водная феерия — журнал За рулем
Двигатели подавляющего большинства автомобилей имеют жидкостное охлаждение. Но почему туда не заливают обычную воду? И обратный вопрос: можно ли, скажем, в ГАЗ-21 залить современный антифриз?
Мы налили в баночки пресную и сильно соленую воду, а также разбавленный антифриз и поставили их в бытовой морозильник (–25 °С). Опасно затвердела лишь чистая вода, антифриз и «морская» водичка превратились в кашу. Впрочем, для радиатора и двигателя безопасна из них лишь антифризная – соль быстро разъест алюминиевые детали.
ФИЗИКА И ХИМИЯ
Лет эдак сорок назад первые владельцы «Жигулей» изумились, обнаружив под капотом пластмассовый бачок с синей жидкостью – «Тосолом». Зачем он понадобился?
До наступления «жигулевской» эпохи автолюбители на зиму обычно ставили свои машины в гараж. У тех же, кто не хотел становиться «подснежником», утро начиналось с заливки воды в радиатор, а вечер заканчивался ее сливом. Проще было таксистам и водителям-профессионалам: автомобили ночевали в теплом гараже либо их регулярно прогревали техники, дабы замерзшая вода не разорвала радиатор и блок цилиндров. А вот в теплое время года никаких проблем: вода – прекрасный, если не сказать лучший теплоноситель.
Тем не менее уже тогда была известна и другая охлаждающая жидкость – антифриз, представляющая собой смесь из той же воды с этиленгликолем. Такой состав не замерзает даже при самых лютых морозах. Точнее, он превращается в подобие вязкой кашицы, не представляющей опасности для двигателя. А вот температура этого превращения зависит от пропорций, причем довольно хитрым образом. По мере добавления этиленгликоля к воде температура кристаллизации сначала понижается, а потом вновь начинает повышаться. Изменяется при этом и температура кипения, причем она всегда на 15–20 градусов выше, чем у воды. Это, кстати, охлаждению двигателя только во благо.
Для чего же понадобился расширительный бачок? С одной стороны, антифриз при нагревании расширяется сильнее воды и ему надо куда-то деваться. Конечно, на всякий случай в пробке радиатора стоит предохранительный клапан. Но если воды не жалко да и экологию она не портит, то антифриз стоит денег и не столь безобиден. А с бачком система получается замкнутой: при прогреве мотора антифриз уходит в него, при остывании возвращается в радиатор. Это легко увидеть, подняв капот: бачок, как правило, прозрачный.
С физикой вроде разобрались, а что с химией? Вода имеет серьезный недостаток: при сильном нагреве она образует накипь, сужающую каналы в радиаторе и ухудшающую теплообмен. В автомобилях прошлого это было не столь критично: их огромные по сегодняшним меркам радиаторы имели достаточно широкие трубки. Но сегодня, когда все борются за эффективность, радиаторы уменьшились в размерах, зато состоят из большого количества очень тонких трубочек и накипь для них – страшный враг. Старый примитивный антифриз, как выяснилось, тоже не подходит: горячий этиленгликоль весьма агрессивен по отношению к алюминию, из которого нынче делают и радиаторы, и блоки цилиндров (раньше тут царствовали латунь и чугун). Поэтому появились сложные составы с пакетами присадок для защиты металла от коррозии. На российском рынке первый такой антифриз получил название «Тосол» и фирменный синий цвет.
КТО ТАКОЙ ТОСОЛ
Первые три буквы названия «Тосол» разработчики когда-то позаимствовали с таблички над дверью отдела разработчиков: «Технология органического синтеза» – ТОС. А окончание «ол» пришло из химической терминологии, используемой для обозначения спиртов (метанол, этанол и т. п.): этиленгликоль тоже спирт. По неизвестной причине с тех пор распространилось безграмотное мнение: мол, антифризы – это для «нормальных» машин, а «тосолы» – для вазовских и иже с ними… В очередной раз повторяем: «тосолы» – просто одна из разновидностей охлаждающей жидкости, а вовсе не какой-то особый класс химикатов! Другое дело, что название стало нарицательным и его часто используют при маркировке жидкостей непредсказуемого качества. Но к химии как науке это отношения не имеет.
ПОЛНЫЙ СПЕКТР
Сегодня на рынке антифризов предлагается целая палитра средств, причем и в буквальном смысле: можно найти жидкости голубого, зеленого, желтого, розового, красного цвета. Когда-то красный краситель добавляли в антифриз с новым пакетом органических присадок, не содержащим силикатов и бора. Но сегодня цвет жидкости не говорит абсолютно ни о чем, вопреки расхожему мнению. Поэтому при выборе нужного состава следует руководствоваться исключительно рекомендациями завода-изготовителя автомобилей. Впрочем, если нет утечки, вопрос замены или добавки жидкости возникнет лет через пять, не раньше.
РОКИРОВКА
Что же делать, если такая утечка произошла, да еще в дороге? Прежде всего – не паниковать. Как и в старое доброе время, временно выручит чистая вода: залив ее, вы спокойно доберетесь до очагов цивилизации с магазинами автохимии. Зловредная накипь образуется не так уж быстро, так что не стоит бояться загубить радиатор. Само собой, если на улице зима, при первой же возможности воду нужно слить. Куда спокойнее добавить в систему любой современный антифриз; имеет смысл позднее промыть ее и заполнить рекомендованным составом.
А можно ли, наоборот, заменить воду антифризом, скажем, в старой «Волге» ГАЗ-21 и ездить с комфортом круглый год? Тут все сложнее. Во-первых, придется ставить дополнительный расширительный бачок или ездить с неполным радиатором (причину мы уже обсуждали выше). Во-вторых, антифриз, особенно в холодном состоянии, обладает очень хорошей текучестью и уплотнения «старушки» могут его не удержать.
Как отразится на машине использование воды вместо антифриза
- Главная
- Новости
- Как отразится на машине использование воды вместо антифриза
Понятие антифриза знакомо каждому автолюбителю. Любой водитель также знает, что для нормальной работы мотора требуется регулярное охлаждение. Рассмотрим подробнее, чего следует ожидать, если используется вода вместо антифриза.
Как работает охлаждающая жидкость для мотора
Воду вместо антифриза активно применяли водители в первые годы после появления машин. Неприхотливые модели довольно длительное время работали на такой жидкости. Данный подход имел сразу несколько плюсов. Во-первых, не приходилось тратить средства на антифриз. Во-вторых, вода всегда под рукой, чего нельзя сказать о специальных средствах. Но через некоторое время стали очевидны недостатки такого решения. Прежде всего, вода не в состоянии обеспечить качественное охлаждение машины. Еще один минус – невозможность использовать ее в течение круглого года. Результатом разработок стало появление антифриза – специальной «охлаждайки» для мотора машин.
В состав средства входит несколько элементов:
вода;
этиленгликоль;
присадок.
Антифриз отличается от воды наличием смазывающих и антикоррозийных свойств. К тому же он не замерзает на морозе и закипает при большей температуре. Другие преимущества – высокая эффективность, обеспечивающая качественное охлаждение двигателя машины. Эти особенности обусловили повсеместное распространение антифриза. Более того, появилось несколько его разновидностей, разработанных специально под определенные модели машин.
Нередко начинающие водители задаются вопросом, что будет, если залить воду вместо антифриза. Моментальной реакции ожидать не стоит. Машина заведется, поработает в течение определенного времени. Но мотор и система охлаждения пострадают. При достижении t +100 °С вода начнет кипеть. Это может стать причиной разрыва патрубков или повреждения расширительного бака. Металлические составляющие покроются ржавчиной, а на системе охлаждения образуется характерный налет. Если использовать воду при минусовой температуре воздуха, то она превратится в лед, кристаллы которого принесут значительный вред внутренней начинке машины.
Поэтому воду можно применять исключительно при наступлении форс-мажорных ситуаций, например, при поломке системы охлаждения или утечке антифриза. Так, при падении ОЖ до критического уровня допустимо ее добавить, чтобы добраться на СТО. Правильнее в этом случае использовать дистиллированную, но если ее нет под рукой, то придется взять обычную. При любом раскладе это лучше, чем ехать с «пустой» системой. После завершения ремонта нужно промыть ее, после чего заполнить рекомендованным производителем средством.
Стоит ли экономить на покупке специализированных средств
Дискуссия о том, можно ли заливать воду вместо антифриза, продолжается не один год. Некоторые водители предлагают доливать жидкостью специальные средства. Другие идут еще дальше: и весной, и летом применяют обычную воду из-под крана. С одной стороны, экономия налицо, но не все так просто.
Опытные водители всегда возят в машине дистиллированную жидкость. В ее составе отсутствуют посторонние примеси, способные не лучшим образом повлиять на функционирование мотора. Вода пригодится в случае протечки радиатора, чтобы добраться до СТО с минимальными потерями. Вместе с тем такая мера носит временный характер. Сразу после прибытия на место нужно использовать антифриз.
Интересный факт: советские машины успешно работали на воде, тогда как продукция иностранных производителей не отличается подобной «всеядностью». Некоторые американские и японские модели не заведутся даже при применении дешевых средств.
Если неприятность произошла в холодное время года, то использовать обычную жидкость категорически запрещается. Вода замерзает при минусовых температурах, что повлечет за собой сложности с запуском двигателя, а также может привести к повреждению бачка. Поэтому зимой в машину стоит заливать только антифриз.
Летом тоже рекомендуются специальные составы, обеспечивающие двигателю качественное охлаждение. Смешивание антифриза с водой даст возможность сократить расходы на обслуживание машины, но такая экономия весьма сомнительна, обязательно «аукнется» через некоторое время. Рассмотрим подробнее, в чем заключается опасность подобного подхода.
Что будет, если вместо антифриза залить воду
обычная вода будет окислять стенки двигателя, патрубков и радиатора. В результате длительного контакта металлических элементов с жидкостью начнется их коррозия. Даже кратковременное воздействие может вызвать перегрев машины
образовавшаяся ржавчина попадет в осадок, что спровоцирует выход из строя охладительной системы. Каналы окажутся забитыми, вследствие чего она не будет эффективно выполнять свои функции, что приведет к перегреванию двигателя;
температура закипания обычной воды – 100 градусов по Цельсию (это значительно ниже, чем у антифриза). Соответственно, в данном случае не может быть и речи об охлаждении машины;
на морозе вода попросту замерзнет. Если водитель упустит нужный момент, то система охлаждения безвозвратно выйдет из строя.
Из каждого правила есть исключения
Антифриз допустимо заменить водой только в критических ситуациях, например, при поломке радиатора, причем желательно использовать не обычную жидкость из водопровода, а дистиллированную. Последнюю можно купить в магазине товаров для авто. Обычная вода содержит большое количество примесей, способных нанести машине критический вред.
Важный нюанс! Если антифриз подвергся разбавлению, то после устранения проблемы его нужно полностью заменить. Такой состав не сможет эффективно выполнять возложенные на него функции.
Перед заменой антифриза требуется промыть систему. Для этого нужно запустить мотор, чтобы машина немного прогрелась. Затем следует подождать, пока двигатель остынет, и слить жидкость. Следующий шаг – использование очищающего состава. Производители предлагают разные средства, которые различаются способом применения. Поэтому рекомендуется внимательно ознакомиться с инструкцией. После завершения процедуры необходимо наполнить систему антифризом.
Воду допустимо использовать только в теплое время года, если под рукой нет специального средства. Но это правило действует исключительно в отношении старых моделей машин. Современные автомобили более чувствительны к качеству состава, поэтому при применении «неуставной» жидкости не всегда заводятся.
На вопрос, можно ли использовать воду вместо антифриза зимой, все специалисты единогласно отвечают негативно. Если на улице стоит минусовая температура, то жидкость попросту замерзнет. В лучшем случае возникнут сложности с запуском машины, в худшем – бачок, если в него залита вода, может разорвать.
Читайте также
Остались вопросы?
Оставьте свой номер и мы перезвоним в течении 30 секунд
Насколько плохо использовать 100% воду в качестве охлаждающей жидкости в это время года? — Техническое обслуживание/ремонт
AntonioKat 1
У меня есть Cavalier 97 года с медленной утечкой охлаждающей жидкости. Пару недель назад, когда я возвращался домой с работы, двигатель начал перегреваться, и когда я проверил бачок с охлаждающей жидкостью, он был пуст, поэтому мой папа сказал, что было бы неплохо наполнить его водой. В то время я наполнил его водой доверху, и с тех пор резервуар потерял всего пару дюймов воды сверху. Но теперь прогноз погоды показывает ночные температуры с похолоданием в 30 градусов в течение следующих нескольких дней. Мой папа совершенно беззаботно относится к 100% воде, но я немного паникую, потому что не хочу, чтобы блок двигателя замерз. Я должен беспокоиться?
Тестер 2
Охлаждение ветром — это ощущение, когда тепло удаляется от кожи. Это не имеет ничего общего с механическими устройствами.
Пока реальная температура не упадет до 32 градусов, вода не замерзнет.
Тестер
Дядя Турбо 3
Вы только добавили немного чистой воды в систему охлаждения.
Однако чистая вода не является хорошей охлаждающей жидкостью, и чистая вода не содержит смазочных материалов для защиты подшипников водяного насоса. Итак, вы должны устранить утечку, а затем добавить правильную смесь 50/50 антифриза и дистиллированной воды.
дб4690 4
@AntonioKat
Я бы проверил давление в системе охлаждения. . . может быть что-то простое
BTW. . . сколько лет этой охлаждающей жидкости? Dexcool следует менять каждые 5 лет
Включаются ли электрические вентиляторы?
Термостат и крышка радиатора оригинальные?
злобный котц

Устранить утечку.
100% вода вредна в любое время года.
ок4450 6
Возможные утечки, перегрев и обычная вода могут стать проблемой; дорогой.
Это нужно починить, несмотря на небрежное отношение твоего отца к этому, так как многие серьезные проблемы начинаются с проблем типа «ну и что».
Кэддимен 7
Там, вероятно, достаточно гликоля, чтобы обеспечить некоторую защиту от замерзания, но если это действительно «чистая вода», это нехорошо… Проблемы с коррозией (из-за разнородных металлов в системе охлаждения и минералов в воде) достанет тебя, если заморозка не достанет тебя первой.
дагоса 8
Современные двигатели не предназначены для работы исключительно с «чистой» водой (дистиллированной?, так как ничто другое не является действительно чистым). Кроме того, это не имело большого значения в прошлые времена, когда продолжительность жизни двигателей была намного меньше по целому ряду других причин. Таким образом, использование только воды было дополнительным фактором отказа двигателей в условиях отсутствия замерзания. Кстати, водопроводная и колодезная вода со всем содержанием минералов, которые вы используете, может вызвать собственные проблемы. Колодезная вода, особенно в которой не были отфильтрованы твердые частицы, IMO, может быть причиной раннего выхода из строя уплотнений и насосов системы охлаждения. Мне было бы интересно узнать, в каких магазинах «действительно» использовали дистиллированную воду при замене охлаждающей жидкости.
Вода сама по себе является отличной охлаждающей жидкостью, но современным двигателям требуется нечто большее, чем просто охлаждающая жидкость. Долговечная охлаждающая жидкость содержит слишком много необходимых присадок, чтобы ее можно было не использовать или разбавлять в течение длительного времени.
СтивФ 9
Вы знаете, что без надлежащего антифриза в системе зиму не прожить. Вы должны найти проблему и сделать ремонт, чем раньше, тем лучше. Долив воды — достойная временная мера на время ожидания приема.
йтсандерс 10
У вас есть собака? Им нравится сладкий вкус этиленгликоля. Это яд, и даже небольшое количество убьет собаку, которая его лижет.
Хоуи32703 11
Одна чайная ложка антифриза убьет кошку, 4 унции человека… устраните утечку.
техасский 12
Устраните проблему сейчас, перегрев может убить ваш двигатель.
Манолито 13
Подводя итог другим сообщениям: Единственные проблемы здесь:
- Ядовитая жидкость на улице или на полу гаража.
- Отсутствие ингибиторов коррозии в чистой воде. Если у вас старый антифриз, у вас все равно была эта проблема.
Небольшое количество антифриза предотвратит замерзание, пока этой зимой не станет по-настоящему холодно. Если вода выглядит окрашенной, в ней все еще есть антифриз. Если в вашем омывателе ветрового стекла есть чистая вода, это может быть вашим индикатором. Ночью, когда температура опускается до 25F на несколько часов, вероятно, замерзнут линии к форсункам омывателя ветрового стекла, но не к бачку. Если резервуар не замерзнет, маловероятно, что вода в вашем радиаторе замерзнет, а вода в блоке не замерзнет до тех пор, пока это не произойдет.
Что касается других возможных проблем — вода имеет более высокую удельную теплоемкость, чем смесь антифриза/воды, поэтому технически она является лучшей охлаждающей жидкостью, НО температура кипения воды ниже, чем у смеси охлаждающей жидкости. Обычно точка кипения не вызывает беспокойства, если система держит давление (более высокое давление = более высокая точка кипения — так работает скороварка), но ваша система протекает, поэтому чистая вода может закипеть при нормальной работе двигателя.
кнфенимор 14
Антифриз снижает температуру замерзания и повышает температуру кипения. Двигатель замерзнет при 32 градусах и закипит при более низкой температуре из-за повышенного давления в закрытой системе.
Почему следует дважды проверять охлаждающую жидкость автомобиля зимой?
Местная собственность и эксплуатация с 1982 года
Секрет работы вашего автомобиля — двигатель внутреннего сгорания . Этот механизм будет генерировать огромное количество тепла, достаточное, чтобы вызвать очень серьезные внутренние повреждения, если его не контролировать должным образом. Охлаждающая жидкость в радиаторе регулирует тепло. Он следит за тем, чтобы температура двигателя не поднималась до опасного уровня. В летние месяцы все, естественно, беспокоятся о охлаждающей жидкости; никто не хочет иметь дело с перегретым радиатором. Тем не менее, не менее важно следить за охлаждающей жидкостью зимой.
Причина проверки охлаждающей жидкости зимой
Причина кроется в радиаторе. Он несет ответственность за поддержание температуры двигателя там, где она должна быть. Если температура на улице опускается ниже нуля, существует вероятность замерзания жидкости в радиаторе. Это означает, что радиатор никак не может повлиять на общую температуру. Без этого контроля двигатель будет перегреваться и создавать значительные повреждения. Угроза безопасности является чрезвычайной. Министерство транспорта США отметило, что отказ системы охлаждения является основной причиной поломок, которые могут произойти на шоссе. Проверить состояние охлаждающей жидкости в автомобиле можно несколькими способами.
Способы проверки состояния охлаждающей жидкости
В первую очередь нужно смотреть на приборную панель автомобиля. У него датчик температуры , и если стрелка уйдет в красную зону есть риск перегрева. Если стрелка находится на полпути или чуть ниже нее, все в порядке. Вы можете открыть капот, чтобы проверить радиатор, наблюдая за переливным отсеком радиатора. Это довольно просто: в купе есть полная строка , а также добавить строку . Уровень охлаждающей жидкости должен быть между этими двумя линиями. Если вы собираетесь визуально осмотреть жидкость внутри радиатора, подождите, пока двигатель не остынет, прежде чем снимать крышку радиатора. Это критично, так как жидкость радиатора находится под значительным давлением. Когда машина горячая, вы рискуете получить серьезный ожог.
Выберите охлаждающую жидкость в зависимости от модели автомобиля.
Цвет жидкости в радиаторе не должен быть прозрачным. В зависимости от типа используемой радиаторной жидкости цвет должен быть зеленым, красным, оранжевым или синим. Зеленый сорт прослужит два года, а красный или оранжевый — целых пять лет. Вам придется промыть радиатор, если вы собираетесь перейти на более долгосрочный вариант. Вы должны быть осторожны, чтобы убедиться, что охлаждающая жидкость в радиаторе соответствует вашей модели автомобиля. Это легко определить, взглянув на руководство пользователя . Обычное соотношение охлаждающей жидкости и воды в радиаторе составляет 50/50 , но зимой его необходимо изменить. Вы должны иметь соотношение 60/40 в холодные месяцы, где 60 будет охлаждающей жидкостью.
Почему промывка — это хорошая идея?
Даже если вы не меняете сорт охлаждающей жидкости, промывка будет хорошей идеей. Он может удалить любые загрязнения, которые могли попасть в радиатор. Основным примером непреднамеренного добавления загрязняющих веществ является использование водопроводной воды. Автовладельцы не всегда понимают, что водопроводная вода содержит минералы и кальций, которые образуют отложения в радиаторе. Дистиллированная вода – это то, что следует добавить. Испытание под давлением системы охлаждающей жидкости является отличным способом выявления любых утечек, которые могут быть в радиаторе.