Развал схождение задних колес: 6 шагов регулировки
Читатель узнает, что такое геометрия колес автомобиля и для чего она нужна. А также узнает, как можно сделать процедуру сход-развал на задние колеса транспортного средства собственными руками, если автомеханики на СТО отказались это делать.
Многие опытные автомеханики не берутся делать развал задних колес на транспортном средстве. Аргументируют тем, что конструкция задней подвески машины гораздо сложнее и поэтому процесс сход-развал на задних колесах не делается. Из-за этого начинающие автолюбители сомневаются в том, что действительно ли нужна эта процедура.
Содержание
- Что означает процедура регулировки авто на развал-схождение
- Нужна ли регулировка и почему
- Когда необходима корректировка
- Материалы для корректировки
- Корректировка развала на передних шинах
- Процедура регулировки схода
- Как корректировать положение задних шин
- Подготовительные работы и сход-развал задних колес
Что означает процедура регулировки авто на развал-схождение
Развал-схождение – это процесс корректировки угла положения шин относительно к дорожному покрытию и угла траектории движения с плоскостью кручения.
Углы необходимо регулировать потому, что со временем деформация осей, нагрузка на авто, эксплуатация в экстремальных условиях на грунтовых дорогах или по каменистой местности, приводит к изменению положений углов.
Процесс регулировки заключается в выравнивании шин и кластера. Делать его необходимо в специализированных станциях технического обслуживания. Опытные механики устанавливают машины на кордовые стенды или делают геометрию с помощью компьютерных 3D-моделей.
В домашних условиях и в обычном гараже, без специального оборудования такая процедура займет большое количество времени. К тому же работа эта кропотливая. Неверное изменение угла на 4 мм, незамеченное незадачливым водителем при регулировке, будет постоянно уводить машину на двадцать градусов в сторону того колеса, на котором была допущена ошибка.
Поэтому эксперты не рекомендуют регулировать шины тем, кто не имеет опыта. Однако, если на станции технического обслуживания отмахиваются от регулировки схождения-развала на колесах, то при достаточном опыте и понимании процедуры геометрии осей, можно сделать корректировку собственными руками.
Нужна ли регулировка и почему
Эксперты на вопрос «Делают ли развал на задних колесах транспортного средства?» отвечают однозначно: «Да!». Потому что при неправильной регулировке, автомобиль будет:
- быстрее съедать резину;
- не поддаваться водителю в управлении;
- не устойчив во время движения на большой скорости по автомагистрали;
- плохо входить в повороты.
Внимание! На современных иностранных машинах делать сход-развал на задних колесах производители не рекомендуют. Они советуют заменить целый узел.
Когда необходима корректировка
Если у автовладельца обнаруживаются следующие признаки расхождения углов при езде на транспортном средстве, то машину необходимо везти на корректировку:
- авто уводит в сторону при движении прямо;
- после ремонта подвески;
- при большом износе шин с одной стороны;
- когда автовладелец тормозит, а автомобиль уводит в сторону;
- смена шин на зиму или на лето;
- когда водитель купил и установил колеса другого размера на авто;
- после наезда на камень или ныряния в большую яму.

Если же автовладелец решил, что сможет сделать регулировку сход-развала на передних и задних колесах самостоятельно, то следующая инструкция поможет ему в этом.
Материалы для корректировки
Понадобятся следующие материалы:
- обычная линейка (если есть, то лучше телескопическая). Так как телескопическая позволит регулировать расстояние. Если для нахождения внешнего размера подойдет обычная линейка, то телескопическая удобна для измерения внутреннего расстояния между шинами;
- отвес – какой-нибудь груз, который можно будет привязать к веревке. Подойдет обычное рыбацкое грузило;
- веревка или шнур, к которому будет привязываться грузило.
Автомобиль желательно установить на яму или на ровной поверхности. Вся процедура состоит из двух этапов:
- регулировка развала;
- корректировка схождения.
Причем сход-развал на передних шинах транспортного средства делается именно в той последовательности, в которой указаны этапы выше.
Внимание! Если автовладелец не уверен в своих силах, то корректировку лучше предоставить специалистам на станции технического обслуживания.
Корректировка развала на передних шинах
Регулировка для развала шин делается следующим образом:
- Сделать пару отметок вверху и внизу, чтобы при соединении образовывалась диагональ.
- К крылу машины приложить отвес на шнуре. Затем с помощью линейки замерить расстояние между пометкой и отвесом.
Отсюда можно сделать вывод. Если расстояние одинаковое, что у верхней и что у нижней пометки, то у колес все в порядке и корректировку можно не делать. Но, если есть разница, которая соответствует 3 миллиметрам и выше, то следует продолжить делать регулировку.
- Провернуть шины, чтобы сделанные пометки стали параллельны земле.
- Замерить.
- Откатить машину и снова замерить.
Это делается для того, чтобы узнать, какие существуют отклонения более точно. После того, как все замеры будут сделаны, необходимо продолжить шаги по корректировке:
- Поднять на домкрате переднюю часть автомобиля.

- Открутить болты, которые держат колеса.
- Снять их.
- Выкрутить винты поворотного кулака и кронштейна амортизационной стойки.
- Сдвинуть кулак на то расстояние, которое показали измерения.
- Установить колеса и повторить измерения.
Повторять эту процедуру до тех пор, пока не будет пойман тот размер, который указывается для этого транспорта оптимальным.
После того как был исправлен развал передних шин, необходимо приступить к процедуре регулировки схождения.
Процедура регулировки схода
Шаги по корректировки схождения колес:
- Выставить передние прямо.
- На шине с внутренней стороны сделать пометки.
- Узнать расстояние с помощью телескопической линейки от отметки на одной шине до пометки на другой.
- Проехать вперед или назад и снова замерить расстояние.
- Сравнить полученный результат.
- Если схождение в сторону уменьшения размеров, то на языке механиков, этот результат называется отрицательным.
Если схождение в сторону увеличения размеров, то это положительное значение.
Теперь необходимо будет с помощью рулевых тяг установить оптимальные значения. При отрицательном результате, оптимальные размеры устанавливаются посредством укорачивания тяг, а при положительном – путем удлинения.
Теперь необходимо заново сделать размеры. Если обнаружится несоответствие, то продолжить корректировку.
После того, как регулировка будет произведена, необходимо колеса установить на место, закрутить болты и проехать на транспортном средстве 10 километров. Понаблюдать как будет вести себя автомобиль.
Если автомашина продолжает уходить в сторону во время езды по прямой автомагистрали, то нужно повторить регулировку или обратиться в сервис-центр.
Как корректировать положение задних шин
Нарушение угла установки колес по отношению к дороге и угла установки ступиц задней и передней оси приводит к проблемам с управляемостью транспортным средством. Регулировка схода-развала направлена именно на установку корректных угловых значений.
Техническое мероприятие, связанное с работой над задней осью, имеет свою специфику. Например, многие современные модели авто с задней независимой подвеской не предусматривают возможность регулировки угловых значений.
Если произошло нарушение параметров, производитель рекомендует заменить целиком целый агрегат, к примеру, балку. Однако в некоторых мастерских подобные услуги предложены в виде регулировки кустарным способом. Это рисковая операция, поскольку с установкой новой детали может быть нарушена заводская геометрия узла. Если геометрия задних колес будет нарушена, то водитель ощутит серьезное снижение эксплуатационных характеристик автомобиля.
Как схождение задней оси влияет на автомобиль:
В некоторых ситуациях регулировка обязательна, понять необходимость проведения данного мероприятия можно по следующим характерным признакам:
- протектор покрышек задних колес сильно изношен;
- по ровной дороге автомобиль едет отлично, но при неровностях дороги начинает «болтать» заднюю часть из стороны в сторону;
- при отрицательном схождении колес заднюю часть «закидывает».

Кроме того, что регулировать сход-развал необходимо через установленный производителем километраж, который прописан в руководстве пользователя, может возникнуть потребность в неплановом обслуживании. Это связано в первую очередь с низким качеством дорожного полотна или проведенными ремонтными операциями над подвеской.
Иногда специалисты утверждают, что регулировать сход-развал на задней оси нет необходимости. Но однозначно дать ответ на этот вопрос не представляется возможным. На сегодняшний день известно несколько разновидностей задней подвески, и для некоторых типов это мероприятие предусмотрено самим изготовителем.
Подготовительные работы и сход-развал задних колес
Перед регулировкой угловых параметров необходимо выполнить подготовительные работы, а именно:
- установить нормированное давление в шинах, рекомендуемое изготовителем;
- устранить все неисправности в подвеске;
- выполнить балансировку колесных дисков;
- скорректировать поперечный и продольный наклон кузова транспортного средства.

Выполнив эти работы, можно преступать непосредственно к работе над задними колесами. Для этого потребуется профессиональный стенд, который есть в распоряжении современных мастерских. С его помощью происходит установка следующих важных параметров:
- Разность развалов. Характеристика, определяющая разницу развала между колесами задней оси. Не должен быть свыше 300 градусов, в противном случае автомобиль не должен выезжать на дорогу.
- Угол продольного наклона поворотной оси. Образован вертикальной линией, которая проходит в центре колеса и проекцией центра шаровых опор на условную параллель продольной оси автомобиля. Также не должен быть больше 300 градусов.
- Передний развал. Определяет угол, под которым колеса транспортного средства наклонены относительно дорожного полотна.
- Раздельное переднее схождение. Угол между плоскостью центра колеса и условной продольной осью автомобиля
В СТО для выполнения работы задействуют профессиональные компьютерные стенды.
Они позволяют установить сход-развал быстро, а главное – точно.
Поэтому если вы решили откорректировать угловые значения колес задней оси, за этой услугой стоит обратиться в профессиональную мастерскую. Регулировка должна быть выполнена качественно, так как от этого зависит безопасность транспортного средства на дороге.
Возможно, на вашем автомобиле углы установки задних колес просто не регулируются, так как колеса установлены жестко. Это особенность ходовой части автомобилей, у которых зависимая или полузависимая задняя подвеска. Сюда относятся жесткие мосты у внедорожников и «скручавающаяся балка» по типу как у переднеприводных ВАЗ. По причине повреждения балки углы установки могут просто-напросто «уйти». В современных «многорычажках» неисправность одного из рычагов приведет к изменению угла схождения.
На следующих моделях Тойота регулируются задние колеса:
- Toyota Celica;
- Toyota Camry;
- Toyota Corolla;
- Toyota Crown;
- Toyota Caldina;
- Toyota Mark II;
- Toyota Vista;
- Toyota Altezza;
- Toyota Sprinter;
- Toyota Marino.

В следующих моделях Тойота регулировка колес задней оси не предусмотрена производителем:
- Toyota Land Cruiser Prado;
- Toyota Hilux;
- Toyota Tacoma;
- Toyota 4Runner;
- Toyota Tundra;
- Toyota Sequoia.
Если вы заинтересованы в том, чтобы сделать все самостоятельно, то ознакомьтесь с видеоинструкцией установки угловых значений:
Теперь сходитесь — Авторевю
Александр Диваков,
Юрий Ветров
Все знают, как важно следить за углами установки передних колес: они влияют и на управляемость, и на износ шин… А как насчет задней оси? Что будет, если, к примеру, от удара о бордюр нарушится схождение задних колес?
Мы решили это проверить. Взяли седан Mazda 6, в задней многорычажной подвеске которого регулируется схождение, — и отправились на полигон.
Кстати, с «задним» схождением у нас уже был печальный опыт.
Ровно год назад во время теста кроссоверов нас удивил Mitsubishi Outlander — он то и дело норовил сорваться в занос, чего за ним раньше не замечалось. Уже потом, после публикации, дилеры Mitsubishi выяснили причину: у той тестовой машины были немного нарушены углы установки задних колес. Вместо небольшого схождения колеса «расходились» — совсем чуть-чуть, на считанные доли градуса. Но этого оказалось достаточно для того, чтобы один из наших «обычных водителей», пытаясь проехать коридор «лосиного теста» на небольшой скорости в 65 км/ч, не удержал машину от разворота на 180
На самом деле любой автомобиль очень чувствителен к изменению угла схождения задних колес. Представьте, что у машины отрицательное схождение — то есть задние колеса развернуты наружу по ходу движения. Тогда в повороте наружное заднее колесо (а при прочих равных условиях оно обладает гораздо большим сцеплением с покрытием, нежели внутреннее) будет слегка развернуто от центра поворота — и задняя ось будет стремиться обогнать переднюю.
Автомобиль приобретает склонность к заносу!
Заднее внешнее колесо, сильно повернутое наружу, уводит заднюю ось на обочину — машина срывается в занос
И наоборот, при положительном схождении (колеса смотрят «внутрь») нагруженное колесо направлено к центру поворота — оно работает на недостаточную поворачиваемость. Слегка сведенные к центру колеса увеличивают стабильность движения по скоростной прямой и помогают подвеске самой «подруливать» в нужную сторону, компенсируя порывы бокового ветра. Поэтому небольшое положительное схождение — хорошо! А вот отрицательное схождение («расхождение») — плохо.
Развернутое к центру поворота заднее «упорное» колесо перекладывает всю работу по восприятию боковой силы на переднюю ось — склонность к недостаточной поворачиваемости возрастает
Следите ли вы за углами установки задних колес? Возможно, они на вашей машине просто не регулируются — в зависимых задних подвесках (жесткие мосты у внедорожников) или полузависимых («скручивающаяся балка», как у вазовских переднеприводников) колеса установлены жестко.
Но и тут углы установки тоже могут «уйти» — например, если от сильного удара погнута балка. Что уж говорить о современных сложных многорычажных подвесках! Поврежден один из рычагов — и угол схождения изменился. У того опасного Аутлендера из нашего сравнительного теста углы «уплыли» совсем чуть-чуть: –0
Итак, тест! «Подопытным кроликом» выступает Mazda 6 — в ее задней подвеске схождение регулируется длиной «среднего» рычага. Кстати, тут можно настраивать и развал задних колес — эксцентриком на оси нижнего рычага. Но тема нашей работы — схождение и только схождение.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан
Вы можете сделать свое собственное выравнивание — вот как!
Не скажу вам ничего, чего вы еще не знаете, но согласование очень важно! Особенно, когда речь идет о заниженных грузовиках и внедорожниках.
Возможно, вы потратили больше с трудом заработанных денег на колеса и шины, чем на комплект для понижения, это легко сделать, так что убедитесь, что вы не тратите деньги впустую после того, как получили свой «внешний вид». Самый частый технический звонок касается выравнивания, счастливчикам местный специалист по выравниванию сказал: «Не могу выровнять эту штуку, она опущена», люди, которым не так повезло, потратили почти 100 долларов или больше на получение плохой расклад. Не все мастерские по центровке плохие, некоторые знают дрель с опущенными тележками и довольно хороши. Их просто недостаточно, и в зависимости от того, где вы живете, у вас может не быть доступа к хорошему!
Когда дело доходит до развал-схождения, есть 3 важные вещи – развал, кастер и схождение, и, как объясняет Джефф в видео ниже (прокрутите вниз), эти регулировки могут быть точно выполнены вами, дома, в гараже раз, как вы хотите. Черт возьми, вы можете быть местным экспертом по выравниванию для своего клуба!
Давайте прочитаем перед видео:
Развал : Когда вы опускаете грузовик, вы получаете отрицательный развал.
Когда вы поднимаете грузовик, вы создаете положительный развал. Это так просто, и именно поэтому то, как вы опускаетесь, так важно. Обрезка, нагрев или даже использование специально разработанных занижающих цилиндрических пружин каждый раз будет вызывать отрицательный развал, и вам нужно иметь возможность достаточно отрегулировать развал, чтобы компенсировать это. (Это обсуждается на странице спиральной пружины ). Регулировка развала осуществляется с помощью верхнего рычага подвески, что является основной причиной, по которой рычаги подвески имеют такое преимущество перед шпинделями (это обсуждается на странице рычагов подвески). Шпиндели не оказывают никакого влияния (хорошего или плохого) на выравнивание. Таким образом, перемещение верхнего рычага внутрь или наружу (относительно рамы) — это способ управления развалом. Выведение верхней части руки наружу делает вас более позитивным, а перемещение внутрь приводит к отрицательному развалу. Если развал не отрегулирован, вы увидите неравномерный износ шины, например, если развал слишком отрицательный, то шина будет изнашивать внутреннюю часть протектора.
Если развал отличается от стороны к стороне, это может вызвать проблемы с тягой. Обычно грузовик тянет в сторону с наибольшим положительным развалом. Как правило, если вы едете жестко, небольшой отрицательный развал (около -1/4 градуса) может улучшить управляемость.
Двигаемся дальше…
CASTER : угол поворота, если смотреть сбоку относительно прямой вверх и вниз.
Посмотрите на рисунок ролика, чтобы лучше понять эту характеристику выравнивания. Если этот угол поворота наклонен к задней части грузовика, это положительный кастер, и, конечно же, если угол поворота направлен к передней части грузовика, это отрицательный кастер. Посмотрите на это так: вы использовали продуктовую тележку, обратите внимание на задние колеса и то, как они установлены немного позади вертикальной оси рулевого управления, или передняя вилка мотоцикла наклонена назад, обеспечивая положительный кастер. Итак, что произойдет, если кастер не выровняется? Вы бы заметили проблемы с отслеживанием по прямой, или, если бы оно было разным из стороны в сторону, грузовик тянул бы в сторону с меньшим положительным кастером.
Если обе стороны равны, но слишком отрицательны, рулевое управление будет легким, грузовик будет колебаться, и ему будет трудно продолжать движение прямо. Если обе стороны равны, но слишком положительны, рулевое управление может быть тяжелым. Важно отметить, что некоторые могут возразить, что у вас не может быть слишком много положительных заклинателей. Помните, что не существует абсолютно правильных чисел, по которым можно настроить свой грузовик. Если вы энергичный водитель из учебника по развалу, вы можете извлечь выгоду из некоторых свойств управляемости положительного кастера. Увеличенное пятно контакта шины при прохождении поворотов, увеличенный отклик на поворот, улучшенный контроль направления, улучшенное рулевое управление («чувство»), улучшенное рулевое управление («самоцентрирование»). На самом деле, если вы пытаетесь точно настроить выравнивание, лучше отрегулировать кастер, чем развал. Почему, вам, наверное, интересно, давайте посмотрим. Развал не улучшает поворот, положительный кастер улучшает.
Развал не способствует износу шин, развал не улучшает курсовую устойчивость, развал отрицательно влияет на торможение и ускорение. Эта информация о выравнивании используется для высокопроизводительных настроек. Если вы заметили переднюю часть Mercedes, BMW или Audi при резком повороте на парковку, вы увидите много положительных моментов. Точно так же, как высокопроизводительная настройка двигателей, вы можете выполнить высокопроизводительную «настройку» подвески с помощью центровки.
Нужна ли регулировка сход-развала для грузовиков? Краткое руководство
Пикапы — это сложные транспортные средства, состоящие из множества частей и компонентов, которые нуждаются в точной настройке, чтобы не отставать от неровных дорог и поездок по бездорожью. Задние колеса обычного пригородного автомобиля не нуждаются в выравнивании. С другой стороны, некоторые владельцы грузовиков с полноприводными автомобилями могут спросить, требуется ли регулировка сход-развала задних колес. Полноприводные грузовики нуждаются в развал-схождении задних колес.
Грузовикам с полным приводом доверяют для решения самых разных задач. Они работают долгие часы, и владельцы должны заботиться о своих грузовиках, если они хотят, чтобы они по-прежнему могли справляться с такими высокими требованиями. Продолжайте читать, чтобы узнать больше о том, зачем автомобилям требуется регулировка сход-развала и как обычно выполняется эта услуга.
Что такое развал-схождение?Полноприводным грузовикам требуется регулировка сход-развала для регулировки задних колес. У полноприводного грузовика больше возможностей и комбинаций выравнивания, чем у полноприводного автомобиля.
Поскольку автомобили 4×4 часто имеют регулируемую заднюю подвеску, требуется выравнивание задних колес. Вы должны привести все шины в соответствие со спецификациями производителя или, по крайней мере, сбалансировать выравнивание грузовика, чтобы он ехал прямо и эффективно.
Степень точности выравнивания оценивается следующим образом:
- Развал — это термин, используемый для описания угла наклона шины внутрь или наружу
- Кастер описывает наклон компонентов колеса вперед-вниз Выдержите дольше на дороге, если они будут регулярно меняться
Центр автомобиля является опорной точкой, относительно которой выровнены все четыре колеса.
В полноприводном автомобиле задние колеса выровнены с двумя передними колесами, но в полноприводном грузовике центральная линия является точкой крепления задних шин. Процедура выравнивания задних колес грузовика относительно проста. Мы опишем их ниже на основе четырех отдельных компонентов подвески и сборки заднего колеса.
Развал колес является первоначальным измерением развала-схождения задних колес. Развал относится к углу подвески шины, где 0 градусов означает нейтральный угол или отсутствие угла. Если ваша шина имеет отрицательный развал, верхняя часть колеса наклоняется внутрь, к центру вашего грузовика. При положительном развале верхняя часть шины наклонена наружу и в сторону от центра и оси автомобиля.
Для полноприводных грузовиков развал обычно не трогают. Скажем иначе; вы хотите, чтобы он был в нейтральном развале. Предположим, что внешние или внутренние ребра шины быстро изнашиваются. Эти характеры износа могут свидетельствовать о том, что развал в такой ситуации не соответствует норме.
Колесико регулировки положения шин относится к точкам поворота рулевого колеса. Угол между нижним и верхним шаровыми шарнирами (поперечным рычагом или А-образным рычагом) или нижним шаровым шарниром, креплением стойки стойки и перпендикулярной линией, расположенной под углом к земле, лучше всего характеризуется этим измерением.
Углы можно устанавливать как в положительном, так и в отрицательном направлении, регулируя ролики на шинах. Положительный кастер относится к выравниванию перпендикулярной линии, образованной между шаровым шарниром и землей, по направлению к задней части шины. Линия направлена вперед к передней части шины, когда она отрицательная, и колесо перемещается вперед и назад заклинателем. Если в центре протектора шины есть явные царапины или износ, это явный признак проблемы с выравниванием ролика.
Схождение Вы измеряете регулировку схождения, определяя центральную линию грузовика относительно направления, в котором смотрят шины, как показано выше.
«Схождение внутрь» и «схождение наружу» — два положения пальцев, на которые следует обратить внимание. Угол схождения относится к переднему краю шины, направленному к центру автомобиля.
Поверхность шины направлена в сторону от центра грузовика при измерении угла схождения. Как правило, угол измерения схождения используется для облегчения выравнивания втулок подвески, которые могут быть смещены. Модификации передних колес также являются отличным способом улучшить управляемость и дать вашему грузовику лучшее ощущение, особенно если вы склонны ездить по бездорожью.
Угол тягиУгол тяги — это измерение, которое определяет, параллельны ли задняя ось и передняя ось. Если у вас неправильный угол тяги, рама может погнуться, что потребует квалифицированной правки твердой задней оси и рамы. Угол тяги измеряется в градусах и является важным аспектом обслуживания автомобиля 4×4, особенно если задняя ось и колесная база прочные.
Заключительные мысли Грузовики могут быть надежными рабочими лошадками на дороге, но им тоже время от времени требуется развал-схождение.
