Про вязкость моторного масла | Дистрибьютор смазочных материалов Ойл Форби
Класс вязкости – это первый критерий, на который обращают внимание при выборе моторного масла. Безусловно, этот показатель является одним из важных, т.к. он говорит о том, насколько эффективно масло работает в различных условиях, насколько оно универсально. Вкратце: чем ниже первая цифра, тем выше текучесть масла в холодном двигателе, чем выше вторая цифра, тем гуще становится масло в раскалённом двигателе, т.е. насколько успешно оно противостоит разжижению при повышенной температуре. Но это упрощённая модель, которая не вполне описывает характеристики продукта.
Стандарты моторных масел определяются различными международными институтами, в числе которых SAE (сообщество автомобильных инженеров) отвечает за стандарты вязкости. Другие институты:
API (американский институт нефти) – отвечает за классификацию для американских автомобилей;
ACEA (ассоциация европейских производителей автомобилей) – определяет классификации для европейских автомобилей, по сравнению с API учитывает больше характеристик с учётом большего разнообразия конструктивов моторов и привычек водителей к более интенсивному вождению;
ILSAC (международный комитет по стандартизации и сертификации смазочных материалов) – образован американскими и японскими производителями, одной из целей является внедрение стандартов для экономии топлива;
JASO – японская организация по стандартизации;
ААИ – сообщество автомобильных инженеров России;
ОЕМ – собственные стандарты автопроизводителей.
Более полно показатели вязкости описывает таблица ниже.
Если хочется начать с картины попроще, то обратимся к физическим свойствам объекта: текучесть жидкого материала зависит от температуры, например, кефир из холодильника густой и вкусный, постояв в тепле он превращается в жидкую вонючую субстанцию и теряет свою привлекательность. Так и с моторным маслом: в тёплую погоду оно становится жидким и течёт легко, как вода, легко проникая через масляные каналы к точкам смазки, а в холодную густеет как сироп, создавая риск голодания мест смазки. Добавим сюда температуру перегретого двигателя, и картина может радикально меняться – теперь избыточная текучесть перегретого масла снижает толщину масляной плёнки и нарушает смазывающие возможности масла. Вот так дилемма! Для решения этих противоречивых задач и нужны все эти показатели вязкости масла, т.е. для того, чтобы с помощью присадок и базовых свойств масел подбирать нужные комбинации продукта для конкретных вариантов применения.
Индекс вязкости (не путать с классом вязкости) – показывает влияние температуры на вязкость. Чем выше индекс вязкости, тем меньше вязкость зависит от температуры. Зависимость нелинейная, гиперболическая.
Кинематическая вязкость – время истечения масла при нормальных и высоких температурах под воздействием силы тяжести в капиллярной трубке. Характеризует прокачиваемость масла при различных температурах.
Динамическая вязкость – характеризует внутреннее трение жидкости и её сопротивление внешним силам. Показывает степень изменения вязкости при изменении скорости перемещения деталей относительно друг друга.
Температура застывания – момент резкого увеличения вязкости при снижении температуры или кристаллизации парафина в масле до такой степени, что оно перестаёт течь. Более низкая температура застывания при добавлении присадок не обязательно говорит о низкотемпературной текучести.
Высокотемпературная вязкость при высокой степени сдвига (HTHS) – моделирует условия работы в коренных подшипниках и цилиндропоршневой группе, определяет стабильность масла на высоких оборотах.
Таким образом, показатель класса вязкости, например, 5W-30, является только верхушкой айсберга, не в полной мере отражающей свойство масла по вязкости, но дающий ориентиры для выбора продукта.
Доверяйте профессиональным продуктам MobilTM, консультациям наших специалистов, Подбору масла онлайн, тогда ресурс Вашего мотора будет стремиться в бесконечность и продолжительность использования автомобиля будет определять только потребность в обновлении имиджа.
Андрей Герасименко
Почему вязкость моторного масла важна?
20 декабря 2017
Вязкость – это самое важное свойство смазочных материалов. Несмотря на то, что OEM (англ. original equipment manufacturer — «оригинальный производитель оборудования») обычно рекомендуют использовать для него моторные масла с определенным показателем вязкости, я постоянно получаю электронные письма от клиентов, которые полагают, что для дополнительной защиты от трения и износа им следует использовать масла более высокой вязкости, чем рекомендовано OEM. И хотя это может оказаться полезным при аномально высоких температурах окружающей среды или при высоком потреблении масла двигателем автомобиля с большим пробегом, в целом, это не очень хорошая идея.
Минусы использования более густых масел
Чем гуще масло, тем сложнее его перекачивать. У такого масла более высокое внутреннее молекулярное трение (вязкость). Оно также менее эффективно переносит тепло, в результате чего замедляется перенос тепла от деталей двигателя к масляному радиатору или поддону картера. По этой причине использование более густого масла, чем рекомендовано производителем, зачастую приводит к повышению температуры двигателя и самого масла, что, в свою очередь, вызывает ускорение процессов окисления и образования нагара. Необходимо помнить основное правило об окислении (хотя в некоторых случаях это может не иметь значения): с увеличением температуры масла на каждые 10°С сверх 70°С скорость окисления удваивается.
Важность выбора масла соответствующей вязкости для современных двигателей
Многие двигатели последних поколений более чувствительны к вязкости масла. По сравнению со своими предшественниками они работают на более высоких оборотах, у них меньше зазоры между деталями, и их конструкция предусматривает использование масел с более низкой вязкостью. Турбокомпрессоры, которыми оснащены многие современные двигатели, работают в струе выхлопных газов, температура которых часто превышает 500°С. Поэтому при определении вязкости моторного масла OEM должны учитывать их потребности в охлаждении.
OEM дают рекомендации по степени вязкости моторных масел в зависимости от:
- оборотов двигателя
- типа, конструкции и размера подшипников
- нагрузок на компоненты
- величины зазоров
- показателей срезающей нагрузки
- коэффициента равномерности распределения
- и множества других факторов
OEM рекомендует масло определенной вязкости на основании значительного объема данных и результатов исследований. За исключением нетипичных ситуаций, вязкость, рекомендуемая им, обычно является оптимальной для обеспечения эффективной работы и защиты. Синтетические масла «AMSOIL» гарантируют высочайшую стабильность вязкости и обеспечивают максимальную эффективность и защиту в течение всего интервала между заменами масла.
Все, что вам нужно знать о вязкости
Свойство масла, о котором следует помнить в первую очередь при рассмотрении вопроса о защите двигателя, — это «вязкость». Для многих опытных водителей само слово остается загадкой, завернутой в загадку кода обозначения. Но это не так сложно, как может показаться.
Проще говоря, вязкость определяет скорость течения масла. Слишком высокая вязкость требует больше энергии для течения, поскольку она менее эффективна и экономична.
Выбор правильной вязкости масла для вашего автомобиля
К сожалению, вы не можете просто предположить, что масло с более высокой вязкостью всегда будет лучше для вашего двигателя из-за таких надоедливых факторов, как экономия топлива, конструкция двигателя и мощность.
Чтобы защитить автомобиль от износа двигателя, важно выбрать правильную вязкость. К счастью для вас, найти окончательный ответ нетрудно. Быстрая консультация с руководством вашего владельца должна указать, какое обозначение вязкости подходит для вашего двигателя.
Что такое обозначение вязкости?
5W-20, 5W-30, 10W-30 или 10W-40? Класс вязкости, указанный на каждой бутылке моторного масла, определяет, как оно будет реагировать на изменения температуры.
Первая часть обозначения вязкости (класс W) говорит нам о способности продукта помогать двигателю проворачиваться и запускаться, а двигателю перекачивать смазку. Чем меньше число (самое низкое значение 0W), тем ниже температура, при которой можно использовать продукт.
Думайте о степени W как о самой низкой температуре, которую может увидеть ваш двигатель самым холодным утром в году. В то же время более низкий класс W прокачивает и помогает двигателю запускаться лучше, чем более высокий класс W.
Вторая часть описывает вязкость вашего двигателя при рабочей температуре. В этом случае более высокое число соответствует более высокому классу вязкости и обеспечивает более вязкое масло при рабочей температуре, чем масло с более низким классом вязкости.
Впитывается вся эта вязкость?
Давайте разберем Mobil 1™ 5W-30, рекомендованное для всех типов современных бензиновых автомобилей, включая высокопроизводительные двигатели с турбонаддувом, наддувом или многоклапанные двигатели с впрыском топлива.
«5W» в названии указывает на способность масла течь при низких температурах. Между тем, «30» описывает способность жидкости течь при нормальной рабочей температуре автомобиля, которая составляет 100°C.
Должен ли мой выбор масла меняться по мере старения моего автомобиля?
Да, предпочтения вашего автомобиля со временем меняются. Автомобили со старыми двигателями выигрывают от более густых масел, которые предотвращают трение и потери масла, тогда как новые автомобили выигрывают от более жидких масел для более быстрой смазки новых деталей двигателя.
Если старые двигатели не заменить высоковязким маслом, это может привести к таким проблемам, как шумность и повышенный износ. Это важно учитывать, поскольку ваш автомобиль вступает в более продвинутые этапы своего жизненного цикла.
Что произойдет, если я использую неправильную вязкость?
Старайтесь не подниматься слишком высоко или слишком низко. Дайте автомобилю любого возраста масло неправильной вязкости, и это может привести к серьезным проблемам, таким как повышенный химический распад, износ двигателя и плохая экономия топлива.
Оставайтесь вязкими с моторными маслами Mobil 1 и Mobil Super™
Понимание природы вязкости и того, как она влияет на ваш автомобиль, жизненно важно для обеспечения долговечности вашего двигателя. Чтобы добиться выдающихся характеристик двигателя и защиты, которых заслуживает ваш автомобиль, обратитесь к руководству по эксплуатации и используйте моторные масла Mobil 1 и Mobil Super.
Статьи по теме
Как вязкость моторного масла влияет на экономию топлива
Любой менеджер автопарка знает: ключом к постоянной экономии эксплуатационных расходов является проведение ряда незначительных, преднамеренных улучшений эффективности парка. В частности, небольшое снижение расхода топлива транспортного средства может значительно снизить общие затраты на топливо и связанные с ними выбросы, одновременно улучшая итоговую прибыль менеджера автопарка.
В связи с ростом стоимости топлива и глобальных выбросов углерода как никогда важно применять эти стратегии экономии топлива. Одним из таких механизмов, который многие менеджеры автопарков считают эффективным, является переход на высококачественное моторное масло с низкой вязкостью для тяжелых условий эксплуатации (HDEO), которое может помочь двигателям их автомобилей поддерживать оптимальную мощность и улучшить экономию топлива без ущерба для защиты двигателя.
Имейте в виду, что перед внесением каких-либо изменений в моторное масло необходимо связаться с производителем оригинального оборудования (OEM), чтобы получить информацию о гарантии и подтвердить совместимость любого нового моторного масла с вашими автомобилями. Важно сбалансировать долговечность и потребности вашего двигателя в защите с эффективностью использования топлива.
Как моторные масла влияют на экономию топлива?
Переход на моторное масло с низкой вязкостью может уменьшить трение в двигателе, позволяя маслу более эффективно проходить через двигатель. Это позволяет двигателю работать более эффективно и в конечном итоге снижает расход топлива, сохраняя при этом защиту двигателя.
Двигатели теряют энергию из-за потерь на трение в четырех основных областях :
- Поршень и цилиндр – Поршни и кольца вносят вклад примерно в половина общего трения двигателя . Потеря энергии происходит на границе поршневой гильзы во время цикла сгорания.
- Клапанный механизм — трение в клапанном механизме может вносить значительный вклад в трение в двигателе, особенно при низких оборотах двигателя в минуту (об/мин) в подшипниках распределительного вала и между клапаном и толкателем.
- Масляный насос. Во время прогрева двигателя часто происходит потеря энергии из-за расхода энергии на прокачку высоковязких масел по двигателю.
- Коленчатый вал – здесь возникает трение в коренных и шатунных подшипниках.
Масла с более низкой вязкостью улучшают топливную экономичность и, как следствие, снижают выбросы парниковых газов . Однако масла с более высокой вязкостью, как правило, обеспечивают лучшую защиту движущихся частей двигателя от износа. Поэтому задача состоит в том, чтобы найти моторное масло, которое сочетает в себе экономию топлива и защиту двигателя.
Масло должно быть достаточно вязким, чтобы поддерживать разделение критических частей двигателя, но достаточно жидким, чтобы обеспечить экономичную работу двигателя. Снижение расхода топлива за счет снижения защиты двигателя — компромисс, на который стоит идти. Поэтому важно проводить контроль состояния двигателя и масляного фильтра при испытаниях новых классов вязкости моторных масел.
Какие преимущества мы можем ожидать?
При переходе с моторного масла 15W-40 на моторное масло 5W/10W-30 затраты на топливо для автомобиля класса 8 могут быть снижены на от 0,5% до 1,5% .
Более новые масла CK-4 и FA-4 Американского института нефти (API) были разработаны для тяжелых условий эксплуатации и имеют более низкую вязкость и характеристики экономии топлива. Они известны как высокотемпературные масла с высоким усилием сдвига (HTHS), что означает, что они обеспечивают меньшее сопротивление потоку между частями двигателя, движущимися на высоких скоростях и при повышенных рабочих температурах.
Эти новые смазочные материалы обеспечивают дополнительную экономию топлива. Модернизация до более экономичного варианта FA-4 того же класса позволит сэкономить топливо на 0,4-0,7% больше . Таким образом, парк автомобилей, переходящий с 15W-40 на моторное масло 5W/10W-30 FA-4, может обеспечить экономию топлива от 0,9% до 2,2%.
Однако если масла CK-4 обратно совместимы с более ранними моделями грузовых автомобилей, то масла FA-4 — нет. Масла FA-4 с более низкой вязкостью HTHS специально разработаны для автомобилей, выпущенных с 2017 года, когда OEM-производители одобрили их использование.
Какую экономию средств обеспечивает улучшение экономии топлива на 2 %?
По состоянию на март 2022 года дизельное топливо стоит в США в среднем 5,131 доллара за галлон . Большинство грузовиков класса 8 проезжают всего 7 миль на галлона, а Министерство энергетики США подсчитало, что они проезжают в среднем 62 751 миль в год.
Снижение расхода топлива на 2 % Таким образом, экономия топлива за счет регулировки моторного масла означает экономию средств примерно на 9 долларов США.19 в год для среднего грузовика класса 8. Когда вы умножаете эту цифру на весь парк транспортных средств, экономия быстро суммируется и может значительно улучшить вашу прибыль.
Как телематика может помочь вам отслеживать производительность
Менеджеры автопарка, которые лучше всего подходят для оптимизации топливной эффективности и состояния своего автопарка, это те, кто постоянно держит руку на пульсе своих операций. Программное обеспечение для телематики Geotab предоставляет эти аналитические данные с помощью интуитивно понятных отчетов и информационных панелей для определения тенденций расхода топлива и выбросов. Это также позволяет вам внимательно следить за эффективностью любых испытаний моторного масла, чтобы вы могли видеть в режиме реального времени, оказывают ли изменения вязкости масла положительное (или отрицательное) влияние на экономию топлива.
Эти данные позволяют количественно оценить финансовую и экологическую экономию, которую обеспечивают эти замены моторного масла, чтобы помочь создать убедительное экономическое обоснование для внедрения в масштабах всего автопарка.
Чтобы помочь руководителям автопарков на пути к более устойчивому управлению автопарком, Geotab Green Fleet Dashboard представляет собой простой инструмент для улучшения топливной экономичности автопарка и сокращения связанных с этим выбросов. Приборная панель предоставляет метрики по расходу топлива, выбросам и поведению водителя, что дает представление об эксплуатационных расходах автопарка и экологических характеристиках с течением времени, а также определяет возможности для улучшения.
Интеграция программного обеспечения для мониторинга фильтров и жидкостей
С партнером Geotab по интегрированной торговой площадке Donaldson Filter Minder Connect вы можете контролировать состояние фильтров и моторного масла в режиме реального времени. Это позволяет вам получить представление о текущих характеристиках двигателя, определить возможности для улучшения и контролировать состояние двигателя при испытании альтернативных моторных масел.
Посмотрите это видео , чтобы получить полный обзор решения Дональдсон.
Через MyGeotab вы можете просматривать объединенную панель инструментов, которая показывает информацию о фильтрации и состоянии масла для всего вашего парка транспортных средств или оборудования.
Программное обеспечение позволяет убедиться, что ваш двигатель работает с максимальной эффективностью, отслеживая состояние смазочного масла, включая такие ключевые показатели, как: масло загрязнено охлаждающей жидкостью, сажей или разжижением топлива
Хотя экономия топлива класса 8 при переходе на моторные масла с низкой вязкостью относительно невелика, это изменение может быть реализовано очень быстро для всего парка автомобилей, не требует первоначальные инвестиции и отсутствие изменений в методах эксплуатации или технического обслуживания.
Тем не менее, автопарки должны сбалансировать топливную экономичность с долговечностью двигателя, поскольку снижение вязкости масла может привести к снижению защиты двигателя и увеличению износа.