Зил 131 вес автомобиля: ЗИЛ-131 () (131Н, 131НА, 131НВ, 137Т)- описание, характеристики, история.

Содержание

Грузовик ЗиЛ 131 — полная характеристика автомобиля. Технические параметры, Габаритные размеры. Отзывы владельцев

 
Украина
Россия




Габаритные размеры автомобиля ЗиЛ 131

2 августа (20 июля по старому стилю) 1916 г. в Тюфелевой роще состоялись торжественный молебен и закладка автомобильного завода (АМО), который к марту 1917 г. должен был выпустить 150 полуторатонных грузовиков «Ф-15» по лицензии итальянской фирмы…  Продолжение

Объявления о продаже ЗиЛ на автобазаре

ЗИЛ 130
год выпуска: 1990
цена: 3600 $
ЗИЛ 130
год выпуска: 1990
цена: 2300 $
ЗИЛ 131
год выпуска: 1994
цена: 450000 €
ЗИЛ 131
год выпуска: 1980
цена: 5500 $
ЗИЛ 441510
год выпуска: 1991
цена: 120000 €
ЗИЛ 130
год выпуска: 1989
цена: 5000 $

Фотогалерея

    Показать все фотографии грузовиков

    Техническая характеристика ЗиЛ 131

    Тип авто

    Бортовой автомобиль
    Колесная формула 6×6
    Полная масса авто, кг 10425
    Полная масса автопоезда, кг нет данных
    Допустимая нагрузка на переднюю ось , кг 6
    Допустимая нагрузка на заднюю ось , кг 8
    Грузоподъемность, кг 5000

    Площадь платформы, м2

    8,2

    Объем платформы, м3

    6,6
    Масса снаряженного авто, кг 6790
    Максимальная скорсть (км/ч) 80
    Двигатель карбюраторный, четырехтактный, 8-ми цилиндровый, V-образный 90°, верхнеклапанный, жидкостного охлаждения
    Мощность двигателя (л. с.) 150
    Коробка передач механическая, 5-ти ступенчатая (синхронизаторы 2-3 и 4-5)
    Число передач 5
    Передаточное число ведущих мостов 7,34
    Подвеска рессорная
    Размер шин 12,00-20
    Топливный бак 170 х 2
    Кабина капотной компоновки цельнометаллическая без спального места
    Екологический тип Euro-0
    Обсудить на форуме

    Дополнительная информация ЗиЛ 131

    преодолеваемый брод, м 1,4
    преодолеваемый подъем, град. 30

    Быстрый поиск грузовика

    Каталог автомобилей

    УСТРОЙСТВО И ОСНОВНЫЕ МОДИФИКАЦИИ ГРУЗОВИКА ЗИЛ 131

    от feretto

    Армейский грузовик ЗИЛ 131 можно смело считать настоящей легендой отечественного автомобилестроения. Этот автомобиль является свидетельством того, что критикуемый советский, а затем и российский автопром все же умел и умеет выпускать хорошие машины. Недаром 131-я модель ЗИЛа и по сегодняшний день широко востребована в самых различных сферах деятельности.

    Автомобиль ЗИЛ 131 впервые увидел свет свыше 50 лет назад, придя на смену устаревшему ЗИЛ 157. Год 1986-й ознаменовался выпуском первых модификаций для автомашины, изначально предназначенной только для нужд Советской Армии.

    Содержание

    1. Конструктивные особенности
    2. Модификации грузовика
    3. Технические характеристики

    Содержание:

    Грузовик обладал отличной для своего времени проходимостью: ЗИЛ 131 на бездорожье способен преодолевать броды глубиной до 140 см и подъемы под углом до 30°. А его грузоподъемность составляла до 5 тонн при движении по асфальту и до 3,5 т — на грунтовке. Благодаря этим преимуществам автомобиль получил широкое применение в различных отраслях народного хозяйства.

    Военный ЗИЛ 131 представляет собой грузовик с капотной компоновкой, изначально заимствовавший цельнометаллическую трехместную кабину с водительским и двумя пассажирскими сиденьями у гражданской модели 130. Однако при первой демонстрации военным пришлись не по вкусу сложная форма изогнутых крыльев и замысловатая решетка радиатора, поэтому позже на машину была установлена еще более упрощенная кабина с опытной модели ЗИЛ 165.

    Дизайн грузовика являлся просто революционным для середины 1960-х годов, и за последующую сорокалетнюю историю выпуска этого автомобиля его внешний вид оставался практически неизменным. Кабина ЗИЛ 131 и сегодня смотрится достаточно презентабельно, несмотря на простейшую облицовку радиатора и плоские крылья с изгибом. При этом грузовик 131-й модели был еще и более комфортабельным по сравнению со своим предшественником ЗИЛ 157. В частности, он был оснащен панорамным лобовым стеклом, разделенным на две части, обеспечивая лучший обзор для водителя.

    Автомашина, обладавшая оригинальной конструкцией, была во многом схожа с другими советскими вездеходными грузовиками своего времени, такими как ЗИЛ 157К или Урал 375. Данная схожесть транспортных средств объяснялась тем, что советские грузовые автомашины этого класса проектировались в соответствии с едиными нормами, а основные различия между ними сводились к тем или иным нюансам решения поставленных задач, позволяющих повысить грузоподъемность, проходимость и другие показатели.

    Инженеры приложили немало усилий для обеспечения относительного снижения стоимости и упрощения конструкции тех или иных узлов и устройства автомобиля в целом без снижения приоритетных эксплуатационных показателей. В конечном итоге им удалось добиться великолепного результата: новая модель оказалась действительно лучшей.

    Выпуск новой модели ЗИЛ-131 не ознаменовал собой прекращение производства 157-й — эти грузовики изготавливались параллельно в течение еще почти двадцати лет.

    Модификации грузовика

    Грузовое шасси автомобиля ЗИЛ-131 позволяло выполнять установку различного дополнительного оборудования и надстроек, в связи с чем машина со временем получила широчайшее применение не только в военной, но и во многих других отраслях. Благодаря оснащению системами ГУР и контроля давления в покрышках водитель получал возможность преодолевать более сложные препятствия. Кроме того, грузовик имел сниженный в сравнении с предшественником расход бензина, а в случае оснащения лебедкой мог использоваться для спасения застрявших автомобилей.

    Наибольшую известность получили следующие модификации ЗИЛ 131.

    РазновидностиОсобенности
    Бортовой ЗИЛ 131.Классический грузовой автомобиль с кузовом, выполненным из деревянных досок на металлическом каркасе. Все борта, за исключением заднего, являются замкнутыми, а вдоль внутренних боковых стенок кузова смонтированы складные скамейки, вмещающие до 16 пассажиров. Отличительной особенностью конструкции также являлось оперение, обеспечивающее защиту двигателя от проникновения посторонних предметов.
    Манипулятор.Автомобиль, характеризующийся повышенной прочностью, поскольку его рама и кузов были изготовлены из углеродистой стали. Высокие прочностные характеристики пришлись по вкусу многим конструкторам, разрабатывавшим на базе данной модификации решения, предусматривающие оснащение различным спецоборудованием, включая краны.
    Седельный тягач ЗИЛ 131 В.Предназначен для буксировки полуприцепов, а также его вариация, предназначенная для эксплуатации в условиях высоких температур и пустынных местностей — 131 Х.

     

    В целом количество выпущенных за все время модификаций автомобиля — более пятнадцати. В частности, большой спрос на 131-ю модель проявлялся со стороны армии, где на грузовик устанавливалось различное вооружение, включая «Катюшу». Также достаточно распространенным оказался ЗИЛ модели 131 с кунгом.

    Крытый фургон позволял военным осуществлять транспортировку станций обслуживания, радиоточек и другого оборудования.

    Технические характеристики

    Несмотря на назначение и отличные технические характеристики ЗИЛ 131, его габаритные размеры являются сравнительно небольшими. В базовой комплектации автомобиль имеет следующие габариты.

    • Длина от бампера на кабине до задней точки кузова — 704 см.
    • Высота с тентом и без него — 297,5 и 248 см.
    • Ширина от левого до правого колеса — 250 см.
    • Снаряженная масса с лебедкой и без нее — 6375 и 6135 кг.
    • Полная масса с лебедкой и без нее — 10425 и 10185 кг.

    Несмотря на достаточно серьезный вес лебедки, она является очень важным элементом комплектации автомобиля, позволяющим успешно справляться с задачами в крайне сложных дорожных условиях, включая экстремальные. Предельная грузоподъемность грузовика — всего 3,5 тонны, однако в случае необходимости транспортное средство может эксплуатироваться с прицепом. Тест-драйв ЗИЛ 131 показывает, что допустимый вес прицепного устройства может варьироваться в зависимости от конкретных дорожных условий. В случае передвижения по твердому дорожному покрытию это значение составляет 6,5 тонны, в условиях грунтового покрытия — 4 тонны.

    Протяженность тормозного пути составляет 29 метров при скорости 50 км/ч. Это связано со значительной инерцией, возникающей в связи с большим весом автомобиля в целом и его нагрузкой пассажирами или оборудованием. ЗИЛ-131 проектировался для передвижения в условиях бездорожья, чему способствовали усовершенствованные мосты, восьмислойные покрышки с особым протектором, повышающим сцепление с дорогой, и межосевой дифференциал.

    Автомобиль комплектовался 8-цилиндровой карбюраторной силовой установкой мощностью в 150 лошадиных сил. Количество оборотов мотора составляет 3200 об/мин, величина крутящего момента — 41 кГм при 2000 об/мин. Расход топлива равен 240 г/ч на 1 л. с., то есть 30–50 литров на 100 км пути, что на сегодняшний день является достаточно высоким показателем. Однако в те времена бензин был достаточно дешев и этот факт не имел столь важного значения.

    Большая часть модификаций грузовика выпускалась с бензиновыми двигателями, однако в 1986 году был налажен выпуск дизельной версии автомобиля. Эта модификация транспортного средства получила маркировку ЗИЛ 131Н. Благодаря достаточно большой величине дорожного просвета (33 см) и колесной формуле 6×6 131-й способен без особых проблем преодолевать даже пересеченную местность, включая поля, леса и т. д.

    В целом автомобиль в любых модификациях характеризовался высочайшей надежностью и способностью успешно функционировать в самых сложных климатических условиях, включая тропические, при температурах окружающей среды от —40 до +50°С.

    технические характеристики (ТТХ), грузоподъёмность, расход топлива на 100 км, военный автомобиль с КУНГом

    Трехосный вездеход ЗиЛ-131 составлял основу автомобильного парка в Советской Армии и армиях стран-участниц Варшавского Договора. Машины, оснащенные кабиной с панорамным ветровым стеклом, угловатыми передними крыльями и знаменитым КУНГом можно встретить в самых отдаленных уголках земного шара.

    Универсальность и прочность конструкции шасси позволили использовать машину для установки и различных других различных надстроек кроме КУНГа. О мастерстве советских конструкторов, разработавших эту машину, говорит хотя бы тот факт, что она выпускалась с 1966 по 2002 год.

    Содержание

    1. История создания
    2. Описание конструкции
    3. Двигатель
    4. Гидравлика и рулевое управление
    5. Трансмиссия
    6. Электрическая система
    7. Тормозная система
    8. Варианты надстроек
    9. Технические характеристики
    10. Применение
    11. Модернизации
    12. Видео

    История создания

    Разработка вездехода ЗиЛ-131 началась одновременно с началом работ по модернизации грузовика ЗиС-151, которые привели к созданию ЗиЛ-157. Для отработки решений были построены два опытных автомобиля под обозначением ЗиС-128 и 128А. Эти машины стали основой для первого опытного экземпляра ЗиЛ-131, построенного в 1956 году.

    Особенностью нового вездехода стала широкая унификация узлов с перспективной гражданской машиной ЗиЛ-130.

    Проект предусматривал две модификации вездехода – тягач ЗиЛ-131 для артиллерийских частей и бортовой грузовик ЗиЛ-131А, предназначенный для доставки личного состава с вооружением. Изначально проект не предусматривал системы подкачки колес в движении.

    Опытные машины оснащались перспективным 6-цилиндровым мотором ЗиЛ-Э130, который не удалось довести до серийного производства. По этой причине на вездеход стал устанавливаться мотор, позаимствованный у ЗиЛ-130.

    Из-за особых требований заказчика по преодолению бродов, узлы трансмиссии ЗиЛ-131 имели герметизацию стыков специальной пастой, и применялось электрооборудование, способное выдерживать водные преграды.

    Выпускной коллектор двигателя отливался из ковкого чугуна и собирался из трех частей. За счет этого он выдерживал резкие изменения температуры, неизбежные при движении вездехода через брод.

    Приемочные испытания ЗиЛ-131 и 131А прошли в 1959 году, причем индексы модификаций поменялись местами.

    Армия отказалась от применения тягача, и в серии строился только бортовой вариант автомобиля ЗиЛ-131. Обозначение 131А появилось в производственной программе завода в 1971 – его присвоили гражданскому варианту.

    Освоение ЗиЛ-131 шло долго – первые партии машин завод отправил заказчику только в конце 1966 года. Сборка машин шла в Москве до 1994 года. Помимо этого, с 1987 по 2002 год вездеходы собирались в Новоуральске на заводе УАМЗ.

    С 1994 года производился вездеход ЗиЛ-4334, который отличался кабиной и мог комплектоваться различными двигателями. Последние машины были собраны в 2016 году.

    Описание конструкции

    Вездеход ЗиЛ-131 способен перевозить груз массой до 5000 кг по дорогам с твердым покрытием и до 3500 кг – по грунтовым. Для повышения внедорожных характеристик используется система централизованной регулировки давления воздуха в шинах и мосты с одинаковой шириной колеи.

    Картеры мостов расположены в одну линию, что позволило снизить сопротивление при движении по глубокому снегу.

    Вездеход способен преодолевать водные преграды с глубиной до 1,5 м.

    В основе вездехода лежит рама, составленная из двух лонжеронов и пяти поперечин. Для обеспечения прочности конструкции лонжероны имеют переменное сечение по длине. Соединение элементов рамы выполнено на заклепках.

    Двигатель

    На серийных армейских вездеходах ЗиЛ-131 применялся 8-цилиндровый 150-сильный двигатель с карбюраторной системой питания. Цилиндры расположены в двух блоках, установленных под прямым углом. Особенностью двигателя является удлиненный маслоприемник и иной масляный картер, позволяющий работать с продольными наклонами до 30⁰, и с поперечными до 20⁰.

    Двигатель имеет объем 5,996 л и комплектуется головками под степень сжатия 6,5. Стыки деталей двигателя герметизированы специальной пастой. По отдельным заказам производились машины с двигателем, оснащенным блоком и поршневой группой от мотора ЗиЛ-375.

    На модернизированные ЗиЛ-131Н устанавливался 150-сильный мотор с измененными головками блоков, имевшими каналы газораспределения винтовой формы. Двигатель стал немного экономичнее и долговечнее. В 1992 году стали применяться дизеля Минского завода модели Д-245 (105…108 л.с.), а также 132-сильный турбодизель ЗИЛ-0550. Малыми партиями строились машины с импортным 143-сильным дизелем Perkins Phaser 145Т.

    Гидравлика и рулевое управление

    Гидравлическая система на вездеходе ЗиЛ-131 используется только в рулевом управлении. Рулевой редуктор построен по схеме винт с гайкой, аналогичен грузовому автомобилю ЗиЛ-130.

    Гидравлическая система монтировалась на седельном тягаче ЗиЛ-137 и использовалась для привода колес активного полуприцепа.

    При движении двигатель через редуктор отбора мощности приводил шестеренный насос. Жидкость под давлением до 150 Мпа подавалась к гидромоторам, установленным на осях полуприцепа. Затем жидкость возвращалась обратно в расходный бак.

    Трансмиссия

    Вездеходы ЗиЛ-131 и 131Н оснащены сцеплением сухого типа с одним рабочим диском. К картеру сцепления крепится 5-скоростная синхронизированная (кроме первой передачи) коробка передач. Для распределения момента по осям используется 2-скоростной раздаточный редуктор. Картеры коробки и редуктора уплотнены герметизирующей пастой.

    От редуктора к переднему и среднему мосту с проходной конструкцией идут два вала. Крутящий момент передается на задний мост при помощи короткого вала. Передний мост подключается вручную или автоматически при помощи электропневматического привода, срабатывающего при включении пониженного ряда в раздаточном редукторе.

    Основная коробка комплектуется 1-скоростным редуктором отбора мощности, который используется для привода лебедки. Включение редуктора электропневматическое, осуществляется из кабины.

    Электрическая система

    Вездеход ЗиЛ-131 оснащен электрической системой постоянного тока с рабочим напряжением 12В. Отрицательный вывод системы подключен на корпус. Узлы электрической системы имеют экраны для защиты от помех, а также защиту от проникновения воды.

    Тормозная система

    На грузовике применяется пневматическая система привода тормозов. Механизмы барабанного типа, расположены на всех колесах. Стояночный тормоз установлен на выходе раздаточного редуктора. Тормозные камеры оснащались дренажной системой для слива воды, скапливающейся в корпусах при преодолении водных преград.

    Варианты надстроек

    Бортовой вездеход ЗиЛ-131 оснащался деревянной платформой. По периметру имелась металлическая оковка. Опорные поперечные брусья кузова также изготовлены из металла. Откидывается только задний борт, остальные имеют увеличенную высоту. На боковых бортах расположены откидные скамейки, рассчитанные на 16 человек.

    По центру платформы имеется место для установки третьей скамьи, рассчитанной на 8 человек. Грузовик комплектовался тентом, который хранится в отдельном контейнере за задней стенкой кабины.

    Большое число армейских вездеходов ЗиЛ-131 оснащалось закрытым фургоном типа КУНГ.

    Внутри могли размещаться системы радиосвязи и наблюдения, оборудование для ремонта и т.д. Фургоны оснащены системой вентиляции и подогрева воздуха с автономным отопителем. Воздухозаборники системы вентиляции оснащены фильтрами.

    Технические характеристики

     ЗиЛ-157КЗиЛ-131Урал-375Д
    Масса пустого, кг554063758400
    Масса с полной нагрузкой, кг101901042512900
    Скорость, км/ч658075
    Расход топлива, л/100 км424050
    Колея, мм1755/175018202000
    Длина, мм668470407350
    Ширина, мм231525002690
    Высота (бортовой вариант), мм236024802680
    База, мм312033503525

    Применение

    Вездеходы ЗиЛ-131 стали одной из основных машин для создания пожарной техники. На базе машины изготовлялись автоцистерны, рукавные автомобили, лестницы.
    В армии шасси вездехода применялось для размещения установок залпового огня, зенитных ракетных комплексов «Волхов» и С-125. Габариты ЗиЛ-131 подходили для доставки армейскими транспортными самолетами, такими как Ан-22 или Ил-76.

    Грузовики имели штатные точки крепления, позволявшие устанавливать машину в грузовом отсеке самолета. Армейские седельные тягачи применялись совместно с полуприцепами ОдАЗ-778М или 9325. Полуприцепы использовались для доставки военных грузов или компонентов ракетных комплексов.

    Модернизации

    Вездеход ЗиЛ-131 претерпел в ходе производства одну модернизацию, которая произошла в 1986 г. Изменения коснулись двигателя, который стал расходовать меньше топлива. Параллельно сократилось количество вредных выбросов отработаных газов. Использовавшийся брезентовый тент заменили на более дешевый и прочный синтетический, унифицированный с изделиями для грузовиков КамАЗ.

    Выросла на 250 кг грузоподъемность при движении по грунтовым дорогам. Модернизированные армейские вездеходы получили обозначение ЗиЛ-131Н, а гражданские – 131АН.

    Гражданские машины лишились дополнительного топливного бака.

    Силами автосборочного завода в городе Чита строились вездеходы ЗиЛ-131С, предназначенные для работы в условиях крайнего Севера. Кабина имела дополнительную изоляцию и двойные стекла. Машины комплектовались противотуманными фарами, системой предпускового подогрева, автономным отопителем. Резинотехнические изделия сохраняли работоспособность при температуре до минус 60⁰С.

    Видео

    Рейтинг

    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

    0 3 703

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

    Обзор ЗИЛ-131 — внешний вид, технические характеристики, модификация

    Содержание

    1. Двигатель автомобиля
    2. КУНГ и иные модификации
    3. Масса, габариты, грузоподъемность
    4. Конструкция шасси
    5. Особенности грузовика
    6. Кабина

    На протяжении почти 50 лет выпускался грузовой автомобиль ЗИЛ-131. Он обладает большим количеством самых разных достоинств. В основном эксплуатировали его в армии. Существует немало разнообразных модификаций данного автомобиля на базе универсального шасси.

    Двигатель автомобиля

    Несмотря на то, что первый серийный образец рассматриваемого автомобиля был выпущен в далеком 1966 году, технические характеристики мотора во многих сферах удовлетворяют запросы российской армии даже сегодня:

    Наименование параметра Характеристика Единицы измерения
    Тип двигателя Карбюраторный, четырехтактный
    Количество рабочих цилиндров 8 шт.
    Тип охлаждения Жидкостное
    Клапаны В верхней части двигателя
    Диаметр рабочих цилиндров 100 мм
    Рабочий объем камеры сгорания 6 л
    Длина пути хода поршня 95 мм
    Сжатие 6,5
    Максимальная мощность двигателя 150 л. с.
    Крутящий момент при 2 000 об/мин 410 Н×м

    Благодаря большой мощности и высокому крутящему моменту ЗИЛ-131 мог развивать по трассе скорость до 85 км/ч. Учитывая год выпуска, этот параметр можно назвать довольно впечатляющим.

    Далеко не каждый легковой автомобиль тех лет мог передвигаться так быстро, не говоря уже о грузовиках такой большой массы.

    Расход топлива ЗИЛ-131, изображенного на фото справа, при смешанном цикле езды составляет 49,5 л на 100 км при средней скорости 60 км/ч.

    Согласно техническим характеристикам мотор рассчитан на работу с бензином АИ-76 или аналогичным, но с большим октановым числом.

    КУНГ и иные модификации

    Рассматриваемая модель грузовика оказалась настолько удачной, что на его базе выпускали большое количество различных модификаций.

    Особенно популярен ЗИЛ-131 КУНГ. Данная аббревиатура расшифровывается как «кузов унифицированный нулевого габаритного размера».

    Его каркас выполнен из уголков и швеллеров различных размеров, обшитых сверху металлическими листами.

    А здесь рассмотрены самосвальные, тентованные и полуприцепы-контейнеровозы «Грюнвальд».

    Изнутри данный кузов-фургон ЗИЛ-131 обшивается пенопластом или иным теплоизолирующим материалом, после все закрывается покрытой антисептиком фанерой, что улучшает технические характеристики всего автомобиля.

    Независимо от предназначения, все рассматриваемые грузовики с КУНГом оснащаются:

    • отоплением;
    • вентиляцией;
    • всевозможным бытовым оборудованием;
    • системой освещения (плафонами на потолке).

    Уникальность ЗИЛа-131 КУНГ заключалась в присутствии в его кузове специальной фильтрационной установки ФВУА-100Н-12.

    Она осуществляла забор воздуха из окружающей среды и обеззараживала его. Создавалось избыточное давление, что позволяло обезопасить пространство внутри фургона.

    Отопительная система была полностью автономна, тепло выделялось путем сжигания дизельного топлива.

    Также на базе рассматриваемого грузовика производили следующие модификации с хорошими техническими характеристиками:

    • ЗИЛ-131НА оснащался негерметичным и неэкранированным оборудованием;
    • ЗИЛ-131В – седельный тягач;
    • АТЗ-3 и подобные использовались в качестве топливозаправщиков;
    • МЗ-131 – маслозаправщики;
    • АЦ-40 – пожарная машина.

    Масса, габариты, грузоподъемность

    Масса и габаритные характеристики автомобиля рассматриваемого типа относительно невелики, несмотря на его основное предназначение. Параметры следующие:

    • снаряженная масса модели без лебедки – 6 135 кг;
    • снаряженная масса модели с лебедкой – 6 375 кг.

    Хотя, согласно техническим характеристикам, вес механизма лебедки автомобиля ЗИЛ-131 довольно существенен, ее наличие всегда обосновано, поскольку она позволяет справиться с передвижением в крайне сложных и экстремальных условиях местности.

    Полная масса автомобиля:

    • при наличии лебедки – 10 425 кг;
    • без лебедки – 10 185 кг.

    Максимальная грузоподъемность составляет всего 3 500 кг. Также при необходимости рассматриваемую технику можно использовать совместно с прицепом.

    Его допустимая масса зависит от дорожных условий, в которых передвигается ЗИЛ-131:

    • масса при движении по дороге с твердым покрытием – 6 500 кг;
    • при движении по грунтовке – 4 000 кг.

    Базовая версия автомобиля имеет следующие габаритные размеры:

    • длина от переднего бампера до задней части кузова, мм – 7 040;
    • высота без тента, мм – 2 480;
    • высота с тентом, мм – 2 975;
    • ширина от левого колеса до правого, мм – 2 500.

    Расстояние между колесами – 3,35 м +1,25 м. Ширина передней и задней колей одинакова и составляет 1,82 м. Радиус разворота – целых 10,8 м. Учитывая длину кузова, данный параметр не так уж велик.

    Тормозной путь составляет 29 м при 50 км/ч. Причиной тому является большая инерция, возникающая из-за массы всего автомобиля и фургона с людьми, а также всем имеющимся оборудованием.

    Конструкция шасси

    Шасси рассматриваемого автомобиля включает в себя следующие основные составные части:

    • механизмы управления;
    • ходовую часть;
    • главную силовую передачу (трансмиссию).

    Механизмы управления ЗИЛом-131 включают в себя:

    • рулевое управление с гидроусилителем, имеющее механическую связь с передними колесами;
    • тормозную систему.

    Ходовая часть включает в себя следующие составные части:

    • раму;
    • оси, на которых расположены колеса;
    • подвески.

    Главная передача данного грузовика является двойной, ее передаточное число равно 7.34.

    Особенности грузовика

    Орган, позволяющий его задействовать, располагается на приборной панели внутри кабины и представляет собой обычный металлический двухпозиционный тумблер.

    Также передний мост можно было включить при помощи рычага переключения скоростей. Коробка передач ЗИЛ-131 по своим техническим характеристикам – механического типа.

    Вторая и третья передачи оснащаются специальными замками. Они предотвращают произвольное выключение скорости в случае, если нагрузка на двигатель быстро возрастает. Это чрезвычайно актуально во время затяжного подъема.

    Для своего года выпуска ЗИЛ-131 оснащается довольно продвинутой электроникой.

    В конструкции использованы генератор переменного тока с большим запасом мощности, а также бесконтактное зажигание с электронным коммутационным устройством.

    Кроме того, имеется специальное вибрационное устройство, обеспечивающее передвижение в течение 30 часов без остановки своим ходом. Все это было в новинку для тех годов, когда рассматриваемый автомобиль начал серийно выпускаться.

    Кабина

    Кабина на ЗИЛе-131 используется каркасного типа, снаружи она обшивается листовым металлом, изнутри присутствует утеплитель различного типа. Его наличие позволяет водителю чувствовать себя комфортно даже в сильный мороз.

    Все подвижные элементы снабжаются специальными резиновыми уплотнителями, их присутствие позволяет осуществлять закрывание максимально герметично.

    На приборной панели автомобиля находится все необходимое для осуществления мониторинга основных параметров двигателя:

    • датчик уровня бензина;
    • вольтметр/амперметр;
    • спидометр;
    • датчик давления масла;
    • датчик температурный;
    • тахометр.

    Все органы управления, необходимые для комфортной эксплуатации автомобиля, присутствуют в зоне досягаемости водителя. Рычаг включения поворота располагается на рулевой колонке. Все остальное находится на приборной панели правее тахометра.

    Рукояти органов управления имеют наиболее подходящую для осуществления хвата форму, что позволяет выполнять различные операции с максимальным удобством. Кресла водителя и пассажиров не отличаются большим количеством регулировок.

    Но, несмотря на это, нахождение в данной кабине достаточно приятно: конструкторы изготавливали сиденья с учетом антропометрических параметров среднестатистического человека. Поэтому большинство водителей может управлять ЗИЛом-131 с большим комфортом.

    ЗИЛ-131 Н и его модификации. Руководство по эксплуатации ОНЛАЙН


    Технические характеристики

    Двигатель ЗИЛ 131 имеет схожую конструкцию со своим старшим братом 157-м. Технические характеристики 131-го значительно улучшились, мощности стало больше, а конструктивные недочёты прошлого были исправлены.

    Итак, рассмотрим технические характеристики двигателя ЗИЛ 131:

    НаименованиеТехнические характеристики
    МаркаЗИЛ
    Модель131
    Объем двигателя6,0 литра (5969 см куб)
    Мощность двигателя150
    КонфигурацияV8
    РасположениеРядный, продольный
    Расход49,5 литра на каждые 100 км пробега
    Количество цилиндров8
    Количество клапанов16
    Диаметр поршня100 мм
    ОхлаждениеЖидкостное
    ТопливоБензин (газ — как дополнительное оборудование)
    Система питанияКарбюратор
    Порядок работы цилиндров1-5-4-2-6-3-7-8
    Вес мотора490 кг

    Все ЗИЛ 131 двигатель оснащались 5-ти ступенчатой механической коробкой переключения передач. Также, раздаточная коробка двухступенчатая. Передаточные числа: 1 передача — 2,08; 2 передача — 1,00. Главная передача ведущих мостов — двойная, передаточное число — 7,34.



    Отзывы о расходе топлива ЗИЛ-131 на 100 км

    • Алексей, Вышгород. Может по комфортности советские грузовики уступают импортным, но вот в плане проходимости или в качестве спецтехники им нет равных. У меня ЗИЛ-131 – вечная машина, на бездорожье никто из импортных грузовиков с ним не сравниться. Расход бензина конечно около 55 л, но это плана за феноменальную проходимость и неприхотливость.
    • Андрей, Гомель. Во время срочной службы я служил водителем, крутил баранку ЗИЛ-131. На машине стояло два бака, потому что с полной загрузкой и по грязи он расходовал порядка 73 л, если просто на трассе – то 52-55 л. Если честно, не отказался бы себе такой купить, если попался бы в хорошем состоянии, но только вот мотор я заменил бы.
    • Александр, Мурманск. В соседней армейской части через капитана из мехпарка я выхватил года три назад тентованный ЗИЛ-131. Пробег у него 220 тыс. км, год выпуска – 1998. Для вылазок на природу, рыбалку или охоту – идеальный вариант. Проезжает там, где не проедет ни один джип, даже самый крутой. При этом в кузов можно вкинуть лодку, палатку, кучу снастей и припасов и самим там разместиться при необходимости. Кстати, всегда вожу запасную бочку бензина – расход на бездорожье от 60 л на 100 км.
    • Вениамин, Калуга. В 2012 году купил подержанный ЗИЛ-131, 1986 года. Знаю, что у него огромный расход топлива, но по специфике работы ни один грузовик мне не подходил – нужно было перевозить грузы по сильно заболоченной местности, а там только 131-ый пройдет. Несмотря на то, что расход у него около 50 л, в первый же год полностью отбил все затраты на этот грузовик.
    • Семен, Нижний Новгород. Работаю в ХМАО вахтовым методом. Сфера деятельности нашей компании – геологоразведка, катаю наших геологов по тайге и тундре. Проходимость у автомобиля отличная, несмотря на свой почтенный возраст – преград для него нет вообще. Конечно, по комфортабельности уступает современным грузовикам, да и расход бензина у него огромный – около 45-55 л на 100 км, но зато машина надежная и неприхотливая.
    • Константин, Красноярск. Машины, разработанный для нужд советской армии – это нечто. Я как то слышал, что именно они пользуются самым большим успехом на рынке оружия, а не наши танки и вертолеты. Мне удалось купить в складчину с приятелем такой грузовик 1989 года, причем не с бензиновым движком, а с дизелем Д-243 – это вообще песня. Расход у дизеля около 22 л на 100 км – против 50-60 л у бензинового движка. Теперь гоняем компанией на рыбалку и охоту и горя не знаем.
    • Станислав, Москва. Наша компания работает на сложных объектах, куда затруднен подъезд. Используем полноприводные Камазы, но даже они не всегда подходят, особенно в зимнее время и в весеннюю и осеннюю распутицу. Поэтому руководство приобрело несколько старых ЗИЛ-131. Все машины были полностью откапиталены, а вместо прожорливого штатного бензинового двигателя установлен мощный и при этом экономичный дизель ЯМЗ. Расход составляет не более 24-25 л на 100 км, а тяга и проходимость стали еще лучше.
    • Денис, Омск. ЗИЛ-131 – это мечта любого охотника или рыболова. Брод глубиной в метр преодолевает легко, болото до 50 см глубиной или жидкая грязь – тоже, прет с тремя ведущими мостами только в путь. Расход бензина был дурной – 52 л на сотку и это не предел, но поставили нижник карба от ГАЗ-53 и расход упал на 30-32 литров.

    В целях экономии на грузовики ЗИЛ-131 устанавливалось газобаллонное оборудование 2-ого поколения различного типа. ГБО устанавливается на версии с бензиновым мотором ЗИЛ-131 – это позволяет снизить затраты на эксплуатацию, так как расход бензина составляет порядка 50 л/100 км. С установкой ГБО технические характеристики и динамика практически не изменяются.

    Обслуживание

    Обслужить мотор достаточно просто. Межсервисный интервал составляет 15 000 км. При проведении технического обслуживания меняется моторное масло и центробежного маслянного фильтра.

    Каждое ТО — это целый комплекс операций направленных на сохранение технического состояния автомобиля. Что же входит в техническое обслуживание двигателей серии ЯМЗ 236:

    1. Замена масла.
    2. Регулировка клапанного механизма.
    3. Замена фильтров. Так, в зависимости от модификации мотора могут быть или не быть следующие фильтрующие элементы: фильтр тонкой и грубой очистки масла, фильтрующий элемент для грубой и тонкой очистки топлива, воздушный фильтр.
    4. Другие операции, направленные на техническое обслуживание силового агрегата.

    Неисправности и ремонт

    Ни что не вечно, и так силовой агрегат ЗИЛ 131 также имеет свойство выходить со строя. Конечно, поточные ремонты — это хорошо, но есть неисправности, которые встречаются практически на каждом двигателе с маркировкой 131. Рассмотрим основные неисправности и методы их устранения.

    Основные технические неисправности мотора, которые наиболее часто встречаются:

    Признак неисправностиПричина неисправностиМетод устранения
    1. Двигатель не пускается или плохо пускается при исправной работе стартераНет топлива в поплавковой камере карбюратораПродуть топливопроводы, проверить работу игольчатого клапана карбюратора, топливный насос
    Переобогащена рабочая смесь по вине водителяПродуть цилиндры, провернуть коленчатый вал двигателя стартером (не более 5 … 10 с) при полностью открытых дроссельных и воздушной заслонках
    Не закрывается воздушная заслонкаПроверить работу воздушной заслонки и устранить неисправность
    Засорились жиклёрыПромыть жиклёры в ацетоне, затем продуть воздухом
    2. Двигатель работает с перебоями или быстро останавливается на режиме холостого ходаПоплавковая камера карбюратора медленно заполняется топливомПромыть игольчатый клапан карбюратора, продуть топливные магистрали, промыть топливный фильтр грубой очистки топлива
    Не открываются дроссельные заслонки при закрытии воздушной заслонкиОтрегулировать работу рычага привода дроссельных заслонок
    Не отрегулированы винты качества, и количества горючей смеси карбюратораОтрегулировать карбюратор на режиме холостого хода
    Засорились жиклёры системы холостого хода карбюратораПромыть жиклёры системы холостого хода в ацетоне и продуть их воздухом
    Просачивается воздух между фланцем карбюратора и фланцем впускного трубопроводаПодтянуть крепление карбюратора. При повторении дефекта заменить прокладку
    3. Внезапная остановка двигателяПрекращение подачи топливаУстановить причину прекращения подачи топлива и устранить ее
    4. Двигатель не развивает полной мощностиНе отрегулированы зазоры в клапанном механизмеОтрегулировать зазоры
    Переобогащена рабочая смесь из-за дефектов игольчатого клапана или негерметичности поплавка карбюратораПромыть игольчатый клапан карбюратора в ацетоне
    Отогнуть рычаг поплавка и установить требуемую высоту уровня топлива в поплавковой камере или заменить поплавок
    Неправильно работает привод клапана экономайзераПроверить и, если требуется, отрегулировать момент включения клапана экономайзера
    Переобедненная рабочая смесь, засорены жиклёрыПромыть жиклёры в ацетоне, затем продуть воздухом
    Засорены топливопроводы и топливный фильтрПрочистить трубопроводы. Заменить фильтр тонкой очистки топлива
    Рано срабатывает ограничитель частоты вращенияОтрегулировать ограничитель частоты вращения
    Неполностью открываются воздушная или дроссельные заслонки карбюратораОтрегулировать тягами открытие заслонок
    Засорен воздушный фильтрПромыть воздушный фильтр
    5. Стуки в двигателеБольшой зазор между клапанами и коромысламиОтрегулировать зазоры в клапанном механизме
    Детонационное сгораниеЗалить топливо с необходимым октановым числом, удалить нагар в камерах сгорания, установить правильно угол опережения зажигания
    6. Повышенный расход топлива при эксплуатацииПовышен уровень топлива в поплавковой камере карбюратораУстранить негерметичность игольчатого клапана или отрегулировать положение иглы
    Неисправна топливоподающая система. Течь в местах соединений, дефект мембраны топливного насосаУстранить течь. Заменить мембрану топливного насоса
    Засорённость воздушного фильтраПромыть воздушный фильтр

    Вывод

    Устройство и ремонт силового агрегата ЗИЛ 131 предоставленное в статье является поверхностным. Двигатель ЗИЛ 131 стал легендой целой эпохи, но и на этот момент продолжает эксплуатироваться в полной мере. Ремонтируется и обслуживается движок зачастую своими руками, а поэтому его относительно выгодно содержать.

    Единственным серьёзным недостатком является высокий расход, что бьёт по расходам владельца.

    Источник

    История автомобиля

    В 1959 году рабочим завода имени Лихачева была поставлена цель по улучшению производства моделей «130» и модификации «131». Такой призыв к производительности был обусловлен двадцать первым партийным съездом, а точнее, принятым на нем планом о развитии народного хозяйства.

    Для достижения цели, как раз, требовались достойные грузовики. Однако, ЗИЛ-131 предназначался для особого хозяйства – для военных целей. Ранее в распоряжении у советских армейцев был ЗИЛ-157, который к концу 50-х начинал устаревать.

    Несмотря на то, что опытные образцы ЗИС-130 начали проходить испытания еще в середине 50-х годов, на конвейер машину планировали отправить только в 1962 году. Столь длительный срок был частично обусловлен рядом непредвиденных ситуаций, с которыми хоть и не сразу, но успешно было покончено.

    Впоследствии на базе данной модели начали разработку ЗИЛ-131. Опытные образцы военной модификации появились в 1966 году и почти сразу успешно прошли все испытания. И вот, в 1967 году окончательно завод имени Лихачева начал производство 131-й модели.

    За довольно длительный срок испытаний производительность машины и ее эксплуатационные возможности были существенно улучшены. Также этому способствовало постоянное улучшение базового шасси ЗИЛ-130.

    В итоге во многом были улучшены основные характеристики автомобиля, повысилась проходимость и грузоподъёмность за счет нового строения рамы и улучшенного мотора, рабочее место водителя вместе с кабиной приобрело первые признаки эргономики.

    Для 1960-х годов такие инновации для грузовиков-внедорожников были приняты с энтузиазмом. На этом производство не остановилось, и в 1986 году у ЗИЛ-131 появился новый силовой агрегат, позволивший поднять планку способностей и уменьшить потери ресурсов при эксплуатации автомобиля.

    Основные модификации ЗиЛ-131

    Моделей на базе ЗиЛ-131 существовало великое множество:

    • Одна из основных моделей грузовых автомобилей – это ЗиЛ-131 бортовой. Он представляет собой классический грузовик с деревянным кузовом и железным каркасом. У этой модели открывался только один задний борт. В кузове имеются скамейки, на которых легко размещаются до 16 человек. Данные автомобили, снабжённые тентом, использовались в армии для перевозки солдат и грузов;
    • Другая известная модель – это ЗиЛ-131 манипулятор. Рама ЗиЛ-131 обладала огромной прочностью, поэтому данный автомобиль начали оснащать манипулятором, который прекрасно зарекомендовал себя на лесозаготовках. Такая же схема расположения была использована при оборудовании ЗиЛ-131 краном-манипулятором и другим специальным оборудованием;
    • ЗиЛ-131 самосвал также был выпущен заводом, но не приобрёл популярность в связи с отсутствием заказов на его производство. Схема его конструкции оказалась не очень удачной и проигрывала другим советским грузовикам, так как самосвалы не часто использовались на бездорожье, а в карьере отлично работал ЗиЛ-130, который был намного экономичнее;
    • Многим жителям СНГ знаком пожарный ЗиЛ-131. Именно эти автомобили составляли основу парка пожарных автомобилей в СССР. Несмотря на внушительный вес, и размеры, данные автомобили прекрасно зарекомендовали себя в пожарной службе.

    Машина вообще отличалась превосходной проходимостью, так как делалась специально для бездорожья. Инновационной была схема мостов, если задний мост и средний были ведущими, то передний мост ЗиЛ-131 подключался одним щелчком тумблера из кабины. Раздатка ЗиЛ-131 оснащается запирающим устройством, предотвращающим включение двух передач сразу. Благодаря использованию специальных шин, проходимость ЗиЛ-131 практически не уступала гусеничной технике.

    Общее количество модификаций, которые выпускались на базе ЗиЛ-131, было более 15. В армии, кроме бортовой модификации, ЗиЛ-131 часто использовали для оснащения вооружением. Легендарные катюши размещались именно на нём. Огромную популярность получили ЗиЛы, оснащённые крытыми КУнГами. В них перевозились передвижные лаборатории, мастерские и тому подобные мобильные точки.

    Множество автомобилей ЗиЛ-131 оснащались специализированным оборудованием для обслуживания самолётов. Во время сильных снегопадов на улицы городов до сих пор иногда выезжают ЗиЛы, оборудованные снегоуборочным оборудованием. Схема шасси также позволяла размещать цистерны, в которых перевозили бензин и другие нефтепродукты.

    Технические характеристики

    ДвигательЗИЛ-5081
    Количество цилиндров8
    Расположение цилиндровV-образное под углом 90о
    Количество тактов4
    Диаметр цилиндра100 мм
    Ход поршня95 мм
    Объем двигателя5,97 л
    Степень сжатия6,5
    Мощность в киловаттах110,3
    Мощность двигателя в лошадиных силах150
    Максимальный крутящий момент410 Ньютон метров
    Максимальная скорость85 км/ч
    Максимальная скорость в составе автопоезда75 км/ч
    Тип охлажденияЖидкостное
    Тип топливаБензин А-76*
    Расход топлива для автомобиля#35 литров на 100 км
    Расход топлива в составе автопоезда#47 литров на 100 км

    Устройство

    Силовой агрегат машины находится под капотом. Кабина цельнометаллическая, вмещает двух пассажиров и водителя. Сиденье водителя и пассажиров раздельное. Шофёр может настраивать своё кресло в горизонтальной и вертикальной плоскостях, а также регулировать наклон спинки.

    Кабина ЗиЛ-131 была скопирована с гражданской 130-й версии — но солдатам она не понравилась. После несколько выпущенных партий ее заменили на кабину с ЗиЛ-165. Машина получилась комфортнее, лобовое стекло стало панорамным, оно теперь состояло из двух частей и обеспечивало широкий обзор.

    ЗиЛ-131 был похож на другие отечественные грузовые машины высокой проходимостью. Основными его конкурентами были Урал-375 и ЗиЛ-157К. Сходство этих машин объясняется единым советским стандартом, действующим при проектировании подобной техники. Отличия можно было заметить в некоторых узлах и в разном подходе к производству.

    Многие годы инженеры пытались решить сложную задачу: как снизить себестоимость авто и не потерять высокий уровень ТТХ? В итоге проблемурешить удалось, в результате чего на свет появился качественный, надёжный продукт. После выпуска 131-го планировали свернуть производство 157-го, однако, их выпускали параллельно следующие 20 лет.

    Внешний вид и кабина

    Как и большинство своих моделей, ЗИЛ сделали модель «131» с капотной компоновкой кузова. Кабина внешне была точной копией «стотридцатки», только преимущественно все образцы окрашивались цветом хаки.

    Конструкция также осталась цельнометаллической. Оказавшись непрактичной, передняя часть была заменена, и снова на готовую, только теперь от ЗИЛ-165. Гнутые крылья и мудреная форма решетки были заменены на более простые, но строгие элементы.

    Буровой агрегат УРБ 2А-2 на базе ЗИЛ 131

    УРБ 2А-2 – это настоящий гарант стабильной работы. Он прошел проверку временем и доказал, что может использоваться в работе любой сложности при любых ситуациях и погодных условиях. С ним можно быть уверенным, что работа будет выполнена четко и качественно.

    Кстати

    Каждый из экземпляров УРБ 2А-2 прошел полный технический осмотр и полностью соответствует всем его нормам. Каждая деталь и механизм был проверен нашими техниками, и, в случае неполадок, заменен на новый. Мы гарантируем, что устройство не подведет вас в разгар работы и полностью выполнит все, что от него требуется.

    Бурение скважин в Бакеево

    Бурение скважин в Балашихе

    Бурение скважин в Льялово

    Модификации

    • ЗИЛ-131 – базовая модификация;
    • ЗИЛ-131А – версия с неэкранированным электрооборудованием, которое она получила от ЗИЛ-130. Отличия ее от базового варианта заключались в отсутствии особого военного оборудования, средней скамейки в кузове и фары-искателя. Выпуск автомобиля завершился в 1971 году;
    • ЗИЛ-131В – седельный тягач, построенный на базе ЗИЛ-131. Машина имела 2 запасных колеса, укороченную раму и седельно-сцепное устройство. Автомобиль использовался для перевозки грузов вместе с полуприцепом массой в 12000 кг (по грунтовым дорогам – 10000 кг). Производился в 1968-1986 годах;
    • ЗИЛ-131Д – опытное шасси для самосвалов; в серийное производство не пошло из-за множества недоработок;
    • ЗИЛ-131Д – модель с аналогичным названием и мотором «Катерпиллер», созданная в 1992 году. Ее производство продолжалось 2 года;
    • ЗИЛ-131Н – модернизированная версия базовой модели. Основные отличия: новый мотор «ЗиЛ-5081», увеличенный ресурс (250 тысяч км), тент из синтетического материала и улучшенная оптика. Производство ЗИЛ-131Н завершилось в 1987 году;
    • ЗИЛ-131НА – аналог ЗИЛ-131Н с неэкранированным электрооборудованием;
    • ЗИЛ-131НВ — седельный тягач с улучшенной платформой;
    • ЗИЛ-131Н1 – модификация со 105-сильным дизельным агрегатом «Д-245.20»;
    • ЗИЛ-131Н2 – версия со 132-сильным дизельным агрегатом «ЗИЛ-0550»;
    • ЗИЛ-131С и ЗИЛ-131АС – версии в северном исполнении. Данные модели комплектовались кабиной с автономным отопителем, резинотехническими изделиями, устойчивыми к морозу, дополнительной теплоизоляцией, противотуманными огнями, теплоизоляцией аккумулятора и двойными стеклами. Автомобили использовались при температуре до -60 градусов;
    • ЗИЛ-131НС, ЗИЛ-131НАС и ЗИЛ-131НВС – улучшенные варианты в северном исполнении;
    • ЗИЛ-131Х – модель для пустынных и жарких районов;
    • ЗИЛ-131-137Б – автопоезд;
    • ЗИЛ-131 КУНГ (кузов унифицированный нулевых габаритов) – утепленная постройка с наличием печки и станцией очистки воздуха (ФВУА-100Н-12) может служить для широкого спектра военных нужд.
    • ЗИЛ-131-АТЗ-3 – топливозаправщик;
    • ЗИЛ-131-МЗ-131 – маслозаправщик;
    • ЗИЛ-131-АЦ-40 – пожарная машина.

    Специальная установка позволяла поддерживать автономное отопление, которое работало, сжигая рабочее топливо.

    Источник

    Габариты и грузоподъемность ЗИЛ 131

    Масса и габаритные характеристики автомобиля рассматриваемого типа относительно невелики, несмотря на его основное предназначение. Параметры следующие:

    • снаряженная масса модели без лебедки – 6 135 кг;
    • снаряженная масса модели с лебедкой – 6 375 кг.

    Хотя, согласно техническим характеристикам, вес механизма лебедки автомобиля ЗИЛ-131 довольно существенен, ее наличие всегда обосновано, поскольку она позволяет справиться с передвижением в крайне сложных и экстремальных условиях местности.

    Полная масса автомобиля:

    • при наличии лебедки – 10 425 кг;
    • без лебедки – 10 185 кг.

    Максимальная грузоподъемность составляет всего 3 500 кг. Также при необходимости рассматриваемую технику можно использовать совместно с прицепом.

    Его допустимая масса зависит от дорожных условий, в которых передвигается ЗИЛ-131:

    • масса при движении по дороге с твердым покрытием – 6 500 кг;
    • при движении по грунтовке – 4 000 кг.

    Базовая версия автомобиля имеет следующие габаритные размеры:

    • длина от переднего бампера до задней части кузова, мм – 7 040;
    • высота без тента, мм – 2 480;
    • высота с тентом, мм – 2 975;
    • ширина от левого колеса до правого, мм – 2 500.

    Клиренс ЗИЛа-131 составляет целых 330 мм, что позволяет без особых затруднений передвигаться даже по пересеченной местности – в лесах, по полям или же иным подобным местам.

    Расстояние между колесами – 3,35 м 1,25 м. Ширина передней и задней колей одинакова и составляет 1,82 м. Радиус разворота – целых 10,8 м. Учитывая длину кузова, данный параметр не так уж велик.

    Тормозной путь составляет 29 м при 50 км/ч. Причиной тому является большая инерция, возникающая из-за массы всего автомобиля и фургона с людьми, а также всем имеющимся оборудованием.

    Габаритные размеры Зил-131

    Размеры машины (ДхШхВ)7,04х2,5х2,48 м
    Параметры платформы (ДхШхВ)3,6х2,322х0,346 м
    Высота с тентом0,569 м
    Высота погрузки1,43 м
    Клиренс0,33 м
    Колесная база3,35 м
    Радиус поворота (наружный)10,2 м
    Преодолеваемый брод и подъем1,4 м и 30°
    Длина лебедки50 м
    Грузоподъемность по асфальтированной дороге5 т
    Грузоподъемность по грунтовой дороге3,5 т
    Допустимый вес прицепадо 4 т
    Максимальный вес грузовика10,425 т

    Технические характеристики ЗИЛ-131, габариты, грузоподъемность

    Статья обновлена 13. 02.2019

    Среди наиболее востребованных моделей транспортных автомобилей, выпускаемых еще в советское время, особого упоминания заслуживает ЗИЛ 131-ой модели. Технические характеристики ЗИЛ 131 делают автомобиль идеальным решением для транспортировки грузов в бездорожье, что особенно актуально для российских условий.

    Содержание:

    • Описание ЗИЛ-131
    • Технические характеристики автомобиля
    • Расход топлива
    • Устройство ЗИЛ-131
    • Обзор модификаций
    • Заключение

    Описание ЗИЛ-131

    Прежде чем изучить расход топлива ЗИЛ 131 и другие характеристики автомобиля, целесообразно более подробно ознакомиться с историей создания, особенностями модели. Подобный грузовик обладает трехосной конструкцией, отличается от большинства аналогов высоким уровнем проходимости. Благодаря надежности, неприхотливости, он повсеместно использовался Советскими вооруженными силами.

    Массовый выпуск модели продолжался с 1966 года, когда она была впервые спроектирована, вплоть до 1994 года. Конструкция автомобиля основана на более ранней модели серии под номером 130, которая была доработана для большего соответствия поставленным задачам. Среди многочисленных изменений целесообразно упомянуть модифицированное базовое шасси, что позволило улучшить характеристики.

    Грузовой автомобиль ЗИЛ

    Существенной переработке подвергся также силовой агрегат, конструкция рамы, а также интерьер кабины водителя, за счет чего возросла грузоподъемность, мощность автомобиля, а его эксплуатация стала более комфортной. Несмотря на постоянное совершенствование данной модели, её выпуск был прекращен в 1994 году, однако благодаря длительному сроку службы и надежности военный грузовик повсеместно используется до сих пор.

    Технические характеристики автомобиля

    Именно технические характеристики двигателя ЗИЛ 131, а также других составных элементов его конструкции стали причиной столь большой популярности грузовика среди потребителей. Благодаря дорожному просвету, который достигает 33 см, удается без особых проблем преодолевать даже серьезные препятствия, что особенно важно при эксплуатации на дорогах низкого качества.

    Среди ключевых рабочих показателей грузовика упоминания заслуживают:

    • габариты (ДхШхВ) — 7,04х2,5х2,97 м;
    • максимальная грузоподъемность — 5 тонн;
    • вес в полном снаряжении — 10,427 тонн;
    • коробка передач — механическая, пятиступенчатая;
    • тип двигателя — ЗИЛ-5081, оснащенный 8 цилиндрами общим рабочим объемом 5,97л;
    • мощность двигателя — 150 л.с.;
    • максимальная скорость движения — 85 км/ч;
    • тип охлаждения — жидкостное.

    Сравнительно небольшой вес раздатки, а также вес шасси позволяют автомобилю уверенно чувствовать себя на дороге, совершать необходимые маневры в условиях небольшого свободного пространства. Лебедка, предусмотренная некоторыми модификациями, увеличивает массу машины. Вес двигателя довольно велик, что затрудняет его самостоятельный ремонт.

    Расход топлива

    Рассматривая технические характеристики кунга ЗИЛ 131, которые использовались для армейских мастерских, лабораторий и других видов спецтранспорта, целесообразно изучить расход топлива данной модели. Автомобиль крайне неприхотлив в эксплуатации и предполагает возможность заправки топливом с октановым числом от 76 и выше.

    Его ТТХ, в частности расход топлива, напрямую зависит от типа использования — при стандартном движении или в составе специального автопоезда. В первом случае расход не превышает 35 литров на 100 км, а во втором несколько возрастает — до 47 л на 100 км. Подобные значения не позволяют назвать транспортное средство чрезмерно экономным, однако это компенсируется низкой стоимостью используемого топлива.

    Схема автомобиля

    Устройство ЗИЛ-131

    Конструкция автомобиля крайне проста и надежна, а грамотный подбор материалов изготовления позволил снизить вес моста и других элементов. Среди ключевых составляющих данного транспортного средства целесообразно отметить следующие компоненты:

    • двигатель. 8-цилиндровый с карбюратором. Оснащен специальным устройством для включения холостых оборотов в принудительном режиме;
    • трансмиссия. МКПП с 5 передачами и 3 карданными валами;
    • электрооборудование — простейшая световая и звуковая система подачи сигналов и освещения;
    • пневмосистема — независимые задний и передний мост.

    Тормозная система и рулевое управление существенно уступают по эффективности более современным аналогам, однако отличаются простотой и надежностью.

    Обзор модификаций

    Поскольку модель стала одним из самых популярных грузовиков данного производителя, со временем она обзавелась множеством модификаций, которые были разработаны для решения конкретных задач или повышения общих эксплуатационных характеристик. Среди самых востребованных упоминания заслуживают:

    • 131А — спецверсия, где электрооборудование не было экранировано, отсутствовала центральная скамейка, а также особая фара-искатель;
    • 131В — седельная версия машины с укороченной рамой, прицепным устройством, двумя комплектами запаски;
    • 131Д — агрегат самосвального типа;
    • 131С, 131АС — модификации, предназначенные для эксплуатации в районах Крайнего Севера. Дополнительные источники отопления, морозоустойчивые материалы;
    • 131Х — версия для тропических широт;
    • 131Н — модернизированная версия с улучшенным мотором и современными материалами.

    Существует еще множество других специализированных модификаций, которые получили менее широкое распространение.

    Заключение

    Данный грузовик по праву считается легендарным, поскольку его конструкция и технические характеристики позволяют его использовать спустя много лет после выпуска. Обилие модификаций, умеренный расход топлива и неприхотливость в обслуживании позволяет подобрать вариант для решения конкретных задач.

    Читайте еще:

    131 — характеристики, модификации, фото, видео, обзор

    Легендарный грузовик с армейской кастрюлей – ЗИЛ-131. История автомобиля, воплотившего задание руководителей СССР, который продолжает служить в различных сферах и по сей день. Технические характеристики в таблицах и описание рабочих качеств позволяют понять, почему у автомобиля столь ценная репутация. Весь модельный ряд ЗИЛ.

    Содержание: [Показать]

    • История автомобиля
    • Внешний вид и салон
    • Технические характеристики
    • Engine
    • Электрическая система
    • Подвеска
    • Плюсы и минусы
    • Модификации
    • Мы суммируем
    • ZIL-131
    • Test Drive
    • Video Overview

    2

  • Test Drive
  • Видео.

    В 1959 году рабочим завода им. Лихачева была поставлена ​​задача усовершенствовать производство моделей «130» и модификации «131». Такой призыв к производительности был обусловлен двадцать первым съездом партии, точнее, принятым на нем планом развития народного хозяйства.

    Для достижения цели нужно было иметь приличные грузовики. Однако ЗИЛ-131 предназначался для особого хозяйства — для военных целей. Ранее в распоряжении Советской Армии имелся ЗИЛ-157, который к концу 50-х годов начал морально устаревать.

    Несмотря на то, что опытные образцы ЗИС-130 начали испытывать еще в середине 50-х годов, на конвейер машину планировалось поставить только в 1962 году. Такой длительный срок отчасти был обусловлен рядом непредвиденные ситуации, которые хоть и не сразу, но благополучно закончились.

    В дальнейшем на базе этой модели был разработан ЗИЛ-131. Опытные образцы военной модификации появились в 1966 году и почти сразу успешно прошли все испытания. И вот, в 1967 году завод имени Лихачева наконец приступил к выпуску 131-й модели.

    Производительность и эксплуатационные возможности машины были значительно улучшены в течение относительно длительного периода испытаний. Этому также способствовало постоянное совершенствование базовой ходовой части ЗИЛ-130. В результате были улучшены основные характеристики машины, увеличена проходимость и грузоподъемность за счет новой конструкции рамы и усовершенствованного двигателя, рабочее место водителя вместе с кабиной приобрело первые признаки эргономики.

    В 1960-х годах эти инновации для внедорожников были восприняты с энтузиазмом. На этом производство не остановилось, и в 1986 году ЗИЛ-131 получил новый двигатель, позволивший поднять планку возможностей и снизить потери ресурса при эксплуатации автомобиля.

    Внешний вид и кабина

    Как и большинство своих моделей, ЗИЛ сделал капотную модель «131». Кабина была точной копией «сотенщика», но в основном все образцы были окрашены в цвет хаки. Конструкция также осталась цельнометаллической. Оказавшись непрактичным, передняя часть была заменена, и снова на готовую, только теперь уже от ЗИЛ-165. Изогнутые крылья и продуманная форма решетки радиатора были заменены более простыми, но строгими элементами.

    В 60-х годах прошлого века эта конструкция была сродни революционной, не говоря уже о сравнении новой модели с моделью «157». На протяжении почти сорока лет облик военного грузовика менялся лишь в мелочах. Больше всего бросается в глаза новое лобовое стекло, которое сделали панорамным.

    Прятать двигатель под кабиной нецелесообразно, так как это отрицательно сказывалось на нескольких факторах: ухудшался доступ к моторному отсеку в полевых условиях, а при повреждении двигателя в ходе боевых действий повышенная опасность.

    Учитывая ориентацию на военные нужды, внешний вид был похож на другого собрата по классу – Урал-375. Страна была одна, а предприятия полностью подчинялись государству. Главным отличием было разное решение технических вопросов и инженерных сооружений.

    Кузов имел типовые характеристики, с двумя откидными и одной съемной лавками на борту. Боковые стороны не откидываются, кроме задней, но это не мешает удобной погрузке и разгрузке. Для натяжки тента можно установить специальные дуги. Конструкция машины позволяла устанавливать вместо грузового кузова другие модули, такие как полевая кухня, медицинский пункт, радиостанция, ракетные установки «Катюша», «С-125», а также гражданские — стрелку и люльку, пожарную грузовая машина.

    Внутри было удобно находиться за счет нескольких нововведений. Уже упомянутое лобовое стекло значительно улучшило обзор по сравнению с предыдущей версией «157». Улучшенная теплоизоляция позволяет управлять машиной в тепле даже в зимние морозы.

    Сиденье водителя было отделено от двухместного сиденья пассажира и регулировалось по высоте, вылету и углу наклона спинки. Приборная панель имеет минимальное количество датчиков, обеспечивающих водителя всей необходимой информацией:

    • Уровень бензина;
    • Вольтметр/амперметр;
    • Спидометр;
    • Давление масла;
    • Уровень температуры;
    • Тахометр.

    На рулевой колонке находится только один из органов управления – рулевой рычаг. Большие зеркала дают хороший обзор заднего вида, сводя к минимуму мертвую зону даже с прицепом.

    Технические характеристики

    Двигатель

    Поскольку в первую очередь машина предназначалась для покорения бездорожья, двигатель должен был быть достаточно мощным. Карбюратор ЗИЛ-5081 идеально подходил для этой цели, учитывая, что он был разработан именно для этой машины.

    Позже агрегат был доработан в виде пускового подогревателя, встроенного в систему охлаждения.

    Диск сцепления снабжен демпфирующими пружинами для смягчения перехода ступеней коробки передач. Основным отличием от ЗИЛ-157 был доступ только к двум задним мостам, передний мост включался автоматически специальным электропневматическим приводом.

    Электрическая система

    Важной особенностью было исследование герметизации и изоляции. В базовых версиях вся система экранирована и бесконтактна на транзисторах, что обеспечивает хорошую работу даже в самых сложных климатических условиях.

    Соответственно, экраны минимизировали наличие помех зажигания, а герметизация обеспечивала устойчивость контактов к неисправностям при преодолении брода. Устройства питались от аккумулятора 12 В и специального генератора.

    Подвеска

    Передняя подвеска зависимая, работающая на двух листовых рессорах со скользящими задними концами. Также используются амортизаторы. Что касается задней подвески, то она балансирная, на двух рессорах с шестью стержнями. Тормоза представлены системой на основе барабанных механизмов и пневматического, а также механического привода.

    Плюсы и минусы

    Автомобиль ЗИЛ-131, как и большинство советских автомобилей периода с 50-х по 70-е годы, имеет уникальное шасси, позволяющее создавать необходимые модификации без лишних сложностей. Технические характеристики позволяют всем системам работать в самых экстремальных условиях, демонстрируя свою надежность. Грузовик использовался и используется до сих пор не только в военных целях, но и для гражданских нужд. Внешний вид грузовика мало способствует нынешнему существованию, ведь его простота и доступность всего необходимого была подключена как в годы его создания, так и сейчас.

    Несмотря на явное преимущество ЗИЛ-131 над ЗИЛ-157, второй выпускался еще 20 лет после появления наследника.

    Отрицательное качество — постепенное старение модели. Появляются все более высокие требования и более сложные задачи. В связи с чем в 2002 году ЗИЛ-131 был снят с производства. Также работа на бензине делает эту машину крайне неэкономичной, а дизельные версии встретить практически нереально. Вопрос цены будет минусом для одних и плюсом для других. ЗИЛ-131 с небольшим пробегом и в хорошем состоянии можно купить в радиусе 160-270 тысяч российских рублей. Различные модификации с учетом стоимости модуля могут достигать цены в 600 тысяч рублей.

    Модификации

    • ЗИЛ-131 – базовая модификация;
    • ЗИЛ-131А — версия с неэкранированным электрооборудованием, которую он получил от ЗИЛ-130. От базовой версии отличался отсутствием специального боевого оборудования, средней скамьи в кузове и фароискателя. Производство автомобиля было завершено в 1971 году;
    • ЗИЛ-131Б — седельный тягач, построенный на базе ЗИЛ-131. Грузовик имел 2 запасных колеса, укороченную раму и седельно-сцепное устройство. Грузовик использовался для перевозки грузов вместе с полуприцепом массой 12 000 кг (10 000 кг по грунтовым дорогам). Он был произведен в 1968-1986;
    • ЗИЛ-131Д — экспериментальное шасси для самосвалов; не был запущен в серийное производство из-за множества дефектов;
    • ЗИЛ-131Д — модель с аналогичным названием и двигателем «Катерпиллар», созданная в 1992 году. Ее производство длилось 2 года;
    • ЗИЛ-131Н — модернизированная версия базовой модели. Основные отличия: новый двигатель «ЗИЛ-5081», увеличенный ресурс (250 тыс. км), тент из синтетического материала и улучшенная оптика. Производство ЗИЛ-131Н было завершено в 1987;
    • ЗИЛ-131ХА — аналог ЗИЛ-131Н с неэкранированным электрооборудованием;
    • ЗИЛ-131НВ — седельный тягач с улучшенной платформой;
    • ЗИЛ-131х2 — модификация с дизелем «Д-245.20» мощностью 105 л.с.;
    • ЗИЛ-131х3 – версия с дизельным агрегатом «ЗИЛ-0550» мощностью 132 л. с.;
    • ЗИЛ-131С и ЗИЛ-131АС – модификации в северном исполнении. Эти модели оснащались кабиной с автономным отопителем, РТИ, морозоустойчивостью, дополнительной теплоизоляцией, противотуманными фарами, аккумуляторной изоляцией и двойным остеклением. Машины эксплуатировались при температурах до -60 градусов по Цельсию;
    • ЗИЛ-131НС , ЗИЛ-131ГАС и ЗИЛ-131НВС — улучшенные версии в северном исполнении;
    • ЗИЛ-131Х – модель для пустыни и жаркой местности;
    • ЗИЛ-131-137Б – автопоезд;
    • ЗИЛ-131 КУНГ (унифицированный нулевой размер кузова) – утепленный корпус с топкой и станцией очистки воздуха (ФВУА-100Н-12) может использоваться для широкого круга военных нужд.
    • ЗИЛ-131-АТЗ-3 – бензовоз;
    • ЗИЛ-131-МЗ-131 – маслозалив;
    • ЗИЛ-131-АЦ-40 – пожарная машина.

    Специальная установка позволяла поддерживать автономное отопление, работающее за счет сжигания рабочего топлива.

    Подводим итоги

    С 1967 по 2002 год прошло 35 лет. За это время рассматриваемая модель многократно усовершенствовалась, что положительно сказалось на ее характеристиках. В результате модель «131», созданная на заводе имени Лихачева, получила высшую награду за изделие — Знак качества СССР.

    Несмотря на прекращение производства и замену на более новые прототипы, ЗИЛ-131 до сих пор встречается на дорогах постсоветских стран. Автомобили верой и правдой служат в различных сферах народного хозяйства, воплощая замысел, поставленный съездом КПСС еще в 1959 году.

    Советуем прочитать статью: ЗИЛ — история автогиганта -131 фото

    Тест-драйв

    Видеообзор