Принцип работы дпкв: Датчик положения коленвала (ДПКВ): что это такое и где находится, признаки неисправности и как проверить, а также устройство и принцип работы

Расположение и принцип работы датчика коленвала: где находится контроллер положения коленчатого вала » Авто центр ру



Нормальная работа автомобильного двигателя возможна только в том случае, если будут работоспособны все исполнительные механизмы и датчики мотор. Одним из таких контроллеров является датчик коленвала, поломка которого может привести к невозможности эксплуатации авто. Подробнее о том, что это за устройство, как его проверить и какие неисправности для него характерны, вы можете узнать из этого материала.

[ Скрыть]

Описание датчика положения коленчатого вала

Где находится датчик положения вала, каков его принцип работы, за что отвечает и для чего нужен ДПКВ, что влияет на его работу и каким должно быть сопротивление устройства? Для начала разберем описание девайса.

Место расположения, назначение и устройство

Датчик ПКВ также часто зовется контроллером синхронизации. Благодаря этому регулятора управляющий модель автомобиля может синхронизировать работу ГРМ, что позволяет обеспечить правильную работу силового агрегата в целом. С помощью ДПКВ блок управления может определить момент, при котором высоковольтный разряд подается на свечи зажигания и осуществляется впрыск горючего в тот или иной цилиндр.

Многих автовладельцев интересует вопрос — где стоит ДПКВ? Если вы хотите точно узнать, где расположен контроллер, то лучше обратиться к сервисной книжке по эксплуатации вашего транспортного средства. Место расположения может отличаться, но в большинстве случаев контроллер монтируется на кронштейне, неподалеку от шкива привода генераторного узла.

Что касается конструктивных особенностей, то устройство ДПКВ следующее:

  • чувствительный компонент, выполненный в виде намагниченного металлического сердечника;
  • цилиндрический корпус, который обычно изготовляется из пластмассы или алюминия;
  • основание устройства с фланцем, а также отверстием для фиксации;
  • выход для подключения к бортовой сети машины;
  • связующий провод в эмалированной изоляции.

Для того, чтобы не допустить негативного воздействия на устройство, обмотка ДПКВ герметизируется компаундом. Непосредственно синхронизирующий диск коленчатого вала оснащается 58 зубчиками, которые установлены по окружности устройства на одинаковом расстоянии между собой. Расстояние между зубцами составляет 6 градусов. Два зубчика на валу отсутствуют — они используются для определения начального положения коленвала. С помощью этих зубчиков система генерирует сигналы синхронизации.

Принцип работы

Как работает девайс? Когда коленвал проворачивается, на механизм воздействуют его зубья, что приводит к изменению магнитного поля. В результате этого появляются импульсы напряжения. От ДПКВ синхронизирующий сигнал подается на блок управления, таким образом предупреждая модуль о том, какая частота и положение самого вала. Именно этот принцип является основанием для расчета момента времени, который потребуется для активации модуля зажигания, а также топливных форсунок.

В случае, если ДПКВ будет отправлять неверные импульсы, это приведет к нарушению цикличности подачи топливовоздушной смеси и зажигания. Соответственно, такая проблема станет причиной некорректной работы силового агрегата или невозможности его запуска в принципе (автор видео о диагностике — канал Resta).

Возможные неисправности: признаки и причины

Контроллер частоты вращения оборотов или работает нормально, или не работает совсем. Если устройство выходит из строя, на контрольном щитке должен загореться индикатор Чек Энджин.

По каким симптомам можно определить поломку ДПКВ:

  • снизилась динамика при движении транспортного средства;
  • на холостом ходу обороты силового агрегата могут то увеличиваться, то падать, происходит это произвольно;
  • в целом на холостых мотор может работать нестабильно, возможно троение двигателя;
  • стук «пальчиков» или детонация — обычно проявляется при динамичной нагрузке;
  • силовой агрегат транспортного средства заводится с большим трудом, при поломке ДПКВ он может вовсе не завестись.

Разумеется, приведенные выше симптомы могут свидетельствовать о неисправностях в работе других узлов и механизмов. К примеру, троение двигателя и снижение его мощности может быть обусловлено неполадками в работе топливного насоса или засорением топливного фильтра. Поэтому для определения поломки контроллера нужно не только знать признаки, но и уметь проверить датчик (видео обнародовано на канале Lty D).

Способы устранения поломок

Есть несколько вариантов устранения поломок в зависимости от неисправности:

  1. Если датчик вышел из строя, то его необходимо менять. Поломанный контроллер ремонту и восстановлению не подлежит, поэтому замена является единственным выходом для решения проблемы.
  2. Если контроллер работоспособный, то нужно проверить качество его подключения к электросети. Часто бывает такое, что причина неработоспособности заключается в плохом контакте датчика с системой электрики, в частности, речь идет о разъеме. Штекер может быть поврежден, а если ДПКВ работает в условиях влаги, то контакты на разъеме могут окислиться.
    Окисление препятствует нормальной передаче сигнала. При такой проблеме можно попробовать очистить разъем с помощью железной строительной щетки или мелкозернистой наждачной бумаги. Однако, если разъем поврежден, то его придется поменять. Для этого поврежденный штекер нужно отрезать, а вместо него к проводку подключить новый разъем, тщательно заизолировав место подсоединения.
  3. Неработоспособность датчика может быть обусловлена и неисправностью электрической проводки. Тогда нужно будет произвести диагностику целостности электроцепи авто, это позволит определить отсутствие разрыва в проверяемой цепи.
    Диагностика осуществляется с помощью контрольной лампочки, к которой надо подключить два провода. От датчика нужно отключить разъем с проводкой, после чего один конец провода контрольной лампы следует к разъему, а второй — к другому концу или массе авто. Если при подключении лампа стала гореть, это свидетельствует о том, что цепь целая и разрывы в ней отсутствуют. Если же в результате подключения лампа не загорелась, то это говорит о наличии разрыва в проводке.

Диагностика работоспособности датчика

Есть несколько методов проверки ДПКВ в домашних условиях. В первую очередь контроллер необходимо отключить от штекера питания, демонтировать и внимательно осмотреть — это будет визуальная диагностика. В ходе проверки нужно оценить сам корпус — нет ли на нем повреждений, дефектов, целый ли он, в каком состоянии находятся контакты, разъем и сердечник. Если на датчике имеются следы грязи, то их все необходимо удалить, для этого используется бензин либо спирт (автор видео — канал Автоэлектрика ВЧ).

Если визуальная диагностика не дала результатов, то нужно прибегнуть к более точной проверке работоспособности. Для выполнения этой задачи потребуются тестеры.

Рассмотрим два способа проверки:

  1. Для реализации первого метода вам потребуется мультиметр — эти прибором вы будете замерять значение сопротивления обмотки. Зависимо от типа датчика, параметр сопротивления может быть разным. Но, как правило, эта величина варьируется в районе 550-750 Ом. Если полученное значение не соответствует этим пределам, то датчик надо менять.
  2. Второй вариант диагностики более трудоемкий, поскольку для его выполнения вам потребуется вольтметр, устройство для измерения индуктивности, мегомметр, а также сетевой трансформатор. Величина индуктивности должна составить около 200-400 мГн в идеале. Параметр сопротивления нужно замерять при помощи тестера — полученная в ходе диагностики величина должна составить более 20 мОм при условии, что напряжение составит 500 В. Использование сетевого трансформатора необходимо для того, чтобы снять намагничивание с диска синхронизации.

Фотогалерея

Фото расположения и диагностики контроллера ПКВ.




Видео «Как можно завести двигатель авто с неработающим ДПКВ?»

Автор ролика предлагает вам узнать о том, как можно запустить силовой агрегат автомобиля в обход ДПКВ (видео опубликовано каналом Автоэлектрика ВЧ).



что такое, устройство и принцип работы, признаки неисправности и как проверить

Содержание

Мозговым центром современных двигателей является электронная система управления. Она с помощью большого числа сенсоров собирает и анализирует информацию от различных деталей транспортного средства. Так осуществляется контроль за функционированием различных автомобильных узлов. В системе зажигания размещается датчик положения коленчатого вала или сокращенно ДПКВ. Подробнее, что это за механизм, его расположение в машинах и прочие особенности расскажем ниже.

ДПКВ: что это?

ДПКВ отвечает за положение коленчатого вала в конкретный момент. Сенсор следит за скоростью вращения вала. Основной функционал механизма сводится к нормализации работы в системе зажигания.

ДПКВ посылает электронной системе управления информацию о том:

  • в какой временной отрезок поршни в крайних цилиндрах достигают НМТ и ВМТ;
  • с какой частотой вращается коленчатый вал.

Получив сведения, электронная система управления способна влиять на следующие моменты:

  • Угол опережения зажигания в цилиндрах.
  • Управление впрыском бензина через форсунки, не допуская излишков топлива.
  • Изменение фазы газораспределения.
  • Управление процессом улавливания паров бензина (регулирует клапан продувки адсорбера).

Каждый инжекторный мотор с ЭБУ работает совместно с сенсором положения коленвала. Инжектор регулирует какой объем топлива подавать, обеспечивая его экономный расход. Предоставляет сведения инжектору датчик положения коленчатого вала.

У карбюраторных моторов нет потребности в данной детали. В двигатель сразу поступает состав из воздуха и топлива в одинаковых пропорциях.

Нередко автолюбители путают ДПКВ и ДПРВ. Под аббревиатурой ДПРВ понимают датчик положения распределительного вала. Отличия данных механизмов в том, что ДПРВ реагирует на положение распределительного вала, подает сигнал к впрыску топлива в зажигание и цилиндры в нужное время. В механизме ДПРВ установлен постоянный магнит, и его работа строится на эффекте Холла.
И ДПКВ, и ДПРВ функционируют совместно, но первый механизм все-таки приобрел главенствующее значение в машинах.

Устройство и расположение ДПКВ

Ничего сложного в механизме ДПКВ нет. В корпусе из пластика располагается намагниченный стержень из стали, на котором размещается оплетка из меди. За изоляцию проводов отвечает компаундная смола. От корпуса отходит электрический разъем. Разъем подсоединяется к электрике транспортного средства. Расположен ДПКВ на картере коробки передачи. Второй вариант его размещения — на блоке цилиндров. В некоторых машинах датчик расположен поблизости от приводного шкива.

Механизм работы ДПКВ

Выделяют несколько разновидностей ДПКВ. В зависимости от вида механизма различается его принцип работы. Рассмотрим, как работает индукционный (магнитный) датчик пошагово:

  • Практически по всему диаметру реперный диск оснащен зубцами за исключением места, где отсутствуют сразу 2 зубца. Именно в этом месте начинается отсчет оборотов коленчатого вала, и происходит синхронизация.
  • При работе ДПКВ возникает устойчивое магнитное поле.
  • Зубцы реперного диска во время движения проходят через магнитное поле. В итоге образуются импульсы.
  • Если сквозь магнитное поле прокручивается участок диска, где не хватает зубцов, система отмечает начальное положение вала.
  • Сведения о частоте импульсов сразу же отправляются в «мозговой центр», который и отслеживает число оборотов и положение коленчатого вала.

Таким способом происходит регулировка мотора и системы зажигания транспортного средства.
Реперный диск может иметь пропуски зубчиков в 2 местах под углом в 180 градусов. Обычно такие разновидности устанавливают в дизельных моторах.

Обратите внимание! Индуктивный ДПКВ не расходует напряжение. Электрический импульс появляется за счет действия магнитного поля, проходящего сквозь медную обмотку.

Разновидности сенсоров

В предыдущей части речь шла об индукционном датчике положения коленчатого вала. Он функционирует за счет электромагнитной индукции. Устройство несложное в использовании, надежное в эксплуатации. Автомобилистам нужно знать, что стабильная работа механизма возможна только при отсутствии грязи и прочих препятствий между ДПКВ и зубцами реперного диска. Также диск должен вращаться на высоких оборотах.

Датчик Холла. Из названия ясно, что в основе его механизма лежит эффект Холла. Небольшое напряжение вырабатывается при вращении зубцов через ДПКВ. Информация о вращении диска поступает в форме дискретного сигнала в электронную систему управления. Несмотря на высокую точность такие механизмы в машинах устанавливают редко.

Оптический ДПКВ работает за счет источника и приемника светового сигнала. В промежутке между фотодиодом и светодиодом располагаются зубчики диска. В зависимости от скорости вращения диска зубцы затеняют светодиодный индикатор. В этот момент на фотодиоде возникает импульс. Данный импульс преобразуется в сигнал и отправляется на ЭБУ. Такой сенсор положения коленчатого вала не нашел особого применения в автомобилестроении.

Как выявить поломку ДПКВ

Сенсор, как и любой механизм в автомобилях, может выйти из строя. Определить, что поломка именно в данном устройстве, помогут следующие симптомы:

  • теряется мощность мотора;
  • в разных режимах и на холостом ходу двигатель работает нестабильно;
  • наблюдается увеличение расхода бензина;
  • на больших оборотах слышен звук детонации из моторного отсека;
  • пропуск искры;
  • загорелся код с номером Р0336.

Если ДПКВ полностью вышел из строя, то автомобиль не получится завести. Указанные симптомы также могут говорить о поломке других сенсоров в автомобиле. Точную причину неисправности покажет цифровой сканер. Диагностика большинства машин отечественного или импортного производства выполняется автосканером Rokodil ScanX Pro.

Если диагностика подтвердила выход из строя ДПКВ, то его просто заменяют на новое устройство. Приобретать лучше всего оригинальные ДПКВ. Проверка работоспособности датчика проводится также и другими способами:

  • через осциллограф;
  • при помощи мультиметра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *