Как настроить усилитель (Gain, LPF, HPF) ⋆ Doctor BASS
Содержание:
Показать
- Основы
- Фильтры HPF / LPF (ФВЧ / ФНЧ)
- Gain \ Level
- Subsonic
- Bassboost
- X-over
- Регулятор фазы (Phase)
- Master/Slave
- Видео
Настройка усилителя | основы
Настройка усилителя для сабвуфера и остальной аудиосистемы может поставить новичка в тупик. Утонченная настройка — дело не простое и требует большого опыта или помощи профессионала.
На этой странице мы разберем основные, базовые настройки — чтобы у вас ничего не сгорело, сабвуфер не пытался отыгрывать скрипку и все было на своих местах.
HPF / LPF (ФВЧ / ФНЧ)
Hight pass filter (HPF), он же фильтр высоких частот (ФВЧ) — отфильтровывает (отсекает) низкие частоты, оставляя высокие.
При настройке сабвуферного усилителя установите регулятор примерно на 20 Hz, чтобы отсечь инфразвук и не тратить энергию, так как вы все равно его не услышите. Для среднечастотных динамиков HPF выставляется в районе 80 Hz, чтобы убрать диапазон низких частот, для которого динамик не предназначен и не сможет его отыграть. Если у вас выделены отдельные каналы или даже отдельный усилитель для твиттеров (пищалок) — HPF выставляется в районе 3000 — 5000 Hz в зависимости от модели, что бы не спалить их.
Все приведенные цифры являются примерными, для получения более точных и безопасных значений изучите характеристики ваших динамиков!
HPF и LPF (полезная статья —(АЧХ) Амплитудно-частотная характеристика)Low pass filter (LPF), он же фильтр низких частот (ФНЧ) — противоположен HPF и срезает верхние частоты, оставляя нижние.
Для сабвуферов устанавливается в районе 50-80 Hz в зависимости от типа оформления (ЗЯ, ФИ, и т.п.), чтобы отсечь частоты, для которых сабвуфер не предназначен. Аналогично и со среднечастотниками, для них режьте в районе 1400-1600 Hz.
Если есть возможность, то можно ограничить твиттеры на 20 000 Hz, но это не обязательно.
Gain \ Level
Gain (чувствительность) часто путают с громкостью, но это не совсем правильно.
Gain (гейн) — это регулировка входной чувствительности усилителя для согласования с магнитолой. Но не будем забираться в дебри и рассмотрим эту настройку с точки зрения полезной для пользователя.
Иногда значение Вольт (V) указанное на регуляторе может ввести в заблуждение. Дело в том, что чувствительность измеряется в Вольтах. Чем меньше V — тем выше чувствительность — тем громче будет играть динамик и наоборот.
Для начала будет полезно посмотреть понятое видео про то, как работает гейн на усилителе:
Настройка гейна на слух (1 способ)
Имея хорошее сабовое звено, не пользуйтесь эквалайзером и различными басовыми улучшайзерами, забудьте про bassboost на усилителе — поэтому перед настройкой гейна проверьте чтобы все это было отключено!
Установите регулятор на минимум и включите музыку, которую вы обычно слушаете. Прибавляйте громкость магнитолы на 3/4 от максимума, услышав искажения в звучании саба раньше — остановитесь и убавьте громкость на пару делений. Переходите к усилителю. Попросите помощника медленно прибавлять регулятор гейна до появления новых искажений, а услышав их, остановите вращение и убавьте на 10 %.
Настройка гейна на слух (2 способ)
Если вы не доверяете своему слуху и боитесь во время не услышать изменения, тогда воспользуйтесь более точным способом — с помощью синусов.
Если вы настраиваете сабвуфер, то используйте 40 Гц, в случае если ваш корпус настроен выше 40 Гц или у вас закрытый ящик, тогда берите 50 Гц, (скачать синусы в разделе Загрузки). Для настройки гейна для усилителя мидбаса возьмите 315 Гц.
Синус или тон (в нашем случае) — тоновый сигнал определенной частоты, изменения в звучании которого вы легко услышите
Установите гейн на минимум, включите ваш синус и прибавляйте громкость магнитолы. При изменении звучания тонового сигнала остановитесь и убавьте на пару делений (выставьте ограничение максимальной громкости на это значение, если в вашей магнитоле есть такая функция). Переходите к усилителю. Аналогично первому способу прибавляйте гейн. При изменении звучания остановитесь и убавьте на 10%.
Настройка гейна с помощью мультиметра или осциллографа
Настройка уровня гейна с помощью приборов является грамотным и точным согласованием. При этом не напрягается ни динамик ни ваши уши. Подробно о такой настройке показано в видео на нашем Ютуб канале:
Обратите внимание, что при настройке с помощью мультиметра вы должны быть уверены в мощности, заявленной производителем усилителя.
Subsonic
Subsonic — это тот же фильтр высоких частот (HPF) на сабовых усилителях (часто на моноблоках) — отрезает инфразвук. Устанавливайте его по умолчанию примерно на 20-25 Hz. При углубленной настройке, сабсоник выставляется для предотвращения чрезмерного хода диффузора. Поочередно включаются синусы ниже частоты настройки корпуса сабвуфера и по наблюдению за величиной хода диффузора выбирается нужное значение.
Bassboost
Bassboost — повышает громкость на определенной частоте, как правило это 40-45 Hz. При использовании басбуста шанс спалить сабвуфер резко повышается, так как клипп наступает значительно раньше. В большинстве случаев bassboost не нужен и если вы новичек, то просто примите правило «Басбуст не трогать!»
Опытными людьми он может использоваться для увеличения полки АЧХ, чтобы вытянуть провалы в определенных частотах, но это уже глубокие настройки и эффект не всегда оправдает риск.
X-over
X-over — переключатель фильтров. Присутствует в случае, когда у усилителя не предусмотрена регулировка для каждого фильтра в отдельности. HPF — режет снизу, LPF — режет сверху, Full / Flat — фильтры отключены.
Регулятор фазы (Phase)
Регулятор фазы — является частью углубленной настройки — меняет фазу динамика. Бывает фиксированный переключатель 0 / 180° и регулятор 0° — 180°. Читайте отдельную тему: Фаза сабвуфера — правильная настройка.
Master/Slave
Этот переключатель используется при мостовом подключения моноблоков. Master устанавливается на усилителе, к которому подходят RCA («тюльпаны») от магнитолы, Slave ставится на подсоединяемом моноблоке.
Видео
Читать еще:
- (АЧХ) Амплитудно-частотная характеристика
- Фаза сабвуфера — правильная настройка
- Полезности для автозвука
Нажмите кнопку, чтобы поделиться материалом:
Как настроить усилитель (Gain, LPF, HPF) ⋆ Doctor BASS
Hight pass filter (HPF), он же фильтр высоких частот (ФВЧ) — отфильтровывает (отсекает) низкие частоты, оставляя высокие.
При настройке сабвуферного усилителя установите регулятор примерно на 20 Hz, чтобы отсечь инфразвук и не тратить энергию, так как вы все равно его не услышите. Для среднечастотных динамиков HPF выставляется в районе 80 Hz, чтобы убрать диапазон низких частот, для которого динамик не предназначен и не сможет его отыграть. Если у вас выделены отдельные каналы или даже отдельный усилитель для твиттеров (пищалок) — HPF выставляется в районе 3000 — 5000 Hz в зависимости от модели, что бы не спалить их.
Все приведенные цифры являются примерными, для получения более точных и безопасных значений изучите характеристики ваших динамиков!
HPF и LPF (полезная статья —(АЧХ) Амплитудно-частотная характеристика)
Low pass filter (LPF), он же фильтр низких частот (ФНЧ) — противоположен HPF и срезает верхние частоты, оставляя нижние.
Для сабвуферов устанавливается в районе 50-80 Hz в зависимости от типа оформления (ЗЯ, ФИ, и т.п.), чтобы отсечь частоты, для которых сабвуфер не предназначен.
Аналогично и со среднечастотниками, для них режьте в районе 1400-1600 Hz.Если есть возможность, то можно ограничить твиттеры на 20 000 Hz, но это не обязательно.
Как правильно настроить усилитель в автомобиле
Выбор уровня чувствительности усилителя
Грубо говоря громкость (хотя это и не совсем так). Выкручивая регулятор от большего числа к меньшему мы её повышаем.
Фильтры
ФНЧ — отфильтровывает Низкие частоты.
ФВЧ — отфильтровывает Высокие частоты.
Скажем, установив регулятор ФНЧ на 50 гц, на динамик будут поступать частоты до 50Гц.
Внимание: на разных усилителях возможны варианты — или это будет селектор с выбором типа фильтров и одним регулятором, или же отдельные регуляторы для ФВЧ и ФНЧ.
В некоторых усилителях возможно включение обоих фильтров, таким образом включив ФНЧ и ФВЧ мы можем получит полосовой фильтр. Например установив ФНЧ на 200 Гц а ФВЧ на 50 Гц, акустика будет воспроизводить сигнал в диапазоне от 50 до 200 Герц соответственно.
У некоторых старых моделей усилителей встречаются фиксированные фильтры. Выбор фильтрации производиться селектором.
Сабсоник
По большей части необходим для сабвуферов (в фазоинверторном оформлении) Но его можно так же использовать и как ФВЧ.
Так же существуют сабсоники с фиксированной частотой фильтрации.
Басс Буст
Позволяет повысить громкость на определённой частоте.
Внимание: частота басс буста как правило фиксированная. Но на некоторых усилителях присутствует дополнительный регулятор позволяющий выбрать необходимую частоту.
Так же существуют басс бусты с фиксированным усилением.
Регулятор фазы
Служит для согласования работы сабвуфера с фронтом. И в целом для его более точной настройки.
Также существуют фиксированные регуляторы фазы.
Крутизна фильтров
Селектор позволяет выбрать крутизну спада фильтров.
Если у вас компонентная или коаксиальная акустика [два динамика спереди и два сзади] 5.25″ ,6. 5″, 6х9″ и других популярных размеров то настройка заключается в следующем:
Как правило, такая акустика не способна воспроизводить сверхнизкие частоты (для этого существует сабвуфер, поэтому выберите ФВЧ на той паре каналов где она подключена. Установите регулятор ФВЧ на 60-80 Гц. Далее выкрутите «Gain» на минимум. И выставите на головном устройстве почти максимальную громкость. Далее выкручивайте Gain до появления искажений.
Будьте аккуратны. Более тонкая настройка заключается в том чтобы найти компромисс между «громкостью» и «басовитостью» динамиков, при этом главным является отсутствие искажений в звучании. С помощью гейна и ФВЧ настройте тот звук, который вам больше нравится, попеременно регулируя усиление и частоту фильтрации.
Для сабвуферов и аналогичных им басовых динамиков всё аналогично, за исключнием того, что здесь мы используем ФНЧ, т. е. цель — не дать сабвуферу воспроизводить более высокие частоты. Обычно при настройке выбирают 50-80Гц. Если у вас ФИ корпус, то желательно воспользоваться сабсоником. Если есть регулятор фазы — не пожалейте времени, покрутите его, послушайте. Возможно, в каком либо положении сабвуфер станет играть громче и быстрее.
Смысл конечной настройки должен быть таков что: каждый динамик должен играть свой диапазон частот.
Если к примеру у вас сабвуфер и фронт, то, как правило, частоту ФВЧ для динамиков и частоту ФНЧ для сабвуфера устанавливают одинаковой. Т. е. скажем сабвуфер играет до 80 Гц, а фронт уже от тех же 80Гц.
Это как правило, но не всегда так. Помните что звук вы выстраиваете для себя.
Настраивайте так, как вам больше понравится.
Level — уровень — устанавливаешь входную чувствительность усилка.
Устанавливаешь 3/4 громкость на ГУ и потихонькуу прибавляешь Level до появления искажений и крутишь немного назат пока искажения не пропадут и так и оставляешь.
BassBoost — подьем басов — если хочется «погуще бас» но я бы не трогал.
HPF — фильтр ВЧ — устанавливает нижнюю границу диапазона ВЧ. Низкие частоты «срезает» — для «пищалок».
X-over — режим работы кроссовера — если усилитель питает сабвуфер — поставь LowPass. если широкополосные динамики то full, если вч твиттеры «пищалки» то HighPass.
LPF — фильтр НЧ — устанавливает верхнюю границу диапазона НЧ. Высокие частоты срезает — для сабвуфера.
Subsonic — фильтр инфранизких частот, то есть частот ниже 20Гц — мы их все равно не услышим и это создает паразитную нагрузку на динамики. Этот фильтр ее устраняет. установи на 20Гц для саба или 50Гц для широкополосных динамиков.
Другие переключатели не свойственны классическому усилителю — установи на LOW.
Источник
Gain \ Level
Gain (чувствительность)часто путают с громкостью, но это не совсем правильно.
Gain (гейн) — это регулировка входной чувствительности усилителя для согласования с магнитолой. Но не будем забираться в дебри и рассмотрим эту настройку с точки зрения полезной для пользователя.
Иногда значение Вольт (V) указанное на регуляторе может ввести в заблуждение. Дело в том, что чувствительность измеряется в Вольтах. Чем меньше V — тем выше чувствительность — тем громче будет играть динамик и наоборот.
Для начала будет полезно посмотреть понятое видео про то, как работает гейн на усилителе:
Настройка гейна на слух (1 способ)
Имея хорошее сабовое звено, не пользуйтесь эквалайзером и различными басовыми улучшайзерами, забудьте про bassboost на усилителе — поэтому перед настройкой гейна проверьте чтобы все это было отключено!
Установите регулятор на минимум и включите музыку, которую вы обычно слушаете. Прибавляйте громкость магнитолы на 3/4 от максимума, услышав искажения в звучании саба раньше — остановитесь и убавьте громкость на пару делений. Переходите к усилителю. Попросите помощника медленно прибавлять регулятор гейна до появления новых искажений, а услышав их, остановите вращение и убавьте на 10 %.
Настройка гейна на слух (2 способ)
Если вы не доверяете своему слуху и боитесь во время не услышать изменения, тогда воспользуйтесь более точным способом — с помощью синусов.
Если вы настраиваете сабвуфер, то используйте 40 Гц, в случае если ваш корпус настроен выше 40 Гц или у вас закрытый ящик, тогда берите 50 Гц, (). Для настройки гейна для усилителя мидбаса возьмите 315 Гц.
Синус или тон (в нашем случае) — тоновый сигнал определенной частоты, изменения в звучании которого вы легко услышите
Установите гейн на минимум, включите ваш синус и прибавляйте громкость магнитолы. При изменении звучания тонового сигнала остановитесь и убавьте на пару делений (выставьте ограничение максимальной громкости на это значение, если в вашей магнитоле есть такая функция). Переходите к усилителю. Аналогично первому способу прибавляйте гейн. При изменении звучания остановитесь и убавьте на 10%.
Настройка гейна с помощью мультиметра или осциллографа
Настройка уровня гейна с помощью приборов является грамотным и точным согласованием. При этом не напрягается ни динамик ни ваши уши. Подробно о такой настройке показано в видео на нашем Ютуб канале:
Обратите внимание, что при настройке с помощью мультиметра вы должны быть уверены в мощности, заявленной производителем усилителя.
Настройка четырехканального усилителя под фронт
В первые став обладателем автомобильного усилителя, можно столкнуться с недопониманием в настройке, возникают вопросы: как настроить усилитель под акустику или сабвуфер, для чего нужны разные переключатели, крутилки, кнопочки и как ими пользоваться? Выхода два, обратится к профессионалам или разобраться самому, что не так уж и сложно.
Рассмотрим несколько вариантов настройки усилителя, под разные нужды. На примере 4х канального усилителя Blaupunkt GTA-475. Методы регулировки усилителей могут отличаться, но смысл у них один. Например, в место плавной регулировки среза крутилкой, могут быть фиксированные, переключателем и др.
На панели регулировки усилителя, линия пронзающая верхние регулировки с надписью FRONT, означает, что данными регулировками настраивают фронтальные каналы (передние), регулировки REAR, настраивают каналы к которым обычно подключают задние колонки (тыл) или сабвуфер.
Настройка усилителя в системе из четырех динамиков, без сабвуфера. В данной системе проще всего произвести настройку, фильтр усилителя отключен, так как динамики воспроизводят весь диапазон частот.
— переключатель CROSSOVER SELEKTOR в положении FLAT (фронт, тыл)
— LEVEL в положение 8V (фронт, тыл)
— BASS BOOST на 0dB (фронт, тыл)
На магнитоле выставляем громкость на 80-90%, что бы был запас по мощности, так как некоторые композиции играют громко, а другие наоборот тихо. Хорошо если эквалайзер магнитолы уже настроен, если нет ставим все по нулям или выбираем из списка предустановленных настроек (POP, ROCK, CLASSIC и тд.) исходя из интересов. Включаем музыку и не спеша поворачиваем LEVEL по часовой стрелке до максимального значения, при котором звук максимально громкий и чистый. При необходимости можно добавить BASS BOOSTа.
Настройка усилителя под сабвуфер и колонки. Предположим к фронтальным каналам подключены колонки, а на тыл сабвуфер.
— FRONT — CROSSOVER SELEKTOR в положение HP, регулятор FI PASS в диапазоне от 60 до 80Hz
— REAR — CROSSOVER SELEKTOR в положение LP, регулятор LOW PASS в диапазоне от 65 до 85Hz
— LEVEL на 0, то есть 8V (Фронт, тыл)
— BASS BOOST на 0dB (Фронт, тыл)
Настраиваем чувствительность регулятором LEVEL как в первом случае регулировки усилителя, с одним но, система должна звучать гармонично, по этому чувствительность (фронт, тыл) подстраиваем друг под друга. BASS BOOST, при необходимости и по вкусу.
Настойка усилителя под поканальное усиление. Обычно поканальное усиление применяется для передних колонок, где по отдельности усиливаются динамики (мидбасы) и пищалки.
— Мидбасы воспроизводят весь диапазон, CROSSOVER SELEKTOR в положении FLAT
— Для пищалок включается HP, регулятор HI PASS в положении 250Hz
При использовании продвинутых головных устройств (магнитол), выше перечисленные способы регулировки усилителя, могут не применятся, так как сама магнитола, способна фильтровать частоты и регулировать BASS BOOST, остается только настроить LEVEL на усилителе.
Источник
Bassboost
Bassboost — повышает громкость на определенной частоте, как правило это 40-45 Hz. При использовании басбуста шанс спалить сабвуфер резко повышается, так как клипп наступает значительно раньше. В большинстве случаев bassboost не нужен и если вы новичек, то просто примите правило «Басбуст не трогать!»
Опытными людьми он может использоваться для увеличения полки АЧХ, чтобы вытянуть провалы в определенных частотах, но это уже глубокие настройки и эффект не всегда оправдает риск.
Настройка автоусилителя и подключение аудиосистемы
Настройка автоусилителя — именно грамотная настройка усилителя гарантирует вам качественную его работу. Однако если у вас нет определенных знаний, то произвести настройку прибора будет довольно сложно. Но если вы обладаете хотя бы небольшим опытом в работе с музыкальной аппаратурой в автомобиле, то тогда вам возможно помогут следующие советы.
Иногда наступают такие моменты, когда вам необходимо повысить качество звучания установленной в машине аудиосистемы или вы приобрели новый усилитель. Теперь нужно понять как грамотно подключить его к головному устройству и акустике и конечно правильно настроить, чтобы получить качественное звучание.
Предварительная настройка автоусилителя перед первоначальным включением
Для удобства выполнения первоначальной настройки усилителя ее можно сделать до того как он будет размещен в автомобиле при этом зная конструкцию и назначения имеющихся электронных элементов аудиосистемы:
1. ручка регулятора входного сигнала GAIN устанавливается на минимум;
2. низкочастотный фильтр LP служащий для работы в сабвуферном тракте необходимо включить заранее на 80 Гц, а фильтр средних частот установить на 20-30 Гц, это в случае применения сабвуфера выполненного в корпусе с фазоинвертором;
3. высокочастотный фильтр HP, предназначенный для динамиков установленных в дверях либо на задней полке, нужно предварительно установить в позицию FULL, а в случае подключения аппарата к динамикам размером 3-4 дюйма установленными в торпедо, то тога необходимо включение фильтра низких частот (High Pass Filter) на 120 Гц;
4. В случае применения режима по канального включения акустики, высокочастотный фильтр НР для «пищалок» и LP для излучателей среднего баса нужно предварительно установить на 4 кГц;
5. положение переключателя режимов HiLow Level должно быть сопоставимо с вариантом подключения. В случае если усилитель будет получать звуковой сигнал с проводов акустики, тогда ручка регулятора должна быть в позиции Hi Level. В позицию Low Level регулятор устанавливается, когда сигнал поступает с линейных выходов автомагнитолы;
6. в период предварительной настройки устройства, усиление низких частот (Bass Boost), а также эквалайзер необходимо выключить;
В основном на всех конструкциях усилителей, органы управления на панели находятся в несколько «утопленном» положении, дабы исключить возможность случайного изменения установленных параметров, а есть модели у которых панель управления закрыта предохранительной крышкой, которая легко снимается при необходимости.
Первоначальное включение автоусилителя
После того как включили аппарат, сразу же нужно смотреть на индикаторы отображающие состояние усилителя, если светится зеленый светодиод, значит схема вошла в рабочее состояние, следовательно, все собрано правильно и без ошибок. В случае, когда в момент подачи сетевого напряжения начинает светиться красный светодиод, то явно имеются проблемы. Нужно внимательно проверить правильность подключения проводов к модулям, а также посмотреть на наличие или отсутствие короткого замыкания в схеме. Настройка автоусилителя возможно только тогда, когда устройство нормально работает на холостом ходу без нагрузки.
Одной из первых настроек, которую нужно произвести с самого начала — это установить при помощи регулятора GAIN чувствительность звукового сигнала по входу. Чтобы это сделать, для этого необходимо предварительно отключить эквалайзер и LOUD, то есть функцию прослушивания музыки на малой громкости, а затем на автомагнитоле постепенно увеличиваем громкость до пикового значения, это когда появятся искажения звука типа своеобразных хрипов и шумов. После этого начинаем понемногу возвращать уровень громкости назад до состояния, когда слышимые ухом посторонние искажающие хрипы исчезнут.
Теперь оставив регулятор звука на этом значении громкости, приступаем к установке параметров усилителя с помощью регулятора GAIN либо LEVEL. Здесь проделываем такую же процедуру — вычисляем на слух максимально громкое, но без искажений звучание динамиков расположенных во фронте. То же самое проделываем с уровнем звучания оставшихся каналов и корректируем их под установленное раннее значение громкости фронтальной акустики.
Панель автоусилителя с расположенными на ней органами управления и настройки звука
Настройка в режиме по канального включения акустики сначала осуществляется с установки не искаженного звучания для твиттеров, учитывая то, что они труднее всех переносят пиковые сигналы усилителя.
Необходимость применения фильтра низких частот (HPF) для установленных в дверях 65 дюймовых излучателей или овалах в фронтальной полке, опять же вычисляем по слуху. Исходя из теоретических соображений в акустических системах, в которых задействован сабвуфер нужно давать возможность динамикам работать без низкого баса, без которого они лучше воспроизводят сигналы средней частоты, а также для снижения хода диффузора. Как показывает практика, в иных аудиосистемах звучание на низкой частоте слышится каким то не натуральным с включенным HPF. Вполне возможно, что отключив фильтр басы приобретут свойственную им плотность, естественность и прочее.
Как видно из всего изложенного, методика подключения автоусилителя и его настройка в отличии от обычного усилителя установленного в аудиосистеме, является довольно сложным процессом, требующим определенных навыков и знаний. Однако, если придерживаться данных советов и все выполнять по инструкции приложенной к устройству, то должно все получится.
Источник
Подключаем межблочные провода и управляющий (REM)
Чтобы проложить кабель, необходимо найти линейный выход на магнитоле. Линейный выход можно распознать по характерным «колокольчикам», что расположены на задней панели магнитолы. Количество линейных выходов отличается в разных моделях магнитол. Обычно их от одной до трёх пар. В основном они распределяются следующим образом 1 пара — можно подключить сабвуфер или 2 колонки (подписаны как SWF) Если их 2 пары можно подключить 4 колонки или сабвуфер и 2 колонки (выхода подписаны F и SW), и когда на магнитоле 3 пары линейных проводов можно подключить 4 колонки и сабвуфер (F, R, SW) F Это Front т. е. передние колонки, R Read задние колонки, и SW Sabwoorer я думаю и так всем понятно что.
Для соединения потребуется межблочный провод, на котором ни в коем случае нельзя экономить. Запрещается около силовых проводов укладывать межблочный кабель, так как при работе двигателя будут слышны различного рода помехи. Протянуть провода можно как под ковриками салона, так и под потолком. Последний вариант особенно актуален для современных машин, в салоне которых создающих помехи электронных принадлежностей.
Ещё необходимо подключить управляющий провод (REM). Как правило, он идёт вместе с межблочными проводами, но бывает что его и нету, приобретите отдельно необязательно чтобы он был большого сечения 1 мм2 вполне достаточно. Это провод служит управлением для включения усилителя т. е. когда выключаете магнитолу она автоматические включает ваш усилитель или сабвуфер. Как правило этот провод на магнитоле имеет синий цвет с белой полоской, если его нет то используйте синий провод. Подключается он к усилителю к клеме под названием REM.
Питание
Важный элемент аудиосистемы автомобиля – это проводка. Нестабильное питание приведет к потере мощности, звук станет искаженным и тихим.
Важно правильно подобрать сечение провода, иначе появятся хрипы. Чем провод толще, тем сильнее сопротивление. Толщина особенно критична при значительных перепадах напряжения, например, когда воспроизводятся мощные басы. При выборе провода учитывается мощность усилителя. Номинальная, указанная в инструкции, подразумевает мощность сигнала на один канал, ее нужно умножить на количество таковых.
Например, если этот показатель составляет 40 Вт, а усилитель четырехканальный, суммарная мощность равняется 320 Вт.
Дальнейший расчет производится по формуле I = P/U, где U – напряжение, Р – мощность, а I – ток. Выбирать провод следует с небольшим запасом. При выборе межблочного кабеля обратите внимание на прочность изоляции и разъема RGA.
Обязательно используйте предохранитель, иначе при коротком замыкании есть опасность возгорания. Лучше всего подходят ANL и AGU с мощностью не более 50 А. Один предохранитель устанавливается на сам усилитель, другой – на силовой провод, причем номинал обоих устройств должен совпадать.
Усиление звучания по отдельным каналам
Рассмотрим, как настроить усилитель в машине для поканального усиления. — Crossover selector выберем позицию FLAT, при этом среднечастотные динамики воспроизводят весь диапазон.- Регулятором HI PASS выставляем 250Hz при включенном HP для высокочастотников.
Как видите, настройка автоусилителя дело не хитрое. Следует иметь в виду, что в продвинутых магнитолах, достаточно настроить Level для всех выше перечисленных примеров. Все остальное настраивается автоматически.
Как настроить усилитель ?
Мы не будем в этой статье решать глобальные проблемы с настройкой правильного звука, рисовать графики, но попытаемся настроить усилитель так, чтобы ничего не сгорело, и играло то, что нужно.
Начнем с того, что человека, установившего в свой автомобиль самостоятельно автоусилитель, трудно назвать новичком в автозвуке! Но так или иначе выбор сделан, усилитель установлен, подключен! Что делать дальше?
УСИЛИТЕЛЬ ДЛЯ САБВУФЕРА.
Перед первым включением все регуляторы возвращаем на исходную позицию — это либо» 0 «либо» min», переключатели выставляем на нужное значение. На рисунке типичный одноканальный басовый усилитель. Верхний переключатель » PHASE » нужен для согласования фазы сабвуфера с фронтальными динамиками, у него две позиции в этом усилителе, при включении динамик меняет фазу на 180 градусов. При отсутствии этой функции, можно просто поменять полярность на динамике.
Нижний переключатель нужен для выбора работы в мостовом режиме, когда вы подключаете сразу два усилителя, связь между усилителями осуществляется по шине и настройки фильтров производятся только на главном усилителе, который именуется «MASTER» . При использовании только одного усилителя проверьте этот переключатель, он должен быть в положении «мастер», если его переключить, ничего страшного не произойдёт, но звука вы не услышите.
Если вы используете двух-канальный усилитель, вероятнее всего, он может работать в полную полосу воспроизводимых частот, для выбора полосы используют еще один переключатель: HP -FULL- LP
HP F-срезается всё что ниже выбранной частоты
LPF- срезается всё, что выше — то, что доктор прописал для нашего сабика.
Если все подключения сделаны верно, можно подать напряжение и сделать первое включение. На вашем головном устройстве, установите минимальную громкость, при которой слышно шум из динамиков и можно понять, все ли работает, в том числе и сабвуфер .
Настройку производим на музыкальном материале, лучше подобрать из старенького, то, что знаем, как звучит. Громкость на Г/У выбираем так, чтобы фронтальные динамики не перегружались, это особенно слышно на быстрых треках. Устанавливаем значение » LEVEL» на усилителе так, чтобы сабвуфер стало слышно, при этом следим за ходом динамика. Проводить тестирование сабвуфера с открытым багажником не стоит, при правильном проектировании при открытии багажника ход должен увеличится и на больших мощностях может стать фатальным для самого динамика, поэтому не надо сразу делать максимальную громкость, нужно дать поиграть динамику какое-то время, чтоб саб размялся! Разминка саба вообще тема отдельная, от того, как это сделано, зависит, как долго динамик будет вас радовать.
Будем считать, что предварительная настройка по громкости сабвуфера произведена, проверяем настройки магнитолы, включаем уровень в среднее положение: у PIONEER — это саб в ноль, на ALPINE — +5. После чего необходимо задать частотный коридор, в котором будет играть сабвуфер. Для разных типов сабвуферного оформления частота в которой динамик будет работать, имеет большое значение. Самый распространенный тип сабвуферного оформления — Фазоинвертор ,реже Закрытый Ящик, еще реже ЧВ и Рупор.
Для: ЗЯ . 20- 73 Гц
Сразу предупреждаю, что это начальные значения , которые вы установите при первом включении, в дальнейшем можно выбрать другие значения, но по опыту, они не сильно будут отличаться от указанных.
Для ЗЯ имеет место быть мнение, что для этого оформления не нужен «сабсоник»(срез инфранизких частот), так оно и есть, но в последнее время музыка стала другой, и искусственные басы могут достигать инфранизких частот, при этом динамик воспроизводить звук не будет, но катушка будет получать по полной программе ,что приведет к её перегреву и выходу из строя. Так что он вам не помешает, если он есть, включите его!
Высота верхнего среза ЗЯ чуть выше ,чем у ФИ , это обусловлено возможностью согласовать этот саб с фронтом, на более высоком частотном уровне, до возможной локализации звука.
Узнайте заранее, что вам нужно
Перед покупкой компонентов обязательно определите схему подключения. Она определяет, что именно вам нужно, а также теоретический ценовой диапазон. Далее представлены наиболее распространенные и удобные схемы.
- Головное устройство — фронт-сабвуфер — 4-канальный усилитель на фронт и сабвуфер.
Классика. Бюджетна, легка в установке и настройке. Хороша еще и тем, что экономит место в автомобиле. В недостатках можно указать невысокую мощность системы, но на качестве звучания это сказывается несильно. - Головное устройство — фронт — тыл — сабвуфер — 5-канальный усилитель на фронт, тыл и сабвуфер.
В ее основе лежит предыдущая схема. Отличается лишь тем, что дает подзвучку и в заднюю часть салона. В настройке сложнее, чем первая схема, и не всегда удается добиться желаемого результата. - Головное устройство — фронт — сабвуфер — 2-канальный усилитель на фронт — 2-канальный усилитель на сабвуфер.
Любите мощные басы? Тогда эта схема для вас. Получаем большую мощность, подключая мостом двухканальный усилитель на сабвуфер. - Головное устройство — фронт — сабвуфер — 4-канальный усилитель на фронт — 2-канальный усилитель на сабвуфер.
Самая дорогостоящая из представленных схем. И самая лучшая. Качество звучания и мощность достигаются посредством поканального усиления.
Стартовая точка настойки акустики
На начальном уровне все, что выходит за рамки регулировки работы кроссоверов и уровня усиления, не имеет значения. Кроме того, не важно, каким образом реализована усилительная часть. Базовый принцип всегда один и тот же.
Вот как настроить усилитель:
- Для начала отключают любые схемы корректировок звучания.
- Если же это невозможно, тогда коррекцию выставляют в ноль. Стоит помнить, что это не одно и то же — в первом варианте сигнал не пойдет через цепи коррекции. Значит, путь его будет меньше и ниже уровень искажений.
- В пассивных кроссоверах регулировка ВЧ-сигналов выставляется примерно в средний уровень, даже если она отличается от нуля. Выбрать следует значение в -3 Дб.
- В случае с активными кроссоверами частоту разделения ФНЧ и высоких вначале делают одинаковой. Уровень должен составлять около 75-80 Герц.
Уровень усиления на любых каналах выставляют в положение самого минимума. Если выполнить все эти условия, то можно достичь оптимальных базовых настроек.
Установка
Поместите усилитель в автомобиле там, где устройство не перегреется и не намокнет. Обеспечьте хорошую циркуляцию воздуха.
Проложите сигнальный кабель и дополнительные провода с таким расчетом, чтобы межблочный провод не соприкасался с проводкой машины.
Подсоедините питание и сигнальный кабель, а дополнительный подключите к разъемам B+Ant и Remote. Динамики подключайте в соответствии с мостовой схемой. Теперь можно приступать к настройке.
Как добиться наилучшего звучания басов в машине
В этой статье… Я покажу вам, как настроить усилитель, чтобы сабвуферы звучали именно так, как вы хотите. Просто следуйте этим простым шагам для отличного баса:
- Шаг 1. Удалите искажения
- Шаг 2. Сгладьте сигнал, откройте фильтр нижних частот
- Шаг 3. Отрегулируйте усиление сабвуфера и низкие проходной фильтр
- Шаг 4. Настройте усиление низких частот и субзвуковой фильтр
- Шаг 5. Сопоставьте уровень громкости сабвуфера с громкостью ресивера
Что мне больше всего нравится в сабвуферах, так это то, что я могу чувствовать музыкальные эмоции непосредственно своим телом. Низкочастотный ритм часто заставляет меня танцевать или, по крайней мере, кивать головой в такт ритму. Вот почему мы все в первую очередь любим музыку — она движет нами.
Может потребоваться немного времени и усилий, чтобы получить именно тот басовый звук, который вы хотите получить от сабвуфера, но преимущества хорошо настроенной системы сабвуфера чрезвычайно круты и физически удовлетворительны.
Прежде чем мы начнем…
Если вы ищете информацию о покупке сабвуферов, прочитайте наше Руководство по покупке сабвуферов и ознакомьтесь с нашим выбором сабвуферов с самым высоким рейтингом, а затем вернитесь сюда, чтобы узнать больше об их настройке для обеспечить отличный звук.
Сначала установите уровень громкости динамика
Имейте в виду, что врагом является искажение — оно разрушает динамики, сабвуферы и барабанные перепонки. Искажение звучит как треск, хлопанье, хруст или шипение, которые мешают отчетливому звучанию музыкального инструмента. Если вы подключаете полнодиапазонные автомобильные динамики к усилителю, очень важно, чтобы коэффициент усиления усилителя был правильно установлен для предотвращения искажений.
[Нужен усилитель? См. наш полный выбор.]
Шаг 1: Устраните искажения
С низким коэффициентом усиления включите какую-нибудь музыку и увеличьте громкость ресивера, пока не услышите искажения музыки; затем уменьшите громкость, пока музыка снова не зазвучит чисто. Отметьте или отметьте, где находится громкость приемника. Этот параметр представляет собой максимальную громкость, на которую может работать ваш ресивер и при этом воспроизводить чисто.
Теперь увеличивайте усиление усилителя до тех пор, пока снова не услышите искажения; затем немного уменьшайте усиление, пока искажение не исчезнет. Теперь усиление усилителя установлено, поэтому вы можете уменьшить громкость приемника до более комфортного уровня. Даже если в вашей акустической системе нет усилителя, вам все равно нужно найти точку максимальной громкости на ресивере, включив ее чуть ниже уровня искажений.
Теперь вы готовы к басу.
Шаг 2: Выровняйте сигнал, откройте фильтр нижних частот
Установите коэффициент усиления вашего сабвуфера в крайнее низкое положение против часовой стрелки. Включите фильтр нижних частот и установите его максимально высоко по часовой стрелке. Если у него есть усиление басов, выключите его. Если у него есть дистанционный регулятор уровня, установите его в среднее положение, чтобы позже у вас был выбор усиления или обрезания басов в отдельной песне.
Установите регулятор тембра низких частот ресивера на среднее, нулевое или «плоское» значение, в зависимости от того, как оно называется на вашей стереосистеме. Если у него есть регулятор уровня сабвуфера, установите его также в среднее положение или настройку «без усиления». Иногда ресиверы имеют кроссовер, фильтр нижних частот или усиление басов на выходе сабвуфера. Убедитесь, что все они тоже отключены.
Начните с уменьшения усиления, отключите фильтры и усиление басов.
Примечание: Не используйте фильтры нижних частот, кроссоверы или усилители низких частот на ресивере и усилителе одновременно. Используйте один или другой, но не оба. Причина в том, что так называемые фазовые искажения генерируются вокруг каждого фильтра или частоты кроссовера усиления, запутывая звук.
Шаг 3: Отрегулируйте усиление сабвуфера и фильтр нижних частот
Воспроизведение музыки через ресивер на четверти громкости. Увеличивайте усиление усилителя сабвуфера до тех пор, пока звук сабвуфера полностью не перекроет звук других динамиков, не искажая его.
Увеличивайте усиление до появления искажений, затем уменьшайте его до тех пор, пока звук снова не станет чистым.
Во время прослушивания музыки, исходящей из сабвуфера, медленно настраивайте низкочастотный фильтр сабвуфера вниз, пока не исчезнут все высокие и средние частоты.
Фильтр нижних частот удаляет ноты, которые не должны воспроизводиться сабвуфером. Он также действует как регулятор тембра, улавливая «края» звука большого барабана; атака и выпуск его стрелы. Отфильтруйте тарелки, струнные, вокал и гитары. Оставьте бас и низкие барабаны.
Шаг 4: Усиление басов и дозвуковой фильтр
Если у вас есть усиление басов, попробуйте осторожно увеличить его, чтобы услышать, как звучит бас-барабан. Применение небольшого усиления баса сильно поднимет бочку. Будьте осторожны с усилением басов, если вы решите его использовать — именно здесь в систему часто вносятся искажения. Если вы слышите искажения, уменьшите усиление сабвуфера, пока они не исчезнут. Используйте усиление басов, чтобы почувствовать ритм воздуха, который движется ваш сабвуфер.
Теперь поиграйте с усилением басов.
Для портированных сабвуферов используйте фильтр инфразвука на усилителе, чтобы приглушить слишком громкие низкие ноты. Это поможет уменьшить уровни нот, на которых резонирует корпус. Настройте все фильтры еще немного, чтобы звук бас-барабана был плотным и сухим или свободным и реверберирующим, в соответствии с вашим личным вкусом. Я люблю регги и соул, поэтому мой бас довольно громкий, но он немного суше, чем может понравиться большинству людей.
Важно продолжать настраивать вашу систему, пока вы не услышите то, что вам нравится. Когда вы будете удовлетворены тембром басов и бочки вашей системы, максимально уменьшите громкость сабвуфера, используя уровень сабвуфера в меню настройки звука ресивера или дистанционную ручку управления басами, если она у вас есть.
Смешение всех частот
Теперь, когда все кусочки головоломки собраны, пришло время сфокусировать всю музыку.
Шаг 5: Подберите уровень громкости сабвуфера к громкости ресивера
Увеличьте громкость ресивера до максимума, без искажений. Затем медленно увеличивайте громкость сабвуфера, пока бас не станет сбалансированным с остальной музыкой. Это должно сработать.
Немного покачайте пульт дистанционного управления усилением или уровнем басов вверх и вниз, чтобы услышать, что он делает. Из-за размера акустического пространства в автомобиле сабвуферы иногда не сочетают свой звук конструктивно с остальными звуковыми волнами системы. Если у вашего баса достаточно громкости, но кажется, что ему не хватает напора, иногда вы можете помочь ему, поменяв местами провода динамика сабвуфера. Это меняет местами движение диффузора сабвуфера вперед и назад, что может объединить все звуковые волны лучше, чем наоборот. Какой бы путь ни звучал лучше, это правильный путь.
Устранение любых проблем
Если вы слышите искажения, исходящие от сабвуферов, уменьшите усиление сабвуфера. Если на данный момент вы не можете получить от сабвуфера достаточное количество басов, чтобы не отставать от других динамиков без искажений, вам потребуется комбинация сабвуфера и усилителя большего размера с более высокой мощностью.
Не следует снижать коэффициент усиления полнодиапазонного усилителя, чтобы попытаться компенсировать недостаточную громкость сабвуфера. Это может привести к тому, что усилитель будет посылать искаженные, обрезанные сигналы на полнодиапазонные динамики, что сведет на нет вашу цель — чистый, полный звук, поэтому для начала вы установили сабвуфер. Больше мощи, особенно на басу, всегда лучше, чем нехватка.
Теперь вы сможете наслаждаться полной полнотой и ритмом музыки, если сабвуфер настроен в соответствии с возможностями вашей системы и предпочтениями вашего уха. Просто помните о том, что нужно быть вежливым, и убавьте громкость вашего бума, когда это может беспокоить других людей.
Узнайте больше о настройке звука
Дополнительную информацию о настройке автомобильной аудиосистемы см. в разделе Добавление 4-канального усилителя. Чтобы узнать больше о том, как добиться наилучшего звучания вашего усилителя, ознакомьтесь с нашими часто задаваемыми вопросами об усилителях и статьями Глоссария.
Как добиться наилучшего звучания басов в автомобиле
В этой статье… Я покажу вам, как настроить усилитель, чтобы сабвуферы звучали именно так, как вы хотите. Просто следуйте этим простым шагам для отличного баса:
- Шаг 1. Удалите искажения
- Шаг 2. Сгладьте сигнал, откройте фильтр нижних частот
- Шаг 3. Отрегулируйте усиление сабвуфера и низкие проходной фильтр
- Шаг 4. Настройте усиление низких частот и субзвуковой фильтр
- Шаг 5. Сопоставьте уровень громкости сабвуфера с громкостью ресивера
Что мне больше всего нравится в сабвуферах, так это то, что я могу чувствовать музыкальные эмоции непосредственно своим телом. Низкочастотный ритм часто заставляет меня танцевать или, по крайней мере, кивать головой в такт ритму. Вот почему мы все в первую очередь любим музыку — она движет нами.
Может потребоваться немного времени и усилий, чтобы получить именно тот басовый звук, который вы хотите получить от сабвуфера, но преимущества хорошо настроенной системы сабвуфера чрезвычайно круты и физически удовлетворительны.
Прежде чем мы начнем…
Если вы ищете информацию о покупке сабвуферов, прочитайте наше Руководство по покупке сабвуферов и ознакомьтесь с нашим выбором сабвуферов с самым высоким рейтингом, а затем вернитесь сюда, чтобы узнать больше об их настройке для обеспечить отличный звук.
Сначала установите уровень громкости динамика
Имейте в виду, что врагом является искажение — оно разрушает динамики, сабвуферы и барабанные перепонки. Искажение звучит как треск, хлопанье, хруст или шипение, которые мешают отчетливому звучанию музыкального инструмента. Если вы подключаете полнодиапазонные автомобильные динамики к усилителю, очень важно, чтобы коэффициент усиления усилителя был правильно установлен для предотвращения искажений.
[Нужен усилитель? См. наш полный выбор.]
Шаг 1: Устраните искажения
С низким коэффициентом усиления включите какую-нибудь музыку и увеличьте громкость ресивера, пока не услышите искажения музыки; затем уменьшите громкость, пока музыка снова не зазвучит чисто. Отметьте или отметьте, где находится громкость приемника. Этот параметр представляет собой максимальную громкость, на которую может работать ваш ресивер и при этом воспроизводить чисто.
Теперь увеличивайте усиление усилителя до тех пор, пока снова не услышите искажения; затем немного уменьшайте усиление, пока искажение не исчезнет. Теперь усиление усилителя установлено, поэтому вы можете уменьшить громкость приемника до более комфортного уровня. Даже если в вашей акустической системе нет усилителя, вам все равно нужно найти точку максимальной громкости на ресивере, включив ее чуть ниже уровня искажений.
Теперь вы готовы к басу.
Шаг 2: Выровняйте сигнал, откройте фильтр нижних частот
Установите коэффициент усиления вашего сабвуфера в крайнее низкое положение против часовой стрелки. Включите фильтр нижних частот и установите его максимально высоко по часовой стрелке. Если у него есть усиление басов, выключите его. Если у него есть дистанционный регулятор уровня, установите его в среднее положение, чтобы позже у вас был выбор усиления или обрезания басов в отдельной песне.
Установите регулятор тембра низких частот ресивера на среднее, нулевое или «плоское» значение, в зависимости от того, как оно называется на вашей стереосистеме. Если у него есть регулятор уровня сабвуфера, установите его также в среднее положение или настройку «без усиления». Иногда ресиверы имеют кроссовер, фильтр нижних частот или усиление басов на выходе сабвуфера. Убедитесь, что все они тоже отключены.
Начните с уменьшения усиления, отключите фильтры и усиление басов.
Примечание: Не используйте фильтры нижних частот, кроссоверы или усилители низких частот на ресивере и усилителе одновременно. Используйте один или другой, но не оба. Причина в том, что так называемые фазовые искажения генерируются вокруг каждого фильтра или частоты кроссовера усиления, запутывая звук.
Шаг 3: Отрегулируйте усиление сабвуфера и фильтр нижних частот
Воспроизведение музыки через ресивер на четверти громкости. Увеличивайте усиление усилителя сабвуфера до тех пор, пока звук сабвуфера полностью не перекроет звук других динамиков, не искажая его.
Увеличивайте усиление до появления искажений, затем уменьшайте его до тех пор, пока звук снова не станет чистым.
Во время прослушивания музыки, исходящей из сабвуфера, медленно настраивайте низкочастотный фильтр сабвуфера вниз, пока не исчезнут все высокие и средние частоты.
Фильтр нижних частот удаляет ноты, которые не должны воспроизводиться сабвуфером. Он также действует как регулятор тембра, улавливая «края» звука большого барабана; атака и выпуск его стрелы. Отфильтруйте тарелки, струнные, вокал и гитары. Оставьте бас и низкие барабаны.
Шаг 4: Усиление басов и дозвуковой фильтр
Если у вас есть усиление басов, попробуйте осторожно увеличить его, чтобы услышать, как звучит бас-барабан. Применение небольшого усиления баса сильно поднимет бочку. Будьте осторожны с усилением басов, если вы решите его использовать — именно здесь в систему часто вносятся искажения. Если вы слышите искажения, уменьшите усиление сабвуфера, пока они не исчезнут. Используйте усиление басов, чтобы почувствовать ритм воздуха, который движется ваш сабвуфер.
Теперь поиграйте с усилением басов.
Для портированных сабвуферов используйте фильтр инфразвука на усилителе, чтобы приглушить слишком громкие низкие ноты. Это поможет уменьшить уровни нот, на которых резонирует корпус. Настройте все фильтры еще немного, чтобы звук бас-барабана был плотным и сухим или свободным и реверберирующим, в соответствии с вашим личным вкусом. Я люблю регги и соул, поэтому мой бас довольно громкий, но он немного суше, чем может понравиться большинству людей.
Важно продолжать настраивать вашу систему, пока вы не услышите то, что вам нравится. Когда вы будете удовлетворены тембром басов и бочки вашей системы, максимально уменьшите громкость сабвуфера, используя уровень сабвуфера в меню настройки звука ресивера или дистанционную ручку управления басами, если она у вас есть.
Смешение всех частот
Теперь, когда все кусочки головоломки собраны, пришло время сфокусировать всю музыку.
Шаг 5: Подберите уровень громкости сабвуфера к громкости ресивера
Увеличьте громкость ресивера до максимума, без искажений. Затем медленно увеличивайте громкость сабвуфера, пока бас не станет сбалансированным с остальной музыкой. Это должно сработать.
Немного покачайте пульт дистанционного управления усилением или уровнем басов вверх и вниз, чтобы услышать, что он делает. Из-за размера акустического пространства в автомобиле сабвуферы иногда не сочетают свой звук конструктивно с остальными звуковыми волнами системы. Если у вашего баса достаточно громкости, но кажется, что ему не хватает напора, иногда вы можете помочь ему, поменяв местами провода динамика сабвуфера. Это меняет местами движение диффузора сабвуфера вперед и назад, что может объединить все звуковые волны лучше, чем наоборот. Какой бы путь ни звучал лучше, это правильный путь.
Устранение любых проблем
Если вы слышите искажения, исходящие от сабвуферов, уменьшите усиление сабвуфера. Если на данный момент вы не можете получить от сабвуфера достаточное количество басов, чтобы не отставать от других динамиков без искажений, вам потребуется комбинация сабвуфера и усилителя большего размера с более высокой мощностью.
Не следует снижать коэффициент усиления полнодиапазонного усилителя, чтобы попытаться компенсировать недостаточную громкость сабвуфера. Это может привести к тому, что усилитель будет посылать искаженные, обрезанные сигналы на полнодиапазонные динамики, что сведет на нет вашу цель — чистый, полный звук, поэтому для начала вы установили сабвуфер. Больше мощи, особенно на басу, всегда лучше, чем нехватка.
Теперь вы сможете наслаждаться полной полнотой и ритмом музыки, если сабвуфер настроен в соответствии с возможностями вашей системы и предпочтениями вашего уха. Просто помните о том, что нужно быть вежливым, и убавьте громкость вашего бума, когда это может беспокоить других людей.