Классификация моторного масла по вязкости: Расшифровка классификации масла по SAE

Классификация моторных масел по вязкости


Вязкость – важнейшее свойство моторных масел. Она очень сильно зависит от температуры. В рабочем диапазоне – от температуры холодного пуска двигателя зимой до максимального его нагрева летом при работе с полной нагрузкой – вязкость масла изменяется в сотни раз, а нередко и более. В меньшей степени вязкость зависит от давления: с его увеличением она растет.

Вязкость – это мера трения между слоями жидкости. Различают динамическую (абсолютную) вязкость и кинематическую вязкость, равную отношению динамической вязкости к плотности масла. Единицами измерения для динамической и кинематической вязкости в системе СИ служат соответственно Па.с (паскаль-секунда) и м2/с.

До сих пор довольно часто в документации используют устаревшие единицы вязкости пуаз (П) и стокс (Ст). Их соотношение с единицами в системе СИ таково: 1 Па.с = 10 П или 1 мПа. с = 1 сП; 1 Ст = 10M-4 м2/с = 1 см

2/с или 1 сСт = 1 мм2/с.


Большое значение имеет вязкостно-температурная характеристика масла, называемая индексом вязкости. Чем больше его величина, тем более полога зависимость вязкости от температуры. Величину индекса вязкости рассчитывают по значениям кинематической вязкости при +40 и +100 °С согласно ГОСТ 25371-82.

Индекс вязкости хорошо очищенных минеральных масел из благоприятного сырья равен 90-105. Поэтому без присадок, повышающих индекс вязкости (загущающих), минеральные масла не могут быть всесезонными.

Синтетические масла имеют индекс вязкости от 120 до 150. В тех же пределах находится индекс вязкости базовых масел, получаемых гидрокрекингом. Всесезонные масла имеют индекс вязкости от 120 до 200 и более. Синтетические всесезонные масла могут быть загущенными и незагущенными.

Сегодня наибольшее распространение во всем мире получила классификация моторных масел по вязкости, стандартизованная SАЕ (Американское общество автомобильных инженеров).

Последняя редакция стандарта SАЕ J300 подразделяет моторные масла на 11 классов, шесть из которых относятся к зимним (SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W) и пять – к летним (SАЕ 20, 30, 40, 50, 60).

Всесезонные масла, предназначенные для применения круглый год, обозначаются двумя классами: один – зимний, второй – летний. Например SАЕ 0W-30, SAE 15W-40, SAE 20W-50 и т.п.

Для зимних классов установлены два максимальных значения низкотемпературной динамической вязкости и нижний предел кинематической вязкости при +100 °С. Динамическая вязкость зимних масел в левой колонке таблицы характеризует проворачиваемость двигателя стартером, а приведенная в правой колонке – прокачиваемость масла насосом при соответствующей температуре.

Для масел летних классов установлены пределы кинематической вязкости при +100 °С, а также минимальные значения динамической вязкости при +150 °С и градиенте скорости сдвига 106 с-1. Дело в том, что вязкость загущенных всесезонных масел зависит не только от температуры и давления, но и от скорости перемещения слоев масла, находящегося в зазоре между смазываемыми деталями.


Градиент скорости сдвига – это отношение скорости движения одной поверхности трения относительно другой к величине зазора между ними, заполненного маслом. С увеличением градиента скорости сдвига временно снижается вязкость загущенного масла, но она снова возрастает, когда скорость сдвига уменьшается.

Чем меньше цифра, стоящая перед буквой W, тем меньше вязкость масла при низкой температуре, легче холодный пуск двигателя стартером и лучше прокачиваемость масла по смазочной системе. Чем больше цифра, стоящая после буквы W, тем больше вязкость масла при высокой температуре и надежнее смазывание двигателя при жаркой погоде. В России моторные масла классифицированы согласно ГОСТ 17479.1-85.


Всесезонные масла согласно ГОСТ 17479.1-85 обозначают двумя цифрами, например, М-5з/16, М-6з/14 и т.п. Вторая цифра указывает номинальную кинематическую вязкость масла при +100 °С.

В заключение следует отметить, что для масел одного и того же вязкостного класса разные автопроизводители устанавливают различные интервалы температуры окружающего воздуха, в пределах которых данное масло применимо в двигателях автомобилей их производства. При выборе вязкостного класса моторного масла нужно строго выполнять требования инструкции по эксплуатации автомобиля.

Была ли полезна статья?

Рейтинг: 0 ( оценок)

Классификация моторных масел по вязкости: виды по SAE

Автомобильный двигатель — это технически сложный агрегат, в отношении которого не может быть второстепенных мелочей. Для его исправности важно буквально все, что связано с правильной эксплуатацией. И одним из самых важных элементов нормальной работы силовой установки является качество моторного масла и его полное соответствие конструкции и рабочим режимам двигателя. Одной из определяющих характеристик охлаждающе-смазывающих субстанций является классификация моторных масел по вязкости.

Сегодня это уже общепринятый международный стандарт, призванный помочь автомобилистам подбирать наиболее подходящие масла для определенных типов моторов в зависимости от устройства, уровня износа агрегата, температуры окружающей среды, в которой он используется, а также от ряда других технических факторов. Именно от вязкости, точнее, от ее правильного выбора, зависит, например, насколько быстро и легко будет запускаться силовая установка на сильном морозе.

Что такое вязкость масла?

Прежде чем определиться с разновидностями моторных масел в зависимости от тех или иных показателей вязкости, необходимо разобраться в главном — что собой представляет указанный параметр. С научной точки зрения вязкостью масла называют способность его молекул двигаться относительно друг друга и одновременно оставаться связанными между собой определенными связями.

Вязкостью также называют перемещение различных масляных слоев по отношению друг к другу, при котором наблюдается внутреннее трение между слоями. Причем вязкость оказывается напрямую зависимой от силы этого трения — чем она больше, тем выше степень вязкости масла. Характеризуя другими словами этот важнейший показатель качества, можно отметить, что вязкость — это способность масла, сохраняя свою текучесть, при работе внутренних компонентов и узлов двигателя оставаться на них (приклеиваться) при сохранении физических свойств вещества.

Его присутствие на деталях мотора там, где это предусмотрено конструкцией агрегата, с одной стороны, предохраняет указанные компоненты от износа, а с другой — обеспечивает наибольший коэффициент полезного действия (КПД) всей силовой установки. Следует иметь в виду, что рассматриваемый параметр не является величиной постоянной. Он сильно меняется при изменении температурных характеристик двигателя. При этом меняются и агрегатные состояния масел.

В частности, с ростом температуры внутри мотора вязкость становится меньше, и наоборот.

Низкая вязкость ведет к тому, что, например, падает давление в системе, результатом чего становится увеличенный износ трущихся друг о друга деталей. При отрицательных температурах, когда степень вязкости слишком повышается, двигатель может не запуститься из-за неспособности стартера прокрутить коленвал надлежащим образом, а система смазки в первые минуты работы силового агрегата не получит того количества масла, которое необходимо для нормального функционирования двигателя.

Поскольку практически невозможно создать смазывающую субстанцию со всеми необходимыми характеристиками, которые сохранялись бы при большом разбросе температур во время работы мотора, были созданы различные классификации вязкости в зависимости от сезонных температур и сырья, из которого изготовлен определенный вид масла.

Сезонная классификация моторных масел и их краткая характеристика

Зависимость вязкости масел от температуры

Практически каждый вид смазочных материалов имеет свой диапазон температурного использования в силовой установке. Все они разделены на следующие большие группы.

  1. Зимние виды (примеры — масла 5W30, 0W40). Эта группа отличается относительно невысокой степенью вязкости. Благодаря этому своему качеству материалы указанной группы обеспечивают нормальный запуск двигателя в условиях низких температур. Но специальные зимние масла не могут гарантировать полноценную смазку мотора в условиях жаркого лета.
  2. Летние виды. Представляют собой фактически полную противоположность зимним смазочным материалам.
    Их структура позволяет обеспечивать силовую установку надежной смазкой в условиях высоких летних температур. В то же время масла, относящиеся к этой группе, плохо переносят атмосферные температуры ниже 0 °С и не гарантируют нормальный холодный пуск мотора.
  3. Всесезонные виды (пример — масла 5W40 и 10W 40). Их особенностью является то, что в условиях высоких температур они ведут себя, как летние, а в условиях отрицательных температур — как зимние виды.

Для того чтобы добиться нужных сезонных характеристик у всесезонных видов, при производстве этих материалов применяются специальные присадки. Их задача — затормозить разжижение при летних температурах и загустевание при зимних. Благодаря своим универсальным качествам и удобству в эксплуатации (в частности, нет нужды в частой замене смазочных веществ при переходе от одного времени года к другому) всесезонные виды завоевали большую популярность среди автомобилистов и в настоящее время активно вытесняют зимние и летные варианты.

Классификация моторных масел по вязкости в зависимости от материала производства

Следует отметить, что класс вязкости зависит от сырья, которое составляет основу масляной смеси (кроме базового продукта в смесь входят различные присадки, которые делают оптимальной работу масла в определенном типе двигателей). Указанная классификация содержит 3 позиции.

  1. Вещества на минеральной основе (нефтяные, пример — смазочное вещество 5W40). Представляют собой субстанцию с высоким уровнем вязкости. Являются продуктом прямой перегонки нефти. Характеризуются быстрой испаряемостью и невысокой устойчивостью к процессам окисления. По этой причине они быстро расходуются. Отличаются относительно малым сроком применения.
  2. Вещества на синтетической основе (пример — 0W40). Их особенностью является низкий уровень вязкости. Производятся методом специальной переработки сырой нефти и химического синтеза. Благодаря такой технологии производства демонстрируют более высокую стабильность своих характеристик при использовании в автодвигателях. Эти масла, обладая низкой степенью испаряемости и хорошей сопротивляемостью процессам окисления, гарантируют надежную защиту агрегата, особенно при экстремальных температурах. В отличие от минеральных, синтетические смазочные материалы не подлежат частой замене.
  3. Вещества на полусинтетической основе (пример — масло 10W 40). Представляют собой микс минеральных и синтетических смазок. Принятые соотношения — 50-30 % минеральных на 50-70 % синтетических. Оптимальный вариант для автомобилей, на которых установлены современные двигатели с большим пробегом.

Характеристики моторных масел по классификации SAE

Классификация масел по SAE

Эта классификация, разработанная американским Обществом автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers — SAE), основана на определении класса вязкости в зависимости от температуры окружающей среды в пределах достаточно широкого диапазона показателей. Здесь имеется в виду разброс от минимальной температуры воздуха, которая наблюдается в момент холодного запуска двигателя, до самой высокой температуры смазочного материала, которая достигается в момент наибольшей нагрузки двигателя в летнее время.

Представляемая международная классификация максимально полно описывает соответствие температурно-вязкостных параметров масел технико-эксплуатационным характеристикам автомобильных двигателей. В общей сложности классификация SAE распределяет все известные моторные смазочные вещества по 12 сезонным классам. Они включают 6 классов для зимы (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W) и 6 классов для летней эксплуатации (10, 20, 30, 40, 50, 60).

Надо отметить, что масла зимней группы характеризуются не только нижним порогом вязкости, но и температурной границей, при которой происходит нормальное прокачивание масла в условиях мороза. Указанный предел обозначает минимальную температуру, при которой маслонасос автодвигателя способен эффективно подавать смазку в соответствующую систему.

Иными словами, этот показатель является тем низшим температурным порогом, при котором силовой агрегат запускается достаточно быстро и безопасно для своего технического состояния. Кроме зимних и летних сезонных классов классификация SAE включает и всесезонные виды масел, пригодных для круглогодичной эксплуатации (например, смазки 5W40, 5W30, 10W 40 и др.).

В их буквенно-цифровом обозначении содержится информация о динамических пределах вязкости масла. Подобные материалы традиционно снабжены сдвоенной нумерацией, где первая цифра отражает максимальный показатель вязкости при температурах ниже 0 °C, а вторая — указывает на присущую летним классам кинематическую вязкость при нагревании двигателя до +100 °С и на динамический вариант вязкости при температуре +150 °С.

Рекомендации выбора масел для некоторых марок авто

Таким образом, классификация SAE, основанная на экспериментальных данных, дает возможность потребителю соответствующей продукции четкое представление о температурных пределах для масел, при которых во время запуска двигателя оптимально прокручивается стартер, а масляная помпа на холодном пуске создает такое давление содержимого системы смазки, которое защищает весь агрегат от вредоносного сухого трения деталей.

Примеры обозначений на этикетках моторных масел

Смазочные материалы для автомобильных двигателей обозначаются буквенно-цифровыми индексами, достаточно полно отображающими информацию, необходимую для оптимального подбора масел под определенный тип двигателя и условия его эксплуатации. Эти индексы имеют свою четкую и закономерную структуру, которую можно рассмотреть на некоторых частных примерах.

Чаще всего на этикетках современных моторных масел встречается обозначение, состоящее из двух чисел, разделенных между собой английской буквой «W» (от слова winter — зима). Возьмем для примера всесезонное изделие SAE 5W30. В таком случае цифра «5» указывает на нижний температурный порог запуска мотора. Но не прямо, а опосредованно: это число необходимо еще отнять от -40 °С, и мы получим значение -35 °С.

Расшифровка указанных на упаковке характеристик смазки

Несколько сложнее для понимания вторая цифра. Она косвенно указывает на самый высокий температурный порог, при котором можно эффективно эксплуатировать рассматриваемый смазочный материал.

Фактически это сборный параметр, который указывает на минимальную/максимальную вязкость в пределах рабочих температур от 100 °С до 150 °С. Вот лишь несколько характеристик вязкости масел в зависимости от температурных границ, обозначенных в индексах:

  • 0W30 — от нижнего температурного предела -40 °С до верхнего предела +30 °С;
  • 5W40 — от -35 °С до +40 °С;
  • 10W 40 — от -30 °С до +40 °С;
  • 10W50 — от -30 °С до +50 °С;
  • 15W60 — от -25 °С до +60 °С.

Несколько полезных советов при подборе масла по вязкости

Основные температурно-вязкостные характеристики обычно заносятся в инструкции, которые входят в товарный комплект смазочного материала. Необходимо сверить эти показатели с соответствующими разделами в инструкции по эксплуатации автомобиля. При вынужденном изменении марки используемого вещества на автомашине со значительным пробегом рекомендуется остановиться на более густом продукте.

Для ярко выраженных спортивных автомашин опытные специалисты рекомендуют применять смазочные материалы с повышенным индексом температурной вязкости. Однако подобное масло плохо подходит для обычных серийных силовых установок.

Категорически не рекомендуется заполнять систему смазки автомобильного двигателя масляной смесью, вязкость которой отличается от вязкости, официально рекомендованной производителем машины. Следует всегда помнить о том, что любые отклонения от заданных технологических номиналов рано или поздно приводят к неприятным поломкам.

Таким образом, следуя международной классификации и советам опытных профессионалов, каждый автомобилист сможет защитить себя от непредвиденных неисправностей «сердца» любого автомобиля — его двигателя. Правильно подобранный класс вязкости моторного масла — это залог длительной и безупречной работы всего силового агрегата.

Какой класс вязкости у моторного масла?

5W30, 15W40, 10W40… Не всегда легко понять и перевести эти обозначения при выборе бутылки моторного масла. На самом деле эти цифры представляют класс вязкости масла, то есть степень текучести смазки и ее эффективность при низких и высоких температурах. Давайте рассмотрим различные типы оценок и их значение.

 

Класс вязкости моторного масла предоставляет информацию о сопротивлении масла течению в двигателе вашего автомобиля. Смазка с низким классом вязкости будет более текучей, более текучей и будет легче течь. И наоборот, чем выше сорт, тем гуще масло, что замедляет его течение, что позволяет образовывать защитную пленку на деталях двигателя.

Поскольку температура моторного масла зависит от температуры, класс дает информацию об использовании и расходе жидкости в горячем и холодном состоянии. Пример:

  • При низких температурах лучше выбирать масло с низким классом вязкости, чтобы облегчить циркуляцию смазки в вашем автомобиле при холодном пуске двигателя;
  • Моторное масло
  • более высокого класса будет более стойким в чувствительных частях (горячих зонах) двигателя. Поскольку оно более густое, масло образует защитную пленку на деталях двигателя, уменьшая износ и поломки, предотвращая трение между деталями.

Выбор правильного класса вязкости и, следовательно, правильного моторного масла имеет решающее значение для обеспечения бесперебойной работы вашего автомобиля. Масло помогает охлаждать двигатель, смазывает детали и, как мы объясняли выше, предотвращает трение и повреждение двигателя. Кроме того, моторное масло способствует удалению загрязнений и эффективно препятствует образованию коррозии и ржавчины.

Какие

классы вязкости моторного масла?

Как узнать, какой класс вязкости подходит для моего автомобиля? Общество автомобильных инженеров (SAE) разработало систему классификации масел по классу вязкости при низких и высоких температурах.

Сезонные масла

Сезонные масла используются в относительно небольшом диапазоне температур. Как правило, они предназначены для старых автомобилей. Этот тип масла делится на две категории в зависимости от сезона, когда вы будете использовать свой автомобиль.

Для зимнего использования выбирайте масло с буквой «W», что означает «Зима». Это моторные масла SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W. У них низкий класс вязкости, что означает, что они являются особенно текучими смазочными материалами. Каждая категория определяется своей вязкостью при заданной температуре (от -10°C до -35°C в зависимости от сорта). В холодном состоянии, чем более текучим является смазочный материал, тем меньше работы требуется масляному насосу при запуске.

Для езды в летний сезон и ухода за двигателем лучше всего выбирать моторное масло с высоким классом вязкости без маркировки «W», что означает SAE 8, 12, 16, 20, 30, 40. , 50 или 60 моторных масел.

Всесезонные масла

Всесезонные масла сегодня являются самыми популярными маслами, поскольку они идеально подходят для современных моделей автомобилей. Их преимущество в том, что их можно использовать в любое время года, независимо от температуры наружного воздуха. Всесезонные масла менее подвержены влиянию температурных колебаний, чем моносезонные масла. Вот почему контейнеры с всесезонным маслом имеют номер по обе стороны от буквы «W». Например, для наиболее часто покупаемых моторных масел вы увидите такие значения, как 5W30, 15W40 или 10W40.

Что означают эти классы вязкости? Как и в случае с сезонными маслами, буква «W» по-прежнему означает «Зима». Цифра перед буквой W обозначает класс вязкости для зимних условий. Другими словами, способность двигателя запускаться даже при низких температурах. Чем меньше число, тем легче запустить холодный двигатель. Как мы видели, для быстрого пуска следует выбирать жидкое масло.

Значение после буквы W представляет класс вязкости моторного масла при высоких температурах. Высокий класс означает оптимальную защиту и герметизацию вашего двигателя и его компонентов, поскольку в критических зонах двигателя (горячих зонах) образуется толстый слой масла. Однако менее высокое качество более эффективно снижает трение между горячими деталями и позволяет экономить топливо.

Если у вас есть малейшие сомнения при выборе класса вязкости моторного масла, ознакомьтесь с рекомендациями производителя автомобиля, руководством по эксплуатации вашего автомобиля или проконсультируйтесь со специалистом.

Соответствие – правильное отображение класса вязкости

Вязкость является одним из наиболее важных свойств моторного масла и, как правило, первой информацией, которую потребитель ищет, помимо бренда, при принятии решения о покупке. По этой причине класс вязкости указан на передней этикетке хорошо заметным шрифтом. Кроме того, многие бренды отображают его на передней этикетке размером шрифта и заметностью, которые уступают только названию бренда. Из-за его важности действуют единые стандарты, законы и правила, которые требуют, чтобы на этикетках моторных масел отображался класс вязкости продукта и указывалось, как он должен отображаться.

Один пример приведен в Разделе IV. Единые правила B. Единые правила для метода продажи товаров в NIST Handbook 130 (HB-130). В этом правиле говорится; «Этикетка на любом контейнере, емкости, дозаторе или резервуаре для хранения автомобильного (моторного) масла, а также любой счет-фактура или квитанция об обслуживании двигателя, включающая установку автомобильного моторного (моторного) масла, выдаваемого из емкости, дозатора, или резервуар для хранения, должен содержать класс вязкости, которому предшествуют буквы «SAE», в соответствии с последней версией SAE International SAE J300 «Классификация вязкости моторного масла».  

Чтобы соответствовать SAE J300, необходимо, чтобы буква «W» предшествовала марке, отличной от W, на этикетке, а две марки были разделены дефисом. Например, тогда как SAE 5W-30 отображается в соответствии с SAE J300; 5W-30, SAE 5W30 и 5W*30 — нет.

Единственное исключение из приведенного выше правила HB-130 гласит, что; » , если в счете-фактуре или квитанции об обслуживании двигателя имеется ограниченное пространство для указания вязкости, марки и категории обслуживания, то в счете-фактуре или квитанции могут быть использованы сокращенные варианты каждого из них, а буквы «SAE» могут быть опущены из Классификация вязкости. ” Это исключение, однако, не распространяется на этикетки на бутылках с моторным маслом.

Другой пример правил, касающихся того, как вязкость должна указываться на этикетках моторных масел, приведен в главе 14, статье 9 — Маркировка [13480] (b) Делового и профессионального кодекса штата Калифорния. В регламенте указано; «Если продукт представляет собой смазку, как определено в Разделе 13400, каждый знак или этикетка должны также иметь четко видимую буквами или цифрами класс вязкости, определенный в соответствии с последним международным стандартом SAE для классификации вязкости моторного масла SAE J300. или смазочные материалы для механических трансмиссий и мостов с классификацией вязкости SAE J306, в зависимости от обстоятельств, и им должны предшествовать буквы «SAE».

В то время как правила ясны, PQIA продолжает видеть моторные масла на полках магазинов, где класс вязкости не предшествует SAE. Как видно из самой последней группы образцов, о которых сообщает PQIA, например, «5W-30», отображаемое на передней этикетке Mobil Super, не предшествует «SAE». Хотя результаты испытаний, проведенных на этом образце, показывают, что продукт соответствует спецификации SAE J300 для SAE 5W-30, и SAE действительно предшествует классу вязкости, указанному на задней этикетке, классу вязкости на передней этикетке, который потребители видят первым , не отображает «SAE».

Так почему же так важно отображать «SAE», и, если уж на то пошло, почему между двумя классами для мультиклассов должен отображаться дефис? В то время как некоторые могут подумать об этом как о придирках, учтите, что PQIA изучила ряд брендов, где такие упущения сбивают с толку и вводят потребителей в заблуждение.

Один из самых ярких примеров этого был замечен на этикетках моторных масел марки «Пробег 365», изученных PQIA в 2018 году. На передней этикетке одного продукта четко указано «10-40». Разумный потребитель может интерпретировать это как означающее, что моторное масло имеет класс вязкости SAE 10W-40, но наши тесты показывают, что это не так. На задней этикетке продукта указано: «10-40 означает моторное масло с вязкостью от 4,4 сСт до 14 сСт при 100° Цельсия». Такой диапазон вязкости не соответствует ни одному всесезонному моторному маслу согласно SAE J300. Бутылки Mileage 365 «10-30» и «5-30», проверенные PQIA, были также маркированы.

Аналогичный пример можно увидеть с моторным маслом марки «Q», проверенным PQIA в 2018 году. В то время как на передней этикетке этого продукта крупным шрифтом указано «5 * 30» (что может быть истолковано потребителем как означающее, что это SAE класс вязкости 5W-30), на этикетке также мелким шрифтом указано «Диапазон вязкости от 5 до 30». Путаницу усугубляет надпись на задней этикетке: «10-30 означает диапазон вязкости от 10 до 30».

Так почему же важно соблюдать правила, касающиеся маркировки класса вязкости? Прежде всего, это требуется по закону в большинстве штатов. Кроме того, это скользкий путь, если в порядке исключения и прецедента станет приемлемым исключить «SAE» из декларации класса вязкости на этикетках моторного масла. Потому что, если это приемлемо, в качестве расширения, будет ли приемлемо также опустить дефис в многоуровневом варианте или опустить букву «W?»

Не соблюдая единых стандартов и правил, как заметила PQIA, некоторые маркетологи определяют декларацию класса вязкости на этикетках так, как они ее подразумевают, что потенциально может ввести в заблуждение или обмануть потребителей, заставив их покупать моторное масло неправильного класса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *