Стоит ли менять масло в мкпп: Как определить, что в МКПП пора менять масло

Содержание

Стоит ли менять масло в МКПП: плюсы и минусы

Вопрос замены смазывающей жидкости в механической коробке переключения передач всегда вызывает различные споры среди владельцев транспортных средств. Нужно ли вообще менять трансмиссионное масло, и если да – то какова периодичность проведения этой процедуры? Чтобы понимать всю важность замены смазывающей жидкости в МКПП, необходимо знать устройство и принцип функционирования трансмиссии этого типа.

Назначение масла в механической коробке передач

Для автоматической коробки трансмиссионная жидкость является своеобразным передатчиком усилия, назначение которой заключается в постоянном обеспечении равномерного крутящего момента между всеми взаимодействующими элементами КПП. Для этого предусмотрены специальные детали: гидротрансформатор и насос. Поскольку на «механике» отсутствуют масляный насос и гидротрансформатор, рабочая жидкость выполняет совершенно другие задачи. Кратко опишем их:

  1. Смазка – обеспечивает снижение силы трения между взаимодействующими шестернями коробки, что позволяет значительно продлить их ресурс эксплуатации.
  2. Защитные свойства, которые заключаются в том, что масло создает тонкую защитную пленку на деталях механической коробки передач, эффективно предохраняя их от коррозии. Помимо этого, рабочая жидкость обеспечивает очистку элементов от мелкой металлической стружки, образовывающейся в процессе работы.
  3. Теплоотвод. Во время работы системы трансмиссии детали коробки передач могут разогреваться до 250 градусов и более, при этом, температура масла в ней имеет величину около 170 градусов. Таким образом, рабочая жидкость не только обеспечивает необходимую смазку всем агрегатируемым элементам, но и препятствует их перегреву и преждевременному выходу из строя.

Плюсы замены масла в механической коробке передач

Большинство производителей транспортных средств утверждают, что ресурс трансмиссионного масла такой же, как и срок службы автомобиля. Ввиду этого возникает вполне уместный вопрос: тогда зачем его менять? Чтобы корректно на него ответить, необходимо определить реальный срок эксплуатации транспортного средства. В технической документации к автомобилю нет такого пункта, в котором имеется подобная информация. Помимо этого, во время приобретения транспортного средства через автосалон ни один из продавцов не ответит вразумительно на этот вопрос.

В странах Европы существует неписаное правило, согласно которому любой автомобиль после 7 лет эксплуатации принято утилизировать. В нашей стране ситуация совершенно иная.

С ресурсом эксплуатации разобрались, теперь необходимо описать все аргументы в пользу замены рабочей жидкости в МКПП:

  • Во время эксплуатации коробки передач поверхности взаимодействующих между собой шестерен изнашиваются, из-за чего в масле накапливаются мелкие металлические частички, которые ухудшают состояние деталей.
  • Любая смазывающая жидкость имеет свой ресурс эксплуатации, по истечении которого она полностью теряет все свойства. Период использования масла в МКПП зависит от стиля вождения, интенсивности эксплуатации, типа транспортного средства, и в среднем составляет 150-200 тыс.
    км пробега
    . Но, процесс старения масла также зависит от его качества и состава. Поэтому, при выборе рабочей жидкости для трансмиссии, необходимо обратить внимание на эти факторы.
  • Высокий температурный режим и постоянное воздействие силы трения, вызывает эффект вспенивания масла, особенно если его ресурс уже исчерпан. Поскольку старая рабочая жидкость в коробке уже лишена большинства своих свойств, вспенивание только усугубляет работоспособность узла, и может послужить причиной выхода из строя главной передачи.

Последствия несвоевременной замены масла в МКПП

Любые взаимодействующие между собой элементы нуждаются в смазке и охлаждении. Недостаточный уровень масла в механической коробке передач либо его неудовлетворительное состояние могут послужить источниками следующих проблем с трансмиссией:

  • Увеличение критического износа всех взаимодействующих между собой элементов коробки передач, вплоть до их последующего выхода из строя, из-за чего потребуется дорогостоящий ремонт либо полная замена узла.
  • Наличие мелких металлических частичек и мусора в масле делает его непригодным к дальнейшей эксплуатации и является причиной некорректного функционирования трансмиссии.
  • Несвоевременная замена рабочей жидкости в механической коробке передач негативно отражается на работоспособности силового агрегата, поскольку наличие проблем с трансмиссией значительно увеличивает нагрузку на двигатель, ускоряя износ его деталей.
  • Старое масло в МКПП является одной из причин снижения разгонной динамики транспортного средства и снижения мощности силового агрегата.

Итог

В конструкционном плане МКПП намного проще автоматики, поэтому смазывающая жидкость в ней не является главным рабочим компонентом. Это позволяет несколько снизить требования к ее состоянию и срокам замены. Рекомендованный интервал замены масла для механической коробки передач составляет примерно 100 тыс. км пробега, при условии интенсивной эксплуатации автомобиля.

Замена смазывающей жидкости в механической коробке сопоставима с аналогичной процедурой для силового агрегата, поскольку ее главной задачей является увеличение ресурса взаимодействующих элементов трансмиссии. Любая «механика» постоянно подвергается высоким нагрузкам, которые связаны с разной силой воздействия на рычаг коробки. В связи с этим, старое масло значительно увеличивает уровень износа деталей КПП при переключении передач.

Во время замены масла, следует полностью слить всю старую смазку, после чего желательно промыть коробку передач. Эта процедура не отличается сложностью, поэтому по силам любому автовладельцу. Рекомендуем использовать трансмиссионные жидкости, качество которых подтверждено соответствующим документом.

Как менять масло в коробке передач автомобиля?

Равно, как и двигатель, коробка передач нуждается в постоянном внимании и обслуживании. Важно отслеживать уровень масла, его качественные характеристики, проводить диагностику состояния КПП. Всё это позволит избежать дорогостоящих ремонтов и проблем с использованием автомобиля.

Впрочем, перечень работ по техническому обслуживанию автомобиля включает и замену моторного масла. К сожалению, после приобретения транспортного средства многие забывают о том, что в коробке передач тоже есть масло, оно подлежит замене.

Насколько часто нужно делать замену масла зависит от типа коробки, самого масла и даты его предыдущей замены. Менять масло приходится обязательно, поскольку при эксплуатации машины теряются свойства присадок. Это значит, что работающие поверхности не защищены. Жидкость вспенивается, происходит задир главной передачи, потом все идет к гулу шестерёнок и в результате – к заклиниванию коробки. Такой «расклад» характерен для машин с передним и полным приводом.

Автомобили с задним приводом и МКПП не имеют таких больших температурных нагрузок в коробке передач, и, значит, масло служит дольше, не теряя своих смазочных свойств. Как правило, его меняют в одно время с маслом в редукторе. Частицы стружки и грязи, появляющиеся в ходе работы шестерёнок, удаляются, а при замене вытекают вместе с использованным маслом из картера КПП.

Однако стоит обратить внимание на очень важный факт: существуют автомобили, масло в коробке которых заливается один раз на весь срок службы авто. А вот максимальный срок службы найти в руководстве по эксплуатации очень трудно. Европейцы, к примеру, считают, что машину, имеющую ежегодный пробег 35 тыс. км, следует утилизировать уже через 7 лет. Но для россиян машина-семилетка — это почти новый автомобиль, и поэтому при покупке подержанного авто следует помнить о расходах на замену масла и в КПП.

Замена масла в АКПП

Масло для МКПП является чисто смазочным материалом, а в АКПП масло имеет несколько функций. Оно смазывает, удаляет микрочастицы, появляющиеся от износа шестерён, оно отводит тепло от нагревающегося гидротрансформатора. Замену масла стоит производить в соответствии с рекомендациями производителя, указанными в руководстве по эксплуатации. Там же указывается и интервал, и марка масла, рекомендуемая производителем.

Достаточно распространёнными становятся сейчас вариаторные коробки, считающиеся автоматическими, но устроенные совсем по-другому. Они работают в режиме жёстких температур, и потому масло для АКПП им не подойдёт. Здесь используется специальная жидкость, которую тоже надо своевременно менять из-за нагрузок, температур и снижения присадочных свойств.

Частота замены масла может зависеть не только от пробега, но и от марки автомобиля, модели, да и от самого его состава. В коробку машин с задним приводом заливают, как правило, минеральное трансмиссионное масло. Оно не может самоочищаться, и его меняют после пробега от 30 до 40 тыс. км., таким образом, снижая износ шестерёнок, уменьшая степень загрязнения присадки. Синететические масла применяются в автомобилях высокого класса с МКПП и АКПП. «Синтетика» самоочищается и имеет увесистый пакет присадок, способствующий защите от износа. Это масло подлежит замене после пробега в 60-70 тыс. км, в АКПП – после 50 тыс. км.

При оптимальных условиях эксплуатации замена может производиться после пробега в 80 тыс. км или каждые 2 года. Но, как вы понимаете, подавляющее большинство автомобилистов оказывается в условиях пробок, резкой смены температур, поэтому масло следует менять после каждых 25 тысяч километров пробега.

Нужно ли проверять качество жидкости в коробке и как часто это следует делать?

Специалисты говорят: раз в неделю. Если жидкость стала тёмной и приобрела запах горелого, то плановой замены ждать не надо. Она проверяется на бумажной салфетке. Надо капнуть на салфетку со щупа и проследить, чтобы в капле отсутствовали посторонние включения, жидкость должна легко впитываться, быть прозрачной и однородной.

При этом картер не промывается. Мусор надо удалить вручную, а магнит, на котором собралась стружка, очищается. После сборки узла заливается новое масло, несмотря на то, что замена была произведена недавно. Необходимо проверить и систему охлаждения двигателя: антифриз должен быть прозрачным, без содержания водомасляной эмульсии. А замена смазки коробки влечёт смену фильтра и прокладки поддона.

Нужно помнить: с неисправной коробкой машина эксплуатироваться не может. Нужно своевременно производить диагностику узла, замену масла. Тогда жизнь автомобиля будет продлена.

Колодийчук Андрей, специально для ByCars.ru

При использовании данного материала,
ссылка на https://bycars.ru/ обязательна.

Опубликовано 25.06.15.
Эту страницу просмотрели 22582 раза

Замена масла в МКПП. Стоит ли?

ChiPer
Админ