Основа тосола: Тосол и антифриз — Часто Задаваемые Вопросы (FAQ) / Блог АвтоТО — Обслуживание автомобиля

Тосол и антифриз — Часто Задаваемые Вопросы (FAQ) / Блог АвтоТО — Обслуживание автомобиля

Что такое «Антифриз»?

Термин «Антифриз» происходит от латинского слова «anti — против» и английского «freeze — замерзать». Антифриз — это универсальное название автомобильных ОЖ (охлаждающая жидкость), пришедшее к нам из-за границы.

Как расшифровывается аббревиатура «ТОСОЛ»?

«ТОСОЛ» – это аббревиатура названия отдела, где он был разработан. ТОС – Технология Органического Синтеза, окончание ОЛ – обозначает в химии принадлежность к группе спиртов (метанОЛ, этанОЛ).

Что такое «ТОСОЛ » и для чего он нужен?

«ТОСОЛ» — укоренившееся название для охлаждающих жидкостей (ОЖ или антифризов), которые применяются в системе охлаждения автомобиля, хотя используются и другие отечественные и зарубежные названия охлаждающей жидкости. Для чего нужен «ТОСОЛ»? Чтобы зимой не замерз радиатор, ну а летом, чтобы не сливать, он остается в радиаторе. В принципе, почти правильно, но упрощенно. Главное — это защита системы охлаждения двигателя при морозе и перегреве летом. Основа «ТОСОЛа» — гликолевый эфир — моноэтиленгликоль (МЭГ) – прозрачная сладковатая жидкость с плотностью около 1,112 г/см3 с температурой кипения 197С. Для обеспечения всех необходимых для «ТОСОЛа» свойств в его состав входят около 10 различных присадок, и отсутствие даже одной из них может существенно ухудшить качество «ТОСОЛа».

Какие основные свойства «ТОСОЛа»?

  • не замерзает при низких температурах
  • не воспламеняется
  • не кипит во всем диапазоне рабочих температур двигателя
  • не пенится
  • не воздействует на материалы системы охлаждения
  • сохраняет химическую стабильность при эксплуатации и хранении
  • имеет высокую теплопроводность и теплоемкость
  • малая вязкость

Какие «ТОСОЛы» бывают?

В СССР были разработаны 3 разновидности отечественных ОЖ, называемых «ТОСОЛ»: «ТОСОЛ-К» (концентрат), «ТОСОЛ-А40М» и «ТОСОЛ-А65М» с соответствующими минусовыми температурами замерзания жидкости. Буквы А40-М означают соответственно: А — автомобильный, М — модернизированный, 40 — температура замерзания. На данный момент указанная выше аббревиатура означает торговую марку «ТОСОЛа», выпускаемого различными производителями, в соответствии с ГОСТ 28084-89.

Какая разница между отечественными «ТОСОЛами» и зарубежными «Антифризами»?

Если обращать внимание на один, считающийся наиболее важным, показатель, а именно, температуру замерзания, то особой разницы нет. Скажем, простой 1:1 водный раствор Моноэтиленгликоля также имеет температуру замерзания около -40 С, но по показателю коррозионной стойкости такой раствор при высоких температурах в 200 раз более агрессивен, чем простая вода, и может «проесть» радиатор в считанные месяцы. Разница между отечественными «ТОСОЛами» и зарубежными «Антифризами» в комплексе присадок — ингибиторов коррозии, в применяемых в них добавках. Поэтому их нельзя смешивать.

Как влияет цвет «ТОСОЛа» на его свойства?

Никак. Приготовленный «ТОСОЛ» бесцветен и окрашивается для того, чтобы его случайно не выпили. Обычно выбирается цвет неестественный для живой природы. Так, в наших странах привыкли к синему или светло-зеленому оттенку, в Германии принят темно-зеленый цвет, в Италии — красный.

Что и как можно проверить при покупке «ТОСОЛа»?

Как ни обидно — практически ничего.

— Температура замерзания.

Измеряется плотномером, проградуированном в градусах. Это измерение основано на том факте, что при плотности «ТОСОЛа» 1.065-1.085 г/см3 он замерзает при -40 С. Такое измерение плотности должно производиться при температуре -20 С. И если измерить тот же «ТОСОЛ» при температуре -35 С, плотномер покажет температуру замерзания -30 С, а при температуре измерения -20 С покажет температуру замерзания -48 С.

— Цвет.

Как указывалось выше — не имеет отношения к физическим свойствам продукта. Даже бесцветный раствор вполне может быть работоспособным, просто в этом случае мог использоваться недостаточно стойкий краситель. Но и это — плохой признак. Обратите внимание на наличие осадка и общую прозрачность раствора.

— Вкус, запах.

МЭГ сладковат на вкус и не имеет запаха. Не пытайтесь пробовать «ТОСОЛ» на «язык». «ТОСОЛ» — вещество токсичное. Ученые утверждают, что всего 100 граммов его могут отправить человека на тот свет.

— Канистра.

Проверяйте наличие контрольного кольца, хотя и это уже пройденный этап: хорошие канистры можно недорого приобрести, а народные умельцы могут либо без труда снять крышку, либо просто закупить достаточное число таких крышек.

— Этикетка.

Обычно — это слабое место мелкого «бодяжника». Только при достаточно большом тираже стоимость этикетки не влияет на стоимость продажи канистры. Наличие штрих-кода, ссылок на изготовителя — не гарантия. Тем не менее, качественная, красочная, с элементами защиты этикетка — это все-таки скорее всего от производителя.

Отсутствие хотя бы одного из указанных моментов должно насторожить внимательного покупателя.

Так все-таки, где же и какой продукт выбрать?

В том месте, куда Вы можете прийти завтра, послезавтра или через год и будете уверенны, что Вам ответят на все вопросы, все претензии (если они все же возникнут), где гарантируют как на словах (на этикетках, с адресом и телефоном), так и на деле качество продукта.

Как видно из приведенных данных, производство «ТОСОЛ» — это довольно сложный технологический процесс, который в «гаражных» условия невозможен. Контроль за сырьем, соблюдение всех ТУ как на этапе изготовления, так и на выходе конечного продукта, являются основными условиями изготовления качественного «ТОСОЛа». Конечно, можно сэкономить, купив на рынке некоторый сомнительный продукт у некоей сомнительной личности. Но право же, экономия 1-2 грн. в течение срока службы антифриза несравнима с потенциальным риском для автомобиля.

Но самый главный совет: никогда не покупайте, руководствуясь только принципом «самый дешевый «ТОСОЛ» только у нас!!!».

Читайте также, почему стоит выбрать антифриз LIQUI MOLY

Запись опубликована в рубрике Антифриз, Часто Задаваемые Вопросы (FAQ) с метками ТОСОЛ, Антифриз, Часто Задаваемые Вопросы (FAQ) 21.01.2016 автором dimalgor. ← Предыдущая запись Следующая запись →

История создания антифриза и ТОСОЛа

Первые антифризы появились в 1920-е годы ХХ века. Изготавливались они на основе глицерина (температура кипения 290?С), а потому кроме низкой температуры замерзания обладали также высокой вязкостью и отвратительной текучестью. Гонять такой «кисель» по каналам системы охлаждения и трубкам радиатора — для водяного насоса задача не из простых. С техническими проблемами справились, когда к глицерину начали добавлять этанол. Текучесть заметно улучшилась, но взамен получили «человеческий фактор». Этанол — сильный психотропный яд, что-то вроде наркотика. И водители, невольно нанюхавшись, вытворяли затем за рулем такое, что в здравом рассудке объяснению не поддавалось.

Замена этанолу, а заодно и глицерину нашлась в виде этиленгликоля 1. Правда, это тоже отрава, но не психотропная, а вызывающая поражение почек. Кое-кто попробовал, и это стало уроком для остальных.
Сам по себе в чистом виде этиленгликоль замерзает уже при 12 градусах мороза. Но прибавьте к этиленгликолю всего два процента воды, и эта смесь, которую-то и раствором язык не поворачивается назвать ввиду ничтожного количества воды, начнет кристаллизоваться уже при минус 20 градусах. Еще прибавляем воду, и температура застывания смеси опять понижается. И так будет продолжаться, пока содержание воды в растворе не достигнет 65-70%. Теперь температура, при которой замерзнет «вода плюс этиленгликоль», будет достигать минус 70?С. Причем сам раствор при замерзании превращается в кашеобразную массу, нисколько не увеличивает свой объем, как это случается со льдом, и, следовательно, не «размораживает» двигатель и радиатор. Но дальнейшее увеличение концентрации воды в антифризе чревато серьезными последствиями, поскольку начинается обратный процесс — температура замерзания растет.

Когда вода занимает уже 3/4 объема раствора, антифриз застынет всего лишь при 10 градусах мороза.

Смесь этиленгликоля с водой отличает высокая коррозийная активность к цветным металлам и склонность к вспениванию. Поэтому в раствор вводят в небольших количествах специальные присадки, призванные подавлять отрицательные свойства антифриза. Охлаждающую жидкость с набором присадок и содержанием этиленгликоля 40% знает каждый автолюбитель. Это «Тосол А40».

Ассортимент охлаждающих жидкостей, выпускаемых в СССР, разнообразием не отличался. Не отличался настолько, что «Тосол», как основной антифриз тех времен, превратился в имя нарицательное, и нынче автолюбители называют тосолами любые охлаждающие жидкости, в том числе и импортные. А на самом деле «ТОСОЛ» — всего лишь аббревиатура. Т.О.С. — Технологии Органического Синтеза. Это первые буквы названия отдела в Государственном научно-исследовательском институте органической химии и технологии (ГосНИИОХТ), который в 1971 году разработал охлаждающую жидкость для автомобилей ВАЗ взамен итальянского “ПАРАФЛЮ”.

        ОЛ — окончание, характерное для спиртов (этанол, бутинол, метанол).

Антифриз (от англ. freeze — «замерзать», с приставкой «анти», означающей противоположность) — это не жидкость определенного химического состава, а собирательное понятие, обозначающее любые низкозамерзающие жидкости, применяемые для охлаждения двигателей внутреннего сгорания и различных установок (в том числе систем отопления), работающих при температурах ниже 0°С.

Антифризами так же называют водные растворы некоторых веществ: этиленгликоля, глицерина, неорганических солей и других, не замерзающие при низких температурах (энциклопедический словарь).

В автомобилях  в качестве Охлаждающей Жидкости (ОЖ) двигателя используют антифризы, изготовленные на основе водного раствора этиленгликоля с добавлением в него антикоррозионных, антивспенивающих и других присадок. Антифризы различных фирм-производителей отличаются друг от друга составом этих присадок, в редких случаях у антифризов бывает другая основа, например, пропиленгликоль.

Цвет жидкости определяется красителем, и он не имеет отношения к другим свойствам антифриза.

Российский ТОСОЛ — это  антифриз на основе водного раствора этиленгликоля, большинство российских производителей ОЖ используют его для своей продукции, хотя, как правило, она не имеет никакого отношения к первоначальному ТОСОЛу А-40 или к пришедшему ему на смену ТОСОЛу А-40М (выпускается по ТУ 6-57-48-91).
На автомобильные ОЖ (антифризы, ТОСОЛы) в России действует ГОСТ 28084-89 «Жидкости охлаждающие низкозамерзающие», причем требования этого ГОСТа аналогичны требованиям зарубежных стандартов, например, американского ASTM D3585, а по показателю «Коррозионное воздействие на металлы» эти требования даже более жесткие.

К сожалению, большинство российских ТОСОЛов и Антифризов не соответствует ГОСТу и выпускается производителями по своим ТУ с заниженными требованиями. Для придания «сходства с оригиналом» используются названия типа ТОСОЛ-А40С, ТОСОЛ-А40Д, и т.д..

Отметим, что полное тестирование ОЖ на соответствие ГОСТу является весьма сложной и длительной процедурой и может проводиться лишь в специально оснащенных лабораториях. Однако о качестве продукта можно судить по нижеприведённым параметрам измерение которых проводится достаточно просто при наличии соответствующих приборов.

Плотность при 20°С определяет соотношение гликоля и воды. По ГОСТу плотность должна быть 0,065-1,085 для охлаждающих жидкостей –40°С и 1,085-1,100 для охлаждающих жидкостей –65°С. Если воды будет больше нормы – двигатель попросту замерзнет, если же переборщили с этиленгликолем – ухудшится теплоотдача, двигатель будет перегреваться. Определяется плотность ареометром.

Так, если плотность, измеренная при температуре жидкости 20°С, окажется ниже 1.065, это может означать заниженное содержание этиленгликоля в растворе. ОЖ будет иметь более высокую температуру замерзания, чем положено, причем каждая единица в последнем знаке плотности соответствует 2-3 градусам по температуре. Большой допуск по плотности в ГОСТе (1.065-1.085) задан для ОЖ, изготовленных из других гликолей: пропиленгликоля, диэтиленгликоля и т. д. Несоответствие норме рН и щелочности свидетельствует об отсутствии антикоррозионных присадок, или об их несбалансированном составе.

Температура начала кристаллизации тоже зависит от соотношения вода/гликоль. Началом кристаллизации считается появление облачка мути, видимое невооруженным взглядом. До замерзания антифриза, конечно, еще далеко, но в ГОСТе требования четкие: -40°С для охлаждающей жидкости –40 и -65°С – для охлаждающей жидкости –65.

Водородный показатель (pH) согласно ГОСТу должен быть в пределах 7,5-11,0. Он позволяет судит об агрессивности препарата к металлам и определяется пакетом присадок, в отличие от двух предыдущих параметров, которые зависели от соотношения гликоль/вода. Измеряется pН-метром.

Щелочность. Со временем этиленгликоль может окисляться до уксусной или щавелевой кислоты и поэтому для нейтрализации необходим щелочной буфер (иначе препарат может обретет сильнокислотные свойства и будет разъедать металлы двигателя). ГОСТом декларирован показатель 10. Щелочность определяют потенциометрическим титрованием соляной кислотой.

Кроме того, щелочность обеспечивает стабильность ОЖ в условиях работы  при высоких температурах, и заниженное значение щелочности уменьшает срок эксплуатации ОЖ. Водный раствор этиленгликоля, не содержащий присадок, имеет рН=5.5-7.0   и щелочность менее 3.

Фракционные данные – это температура начала перегонки и массовая доля жидкости, перегоняемой до температуры 150°С (в процентах). Это испытание в ГОСТе не является обязательным и производится по требованию. Начало перегонки наступает при 100°С и до достижения 150°С должно отогнаться не более 5/40/50% жидкости (для концентрата, -65 и –40 антифризов). По сути, тест определяет количество воды в составе (напомним, что в концентрате массовая доля воды не должна превышать 5%, в охлаждающей жидкости –65°С рекомендуется соотношение 35% воды и присадок на 65% гликоля, в охлаждающей жидкости –40°С – 47% воды и присадок на 53% гликоля.

Вспениваемость

(наличие в ОЖ пеногасителя) можно оценить визуально простым встряхиванием канистры.
Эксплуатация некачественного (не соответствующего ГОСТу) антифриза или ТОСОЛа может привести к неприятным последствиям: «разморозка» двигателя; усиленная коррозия в системе охлаждения; разрушение подшипника насоса охлаждающей жидкости (помпы) при попадании в него твердых частиц продуктов коррозии; появление протечек; плохой теплообмен из-за пенообразования, перегрев двигателя, кипение. Внимание! Экономия при покупке дешевого некачественного антифриза или ТОСОЛа может привести к большим потерям при его использовании.

Антифриз и охлаждающая жидкость защищают ваш двигатель

    Поделиться:

    Купить артикул

    Антифриз и охлаждающая жидкость AMSOIL

    Антифриз и охлаждающая жидкость AMSOIL для тяжелых условий эксплуатации

    Антифриз и охлаждающая жидкость имеют решающее значение для правильной работы двигателя. Владельцы транспортных средств обычно понимают важность поддержания резервуара с охлаждающей жидкостью полным, но часто упускают это из виду при проведении профилактического обслуживания. Одна из причин может заключаться в том, что они не осознают важность правильно функционирующей системы охлаждения для максимальной производительности двигателя. Другой причиной является путаница, связанная с различными «цветами» охлаждающих жидкостей на рынке и потенциальными проблемами при смешивании несовместимых охлаждающих жидкостей.

    Низкокачественные охлаждающие жидкости могут привести к коррозии системы охлаждения.

    Что такое антифриз и охлаждающая жидкость?

    Как и моторное масло, антифриз и охлаждающая жидкость состоят из основного компонента, смешанного с присадками. Основание, этиленгликоль (EG) или пропиленгликоль (PG), помогает регулировать температуру двигателя, снижая точку замерзания воды для защиты двигателя зимой и повышая точку кипения воды для предотвращения перегрева двигателя летом. Прежде чем он попадет в радиатор автомобиля, его необходимо смешать с дистиллированной или особо чистой водой (обычно 50/50) либо производителем антифриза, либо потребителем.

    • Этиленгликоль является более распространенным из двух. По сравнению с PG при аналогичном соотношении компонентов он предлагает немного лучшую температуру замерзания и способность к теплопередаче. Кроме того, это менее дорого.
    • Пропиленгликоль является биоразлагаемым и обладает низкой токсичностью, что делает его более безопасным для детей, домашних животных и диких животных. Для некоторых гоночных трасс и внедорожных парков требуются составы PG.

    Антифриз и охлаждающая жидкость должны обеспечивать больше, чем просто защиту от замерзания и закипания. Он также должен защищать от коррозии, кавитации, образования накипи и выпадения присадок, и именно присадки должны решать эти задачи. Существует три основные категории добавок, и любую из них можно смешивать с двумя упомянутыми выше гликолями.

    Почему нельзя просто использовать воду?

    Поскольку вода кипит при 212°F (100°C) и замерзает при 32°F (0°C), она не имеет температурного диапазона, обеспечивающего защиту от выкипания при нормальных рабочих температурах двигателя или защиту от замерзания при нормальной температуре. зимние температуры.

    Однако смешивание воды 50/50 с антифризом повышает защиту от выкипания примерно до 265°F (129°C) и снижает защиту от замерзания примерно до -34°F (-37°C). Интересно, что температура замерзания чистого антифриза составляет всего около 0°F (-18°C), что подчеркивает важность смешивания его с дистиллированной или высокочистой водой.

    Антифриз не только контролирует температуру двигателя, но и обеспечивает следующие преимущества:

    • Защищает от коррозии, повреждающей металлические компоненты
    • Защищает от образования накипи, препятствующей теплопередаче
    • Защищает от кавитации и точечной коррозии, которые повреждают гильзы цилиндров (применения в тяжелых условиях)

    AMSOIL


    РУКОВОДСТВО ПО ПОИСКУ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
    • Найдите товары для своего автомобиля: автомобили и легкие грузовики, мотоциклы, квадроциклы, снегоходы, морские суда, гидроциклы, большегрузные автомобили и многое другое.
    • Руководство по поиску старинных автомобилей.
    • Фильтр поиска и руководств по перекрестным ссылкам.

    Ознакомьтесь с руководствами

    Типы присадок
    • Неорганические соли , такие как нитриты, фосфаты и силикаты, используются в «зеленых» обычных охлаждающих жидкостях, которые традиционно продаются в большинстве розничных продавцов, благодаря их низкой цене.

      Эти присадки формируют защитный слой на металлических компонентах системы охлаждения, что помогает предотвратить коррозию. Поскольку эти присадки истощаются, образуя защитный слой, обычные экологически чистые охлаждающие жидкости требуют регулярной замены, как правило, каждые два года.

      После истощения эти присадки становятся источником распространенных проблем с системой охлаждения, таких как отложения накипи. Они также могут быть несовместимы друг с другом, что иногда приводит к выпадению в виде абразива или слизи. По этим причинам большинство производителей отказались от неорганических солей.

    • Органические кислоты , часто называемые OAT (технология органических кислот) или POAT (технология полиорганических кислот), гораздо более прочны и долговечны. В отличие от органических кислот, которые покрывают металлические поверхности, органические кислоты обеспечивают защиту от коррозии путем химического взаимодействия в местах коррозии металла.

      Они используются только при необходимости, а значит служат гораздо дольше. Они практически устраняют проблемы выпадения, образования накипи и совместимости, присущие неорганическим солям. Этот тип охлаждающей жидкости можно использовать в самых разных областях, даже смешивая с другими охлаждающими жидкостями в качестве доливки.

    • Технология гибридных органических кислот , часто называемая HOAT, представляет собой комбинацию неорганических солей и органических кислот. Они работают в тандеме, чтобы свести к минимуму некоторые проблемы с неорганическими солями, полагаясь на органические кислоты для повышения производительности.

    Несовместимость неорганических солей

    Как уже упоминалось, смешивание типов охлаждающих жидкостей, содержащих неорганические соли, может изменить рецептуру в достаточной степени, чтобы уменьшить защиту. Это может сократить срок службы как охлаждающей жидкости, так и компонентов системы охлаждения, что приведет к следующим проблемам с техническим обслуживанием:

    • Коррозия металлов в системе охлаждения, что может привести к выходу из строя водяного насоса, радиатора отопителя, радиатор и другие компоненты.
    • На металлических деталях может образовываться накипь , что снижает теплопередающую способность и способствует перегреву.
    • Выпадение добавки , которое может произойти при смешивании несовместимых неорганических солей. Абразив или шлам образуются и откладываются по всей системе охлаждения, что приводит к снижению производительности и возможному выходу из строя.
    • Кавитация или эрозия/коррозия гильзы цилиндра может возникнуть, если охлаждающая жидкость не обеспечивает недостаточную защиту. Кавитация часто приводит к внутренним утечкам охлаждающей жидкости, что может привести к отказу двигателя.

    Многие из описанных здесь проблем можно устранить или полностью предотвратить, используя антифриз и охлаждающую жидкость на основе технологии органических кислот. В то время как все охлаждающие жидкости, прошедшие соответствующие испытания в соответствии с отраслевыми стандартами, обеспечивают минимальный уровень защиты, правильно составленная охлаждающая жидкость с использованием технологии органических кислот обеспечивает самую длительную и лучшую защиту без проблем несовместимости, связанных с неорганическими солями, содержащимися в «зеленых» и гибридные охлаждающие жидкости.

    Качество воды имеет решающее значение

    Низкокачественная или жесткая вода является основной причиной проблем с системой охлаждения. Минералы, содержащиеся в жесткой воде, в том числе магний и кальций, реагируют с неорганическими солями, такими как фосфаты, присутствующими в обычных и гибридных охлаждающих жидкостях.

    Побочные продукты образуют накипь на поверхностях двигателя, снижая способность к теплопередаче и способствуя разрушительной коррозии. Для достижения наилучших результатов при смешивании охлаждающей жидкости используйте только высококачественную дистиллированную воду. Для максимального удобства используйте охлаждающую жидкость, предварительно смешанную с водой высокой чистоты.

    Антифриз и охлаждающая жидкость AMSOIL

    AMSOIL предлагает четыре охлаждающих жидкости, каждая из которых содержит уникальную смесь органических кислот. AMSOIL использует двухкислотную технологию, что означает, что оба конца органической кислоты активны. Это заставляет их работать быстрее и формировать более прочные связи для усиленной защиты.

    Антифриз и охлаждающая жидкость для легковых автомобилей и легких грузовиков разработана для всех легковых автомобилей. Он предварительно смешан 50/50 с высококачественной водой и этиленгликолем и совместим со всеми другими цветами антифризов и охлаждающих жидкостей.

    Антифриз и охлаждающая жидкость для тяжелых условий эксплуатации предназначены для удовлетворения уникальных потребностей тяжелых условий эксплуатации на дорогах и бездорожье. Он предварительно смешан 50/50 с высококачественной водой и этиленгликолем и совместим со всеми другими цветами антифризов и охлаждающих жидкостей.

    Низкотоксичный антифриз и охлаждающая жидкость для двигателя представляет собой биоразлагаемый малотоксичный состав на 100% пропиленгликоля, более безопасный для окружающей среды. Он требует смешивания с дистиллированной или высококачественной водой и совместим со всеми другими цветами антифризов и охлаждающих жидкостей.

    Антифриз и охлаждающая жидкость Powersports — это формула с увеличенным сроком службы, которая может использоваться до пяти лет при работе в горячих и высокоскоростных двигателях PowerSports. Он доступен в литрах, предварительно смешанный 50/50 с высококачественной водой и этиленгликолем. Он безопасен для меди, сплавов латуни/бронзы и алюминия и широко совместим с другими охлаждающими жидкостями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *