Запчасти » Шаровые опоры: как они устроены и как их менять
Шаровая опора – это шарнир, с помощью которого ступица управляемого колеса соединяется с рычагом подвески. Главная ее задача – обеспечивать возможность поворота ступицы при сохранении положения колеса в горизонтальной плоскости при вертикальном его перемещении. Шаровые шарниры также встречаются в развальных рычагах, в рулевой трапеции, и даже в креплении газовых упоров капота.
Конструкция опоры достаточно проста. Это конусообразный палец со сферическим или грибообразным наконечником, способный вращаться и одновременно раскачиваться на небольшие углы в корпусе опоры. Корпус крепится к рычагу болтами или запрессовывается в него. В последнем случае шаровая, как правило, меняется вместе с рычагом подвески.
Конструкторы понимали, что шаровая опора будет принимать каждый удар от дороги, потому работа на износ станет колоссальной. Делать деталь с особо прочным алмазным напылением смысла не было, потому ее сознательно превратили почти в расходник.
В современном мире основными являются два способа крепления опоры шаровой. В первом случае устройство крепится болтами к рычагу, а во втором – запрессовывается в него. Так, при выходе шаровой опоры из строя, которая закреплена болтами, нужно будет заменить ее отдельным узлом, который можно приобрести его и установить, посредством приворота болтами к рычагу. Второй случай предусматривает замену рычага подвески с запрессованной и предустановленной шаровой опорой. Стоимость такого рода ремонтных работ будет достаточно высокой, так как в нее будет входить и стоимость рычага.
Диагностика шаровых опор
Если при непосредственном повороте руля транспортного средства автомобилисту нужно прилагать особые усилия или возникает характерный скрип, то скорее всего возникли проблемы с опорой шаровой. Кроме того об этом же будет свидетельствовать и возникновение стука при передвижении автомобиля на небольших скоростях при неровных поверхностях.
Еще один признак выхода из строя опор шаровых – это виляние и неустойчивость передних колес при непосредственном передвижении по прямой. Иным признаком данной проблемы является неравномерный износ шин транспортного средства.В первую очередь при проверке шаровой необходимо обратить внимание на защитный кожух. Известно, что достаточно маленькой трещины, чтобы в трущиеся поверхности стал попадать песок, грязь и вода, которые существенно сокращают «жизнь» шаровых опор.
Итак, одной рукой возьмитесь за верхнюю часть колеса, а другой – за нижнюю. Раскачивая таким образом колесо, можно определить, имеется ли люфт в опоре или отсутствует. Этот способ позволяет определить радиальный люфт в шаровой опоре. Для проверки осевого люфта шаровой опоры необходимо сильными движениями вверх и вниз покачать поворотный кулак.
При этом помните, что точное определение величины износа шаровой опоры без ее снятия, почти невозможно. Разумеется, если во время проверки ощущается сильный люфт, а при поездке чувствуются все выше названные признаки износа шаровой опоры, это явный знак, что требуется ремонт или замена шаровых опор. Но при незначительном зазоре степень износа без разбора вычислить невозможно.
Замена обычных шаровых
Замена обычного (отдельного) шарового пальца осуществляется при вывешенном колесе, на подъемнике или в поддомкраченном виде. При замене с помощью домкрата необходимо:
Установить машину на ручной тормоз, поставить противооткатные клинья под колеса, поддомкратить машину и снять колесо.
Ключом окручиваем гайку шарового пальца, на отечественных автомобилях — это обычно ключ на «19»
Используя съемник для шаровых или лом с упором, выпрессуйте опору из рычага.
Когда палец выйдет из посадочного гнезда открутите два оставшихся крепежных болта.
Для того чтобы извлечь шаровую опору используйте монтировку.
Шаровая опора и признаки ее неисправности
Насколько важна шаровая опора
Шаровая опора требует к себе особого внимания, это одна из многих причин которая раз и навсегда заставит человека, который считает что контролирует все, соблюдать скоростной режим и уделять своему автомобилю должное внимание.
На смену шкворневому устройству пришел один основной элемент подвески, который называется шаровая опора. Когда она изнашивается до критичной черты, то возникают серьезные проблемы в некоторых моделях автомобилей. Как определить неисправность шаровой опоры, читайте далее.
Шаровой опорой является узел, который соединяет ступицу на управляемом колесе и рычаг подвески. Ее задача заключается в обеспечении возможности поворота ступицы с исходным положением колеса по горизонтали при вертикальном перемещении.
Конструкция шаровой опоры очень проста. Она являет собой палец конусообразной формы с грибообразным или сферическим наконечником, который способен вращаться и, в то же время, раскачиваться на углы в корпусе опоры. Корпус запрессовывается к рычагу или крепится болтами. В данном случае шаровая опора, как правило, изменяется вместе с рычагом подвески.
В современных ново-введенных узлах в основном используется конструкция не разборная. В ней после установки пальца корпус имеет свойство завальцовываться. Пластиковые или другого рода вкладыши помещаются между корпусом и пальцем. Они работают наподобие подшипника скольжения и обеспечивают вращение с небольшим усилием. Для отечественных, старых моделей машин поставляются и другие шаровые опоры, которые называются разборными. Люфты в них устраняются с помощью подтяжки крышки.
Причины поломки шаровой опоры
В процессе эксплуатации эти опоры испытывают серьезнейшие нагрузки. В зависимости от места их установки и от конструкции подвески, опоры несут на себе большую часть всей массы автомобиля, а также выдерживают постоянные систематические удары при езде на неровной дороге.
Основной из причин в нарушении правильной работы шаровой опоры выступает износ соприкасающихся поверхностей, он приводит к увеличенному зазору в промежутке от корпуса до пальца. В результате чего, палец начинает не только вращаться, но и болтаться в корпусе.
Если износ чересчур сильный, то нагрузки на опору могут привести к тому, что палец вырвется из корпуса. Как следствие всего этого получается, что механизм не в состоянии удержать колесо, и автомобиль рушится на асфальт.
Увеличение зазора возникает в связи со следующими факторами:
- 1. Естественный износ в совокупности с устаревшими материалами — в среднем, шаровый шарнир может ходит в пределах от 20 до 150 тысяч километров пробега. Однако, если деталь более-менее качественная, то проблемы с ней могут начаться примерно через 100 тысяч километров пробега на автомобиле. На износ влияет много факторов — качество выполненной детали, условия эксплуатации, уход за деталью, наличие смазки, целостность пыльника.
- 2. увеличиваются динамические нагрузки во время езды — в первую очередь это касается езды на автомобиле на высокой скорости по неровным дорогам. В таких условиях удары приходятся на различные элементы подвески, и в том числе — на шаровую опору. Естественно, что это приводит к ее износу и повреждению.
- 3. разрывается защитный чехол или пыльник — в результате этого, в зазор попадает вода и всякая грязь, а они в своё время усиливают коррозию, да еще и абразивный износ. Если пыльник порванный, то внутрь, во время езды на автомобиле наверняка попадет влага, песок, грязь, мелкий мусор. Все эти элементы будут образовывать абразивный материал, который будет естественным образом изнашивать ее внутренности.
- 4. отсутствие в шарнире смазки (при необходимости ее наличия) — смазка удаляется из шаровой по естественным причинам — высыхание, испарение. Как указывалось выше, при повреждении пыльника смазка может быть удалена очень быстро вследствие естественных причин, что приведет к усиленному износу шаровой опоры. Соответственно, полезно периодически добавлять смазочную массу в шаровую
Приведем несколько главных признаков износа:
- Когда проезжаете по неровной дороге с небольшой скоростью и слышится стук.
- Если усилие на руль увеличено, и при его повороте слышится скрип спереди машины.
- Из-за того, что передние колеса виляют, ваша машина движется по прямой траектории неустойчиво.
- Шины на колесах изношены неравномерно.
Симптомы и причины неисправности
Симптомы | Описание и причины возникновения |
Стук от колеса во время движения | Посторонние звуки будут проявляться на любой скорости, отчетливо заметны при наезде на неровность, яму и тд. Носит как разовый так и повторяющийся характер. |
Изменение развал-схождения | Колесо у которого неисправна шаровая страдает сильнее всего. Возможен повышенный износ шины по краям. |
Авто виляет по дороге | В шаровой опоре появляется люфт, следовательно колесо шатается при езде. |
Скрипы во время маневров | Скрипы могут быть от рулевой, задних колес, следует прислушиваться именно к передним и во время маневров. |
Изменение траектории торможения | Машину будет сносить в ту сторону, с которой имеется неисправная шаровая. |
Неравномерный износ покрышек | Когда в результате повреждения шаровой опоры рулевое колесо стоит не строго вертикально, а под углом к поверхности дороги, то по его внутреннему краю (тот, который ближе к двигателю) протектор изнашивается сильнее, чем на остальной поверхности колеса. |
Как определить неисправность шаровой
Состояние опор, к сожалению, не всегда могут определить стенды, предназначенные для диагностики узлов подвески. Оценить их состояние можно обычными старыми методами — на ощупь и слух.
Способ №1 Когда происходит проверка на слух, необходимо раскачать машину и прислушаться, что именно в ней стучит.
Способ №2 Для того чтобы избежать ошибки в результате диагностики, при выжатой тормозной педали до самого упора (для исключения люфта подшипников) колесо необходимо покачивать руками. Для этого надо взяться за него в самой верхней и наиболее нижней точках. Если люфт все же ощущается, то знайте, что в опоре присутствует зазор, и ее необходимо заменить. А вот для определения величины износа лучше будет использовать наиболее точные приспособления, а также инструменты, например монтировку или домкратом.
В классической модели автомобиля ВАЗ есть контрольное специальное отверстие, находящееся в конструкции нижней шаровой опоры. Для ее диагностики следует штангенциркулем или глубиномером через это контрольное отверстие под нагрузкой измерить расстояние между торцом шарового пальца и внешней поверхностью корпуса. У автомобилей ВАЗ показатель будет не больше 11,8 миллиметров (для оригинальных опор).
В верхней опоре люфт можно замерить специализированным устройством с индикатором. Люфт не должен быть выше 0,8 миллиметров.
В том случае, если у вас под рукой не имеются специализированные инструменты, приборы и отсутствие подъемника, вы можете положить свою ладонь на корпус шаровой опоры так, чтобы одновременно касаться корпуса и пальца. Попросите напарника раскачать колесо. Если люфт имеется, то, как правило, он чувствуется.
Ремонт шаровой опоры
Существует несколько способов ремонта. Зачастую, шаровую опору заменяют новой. Замена опоры вместе с рычагом у большинства иномарок является очень даже недешевым удовольствием, так как цена одного рычага составляет не маленькую сумму, а есть и такие автомобили, у которых сложные много-рычажные подвески (до 5-ти только с одной стороны). Стоимость выполненных работ тоже будет достаточно высокая для нижнего рычага, и вдвое больше — для верхнего. Поэтому услуги реставраторов, которые занимаются ремонтом даже тех опор, которые меняют в сборке с рычагом, значительно востребованы.
Реставрация обходится намного дешевле, чем приобретение новой детали. Это особенно заметнее для опор, которые поставляются в сборе с рычагами. Для их восстановления могут использоваться различные технологии.
- Самая легкая – это переделка в разборную конструкцию, смена вкладышей из пластика и полирование пальца.
- Несколько трудоемкая технология – жидким полимером под давлением заполняется корпус. Далее этот полимер в зазорах застывает. Запрессованные опоры в рычаги сначала извлекают, а затем производят замену не оригинальными опорами.
Бывают случаи когда просто проваливается в рычаг т.е. впрессовывать ее не требуется, если решите оставить шаровую так то она будит биться в рычаге и ресурс ее будет многократно понижен, решается это сваркой т.е. ее цепляют к рычагу точечно на 6-8 точек сварки.
Помните, что подобная экономия, быть может, станет причиной неприятностей на дороге, во избежание этого, рекомендуется использование все-таки новых узлов.
стук рейки
виляние авто
доносится звук
устранить вовремя
срок использования
слышны появления
диагностировать визуально
защита от трещин
показать все
Какой ресурс у шаровой опоры
Служебный срок в основном зависит от нескольких факторов, он может колебаться от 15 до 120 тысяч километров.
Резко сокращает «жизнь» даже небольшая трещинка в пыльнике. Она может привести к проникновению воды, грязи и песка в шарнир. Для предотвращения поломки, необходимо наблюдать состояние защитного резинового чехла. Лучше всего это делать на эстакаде.
Чтобы она прослужила дольше, следует аккуратнее ездить по разбитым дорогам, а также своевременно заменять поврежденные пыльники.
Можно ли ездить с разбитой шаровой
Все зависит от степени изношенности и поврежденности указанного узла. Если стук при шаровой опоры на ходу только появился и при этом машину еще не «водит» по дороге, она не стучит при поворотах, то есть, имеются лишь ранние признаки, то на такой машине передвигаться еще можно.
Однако, следите затем, чтобы скорость движения была не большая, а также старайтесь избегать ям и неровностей. Ну и, конечно же, все равно нужно задуматься о предстоящем ремонте. Ведь чем раньше его сделать — тем, во-первых, он дешевле обойдется, а, во-вторых, машину можно будет эксплуатировать безопасно!
Если же поломка шаровой дошла уже до такой степени, что машина «ерзает» на дороге и стук шаровой опоры на ходу отчетливо прослушивается, то от эксплуатации такого автомобиля лучше отказаться до выполнения ремонта. В крайнем случае можно на небольшой скорости и соблюдая правила безопасной езды доехать на ней до автосервиса или гаража, где предстоит выполнить ее замену.
Решение Sidem: шаровая опора запатентованной конструкции
Как вы, возможно, знаете, при ее установке необходимо вдавить прессующую шаровую опору в поперечном рычаге. Но если эта деталь менялась уже в сотый раз, то материал рычага будет растягиваться. Что ж, придержите лошадей, потому что компания Sidem разработала отличное решение этой проблемы.
Пресс шаровой опоры Dacia, Lada и Renault
В этой статье мы особо упомянем такие марки автомобилей, как Dacia, Lada и Renault. Это потому, что некоторые из их моделей имеют рычаг управления с прижимным шаровым шарниром. Нажатие на нее в рычаге управления при каждой замене может привести к растяжению материала рычага управления. Результат? Вы не можете безопасно установить и закрепить шаровой шарнир. В худшем случае вам придется заказать полностью новый рычаг управления и полностью его заменить. Но если рычаг управления все еще в хорошем состоянии, вы должны заменить только шаровую опору.
Чего не следует делать при замене шаровой опоры пресса
Замена только шаровой опоры и ее сварка, например, не вариант. Это расплавит пылезащитную крышку и пластиковую вставку, что приведет к полной поломке детали. Некоторые отдельные шаровые шарниры доступны на вторичном рынке, однако они не обеспечивают полной надежности установки. В подобных ситуациях безопасность не может быть гарантирована, и этого всегда следует избегать.
Знакомство с шаровыми шарнирами Sidem
Шаровые шарниры являются одним из столпов ассортимента продукции Sidem. Мы можем перечислить несколько характеристик, характеризующих наши шаровые шарниры, но выбрали для вас наиболее важные.
- Все шаровые пальцы и шпильки изготовлены из хромистой стали. Это не только обеспечивает максимальную прочность детали, но и предотвращает поломку детали при сильном ударе.
- Пылезащитный чехол шарового шарнира состоит из хлоропренового каучука, обладающего максимальной устойчивостью к химическим веществам. Он также предлагает лучшую герметизацию от влаги и пыли.
- Посадочное место пылезащитного чехла специально разработано для предотвращения складывания пылезащитного чехла.
- Форма пылезащитного чехла специально разработана и предотвращает его скручивание.
- Когда дело доходит до корпуса наших шаровых шарниров, вы увидите, что ни стальная микроструктура, ни резьба не разрезаны. Прокатывая его, вы получаете более сильный. Отделка корпуса не имеет острых краев, а имеет закругленные края, что предотвращает повреждения.
Благодаря нашим обширным ноу-хау и высококачественным материалам мы смогли найти решение вышеупомянутой проблемы.
Уникальный шаровой шарнир с запатентованной конструкцией
Благодаря нашим обширным ноу-хау и высококачественным материалам мы смогли найти решение проблемы прессового шарового шарнира. Мы разработали уникальный и запатентованный шаровой шарнир, гарантирующий максимальную фиксацию.
Шаровой шарнир пресса сконструирован таким образом, что эта часть фиксируется, когда вы вдавливаете ее в рычаг подвески. Как? Ну а шаровая опора имеет снаружи широкий буртик. Как только он соскользнет за край рычага управления, шаровой шарнир заблокируется. Вы можете сравнить это с тем, как работает шип. Вы легко вставляете деталь, но она не может вернуться. Шаровой шарнир полностью закреплен в поперечном рычаге. Другими словами: вы можете использовать решение Sidem для замены шарового шарнира в поперечном рычаге простым и безопасным способом.
Шаровые шарниры для Dacia, Lada и Renault
В нашем ассортименте есть два шаровых шарнира, которые помогут вам решить эту проблему.
НОМЕР СИДЕМ | НОМЕР OEM | ОПИСАНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ | |
5782 Р | 54 50 042 69R 54 50 113 62R 5450 04269R 5450 11362R | ШАРОВАЯ СОЕДИНЕНИЕ для Dacia Logan, Dacia Sandero, Lada Largus (Модели < 2012 г.) | |
5783 Р | 54 50 010 64R 54 50 198 11R | ШАРОВОЙ СОЕДИНИТЕЛЬ для Dacia Sandero, Dacia Logan, Dacia Dokker, Dacia Dodgy, Renault Thalia (Модели > 2012) |
Узнайте все детали этих шаровых шарниров в каталоге
.Посмотрите видео об этом решении Sidem
Новости по теме
Sidem Solution: модернизированная шаровая опора для легких грузовиков
Подробнее
Sidem Solution: рекомендации по установке шаровых шарниров с защитной пластиной
Подробнее
Sidem Solution: металлические листы с покрытием катафорезом
Подробнее
Шаровые шарниры
Шаровые шарниры играют важную роль в безопасной работе рулевого управления и подвески автомобиля. Они соединяют поворотные кулаки с рычагами управления. Шаровой шарнир представляет собой гибкий шар и гнездо, которое позволяет подвеске двигаться и в то же время позволяет колесам управлять. Поскольку шаровой шарнир может двигаться в двух разных направлениях одновременно, подвеска тоже может двигаться. Транспортные средства могут иметь несколько шаровых шарниров в сборе в зависимости от конкретной конструкции системы подвески.
Что вызывает износ шаровых шарниров?
Сферические шаровые шарниры предназначены для поворота в нескольких плоскостях. Поскольку шаровые шарниры постоянно поворачиваются под разными углами, они могут быстро изнашиваться в зависимости от ваших привычек вождения. Постоянное движение, создаваемое поворотом и движением по неровной дороге, создает трение между шариковым пальцем и подшипником. Чем неровнее дорога и чем чаще выполняются повороты, тем быстрее изнашиваются шаровые опоры.
Отсутствие смазки также может привести к быстрому износу шаровых шарниров. Шаровые опоры в большинстве легковых автомобилей и легких грузовиков герметизированы на весь срок службы и не требуют регулярного обслуживания. Их часто называют соединениями с низким коэффициентом трения, поскольку они обычно имеют полированные шариковые шпильки и синтетические подшипники (в отличие от стальных подшипников). Такая конструкция помогает минимизировать внутреннее трение и обеспечивает более плавное рулевое управление.
Однако шаровые шарниры на старых автомобилях содержат пресс-масленки, которые требуют периодической смазки. Если в шаровых шарнирах вашего автомобиля есть пресс-масленки, для регулярного добавления смазки используется смазочный шприц. Это уменьшит трение между шаровым пальцем и подшипником и поможет удалить старую смазку и загрязнения, которые могут сократить срок службы соединения.
Срок службы шаровых опор может варьироваться от автомобиля к автомобилю и зависит от использования, дорожных условий и воздействия брызг, грязи, песка и соли. Если шаровая опора сильно изношена и отработала свой срок службы – ее следует заменить. Поскольку шаровые шарниры влияют на рулевое управление и подвеску, изношенные детали могут поставить водителя в опасную ситуацию.
Как определить неисправность шаровых опор?
Есть несколько предупредительных признаков того, что ваши шаровые шарниры могут выйти из строя. Поскольку многие из этих симптомов могут быть разными, лучше всего, чтобы квалифицированный механик осмотрел ваш автомобиль.
Звуки
Для большинства людей первым признаком проблемы с шаровыми шарнирами является слабый прерывистый лязг, доносящийся из-под автомобиля. Этот звук обычно становится громче при проезде неровностей, выбоин или поворотов. Шум может напоминать удар молотком по металлу.
Со временем звук может стать громче и чаще. На самом деле, это часто более заметно, когда вес автомобиля смещается и возвращается на колесо, например, при наезде на выбоину. В некоторых случаях может даже звучать так, как будто днище автомобиля ударяется о землю.
Рулевое управление
Изношенные шаровые шарниры могут повлиять на управляемость автомобиля. Водители могут заметить ослабленное или тугое рулевое управление. То, как шаровые шарниры влияют на рулевое управление, может различаться, поэтому его может быть трудно идентифицировать. Это действительно зависит от того, как изнашивается шаровая опора. Если при движении по ровной ровной трассе чувствуется вибрация в руле – это может свидетельствовать об износе шаровой опоры.
Износ шин
Еще одним признаком износа шаровых шарниров является неравномерный износ шин. Если внешние или внутренние края передних шин изнашиваются быстрее, чем остальная часть протектора шины, существует вероятность износа шарового шарнира. Если оба края изнашиваются быстрее, чем середина, это может быть просто недостаточное давление в шинах. Выемки на внутренней кромке протектора также являются признаком неисправности шаровых опор. Эта выпуклость обычно не видна, но должна быть заметна на ощупь, если провести рукой по протектору шины. Ослабленные или неисправные шаровые шарниры приведут к смещению автомобиля. Неправильное выравнивание транспортного средства будет способствовать износу шин, описанному выше.
Какие шаровые шарниры лучше всего подходят для моего автомобиля?
Существует ряд производителей шаровых опор, включая Moog, TRW и Driveworks. В зависимости от типа автомобиля, ваших привычек вождения, общих дорожных условий в вашем районе и других факторов квалифицированный автотехник может предложить лучший тип шаровых опор, чтобы вы снова могли двигаться. Существуют разные системы подвески — некоторые из них содержат верхние и нижние шаровые шарниры, поэтому стоимость замены может варьироваться в зависимости от вашего автомобиля.