Выкрутить сломанный болт: 7 способов выкрутить сломанный болт

Содержание

7 способов выкрутить сломанный болт

Это бывает с каждым, кто регулярно имеет дело с крепежом. В один нисколько не прекрасный момент либо болт лопается и большая часть его остается в конструкции, либо грани головки болта «слизываются» и она из шестигранника превращается в что-то близкое к кругу. А вам нужно разобрать конструкцию и освободить отверстие для обратной сборки. Что делать? В этой статье мы собрали для вас 7 простых и не очень способов выкрутить сломанный болт.

Начать можно с того, что для облегчения выкручивания обломок болта можно обработать растворителем ржавчины (например, WD-40), смазать маслом или нагреть (например, паяльной лампой). Чем работать с обломком болта дальше?

Способ №1. Молотком и ударной отверткой. Если болт обломился выше поверхности детали, то поперек края обломка можно упереть отвертку под углом и постучать по ней молотком в нужном направлении. Болт начнет проворачиваться. Переставляя отвертку, можно ударами заставить болт выкрутиться.

Способ №2. Молотком и зубилом. Технология аналогичная, отличается только используемый инструмент.

Способ №3.  Молотком и кёрном. Похожий способ, только вместо зубила используется кёрн, и упирается он не в край обломка болта, а в торец ближе к краю. А так всё то же самое: переставляем ударный инструмент и постукиваем по нему, заставляя болт проворачиваться.

Способ №4. Гайкой и сваркой. Поверх обломка болта приваривается бОльшая по размеру гайка или шестигранник, а затем эта конструкция выкручивается любым подходящим инструментом. Главное – не приварить гайку или обломок болта к детали. :)

Способ №5. Экстрактором. Экстрактор – это специальный инструмент (точнее, набор инструментов) для извлечения сломанных болтов и шпилек. По сути, это «саморез по металлу» с конической резьбой. В верхушке сломанного болта высверливается углубление, затем туда вкручивается экстрактор и расклинивается.

После этого экстрактор выкручивается вместе с обломком болта и болт снимается с экстрактора.

Способ №6. Дрелью и сверлами. Сначала обломок болта, застрявший в детали, проходится сверлом небольшого диаметра, потом сверлами большего диаметра, пока почти весь металл болта не будет извлечён обратным ходом сверла. Остатки болта выбиваются и извлекаются любым подходящим инструментом. После этого отверстие рассверливается вчистовую и в нем метчиком заново нарезается резьба большего диаметра. В нее ставится резьбовая вставка, головка вставки срезается «болгаркой» вровень с деталью, а в резьбу вкручивается нужный нам болт.

Способ №7. Плоской отверткой. В торце обломка болта любым подходящим инструментом («болгаркой», ножовкой по металлу, сверлом) прорезаем прямой шлиц достаточной глубины, ставим в него плоскую отвертку и выкручиваем.

Какой способ сработает в вашем случае, сказать невозможно. Применяйте разные варианты, исходя из ситуации. А чтобы в такую ситуацию не попадать изначально, пользуйтесь только качественным крепежом, который не подведёт и не сломается в самом неудобном месте. Весь крепёж, который вам нужен – в каталоге компании «Юниформ-Металл»: https://uniform-met.ru/catalog/


Как выкрутить сломанный болт

При ремонте авто, бытовой техники, мебели встречаются проблемы, когда резьба ржавеет и болт во время выкручивания ломается. Да так, что оставшаяся часть оказывается заподлицо с поверхностью детали, куда он был вкручен. Та же ситуация возникает при использовании электрических отверток (шуруповертов) со слишком большим крутящим моментом. Вот и возникает вопрос как выкрутить сломанный болт и одновременно сохранить целостность конструкции. И внутренней резьбы того отверстия, откуда предстоит извлечь остатки крепежа.

Подготовка к откручиванию обломанного болта

Первое, что необходимо сделать в качестве подготовительных работ, это разобраться с ржавчиной, окислами, попавшими внутрь резьбы.

Иногда рекомендуют смазать соединение маслом и пытаться «выжечь» его. Реальной пользы такой прием не приносит, а вот повредить поверхность способен (на ней выгорает краска, теряет свойства металл). Болт хоть и выкрутится, но конструкция окажется испорченной.
 
Рекомендации:
1.    Используйте традиционный вариант с жидкостью WD-40.
2.    Машинное масло смешивайте с керосином в пропорции 1:1.
3.    После смазывания болта требуется подождать минимум 1 час.
Смазке нужно время, чтобы проникнуть внутрь соединения, до самого конца. Правила относятся и к веществу «Жидкий ключ», которая продается в автомагазинах. Она предназначена для ослабления контакта прикипевших друг к другу частей болтов и деталей. Иногда речь идет не только о ржавчине или окислах, а о температурном воздействии. Тогда в резьбу набивается нагар, препятствующий откручиванию столько же «хорошо».

Как засверлить обломанный болт, чтобы не повредить резьбу

Один из вариантов удаления обломка болта, шпильки заключается в использовании сверла.

Но здесь возникает вопрос сохранения целостности резьбы. Если ее повредить, закрутить в это отверстие больше ничего не получится. Или придется нарезать новую, большего диаметра, что не всегда реально. Если решается вопрос, как выкрутить сломанный болт в труднодоступном месте, такой способ не подойдет. Здесь нужен открытый доступ, чтобы удалось удерживать дрель ровно, перпендикулярно направлению.
 
Рекомендации:

  1.  Поможет удерживать вертикаль металлическая трубка.
  2.  Наружный диаметр подбирается таким, чтобы она плотно входила в штатное отверстие.
  3. Внутренний размер должен подходить под габариты используемого сверла.
  4. Центровку лучше сделать сверлом с диаметром, соответствующим отверстию, все равно на верхней части резьба обычно отсутствует или ее наличие некритично.
  5. Высверливать остатки болта рекомендуется сверлом с диаметром чуть меньше внутреннего (без учета резьбы) размера.
  6. В идеале понадобится набор сверл, вместе с центровочным, который применяется в токарном деле для разметки заготовок. Оно позволит избежать повреждения резьбы, заодно поставит более точную метку по центру стержня. Основная работа в любом случае ведется «обычным» сверлом по металлу. Главное, четко выдерживать направление, чтобы оно не сместилось в сторону внутри отверстия.

Выкручиваем сломанный болт с помощью экстрактора

Второй вариант вывинчивания сломанной шпильки заключается в использовании специального инструмента – экстрактора. Он состоит из бура конусной формы с левой резьбой и хвостовой части с квадратным сечением для лучшего захвата гаечным ключом, пассатижами. Изготавливается этот инструмент из особо твердой стали, чтобы быть заведомо прочнее любых болтов.

 
Принцип работы:

  1. В сердцевине обломка высверливается тонкое отверстие.
  2. В него вкручивается экстрактор до полного его заклинивания.
  3. Последующее крутящее усилие приводит к выкручиванию «остатка».

 Способ имеет огромный минус. При расклинивании болта он еще сильнее прижимается к резьбе в детали. Если она имеет повреждения, это иногда приводит к облому самого экстрактора, от которого избавиться будет крайне сложно. Не каждое сверло возьмет такой металл. Все дело в конусности наконечника. Она одновременно играет и положительную, и негативную роль. Если решается, как выкрутить сломанный болт из блока, выполненный из твердого сорта стали, вариант не подходит.

Выкручиваем сломанный болт с помощью подручных инструментов

Отсутствие специализированных приспособлений вроде экстрактора не является препятствием для использования описанной выше технологии. В таком случае применяется бита типа «Звездочка» Torx, трехгранный напильник, шестигранник или даже обычная отвертка. Все зависит от условий, имеющегося под рукой инструмента. Важно, чтобы он был достаточно прочным. Например, ручка отвертки должна выдерживать удары молотком.

 
Примерный алгоритм действий:

  1. По центру обломка высверлить отверстие чуть тоньше габаритов инструмента.
  2. Забить последний в углубление до надежного расклинивания граней.
  3. Разводным ключом или пассатижами пытаться выкрутить болт.

Минус подхода тот же, что и с экстрактором – инструмент иногда обламывается. И тогда придется уже думать об удалении расклиненной шпильки, намертво зажатой внутри отверстия. Например, за счет полного высверливания «лишнего» металла. Если инструментарий оказался изготовленным из каленой стали, ситуация станет проблематичной. Поэтому рекомендуется делать это как можно аккуратнее.

Чуть отличается методика применения отвертки. Ее преимущество состоит в том, что не придется расклинивать болт, что повышает шансы выкручивания без повреждения резьбы. Таким вариантом чаще пользуются, когда возникает проблема, как выкрутить сломанный болт из алюминия. С таким материалом проще рассчитывать на легкую деформацию «под отвертку».
Но перед этим требуется сделать два тонких отверстия (рядом друг с другом). И затем «объединить» их в полноценный шлиц для его вывинчивания как обычный винт. С тонкими шпильками прием не сработает, потому что будет сложно сделать ровную линию без повреждения резьбы. Хотя стоит и попробовать, ведь для отвертки достаточно глубины 4-5 мм. Если сделать «желобок» не удается, в качестве варианта используют скобу из гвоздя.

Сверлим обломанный болт сверлом с левой спиралью

Несколько экзотический способ справиться с ситуацией заключается в высверливании шпильки сверлом с левой спиралью. Для этого понадобится дрель с функцией реверса (обычно она имеется во всех моделях, начиная с бюджетных). Желательно, чтобы у нее также была регулировка скорости вращения головки для более точного управления процессом.

 
Методика:

  1. Обычным сверлом небольшого диаметра сделать центровку.
  2. Поставить левое сверло и начать высверливание на малой скорости.
  3. Постепенно его грани начнут все больше цеплять болт в нужном направлении.
  4. Обломок начнет выкручиваться или придется просверлить его полностью.

Если немного повредится резьба, ее легко восстановить метчиком соответствующего диаметра и шага. Такой вариант обычно применяется для извлечения несильно заржавевших болтов. Если он прикипел накрепко, лучше воспользоваться другими способами вроде высверливания шлица под отвертку или вкручивания экстрактора. Есть и откровенный минус – сверло с левой резьбой нужно еще найти.

Выкручиваем обломанный болт с помощью другого болта

В качестве альтернативы предыдущем способу применяют болт с левой резьбой. Такие встречаются на автомобилях, в такелажном оборудовании. Смысл технологии тот же, что и в случае с «левым» сверлом – появляется возможность подать крутящее усилие в нужном направлении. Единственное ограничение этого варианта заключается в неприменимости к тонким шпилькам.
 
Краткое описание:

  1. По центру обломка высверливается тонкое отверстие на глубину от 1 см.
  2. Метчиком с диаметром, соответствующим «левому» болту нарезается резьба.
  3. Вкрутить его до упора, на всю длину только что созданного углубления.

После закручивания на 100% все усилие крутящего момента будет направлено на выкручивание обломка. Минусом такого способа является уязвимость в виде риска облома заодно и нового болта. Ведь он изначально тоньше «оригинала». И раз уж тот обломался, то же легко произойдет еще раз. Так что рекомендуется вариант совмещать с активным использованием средства WD-40 или смеси из машинной масла и керосина.

Выкручиваем болт с помощью сварки

Перечисленные выше методики подходят для ситуаций, когда болт обламывается заподлицо с поверхностью детали, куда он вкручен. Но встречаются случаи, когда перелом происходит выше, в наиболее слабой «точке». Тогда вариантов «спасения» узла становится больше. Например, имеется возможность при помощи сварки нарастить обломок и спокойно выкрутить его.
 
Особенности:

  1. Сварочный процесс нагревает болт, тогда как основная деталь остается холодной (теплой). Из-за температурного «перекоса» происходит разрушение слоя ржавчины-окислов на резьбе и выкручивание происходит быстрее.
  2. Создается прочное соединение с «верхним» болтом независимо от марки стали. Методика работает даже высоколегированными, твердыми сплавами, которые сложно высверливать.
  3. Иногда встречается марка стали, не предназначенная для сварки. В такой ситуации «варить» все равно придется. Но тогда рекомендуется избегать искусственного охлаждения стыка (из-за этого произойдет растрескивание шва).

Последнее правило подходит и для мягкого металла. Выгоднее один раз качественно привариться и сразу выкрутить обломок. Вместо болта иногда берут гайку и проваривают ее изнутри. Подобный вариант возможен, если обломок торчит хотя бы на 2-3 мм, чтобы было за что «цеплять». После в гайку вкручивается болт и выполняет в процессе выкручивания роль защиты шва от перелома из-за повышенной нагрузки.

Что делать, когда ничего не помогает или сильно повреждена резьба болтового соединения?

Встречаются и проблемные моменты. Например, болт (или шпилька) обламывается с заглублением внутри детали. Если диаметр отверстия позволяет, сваркой удается нарастить ее длину до момента приваривания гайки. В этом случае сначала высверливают тонким сверлом небольшое углубление и заваривают его. Затем уже наращивают длину обломка на нужную длину.
 
Второй вариант – каленую сталь сначала нагревают до красна, затем дают остыть в «естественной» среде, без искусственного охлаждения. Металл при этом «отпускается», становится мягче и лучше подходит для сварки. Здесь нужно быть готовым к короблению детали, повреждению поверхности (краски, противокоррозионного покрытия).
С алюминиевыми блоками применяется способ вытравливания металлических обломков азотной кислотой. Она хорошо растворяет стальные сплавы (реакция идет порядка 10-24 ч в зависимости от диаметра болта, температуры окружающей среды. С такой целью понадобится 30-35% раствор, не сильнее. Рекомендуется использовать средства защиты органов дыхания, потому что пары азотной кислоты опасны для здоровья.

Почему сломался экстрактор болтов?

Автор: Marketing @ ProMAXX

Болты ломаются – нравится нам это или нет. Независимо от того, работаете ли вы с грузовыми автомобилями или обслуживаете автопарк, влага, коррозия, тепло и большие нагрузки могут сильно повредить болты под капотом. Когда технические специалисты сталкиваются с этим затруднительным положением, у них есть несколько доступных вариантов. Они могут приварить гайку, просверлить шпильку и нарезать резьбу или просверлить пилотное отверстие и использовать экстрактор.

Нарезание резьбы — отличный вариант, но для выполнения этой работы требуются уверенность, навыки и терпение. Два других варианта требуют, чтобы техник использовал существующую резьбу, чтобы вывести оставшуюся часть болта из отверстия. Чего многие технические специалисты не осознают, когда они начинают выворачивать болт, так это то, что именно состояние резьбы является причиной обрыва болта, что, к сожалению, приводит к поломке экстрактора внутри уже сформированного отверстия для болта.

Так что же не так с нитями?
Болты подвергаются воздействию различных факторов окружающей среды, и все они могут привести к поломке. Общеизвестной причиной поломки является огромное количество тепла, которому подвергаются болты, особенно на выпускном коллекторе, рядом с турбонаддувом. Когда эти болты нагреваются до таких высоких температур, а затем подвергаются воздействию холодной воды, влаги с дороги или конденсата, они могут сломаться при малейшем натяжении. Когда эти болты ломаются, это происходит потому, что они на самом деле растягиваются, что приводит к удлинению резьбы. Эта среда часто приводит к тому, что часть резьбы остается в более мягком алюминии головки.

Спасательная насадка 1/8″ x 3″ с двойным концом Удаление сломанных болтов

69,95 $

Количество:

Добавить в корзину

Как исправить поврежденную резьбу?
Владелец и президент ProMAXX Tool Джефф Дель Росса рекомендует ProCutter; инструмент, состоящий из режущей кромки и оправки и крепящийся к сверлильному патрону ¼ дюйма.
«Я видел, как болты ломались почти по всем причинам, какие только можно себе представить», — сказал Дель Росса. «Самое худшее, что может сделать техник, — это пойти и попытаться вывернуть болтовую резьбу, которая, в первую очередь, и была причиной поломки. Вы должны пойти и очистить мусор, коррозию и частичную резьбу, которые остались позади. ProCutter — единственный продукт на рынке, который делает это».

ProCutter предназначен для подготовки поверхности и резьбы, которую техники будут использовать для выкручивания сломанного болта. Его лезвие и конструкция оправки позволяют удалить частичную резьбу, оставшуюся от сломанных болтов. Это сгладит сломанный шпильку, придав сверлу ровную режущую поверхность и предотвратив перемещение сверла и сверление не по центру. ProCutter также удалит заусенцы, которые могут подвергнуть оставшийся болт дополнительному крутящему моменту, как оказалось, всего за пять секунд.

Техники находятся под прицелом, чтобы вывести грузовики из сервисного отсека и вернуться к работе. Руководители сервисных служб и генеральные менеджеры ищут новые способы повышения производительности. ProCutter от ProMAXX Tool — еще один пример нашей миссии по предоставлению техническим специалистам инструментов и знаний, которые сделают их более продуктивными.

сломанный экстракторэкстрактор

Маркетинг @ ProMAXX

Инструмент ProMAXX | ProMAXX Marine

[email protected]

Общий | Как выкрутить этот сломанный болт? | Практик-механик

Атикови
Пластик