Отломилась шляпка болта как выкрутить: Экстрактор для выкручивания сломанных болтов. Как выкрутить сломанный болт, не повредив резьбу в отверствии

Как вытащить застрявший шуруп или болт

Часто во время ремонта нужно выкрутить старый шуруп или болт. Обычно это просто, но может оказаться, что крепеж застрял намертво: приржавел или прикипел. Что делать в таком случае, рассказывает Андрей Когут, специалист направления «Скатная кровля и холст» компании «Технониколь».

Поможет логика

Если застрял болт или шуруп, то первое, что необходимо сделать, — проверить направление вращения. Все знают, что закручивать болты и шурупы нужно по часовой стрелке, а выкручивать — против. Но бывают исключения. Левую резьбу можно встретить в подвижных элементах механизмов. Так производители защищают их от случайного откручивания. К тому же есть бренды техники и мебели, которые используют левую резьбу, чтобы защитить свою продукцию от подделок.

Иногда, чтобы выкрутить болт или шуруп, нужно приложить больше силы. Для этого можно сделать рычаг, захватив рукоять отвертки большим гаечным или трубным ключом.

Поможет специальный инструмент

Ударная отвертка

Ударная отвертка — специальный инструмент на этот случай. Ее нужно вставить в шлицы как обычную отвертку и держать под прямым углом к шляпке за середину рукояти. Но вместо того, чтобы крутить руками, по ней нужно бить молотком. Механизм внутри отвертки переводит ударные движения во вращательные. Повороты получаются небольшие, но достаточно сильные, чтобы сдвинуть с места почти любой закисший крепеж.

Бить нужно до тех пор, пока шуруп не начнет выкручиваться. Как только это произойдет, ударную отвертку можно отложить и взять обычную. Используйте ударную отвертку только там, где конструкция довольно прочная и выдержит удары.

Экстрактор

Экстрактор — особая бита для шуруповерта или дрели, с помощью которой можно вытащить любой крепеж, даже без шляпки и шлицев. Есть разные виды экстракторов, но все они работают одинаково.

Ваша главная задача — врезать экстрактор в застрявший шуруп или болт. В зависимости от вида экстрактора можно либо вкрутить его в застрявший болт шуруповертом или дрелью, либо высверлить в застрявшем болте небольшое отверстие дрелью и забить экстрактор внутрь молотком.

Кажется, что это сложно, но экстракторы делают из достаточно прочных металлов, чтобы они могли вгрызаться в металл болтов. Как только закрепите экстрактор внутри крепежа, можно выкручивать его шуруповертом или дрелью.

Поможет прокладка

Если шлицы практически стерлись и отвертка проворачивается, используйте подложку. Это может быть ткань, резина, скотч, абразивная часть губки для мытья посуды. Положите прокладку на шуруп, сверху крепко прижмите отвертку или шуруповерт и быстро прокрутите. Если не помогает — остановитесь, чтобы окончательно не стереть шлицы.

Поможет WD-40

Если шуруп вкручен в металлическое основание, предварительно смажьте его WD-40 и оставьте на несколько минут. Постарайтесь сделать так, чтобы средство попало не только на крепеж, но и на место вокруг него. WD-40 размягчит ржавчину, и это поможет вытащить шуруп.

Поможет паяльник

Если шлицы в шляпке шурупа или болта стерлись окончательно, возьмите паяльник и припой. Разогрейте припой прямо в шляпке болта и вставьте туда биту от шуруповерта. Когда припой остынет, закрепите биту в шуруповерте и попробуйте выкрутить на малых оборотах. Придется пробовать несколько раз, припой будет ломаться.

Главная задача здесь — сдвинуть крепеж с мертвой точки, чтобы показалась шляпка, за которую можно зацепиться пассатижами.

Еще можно нагреть паяльником сам шуруп. Если он вкручен в пластик — тот расплавится, если в дерево — оно обуглится. Крепеж немного расширится от температуры, остынет и вернется в прежний размер. Пространство вокруг увеличится, поэтому выйти шуруп должен проще.

Поможет стамеска

Если шуруп застрял в дереве или пластике так, что никак не ухватиться, берите стамеску. Сделайте с ее помощью небольшое углубление на поверхности вокруг шурупа, захватите его шляпку пассатижами и постепенно выкручивайте.

Поможет болторез

Если сложно выкрутить шуруп, который скрепляет две поверхности или детали, можно просто высверлить дрелью или откусить болторезом его шляпку. Это поможет отсоединить детали. А убрать стержень без шляпки можно попробовать пассатижами.

Что важно запомнить

Когда думаете, как вытащить застрявший шуруп, действуйте от простого к сложному. Используйте по очереди инструменты, которые есть под рукой: отвертку, пассатижи, стамеску.

Если не получилось — возьмите сложные инструменты: ударную отвертку, экстракторы, паяльник. Застрявший крепеж кажется большой проблемой только на первый взгляд. Один из перечисленных способов точно поможет избавиться от него за несколько минут.

04.04.2022

Как выкрутить саморез с сорванной шляпкой

Главная |

Статьи |

Как выкрутить саморез с сорванной шляпкой

Для выкручивания саморезов и шурупов  достаточно иметь при себе отвертку, шуруповерт или использовать дрель на малых оборотах. При вращении инструмента против часовой стрелки уже скоро крепеж останется в руках. 

Но достаточно часто возникают определенные сложности – если головка у крепежа сорвана, или сама резьба повреждена, извлечь изделие будет довольно проблематично. Рассмотрим несколько способов работы с поврежденными шурупами.

Способ 1

Если над поверхностью выступает целая часть самореза или шурупа, достаточно использовать плоскогубцы. Специалисты советуют брать определенный инструмент с тонким наконечниками – утконосы. Крепеж захватывается инструментом и прокручивается против часовой стрелки, с большой вероятностью получится извлечь. Единственная сложность – нужно удерживать крепеж достаточно сильно, чтобы инструмент не прокручивался.


Способ 2

Предыдущий вариант развития событий – самый простой. Если крепеж застрял в поверхности глубоко, то захватить его будет сложно. Единственный возможный вариант, в данной ситуации, придется затронуть поверхность, в которой находится крепеж. В результате чего она повредится и потребует дальнейшего восстановления. Но в большинстве случаев это единственный возможный вариант.

Если крепеж ввинчен в деревянную поверхность, мастеру понадобится стамеска. С помощью нее снимается несколько верхних слоев дерева, чтобы подобраться к крепежу. В случае с бетонными поверхностями делаются небольшие надпилы по диаметру с помощью болгарки. Для металлических поверхностей рядом с крепежом просверливается несколько неглубоких отверстий. Далее все делается как в первом случае – с помощью утконосов мастер подбирается к резьбе, плотно захватывает ее и начинает выкручивать против часовой стрелки.


Способ 3

Подходит для крепежей, у которых сохранена сама шляпка, но сорван шлиц. Выкрутить такой крепеж с помощью отвертки или шуруповерта не представляется возможным – головка инструмента не закрепляется и просто слетает с крепежа. Решить проблему можно с помощью небольшого кусочка резины.   Подойдет любое прорезиненное изделие, которое есть под рукой Взять нужный материал можно, например, от медицинского жгута или от велосипедной камеры.. Мастеру необходимо отрезать небольшой лоскут резины и наложить его на головку крепежа. Далее желательно взять именно отвертку с подходящим строением головки и плотно прижать ее к шлицу. Затем крепеж медленно выкручивается. Резиновый лоскут позволяет создать дополнительное сцепление.

Если в процессе выкручивания резина повредилась, желательно заменить ее на новый кусочек и только после этого продолжать процесс.


Способ 4

Если шлиц поврежден, но головка крепежа осталось целой и выступает на достаточную высоту над поверхностью, то можно попробовать нарезать на поверхности новые грани для отвертки или шуруповерта. Если говорить подробнее, то грани не нарезаются, а с помощью инструмента проводится углубление уже существующих. Проще всего их сделать под плоскую отвертку. Мастеру достаточно взять болгарку, пилу по металлу или дремель. Инструментом делается насечка, далее с помощью отвертки саморез выкручивается. Способ не подойдет для крепежей, которые изготовлены из каленого металла. 


Способ 5

В этом способе желательно использовать инструмент, который не жалко испортить. Дополнительно потребуется клей «Момент» или другой аналог, который капается на поверхность поврежденного крепежа и оставляется на пару минут. Далее в головку вставляется отвертка и задерживается в таком положении на некоторое время. Важно дождаться, чтобы клей схватился. Далее мастер просто выкручивает крепеж. За счет того, что отвертка и головка крепежа схватятся между собой, инструмент не будет соскакивать.


Способ 6

Использовать специальный инструмент под названием экстрактор. В процессе выкручивания он все плотнее захватывает головку, в итоге любые проскальзывания исключены. Перед использованием инструмента в крепеже высверливается отверстие. Сложности могут возникнуть с саморезами или шурупами, которые выполнены из закаленной стали.


Удаление

— Как снять болт со сломанной головкой

Я думаю, что здесь необходимо провести некоторую оценку. Во-первых, было бы полезно понять, почему этот болт нужно было удалить в первую очередь. Похоже, что этот болт и большая шайба использовались, чтобы удерживать шарнирную часть оборудования на круглом металлическом стержне, в который был ввинчен болт. Я вижу там черный смазочный материал, который подтверждает это наблюдение.

Значит, снятие было просто попыткой ослабить шайбу на шарнире, чтобы шарнир мог вращаться более свободно? Я спрашиваю об этом, потому что, возможно, он сможет продолжать нормально работать даже без замены болта.

С другой стороны, если шарнирная часть теперь хочет оторваться от вала, будет очевидно, что замена болта необходима для восстановления полезной работы оборудования. Это будет трудная ремонтная операция и потребует некоторых специальных инструментов. Если бы это делал я, я бы сначала исследовал снятие шарнирной части с вала. По вашей картинке невозможно полностью оценить, легко это или сложно. Допустим, он легко снимается.

Снимите шарнирную часть с вала.

Удалите всю смазку и масло с цапфы вала.

Первым пробным шагом при удалении будет использование инструмента, подобного изображенному ниже. (часто называется Easy-Out) . Успех с Easy-Out в этой ситуации может быть не лучше, чем 50-50.

Вы выбираете подходящий размер одного из них, а затем осторожно просверливаете отверстие в центре сломанного болта, который находится внутри вала. Затем Easy-Out вставляется в отверстие и поворачивается в направлении, в котором он хочет ввернуться в просверленное отверстие, одновременно прикладывая крутящий момент к стержню болта, чтобы он хотел вывернуться.

Из рисунка видно, что изначально этот болт был закреплен на месте каким-то фиксатором резьбы. Чтобы ослабить этот фиксатор резьбы, необходимо приложить довольно значительное количество тепла к валу, чтобы у Easy-Out была половина шанса снять заглушку болта. Может быть некоторая ценность в нагреве и дайте валу несколько раз остыть, прежде чем даже пытаться приложить крутящий момент к Easy-Out. Затем, когда вы начнете работать с Easy-Out, я нагрею вал. Высокая температура заставит вал немного расшириться и облегчит удаление заглушки болта.

Имейте в виду, что Easy-Out изготовлен из чрезвычайно твердого материала, и при слишком сильном крутящем моменте они могут отломиться в отверстии, что еще больше затруднит дальнейшие попытки ремонта.

Если Easy-Out не может удалить заглушку болта или просто вырывается в просверленном отверстии, вам необходимо перейти к следующему уровню ремонта. Вы можете сразу перейти к этому шагу.

Идея заключается в том, чтобы высверлить большую часть стержня болта с помощью качественного сверла. Сверло должно быть почти такого же диаметра, как стержень болта, но не такого большого. Также потребуется небольшое направляющее отверстие, чтобы держать его по центру. Это может быть либо ранее просверленное отверстие Easy-Out, либо небольшое отверстие, предварительно просверленное прямо в центре стержня болта.

После того, как заглушка болта будет высверлена, используйте метчик (как показано на рисунке ниже) , размер которого соответствует размеру болта и, в идеале, размеру его резьбы.

Обратите внимание, что метчики для нарезания резьбы также являются чрезвычайно твердым материалом и могут сломаться при приложении к ним большого крутящего момента. Если он все же отломится, дальнейший ремонт становится крайне затруднительным. Использование одного из них в этом ремонтном приложении требует особой осторожности, потому что в процессе нарезания резьбы части старой резьбы болта ослабнут и попытаются заклинить метчик. Для успешного использования метчика необходимо завинтить его на одну сторону (примерно на четверть оборота), а затем повернуть на часть оборота. Если образовалось много мусора, может потребоваться полностью снять кран, чтобы прочистить отверстие, а затем начать заново.

Имейте в виду, что этот процесс нарезания резьбы не оставляет идеальной новой резьбы на валу. В лучшем случае метчик попытается войти в исходную резьбу и просто удалить оставшиеся части стержня болта. В худшем случае высверливание стержня болта было не по центру, резьба метчика не соответствует стержню болта или операция нарезания резьбы пытается прорезать несколько новых путей резьбы в отверстии. По моему опыту, обычно результат все еще достаточно хорош, чтобы принять новый сменный болт, но вы можете быть осторожны, чтобы не затягивать его слишком сильно, иначе он может сорваться.

Всегда есть возможность высверлить весь конец старого болта и резьбу на валу, а затем навинтить на вал следующий болт большего размера.

После того, как вам удалось повторно нарезать резьбу в отверстии, вы можете повторно смазать вал и установить шарнирную часть. Следите за новым болтом. Трение шарнирной части о шайбу со временем приведет к ослаблению болта, поэтому его придется подтягивать заново. По этой причине на оригинальном болте изначально был фиксатор резьбы. Фиксатор резьбы также является причиной того, что головка болта скручивается, когда вы пытаетесь ее снять.

Удаление замерзших или сломанных креплений

Каковы общие методы удаления замерзших или сломанных резьбовых креплений?

Вот некоторые подходы и предостережения. Сначала примите наименее разрушительные шаги по удалению. Часто требуется несколько шагов, таких как циклическое нагревание, встряхивание и нанесение пенетранта на ночь. Будьте настойчивы и пробуйте альтернативы. При выборе методов удаления следует учитывать, где сорвался крепежный элемент — выше или ниже поверхности детали, и что вызвало поломку — ржавчина на резьбе, чрезмерные нагрузки или чрезмерная затяжка.

  • Начинайте все усилия по снятию крепежа с очистки головки винта или болта, стержня и области вокруг стержня, где он входит в работу. Если на застежке есть прорезь или крестообразный крест, очистите их. Очистку лучше всего производить щеткой из нержавеющей стали и ацетоном. Очистка позволяет лучше увидеть проблемы, дает отверткам лучший захват пазов и открывает путь к резьбе для пенетрантов.
  • Часто дезинтегратор с метчиком (TD), также называемый дезинтегратором для болтов, металлическим дезинтегратором или электроискровым эродером, является лучшим способом удаления примерзшего или сломанного крепежа. Это устройство работает по тому же принципу, что и электроэрозионная обработка (EDM), и удаляет крепеж быстро и без ущерба для работы. Это работает для всех крепежных металлов. Одни ТД являются стационарными, другие могут привлекаться к работе. При использовании ТД заготовка должна быть погружена в воду или масло. Многие механические мастерские имеют эти машины и предлагают эту услугу. Для дорогостоящих заготовок это отличный подход, который представляет минимальный риск для детали.
  • На сорванных винтах с крестообразным шлицем используйте плоскошлифовальную машину (инструмент Dremel®) с абразивным диском, чтобы вырезать новый паз. Имейте в виду, что шлифовка нагревает крепеж. Затем используйте плоскую отвертку в новом слоте.
  • Для винтов с головкой под торцевой ключ, у которых сорваны шестигранники, используйте инструмент для выкручивания, рис. 6–34, или изготовьте его из шестигранного ключа большего размера с помощью настольной шлифовальной машины. Вбейте инструмент для выталкивания в углубление. Если шестигранный ключ сам соскочил, отшлифуйте поврежденный конец, чтобы обнажить новый участок шестигранника.

Рис. 6–34. инструмент sock-it-out для удаления винтов и болтов с шестигранной головкой
с поврежденными канавками.

  • Если изделие может выдерживать нагрев, проведите температурный цикл на креплении и прилегающих участках с помощью горелки или электрического фена. Нагрейте маленькие винты паяльником. Не сдавайтесь, пока температура не изменится 5–10 раз. Охлаждайте льдом или сжатым воздухом после каждого цикла нагрева. Даже повышение температуры крепежа/заготовки на 200–300°F может быть полезным, но еще лучше поднять крепеж до тускло-красного цвета, если работа не будет повреждена. Другие альтернативы — нагрев бутановой горелкой, чтобы ограничить повреждение окружающей области. Если повреждение пламенем окружающей области заготовки является проблемой, нагрейте докрасна конец куска металла, удерживаемого в плоскогубцах Vise Grip®, затем приложите горячий конец к верхней части крепежа.
  • Используйте проникающее масло и дайте ему впитаться в течение ночи. Имейте в виду, что многие запатентованные продукты, которые ранее содержали плавиковую кислоту и другие агрессивные химические вещества, работали хорошо, но были заменены неэффективными, но одобренными правительством углеводородными маслами с теми же названиями.
  • Иногда помогает легкое постукивание по застежке в сочетании с другими действиями. Примените удар, чтобы помочь ослабить застежку, ударив вставленной в нее отверткой или непосредственно по самой застежке. Не прилагайте слишком много усилий, чтобы не повредить или не отломить головку крепежной детали. Рассмотрите возможность постукивания по боковой стороне, головке или стержню застежки кернером. Приложите усилие кернера не по центру, по касательной и против часовой стрелки, чтобы поспособствовать отвинчиванию крепежной детали.
  • Винты с головкой под торцевой ключ закалены, и их практически невозможно высверлить. Рассмотрите возможность их удаления путем шлифовки алмазной насадкой на шлифовальном станке. После удаления большей части крепежа оставшийся металл в резьбе можно удалить с помощью чертилки. Метчики-дезинтеграторы также отлично подходят для удаления винтов с головкой под торцевой ключ.
  • Сильно заржавевшие крепежные детали невозможно удалить силой. Три формы оксида железа (ржавчины) занимают больший физический объем, чем сталь, из которой они получены, прочно фиксируя застежку на месте.
  • Замерзшие и заржавевшие гайки можно удалить, разрезав их пополам с помощью шлифовальной машины и абразивного круга. Также эффективны орехоколы, в которых винт загоняет закаленный клин в одну сторону ореха, удерживая другой.
  • Когда крепежная деталь или метчик отламываются заподлицо или ниже поверхности, хорошо работает сварка GTAW (TIG):
    • Случай I: Если крепеж заподлицо с рабочей поверхностью, на него накладывается гайка, а для соединения крепежа и гайки используется наплавленный металл. Поворачивая гайку, крепление выворачивается.
    • Случай II: Если крепежный элемент ниже поверхности заготовки, металл сварного шва сплавляется с крепежным элементом, а отверстие заполняется металлом сварного шва.
      Затем добавляется гайка, как в случае I. Опытные сварщики могут удалить сломанные крепежные детали, которые находятся на 5-8 диаметров ниже поверхности. Металл сварного шва, добавленный внутрь крепежного отверстия, не будет прилипать к стенкам отверстия и портить резьбу, потому что сварка происходит только вдоль электрода, а не по бокам. Наклоняя горелку GTAW внутрь гайки, приварной металл приваривается к резьбе гайки. См. Рисунок 6–35.

Рис. 6–35. Наваривание гайки на сломанный болт.

  • Если головка отломана, но шток выступает над рабочей поверхностью, используйте плоскогубцы Vise Grip®, чтобы захватить шток и отвинтить его. По бокам выноса можно подпилить плоские поверхности, чтобы улучшить хват.
  • Если крепежный элемент отломился заподлицо или ниже рабочей поверхности и не затвердел, попробуйте инструмент для извлечения винтов и болтов, которые бывают нескольких конструкций, рис. 6–36. Проткните застежку по ее центру. Для центрирования сверла даже лучше, чем кернение, использовать алмазный инструмент в шлифовальной машине. Это сделает углубление в форме конуса в верхней части крепежа, чтобы сверло самоцентрировалось. За исключением очень маленьких крепежей, начните со спирального сверла диаметром ⅛ дюйма и просверлите его примерно на ½ дюйма. Используйте смазку для сверления. Левосторонняя дрель лучше правосторонней, потому что силы сверления имеют тенденцию отвинчивать крепеж. Постепенно сверлите отверстия большего размера, пока диаметр отверстия не станет примерно на половину диаметра крепежа. Переверните сверло для левосторонних сверл. Затем вставьте самый большой спиральный экстрактор, постучите по нему так, чтобы он врезался в застежку, и отвинтите застежку. Используйте разводной ключ, чтобы повернуть экстрактор. Добавьте пенетрант и попытайтесь вывести его из себя. Слишком большое усилие сломает экстрактор в просверленном отверстии, и дальнейшее сверление будет невозможно, поскольку металл экстрактора закален. Лучше снять экстрактор и просверлить отверстие большего размера. Если есть возможность, сверлите на сверлильном станке или фрезерном станке.

Рис. 6–36. Сломанные болтовые и винтовые экстракторы.

 

Рисунок 6–37. Инструмент для снятия сломанного болта с помощью центрирующей втулки
и шлицевого ключа.

  • Другой альтернативой незакаленным крепежным элементам является коммерческий продукт, в котором используется втулка для центровки сверла, два спиральных сверла, шлицевой ключ и шлицевая токарная гайка, рис. 6–37. Крутящий момент на шлицевом ключе не концентрируется в точке, где он входит в отверстие для крепежа, как у экстрактора для винтов, поэтому вероятность того, что ключ сломается, меньше. Шлицевой ключ необходимо вставить в отверстие крепежа.

Удаление сломанного метчика

Какие методы можно использовать для удаления сломанного метчика из летки?

  • Инструмент для удаления метчика, рис. 6–38, является хорошим выбором для первой попытки удаления. Слишком большое усилие может сломать пальцы на инструменте, поэтому действуйте осторожно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *