Как правильно начать движение на механике
Содержание
Большинство начинающих водителей считают автомобиль с механической коробкой чем-то морально устаревшим, поэтому по умолчанию выбирают для себя «автомат». Некоторые современные автомобилисты даже представить боятся, что когда-нибудь им придется сесть за руль машины «на ручке». Они почему-то уверены, что автомобиль на механике постоянно глохнет, дергается и при любом удобном случае обязательно откатывается назад.
Спешим вас уверить, что это далеко не так. При правильной работе педалями технически исправный автомобиль на механике ведет себя совершенно корректно — достаточно лишь немного потренироваться. О том, как правильно действовать, чтобы начало движения на механике было мягким и плавным, расскажем в этой статье. Вы также узнаете о преимуществах авто с МКПП, роли сцепления, как тормозить коробкой… и еще много-много интересного. Пристегните ремни! Поехали!
Как работает «механика»
Механическая коробка — это простейший трансмиссионный агрегат из ныне существующих. МКПП в большинстве случаев представляет собой пяти- или шестиступенчатый цилиндрический редуктор, в котором переключение передач осуществляется в ручном режиме. Для подключения привода колес и переключения скоростей во время движения в машине для этого предусмотрена третья педаль (кроме тормоза и газа) — сцепление.
Педаль сцепления необходима для соединения коробки переключения передач с двигателем и для их разъединения. При соединении через редуктор КПП крутящий момент от двигателя передается к ведущим колесам автомобиля. Педаль сцепления необходимо нажимать перед каждым переключением скорости.
Когда педаль сцепления нажата, двигатель разъединяется от коробки передач — в этот момент водитель при помощи рычага переключения передач выбирает нужную скорость. Когда педаль сцепления отжата (отпущена) двигатель соединяется с коробкой передач, и автомобиль начинает движение.
С помощью той самой «ручки» водитель выбирает нужные пары шестерен, которые входят в зацепление с приводами от мотора и колес. Шестерни редуктора КПП подобраны так, чтобы обеспечить оптимальный крутящий момент (вращающая сила двигателя) на колесном приводе при разных режимах движения. Для первых скоростей задействованы понижающие шестерни, чтобы главная передача вращалась медленнее, но с большей тягой.
Преимущества авто с МКПП
Популярность ручной (механической) коробки переключения передач среди россиян с каждым годом снижается. Молодежь при поступлении в автошколу все чаще выбирает в качестве учебного транспортного средства автомобиль с автоматической трансмиссией, даже не догадываясь что у старой доброй «механики» есть свои преимущества:
- Надежность. Механическая коробка передач всегда считалась наиболее надежной системой управления. Не случайно все спортивные авто оборудованы «механикой».
- Более низкие эксплуатационные расходы. Конструкция механики проще, поэтому ремонт и обслуживание авто с такой коробкой обойдется владельцу дешевле. Да и сам автомобиль с МКПП стоит дешевле авто аналогичной марки и комплектации на «автомате». Замена масла в МКПП требуется гораздо реже.
- Разгон. Поскольку переключение между скоростями происходит принудительно, то время разгона легкового автомобиля на механике сокращается.
- Экономия топлива. Расход топлива у авто с механической коробкой передач обычно меньше. Автомат может то и дело менять передачи в зависимости от настроек и режима работы, что увеличивает расход топлива и нагрузку на двигатель.
- Предсказуемое управление. При обгоне машина на механике ведет себя более предсказуемо, поскольку электроника не принимает участия в управлении скоростями.
- Пуск двигателя с толчка. Если у авто с механикой разрядился аккумулятор или сломался стартер, двигатель можно завести с толкача.
Как правильно трогаться на механике — пошаговая инструкция
1. Знакомство с расположением узлов управления. Перед началом движения следует отрегулировать сиденье и пристегнуть ремень безопасности. Если позволяют погодные условия, можно открыть окно, чтобы лучше слышать работу двигателя.
Попробуйте нажать педаль сцепления и плавно отпустить. Повторите процедуру несколько раз, чтобы движение стало понятным. Прежде чем начинать движение на автомобиле с механикой, необходимо понять и твердо запомнить расположение и назначение педалей тормоза и газа.
Напомним расположение педалей: Слева — сцепление (эту педаль следует нажимать левой ногой). Посередине — тормоз, справа — газ (эти педали следует нажимать правой ногой).
2. Подготовка к старту.Перед пуском двигателя убедитесь, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении (рукоятка находится в нейтрали, если она не зафиксирована в одном положении и легко перемещается вправо-влево). Если выбрана другая позиция, то нужно перевести ее в нейтраль, полностью выжав педаль сцепления. Только после этого можно переходить к запуску двигателя.
3. Запуск двигателя. Чтобы избежать скатывание автомобиля (если авто находится на неровной поверхности), нажмите и удерживайте педаль тормоза или поставьте автомобиль на ручной тормоз.
Вставьте ключ в замок зажигания и поверните в положение ON. На приборной панели загорятся световые индикаторы. Через пару секунд индикаторы, предупреждающие о неисправностях или необходимости произвести какие-то действия по обслуживанию автомобиля, должны погаснуть.
Как только это произойдет, можно поворачивать ключ зажигания дальше по часовой стрелке до тех пор, пока стартер не запустит двигатель. Стартер — это электродвигатель, раскручивающий вал двигателя для запуска. Как только двигатель заведется, отпустите ключ — пружина в замке зажигания вернет его в положение ON, отключая стартер.
Заведенный двигатель будет работать в режиме холостого хода (без нагрузки) до тех пор, пока водитель не предпримет дальнейших действий для начала движения на авто с механической коробкой. На холостом ходу обороты исправного автомобиля будут находиться в диапазоне от 600 до 800 оборотов в минуту. В холодное время года обороты во время прогрева мотора увеличиваются, однако по мере прогрева двигателя самостоятельно опускаются до номинальных.
4. Начало движения на механике: Полностью выжмите педаль сцепления и включите первую передачу, удерживая левую ногу на педали сцепления. Обычно для включения первой скорости нужно переместить рукоятку влево, а затем двинуть вперед до фиксации. Схема расположения передач всегда есть на верхней части рукоятки (если владелец автомобиля не внес изменения в конструкцию рычага МКПП).
Теперь можно начинать трогаться. Для этого максимально плавно отпускайте педаль сцепления. Двигатель начнет снижать обороты. Продолжайте медленно отпускать сцепление до тех пор, пока автомобиль не начнет движение вперед — этот момент (момент касания диска сцепления) называется «точкой схватывания».
Чтобы начать уверенное движение с места, начинайте мягко и плавно нажимать педаль газа. Важный момент: Отпускать педаль сцепления и нажимать педаль газа нужно одновременно — в этом случае начало движения на механике будет максимально плавным, без рывков. Если слишком резко бросить сцепление, и не дать достаточное количество топлива, то двигатель заглохнет.
Однако не стоит слишком усердно давить на педаль газа, не успев до конца отпустить педаль сцепления. Такие действия приведут к ускоренному износу сцепления.
Если в процессе знакомства с механикой вы несколько раз заглохли, не нужно расстраиваться. Достаточно проделать эту процедуру несколько раз, чтобы начало движения было плавным. Опять же, у разных автомобилей педаль сцепления работает по-разному (из-за разной регулировки, разного износа диска и т.д.). Нужно просто привыкнуть.
5. Переключение передач на механике. Как только автомобиль раскрутит двигатель (число оборотов увеличится до 2500 и появится характерный звук мотора), включайте вторую передачу. Для этого отпустите педаль газа, левой ногой полностью выжмите педаль сцепления и переключите рычаг в соответствующее положение. Затем плавно, но достаточно быстро отпускайте сцепление, параллельно нажимая на педаль газа.
Как на механике правильно трогаться в гору
Начало движения в гору — отдельный навык, требующий тренировки. Не случайно на практическом экзамене в ГИБДД отработке данного умения посвятили отдельное упражнение — Начало движения на подъеме и на спуске (эстакада).
Если получилось так, что вы остановили автомобиль на уклоне (так, что передняя часть авто смотрит в сторону подъема), начинать или возобновлять движение нужно по другой схеме.
Первый вариант — тронуться в гору при помощи тормоза. Для этого левой ногой нажмите педаль сцепления, а правой — педаль тормоза. Для начала движения включите первую передачу и плавно отпускайте сцепление, пока не почувствуете, что сцепление начало схватываться. Удерживая педаль сцепления в точке схватывания, отпускайте тормоз и нажимайте на газ.
Второй вариант — начало движения в горку с применением стояночного тормоза (ручника). Чтобы тронуться в горку при помощи ручника, выжмите сцепление и включите первую скорость. Плавно отпускайте сцепление, пока не почувствуете, что сцепление начало схватываться (передняя часть автомобиля начнет слегка приподниматься), затем опустите ручник и плавно нажмите на газ.
Как тормозить двигателем на механике?
Чтобы во время движения снизить скорость, нужно:
- отпустить педаль газа
- нажать тормоз до снижения оборотов двигателя до показателей холостого хода
- выжать сцепление
- переключить коробку на пониженную ступень
Если изначальная скорость была высокой, то передачи следует переключать поочередно, пока не дойдете до первой передачи.
Если скорость была небольшой, чтобы полностью остановить автомобиль на механике, достаточно выжать сцепление, включить нейтральную передачу и произвести остановку транспортного средства дальнейшим нажатием тормоза.
Важный момент: При торможении обороты двигателя не должны опускаться ниже показателей для холостого хода, иначе автомобиль начнет вибрировать и заглохнет.
Сделать быструю остановку можно на любой передаче, переведя коробку в нейтраль и нажав тормоз. Однако в этом случае контроль над управлением ослабевает.
Новичок должен запомнить с первых уроков одно важное правило: торможение на механике — это движение на передачах до полной остановки. Движение накатом необходимо полностью исключить из повседневной езды, поскольку оно небезопасно, ведь если у вас неактивна педаль газа, то теряется возможность тормозить двигателем или ускоряться в случае необходимости.
Как правильно заводить авто с ГБО
Газомоторное топливо отличается от бензина по целому ряду параметров, поэтому запуск автомобилей с ГБО имеет свои нюансы. Сразу переключиться на газ и начать движение можно только в том случае, если газобаллонное оборудование относится к пятому поколению и выше. В таких системах пуска пропан-бутан подается в двигатель в жидком виде. Если в машине установлена более простая версия ГБО, то заводить мотор придется на традиционном топливе, и только после прогрева можно переключаться на газ.
Современное ГБО оснащено электронным блоком управления, который сам отвечает за выбор топлива. Водителю остается лишь включить стартер.
Как завести механику «с толчка»
Возможность завести двигатель «с толчка» — одно из преимуществ легковых автомобилей на механике. Если неожиданно разрядился аккумулятор или вышел из строя стартер, завести машину можно вращением коленвала. При вращении колес коленчатый вал двигателя раскручивается без помощи стартера, и при достижении определенного количества оборотов происходит воспламенение топливной смеси и запуск двигателя.
Чтобы завести механику «с толчка», нужно:
- Выжать сцепление
- Включить вторую передачу
- Повернуть ключ в замке зажигания
- Разогнать авто до скорости более 10 км/ч
- Резко отпустить сцепление и одномоментно нажать педаль газа
Двигатель заведется, пусть и с рывком, но после этого машина начнет полноценное движение.
Как долго нужно прогревать авто на МКПП
Современные автомобили оборудованы системой электронного впрыска топлива, которая регулирует подачу топливно-воздушной смеси в автоматическом режиме. Это позволяет двигателю быстро развивать устойчивые обороты. В инструкциях некоторых автопроизводителей даже есть рекомендации, согласно которым начинать движение можно сразу после запуска двигателя зимой. Однако речь в большинстве случаев идет о европейских зимах, когда температура редко опускается ниже +5°С.
В условиях холодной русской зимы специалисты все же рекомендуют прогревать двигатель в течение 2-5 минут. При средней температуре -10°С двигателю достаточно трех минут прогрева для выхода на нормальный рабочий режим. Если за окном -20°С и более, прогревать авто следует не менее 5 минут.
Как тормозить коробкой и ручником
Умение тормозить двигателем — жизненно необходимый навык водителя авто на механике. Особенно важно уметь это делать, когда на дороге гололед.
Принцип торможения коробкой заключается в ступенчатом понижении передач при достижении оборотов, приближенных к значениям холостого хода. Торможение двигателем на льду является наиболее безопасным способом, поскольку при нажатии на педаль тормоза возникает риск блокировки колес, что приводит к потере контроля над управлением на ледяной поверхности.
Что касается стояночного тормоза (ручника), то он предназначен для удерживания авто в неподвижном состоянии. Торможение ручником на высокой скорости приводит к заносу и потере управления. Прибегнуть к торможению ручником можно лишь в экстренном случае и при небольшой скорости движения.
Как начать движение на машине (трогаясь с места на механике)
В данной статье описан пошаговый порядок действий, необходимых, чтобы начать движение на автомобиле с ручной коробкой передач. По сути трогание с места на механике является основой управления автомобилем в принципе, овладеть которой необходимо любому начинающему водителю. Технически трогаться на автомате куда проще, поскольку не нужно работать педалью сцепления, но в любом случае помимо того, чтобы просто завести машину и поехать, правильными считаются еще и такие предварительные действия, как: пристегнуть ремень безопасности, отрегулировать сиденье под свою комплекцию и рост, настроить под себя зеркала заднего вида, а уже перед тем, как тронуться с места, следует убедиться в отсутствии автомобилей, движущихся в попутном направлении и включить указатель поворота.
Итак, чтобы начать движение на механике и при этом случайно не заглохнуть, пошагово выполняем следующие действия:
1) Перед тем, как завести двигатель, переводим КПП на нейтральную передачу. Если необходимо сразу поехать без прогрева двигателя, то на нейтралку коробку можно и не ставить, но в таком случае в момент запуска мотора необходимо удерживать педаль сцепления, что также как и нейтраль разъединяет двигатель и трансмиссию.
2) Запускаем двигатель, при необходимости даем ему прогреться, включаем первую передачу и, удерживая сцепление, начинаем пригазовывать, доводя обороты двигателя примерно до отметки в 2000 об/мин, затем при нажатой педали газа плавно отпускаем сцепление. Если автомобиль стоял на ручном стояночном тормозе, отпускаем ручник в момент, когда начинаем отпускать сцепление.
3) После того, как автомобиль начинает движение, полностью отпускаем педаль сцепления и регулируем скорость автомобиля только педалью газа.
Очень часто новички при трогании слишком резко отпускают педаль сцепления и при этом не успевают в достаточной степени выжать педаль газа, в результате чего машина вместо того, чтобы поехать, попросту глохнет. Учитесь отпускать сцепление плавно, именно от этой педали зависит плавность трогания; одновременная резкая работа с педалями газа и сцепления используется для быстрого старта с места (иногда даже с пробуксовкой), но такая манера начинать движение увеличивает риск спровоцировать аварийную ситуацию.
На современных автомобилях с механикой можно тронуться и без газа, плавно выжимая сцепление, умная электроника просто не даст двигателю заглохнуть, и автомобиль начнет медленно «ползти» без нажатой педали акселератора.
При трогании в горку на механике порядок действий тот же, что и описан выше, только перед тем, как непосредственно тронуться, автомобиль должен в обязательном порядке стоять на ручнике, дабы не скатываться назад на подъеме под воздействием собственного веса. То есть, просто отпускаем ручник при отпускании сцепления и чуть сильнее, чем обычно, давим на педаль газа.
При кратковременной остановке в горку, также как например и у светофора, ручник можно не задействовать, в таком случае нужно удерживать педаль тормоза, находясь на первой передаче с выжатым сцеплением, а чтобы тронуться, переставляем правую ногу с тормоза на газ и в этот же момент начинаем левой ногой отпускать сцепление.
Чтобы остановиться, выжимаем сцепление, убираем ногу с педали газа и нажимаем на тормоз. После того, как автомобиль полностью остановился, и дальнейшего движения не планируется, глушим двигатель, переводим ручку переключения передач на первую скорость и отпускаем сцепление. Для большей безопасности, например в целях предотвращения скатывания автомобиля с наклонной поверхности, следует поставить машину на стояночный тормоз (ручник), в таком случае ручку КПП можно установить на нейтраль.
Ниже на видео представлен подробный урок от издания autonakat. ru, описывающий все действия, необходимые для начала движения на автомобиле, оснащенном механической коробкой передач.
Механика и техника спринта
Ниже приводится эксклюзивный отрывок из книги NSCA’s Guide to Program Design , опубликованной Human Kinetics. Весь текст и изображения предоставлены Human Kinetics.
Обучение технике бега на короткие дистанции можно разделить на пять областей: старт, ускорение, фаза движения, фаза восстановления и замедление.
Спортсмены стартуют из различных положений, включая неподвижное или движущееся. Спортсмены в таких видах спорта, как бейсбол и софтбол, обычно начинают все скоростные движения в двухточечной стойке из стационарного положения, в то время как спортсмены в других видах спорта (например, в хоккее на траве, футболе, баскетболе и лакроссе) также могут начинать движения в двухточечной стойке. точечной стойки, а от активного движения (бег трусцой, шарканье или бег назад). Американский футбол предлагает различные стартовые позиции, в том числе стационарную трех- или четырехточечную стойку для линейных и крайних защитников, двухточечную стационарную стойку для квотербеков, принимающих и бегущих защитников, стационарную или подвижную двухточечную стойку для полузащитников и защитные спины и подвижная или стационарная двухточечная стойка для игроков специальных команд.
При начале скоростного движения из двухточечной стойки спортсмен должен находиться в удобном положении, ноги на ширине плеч или чуть уже, вес тела равномерно распределен на обе стопы, руки согнуты под углом 90°, с рукой на стороне ведущей ноги рядом с ягодицей, а другой рукой на стороне лица. Центр тяжести спортсмена должен находиться над передней ногой, при этом передняя нога должна быть согнута почти на 90°. Перед началом движения примерно от двух третей до трех четвертей веса тела следует перенести на ведущую ногу. Старт должен происходить с приложением силы обеими ногами к земле и резким движением вперед. Задняя ступня должна первой оторваться от земли быстрым махом вперед, а задняя рука должна двигаться вперед (10, 16, 29).).
Старт из трех- или четырехточечной стойки должен происходить в удобном положении спортсмена. Вес тела должен быть равномерно распределен между руками, ногами и коленями, руки должны быть выровнены на ширине плеч, а голова и спина должны быть выровнены. Перед началом старта спортсмен должен выровнять центр тяжести над ведущей ногой, согнуть переднюю ногу почти до угла 90°, а заднюю ногу почти до 125°, раздвинуть бедра на ширине плеч или немного шире и выпрямите обе руки и расположите их немного перед кистями. Старт происходит взрывным толчком обеих ног, при этом задняя нога движется первой с махом вперед. При этом альтернативная рука должна активно двигаться (10, 16, 29).
Старт с движения происходит при движении спортсмена легким шагом или бегом трусцой с легким наклоном вперед. Во время старта спортсмен должен приложить усилие к земле обеими ногами и вырваться вперед, при этом задняя ступня оторвется от земли первой с быстрым махом вперед, а задняя рука выдвинется вперед (10, 16, 29).
Во время фазы ускорения тело постепенно выпрямляется, а шаги удлиняются. Когда подушечка стопы соприкасается со спортивной поверхностью, стопа должна находиться в тыльно-согнутом положении. Спортсмен должен смотреть вниз и ограничивать сгибание туловища в пояснице. Ускорение отличается от максимальной скорости (фаза движения и восстановления) следующим образом: длина шага увеличивается в течение периода ускорения, и нагружается передняя механика (например, движение ног перед телом) (6, 10, 23). , 29).
Фаза движения каждого шага начинается, когда подушечка ведущей стопы создает силовой контакт с поверхностью, и заканчивается, когда стопа отрывается от поверхности. Центр тяжести спортсмена должен находиться немного позади ведущей ноги в начальной точке контакта. Силовой контакт подушечки стопы, согнутой в тыльном направлении, ослабляется разгибанием бедра, колена и лодыжки. Короткий период контакта с поверхностью должен продолжаться до тех пор, пока центр тяжести спортсмена не пройдет над ведущей ногой и перед ней. Когда подушечка ведущей ноги отрывается от земли, фаза рывка завершается (6, 10, 23).
Фаза восстановления каждого шага начинается, когда подушечка ведущей стопы отрывается от земли, и продолжается до тех пор, пока стопа не вернется обратно на землю. Удерживая стопу в тыльном сгибании, спортсмен должен согнуть колено и быстро подтянуть пятку к бедру. Это позволяет быстрее махнуть восстановительной ногой благодаря механическому преимуществу, поскольку нога находится ближе к оси вращения бедра. Как только пятка достигает максимальной высоты, спортсмен должен толкнуть ее вперед с намерением пройти согнутой в тыльном направлении ступней выше противоположного колена. Когда он или она начинает выпрямлять ногу, готовясь к контакту с землей, спортсмен должен сосредоточиться, удерживая стопу в положении тыльного сгибания и выходя на поверхность с мощным разгибанием бедра и колена (6, 10, 23, 27).
При прохождении фазы драйва и восстановления спортсмены должны учитывать следующие факторы. Голова должна находиться в нормальном положении относительно туловища, а туловище и плечи должны оставаться неподвижными, чтобы избежать вращения. Угол наклона туловища должен оставаться между 80° и 85°, а мышцы головы, шеи, плеч и верхних конечностей должны оставаться расслабленными. Махи рукой должны начинаться с того, что ведущая рука согнута на 70° (противоположно ведомой ноге), рука должна находиться у щеки с этой стороны, и заканчиваться задней рукой, согнутой на 130° (противоположно ведущей ноге) и расположенной немного дальше бедро с той стороны (6, 23). При правильном положении спринтер будет демонстрировать вертикальное туловище, ровную голову и максимальную высоту бедер во время бега с максимальным усилием.
Успешное торможение и остановка в спорте позволяет спортсменам переключаться между ускорением и максимальной скоростью для изменения направления в зависимости от того, что диктует действие. Ключом к замедлению и изменению направления без полной остановки является сгибание лодыжек, бедер и коленей, когда каждая ступня касается земли. Это увеличивает время, в течение которого сила может быть поглощена и распределена по всему телу, что позволяет спортсменам снизить скорость и изменить направление движения или остановиться (10).
Этот текст, разработанный Национальной ассоциацией силовой и физической подготовки (NSCA), предлагает специалистам по силовой и физической подготовке научную основу для разработки тренировочных программ для конкретных спортсменов в определенное время года. Книга доступна в книжных магазинах по всему миру, а также в Интернете по телефону Магазин NSCA .
Основы тайцзи-цюань: процесс обучения механике тела
Тайцзи-цюань — действительно сложное искусство . Процесс обучения начинается с разделения и изучения различных типов механики тела, а затем складывается воедино. Этот текст прямо здесь имеет дело в основном с тайцзи с точки зрения Ян и Ву. Но тем не менее, даже если этапы обучения могут различаться, общие идеи должны оставаться одинаковыми во всех традиционных школах тайцзи. Хотя я хотел бы отметить, что я могу говорить только о традиционных школах, так как большая часть обучения и теории была очень упрощена в наше время, особенно в отношении того, как сегодня преподается стиль Ян и короткие, упрощенные версии тайцзи.
Если вы посмотрите на 10 шагов ниже, вы увидите, что даже если я суммировал прогресс в десять шагов, это все равно довольно много. В моей структуре ниже я рассмотрел только механику физического тела. Но все же важно хотя бы бегло подойти к Уму, потому что процесс обучения с координацией ума и тем, как углублять практику, — дело гораздо более сложное.
Разум над Материей (Тело)
В повседневной жизни все люди двигаются конечностями и особенно руками. Они больше знают о своих головах и руках, чем о чем-либо еще. Они держат точку равновесия высоко, и многие люди напрягают дыхание. Прогресс в изучении механики тайцзи очень сильно связан с нашим собственным осознанием, осознанием нашего тела и нашим осознанием себя как ума и тела во времени и пространстве. Мы стремимся осознавать свое тело и самих себя, сосредотачиваясь на тех частях тела, которые мы обычно хотя бы осознаем. Можно было бы подумать, что движение и использование нашего тела как единого целого, снизу и из центра, вверх и наружу через конечности, может быть полностью физическим развитием. Но на самом деле ничто не может быть дальше от истины. Способ разделения ума и тела здесь, на Западе, не работает, если вы хотите достичь того, чего можно достичь. И этому есть вполне научная и логичная причина. Речь идет о нашей нервной системе и наших сенсорах в теле, где и как мы на самом деле осознаем свое тело с физиологической точки зрения. Это определяет, как мы воспринимаем себя и как мы используем свое тело. (См. Корковый гомункул для объяснения). Вот почему необходимо понимать, что, поскольку механика тела в Тайцзи имеет дело с движением всего тела, понимание и использование тела в целом, процесс изучения механики тела имеет первостепенное значение для того, насколько хорошо. вы понимаете себя и то, как вы справляетесь со своим собственным телом. Этот процесс не только технический, но и процесс углубления осознания собственного тела, ваших знаний о себе.
Процесс обучения механике тела через десять шагов
Когда вы начинаете изучать Тайцзи, вы начинаете учиться как человек, который привык в основном думать о своей голове и руках. Для некоторых людей процесс начала изучения тайцзицюань может быть болезненным. Вы будете болезненно осознавать все свои ошибки и недостатки, насколько плох ваш баланс, насколько плоха ваша координация и как трудно согласовывать тело с осознанием самыми простыми способами. Теперь вы начнете использовать свою нервную систему не так, как привыкли в движениях повседневной жизни. Со временем вы углубите свои знания о себе. Это будет долгое путешествие с множеством наград впереди.
- Баланс и центральная ось.
- Понимание стоп и ног
- Использование куа
- Понимание нижнего даньтяня
- Согласование гуа, даньтяня и талии
- Открытие и закрытие нижних ребер
- Открывающая и закрывающая лопатка
- Координация нижних ребер, позвоночника и лопатки
- Координация нижней и верхней частей тела и всего вместе
- Все движется самопроизвольно, без фокусировки на какой-либо части, начинающей/инициирующей движение
Итак, давайте объясним эти шаги подробнее:
Этапы 1 и 2 – Баланс и центральная линия
- Баланс и центральная ось.
- Понимание стоп и ног
Во-первых, вам нужно научиться разделять полный и пустой вес, перемещая вес и переходя из позы в позу. Вы делаете это, держа свое тело прямо, пока знакомитесь с использованием поворота вокруг центральной оси. Вы научитесь использовать свой центр и равновесие.
Теперь, после изучения основ, вам нужно научиться лучше понимать свои ступни и ноги, не только как переносить вес, но и перемещать свое тело с помощью ступней и ног. Вам нужно стараться быть как можно более пассивным с руками, позволяя телу толкать руки и втягивать их внутрь.
Эти первые два шага, самое начало правильного изучения тайцзицюань, происходят в основном при изучении формы. Процесс изучения полной формы может занять один или два года обучения. Если вы изучаете длинную традиционную форму, вам, вероятно, придется сначала выучить ее, прежде чем вы сможете углубить свой метод тела.
Этапы с 3 по 5 – Строительство фундамента
- Использование куа
- Понимание нижнего даньтяня
- Согласование гуа, даньтяня и талии
Выше я сказал, что вы «научитесь использовать свой центр и равновесие». Но вы, вероятно, еще не совсем там, чтобы быть в состоянии двигаться полностью сосредоточенно и уравновешенно. Большинство людей в начале года или около того своей практики тайцзи иногда чувствуют себя некомфортно и неустойчиво, даже трясутся. Это потому, что вы начали учиться расслаблять ноги, но вам нужно развить определенную силу ног перед стабилизацией. Один из ключей к тому, чтобы научиться стабилизировать свою осанку, развивая свои «корни», — это использовать гуа. Эту концепцию иногда путают с кончиками бедер, но на самом деле куа находится на внутренней стороне. Это тазобедренный сустав и окружающие его мышцы. В основном, когда мы контролируем открытие и закрытие гуа, мы используем мышцы внутренней стороны бедер, мышцы, расположенные ближе к паху. Продолжая твердо стоять ногами на земле, вам нужно научиться начинать движение с куа.
Это понимание также поможет вашему здоровью коленей. Многие люди, даже те, кто долго учился, держат осознавание в основном в своих ногах и двигаются оттуда. Но если вы хотите избежать проблем с коленями, вам нужно научиться поднимать ноги и ставить их на бедра. Выравнивание колена и остальной части ноги должно естественно следовать линии бедра.
При вращении, смещении, подъеме и размещении путем открытия и закрытия куа с каждой стороны вам необходимо контролировать линию и направление верхней части тела с помощью даньтяня и талии. Когда вы научитесь контролировать всю область, даньтянь, талия и гуа будут двигаться и использоваться как единое целое. С физиологической точки зрения в куа есть сильные мышцы, которые через фасцию соединяют эту область непосредственно с брюшной полостью и солнечным сплетением. Различные слои соединительной ткани связывают гуа напрямую с нижним и средним даньтянем китайской теории. Я упоминаю об этом только потому, что это могло бы сделать координацию куа более логичной и разумной. Это также могло бы стать более ясным, что координация должна быть не о трех разных областях, движущихся независимо, но скоординированных вместе, а вместо этого действительно двигающихся вместе как единое целое, плотном типе координации всей области вместе, поскольку между ними не было швов. Тем не менее, маленькая точка внутри живота, внутренний или истинный даньтянь, все же должна рассматриваться как абсолютный центр всей этой структуры. Благодаря расслаблению тела, ума и дыхания эту небольшую область все еще можно ощущать как отдельное пятно.
Этапы с 6 по 8 – оживление и координация верхней части тела
- Открытие и закрытие нижних ребер
- Открывающая и закрывающая лопатка
- Координация нижних ребер, позвоночника и лопатки
Прежде чем изучать какую-либо механику верхней части тела, вы, вероятно, уже знаете одну или две формы, множество других индивидуальных одиночных упражнений и уже несколько раз практиковали толкающие руки. Вы, вероятно, уже практиковались около трех или пяти лет, прежде чем зайти так далеко. Наверное, пять лет вместо трех. И именно на стадии 5 большинство людей останавливают свой прогресс в обучении. А понимание гуа, талии и координация их непосредственно с конечностями — это то, что большинство людей определило бы как «движение 6 гармонии» или просто как хорошее движение тайцзи. Но есть еще кое-что. Многие недостаточно долго остаются с одним и тем же учителем, традицией или линией преемственности, и большинство учителей этого не делают.
Нижние ребра важно практиковать отдельно и обращать на них особое внимание, так как основание этой области непосредственно соединяется с нижним даньтянем через спину. Эта область в нижней части спины напоминает место в старой нэйданской традиции, которое считается нижними воротами, а это означает, что вам нужна особая практика, чтобы открыть эти ворота, чтобы обеспечить большую циркуляцию ци, чтобы она могла вытекать через конечности. У многих учителей есть упражнения, чтобы открыть переднюю и заднюю части куа, это один из ключей. Другой ключ — научиться координировать движения через нижние ребра. Вам не нужно верить в ци, но это важный этап, если вы хотите понять полное движение позвоночника и координацию, чему, конечно же, не учат большинство школ Тайцзи. Вы научитесь открывать и закрывать каждую из сторон нижней части спины нижними ребрами, координируя их вместе с движением рук. Когда руки поднимаются, они открываются, когда руки опускаются, они закрываются. Для позы «кисть колена», когда одна сторона открывается, другая закрывается.
Лопатка — самая проблемная зона. Очень немногие учат этому на осмысленном уровне. И большинство людей, которые начинают сознательно практиковать этот вид движения, становятся скованными и чувствуют себя некомфортно. Требуется некоторое время практики, чтобы чувствовать себя комфортно с такой координацией. Сначала вам нужно понять, как не поднимать плечи, чтобы двигать лопатки, а вместо этого активировать мышцы между лопатками близко к позвоночнику и двигаться оттуда. Эта практика напрямую связана с третьими, верхними вратами в теории Нейдан. Опять же, вам не нужно верить в ци, чтобы практиковать это. Тип движения и использования тела, достигаемый благодаря этой практике, имеет большие практические преимущества. Также для здоровья в пожилом возрасте крайне важно сохранение плавности движений и гибкости верхней части спины.
После некоторого времени специально разработанных упражнений, а затем внедрения этого типа действий в ваш общий тайцзицюань, вы должны были изучить его достаточно хорошо, чтобы координировать его с нижними ребрами. Когда вы чрезмерно акцентируете всю эту координацию спины, вы сначала будете делать грубые движения всем своим позвоночником. Одним из примеров этого может быть подъем всего туловища от нижних ребер, а затем округление спины лопатками. Когда вы можете координировать движения от нижнего даньтяня через нижние ребра и одновременно двигать лопатками, вы достигли очень сложного способа движения и координации своего тела. Но теперь вам нужно собрать все воедино в более глубоком смысле. Во-первых, когда вы достигнете этапов с 6 по 8, вы действительно поймете концепцию «открытия и закрытия». Все ваше тело будет работать как насос.
Стадии 9 и 10 – Достижение естественных спонтанных движений
- Координация нижней и верхней части тела и всего вместе
- Все движется спонтанно, без фокусировки на какой-либо конкретной части тела
Первая проблема, когда речь заходит о координации всего тела с нижней и верхней частью тела вместе, касается вашей базы. Вы достаточно уравновешены? Большинство людей, прошедших этапы с 6 по 8, могут стать тяжелыми, неуравновешенными, чувствовать себя некомфортно. Иногда изучение более продвинутых методов работы с телом может казаться ученику повторным началом с нуля и изучением совершенно нового способа движения тела. Итак, теперь вам нужно научиться собирать все воедино. Когда вы выучите все части по отдельности и попытаетесь соединить их вместе, вы иногда будете перебарщивать с движениями, делать их больше, чтобы чувствовать их и лучше понимать координацию между различными частями. Но позже, когда все будет на своих местах, нужно сделать согласование меньше, компактнее. Все, все части тела должны двигаться и останавливаться одновременно. Нога будет напрямую координироваться с рукой одним движением. Рука и нога начинают и останавливаются одновременно. Поскольку координации будет меньше, вам нужно будет научиться скрывать механику тела. В конце концов, все тело будет двигаться вместе, скоординировано. Вы научитесь спонтанно сохранять свой центр и координировать все, просто двигаясь. Вам не нужно думать о каком-либо правиле или использовать какую-то определенную часть тела, чтобы вести или инициировать движение. Все будет двигаться вместе, и координация сохраняется спонтанно. Все ваше тело будет двигаться с ощущением свободы, а не как связанное каким-либо правилом.
Различия школ и дисциплин
В школах могут быть различия в порядке обучения. Вы можете узнать о координации ребер и лопатки до того, как углубите свой корень и поймете движение от центра. Могут быть различия в координации, что перемещать и как. Или что не двигаться, почему и когда. Но описанный выше процесс в соответствии с десятью вышеприведенными стадиями по-прежнему является тем, как ваше тело должно учиться. Перед тем, как правильно скоординировать верхнюю часть с нижней частью тела, необходимо создать прочную основу. Слишком раннее изучение более продвинутой координации верхней части тела может привести к разбалансировке движений, скованности и другим ошибкам. Неплохо понимать процесс и тестировать вещи тут и там. Но помните, что ваша основа, ваша база, корень и центр имеют первостепенное значение для всего остального, чему вы учитесь.
И, наконец, главное оставаться за дверью.
Большинству людей действительно нужен хороший учитель и оставаться с одним и тем же учителем или, по крайней мере, в той же линии преемственности в течение достаточно долгого времени, чтобы получить необходимое руководство. Отличие так называемых внутренних студентов от других заключается не в секретах. Настоящих секретов нет. Но есть методы, которые имеют смысл учить только студентов с хорошей базой. В противном случае обучение определенным вещам будет не более чем пустой тратой времени, как учителя, так и вашего. Вы должны быть в состоянии оставаться «внутри двери» в течение длительного времени, быть студентом достаточно долго, чтобы сначала создать хороший фундамент. Если вы не можете сначала использовать свое тело определенным образом, многие виды техник и методов просто не будут изучены должным образом.