Зил 130 и газ 53 отличия – ГАЗ-53 и ЗИЛ-130: сравнение грузовиков и что лучше

Грузовики 1959-1970 гг. ( I часть )

Автомобиль ГАЗ-53А выпускается с 1965 г. Он используется для перевозки самых различных грузов по дорогам всех категорий, включая грунтовые и проселочные. Восьмицилиндровый V-образный карбюраторный двигатель рабочим объемом цилиндров 4250 см3, степенью сжатия 6,7, мощностью 84,6 кВт при частоте вращения коленчатого вала 3200 мин-1 обеспечивает автомобилю с грузом 4 т скорость 86 км/ч. Мощный двигатель позволяет буксировать прицеп общей массой до 4 т.
 Рабочий тормоз барабанный на всех колесах, с гидравлическим приводом и гидровакуумным усилителем, стояночный — барабанный с механическим приводом на трансмиссию. В автомобиле созданы благоприятные условия для труда водителя: просторная комфортабельная двухместная кабина с панорамным ветровым стеклом, создающим необходимый обзор, с хорошей вентиляцией и отоплением, удобное сидение, легкое управление и тормоза с гидровакуумным усилителем. Плавность хода автомобиля даже на плохих дорогах обеспечивается применением рессорной подвески с резиновыми опорами и телескопическими амортизаторами. Тормоза автомобиля в полтора раза эффективнее, чем у автомобиля ГАЗ-51.

 Очередная базовая модель Горьковского автомобильного завода — автомобиль ГАЗ-52 (1966 г.). На нем установлен рядный шестицилиндровый двигатель с нижним расположением клапанов, рабочим объемом 3480 см 3, степенью сжатия 6,2, мощностью 55,2 кВт при частоте вращения коленчатого вала 2800 мин -1, позволяющий автомобилю с грузом 2,5 т двигаться со скоростью до 70 км/ч. Внешне автомобиль очень похож на ГАЗ-53. На его базе создано модификаций: ГАЗ-52-01 — шасси, на которых устанавливают фургоны, цистерны, выпускают автобусы; ГАЗ-52-01 -шасси для автомобилей-самосвалов; ГАЗ-52-03 — бортовой автомобиль; ГАЗ-52-04 — автомобиль общего назначения. ГАЗ-52-04 долговечнее своих предшественников.
 У него по сравнению с ГАЗ-52-03 база короче на 40 см. Многие агрегаты и детали такие же, как у ГАЗ-53А, например кабина, передний и задний мост, рулевое управление. В тормозную систему с гидравлическим приводом введён гидровакуумный усилитель.


Автомобили-самосвалы ГАЗ-САЗ-53Б с 1966 г. и САЗ-3502 с 1969 г. изготавливаются на базе автомобиля ГАЗ-53А. Шасси автомобилей производятся на Горьковском автомобильном заводе, а кузов и самосвальное оборудование — на Саранском автомобильном заводе. Эти автомобили предназначены для работы в сельском хозяйстве. Грузоподъемность первого составляет 3,5 т, второго — 3,2 т. В отличие от других у автомобиля САЗ-3502 грузовая платформа может подниматься на высоту до 2,4 м и после этого опрокидываться.

Это особенно удобно при выгрузке сельскохозяйственных продуктов не на землю, а в бункеры или в специальные склады. Для перевозки легковесных грузов, например силосной массы от комбайна, у кузова наращиваются решетчатые борта, увеличивающие объем кузова до 6,7 м3, у автомобиля ГАЗ-САЗ-53Б — до 9 м3, что позволяет более полно использовать возможности автомобилей.

Отличительная особенность самосвала ГАЗ-САЗ-53Б та, что при необходимости у него платформа может опрокидываться на три стороны. Максимальная скорость обоих автомобилей — 85 км/ч, контрольный расход топлива при скорости 40 км/ч составляет 24 л на 100 км. С 1964 г. выпускается автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-66

который может перевозить грузы и людей в самых различных дорожных условиях, при температуре от плюс 50 С до минус 40 С. В нем применяется система централизованного регулирования давления воздуха в шинах, а на некоторых модификациях (ГАЗ-66-02) устанавливается лебедка, развивающая усилие 3,5 тс.

Выпускается множество модификаций автомобилей. Автомобиль оснащен восьмицилиндровым V-образным карбюраторным двигателем с верхним расположением клапанов, рабочим объемом цилиндров 4250 см3, степенью сжатия 6,7, мощностью 84,6 кВт при частоте » вращения коленчатого вала 3200 мин-1, обеспечивающим не только высокую динамику автомобилю с грузом 2,18 т, но и позволяющим буксировать прицеп массой 2 т.

Максимальная скорость — 95 км/ч, контрольный расход топлива — 24 л на 100 км. Для чего нужна и что означает система централизованного регулирования давления воздуха в шинах? От давления воздуха в шинах зависит проходимость автомобиля. При большом давлении воздуха площадь контакта шины с дорогой уменьшается и давление на грунт возрастает. От этого на хорошей дороге уменьшается сопротивление качению, расходуется меньше мощности на движение.

Когда автомобиль идет по мягкому грунту, шины могут прорезать верхний слой грунта и автомобиль забуксует. Если же водитель снизит давление воздуха, шина под действием массы автомобиля как бы расплющится, увеличится площадь ее контакта с грунтом и резко уменьшится давление автомобиля на грунт. Проходимость автомобиля резко возрастает. С 1958 г. Ульяновским автомобильным заводом выпускались автомобили повышенной проходимости УАЗ-450

используемые для перевозки промышленных и продовольственных товаров, почты по дорогам всех категорий и даже бездорожью. Его закрытый металлический кузов вмещает водителя с пассажиром и 750 кг груза, который находится в специальном отсеке. Кроме того, автомобиль может буксировать прицеп массой 850 кг. Кабина водителя расположена над двигателем. Такая компоновка позволила при сравнительно небольшой длине автомобиля получить значительный объем кузова.
На автомобиле использованы хорошо зарекомендовавшие себя модернизированный двигатель, сцепление и коробка передач от автомобилей ГАЗ-20 «Победа» и ГАЗ-69. Четырехцилиндровый двигатель мощностью 45,6 кВт при частоте вращения коленчатого вала 3800 мин»1 обеспечивает автомобилю по дорогам с твердым покрытием скорость до 90 км/ч, расход топлива на 100 км пути составляет не более 14 л. Подвеска на автомобиле рессорная, с использованием четырех гидравлических амортизаторов двустороннего действия. Рабочий тормоз барабанного типа с гидравлическим приводом на всех четырех колесах, барабанный механизм стояночного тормоза расположен за раздаточной коробкой, привод его механический.
На базе УАЗ-450 выпускалось несколько модификаций, отличающихся только кузовами. Для перевозки больных и обслуживания медицинских пунктов в городах и населенных пунктах использовались санитарные автомобили УАЗ-450А, практически не отличающиеся от базовой модели, за исключением специализированного оборудования для перевозки больных. Грузоподъемность автомобиля составляет 550 кг. В кузове 3 места для сидения и 4 места для носилок, при снятых носилках размещается 9 человек. Автомобиль мог буксировать прицеп массой до 850 кг. Для перевозки различных грузов применялся автомобиль УАЗ-450Д. На нем установлена двухместная металлическая двухдверная кабина и деревянный кузов с открывающимися бортами.

Грузоподъемность автомобиля — 0,8 т. УАЗ-451М — автомобиль-фургон с цельнометаллическим закрытым кузовом вагонного типа — предназначен для перевозки различных грузов по дорогам с твердым покрытием, грунтовым и проселочным дорогам. В кузове предусмотрены две двери кабины водителя и две двери грузового отсека. Помещение водителя и пассажира отделено от грузового отсека металлической перегородкой. Положение мягких сидений кабины регулируется в горизонтальной плоскости. Автомобиль УАЗ-451М выпускался с 1961 г., а УАЗ-451 ДМ — с 1965 г., они снабжены бортовой деревянной платформой. На них перевозят самые различные грузы. Грузоподъемность обоих автомобилей — 1 т.

Четырехцилиндровый верхнеклапанный двигатель рабочим объемом 2445 см 3, степенью сжатия 6,7, максимальной мощностью 53 кВт при частоте вращения коленчатого вала 4000 мин-1 обеспечивал автомобилям максимальную скорость до 100 км/ч. В отличие от рассмотренных выше автомобилей у УАЗ-451М и УАЗ-451ДМ передний мост не ведущий, т. е. применена колесная формула 4×2. С 1965 г. на Ульяновском автомобильном заводе вместо автомобиля УАЗ-450Д налажен выпуск грузового автомобиля повышенной проходимости УАЗ-452Д

Он может ездить по дорогам всех категорий. Автомобили УАЗ-452Д, УАЗ-452, санитарный автомобиль УАЗ-452А и автобус УАЗ-452В образуют семейство автомобилей, отличающихся только кузовами’. Их колесная формула 4X4. На этих автомобилях установлены четырехцилиндровые двигатели рабочим объемом цилиндров 2445 см3, степенью сжатия 6,7, мощностью 53 кВт при частоте вращения коленчатого вала 4000 мин-1. Автомобиль УАЗ-452Д развивал скорость до 95 км/ч. Его можно было использовать для буксировки прицепа общей массой 0,85 т, грузоподъемность автомобиля составляет 0,8 т.

Он служит для перевозки промышленных и продовольственных товаров. В кузове санитарного автомобиля УАЗ-452А-верного помощника врача в самых различных дорожных и климатических условиях — четыре двери: две в кабине водителя и две в санитарном отсеке. Автомобиль мог перевозить 7 больных и врача, а также доставлять медикаменты и другие грузы массой до 550 кг. С 1961 по 1965 г. Мытищинским машиностроительным заводом выпускался похожий по внешнему виду на ЗИЛ-120Н седельный тягач ЗИЛ-ММЗ-164АН. Основой для производства этого автомобиля явился автомобиль ЗИЛ-164А.

В их технических данных нет большой разницы: на тягаче использовался шестицилиндровый рядный карбюраторный нижнеклапанный двигатель рабочим объемом 5550 см3, степенью сжатия 6,2, мощностью 73,5 кВт при частоте вращения коленчатого вала 2600 мин -1, обеспечивающий автомобилю с полуприцепом общей массой 9,5 т скорость 55 км/ч. С 1959 по 1961 г. на Кутаисском автомобильном заводе был налажен выпуск автомобиля КАЗ-606 «Колхида». На нем использованы агрегаты автомобиля ЗИЛ-164. С 1961 по 1968 г. на базе агрегатов ЗИЛ-164А выпускался седельный тягач КАЗ-606А «Колхида» для буксировки полуприцепов массой до 9,5 т по дорогам с усовершенствованным покрытием.

Двигатель мощностью 80,2 кВт при частоте вращения коленчатого вала 2800 мин -1 обеспечивал автопоезду скорость 66 км/ч. На базе агрегатов автомобиля ЗИЛ-130 выпускался автомобиль КАЗ-608В (1967 г.). Для работы водителя созданы более благоприятные условия: улучшилось качество изготовления кабины, на рулевом приводе установлен гидравлический усилитель, применено регулируемое сидение, предусмотрено спальное место. Двигатель мощностью 110,3 кВт при частоте вращения коленчатого вала 3200 мин-1 обеспечивает автопоезду с полуприцепом массой 15,5 т максимальную скорость 70 км/ч, а с полуприцепом массой 10,5 т — максимальную скорость 80 км/ч. Значительные отличия заключаются в компоновке автомобиля: двухместная металлическая кабина расположена над двигателем. В задней части кабины предусмотрено спальное место.

На Мытищинском машиностроительном заводе с 1949 по 1955 г. выпускался автомобиль ЗИЛ-585, с 1955 по 1957г.- на базе ЗИЛ-150 — для перевозки промышленных грузов самосвал ЗИЛ-ММЗ-585В, а для перевозки сельскохозяйственных грузов — автомобиль-самосвал ЗИЛ-ММЗ-585Е. С 1957 по 1961 г. завод производил автомобили- самосвалы на базе автомобиля ЗИЛ-164: для перевозки промышленных грузов ЗИЛ-ММЗ-585И и для перевозки сельскохозяйственных грузов — ЗИЛ-ММЗ-585К. Наконец, с 1961 по 1965 г. на базе ЗИЛ-164А завод выпускал ЗИЛ-ММЗ-585М для перевозки сельскохозяйственных грузов и ЗИЛ-585Л — для перевозки строительных грузов.

представлена последняя модель. У автомобиля открывается только задний борт и разгрузка происходит сзади. Наибольшая скорость автомобиля 65 км/ч. Другие данные практически не отличаются от базового автомобиля. Как известно, автомобиль сильно загрязняет атмосферу. Работа на газообразном топливе резко уменьшает эти отрицательные последствия. Учитывая, что в городах появилась возможность использовать для автомобилей газ, на базе ЗИЛ-150 был создан газобаллонный автомобиль ЗИЛ-156, работающий на сжатом природном, нефтяном или другом газе.

Автомобиль мог работать и на бензине. Двигатель при работе на газообразном топливе обладал мощностью 54,4 кВт при частоте вращения коленчатого вала 2400 мин-1. С началом выпуска автомобиля ЗИЛ-164 на его базе был построен газобаллонный автомобиль ЗИЛ-166. Мощность его двигателя возросла до 66,2 кВт. Следует отметить, что был создан ЗИЛ-166А, работающий на сжиженном газе. Опыт эксплуатации автомобилей ЗИС-151 показал, что двойные задние колеса значительно снижают проходимость автомобиля, особенно по грязи и снегу Дело в том, что грязь забивается между сдвоенными колесами и грунтозацепами и колеса теряют сцепление с грунтом.

Значительно улучшило проходимость автомобилей применение одинарных или, как еще их называют, «односкатных» колес большой ширины. Они как бы выдавливают грязь, и она не задерживается на грунтозацепах колес. Эта идея воплощена в автомобиле ЗИЛ-157

Автомобиль построен на базе агрегатов автомобилей ЗИЛ-164 и ЗИЛ-151. Мощность двигателя увеличена до 76,5 кВт при частоте вращения коленчатого вала 2600 мин -1. На всех мостах установлены одинаковые колеса со специальными шинами большого размера, применена централизованная система регулирования давления воздуха в шинах. Эти нововведения позволили резко увеличить проходимость автомобиля.

Грузоподъемность автомобиля по-прежнему составляла 4,5 т (по плохим дорогам — 2,5 т), максимальная скорость — 65 км/ч, а расход топлива на 100 км — 42 л при скорости 30- 40 км/ч. В 1961 г. выпущен автомобиль ЗИЛ-157К — переходная модель от ЗИЛ-157 к ЗИЛ-131. На нем установлены некоторые агрегаты автомобиля ЗИЛ-130. Грузоподъемность автомобиля на грунтовых дорогах составляла 2.5     т, а на асфальтированных — 4,5 т, он мог буксировать прицеп массой 3.6      т, максимальная скорость — 65 км/ч. Автомобиль-тягач ЗИЛ-157КВ выпускался на базе автомобиля ЗИЛ-157К с 1962 г.

Вместо кузова на нем помещалось сцепное седельное устройство, на которое опирался полуприцеп. Общая масса полуприцепа при работе на грунтовых дорогах допускалась до 6,25 т, а на асфальтированных дорогах- до 11,15 т. Однако при многих достоинствах двигателю автомобиля ЗИЛ-157 явно не хватало мощности, а управлять им было сравнительно трудно. Использование мощных, но легких Y-образных двигателей, гидроусилителей рулевого управления, удобных, комфортабельных, современных кабин позволило устранить отмеченные недостатки при создании автомобиля ЗИЛ-130 (1964 г.),


Увеличена его грузоподъемность, производительность, надежность и долговечность узлов и агрегатов. Уже продолжительное время автомобили проходят по 300 000 км и более без капитального ремонта. Установленный на автомобиле восьмицилиндровый V-образный карбюраторный верхнеклапанный двигатель рабочим объемом 6000 см 3, степенью сжатия 6,5, мощностью 110,3 кВт при частоте вращения коленчатого вала 3200 мин -1 рассчитан на постоянную работу автомобиля в качестве тягача с прицепами общей массой 8 т. Максимальная скорость автомобиля составляет 90 км/ч, контрольный расход топлива — 28 л на 100 км. В 1965 г. впервые в отечественном автомобилестроении на серийных автомобилях ЗИЛ-130 была использована транзисторная система зажигания. На базе автомобиля ЗИЛ-130 выпускается много самых различных модификаций. Рассмотрим лишь некоторые из них. Автомобил ЗИЛ-130В1
запущенный в производство с 1964 г., используется для работы с полуприцепами массой до 12,4 т. В отличие от ЗИЛ-130 у него укорочена база, вместо кузова — сцепное седельное устройство, нагрузка на которое составляет 5,4 тс. За счет увеличения передаточного отношения главной передачи увеличено тяговое усилие на ведущих колесах и скорость автопоезда уменьшена до 80 км/ч. Контрольный расход топлива составляет при полной нагрузке автопоезда 35 л на 100 км при скорости 40 км/ч. Одними из основных модификаций семейства ЗИЛ-130 являются автомобили ЗИЛ-130Г и ЗИЛ-130ГУ — длиннобазовые автомобили-тягачи для перевозки легких грузов (например, сена, соломы), а также длинномерных грузов. Автомобили отличаются от базовой модели увеличенной длиной рамы и кузова. Длина автомобиля ЗИЛ-130Г составляет 7,61 м, ЗИЛ-130ГУ — 9,03 м. Грузоподъемность увеличена до 6 т. На базе ЗИЛ-130 выпускается также автомобиль-самосвал ЗИЛ-ММЗ-555
с 1972 г.-ЗИЛ-ММЗ-554, а с 1975 г.- ЗИЛ-ММЗ-4502
Буквы в индексе означают, что шасси автомобиля изготовлены на Московском автомобильном заводе имени И. А. Лихачева, а кузов с подъемным механизмом — на Мытищинском машиностроительном заводе. У этих автомобилей-самосвалов укорочена база. Между собой они отличаются формой кузова (ковшовая и прямоугольная) и грузоподъемностью: у ЗИЛ-ММЗ-554 она составляет 4 т, ЗИЛ-ММЗ-555 — 4,5 т, ЗИЛ-ММЗ-4502- 5,25 т. Кроме того, два последних разгружаются только назад, а ЗИЛ-ММЗ-554 — на три стороны. Часть самосвалов может работать с прицепами общей массой до 8 т. Контрольный расход топлива составляет 28 л на 100 км при скорости 40 км/ч. С 1967 г. Московский автомобильный завод имени И. А. Лихачева начал выпуск трехосного грузового автомобиля повышенной проходимости ЗИЛ-131

с колесной формулой 6×6. централизованным регулированием давления воздуха в шинах. На автомобиле установлен гидроусилитель рулевого механизма и предпусковой подогреватель, облегчающий пуск двигателя зимой, а также предусмотрено автоматическое устройство, включающее передний ведущий мост при включении понижающей передачи. На некоторых автомобилях имеется лебедка, обеспечивающая усилие 4,5 тс. Она может быть применена для вытаскивания застрявших автомобилей и для самовытаскивания автомобиля, когда все средства использованы, а результат не достигнут.

При необходимости автомобиль способен преодолевать броды глубиной до 1,4 м. Восьмицилиндровый V-образный двигатель рабочим объемом цилиндров 6000 см3, мощностью 110,3 кВт при частоте вращения коленчатого вала 3200 мин -1 позволяет полностью нагруженному автомобилю развивать скорость 80 км/ч.

Грузоподъемность его при работе на грунтовых дорогах составляет 3,5 т, а на асфальтированных — 5 т. Кроме того, автомобиль может буксировать прицеп массой 6,5 т на хороших дорогах и 4 т — на остальных. Автомобиль ЗИЛ-131 обладает большей надежностью, долговечностью, лучшими динамическими качествами и легкостью управления по сравнению с ЗИЛ-157. На базе ЗИЛ-131 создан седельный тягач ЗИЛ-131В, работающий с полуприцепом массой 7,5 т на плохих дорогах и 12 т — на асфальтированных. Максимальная скорость автопоезда — 80 км/ч, контрольный расход топлива при скорости 30-40 км/ч составляет 50 л на 100 км…

————
Продолжение …

http://history.interdalnoboy.com/gruzoviki-1958-1970g.html


untrikoy.livejournal.com

Изучаем новые модели ГАЗ-53Ф и ЗИЛ-130 — Декабрь 1963 года

  • Онлайн
    • Архив
    • Форум
    • Wiki
    • Купи авто
    • Реклама
  • Издания
    • Журнал “За рулем”
    • Газета “За рулем – Регион”
    • Журнал “Купи авто”
    • Журнал “Мото”
    • Журнал “Рейс”
    • Книги, Каталоги
    • Подписка
  • Товары и услуги
    • Интернет магазин
    • Товары ЗР
    • Реклама
    • Турбюро
  • Реклама
  • Подписка
  • Архив
  • Форум
  • Wiki
  • Купи авто
  • Войти
  • Анонсы
  • Издания
    • За рулем
    • Газета «За рулем — Регион»
    • Купи авто
    • Мото
    • Рейс
  • За рулем
  • Газета «За рулем — Регион»
  • Купи авто
  • Мото
  • Рейс
  • Книги и каталоги
    • Новинки
    • Популярная литература
    • Техническая литература
  • Марки и модели
    • Все марки
    • Acura
    • Alfa Romeo
    • Alpina
    • Aston Martin
    • Audi
    • BAW
    • Bentley
    • BMW
    • Brilliance
    • Bristol
    • Bugatti
    • Buick
    • BYD
    • Cadillac
    • Caterham
    • Changan
    • Chery
    • Chevrolet
    • Chrysler
    • Citroen
    • Cord
    • Dacia
    • Daewoo
    • Daihatsu
    • Delahaye
    • Derways
    • DFM
    • Dodge
    • Eriba moving
    • FAW
    • FBS
    • Ferrari
    • FIAT
    • Fisker
    • Ford
    • Freightliner
    • Geely
    • GMC
    • Great Wall
    • Grinnall
    • Gumpert
    • Hafei
    • Haima
    • Hino
    • Honda
    • Horch
    • Hummer
    • Hymer
    • Hyundai
    • Infiniti
    • International
    • Iran Khodro
    • Isuzu
    • Iveco
    • JAC
    • Jaguar
    • Jeep
    • Jinbei
    • Kamaz
    • KIA
    • Lamborghini
    • Lancia
    • Land Rover
    • LDV
    • Lexus
    • Lifan
    • Ligier
    • Lincoln
    • Lotus
    • Luxgen
    • Mahindra
    • Man
    • Maserati
    • Maybach
    • Mazda
    • Mercedes-Benz
    • Mercury
    • MG
    • Mini
    • Mitsubishi
    • Morgan
    • Nash Ambassador
    • Nissan
    • Noble
    • Opel
    • ORCA
    • Pagani
    • Pegaso
    • Perodua
    • Peugeot
    • Piaggio
    • Pininfarina
    • Polaris
    • Pontiac
    • Porsche
    • Proton
    • Renault
    • Rolls-Royce
    • Rover
    • SAAB
    • Saleen
    • Samsung
    • Saturn
    • Scania
    • Scion
    • SEAT
    • Setra
    • Shuanghuan
    • Skoda
    • Smart
    • Spyker
    • Ssang Yong
    • Steyr
    • Strathcarron
    • Studebaker
    • Subaru
    • Suzuki
    • TATA
    • Tianma
    • Tianye
    • Toyota
    • Tucker
    • Venturi
    • Volkswagen
    • Volvo
    • Vortex
    • Westfield
    • Willys
    • Xin Kai
    • YAMAHA
    • Zxauto
    • Богдан
    • ВАЗ
    • Валдай
    • ВИС
    • Волжанин
    • ГАЗ
    • ГолАЗ
    • ё-мобиль
    • ЗАЗ
    • ЗИЛ
    • ЗИС
    • ЗМЗ
    • ИЖ
    • КАВЗ
    • Комбат
    • КРАЗ
    • ЛиАЗ
    • МАЗ
    • Москвич
    • ОКА
    • ПАЗ
    • РОАЗ
    • Сталкер
    • ТагАЗ
    • Тигр
    • УАЗ
    • Урал
  • Поиск
  • Анонсы
  • За рулем
  • Газета «За рулем — Регион»
  • Купи авто
  • Мото
  • Рейс
  • Книги и каталоги
  • Марки и модели
  • Поиск
ЗР 1963
  • ЗР 2019
  • ЗР 2018
  • ЗР 2017
  • ЗР 2016
  • ЗР 2015
  • ЗР 2014
  • ЗР 2013
  • ЗР 2012
  • ЗР 2011
  • ЗР 2010
  • ЗР 2009
  • ЗР 2008
  • ЗР 2007
  • ЗР 2006
  • ЗР 2005
  • ЗР 2004
  • ЗР 2003
  • ЗР 2002
  • ЗР 2001
  • ЗР 2000
  • ЗР 1999
  • ЗР 1998
  • ЗР 1997
  • ЗР 1996
  • ЗР 1995
  • ЗР 1994
  • ЗР 1993
  • ЗР 1992
  • ЗР 1991
  • ЗР 1990
  • ЗР 1989
  • ЗР 1988
  • ЗР 1987
  • ЗР 1986
  • ЗР 1985
  • ЗР 1984
  • ЗР 1983
  • ЗР 1982
  • ЗР 1981
  • ЗР 1980
  • ЗР 1979
  • ЗР 1978
  • ЗР 1977
  • ЗР 1976
  • ЗР 1975
  • ЗР 1974
  • ЗР 1973
  • ЗР 1972
  • ЗР 1971
  • ЗР 1970
  • ЗР 1969
  • ЗР 1968
  • ЗР 1967
  • ЗР 1966
  • ЗР 1965
  • ЗР 1964
  • ЗР 1963
  • ЗР 1962
  • ЗР 1961
  • ЗР 1960
  • ЗР 1959
  • ЗР 1958
  • ЗР 1957
  • ЗР 1956
  • ЗР 1955
  • ЗР 1954
  • ЗР 1953
  • ЗР 1952
  • ЗР 1951
  • ЗР 1950
  • ЗР 1949
  • ЗР 1948
  • ЗР 1947
  • ЗР 1946
  • ЗР 1945
  • ЗР 1944
  • ЗР 1943
  • ЗР 1942
  • ЗР 1941
  • ЗР 1940
  • ЗР 1939
  • ЗР 1938
  • ЗР 1937
  • ЗР 1936
  • ЗР 1935
  • ЗР 1934
  • ЗР 1933
  • ЗР 1932
  • ЗР 1931
  • ЗР 1930
  • ЗР 1929
  • ЗР 1928
№12
  • №1
  • №2
  • №3
  • №4
  • №5
  • №6
  • №7
  • №8
  • №9
  • №10
  • №11
  • №12
Изучаем новые модели ГАЗ-53Ф и ЗИЛ-130
  • К обзору номера
  • 0 — «Ковровец-175»
  • 0 — НОВЫЕ АВТОМОБИЛИ «УРАЛ»
  • 0 — Советские гонщики наступают
  • 0 — ОБЛОЖКА НОМЕРА
  • 0 — ЗАВОДУ 100 ЛЕТ
  • 1 — Химия — автомобилю
  • 4 — Их теперь тысячи
  • 4 — В бюро президиума ЦК ДОСААФ
  • 5 — Что нового в новых правилах
  • 6 — Как проходить «фигурку»
  • 8 — Подводя итоги
  • 9 — Семейство уральских грузовиков
  • 9 — С ЯРОСЛАВСКОГО МОТОРНОГО
  • 10 — Завод и школа
  • 12 — Клуб «Автолюбитель»
  • 13 — Клуб «Автолюбитель»

www.zr.ru

ГАЗ-53А-НИИАТ-05, ГАЗ-53А-НИИАТ-А919

Денис Дементьев, фото из архива ОАО «НИИАТ»

В прошлом номере, затрагивая тему экономической эффективности грузовых перевозок на автотранспорте, мы говорили о том, какое значение имеют эксплуатационные характеристики используемого подвижного состава на примере трёхосного автомобиля ЗИЛ-130-НИИАТ-03. Памятуя о том, что я обещал рассказать о его «младшем сородиче» на шасси ГАЗ-53А, выполняю свое обязательство.

В 1969 году параллельно с проектом трёхосного автомобиля ЗИЛ-130 Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ, г. Москва) Минавтотранса РСФСР разработал документацию однотипной машины на шасси ГАЗ-53А. Перед конструкторами стояла та же задача: за счёт применения подкатного неведущего моста и удлинения рамы, а соответственно и увеличения площади бортовой платформы повысить грузоподъёмность автомобиля до 6 т по сравнению с базовым 4-тонным автомобилем ГАЗ-53А.

Однако в отличие от ЗИЛ-130-НИИАТ-03 этот грузовик, получивший первоначальное обозначение ГАЗ-53А-НИИАТ-05, во всех весовых состояниях имел опущенную заднюю ось, что считалось её нормальным транспортным положением, несмотря на то что в её конструкции был предусмотрен подъёмный механизм. Задняя ось могла быть кратковременно поднята лишь в случае преодоления труднопроходимых участков с целью повышения сцепного веса.

В остальном трёхосный автомобиль на базе ГАЗ-53А полностью соответствовал своему аналогу на базе ЗИЛ-130. Сущность переоборудования заключалась в удлинении рамы, установке дополнительной оси с подъёмным механизмом и установке удлинённой бортовой платформы. При этом делался упор на применение стандартных узлов и деталей, выпускаемых отечественной автомобильной промышленностью.

По своим эксплуатационным характеристикам этот грузовик, предназначенный для городских и междугородных перевозок массовых грузов, при той же грузоподъёмности имел следующие преимущества в сравнении со стандартным автопоездом в составе ГАЗ-53А и бортового прицепа типа 2-П-2: меньший собственный вес, лучшие маневренность, проходимость и динамические качества и т. д.

В том же 1969 году Орловским опытным заводом НИИАТ был построен опытный образец ГАЗ-53А-НИИАТ-05. Пока проводились его заводские испытания, на предприятии было построено ещё два опытных образца, которые получили другой индекс (по новой системе обозначения) ГАЗ-53А-НИИАТ-А919. Они были отправлены на междуведомственные испытания.

По аналогии с историей автомобиля ЗИЛ-130-НИИАТ-03 авторемонтные предприятия Минавтотранса так и не освоили массовый выпуск этих интересных трёхосных машин. Можно предположить, что причиной послужила недостаточная прочность рамы автомобиля, не выдерживающей увеличенную нагрузку. Таким образом, идея серийного переоборудования базовых грузовых автомобилей ГАЗ-53А и ЗИЛ-130 в трёхосные модификации с подкатной осью была воплощена только в опытных образцах.

www.gruzovikpress.ru

Шасси ЗИЛ-130 и реконструированная платформа от ГАЗ-САЗ-53Б

С. Ионес, фото автора

На серию публикаций о самодельных грузовиках откликнулся наш читатель из Ростова-на-Дону Сергей Симерин. Он своими силами построил самосвал с трехсторонней разгрузкой – сочетание шасси ЗИЛ-130 и существенно реконструированной платформы от сельскохозяйственного ГАЗ-САЗ-53Б.

В недавнем прошлом, работая на автобазе, Сергей восстанавливал несколько старых выработавших ресурс грузовиков, которые водители и механики называют «машинами от забора». Так он приобрел серьезный опыт сложного ремонта техники. Бывший бортовой ЗИЛ с кузовом ГАЗ-САЗ, установленным прежними владельцами, Симерин купил, чтобы самостоятельно заниматься перевозками. Шасси ЗИЛа и саранский кузов были совмещены не совсем удачно. Платформа сгнила, при подъеме кузова ее перекашивало, а при опускании она задевала кабину. Чтобы привести автомобиль в порядок, понадобилось его полностью реконструировать.

Бортовой ЗИЛ-130 с 3,8-метровой колесной базой отличается длинным задним свесом. На серийных самосвалах на базе ЗИЛа задний свес укорочен, чтобы обеспечивалось равновесие при подъеме кузова. Для правильной установки самодельного самосвального кузова Симерин укоротил сзади лонжероны и перенес заднюю поперечину с фаркопом.

Для нового кузова Сергей самостоятельно изготовил и установил поверх лонжеронов рамы автомобиля оригинальный несущий подрамник. Старую платформу от ГАЗ-САЗ-53Б восстанавливать не было смысла. Сергей приобрел не гнилой, но частично поврежденный при ДТП кузов от такого же самосвала. Удалив «битый» фрагмент, он уменьшил длину кузова с 3,73 до 3 м. Практически от саранской платформы остались только укороченное днище и механизмы опрокидывания кузова. По сравнению с САЗ-53Б вместимость кузова не уменьшилась, а увеличилась за счет высоких самодельных бортов. Машина может перевозить 6…6,5 т.

Телескопический гидравлический цилиндр с шарнирами для трехсторонней разгрузки на концах остался от САЗ-53Б. Насос для подъема груженой платформы понадобился мощный, от самосвала ЗИЛ-ММЗ. Конструкция коробки передач базового ЗИЛ-130 позволяет, если надо, добавить механизм отбора мощности: покупать новую коробку не потребовалось.

Уменьшенная длина платформы позволила установить ее на некотором расстоянии от кабины. В промежуток между кабиной и платформой хозяин машины изначально планировал поставить кран-манипулятор, однако кран недешев, и денег на его покупку пока не хватает. Место между кабиной и кузовом занимает запасное колесо, которое при необходимости легко можно опустить на землю откидным кронштейном от ЗИЛ-131. Место слева от «запаски» занял большой ящик для инструмента и кожух автономного отопителя.

По внешнему виду не сразу определишь, от какой модели автомобиля взята платформа. Борта совсем не такие, как у серийного кузова саранского самосвала. Симерин изготовил их самостоятельно. Их силовой каркас сварен из труб прямоугольного сечения. Боковые борта состоят из двух частей. Задний откидывается и вверх, и вниз, в зависимости от того, из каких петель перед разгрузкой вынуть шкворни – из нижних или верхних. Самодельная платформа получила замки от бортового КамАЗа. Не забыл Сергей и о «мелочах». На переднем борту – кронштейны для двух лопат и колесных упоров. На самодельном защитном козырьке – свернутый в рулон брезент, которым закрывают груз. Задний поперечный лонжерон подрамника платформы полый, в него помещаются мощные ломы.

Облицовка радиатора и передние крылья самосвала – от ЗИЛ-131, что может ввести в заблуждение насчет места происхождения машины. ЗИЛ-130 со «131-й» передней частью много лет выпускает Уральский автомоторный завод в Свердловской области, но данный автомобиль в 1990 году сошел с конвейера не уральского, а московского предприятия. Когда Сергей покупал машину, ее «130-е» крылья и облицовка были подгнившие и помятые. Панели оперения ЗИЛ-131 удалось приобрести у военных. Получилось дешевле, чем «железо» ЗИЛ-130 из магазина. Кроме того, внешность «сто тридцать первого» нравится Сергею больше.

Вместе с крыльями и облицовкой хозяину самосвала отдали решетку на крышу кабины, похожую на багажник легкового автомобиля. Такими решетками заводского изготовления комплектуют некоторые модели КУНГов на шасси ЗИЛ-131. На «багажник» Сергей вынес антенну и большую японскую «дудку» пневматического звукового сигнала.

Стойки с боковыми зеркалами позаимствованы у ГАЗ-3307. С каждой стороны на кронштейн повешены по два зеркала: большое и маленькое, как у КамАЗа или ЗИЛа с кабиной новой модели. На большом левом зеркале установлен обычный бытовой термометр, показания которого отлично читаются из бокового окна.

Симерин, как и многие другие водители, оборудовал кабину на свой вкус. В самодельных грузовиках редко остается «родное» сиденье водителя. Машина Симерина – не исключение. Достаточно мягкое водительское сиденье заимствовано у Ford Transit, двухместное пассажирское – стандартное, от ЗИЛа. Чехлы одинакового цвета и фасона создают иллюзию, будто сиденья «из одного гарнитура». Потолок, задняя стенка и подлокотник обтянуты приятной на вид темно-серой искожей (Симерин обращался к мастеру, занимающемуся обивкой салонов).

Приборная панель облицована фанерой и добавлен кронштейн для сотового телефона. Подрулевой переключатель от КамАЗа, который называют «гитарой», устанавливают самостоятельно многие владельцы грузовиков. Симерин оснастил машину двумя «гитарами». На первой, которая ближе к «баранке», слева находится включатель сигналов поворота, а справа – «флажок» переключения света фар. Кнопка в торце включает звуковой сигнал. На «флажок» второй «гитары» выведен выключатель стеклоочистителя, а кнопка в торце приводит в действие омыватель ветрового стекла. На ЗИЛ-130, как известно, привод стеклоочистителя пневматический. Симерин заменил его электрическим с мотором от ГАЗ-53 и переделанными под размеры ЗИЛа рычагами привода.

Хромированные ручки дверей от КамАЗа устроены по принципу «зиловских» и представляют собой удобную скобу с кнопкой, но размеры отличаются, и для установки на ЗИЛ пришлось делать дополнительные отверстия и дорабатывать замки. Кабина оснащена системой центрального замка и электрическими стеклоподъемниками. В качестве основы механизма опускания стекол использован купленный в магазине комплект, предназначенный для КамАЗа. Его тоже пришлось приспосабливать к дверям ЗИЛа.

Аудиосистеме, которую Симерин поставил в кабину самосвала, позавидуют владельцы иных легковых иномарок. Головное устройство – магнитола Sony, способная воспроизводить музыку в MP3-формате. Правда, когда мы фотографировали машину для журнала, Сергей снял магнитолу для ремонта. Пара динамиков Blaupunkt врезана в деревянную полку над ветровым стеклом. Вторая пара колонок марки Sound Stream установлена в дверях на деревянных панелях-подиумах, занявших место штатных крышек лючков. Есть и третья пара – высокочастотные динамики Mystery. Однако самое необычное для «130-й» кабины устройство – жидкокристаллический телевизор, экран которого откидывается от полки над ветровым стеклом. Естественно, при таком оснащении не обойтись без сигнализации.

Самодельный подлокотник служит не только вещевым ящиком. В его нижнюю часть вписалась труба, по которой подается воздух от отопителя. В подлокотник вмонтированы тумблер и кнопка управления автономной «печкой», а также две контрольные лампы – индикаторы свечи накаливания и рабочего режима.

Самосвал оснащен автономным отопителем – это «печка» ЗАЗ-968, переоборудованная для работы на пропане. Мы встречали адаптированную под газовое топливо печку от «Запорожца» на ЗИЛе московского водителя Андрея Капитанского. В машине Симерина «автономка» расположена иначе. Капитанский поставил отопитель в кабине прямо за спинкой сиденья, а газовый баллон оказался на полу под ногами пассажиров. Симерин смонтировал «печку» вне кабины, в специально изготовленном кожухе рядом с ящиком для инструмента: 5-литровый бытовой баллон находится на полке в инструментальном ящике и закреплен лентой ремня безопасности от самолета АН-2. Воздух подается по гофрированному шлангу в отверстие, проделанное в задней стенке кабины. Чтобы в первые минуты работы печка не нагнетала в кабину холодный воздух, на ее входном отверстии есть заслонка. Симерин изготовил оригинальный привод управления заслонкой. Ее открывает и закрывает «фирменный» рычажок с красной ручкой, находящийся под сиденьем.

Не остался без внимания и штатный отопитель, связанный с системой охлаждения двигателя. Кран печки ЗИЛа, по мнению Сергея, ненадежен и расположен неудобно. Серийный кран уступил место сантехническому крану шарового типа, установленному не на блок цилиндров, а на подводящий шланг. Новый кран на виду и под рукой, он открывается удобным рычагом.

Двигатель почти не отличается от обычного двигателя ЗИЛ-130, а чтобы в карбюратор по ступало больше воздуха, воздушный фильтр взят от ЗИЛ-131, причем доработанный. Для лучшего охлаждения двигателя между радиатором и облицовкой владелец автомобиля поставил электровентилятор от «ГАЗели» с пластиковой крыльчаткой. После ее установки пришлось удлинить рычаг, отпирающий капот. В верхний бачок радиатора ввернут датчик включения электровентилятора. Он включается при температуре охлаждающей жидкости 92 °С и отключается, когда тосол остывает до 82 °С. В южном городе такое устройство очень полезно. Помочь бортовой сети справиться с нагрузкой, возникающей при работе дополнительных электроприборов, призван генератор увеличенной мощности от автобуса ЛАЗ.

По советской классификации самосвал с разгрузкой на три стороны считался сельскохозяйственным. Строительному самосвалу полагалась платформа, откидываемая только назад. В реальности на строительных самосвалах возили зерно, корма и удобрения, а «сельскохозяйственные» машины работали на стройках. Когда появились частные самосвалы, их владельцы стали работать везде, где была в том необходимость, и перевозить, что потребуется. Сергей на своей машине возит строительные грузы в Ростове-на-Дону и ближнем пригороде.

www.gruzovikpress.ru

Разборка и сборка двигателей ЗИЛ-130, ГАЗ-53 их конструктивные отличия. — КиберПедия

ГАЗ 53 ЗИЛ 130
Компрессор Не стоит кроме Автобусов ПАЗ Стоит компрессор
Фильтрующий элемент Центрифуга
Карбюратор меньше жиклеров Карбюратор (больше)
Различные вкладыши- Различные вкладыши-
Текстолитовая шестерня распределительного вала Чугунная

 

Палец плавает в шатуне Палец плавает в поршне
Одно крепление для маслозаборника Два крепления и два маслозаборника
  Есть шпилька для крепления коренной шейки коленчатого вала
Коренная шейка коленчатого вала крепиться на шпильки Коренная шейка коленчатого вала крепиться на болты
Текстолитовая шестерня привода ГРМ Стальная шестерня привода ГРМ
2 компрессионных кольца  

Разборка и сборка двигателей ВАЗ-2101 и ГАЗ-24, их конструктивные отличия.

ВАЗ 2101 ГАЗ 24
Привод распределительного вала Цепная Ременная В нашем случае в двигателе стоит Цепной привод распределительного вала Привод распределительного валаШестерёнчатый
Уплотнение коленчатого вала- стопорными кольцами Уплотнение коленчатого вала -флажок уточка
Присутствуют вкладыши Раньше была НАБИВКА, а сейчас САЛЬНИКИ!
Распределительный вал установлен на ГБЦ В блоке цилиндров
Устанавливают рокера Привод клапанов
Блок целиковый Гильзы
Привод трамблера и масленый насос через промежуточный вал. Привод с распределительного вала
Сцепление лепестковое Лапки у сцепления регулирующие
Термостат (сбоку отдельно) На конце разборный
Воздушный фильтр Масленый фильтр
По две пружины на каждый клапан По одной пружине на каждый клапан
нет Есть хроповик

Разборка и сборка приборов системы питания.

Разборка и сборка приборов системы карбюраторных двигателей.

Карбюратор.

Карбюратор вертикальный, двухкамерный, каждая имеет два диффузора. Имеет раздельную для каждой камеры систему холостого хода с питанием из главного топливного канала. Для обогащения смеси при резком открытии дроссельной заслонки в карбюраторе имеется ускорительный насос.

Для облегчения пуска холодного двигателя карбюратор имеет воздушную заслонку с автоматическим клапаном и кинематическую связь воздушной и дроссельной заслонки.

Поплавковая камера, ускорительный насос, экономайзер и воздушная заслонка общие для обеих камер. Есть встроенный исполнительный механизм пневмоцентробежного ограничителя максимального числа оборотов коленчатого вала.



В корпусе смесительной камеры находятся дроссельная заслонка, два регулировочных винта. Валик дроссельной заслонки установлен на подшипниках. На валике со стороны корпуса диафрагменного механизма находится манжета, поджатая пружиной. В корпусе диафрагменного механизма находится шток с диафрагмой, пружина и рычаг, вилка дроссельных заслонок. С наружной стороны корпус закрывается крышками.

 

Правила разборки карбюратора:

Открутить крышку фильтра подачи топлива и вынуть сетку фильтра. Снять корпус воздушной горловины и снять запорный клапан. Расшплинтовать тягу ускорительного насоса, отсоединить шток привода ускорительного насоса и экономайзера от рычага привода дроссельной заслонки. Вынуть из гнезда корпуса поплавковой камеры плитку привода ускорительного насоса и экономайзера в сборе; вынуть поплавок с осью рычажка и шток толкателя экономайзера. Рукой вывернуть регулировочные винты из смесительной камеры. Открутить болты крепления корпуса поплавковой и смесительной камер. Снять корпус смесительной камеры и теплоизолирующую прокладку. Открутить винты крепления боковой крышки вакуумного диафрагменного механизма, снять крышку и уплотнительную прокладку. Oтcоединить тягу от рычага диафрагменного механизма. Открутить винты и снять верхнюю крышку вынуть из корпуса диафрагму в сборе с тягой.

Бензонасос:

Топливный насос – диафрагменного типа. Устанавливается на крышке распределительных шестерен с левой стороны и приводится в действие от эксцентрика, закрепленного на распределительном валу двигателя.

Порядок разборки бензонасоса:

Снять крышку головки, вынуть сетчатый фильтр. Открутить головку, извлечь из неё впускной (всасывающий) и выпускной (нагнетательный) клапана. Открутить гайку, крепящую диафрагму, извлечь диафрагму. Вынуть пружину диафрагмы, шток.

 

cyberpedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *