Как проверить генератор своими силами?
Всем привет, уважаемые автолюбители! Вас приветствует на страницах своего блога его автор и создатель — Андрей Кульпанов. Немало водителей стремятся к тому, что своими силами научиться обслуживать «железного коня» — это не только дешевле чем у официального дилера или в автосервисе, но и познавательно с практической точки зрения. Поэтому сегодня я хочу говорить с Вами о том, как проверить генератор и что для этого может потребоваться.
Оглавление
- О роли узла
- Два основных способа проверки
- Составляющие генератора
- Проверяем диоды, реле и прочее
О роли узла
Необходимость проверки вызвана еще и тем, что скачки напряжения губительны для современной электроники. Ей автомобили буквально напичканы, и любой скачок грозит выходом из строя. За подачу напряжения отвечает именно генератор, в том числе, он ответственен за питание электроприборов на борту машины, а также и за подзарядку аккумулятора. Если он неисправен, например, не выдает нужное напряжение, то далеко мы уехать не сможем. Вот почему многие автолюбители стремятся узнать о способах и процедуре проверки. Рассмотрим этот механизм подробнее.
Два основных способа проверки
Итак, начнем с наиболее простого способа, который не требует стендов или иного специального оборудования. Для него нам всего навсего понадобится прибор под названием «мультиметр», хотя можно обойтись даже без него, но об этом будет ниже. Сначала производим замеры в состоянии покоя — показатели должны быть на уровне 12,5–12,8 Вольт (речь, как Вы поняли, идет о напряжении).
Потом проверяем исправность генератора при заведенном моторе. Доводим обороты до 2000 — напряжение, если оно нормальное, должно быть в диапазоне 13,5–14,5 Вольт или даже чуть более того. Если при включенных потребителях тока (магнитофон, освещение и пр.) показатель не падает ниже 13,7–14, значит, генератор функционирует нормально.
Есть и другой вариант проверки, которым пользовались еще наши предки. Сначала ослабляем затяжку отрицательной клеммы аккумуляторной батареи. Заводим двигатель и включаем передние фары. Теперь нужно снять минусовую клемму (тут важно не перепутать, ведь аккумулятор может быть прямой и обратной полярности). Если освещение не померкло и не заглох движок, можно говорить об исправности узла. В ином случае, придется его демонтировать и проверять каждую деталь по отдельности.
Составляющие генератора
К ним относятся следующие элементы:
- щетки;
- диодный мост;
- ротор и статор;
- якорь;
- реле-регулятор
Сначала советуют проверить натяжку ремня. Если требуется, то его меняют или затягивают туже. Наличие посторонних звуков может говорить также об износе подшипников. Дальше снимаем щетки и производим их визуальный осмотр. Минимальная высота должна составлять хотя бы 4,5 мм.
Проверяем диоды, реле и прочее
Диоды проверяют, измеряя их сопротивление и проводимость тока. Для этого один из щупов прибора-тестера размещаем на плюсовую клемму АКБ, а другим замеряем выводы диодов. Таким способом проходим весь диодный мост. Если диод вышел из строя, то сопротивление будет нулевым в обе стороны.
В случае, когда батарея недо- или перезаряжается, следует проконтролировать регулятор напряжения. Замеряют его в тот момент, когда двигатель находится «на оборотах» от 2000 и выше. Отдельного внимания заслуживают щетки регулятора — для их проверки применяют 12-вольтовую лампочку. Вместо выражения «регулятор напряжения» Вы можете встретить реле-регулятор (это одно и то же).
Необходимо проверить также статор, ротор и обмотку. Если генератор сильно гудит в процессе работы, значит может «коротить» обмотка. Снова берем в руки наш мультиметр и измеряем сопротивление между контактными кольцами ротора. Показатель должен быть в диапазоне от 2,3 до 5 Ом. Если он ниже минимального значения, то замыкание происходит между витками. Высокое говорит об обрыве или слабом контакте.
Именно статор относится к наиболее сложным деталям генератора, и без демонтажа всего узла целиком мы не сможем произвести его проверку.
Первым делом обращайте внимание на отсутствие следов обрыва и/или подгоревших контактов.Работа по проверке исправности генератора вполне может быть выполнена в гараже собственными силами с использованием одного лишь мультиметра. Если же речь идет о неисправностях, то необходим демонтаж узла с последовательной проверкой всех составляющих, как об этом я написал выше. Достаточно наблюдать за контрольной лампой, проверять, насколько натянут ремень и периодически очищать контакты. В таком случае Ваш генератор будет служить верой и правдой. На этой ноте будем прощаться. Услышимся в ближайших выпусках!
Просмотры:1935
0Нравится
Поделиться
Рекомендации, как проверить генератор автомобиля на работоспособность своими руками
02.02.20224 735 0 2 Генератор
Автор:Иван Баранов
Как известно, в каждом автомобиле имеется генератор, предназначение которого заключается в обеспечении питания электрического оборудования и устройств транспортного средства. Нередко случаются ситуации, когда по каким-то причинам этот узел не может нормально работать. Этот материал поможет вам узнать, как проверить генератор в домашних условиях и чего нельзя делать при диагностике.
Содержание
- 1 Что делать нельзя?
- 2 Что следует учесть?
- 3 Инструкция, как проверить
- 3.1 Регулятор напряжения
- 3.2 Щетки и контактные кольца
- 3.3 Диодный мост
- 3.4 Статор
- 3.5 Ротор
- 4 Заключение
- 5 Видео «Ремонт генератора Мерседес в домашних условиях»
[ Раскрыть]
[ Скрыть]
Что делать нельзя?
Перед тем, как проверить генератор, нужно знать, чего делать при диагностике ни в коем случае нельзя:
- подключать клемму 30 или В+ (в зависимости от модели) к массе или контакту 61, который может быть промаркирован как D+;
- осуществлять диагностику работоспособности устройства путем короткого замыкания;
- включать узел при отключенной аккумуляторной батареи;
- производить сварку кузова транспортного средства, если аккумуляторная батарея и генераторный узел подключены к сети;
- также не допускается диагностика выпрямителя мегаомметром — этот этап проверки допускается исключительно тестером с напряжением не более 12 вольт.
Что следует учесть?
Если сняв генераторное устройство в своем автомобиле, вы решили его прозвонить и отремонтировать, то есть несколько моментов, которые также следует учесть:
- если производится замена проводов, которые идут от генераторного узла, то необходимо использовать идентичную проводку, как по длине, так и по сечению жил;
- диагностика генератора должна производиться с помощью мультиметра;
- диагностика вентилей устройства осуществляется напряжением не более 12 вольт;
- перед тем, как проверить генератор, нужно удостовериться в том, что ремень натянут нормально — оптимальней всего считается его натяжка в том случае, если нажав на середину ремешка, он прогнется не более, чем на 1.5 см.
Инструкция, как проверить
Теперь подробнее расскажем о том, как проверить автомобильный генератор в домашних условиях. Снимая узел, будьте осторожны, чтобы не повредить его составляющие элементы. Диагностика генераторного узла автомобиля своими руками может производиться после демонтажа устройства, эту процедуру мы описывать не будем, поскольку она индивидуальна.
Устройство и обозначение кнопок мультиметраРегулятор напряжения
Предназначение регулятора заключается в стабилизации вырабатываемого напряжения перед его передачей на электроцепь авто. Диагностика регулятора производится при недостаточном заряде либо перезаряде АКБ.
Перед тем, как проверить эту часть, машину следует прогреть до рабочей температуры:
- При заведенном моторе включите оптику.
- Замеряйте уровень напряжения между массой механизма и контактом 30 или В+. В среднем данный показатель составляет от 14.4-15 вольт, но он может отличаться в зависимости от авто. К примеру, на отечественных ВАЗах этот параметр может составлять от 13.5 до 14.6 вольт. В том случае, если показания оказались ниже, то скорей всего, регулятор надо менять.
- Также можно произвести диагностику регулируемого напряжения, чтобы сделать это, следует подсоединить вольтметр к клеммам батареи. На данном этапе необходимо включить не только фары, но и печку, а также отопитель и другие устройства. Параметр напряжения должен соответствовать тому, который указан в сервисной книжке к вашему авто.
Щетки и контактные кольца
Диагностика генератора автомобиля также включает в себя проверку состояния щеток. В этом случае щетки необходимо визуально осмотреть и произвести замер остатка. Как правило, щетки изнашиваются в результате перекоса вала ротора либо по причине естественного износа. Высота щеток должна быть не меньше 4.5 мм, а диаметр колец должен составлять минимум 12.8 мм. Помимо этого, следует обратить внимание на наличие выработки (автор видео — Вячеслав Ляхов).
Диодный мост
Для диагностики диодного моста выполните следующие действия:
- Сначала активируйте мультиметр в режим замера переменного тока, а его выводы необходимо соединить с массой, то есть корпусом, а также контактом 30 или В+. В данном случае замеряемый параметр должен быть не больше 0. 5 вольт, если это не так, то скорей всего, пришло время менять диоды.
- Для проверки узла на предмет пробоя на масса нужно отключить от питания клеммы аккумуляторной батареи и отсоединить провод генераторного узла, подключенный к клемме 30 или В+.
- Следующим этапом будет подключение тестера к участку между отключенным проводом узла, а также контактом 30. Если имеется пробой диодов, то уровень тока разряда составит 0.5 мА. Кроме того, такая неисправность может свидетельствовать о плохой изоляции обмоток диодов.
- Что касается диагностики силы тока отдачи, то этот параметр проверяется при помощи специального зонда, дополнения к тестеру. Этот зонд являет собой зажим, которым охватывается кабель. Данный зонд позволит проверить силу тока, проходящего по кабелю.
Статор
Также проверка генератора включает в себя диагностику состояния статора. Этот элемент оснащен несколькими обмотками, поэтому вам нужно производить диагностику каждой из них по отдельности. Но перед тем, как приступить к процессу, следует полностью отключить провода, которые соединяют выводы обмоток с диодным мост.
Чтобы произвести диагностику статора, выполните следующие действия:
- Для начала тестируемый прибор необходимо перевести в режим работы омметра.
- Далее, его щупы следует по очереди подключить к выходам каждой обмотки.
- Если обмотка работоспособная, то параметр сопротивления при диагностике должен составить примерно 0.2 Ом.
- Затем производится замер сопротивления между общим выводом статорного элемента, который также именуется нулем, и выходом одной из обмоток, можно использовать любую. Если статор рабочий, то сопротивление должно быть около 0.3 Ом (автор видео — канал Ramanych).
Ротор
Проверить снятый генератор также можно с помощью тестера, на демонтированном узле можно произвести диагностику работоспособности ротора.
Как осуществляется эта процедура:
- Сначала необходимо прозвонить обмотку возбуждения. Чтобы сделать это, тестер опять нужно перевести в режим диагностики сопротивления. Этот параметр проверяется между контактными кольцами. Если ротор рабочий, то сопротивление должно составлять около 2.3-5.1 Ом. В том случае, если полученный показатель выше, это может свидетельствовать об обрыве либо слишком плохой контакте между выводами, а также кольцами. Если же сопротивление слишком маленькое, то скорей всего, проблема кроется в межвитковом замыкании.
- Также с помощью тестера можно произвести диагностику потребляемого тока. Чтобы сделать это, на контактные кольца следует подать напряжение 12 вольт, а в разрыве электроцепи произвести замер. Если ротор работоспособный, то обмотка возбуждения должен потреблять не больше 4.5 ампер, но и не меньше 3 ампер.
- Чтобы удостовериться в работоспособности элемента, можно также продиагностировать сопротивление изоляции. Для этого вам тестер уже не понадобится, приготовьте обычную бытовую лампу на 40 ватт с двумя проводами. Один провод лампочки следует подключить к кольцу, а второй — на корпус. Если ротор работает нормально, то лампа не будет гореть. Но если в узле имеется утечка тока на массу, то лампа либо нормально загорится, либо будет еле-еле накаливаться.
Заключение
Если вы будете придерживаться инструкции, то наверняка сможете правильно произвести диагностику и ремонт генераторного узла в дальнейшем без помощи специалистов. При выявлении вышедших из строя элементов эти детали подлежат замене. Всегда контролируйте, насколько натянут ремень, в каком состоянии находятся контакты, а если на приборной панели появляется индикатор генератора, то проверяйте механизм, как можно быстрее. Своевременная диагностика и ремонт позволят продлить ресурс эксплуатации устройства.
Видео «Ремонт генератора Мерседес в домашних условиях»
Подробная и наглядная инструкция по ремонту генераторного узла автомобиля Мерседес своими руками представлена ниже на видео (автор ролика — канал Eduard Grinenko).
Загрузка …
Была ли эта статья полезна?
Спасибо за Ваше мнение!
Статья была полезнаПожалуйста, поделитесь информацией с друзьями
Да (50.00%)
Нет (50.00%)