею, что приведет к ее повреждению. эту батарею и увеличить ее внутреннее сопротивление.

Поэтому всегда рекомендуется использовать наборы батарей всегда вместе, а лимитированные выпуски eneloop очень помогут отслеживать ваши наборы.

Как проводятся тесты IEC 61951/JIS 8708, чтобы батареи Eneloop могли претендовать на срок службы 2100 циклов?

Это довольно технический вопрос. Но каждый надежный производитель аккумуляторов, который использует эти стандарты IEC или JIS, должен следовать следующим правилам:

Условия испытаний:

  1. составляет 380 мА для стандартной модели батареи Eneloop.
  2. Испытание батареи должно проводиться при комнатной температуре 20 градусов Цельсия +-5 градусов
  3. Батарея не должна подниматься выше 35 градусов во время теста. В этом случае батарею следует охлаждать принудительной тягой воздуха.

Циклическое тестирование батареи выполняется в наборах по 50 циклов со следующими требованиями:

Цикл 1: зарядка при 0,1°C в течение 16 часов. Начать разряд сразу после окончания заряда, без перерыва при 0,25С в течение 2 часов 20 минут

Цикл 2-48: зарядка при 0,25°C в течение 3 часов 10 минут. Начать разряд сразу после окончания заряда, без перерыва при 0,25С в течение 2 часов 20 минут.

Цикл 49: зарядка при 0,25°C в течение 3 часов 10 минут. Начать разрядку сразу после окончания зарядки, без перерыва до 1,0 В

Цикл 50:  зарядка при 0,1°C в течение 16 часов. Отдых 1-4 часа. И разрядка при 0,2С до 1В.

  • Если напряжение на ячейке упадет ниже 1,0 В в период с 1 по 48, разряд может быть прекращен.

  • После разряда каждого 50-го цикла допускается останавливать цикл испытаний на более позднее время, прежде чем продолжить 51-й цикл. Это также допускается на 100-м, 150-м, 200-м, 250-м и т. д. цикле.

Когда проверка прекращается?

Когда продолжительность 50-го цикла разрядки становится менее 3 часов, испытание на разрядку необходимо повторить в соответствии со спецификацией 50-го цикла. Когда оба этих цикла имеют меньшую продолжительность разряда 3 часа, испытание считается завершенным.

На данном этапе батарея может обеспечить только 60% своей емкости. Итак, циклический тест останавливается на отметке 60%.
См. рисунок выше.

Откуда вы берете 60%?

В разделе «Дополнительно» внизу этой страницы я объясняю, что означает C-rate.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *