Моторные масла ГОСТ. Наименования, Классификация. Аналоги
Данные масла используются в двигателях автомашин, тракторах, сельхозтехники, тепловозах и других.
Абревиатура моторных масел ГОСТ состоит из букв и цифр (М-8В): первая буква (М-моторное), вторая цифра (8-Кинематическая вязкость), третья буква (В-показывает какими свойствами обладает масло).
ПРИМЕР:
МТ-16П по ГОСТ имеет обозначение М-16-Б2(т), где М — моторное, 16 — имеет вязкость от 14.5 до 16.3мм2/с (сСт), Б2 — для малофорсированных дизельных двигателей, буква (т) говорит, что масло может использоваться также в трансмиссии.
Таблица вязкости
Таблица области применения
Наименование масел и их соответствие стандарту обозначения по ГОСТ
Государственный стандарт № | Название масла по ГОСТ | Общепринятое название масла | Перейти в магазин |
---|---|---|---|
10541 | М-63/12-Г | М-63/12Г1 | |
8581 | М-10-Г2(к) | М-10Г2к | купить |
12337 | М-10-В2(с) | М-10В2С | купить |
25770 | М-63/10-Б2 | МТЗ-10П(М-63/10Б2) | |
23497 | М-20-В2 | М-20В2 | |
6360 | М-16-Б2(т) | МТ-16П | купить |
10541 | М-8-В | М-8В | купить |
ТУ 38. 401-58-21 | М-8-Г2(У) | М-8Г2У | |
8581 | М-10-Д2(м) | м-10дм | купить |
12337 | М-14-Д2(цл20) | М-14ДЦЛ-20 | |
12337 | М-10-Г2(цс) | М-10Г2ЦС | |
12337 | М-14-Г2(цс) | М-14Г2ЦС | |
ТУ 38.401-58-98 | М-14-Г2(к) | М-14Г2К | |
10541 | М-43/6-В1 | М-43/6В1 | |
23497 | М-14-В2(з) | М-14В23 | |
8581 | М-10-Г2 | М-10Г2 | купить |
ТУ 38. 1011278 | М-10-Г2(ки) | М-10Г2КИ | |
12337 | М-16-Г2(цс) | М-16Г2ЦС | |
12337 | М-14-Г2 | М-14Г2 | |
ТУ 38.401699 | М-4/8Г(рк) | М-43/8ГРК | |
10541 | М-63/10-В | М-6/10В | купить |
8581 | М-10-В2 | М-10В2 | купить |
12337 | М-14-В2 | М-14В2 | купить |
ТУ 38. 1011278 | М-8-Г2(ки) | М-8Г2КИ | |
12337 | М-20-В2(ф) | М-20В2Ф | |
25770 | М-16-В2 | М-16ИХП-3(М-16В2) | |
ТУ 38.101277 | М-8-А(т) | Мт-8П | |
ТУ 38.401595 | М-8-В2 | М-8В2С | |
ТУ 38.401-938 | М-6/14-Д2(м) | М-6/14ДМ | |
ТУ 38.401682 | М-14-Д2(м) | М-МДМ | |
8581 | М-8-Г2 | М-8Г2 | купить |
ТУ 38. 401-58-21 | М-10-Г2(у) | М-10Г2У | |
ТУ 38.101264 | М-14-Б2 | ||
10541 | М-53/10-Г | М-53/10Г1 | |
12337 | М-16-Д2(р) | М-16ДР | |
12337 | М-20-Г2 | М-20Г | |
ТУ 38.101265 | М-20-А | МС-20П | |
8581 | М-8-Г2(к) | М-8Г2к | купить |
12337 | М-10-Д2(цл20) | М-10ДЦЛ-20 | |
8581 | М-8-Д2(м) | М-8ДМ | купить |
12337 | М-14-Д2(цл30) | М-14ДЦЛ-30 |
Таблица по области применения с буквенным обозначением
Группа | Область применения | Ориентир по классификации API |
---|---|---|
А | Для нефорсированных бензиновых, дизельных моторов. | SB |
Б1 | Двигатели на бензине, малофорсированные, противостоит коррозии. | SC |
Б2 | Двигатели дизельные малофорсированные. | CA |
В1 | Для среднефорсированных моторов, работающих на бензине, противостоит отложению, окислению. | SD |
В2 | Среднефорсированные дизельные моторы, с улучшенными антикоррозионными, противоизносными свойствами. | CB |
Г1 | Для высокофорсированных тяжело нагруженных двигателях, работающих на бензине. | SE |
Г2 | Высокофорсированные двигатели на дизельном топливе, атмосферные либо средний наддув, стойкое к температурным отложениям. | СС |
Д1 | Для высокофорсированных моторов, работающих на бензине, классом выше Г1. | SF |
Д2 | Высокофорсированные дизельные двигатели с наддувом. Эксплуатация в сверх тяжелых работ. Стойких к коррозии и всем видам отложений. | CD |
Е1 | Высокофорсированные бензиновые моторы. Эксплуатация в сверх тяжелых нагрузках. Улучшенная способность удерживать загрязнения. Имеют лучшие показатели чем Д1. | SG |
Е2 | Дизельный мотор высокофорсированный, с повышенной способностью к удерживанию загрязнений , разработан для более тяжелых работ чем Д2. | CF-4 |
Таблица вязкости
По ГОСТ | Вязкость кинематическая мм2/с (сСт) | Ориентир соответствия ГОСТ к SAE | |
---|---|---|---|
+100°С | -18°С | ||
33 | 3. 8 | 1250 | 5W |
43 | 4.1 | 2600 | 10W |
53 | 5.6 | 6000 | 15W |
63 | 5.6 | 10400 | 20W |
6 | 5.6-7 | 20W | |
8 | 7-9.3 | 20W | |
10 | 9.3-11.5 | 30W | |
12 | 11. 5-12.5 | 30W | |
14 | 12.5-14.5 | 40W | |
16 | 14.5-16.3 | 40W | |
20 | 16.3-21.9 | 50W | |
24 | 21.9-26.1 | 60W | |
33/8 | 7-9.3 | 1250 | 5W-20 |
43/6 | 5.6-7 | 2600 | 10W-20 |
43/8 | 7-9. 3 | 2600 | 10W-20 |
43/10 | 9.3-11.5 | 2600 | 10W-30 |
53/10 | 9.3-11.5 | 6000 | 15W-30 |
53/12 | 11.5-12.5 | 6000 | 15W-30 |
53/14 | 12.5-14.5 | 6000 | 15W-40 |
63/10 | 9.3-11.5 | 10400 | 20W-30 |
63/14 | 12. 5-14.5 | 10400 | 20W-40 |
63/16 | 14.5-16.3 | 10400 | 20W-40 |
Типы моторных масел — Расшифровка моторного масла
«Минералка» (зачастую на коробке обозначение Mineral), масло с минеральной основой, полученной из нефти путем ее обработки, оно значительно дешевле. Однако такое масло не обеспечивает тех же максимальных эксплуатационных результатов, что и «синтетика» — оно не выдерживает столь высоких температур, сильнее густеет на морозе, быстрее окисляется и требует замены, при вскипании — оставляет шлаки в моторе.
«Полусинтетика» (обозначение Semi-Synthetic) — некая золотая средина между двумя предыдущими видами масел. Зачастую полусинтетика создана на минеральной основе, но с добавлением большого количества различных присадок, приближающих эксплуатационные свойства этого масла к «синтетике». При этом «полусинтетика» несколько дешевле «синтетики».
Масло, которое называют «синтетика» (на коробке обычно обозначается как Fully Synthetic), имеет синтетическую основу, полученную путем синтеза химических элементов. Главные отличия «синтетики» — возможность задать ряд параметров наперед, еще при создании основы масла, а так же максимальное содержание различных присадок. Поэтому зачастую такие масла обеспечивают лучшую защиту и моющие свойства, не сильно густеют при сильных морозах, выдерживают максимальные рабочие температуры.
У моторного масла выделяют два главных параметра, по которым проводится его классификация — область его применения (дизельный мотор, бензиновый двигатель, современный турбодизель и т.д.) и вязкостно-температурные свойства. Невзирая на различные основы масел, все они классифицируются согласно одним стандартам. Сегодня наиболее популярны классификации по SAE и API.
Вязкостно-температурные свойства классифицируются только по SAE (Society of Automotive Engineers)- иными словами, именно показатель SAE регламентирует насколько это масло «густое» или «жидкое». Большинство масел сегодня — «универсальные», т.е. пригодны и для зимнего, и для летнего использования. Их класс SAE записывается двумя цифрами через дефис, с буквой в промежутке W — например 10W-40. Буква W означает, что это масло пригодно для зимнего использования, а цифра перед ней — это показатель низкотемпературной вязкости (грубо говоря — какой мороз выдержит это масло). Вторая цифра — это показатель высокотемпературной вязкости (т.е. какую летнюю жару выдерживает масло). Однако если масло пригодно только для летнего использования, то его обозначение будет выглядеть, например, как SAE 30.
Расшифровка моторного масла — цифры SAE
Показатели низкотемпературной вязкости означают следующее:
- 0W- масло пригодно к использованию при морозах до -35-30 град. С
- 5W- масло пригодно к использованию при морозах до -30-25 град. С
- 10W- масло пригодно к использованию при морозах до -25-20 град. С
- 15W- масло пригодно к использованию при морозах до -20-15 град. С
- 20W- масло пригодно к использованию при морозах до -15-10 град. С
Показатели высокотемпературной вязкости означают следующее:
- 30 — масло пригодно к использованию при жаре до +20-25 град. С
- 40 масло пригодно к использованию при жаре до +35-40 град. С
- 50 масло пригодно к использованию при жаре до +45-50 град. С
- 60 масло пригодно к использованию при жаре до +50 град. С и выше
Чем меньше цифра — тем «жиже» масло, чем больше цифра — тем оно более густое. Таким образом, масло 10W-30 можно использовать при температуре окружающей среды от -20-25 градусов мороза, до +20+25 градусов жары.
Расшифровка моторного масла — цифры API
Область применения масла классифицируется в основном по API (American Petroleum Institute)- обозначения API ставится две буквы (например, SJ или CF), первая из которых обозначает тип двигателя: S-бензиновый мотор, C-дизельный. Вторая буква конкретизирует условия применения масла — современный двигатель или старый, с турбиной или без.