Срабатывание подушек безопасности: Когда должны срабатывать подушки безопасности airbag – Реставрация безопасности авто Airbag Service

Когда должны срабатывать подушки безопасности airbag – Реставрация безопасности авто Airbag Service

Отправляясь в путь, о возможности попасть в аварию думают только законченные пессимисты или совершенно «зелёные» новички, ещё не уверенные в своих силах. Но вероятности ДТП не отбрасывают даже опытные водители, знающие, что на дороге может случиться всякое. Сохранять полное спокойствие за рулём очень важно, и в этом многим очень помогает наличие в автомобиле подушек безопасности, которые в нужный момент срабатывают и приходят вам на помощь.

Хотя каждый современный автомобиль оснащен системой безопасности SRS, но мало кто до конца понимает принцип действия airbag. И для большей уверенности в своей защищенности в случае опасной ситуации, не лишним будет знать, в каком случае подушки безопасности точно срабатывают, а когда они могут не сработать.

Условия для непременного срабатывания Airbag 

Автомобильная система airbag – тщательно выверенное устройство, имеющее чёткий алгоритм срабатывания подушек безопасности. Чтобы добиться необходимой эффективности airbag, инженеры-разработчики ведущих производителей авто потратили не одно десятилетие. Подушки безопасности прошли массу испытаний, пока их не признали действенным способом предотвращения травм или гибели водителя и пассажиров автомобиля при аварии.

Наслушавшись шоферских баек, или начитавшись некорректной информации в сети о том, что подушки безопасности могут сработать от малейшего толчка, некоторые доверчивые люди начинают опасаться системы Airbag. Но вам не стоит тревожиться – подушки безопасности никогда не срабатывают без повода.

Ведь речь идёт о человеческих жизнях, и никто бы не допустил устанавливать в автомобили устройства, которые смогут как-то повредить человеку. Кроме этого, каждое такое происшествие приведёт к судебному разбирательству, и репутация автоконцерна будет нарушена. Благодаря интернету, такие новости мигом облетят весь мир, и продажа авто данной марки сразу же упадет. Так что для любого автопроизводителя качество Airbag – дело чести, и они тщательно следят, чтобы состояние системы безопасности было на высоте, и воздушные подушки срабатывали вовремя.

Чтобы подушка безопасности сработала, в системе airbag должны выполниться такие последовательные действия:

  1. Датчик должен зафиксировать удар, и передать данные о нём на блок управления;
  2. Оценив степень опасности и силу удара, и сочтя её угрожающей, блок даёт сигнал для срабатывания подушек безопасности;
  3. В газогенераторе взрывается запал пиропатрона;
  4. Молниеносно выделившийся при сгорании азида натрия газ наполняет оболочку подушки безопасности, и она раскрывается, принимая удар на себя.

Между первым и последним действием проходит гораздо меньше времени, чем вы потратили на прочтение этого предложения – всего лишь 20-30 миллисекунд

Теперь давайте рассмотрим, какие условия должны быть соблюдены, чтобы электронный блок управления подал команду для срабатывания воздушных подушек, и при какой скорости и силе удара они включаются:

  • Резкое столкновение с другим автомобилем, или любой твёрдой поверхностью, на скорости более 22 км/ч. Причем датчики фиксируют не только силу, но и направление удара — при лобовом срабатывают фронтальные airbag, а при боковом или перевороте – шторки и подушки безопасности в сидениях.
     
  • Сильная встряска автомобиля в результате наезда на бордюр или попадания в глубокую яму на той же скорости.
     
  • Достаточно жёсткое приземление авто после прыжка или падения с высоты.

Почему подушки безопасности не срабатывают

В некоторых случаях, когда, кажется, все вышеперечисленные условия соблюдены, подушки безопасности при ДТП всё-таки не срабатывают. Почему так случается? 

Ответы на вопрос, почему не сработала airbag, могут быть совершенно разнообразными:

  • Отсутствие подушек безопасности. В новой, приобретенной в салоне машине, это исключено. А вот в купленной с рук на вторичном рынке – запросто. Не желая тратиться на дорогостоящий ремонт или установку новых подушек безопасности, нечестные «умельцы» иногда устанавливают обманки и муляжи. Чтобы такой обман не раскрылся в опасной ситуации, и отсутствие подушек безопасности не обнаружилось в тот момент, когда они должны были сработать, тщательно проверяйте наличие Airbag перед покупкой автомобиля б/у. Как это сделать, можно прочитать в статье.
     
  • Неисправности в системе airbag. О том, что система airbag неисправна, вам просигнализирует негаснущая лампочка на приборной панели. Не игнорируйте этот сигнал и не пытайтесь отремонтировать подушки безопасности самостоятельно, иначе при некорректном вмешательстве в систему они могут сработать и серьёзно вас травмировать. Лучше сразу отправляйтесь в хороший автосервис, где опытные мастера найдут и устранят причину неисправности, из-за которой воздушные подушки могут не сработать.
     
  • Недостаточная сила и скорость удара. Если датчики фиксируют, что автомобиль движется с низкой скоростью (меньше 22 км/ч), и особой опасности от столкновения нет, блок управления активирует только преднатяжитель ремня безопасности, а воздушные подушки не срабатывают.


     

  • Малая площадь удара. При ударе о ствол дерева или столб площадь удара может быть слишком мала, датчики останутся незатронутыми, и сигнала об аварийной ситуации от них не поступит.
     
  • Удар сзади. Даже значительный удар в заднюю часть автомобиля практически никогда не приводит к надуванию airbag. По законам физики, при таком толчке тела водителя и пассажиров откидываются силой инерции назад, на спинки сидений, и блок управления определяет, что дополнительная защита им не нужна.
     
  • Не пристегнут ремень безопасности. В некоторых автомобилях воздушные подушки airbag срабатывают только в том случае, если человек пристегнут ремнем безопасности. Информация об этом обязательно должна быть в Руководстве по эксплуатации.

Как видите, Airbag – это умная и совершенная система, и подушки безопасности обязательно срабатывают только в нужное время. Но только при условии, что вы будете следить за их состоянием, и своевременно делать в автосервисе диагностику и необходимый ремонт.

Причины срабатывания подушек безопасности без удара

Эффективность системы Airbag уже давно доказана на практике, и автопроизводители всего мира устанавливают её на свои автомобили в обязательном порядке. Для того чтобы подушки безопасности смогли вовремя прийти на помощь водителям и пассажирам, специалисты тщательно проверяют все элементы системы и алгоритмы их работы. Но, несмотря на это, в некоторых случаях подушки безопасности срабатывают сами по себе, без ДТП и сильного удара.

Это может стать серьёзной проблемой для владельца автомобиля. Ведь сработавшую подушку безопасности нужно заменить, а повреждённые нею элементы салона – отреставрировать. Стоит всё это недёшево, поэтому каждому автовладельцу полезно будет знать, в чём причина самопроизвольного срабатывания подушек безопасности, и можно ли этого избежать.

Просто так, сама по себе, воздушная подушка сработать не может. Для этого в системе безопасности должен выполниться определённый ряд последовательных действий:

  1. Фиксация датчиком сигнала об опасности и оценка степени риска для находящихся в салоне автомобиля людей;
  2. Передача этих данных на электронный блок управления;
  3. Команда от ЭБУ к срабатыванию расположенных в нужных местах подушек безопасности.

Причём машина должна двигаться со скоростью не менее 22 км/ч – в стоячем автомобиле датчики удара не активированы.

Но, несмотря на высокую чувствительность датчиков удара, они не умеют видеть, что происходит вокруг, и учитывают только толчки, сотрясения и изменения скорости авто. Поэтому они могут воспринимать некоторые ситуации, как опасные для людей, хотя серьёзного столкновения и сильного удара по кузову авто не было.

Давайте рассмотрим, в каких случаях подушки безопасности могут сработать не при ДТП:

  • При прямых и боковых ударах о бордюр или другой лежащий на земле твёрдый тяжёлый предмет (бревно, камень и т.д.). Если вы неудачно припарковались, не заметили препятствия, или машину занесло на скользкой поверхности, и она столкнулась с жёсткой поверхностью, подушки безопасности могут самопроизвольно сработать.
  • Если на ходу автомобиль попадает колесом в глубокую яму, его сильно встряхивает. Датчики удара могут расценить сотрясение, как опасность для водителя и пассажиров, и запустить Airbag.
  • При передвижении на высокой скорости любая кочка может подействовать, как трамплин, и буквально подбросить машину в воздух. Толчок при приземлении на колёса может привести к тому, что самопроизвольно сработают подушки безопасности.
  • Риском для жизни и здоровья находящихся в авто людей датчики удара могут посчитать резкое изменение наклона корпуса. И на слишком крутых подъёмах или спусках Airbag могут сработать сами, чтобы предохранить водителя и пассажиров от травм в случае возможного опрокидывания.

Как видите, просто так подушки безопасности всё-таки не срабатывают – для их надувания всегда есть определённая причина. И в большинстве случаев вы можете это предотвратить, соблюдая скоростной режим и сохраняя предельную внимательность на дорогах.

Как быстро срабатывают подушки безопасности? И что такое срабатывание подушек безопасности в первую очередь?

Что такое срабатывание подушки безопасности? И как быстро может раскрыться подушка безопасности? ( Фото: Shutterstock )

Наших судмедэкспертов часто просят объяснить, почему подушки безопасности сработали или не сработали при конкретном столкновении. Многие ошибочно полагают, что срабатывание подушки безопасности произошло из-за того, что автомобиль двигался с большой скоростью. Однако скорость автомобиля составляет , а не  ключевой фактор срабатывания подушки безопасности.

Раскрывать ли подушку безопасности — чрезвычайно сложное решение, которое «мозг безопасности» автомобиля должен принять менее чем за долю секунды. В этой статье рассматриваются некоторые важные факторы, влияющие на это решение.

Различные типы подушек безопасности

Типы подушек безопасности, которыми оснащается автомобиль, зависят от производителей автомобилей. Вообще говоря, подушки безопасности относятся к одной из следующих категорий: фронтальные подушки безопасности, коленные подушки безопасности, шторки безопасности, подушки безопасности ремней безопасности.

  • Фронтальные подушки безопасности: Эти подушки безопасности находятся в рулевом колесе или передней правой панели приборов и срабатывают при лобовых или почти лобовых столкновениях средней и тяжелой степени.
  • Коленные подушки безопасности: Коленная подушка безопасности находится под рулевым колесом и защищает колени и ноги водителя.
  • Боковые шторки безопасности: Этот тип подушек безопасности проходит вдоль внутренней левой и правой сторон автомобиля.
  • Боковые подушки безопасности для туловища: Этот тип подушки безопасности обычно раскрывается с левого и правого передних сидений автомобиля.
  • Подушки безопасности ремней безопасности: В некоторых автомобилях имеется трубчатая подушка безопасности, которая раскрывается изнутри ремня безопасности при столкновении.

Сработает ли одна или несколько из вышеперечисленных подушек безопасности, зависит от столкновения. Например, при лобовом столкновении со смещением на низкой скорости вы можете увидеть срабатывание подушек безопасности рядом с пассажиром на переднем сиденье, но не рядом с водителем. При боковом столкновении датчики столкновения могут сигнализировать о срабатывании подушек безопасности со стороны пассажира, но не подушек безопасности для коленей водителя. Тип срабатывания подушки безопасности зависит от столкновения и от того, какой датчик удара сигнализирует системе подушек безопасности о срабатывании.

Как быстро срабатывает подушка безопасности?

Большинство столкновений автомобилей длятся от 70 до 150 миллисекунд. 1 2 Хотя это может быть меньше, чем мгновение ока, за это время происходит многое. Поэтому специалисты по реконструкции аварий и инженеры часто разбивают аварию на три отдельных этапа:

  1. Первоначальный контакт при соприкосновении транспортных средств.
  2. Максимальное зацепление при максимальной деформации и внедрении.
  3. Разделение по мере того, как транспортные средства расходятся друг от друга и движутся к своим последним позициям отдыха .

На приведенном ниже рисунке показаны три стадии типичного дорожно-транспортного происшествия, когда в обоих автомобилях сработали передние подушки безопасности.

Обратите внимание, что решение о срабатывании подушки безопасности должно быть принято  задолго до  происходит максимальное зацепление. Это связано с тем, что по мере того, как пластик и металл ломаются и раздавливаются, пассажиры автомобиля движутся к месту удара. В случае аварии подушки безопасности должны сработать до того, как пассажиров коснутся любой части салона автомобиля или достигнут предела провисания ремней безопасности.

Кроме того, во избежание серьезных или смертельных травм подушка безопасности должна быть полностью надута до того, как пассажир приблизится к ней слишком близко, чтобы свести к минимуму травмы от самой подушки безопасности. Итак, решение о развертывании принимается в  только от 15 до 50 миллисекунд  для лобовых столкновений . 3 Это меньше одной трети всей продолжительности аварии, и это удивительно быстро!

Модуль управления подушками безопасности: мозг, стоящий за срабатыванием подушек безопасности

Итак, как это решение принимается так быстро? Как показано ниже, модуль управления подушками безопасности автомобиля (ACM; также известный как EDR или «черный ящик») имеет встроенные акселерометры, гирометры и т. д. и подключен к другим датчикам подушек безопасности вокруг автомобиля, чтобы он мог постоянно контролировать скорости изменения в движении. Его основная функция заключается в том, чтобы определить, происходит ли столкновение, а затем принять решение о развертывании подушек безопасности.

Запись данных об аварии является дополнительной функцией, поддерживаемой в новых автомобилях. Эти данные могут быть полезны для судмедэкспертов, а также страховых и юридических специалистов, которые хотят получить представление о столкновении.

Черные ящики не постоянно записывают информацию, а хранят ее в памяти. Они будут хранить информацию только тогда, когда происходит «событие», и в этом случае они сохраняют моментальный снимок некоторых данных за несколько секунд непосредственно перед этим событием (таких как скорость, использование тормоза и дроссельной заслонки, а также состояние ремня безопасности).

В черные ящики записываются события двух типов: события развертывания и не развертывания.

  • Событие срабатывания: «Событие срабатывания» записывается в «черный ящик», когда обнаруживается превышение нормального ускорения и раскрывается подушка безопасности. Данные, записанные во время события развертывания, «заблокированы» и не могут быть перезаписаны.
  • Событие, не связанное с срабатыванием: «Событие, не связанное с срабатыванием», регистрируется, когда транспортное средство испытывает более высокие, чем обычно, ускорения, достаточные для «пробуждения» системы, но недостаточно высокие, чтобы гарантировать срабатывание подушки безопасности. Например, незначительное столкновение на парковке или наезд на выбоину может привести к тому, что событие неразвертывания будет записано в черный ящик. Данные, записанные в событии, не связанном с развертыванием, могут быть перезаписаны.

В случае срабатывания подушки безопасности ремонтные мастерские часто утилизируют ACM вместе со сработавшей подушкой безопасности. Если вы работаете в страховой компании или юридической фирме и хотите получить представление о серьезной аварии с срабатыванием подушки безопасности, важно уведомить мастерские о необходимости оставить модуль подушки безопасности.

Физика и вычисления, лежащие в основе срабатывания подушек безопасности

Если вы хотите узнать , как модуль подушек безопасности запрограммирован на срабатывание подушек безопасности, вам придется вытерпеть немного физики и расчетов и обернуться вокруг приказов о движении.

  1. Первый порядок движения — это смещение или расстояние, на которое перемещается объект. Это может быть, например, 10 метров.
  2. второй порядок движения это скорость изменения смещения, или проще говоря, скорость. Для примера мы вычисляем скорость, глядя на расстояние, которое объект переместил относительно времени. Если мы путешествуем в течение одной секунды и используем указанное выше расстояние, мы получаем скорость изменения смещения 10 метров в секунду, или 36 километров в час.
  3. третий порядок движения , который мы обычно называем ускорением  (или замедлением для отрицательных значений), является скоростью изменения скорости . Например, если вы замедлились с 56 км/ч (типичная скорость краш-теста с барьером) до -4 км/ч, врезавшись в стену (имеется некоторый отскок или восстановление), что происходит в течение периода времени 80 миллисекунд, среднее замедление (скорость изменения скорости) будет 194 м/с2 (примерно 20 г). Но легкое торможение для замедления с изменением скорости на 60 км/ч по мере приближения к красному сигналу светофора в течение 8 секунд приведет к среднему замедлению всего 2 м/с2 (всего 0,2 g)
  4. Следующий и четвертый порядок движения называется рывком . Этот придурок — не тот водитель, который вас на днях подрезал, это скорость изменения ускорения . Он рассчитывается путем взятия производной ускорения по времени, или второй производной скорости, или третьей производной смещения.

Как автомобиль принимает решение о срабатывании подушки безопасности?

Почему мы провели для вас урок физики и математики? Не потому, что мы судебно-инженерные эксперты, которым нравится физика и вычисления, а потому, что Решение о срабатывании подушки безопасности зависит от ускорения и рывка. 4

В момент первоначального контакта, как показано на первом рисунке, датчики вокруг автомобиля и «мозг безопасности» ACM определяют ускорение. Он также оценивает рывки, делая непрерывные выборки с высокой частотой, чтобы определить, достаточно ли высоки ускорения и скорости рывков. Затем ACM должен принять быстрое решение о срабатывании подушек безопасности и/или преднатяжителей ремней безопасности на основе предварительно запрограммированных алгоритмов и пороговых значений.

Почему бы просто не использовать ускорение или изменение скорости при принятии решения о развертывании? В конце концов, срабатывание подушки безопасности коррелирует с изменением скорости и общим ускорением. 5

Проблема в том, что силы и ускорения максимальны на стадии максимального воздействия при аварии, но решение о срабатывании подушки безопасности должно быть принято быстро – до  максимального воздействия.

Этапы аварии и срабатывание подушек безопасности

Немного усложняет ситуацию то, что форма ударного импульса и максимальное время срабатывания варьируются от аварии к аварии. Пример краш-теста, который мы использовали, хорошо иллюстрирует это: на приведенном ниже графике сравниваются этапы аварии со скоростью, ускорением и рывком, испытываемыми автомобилем в ходе аварии.

Изучив приведенную выше иллюстрацию, вы заметите, что ускорение (синяя линия) не достигает пика до тех пор, пока столкновение не станет почти максимальным (около 65 миллисекунд после первоначального контакта) — и, как мы уже обсуждали, необходимо принять решение о развертывании до этого. Однако во время развертывания изменение скорости, возможно, даже не достигло 10 км/ч, но транспортное средство испытывает ускорение около 14 г и рывок почти 3000 г/с всего через 20 миллисекунд после первого контакта. Ой!

Таким образом, решение о развертывании основано на алгоритме, который должен  предсказать  насколько серьезным может быть столкновение, основываясь на таких факторах, как скорость изменения ускорения (рывок), обнаруженных и зарегистрированных по мере развития столкновения . Алгоритм представляет собой компьютерный код математической функции, которая в данном случае представляет собой потенциальное решение по смягчению последствий травм или летального исхода механической функции оборудования безопасности, включая преднатяжители ремней безопасности и подушки безопасности.

Решение о развертывании этого транспортного средства было принято в течение 15 миллисекунд после первоначального контакта.

Аварийные импульсы и решения о развертывании

Пример, который мы использовали выше, был лобовым лобовым столкновением со смещением. Однако аварийные импульсы ускорения и рывка могут сильно различаться для разных аварий, транспортных средств и направлений удара.

Алгоритм принятия решения о развертывании анализирует ускорение и рывки по продольной и поперечной осям. Если направление удара происходит под другим углом, продольная или боковая составляющие должны быть достаточно высокими, чтобы гарантировать срабатывание фронтальной или боковой подушки безопасности (или обоих).

Чтобы лучше понять это, рассмотрите следующие типы раскрытия/не раскрытия:

  • Боковой удар: подушки безопасности могут не сработать, потому что столкновение происходило в течение длительного времени.
  • Столкновение с подкатом: Если автомобиль подъезжает к более высокому автомобилю, столкновение длится дольше, и подушки безопасности могут не сработать.
  • Опрокидывание и другие происшествия на бездорожье: Срабатывание фронтальных подушек безопасности может также , а не  произойти во время опрокидывания, из-за затраченного времени и различных направлений ускорений. При опрокидывании решение о развертывании рулонных штор может занять немного больше времени (если транспортное средство испытывает достаточное ускорение, чтобы их опустить). Боковые подушки безопасности обычно срабатывают даже быстрее, чем фронтальные подушки безопасности, потому что между пассажиром и зоной удара меньше зона раздавливания.

Модуль управления подушками безопасности также отслеживает несколько других датчиков для принятия решения о срабатывании, включая использование ремней безопасности, положение переднего сиденья, размер пассажира и классификацию веса для оптимизации безопасности пассажиров.

Алгоритм срабатывания подушек безопасности относительно сложный, разнообразный и запатентованный. Мы знаем, что рассмотренные выше факторы — ускорение, рывки, ремень безопасности и датчики состояния пассажиров — учитываются при принятии решения о развертывании.

Что делать при срабатывании подушек безопасности?

Новые автомобили предоставляют нам множество полезных данных, которые записываются в модуль подушки безопасности. Имея обширные данные, судебно-медицинские эксперты лучше понимают рассматриваемую аварию. Это позволяет экспертам оценить обстоятельства столкновения и прокомментировать использование оборудования для обеспечения безопасности, его функции и потенциальную биомеханическую пользу.

Если вы хотите узнать, записывались ли данные вашего застрахованного транспортного средства и могут ли эти данные помочь в вашем случае, свяжитесь с нами по адресу [email protected] или позвоните по телефону 1-800-263-6351.

Сэм Кодси, П. Инж.

При срабатывании подушек безопасности автомобиль оценивается? Можно ли его отремонтировать?

  • 1 О срабатывании подушки безопасности
  • 2 Как срабатывают подушки безопасности?
  • 3 Стоимость замены подушек безопасности
  • 4 Стоимость ремонта всех повреждений вашего автомобиля определяет, является ли это полной потерей

Существует распространенное заблуждение, что срабатывание подушки безопасности означает полную потерю автомобиля. Хотя это может означать результат сильного удара, это не означает, что ваш автомобиль нельзя отремонтировать.

О срабатывании подушек безопасности

Ремни безопасности пользуются большой популярностью в спасении жизней, и это справедливо. Тем не менее, подушки безопасности также несут ответственность за ежегодное снижение количества смертей на дорогах. И ремни безопасности, и подушки безопасности являются вашими прямыми линиями защиты в случае автомобильной аварии.

Оба работают вместе в яростном столкновении. Ремни безопасности максимально сдерживают ваше тело, а подушки безопасности смягчают удар и не дают вам удариться о что-то более твердое, например, о руль или лобовое стекло.

В большинстве автомобилей есть фронтальные подушки безопасности, которые срабатывают при лобовом столкновении, и боковые подушки безопасности, которые срабатывают при боковом столкновении. Большинство автомобилей, выпущенных с 90-х годов, оснащены передними подушками безопасности, но не все имеют боковые подушки безопасности.

Как срабатывают подушки безопасности?

Обычно мы думаем о подушках безопасности, которые срабатывают при сильных авариях, но правда в том, что они могут раскрываться при умеренных и даже незначительных столкновениях.

Подушки безопасности срабатывают, когда в систему подушек безопасности поступает электронный сигнал. Подушка безопасности немедленно наполняется неопасным газом. Хотя мгновенное надувание экономит время и может спасти вашу жизнь, оно может привести к травме. Тем не менее, травма от подушки безопасности не идет ни в какое сравнение с типами травм, которые она предотвращает, например, при столкновении с лобовым стеклом или другими твердыми поверхностями.

Боковые подушки безопасности срабатывают гораздо быстрее, чем фронтальные, потому что расстояние между головой и боковой стенкой автомобиля меньше. Фронтальные подушки безопасности раскрываются медленнее, но они являются вашей основной системой защиты. Они могут причинить вред, если вы находитесь слишком близко к рулевому колесу. По этой причине все лица моложе 13 лет должны сидеть сзади.

Стоимость замены подушек безопасности

Хотя срабатывание подушек безопасности не обязательно означает полную потерю, это увеличивает общую сумму ремонта вашего автомобиля. Замена подушек безопасности стоит недешево. В среднем замена подушки безопасности может стоить от 1000 до 6000 долларов.

Эта стоимость должна быть добавлена ​​ко всем другим повреждениям, нанесенным вашему автомобилю. Таким образом, хотя срабатывание подушек безопасности не означает, что срок службы вашего автомобиля подошёл к концу, это может привести к превышению порога полной потери.

Стоимость ремонта всех повреждений вашего автомобиля определяет, является ли это полной потерей

Оценки автомастерской учитывают несколько факторов, прежде чем определить, подлежит ли ваш автомобиль ремонту или полная потеря. Кроме того, у страховых компаний и специалистов по урегулированию убытков могут быть особые процедуры и требования в отношении того, насколько они считают автомобиль ремонтопригодным или нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *