сравнение двух типов, преимущества и недостатки
Если многим водителям со стажем, которые очень долго ездили только на автомобилях с механической КПП, сложно преодолеть барьер недоверия перед коробкой-автоматом, то многие молодые водители не имеют предубеждений перед каким-либо типом трансмиссии, и зачастую выбирают машину лишь по эстетическим критериям. Обратимся к технической стороне и сравним классическую АКПП с роботизированной коробкой передач.
Павел Горбачев
Pixabay
Автоматическая коробка передач, в которой вместо механического сцепления используется гидротрансформатор, имеет уже более чем 80-летнюю историю. В США, где их создали и впервые стали применять на серийных автомобилях, сегодня подавляющее большинство автомобилей имеют именно АКПП. Роботизированная КПП в нынешнем виде — это изобретение относительно недавнее. В автомобиле, где установлена коробка-робот, есть всего две педали — газ и тормоз. Педаль сцепления отсутствует, и это может обрадовать многих представительниц прекрасного пола: теперь машина на светофоре и в пробке не заглохнет.
Коробка-робот — это обычная механическая КПП, в которой переключением сцепления и выбором передач управляет электроника. При этом роботизированную трансмиссию можно в любой момент перевести в ручной режим переключения, отказавшись от услуг автоматики.
Преимущества АКПП
- Простота в использовании При управлении автомобилем водителю нужно использовать только одну правую ногу, поочередно нажимая на педаль газа или тормоза. Правая рука для переключения передач в движении не используется. Идеально для движения в условиях городских заторов.
- Надежность Современные АКПП с гидротрансформатором представляют собой агрегаты, в которых практически нет слабых мест с технической точки зрения.
- Распространенность АКПП могут быть установлены как в большие автомобили, так и в микролитражки. В любом крупном городе есть фирмы, занимающиеся ремонтом и обслуживанием автоматов.
- Сохранение ресурса двигателя АКПП сама решает, на какую скорость ей переключиться, и делает это даже быстрее, чем МКПП. Так устраняется риск переключения не на ту передачу во время движения, и двигатель невозможно чрезмерно нагрузить.
Недостатки АКПП
- Высокие требования к обслуживанию Автоматическая коробка передач нуждается в постоянном контроле уровня трансмиссионного масла. Любое отклонение от нормы может привести к выходу АКПП из строя.
- Высокая стоимость ремонта По сравнению с МКПП и роботами, запчасти для АКПП стоят дороже, и часто при заказе их нужно долго ждать. Услуги мастеров по ремонту автоматически трансмиссий тоже стоят дороже.
- Только эвакуатор Автомобили с АКПП, которые не могут двигаться своим ходом, нельзя буксировать другим автомобилем. Требуется полная или частичная погрузка на платформу.
Преимущества роботизированной КПП
- Гибкость в выборе режима Можно использовать робот как в полностью автоматическом, так и переключать передачи вручную.
- Всего две педали. Как и автомобили с АКПП, машины с роботом не имеют педали сцепления. Это упрощает процесс вождения и делает управление автомобиля более комфортным, чем при езде на машине с механической КПП.
- Буксир или сцепка. При невозможности машины с коробкой-роботом типа двигаться своим ходом, ее можно буксировать на тросу или сцепке так же, как и автомобиль с МКПП. Это преимущество есть у большинства роботов. Лишь некоторые автомобили с роботизированной трансмиссией, у которой есть два сцепления, нуждаются в эвакуаторах так же, как и машины с АКПП.
Недостатки роботизированной КПП
- Необходимость адаптации сцепления. Некоторые модели роботов нуждаются в корректировке зазоров между дисками сцепления, которые испытывают естественный износ через каждые 15000–30000 км. Правда, есть и модели роботов, у которых адаптация сцепления происходит автоматически.
- Отсутствие механической связи между рычагом и КПП. Поскольку даже в ручном режиме переключением передач в роботизированной коробке управляет электроника, вы не сможете при обесточивании бортовой сети автомобиля при помощи рычага перевести КПП из одного режима в другой. Например, для экстренной буксировки автомобиля с роботизированнйо коробкой и севшим аккумулятором придется лезть под капот и вручную переводить коробку в режим нейтральной передачи.
- Высокая стоимость блока управления. Если по механической части большинство роботов совершенно идентичны механическим коробкам передач, и стоимость их внутренних деталей и цены ремонта относительно не высоки, то электронные блоки управления сцеплением стоят очень дорого. Согласно наставлениям заводов-изготовителей, блоки управления не подлежат ремонту, и их нужно заменять целиком.
Резюме
- Роботизированные коробки имеют для водителя все те же преимущества, что и АКПП.
- Некоторые модели роботов имеют такие же потребительские недостатки, что и АКПП — в части невозможности буксировки и эвакуации только на платформе.
- Ремонт некоторых моделей роботов может стоить дороже, чем ремонт некоторых АКПП.
- Для городского автомобиля выбор между АКПП и роботом равнозначен.
Роботизированная коробка передач (РКПП)
Итак, что такое роботизированная коробка передач и какое ее назначение? Роботизированная КПП, как и все предыдущие варианты, имеет следующее предназначение: прием, передача, преобразование крутящего момента с последующей передачей его к ведущим колесам автомобиля. Для человека несведущего, слово «роботизированная» вносит некую неясность, а именно – как робот переключает передачи. Если ответить с юмором, то в коробке не сидит «дядя робот» и не переключает своими железными руками рычаг управления передачами. Вместо «дяди робота» есть «умная» автоматика управления и необходимое количество исполнительных устройств.
Условно РКПП (роботизированная коробка передач) состоит из «простой» механической коробки передач, устройств выжима сцепления и переключения передач (актуаторов), микропроцессорной системы управления и внешних датчиков. Можно ли считать РКПП неким вариантом АКПП? Сразу отметим – нет! Принцип построения «робота» ближе к «механике», с автоматическим управлением. Единственное сходство с автоматической коробкой передач это наличие сцепления в корпусе коробки, а не на маховике как в «механике». И в современных коробках находится два сцепления, для чего это нужно расскажем ниже.
Теперь о компонентах и узлах:
- РКПП – узел, собранный по принципу МКПП, но имеющий два ведущих вала, которые находятся друг в друге, т.е. внешний вал имеет внутреннюю полость, в который вставляется внутренний первичный вал. На внешнем валу находятся шестерни привода второй, четвертой и шестой передачи, для шести ступенчатой коробки. Соответственно на внутреннем валу имеются шестерни пары первой, третьей, пятой и задней передачи. Каждый из валов имеет свое сцепление.
- Актуаторы – это электрические или гидравлические сервоприводы, которые предназначены для механического передвижения синхронизаторов коробки передач и включения\выключения сцеплений. Электрический актуатор представляет собой электродвигатель с редуктором, а гидравлический — это простой гидроцилиндр, у которого шток связан с нужным синхронизатором.
- Микропроцессорный блок управления (МБУ) – основной узел «сердцем», которого является довольно мощный процессор. К процессору через буферные порты подключены внешние датчики от двигателя внутреннего сгорания, систем ESP, ABS и др. Обычно блок управления коробкой совмещен с бортовым компьютером. Для хранения данных о том, что должна выполнять коробка передач при поступлении той или иной информации от датчиков, применяется ПЗУ, в которое и «заливается» алгоритм работы, в народе именуемой «прошивкой».
Рассмотрим принцип работы. В начале движения, как и у МКПП, должно плавно включиться сцепление. За это «отвечает» актуатор сцепления, который по команде МБУ медленно вращает редуктор. Сигнал на начало движения дает водитель, включив рычажок переключателя. Включается первое сцепление внутреннего первичного вала, одновременно актуатор синхронизатора подводит его к шестерне первой передачи, далее идет блокировка шестерни на валу, которая приводит в действие шестерню вторичного вала. Автомобиль тронулся с места, но водитель продолжает нажимать педаль акселератора… Сколько нужно времени, что бы включилась вторая передача, не повредив шестерни, синхронизаторы и прочее? Наверное, продолжительное. Именно первые «роботы» и «страдали» провалами между переключениями, потому, что электронике так же надо подумать, что бы ни сломать себя. Вот именно для сокращения времени переключения и было введено в конструкцию коробки второе сцепление и второй вал. Весь алгоритм работы сводится к тому, что пока работает первая передача, уже ждет включения вторая и как только МБУ даст команду, включается второе сцепление, внешний первичный вал и вторая передача.
Далее по накатанной, – ждет сигнал третья передача и т.д. Время переключения сокращается до минимума, даже водитель не сможет так быстро переключить МКПП.
МБУ выдает сигналы, анализируя поступившие данные с внешних датчиков. При уменьшении скорости движения или увеличении нагрузки, например, подъем в гору, МБУ переключает в обратной последовательности передачи.
А как же быть, если нужна только пониженная передача, например, для преодоления препятствий? Для этого на МБУ водитель подает сигнал к отмене дальнейших передач после первой. Для езды задним ходом, так же в блок управления подается команда, при которой актуатор приводит в действие внутренний первичный вал и шестерню заднего хода.
Современные «коробки-роботы» это концепция, разработанная в 80-х, но с применением новейших разработок улучшающих работу коробки. Каждый производитель старается внести что-то новое и зарегистрировать свой товарный знак.
Например «Ricardo» на свой «Eаsytronic» начала устанавливать один многофункциональный актуатор, что поспособствовало уменьшению габаритных размеров «робота».
Volkswagen начал массово устанавливать на свои автомобили КПП робот под аббревиатурой S-tronic, (коробка прямого включения), что характерно, были разработаны варианты и для заднеприводных авто.
Свои разработки улучшающие работу коробок-роботов имеются во многих компаниях (Ford, Fiat, Mitsubishi, BMW).
Share
Поделиться
роботов из картонных коробок | Есть только одна мамочка
Поделки с роботами всегда интересны детям.
Нет правильного или неправильного способа создать робота. Они могут быть самых разных форм, цветов и размеров…
Возможности безграничны, как воображение вашего ребенка.
Вот почему изготовление большого робота из картонной коробки — это забавная поделка из переработанных материалов, которую дети всех возрастов могут делать дома или с друзьями в лагере.
Ниже использованы партнерские ссылки. Ознакомьтесь с моей полной политикой раскрытия информации здесь.
Изготовление картонных роботов — это не только развлечение, но и отличный способ переработки упаковочных коробок.
Наша церковь VBS изготовила этих больших коробочных роботов, чтобы использовать их в качестве роботов-украшений для Fun Maker Factory. Роботы были очень креативными, и на них было так весело смотреть.
После того, как они будут готовы, с ними можно будет весело поиграть. Вашему ребенку также понравится этот замок из картонной коробки, сделанный своими руками.
Робот из картонной коробки
Если вы делаете гигантских роботов, вам понадобится много материалов, с которыми дети смогут экспериментировать и использовать в своих работах.
Хорошей новостью является то, что большинство предметов, которые вам нужны, можно найти в вторсырье или в долларовом магазине.
Я предлагаю иметь следующие предметы:
- Картонные коробки разных размеров
- Бумажные или пластиковые стаканчики
- Пустые коробки из-под яиц
- Картонные тубы
- Бумажные тарелки и/или миски
- Вентиляционный шланг осушителя
- Алюминиевая фольга
- Пластиковые крышки для бутылок
- ершики для труб (палочки для рукоделия из синели)
- Клейкая лента
- Пистолет для горячего клея
- Ножницы
- Серебряная аэрозольная краска
- Акриловые краски/кисти
Как сделать робота из картонных коробок
Начните со стопки 2-3 коробок, чтобы получился корпус вашего робота.
Поэкспериментируйте с их укладкой, пока не найдете нужную форму.
Вы можете поставить самую большую коробку внизу (как у робота ниже).
Или вы можете использовать две меньшие коробки внизу, чтобы сформировать ножки.
Перемещайте коробки, пока не будете довольны тем, как они выглядят. Затем используйте пистолет с горячим клеем, чтобы скрепить их вместе.
Чтобы придать вашему роботу металлический вид, распылите на коробки серебристую аэрозольную краску.
Далее добавляем детали к роботу.
Пуговицы — всегда забавный аксессуар для этого робота из картонной коробки.
Из пластиковых крышек получаются отличные пуговицы. Или попробуйте добавить нижнюю часть пустой коробки из-под яиц, чтобы сформировать ряды кнопок, как у робота на картинке ниже.
Вентиляционный шланг позволяет создавать реалистичные руки и ноги робота.
Отрежьте детали нужной длины, чтобы прикрепить их к ящикам-роботам. Используйте клейкую ленту, чтобы прикрепить их к роботу, чтобы создать волнистые руки и ноги.
Бумажные тарелки и миски, картонные трубки и другие небольшие коробки также можно использовать для добавления забавных деталей вашим роботам.
Когда все детали будут склеены, вы можете использовать акриловую краску, чтобы придать своим роботам оттенок цвета. Цветная клейкая лента также является интересным способом добавления деталей.
Собирать робота из коробок очень весело для детей.
Каждый получается по-своему. Вы можете просто обнаружить, что не можете остановиться только на одном роботе.
После завершения изготовления этого большого роботизированного корабля можно часами играть в ролевые игры.
Роботы из картонных коробок также могут стать забавным украшением вечеринки роботов.
Подпишитесь на нашу новостную рассылку два раза в месяц, чтобы получать еще больше интересных идей, подобных этой, на вашу электронную почту.
Больше постов, которые вам понравятся:
- Как сделать картонный шлем для ролевой игры
- Веселый и пенистый эксперимент с зубной пастой для слонов
- Более 40 поделок и занятий для Недели акул
Первоначально опубликовано 27 мая 2018 г.
5 простых шагов, чтобы сделать робота из картона
Если ваши дети увлекаются роботами, этот проект для вас! Используя эти инструкции, вы можете сделать робота любого размера — все зависит от того, какого размера коробки у вас есть! Это отличный способ перепрофилировать коробки Amazon или все, что у вас есть. Этого картонного робота легко сделать, и ваши дети тоже могут принять участие.
5 шагов по изготовлению картонного робота
1. Склейте коробки вместе, чтобы сделать корпус робота.
Сначала я приклеил коробки друг к другу столярным клеем. Вы можете использовать клей Elmers, клей для рукоделия или любой другой клей, который вы предпочитаете. Я предпочитаю клей для дерева, потому что он очень прочный и толстый, чем другие виды клея, поэтому он не растекается повсюду. Кроме того, я могу использовать его для других проектов, потому что он настолько универсален.
2. Скрыть швы проклеенной бумажной лентой.
Я закрыл все швы, которые не хотел показывать, бумажной лентой. Мне нравится иметь при себе клейкую бумажную ленту, потому что она довольно быстро сохнет, полностью сливается с картоном и ее можно красить. Он традиционно используется для натяжки акварельной бумаги, поэтому я смог найти его только в художественном магазине, таком как Blick Art Materials, и я никогда не видел его в магазинах для хобби и рукоделия. Это работает как старомодные штампы (те, которые вы лижете). Вы отрываете или отрезаете кусок бумажной ленты от рулона и ненадолго опускаете всю длину в миску с водой, а затем приклеиваете ее к поверхности, которую хотите приклеить и покрыть. Вы можете немного сдвинуть его в нужное положение, но тогда вы захотите оставить его в покое, чтобы высохнуть. Когда он высохнет, он действительно сильный. Вы можете использовать клейкую ленту, если хотите, но вы обязательно увидите края ленты, даже через краску.
3. Изготовьте ушные болты и кронштейны.
Я разрезал шарик из пенопласта пополам, чтобы получились «уши» с обеих сторон, потому что они выглядят как концы болтов.