Почему одни АКПП имеют ступенчатый ход селектора, а другие — прямой? | Об автомобилях | Авто
Владимир Гаврилов
Примерное время чтения: 4 минуты
12383
Категория: Обслуживание Авто
Автоматические коробки передач таят в себе много секретов. Один из них — это алгоритм переключения селектора. В некоторых автомобилях пазы расположены прямо, а в других — «лесенкой». Почему?
Отгадка проста. Ступенчатые прорези появились в середине прошлого века для безопасности. Автоматические коробки тогда стали устанавливать не только на премиальные автомобили, но и на массовые модели. В США к началу семидесятых годов более половины легковых автомобилей использовало трехступенчатые гидроавтоматы. Однако алгоритм управления ими не был еще закреплен в качестве отраслевого стандарта. Поэтому каждый производитель старался привнести в конструкцию кулисы нечто свое.
Задний ход вместо первой скорости
В то время на многих американских автомобилях с ручной коробкой селектор находился под рулем, и, чтобы перевести его на первую скорость, приходилось нажать ручку на себя и дернуть вниз. Однако с появлением автоматической трансмиссии внизу стал располагаться задний ход. На первых гидроавтоматах рычаг двигался в такой последовательности: P-N-D-L-R (АКПП Buick DynaFlow) или P-N-D-S-L-R (GM Hydramatic).
Водители, еще недавно пересевшие с машин с ручной коробкой на автомат, забывались и проскакивали рычагом с D на R, искренне удивляясь, почему машина едет назад, а не вперед. Под рулем люди не видели, куда передвигают кулису, а ориентироваться на ощупь трудно. Кроме того, стопорная пружина на подрулевых рычагах была слабой и со временем ослабевала еще больше. Во время тряски рычаг выпадал из паза и на ходу активировал задний ход, что приводило к мгновенной блокировке колес, заносу и ДТП. На автопроизводителей стали подавать в суд. Поэтому пришлось придумывать защиту в виде пазов, чтобы избежать непредвиденных включений. Но под рулем места мало, и многие фирмы стали переносить кулису на центральный тоннель между двумя передними сидениями. Так идея с пазами реализовалась в новом качестве.
Теперь все пазы находились на виду у водителя. Горизонтальные прорези не позволяли случайно «выбить» рычаг из своего паза при случайном касании локтем. А ступенчатый ход рычага помогал водителю буквально на ощупь определять расположение режимов движения. Можно было управлять коробкой буквально не глядя.
Но, главное, изменился алгоритм смены режимов. Задний ход (R) перенесли в промежуток между нейтралью (N) и паркингом (P). Впервые это было сделано на автомобилях Ford. А в 1964 году в США была законодательно закреплена последовательность переключения автомата P-R-N-D-L. Такая последовательность исключала случайное включение заднего хода. Сообщество автомобильных инженеров (SAE) превратило ее во всемирный отраслевой стандарт, который поддержали европеские и азиатские фирмы.
Таким образом, пазы — вынужденная мера, призванная обезопасить автомат от неопытных водителей.
Фиксатор под пальцем
Однако вскоре инженеры стали экспериментировать, и на спортивных автомобилях появился прямой ход селектора. Он экономил время и нравился водителям за быстроту и логичность. Кроме того, такая конструкция оказалась более компактной и впоследствии перешла на небольшие переднеприводные машины. Чтобы избежать случайного перескока селектора между D и R, инженеры вставили пружинный фиксатор под большим пальцем. Только при его нажатии селектор передвигался вперед или назад.
Со временем прямые кулисы с фиксатором вытеснили ступенчатые. Однако и им приходит конец. Новые премиальные автомобили оборудуются электронными кулисами, которые уже не имеют прямой механической связи с трансмиссией. Управление идет по проводам в виде электронных сигналов. Поэтому селектор превращается в джойстик, который не передвигается, а лишь качается из стороны в сторону. Если даже попытаться на ходу активировать задний ход, то электроника не даст это сделать.
Смотрите также:
- Можно ли на скорости включить заднюю передачу и что из-за этого будет? →
- Секреты «автомата». Какие тайные кнопки АКПП могут спасти вам жизнь →
- Почему на «роботе» нельзя ездить так же, как на обычной АКПП? →
коробка передач
Следующий материал
Самое интересное в соцсетях
Новости СМИ2
Джойстики, кнопки и шайбы: самые необычные селекторы режимов АКПП
Автопроизводители некоторых авто, готовы идти на все, лишь бы доказать своим клиентам, что их машины являются наиболее эксклюзивными и необычными
Селектор переключения режимов в автоматической коробке передач вещь достаточно банальная. В то же время, некоторые автопроизводители не прочь уйти от стереотипов в погоне за оригинальностью.
Читайте также: Подборка самых странных опций в автомобилях всех времен: фото
В последнее время, дизайнеры и инженеры уделяют все больше времени на разработку и внедрение самых сумасшедших переключателей режимов P/R/N/D.
Поэтому представляем вам подборку самых необычных переключателей коробки передач от Autoblog.- Моностабильный переключатель
drive2.ru
Впервые такой селектор появился еще на автомобилях BMW ближе к концу 2000-х. В то же время, сегодня подобный селектор можно найти на таких автомобилях, как Alfa Romeo, Audi, Cadillac, Chevrolet, Jaguar, Land Rover, Mercedes-AMG, Mini, Nissan, Infiniti, Volvo и Polestar.
- Уменьшенный моностабильный переключатель
Infocar
Читайте также: Названы самые полезные и бесполезные опции в автомобиле: список
Несмотря на то, что визуально данный переключатель выглядит немного иначе, чем его предшественник, принцип его работы остался точно таким же. Сейчас подобные переключатели можно найти в автомобилях группы VAG (Audi S3, Porsche 911, Volkswagen Golf R и т.д.).
- Поворотная шайба
drive2.ru
Шайба заменяет собой обычное движение рычага вперед-назад на вращающиеся движения. В некоторых авто шайба может «уезжать» и прятаться в центральной панели, когда автомобиль заглушен. Сегодня подобный «джойстик» для АКПП можно встретить на машинах Chrysler Pacifica, Dodge Ram, Jeep Grand Cherokee и Wagoneer.
- Переключатель на стойке руля нового поколения
drive2.ru
Читайте также: Названы самые необходимые опции в авто во время коронавируса: список
Изначально такой тип переключения появился на автомобилях Mercedes-Benz, откуда перекочевал в Tesla и Lucid. Стоит отметить, что данная система имеет защитную функцию и не будет переключать режим коробки, если владелец на ходу задел эту ручку вместо включения дворников.
- Переключение передач кнопками
Infocar
Один из самых специфичных видов переключения АКПП. Раньше кнопки-передачи были фирменной фишкой автомобилей семейства Aston Martin, но сегодня нечто подобное можно встретить и в топовых версиях Hyundai, а также в Jaguar I-Pace.
- Джойстик
drive2.ru
Читайте также: Названы самые полезные опции, которые «перекочевали» на бюджетные авто
Один из самых специфических типов переключателя АКПП, который особо не прижился в автоиндустрии. Подобный селектор остается отличительной чертой автомобилей Toyota Prius. Данный переключатель может также иметь специальный режим «B», который обеспечивает торможение двигателем при движении вниз по склону.
- Переключения «силой мысли»
ixbt.com
Некоторые Tesla Model S после последнего обновления получили возможность «предугадывать» передачу, которую захочет включить водитель. Никакой магии тут нет, все упирается в то, что автомобиль анализирует препятствия перед собой с помощью сенсоров и может сам выбирать передачу. В то же время, традиционный селектор АКПП на руле у Tesla также в наличии.
Подпишись на наш Telegram-канал, если хочешь первым узнавать главные новости
Вам также может быть интересно:
- Необычные автомобильные карты мира: привычные вещи под другим углом
- Водитель выехал на встречку, закрыл машину и ушел: курьезное видео
- Мгновенная карма: полиция оштрафовала водителя за пересечение двойной сплошной
- Теги:
- АКПП
- технологии
- коробка передач
- подборка
- фото
Переключатель передач со шкалой: 4 причины полюбить его
Одна вещь, которая нравится в переключателе передач со шкалой (здесь, в Dodge Durango 2016 года), — это дополнительное пространство в консоли, достаточное для моей большой кофейной кружки. Фото: Скотти Рейсс
Переместите мужские булочки. Они здесь, чтобы остаться.Одно из самых противоречивых изменений в автомобилях за последние несколько лет: исчезновение рычага переключения передач.
Можно даже не заметить выступающую ручку, из-за которой невозможно «сползти» на водительское сиденье с пассажирской стороны. Тот, который вызвал многочисленные обходные пути дизайна, чтобы включить подстаканники и корзины для мелочи. Это может сделать почти невозможным подключение USB или адаптера питания, если порты находятся между рычагом переключения передач и нижней частью центральной консоли (забудьте о том, чтобы пролить на него содовую и яростно пытаться вытереть его, прежде чем он станет липким магнитом). для крошек и пыли и никогда не подлежит чистке).
Но технологии в наших автомобилях развиваются, и селектор передач больше не должен быть рычагом. Сейчас они все электрические. И дизайнеры, думая о том, как вы на самом деле используете свой автомобиль, решили принять его. Если вы видите олдскульное переключение передач в новой машине, не обманывайтесь; более традиционные и мужественные переключатели (даже те, которые издают удовлетворительный «стук» при переключении на передачу) на самом деле являются электрическими переключателями, приправленными механическим ностальгическим чувством.
Элегантная центральная консоль Jaguar XF S оснащена переключателем передач со шкалой, окруженным деревянной отделкой. Фото: Скотти Рейсс
Форма наконец догоняет функциюНе так давно у рычага переключения передач была функциональная потребность быть там, где он был; это была одна из немногих операций, которые действительно поставили нас во главе движения. Когда трансмиссию можно было автоматизировать для переключения передач, мы по-прежнему отвечали за то, чтобы машина приводилась в движение. Это заставило водителей почувствовать контроль над автомобилем — эй, я только что переключил передачу ! Как ручное, так и автоматическое переключение передач требовало того же физического действия, что и небольшой человек, управляющий двухтонным зверем.
Если мужчины могут быть мачо в булочке, они могут быть мачо с селектором передач со циферблатомПереключение передач было тем, что заставляло нас чувствовать себя единым целым с машинами, но все же под контролем. То, что позволяет нам бросать вызов дороге и чувствовать себя сильным и уверенным. Итак, вы можете понять, почему водители оплакивают его уход.
Из-за этого машина может казаться стерилизованной. Но я чувствую себя освобожденным. Потому что вот что вы получаете в обмен:
1. Переключение передач, как и все остальное в вашем автомобиле, стало умнее.Все остальное в вашем автомобиле электронное, поэтому его можно обновить с помощью обновления программного обеспечения, интегрировать с другими системами и т.д. Вы нажимаете кнопку или переключаете поворотный переключатель для спортивного вождения, экономичного вождения и внедорожных способностей; почему ваш селектор передач должен быть пережитком 1970-х?
2. Дисковые переключатели обеспечивают больше места для вещей.Отсутствие механического переключателя означает освобождение большого количества места. Это приводит к более или более удобным подстаканникам, отделению под центральной консолью, беспроводным зарядным устройствам, большему количеству портов USB и 12 В, выдвижным ящикам, карманам сбоку центральной консоли, коробкам для мелочи и многому другому.
3. Всегда знай, где ты стоишь.Каким бы нелогичным это ни казалось, вы не всегда знаете, на какой передаче вы находитесь, глядя на переключатель. Я также всегда ищу лампочку на приборной панели, чтобы знать, на какой я передаче (потому что нет ничего лучше, чем врезаться в дверь гаража, когда ты думаешь, что едешь за рулем, а на самом деле едешь задним ходом). Переключатель набора решает эту проблему: наберите «R», и вы в обратном направлении. Наберите «D», и вы в пути. Наберите «S», и вы в спорте. Просто, величественно и уверенно.
Циферблат селектора передач в Land Rover LR 4 поднимается из консоли, когда автомобиль заводится. Фото: Скотти Рейсс
4. Ручки переключения передач украшают интерьер автомобиля. будем скучать!). Премиум-функция в автомобиле, оснащенном премиальными функциями, Chrysler привела производителей автомобилей класса люкс к признанию того, что они могут переосмыслить переключатель и придумать что-то более приятное, более простое в использовании и более функциональное.На самом деле, после проблем со стандартным переключателем передач в своих джипах и других транспортных средствах, FCA, материнская компания Chrysler, добавляет переключатели дисков к еще большему количеству моделей.
Jaguar Land Rover продвинул идею переключателя дисков на шаг вперед, добавив переключатель, который поднимается из консоли при включении зажигания. Он волшебным образом появляется из плоской поверхности консоли и просится, чтобы его повернули. Когда вы глушите машину, она опускается обратно в консоль, оставляя совершенно плоскую поверхность для вашего ноутбука, обеда или просто красиво чистую поверхность (какой должна быть моя кухонная столешница).
В Ford Fusion в 2017 году добавлен переключатель передач, и это прекрасно. В центре селектора Fusion Sport находится кнопка «S». Нажмите на нее, чтобы перевести автомобиль в спортивный режим и превратить Fusion в поджарый, насмешливый, тревожный маленький седан.
Селектор передач в Ford Fusion 2017; Fusion Sport имеет букву «L» в центре циферблата, чтобы перевести автомобиль на пониженную передачу; у некоторых моделей есть буква «S» в этом месте для спортивного режима. Фото: Скотти Рейсс
Итак, в следующий раз, когда вы сядете в машину с селектором переключения передач, сделайте глубокий вдох и наслаждайтесь освобождением.
- Био
- Твиттер
- Фейсбук
- Последние посты
Журналист, предприниматель и мама, Скотти любит говорить, что автомобильный бизнес нашел ее, а не она. Но признавая возможность дать голос влиятельным женщинам-потребителям и создать голос, соответствующий их покупательной способности, ее миссией стало расширение прав и возможностей женщин как покупателей и владельцев автомобилей.