Уоз что это: УОЗ | это… Что такое УОЗ?

Угол опережения зажигания — Журнал «4х4 Club»

Угол опережения зажигания — Журнал «4х4 Club»

Угол опережения зажигания (УОЗ) – это термин, применяющийся для определения того, на какой угол поворачивается коленвал в двигателе, чтобы поршень дошел до своей верхней, «мёртвой» точки (ВМТ), начиная отсчет с того момента, когда на свече появилась искра. Конечно, в современных автомобилях этот, а также другие параметры, контролируют точные электронные датчики. Но, в старых автотранспортных средствах контроль со стороны чипов и процессоров отсутствует. Поэтому регулировка зажигания может потребоваться владельцам таких машин.

Что такое УОЗ

Чтобы автолюбитель точно понимал, как работают конструктивные узлы автомобиля, в чем кроются его неспецифические моменты функционирования, надо разобраться с работой ДВС – двигателя, в котором происходит процесс внутреннего сгорания топлива. Специалисты отмечают, что для полноценной трансформации давящего воздействия газов (образующегося, когда происходит сгорание топливно-воздушной смеси – ТВС) в механическое перемещение в виде вращения коленвала, необходимо:

• Получить максимальное давление образующихся газов в тот момент, когда поршень отклоняется от своей верхней мертвой точки не более, чем на интервал от 10 до 12°.

• Чтобы добиться этого показателя, согласовывают работу элементов поршня в цилиндре и процесс сгорания ТВС. Совмещение этих показателей должно быть скоординоровано с другими факторами, которые чаще всего являются внешними параметрами, воздействующими на конструктивную систему и физические процессы, происходящие в ней.

Поэтому, стоит разобраться не только с тем, что такое угол опережения зажигания, но и с сопутствующими терминами:

• Опережение зажигания – это воспламенение ТВС, который происходит в цилиндре двигателя до того момента, пока поршень не поднялся в свою верхнюю точку.

• УЗО – или угол опережения зажигания – это тот угол, который успевает пройти коленчатый вал с момента, когда возникла искра, до того времени, пока поршень не дошел до верхнего положения.

• Контактная и бесконтактная системы зажигания – это виды систем, в которых процесс коммутации зажигания обеспечивается прерывателями, либо функционирующими по механическому принципу, либо электронным модулем.

• Под прерывателем понимается выключатель, который непосредственно контактирует с катушкой зажигания и располагается в трамблере.

• Бегунок – составляющая часть системы трамблера, которая передает электрический сигнал с катушки на провода.

Как определить раннее или позднее зажигание

УОЗ зависит от:

• Быстроты вращения коленвала. Чем выше этот показатель, то есть, чем больше число оборотов в единицу времени показывает конструктивный узел, тем раньше должно произойти воспламенение зажигательной смеси. Так удастся получить нужный параметр давления в заданной точке, то есть при определенном отклонении поршня на указанные градусы.

• Температуры. Чем ниже ее показатели, как у двигателя, так и у топливной смеси, тем более ранним должен быть УОЗ. И наоборот – при высокой внешней температуре, которая создает специфические условия эксплуатации, УОЗ должен быть поздним.

• Нагрузки, которую испытывает двигатель. При высоких нагрузках угол опережения зажигания должен быть небольшим, так как это будет препятствовать детонации.

Существует сразу несколько факторов, которые требуют выставлять правильно УОЗ. Ранее, при настройке карбюраторных двигателей мастера это делали на слух. На СТО применяли для регулировки стробоскопы.

Но, в тот момент, когда появились более точные электронные системы управления, то и настройка стала точнее. УОЗ стало возможно подстраивать, ориентируясь на режим работы двигателя. То есть путем расчета оптимального угла по калибровочным картам.

Но, чтобы выполнить такую манипуляцию, нужно точно понимать, как проявляют себя признаки сбитого УОЗ. В целом, автолюбитель может наблюдать:

• Перебои при запуске работы двигателя.

• Возрастает расход топлива.

• Мощность понижается.

• При холостом ходе работа может быть неустойчивой.

• Слышна детонация, которая длится больше 1 секунды.

• Двигатель перегревается.

• А также могут возникать хлопки.

Позднее зажигание: признаки

Когда у двигателя наблюдается позднее зажигание, это может ему навредить. И в первую очередь, это проявляется потерей мощности. Поэтому для получения необходимого разгона, приходится интенсивнее давить на педаль газа. В результате такого функционирования, возникает:

• Перегрев двигателя. Это приводит к быстрому износу деталей.

• Появлению нагара, кокса, других видов отложений.

Раннее зажигание: признаки

Если смесь быстро сгорает, возникает раннее зажигание. Это увеличивает нагрузку на цилиндропоршневой узел, а также коленвал.

Автолюбитель может определить раннее зажигание по следующим признакам:

• Появляются характерные металлические звуки, напоминающие звон, в тот момент, когда двигатель начинает работу.

• При работе на холостом ходу, возникает плавающий эффект. Он характеризуется провалом, когда нажимается педаль газа.

Как выставить зажигание

Чтобы точно понимать, как отрегулировать зажигание, стоит исключить манипуляции со стробоскопом, так как простой автовладелец не владеет данным прибором. Конечно, регулировка может быть проведена в соответствии с теми рекомендациями и установками, которые даны в профильной литературе к конкретной модели авто. В этом случае автовладелиц учтет все тонкости конкретного конструктивного устройства автотранспортного средства. А чтобы разобрать работу и возможности регулировки топливной системы и двигателя внутреннего сгорания, рассмотрим последовательность действий на примере АЗЛК-2141. Он оснащен контактной системой зажигания, а бегунок осуществляет вращение против часовой стрелки. Регулировка здесь представлена следующими шагами:

• Слегка отдать соединение трамблера.

• Переходим к работе с первым цилиндром, для чего выворачиваем здесь свитчу зажигания, а на отверстие устанавливаем из любого материала пробку. Рукояткой осуществить поворот коленчатого вала. Выполняем манипуляцию медленно и до того момента, пока пробка не будет вытолкнута из отверстия.

• Продолжаем дальнейшее его вращение, пока первая засечка шкива не будет совмещена с острием штифта.

Эта деталь объединена путем запрессовки с крышкой картера.

• Оценить правильное положение бегунка. Он должен быть направлен токоведущей пластиной на соответствующий контакт в трамблерной крышке.

• Использовать отвертку-пробник, которая оснащена лампочкой. При этом соединяем массу с клеммой низкого напряжения.

• После этого включается зажигание и осуществляется проворот корпуса трамблера против часовой стрелки. А реализуется это мероприятие до тех пор, пока не осуществится замыкание контактов на прерывателе. В этот момент лампочка тухнет.

• К бегунку необходимо приложить усилие в сторону, обратную функциональному направлению движения бегунка – в данном случае это будет по часовой стрелке. При этом устраняют люфты (зазоры) в механизме привода. Как только этого удастся достичь, начинаем в эту же сторону ворочать трамблер, пока лампочка не начнет гореть.

• Закрепить трамблер в первоначальном положении, установить на место свечку.

Так угол опережения зажигания регулируется на холостом ходу и дает возможность достичь оптимальной работы двигателя.

Когда и зачем нужно настраивать зажигание

Важно осуществлять регулировку правильного сгорания топлива, совмещая ее с корректным положением вращения коленчатого вала и движения поршня для того чтобы избежать следующих негативных моментов:

• Снижения мощности мотора.

• Увеличения расхода топлива.

• Ускорения износа узлов двигателя.

А ориентироваться на своевременную корректировку необходимо в следующих случаях:

• Когда переходят на бензин с другим октановым числом.

• При смене температурного режима эксплуатации.

• При повышение или наоборот уменьшении нагрузки на мотор.

• Когда возникают непредвиденные расходы топлива, которые не характерны для автомобиля на предыдущих этапах эксплуатации.

• Когда есть посторонние шумы, как в виде металлического звона, так и посторонних хлопков.

Как УОЗ влияет на выбросы выхлопных газов

Если не выполнена корректная установка зажигания, то это может не только негативно сказаться на работе двигателя и снижении экономичности его работы, но и дополнительно возникают повышенные выбросы углеводорода и окислов азота в составе выхлопных газов. Это обусловлено тем, что температура сгорания топлива увеличивается.

Поэтому, чтобы избежать указанных негативных моментов, необходимо корректно выставить метки зажигания и откорректировать работу коленвала и поршня цилиндра.

Автор: Андрей Савинов (Автоэксперт портала avto-idea.ru)

Регулировка угла опережения зажигания на старых и новых двигателях

Зажигание топливной смеси в цилиндрах производится искровым разрядом между электродами свечи. Происходит это в строго определенный момент, причем корректируемый в процессе работы автоматически в зависимости от режима работы. В небольших, но очень важных пределах. От этого зависит общая эффективность и даже сохранность двигателя.

Содержание статьи:

  • 1 Что такое Угол Опережения Зажигания (УОЗ)
    • 1.1 Каким должен быть УОЗ
  • 2 Влияние угла зажигания на работу ДВС
  • 3 Признаки сбитого УОЗ
  • 4 Причины, из-за которых сбивает угол зажигания
  • 5 Как самому отрегулировать УОЗ на старых двигателях
  • 6 Процесс регулировки УОЗ на современных моторах

Что такое Угол Опережения Зажигания (УОЗ)

Поджигание готовой и уже сжатой до высокого давления смеси бензина с воздухом должно происходить чуть раньше, чем поршень достигнет верхней мертвой точки (ВМТ).

Это связано с конечной скоростью горения, а значит и нарастания давления на днище поршня.

Процесс растянут во времени. Измерять его в долях секунды особого смысла не имеет из-за переменной частоты вращения. Зато всё чётко связано с ходом поршня, то есть углом поворота коленчатого вала.

Прочитай: Какой должен быть зазор на свечах зажигания и как его выставить

Эта величина и принята для измерения и определения момента подачи импульса на свечу. Поскольку искра подается почти всегда раньше ВМТ, то регламентируется только опережение зажигания.

Каким должен быть УОЗ

Как правило, УОЗ положителен, то есть искра приходит раньше ВМТ. Но в определенных условиях он смещается корректором практически до нуля.

В зависимости от многих параметров режима работы двигателя угол увеличивается, достигая нескольких десятков градусов.

Рост УОЗ определяется:

  • скоростью вращения коленвала;
  • составом смеси;
  • расходом воздуха;
  • степенью открытия дросселя;
  • температурой на впуске;
  • прогревом двигателя;
  • давлением наддува;
  • отсутствием сигналов о детонации в цилиндрах.

Практически можно говорить о начальном угле опережения, а также его зависимости от текущих и управляющих составляющих режима работы мотора.

Влияние угла зажигания на работу ДВС

УОЗ – один из основных факторов, влияющих на отдачу мотора и его экономичность. Чем он больше, тем эффективность использования энергии заряда выше.

Стремление увеличить угол ограничивается возникающей детонацией, то есть скачком скорости горения смеси до недопустимой из-за превышения давления и температуры величины.

В этом случае его надо немедленно уменьшить, иначе не просто упадет мощность, но и наступят ударные разрушения поршневой группы и прочих деталей.

Признаки сбитого УОЗ

Сбиваться, то есть нештатно изменяться, угол может по разным причинам. Но направлений всего два – это слишком раннее или излишне позднее зажигание. Первое означает увеличение УОЗ относительно оптимального в данных условиях, и наоборот.

Признак раннего зажигания – сильная детонация и падение мощности. Горящая со скоростью взрыва бризантных ВВ смесь уже не в состоянии толкать поршень, зато прекрасно дробит и разрушает металл.

Детонацию хорошо слышно по характерному звону. Известны байки про «стук пальцев», хотя они тут не при чем. Звук порождается ударной волной по днищу поршня.

Позднее воспламенение аналогично снижает мощность, но уже по другим причинам. Смесь сгорает неэффективно, остатки энергии выталкиваются на выхлоп, попутно препятствуя поршню совершать такт выпуска. Мотор не тянет, увеличивает расход и греется, хотя работает мягко и стабильно.

Причины, из-за которых сбивает угол зажигания

В современных моторах, где регулировка УОЗ производится электронной системой управления двигателем (ЭСУД), сбиться он не может.

Разве что произойдет общая потеря точной синхронизации при смещении датчика коленвала относительно задающего диска. Но тогда в работе мотора возникнет масса других проблем, он перейдет в аварийный режим и высветится лампа проверки двигателя.

Продолжение: Как проверить катушку зажигания, признаки неисправностей

Моторы с батарейным контактным зажиганием больше подвержены изменениям момента искры. Изнашивается контактная группа, её упор в вал трамблера, а также сам вал прерывателя.

Гораздо реже такое происходит в системах с бесконтактным датчиком. Там виной может стать плохо затянутый крепеж, нарушение синхронизации в передаче вращения на трамблер, неисправный модуль зажигания.

Во всех системах с трамблером может уходить не начальный УОЗ, а текущий. Это произойдет при неисправности вакуумных и центробежных регуляторов опережения.

Как самому отрегулировать УОЗ на старых двигателях

Согласно инструкции, начальный угол устанавливается поворотом корпуса трамблера с контролем момента появления искры пробником низковольтной цепи (лампочкой или светодиодным индикатором). Используются метки ВМТ и опережения на шкиве коленвала.

Грубая установка проверяется и корректируется при помощи стробоскопа. Его лампа вспыхивает в момент прохождения импульса на свечу, высвечивая относительное положение меток.

Это делается на холостых оборотах с отключением всех корректоров. Можно подрегулировать положение поворотом корпуса, совместив подсвеченные метки.

Процесс регулировки УОЗ на современных моторах

Трамблеры давно ушли в прошлое, УОЗ заложен конструктивно и не регулируется. Это не означает, что он неизменен.

Начальная установка производится при монтаже задающего шкива ДПКВ, при правильной сборке этого достаточно. Далее в дело включаются так называемые карты режимов.

ЭСУД анализирует данные всех датчиков двигателя, заносит их в программную модель мотора, которая и вырабатывает численное значения мгновенного угла опережения. С учетом данной переменной подается своевременная команда на драйвер катушки зажигания, который и формирует искру на свече.

Карта представляет собой многомерную структуру, которая включает данные по температуре, оборотам и прочим ранее перечисленным мгновенным показателям режима.

Выходное значение просчитываемой функции и даст необходимое опережение относительно ВМТ, а если будет отмечена детонация, то программа моментально отреагирует «отскоком» угла в сторону позднего зажигания, сохраняя двигатель.

После чего будет постепенно вновь увеличивать УОЗ, добиваясь максимальной эффективности сгорания.

Определение

в кембриджском словаре английского языка

Переводы WOW

в китайском (традиционном)

(表示 驚訝 或 驚喜) 呀 , 哇 哇, 成功 的 人 (或 事) 受 的 人 ((事物)) . ..

на Китайский (упрощенный)

Увидеть больше

на испанском языке

ала, ¡гуау!…

Подробнее

на португальском

uau!, nossa!, uau…

Увидеть больше

на других языках