Коробка отбора мощности что это такое: ᐉ Коробки отбора мощности

Для чего нужна коробка отбора мощности на МАЗ, КАМАЗ, ГАЗ: виды и устройство?

Коробка отбора мощности (КОМ) — элемент грузового автомобиля и специальной техники, служащий для привода рабочих органов посредством гидронасоса или карданного вала. Данная комплектующая деталь характерна для автомобилей ГАЗ, МАЗ, КАМАЗ, ЗИЛ и прочей техники, располагающейся на их шасси. Важно понимать, что КОМ не является обязательным элементом авто, обеспечивающим его движение, она необходима для функционирования различного дополнительного оборудования.

 

Назначение, виды, устройство коробки отбора мощности

 

Коробка отбора мощности прочно ассоциируется с автомобилями ГАЗ, МАЗ, КАМАЗ, ЗИЛ, поскольку данная техника активно используется не только для перевозок грузов, но и в различных отраслях промышленности для выполнения специфическим задач посредством допоборудования — КОМ отбирает мощность с ДВС для лебедки, насоса и т. д. Данный узел располагается в различных местах автомобиля — это зависит от модели транспортного средства. При необходимости, на одном транспортном средстве может быть установлена не одна, а две или даже три коробки отбора мощности.

КОМ могут отличаться по нескольким параметрам:

  • по числу ступеней и передаточному отношению;

  • по количеству валов и их месту нахождения;

  • по возможности реверсивного вращения;

  • по наличию и отсутствию редуктора;

  • по типу привода.

Коробки отбора мощности по своему устройству идентичны механической коробке переключения передач грузового автомобиля. Существуют зависимые КОМ, интегрированные в КПП. Их основные преимущества: небольшой вес, энергоэффективность. Но есть и недостатки: включается такая коробка только при выключенном сцеплении, а также ее нельзя использовать во время движения транспортного средства. Независимые КОМ более функциональны и удобны в эксплуатации.

Их можно устанавливать на автомобили с разными типами двигателя и КПП.

 

КОМ для автомобилей ГАЗ, МАЗ, КАМАЗ, ЗИЛ

 

В связи с тем, что автомобили ГАЗ, МАЗ, КАМАЗ, ЗИЛ постоянно находятся под интенсивными нагрузками в ходе выполнения рабочих задач, коробка отбора мощности также испытывает повышенный износ. Выделим несколько рекомендаций по использованию КОМ для грузовых авто, которые помогут вам продлить срок службы данного механизма и обеспечить его бесперебойное функционирование в любых ситуациях:

  • контролируйте состояние ответной шестерни КПП, которая напрямую влияет на большую шестерню КОМ;

  • устанавливая коробку отбора мощности, убедитесь в надежности креплений;

  • строго соблюдайте требования по включению КОМ — они зависят от типа механизма;

  • следите за уровнем смазки, не забывайте дополнительно смазывать маслом движущиеся элементы.

Любые неполадки, связанные с функционированием коробки отбора мощности, способны существенно нарушить рабочий процесс и понизить функциональность техники. Отличное состояние КОМ — гарантия отсутствия простоев в работе и максимально качественной эксплуатации автомобилей ГАЗ, МАЗ, КАМАЗ, ЗИЛ. Для ремонта коробки отбора мощности рекомендуем использовать оригинальные запчасти от проверенного поставщика. Так вы гарантируете их соответствие заявленным характеристикам, надежность и износоустойчивость. В интернет-магазине «СТН-Авто» всегда имеется большой выбор качественных деталей для грузовых и легковых автомобилей. Профессиональные менеджеры компании проконсультируют, расскажут об особенностях каждого изделия и порекомендуют продукцию с оптимальными параметрами. Доставка автозапчастей производится по всей территории Беларуси.

Другие статьи

Коробка отбора мощности

Коробка отбора мощности (КОМ) спецтехники – это механизм, с помощью которого крутящий момент силового агрегата передается на рабочее оборудование: лебедки, насосы, компрессоры и т.п. Последнее приводится в движение напрямую или через промежуточный узел – карданный вал либо гидронасос. Данное устройство не является обязательным элементом трансмиссии.

КОМ используется на грузовых автомобилях (в России – очень распространены на КамАЗах и МАЗах), автокранах, автомобильных цистернах, коммунальной и прочей специальной технике. Ставится она чаще всего на раздатку или КПП.

Виды КОМ

Существуют различные типы коробок отбора мощности. Между собой они отличаются следующими параметрами:

  • Число ступеней в механизме.
  • Значения передаточных чисел.
  • Количество валов и их расположение.
  • Наличие либо отсутствие реверса.
  • Вид системы управления.

По последней характеристике, различают: электропневматическую, механическую или гидравлическую.

Помимо этого, КОМ бывают зависимые и независимые. Включение первых возможно только в том случае, если выжата педаль сцепления. Они, по сути, интегрированы в коробку передач. Во время движения техники, этот узел включать запрещается. Среди достоинств данного варианта выделяют экономию мощности двигателя и малый вес механизма.

Вторые могут включаться на движущейся машине либо неподвижной, когда сцепление включено или выключено. Такие модели совместимы с силовыми агрегатами и коробками переключения передач любого типа. То же самое – по их управляющей системе, она может быть различной.

Порядок работы КОМ

Читайте также: Карданный вал для привода задних колес

Принципиально КОМ похожа на КПП, только намного проще. В ней стоит ведущий вал, с жестко зафиксированной шестеренкой. При включении, она входит в зацепление с ведомой шестерней, посаженной на другой вал (фактически – ВОМ), передающий момент вращения на рабочее оборудование.

Если коробка управляется механическим способом, то шток перемещается с помощью рычага. При наличии пневмоэлектрической системы, в узле должна быть камера, куда подается воздух под давлением. Последний воздействует на диафрагму, соединенную с пружиной, после чего она сжимается, передвигая шток с включающей вилкой.

Шестерни входят в зацепление. После стравливания воздуха, пружина распрямляется, шток движется в обратном направлении, шестерни разъединяются.

КОМ способна «забрать» до 40% мощности мотора. Большинство моделей включаются в то время, когда машина неподвижна. Хотя, есть и такие (например, на коммунальной технике), которые работают и при движении агрегата.

Требования к КОМ

В процессе изготовления коробок отбора мощности, проектировщики стараются обеспечить соблюдение следующих условий:

  • Компактность и небольшой вес.
  • Значительный рабочий ресурс, за счет повышенной износоустойчивости.
  • Шестеренная пара делается с определенным передаточным числом.
  • Узел обязан «отобрать» на рабочее оборудование заданную часть мощности мотора.
  • Коробка должна без больших физических усилий включаться снаружи либо из кабины водителя.
  • Межсервисный пробег – не меньше, чем у прочих узлов трансмиссии.
  • Работа КОМ не должна отрицательно влиять на рабочий ресурс сцепления и силового агрегата.

Эти требования касаются КОМ любого типа, т.к. принцип действия их всех одинаковый. Если все условия выполнены, данный узел не ухудшает прочие рабочие параметры автомобиля.

Часто встречающиеся неисправности КОМ

Коробка отбора мощности, как и любой другой агрегат спецавтомобиля, будет работать долго и надежно лишь в том случае, если соблюдаются рекомендации по ее эксплуатации. В частности, при регулярном и своевременном проведении технического обслуживания. Для механизма КОМ это особенно важно, потому что его детали работают «на износ».

Критичным моментом также является правильная эксплуатация коробки. Включать данный узел надо согласно рекомендаций именно для этой модели (например, только при выжатом сцеплении и остановленной машине).

Важна и надежная фиксация устройства при установке, т.к., в противном случае, появится усиленная вибрация, что отрицательно сказывается на его работе.

Во время ремонта КОМ, рекомендуется исследовать ведомую шестерню на возможность ее дальнейшей эксплуатации. Если она в неудовлетворительном состоянии, а слесарь не обратит на это внимание, то данная небрежность станет причиной усиленного износа ведущей шестерни.

Неисправности, которые время от времени случаются с КОМ, бывают разные. Некоторые можно определить самостоятельно и устранить, не гоняя машину в сервисный центр. К таким относятся:

  • Повышенный шум. Возможная причина – неправильное зацепление шестеренок.
  • Узел не включается. Пробивается струя воздуха. Надо проверить целостность диафрагмы в камере пневмоуправления.
  • Механизм не выключается полностью. Возможно, сломалась возвратная пружина.
  • На фланцах – подтекание рабочей жидкости. Загрязнился сапун либо износились уплотнения.

При большинстве других неполадок, надо обратиться к квалифицированным мастерам, в распоряжении которых имеется специальное оборудование для диагностики и ремонта.

Заключение

Коробка отбора мощности – это важный узел специального автомобиля. С его помощью становится возможной работа различного оборудования. Правильная эксплуатация и соблюдение периодичности техобслуживания станут надежной гарантией его долговременной безаварийной эксплуатации. Механизм КОМ функционирует в жестких условиях. Но данный момент учтен производителем – детали изготавливаются с приличным запасом прочности. Так что, в основном, все зависит от водителя.

Видео:Установка Коробки отбора мощности

Срок службы коробки отбора мощности зависит от вас

Тематическая статья в журнале Muncie Power Quarterly, выпуск 4, 2017 г. передает мощность двигателя транспортного средства вспомогательным компонентам, выполняющим заданное приложение. Поскольку МОМ установлен на трансмиссии, отказ МОМ из-за небрежного обслуживания может привести к простою, что приведет к потере дохода.

Учитывая последствия, возникает вопрос: почему часто пренебрегают обслуживанием ВОМ?

Как объяснил специалист по применению продукта Чарльз Коул, часть проблемы технического обслуживания ВОМ заключается в отсутствии рекомендаций по составлению графика технического обслуживания, поскольку не существует установленного стандарта из-за различных факторов, влияющих на ВОМ, таких как нагрузка, тип применения и т. д. . Таким образом, создание графика технического обслуживания должно определяться в каждом конкретном случае менеджером по техническому обслуживанию автопарка.

— Это становится знанием племени, — сказал Коул. «Срок службы ВОМ может сильно различаться в зависимости от количества лошадиных сил, требуемого приложением».

Первоначальная проверка

Из-за отсутствия стандартизированных руководящих принципов Коул делится некоторыми рекомендациями, которые он усвоил на основе своего личного опыта и знаний племен, чтобы помочь другим увеличить срок службы коробки отбора мощности. По словам Коула, некоторые ВОМ можно использовать только от 10 до 15 минут в неделю, тогда как другие можно использовать от 10 до 12 часов в день. Несмотря на это, все МОМ следует проверить в течение недели или двух после установки, чтобы убедиться, что крепежные болты затянуты должным образом.

Визуальный осмотр

«Визуальный осмотр ВОМ необходимо проводить еженедельно», — сказал он. «Многих проблем с PTO можно было бы избежать, если бы мы соблюдали эти рекомендации».

Эти визуальные осмотры должны включать поиск утечек, проверку на признаки износа и проверку того, что шланг и провода закреплены на ВОМ и не трутся о трансмиссию или другие компоненты, что может привести к износу и утечкам. Помимо визуальных вопросов, обязательно прислушивайтесь к любым изменениям в обычных звуках во время работы.

«Рекомендуется выполнять техническое обслуживание ВОМ наряду с регулярной плановой заменой масла и проверками, потому что и в МОМ, и в трансмиссии используется одно и то же масло для смазки и работы», — сказал Коул.

«Поскольку все работы по техническому обслуживанию выполняются одновременно, время простоя сведено к минимуму».

Физический осмотр

Предполагая, что во время визуального или звукового осмотра не будет никаких признаков опасности, Cole рекомендует проводить первый физический осмотр для тяжелых условий эксплуатации после 100 часов эксплуатации. Если после 100 часов использования отмечается значительный износ, физическое техническое обслуживание следует планировать чаще.

Физический осмотр некоторых МОМ можно выполнить, сняв инспекционную крышку, в то время как для завершения осмотра других требуется снятие МОМ с трансмиссии. Если МОМ был снят для осмотра, проверьте шестерни на предмет необычного износа и подшипники на плавность хода или точечную коррозию. Предполагая, что шестерни и подшипники исправны, замените прокладки и уплотнение вала. Если насос установлен отдельно, проверьте приводной вал; в противном случае при использовании насоса с прямым креплением периодически очищайте и смазывайте шлицы насоса в месте его соединения с ВОМ.

Как заметил Коул, в конечном итоге профилактика станет ключом к сокращению времени простоя и расходов, связанных с отсутствием регулярного планового обслуживания ВОМ.

«Обычно, как и все остальное», — сказал он. «Если вы сохраните это, это того стоит».

Что такое ВОМ?

ВЕРНУТЬСЯ К СТАТЬЯМ

ВЕРНУТЬСЯ К СТАТЬЯМ


01 июня 2018 г.

Дэйв Дуглас — директор по обучению и обучению для передачи мощности двигателя транспортного средства вспомогательным компонентам, чаще всего гидравлическому насосу. Гидравлический поток, создаваемый насосом, затем направляется к цилиндрам и/или гидравлическим двигателям для выполнения работы — вспомним самосвалы, мусоровозы и эвакуаторы. В некоторых приложениях МОМ, таких как пневматические воздуходувки, вакуумные насосы и насосы для перекачки жидкости, МОМ передает мощность в виде вращающегося вала непосредственно на ведомый компонент.

Коробки передач, которые обычно используются в автомобилях класса 4 и выше, имеют приспособления для установки ВОМ. Обычно имеется два отверстия, по одному с каждой стороны трансмиссии. Говоря о расположении проема, пассажирскую сторону грузовика называют правой, а водительскую — левой.

Коробка отбора мощности может включаться с помощью троса, давления воздуха или гидравлического давления. Доступны различные конфигурации выходного вала, позволяющие подключать карданный вал или гидравлические насосы непосредственно к ВОМ без промежуточного вала. Общество автомобильных инженеров (S.A.E.) установило стандартные размеры монтажной поверхности для гидравлических насосов, которые должны соответствовать ВОМ. S.A.E. Монтаж типа В является наиболее распространенным.

Отверстие ВОМ трансмиссии может быть шестиболтовым, восьмиболтовым или десятиболтовым, в зависимости от количества крепежных деталей, используемых для крепления ВОМ к трансмиссии. Отверстия с шестью и восемью болтами соответствуют стандарту S.A.E. стандартные размеры, используемые для механических и автоматизированных механических коробок передач. Отверстие с десятью болтами является эксклюзивным для автоматических коробок передач Allison.

ВХОДНАЯ ШЕСТЕРНЯ ОТБОРА МОЩНОСТИ

Входные шестерни коробки отбора мощности входят в зацепление с ведущей шестерней ВОМ трансмиссии и передают мощность на выходной вал ВОМ. Компания Muncie Power Products тесно сотрудничает с производителями трансмиссий грузовых автомобилей, чтобы убедиться, что шестерня ВОМ соответствует глубине установки, шагу и углу наклона шестерни трансмиссии.

СКОРОСТЬ ОТБОРА МОЩНОСТИ И ВРАЩЕНИЕ

Частота вращения выходного вала отбора мощности зависит от частоты вращения двигателя грузовика, передачи трансмиссии и внутреннего передаточного числа ВОМ. Чтобы упростить выбор, Muncie Power рассчитывает данные трансмиссии и каталогизирует МОМ в соответствии с частотой вращения их выходного вала по отношению к двигателю грузовика. В кратком справочном каталоге ВОМ компании Munce Power Products и онлайн-помощниках по применению можно увидеть скорость ВОМ, выраженную в процентах от частоты вращения двигателя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *