Если в АКПП мало масла: что будет с коробкой
Автоматическая коробка передач является сложным агрегатом, который представляет собой сочетание механики, электроники и гидравлики. При этом важно понимать, что масло в такой коробке (трансмиссионная жидкость ATF) является не просто смазочным материалом, но и рабочим телом.
Вполне очевидно, что с учетом данной особенности АКПП отличается высокой чувствительностью к уровню и состоянию масла. Другими словами, от количества и качества ATF в коробке автомат напрямую зависит работоспособность и срок службы агрегата.
Далее мы поговорим о том, с какими последствиями может столкнуться владелец, если в коробке автомат мало масла, а также какие симптомы указывают на снижение уровня ATF в автоматической коробке передач.
Читайте в этой статье
Мало масла в коробке автомат: признаки и возможные последствия
Итак, начнем с того, что подавляющее большинство тех или иных проблем АКПП связно с тем, что уровень ATF отклонился от нормы. Простыми словами, низкий уровень масла в АКПП способен быстро вывести коробку из строя или значительно ухудшить качество ее работы. Также отметим, что превышение уровня тоже крайне нежелательно, о чем было рассказано в нашей отдельной статье.
Вернемся к проблеме нехватки масла в автомате. Причин, по которым падает уровень, может быть несколько, начиная с неисправностей и потери герметичности (текут уплотнители, сальники или прокладки, имеются трещины или дефекты поддона АКПП, корпуса коробки) и заканчивая ошибками при замене/доливе масла в АКПП.
В норме уровень масла в АКПП должен быть не ниже и не выше расчетного, то есть какие-либо отклонения не допускаются как в большую, так и в меньшую строну. Если же происходит его снижение, это сказывается как на ресурсе коробки, так и на ее работе, что заметно при движении.
При этом во время спокойной езды по ровным дорогам или накатом в момент спуска нагрузки на трансмиссию меньше. Это значит, что даже в случае недостаточно уровня ATF в коробке риски серьезно повредить агрегат меньше. Однако ситуация меняется в том случае, если водитель нагружает двигатель и коробку.
В этом случае нехватка масла приводит к снижению давления и пробуксовкам фрикционов АКПП. Коробка автомат может начать переключаться рывками, передачи включаются с задержкой, происходит сброс с повышенных передач на пониженные, АКПП буксует и работает жестко.
Как правило, такая ситуация часто происходит в случае, если машина не имеет дополнительной защиты поддона АКПП. Обычно поддон рассоложен низко, то есть после наезда на препятствие есть риск пробить поддон АКПП или сместить его, нарушив герметичность. Помните, своевременное обнаружение проблемы позволяет значительно снизить расходы на последующий ремонт АКПП и минимизировать последствия.
Если же продолжить движение и проигнорировать признаки утечки масла, коробка будет работать до тех пор, пока все пакеты фрикционов не «сгорят» из-за нехватки масла в АКПП. Обратите внимание, именно пробуксовка автомата приводит к выходу из строя пактов фрикционных дисков. Получается, при первой пробуксовке лучше сразу останавливаться.
В подобной ситуации, когда возникают подозрения на снижение уровня АТФ в автомате, следует сразу же прекратить движение, осмотреть агрегат на предмет подтеков, проверить уровень масла в коробке автомат. Если заметно сильное снижение уровня или имеет место явная утечка масла, оптимально отказаться от попыток движения своим ходом или буксировки авто с АКПП без вывешивания ведущих колес. В этом случае следует воспользоваться эвакуатором.
Если же такой возможности нет, тогда нужно заранее убедиться, что производитель авто или АКПП не запрещает буксировку на небольшие расстояния на буксировочном тросе своим ходом (для некоторых моделей в мануале имеется прямой запрет).
- В общих четах, перед началом буксировки нужно перевести селектор АКПП в положение «N».
- Далее следует придерживаться правила буксировки «50 на 50» (расстояние не более 50 км со скоростью не выше 50 км/ч).
Игнорирование данных правил приводит к тому, что возможен выход из строя подшипников АКПП по причине перегрева (особенно с учетом снижения уровня АТФ и недостаточного количества смазки), а также дифференциала коробки автомат.
Еще добавим, что для заднеприводных автомобилей с АКПП риск получить серьезные повреждения АКПП по причине нехватки масла выше. Дело в том, что такие авто имеют большие по размеру автоматы, которые оснащены плоскими длинными поддонами.
Это значит, что на подъемах и во время ускорения масло смещается, оставляя отверстие фильтра для забора масла в насос открытым. В результате насос захватывает воздух, что и приводит к снижению давления масла в системе со всеми вытекающими последствиями для АКПП.
Советы и рекомендации
С учетом приведенной выше информации становится понятно, что если в коробке будет низкий уровень ATF, прихватывание насосом воздуха с маслом становится причиной образования воздушно-масляной смеси.
Такая жидкость отличается склонностью к потере свойств, падает давление, буксуют фрикционы, увеличиваются риски перегрева АКПП. Естественно, если эксплуатировать автомат с низким уровнем ATF, это неизбежно выведет АКПП из строя.
Определить вспенивание масла можно по пузырям воздуха на щупе коробки автомат. Если просто, масло вспенивается, равномерно пенящаяся жидкость распределяется по поверхности щупа. Пузырьки не одиночны.
При этом точно определить уровень, если масло АКПП пенится, сразу не получится. Дело в том, что такая жидкость увеличена в объеме. Чтобы точно понять, сколько масла в АКПП, необходимо прогреть коробку, после чего заглушить ДВС и выдержать паузу около 10-15 мин. Далее на незаведенном двигателе оценить уровень масла в автомате.
Если щуп полностью сухой, следует быть готовым к тому, что потребуется сразу доливать 1-2 литра масла (в зависимости от типа АКПП). Еще добавим, что в случаях, когда ATF по уровню выше нормы, также может начаться вспенивание трансмиссионного масла в АКПП. Как правило, к этому приводят нагрузки и высокие обороты.
Также важно понимать, что при повышении уровня вращающиеся элементы АКПП буквально «взбивают» жидкость, увеличивая ее объем. Результата — возможно замасливание агрегата после сброса излишков через сапун АКПП. На данную проблему укажут пятна жидкости ATF на корпусе коробки передач в области сапуна, потеки трансмиссионного масла и т.п.
Что в итоге
Прежде всего, при эксплуатации АКПП владелец должен учитывать, что для нормальной работы агрегата нужно своевременно и качественно проводить техобслуживание, обращать внимание на уровень масла в автомате, его состояние, цвет, запах и т.д.
Также при замене масла в АКПП своими руками нужно знать, сколько масла заливать в коробку автомат в зависимости от типа агрегата и самого способа замены (аппаратная, проливом, частичная, с разборкой или без разборки АКПП и т.д.). Главное, залить столько жидкости, чтобы на горячую (поле прогрева АКПП) уровень был между отметками «cold» и «hot» на щупе.
Игнорирование данного правила, то есть отклонение уровня ATF от нормы, приводит к тому, что АКПП начинает работать некорректно и со сбоями, ускоряется интенсивность износа коробки. Напоследок отметим, что часто проблемы могут возникнуть после неправильной заливки масла в АКПП. Чтобы избежать подобных неприятностей, нужно заливать ATF в автоматическую коробку с учетом соблюдения всех рекомендаций.
Читайте также
krutimotor.ru
Как проверить уровень масла в АКПП
Всем владельцам автомобилей с АКПП, необходимо следить не только за состоянием масла в коробке, но и за его уровнем.
Процедура проверки количества трансмиссионного масла существенно отличается от той же механики, и имеет свои особенности.
Рассмотрим, почему проверка уровня масла в АКПП, а точнее ATF жидкости, настолько важна и почему ее количество может изменяться. По каким симптомам можно понять, что уровень выше или ниже нормы, к каким последствиям это может привести, и как правильно произвести замеры.
Низкий уровень ATF
Недостаток жидкости в автоматической коробке может возникнуть после длительной ее эксплуатации, вследствие утечек и испарения ATF. Если утечка происходит достаточно быстро, например когда пробит поддон, автомобиль откажется ехать почти сразу. Куда опасней небольшой недостаток, он будет убивать коробку медленно и незаметно для владельца.
Симптомы
- Пробуксовка и включение пониженных передач при движение, особенно на подъем, когда насос начинает захватывать из поддона воздух вместо масла.
- Рывки при переключении передач.
- Вой коробки и изменение звука работы на разных оборотах.
Последствия
Низкий уровень масла нарушает температурный режим его работы – меньшее количество нагревается значительно быстрее, жидкость начинает «подгорать».
Насос будет захватывать вместе с маслом воздух, в результате получится воздушно-масляная эмульсия, которая является сжимаемой жидкостью. Гидротрансформатор в АКПП работает именно за счет давления жидкости, и изменение ее характеристик скажется на правильности работы этого узла, и всей коробки в целом.
Произойдет снижение ресурса ATF, ее придется менять намного быстрее.
Обязательно почитайте
Ухудшится смазка деталей коробки и теплоотвод, как результат – снижение ресурса самой АКПП.
Высокий уровень ATF
Основной причиной высокого уровня масла являются как раз неправильные замеры, после который автовладелец начинает самостоятельно доливать жидкость в коробку.
При замене на СТО работники также могут залить слишком много. Причина проста: сливается горячая жидкость, заливается холодная, а горячая ATF имеет куда больший объем. Значит холодная впоследствии расширится еще больше.
Симптомы
Определить, что уровень масла выше нормы, можно по следующим признакам.
- Коробка начинает тупить, пинаться, передачи могут не включаться.
- Подтеки ATF в районе сапуна, щупа, сальников. Не случайно она имеет красный цвет, что отличает ее от всех других технологических жидкостей.
- Пена на щупе. При чем не просто наличие пузырьков, а устойчивая вспененная жидкость.
Последствия
Диски фрикционов начинают пробуксовывать относительно друг друга, а это приводит к их сгоранию и повышенному износу.
Последствия перелива практически такие же как при недоливе. Жидкость начинает доставать до вращающихся частей коробки и вспениваться, образуя эмульсию. Только кроме сжимаемости и плохой теплопередачи, вы вдобавок получаете серьезное увеличение объема ATF, излишки которой будут выбрасываться через сапун системы вентиляции АКПП.
Как правильно проверить уровень масла
Коробка со щупом
Именно по причине огромной важности количества ATF в автомате, важно уметь правильно произвести ее замер.
Если в технической документации к автомобилю нет четких указаний по способу проверки, используйте общепринятые правила для всех автоматических коробок.
- Замер производится на прогретой до рабочей температуры трансмиссии. Важно прогреть именно коробку и жидкость в ней, а не двигатель. На холостом ходу этого сделать сложно, необходимо проехать минимум 10-15 километров.
- Измерения производятся при работающем двигателе. Только в этом случае жидкость циркулирует по всей системе, а не стоит без дела в картере.
- Рычаг селектора находится в положении P (паркинг). В этом положении открывается клапан радиатора и циркуляция жидкости осуществляется в полном объеме.
После того как вы прогрели автомобиль, его необходимо установить на ровную, горизонтальную поверхность, АКПП переключить в режим P. Достаньте щуп и протрите его насухо, вновь вставьте до упора и извлеките чтобы посмотреть уровень масла.
Марка автомобиля | Способ замера |
---|---|
Honda, Acura | Двигатель прогрет и заглушен |
Audi, BMW, Volkswagen, Peugeot, Renault, Citroen | Контрольная пробка |
Audi, Dodge, Hyundai, Jeep, Mazda, Mitsubishi, Volkswagen | Коробка на нейтрали |
*Способ замера напрямую зависит не от марки автомобиля, а от типа коробки установленной на нем. |
Вы можете скачать список производителей и автомобилей с автоматической трансмиссией и определить какая коробка стоит у вас.
Чаще всего на щупе можно увидеть надписи COLD (холодная) и HOT (горячая), на некоторых сразу указывается температура. Также на них имеются насечки или риски, с указанием допустимого диапазона уровня масла. Значений всегда несколько, а причина в том, что у жидкости ATF достаточно высокий уровень теплового расширения. Это значит, что объем масла в автоматической коробке сильно зависит от ее температуры.
Если при проверке уровня масла, температура окружающей среды будет отличаться от +20 (иногда температуру указывают на щупе), показания значения COLD могут быть неверными. Многие владельцы автоматических трансмиссий жалуются на то, что уровень жидкости не дотягивает даже до минимальной риски COLD на щупе. Такое вполне возможно если проверка производятся на холодную, при нулевой, или отрицательной температуре окружающей среды.
Если замеры показали, что жидкости недостаточно, долейте небольшое количество и вновь проверьте уровень масла в коробке.
Если показатели превышают допустимые – удалите излишки ATF через заливную горловину. Проще всего сделать это с помощью самодельного приспособления. На шприц необходимо одеть кусок трубки от капельницы и откачать излишки. После этого также произведите контрольную проверку.
Безщуповые АКПП
А как проверить уровень масла в АКПП, если щуп на ней отсутствует? Например, коробки DP0/AL4, на Peugeot, Renault, Citroen с двигателями до 2 литров. Каждая из них должна иметь контрольную пробку, находиться она может в любом месте: на поддоне, в корпусе, в стенке картера. В некоторых автомобилях она же является заливной (коробки ZF на BMW), масло заливается в них до того момента, пока не начнет вытекать обратно.
Коробки 722.6 на современных автомобилях марки Mercedes вообще не позволяют производить замеры – уровень регулируется перепускными клапанами в автоматическом режиме, а контрольное отверстие отсутствует совсем.
Для проверки уровня масла в коробках имеющих контрольную пробку, потребуется смотровая яма или подъемник. Двигатель также должен быть прогрет и заведен, если нет иных указаний производителя.
Излишки масла сами выльются через контрольное отверстие, долить его можно при помощи того же самого шприца. Несомненный плюс такого метода заключается в том, что полностью исключается вероятность превысить максимальный уровень жидкости в коробке.
Что доливать
После замеров возникает вопрос: чем выравнивать уровень масла в коробке автомат. Информацию о подходящей к вашей коробке жидкости производители часто указывают на щупе, или в документации к машине.
Видео-инструкции для разных машин
Volkswagen
Mercedes
SsangYong
BMW
Opel Vectra
znanieavto.ru
Низкий уровень масла в АКПП: симптомы, последствия
Обслуживание транспортного средства заключается в диагностировании и регулировании его систем. Данная процедура позволяет своевременно выявить неисправность, принять меры по ее устранению.
Диагностика автоматической системы трансмиссии
Ресурс АКПП во многом зависит от режима эксплуатации транспортного средства. Общее диагностирование данной системы позволяет оценить техническое состояние автомобиля.
Ряд проблем с функционированием коробки передач связаны с тем, что отмечается низкий уровень масла в АКПП.
В чем выражаются симптомы низкого уровня масла в АКПП? Выделяется несколько причин того, почему отмечается недостаточный уровень топлива в коробке:
- деформировался уплотнительный элемент;
- на коробке появилась трещина, из-за чего отмечается утечка трансмиссионки;
- имеется дефект поддона;
- были допущены ошибки при добавлении жидкости в КПП.
Низкий уровень масла отрицательно сказывается на управлении автомобилем. Насторожить водителя должно слабое реагирование на переключение передач.
Утечка масла может быть связана с тем, что деформировался поддон, например, если передвижение происходило по пересеченной местности, был совершен наезд на дорожное препятствие, бордюр.
Однако, недостаток топлива может быть вызван с тем, что при его замене было добавлено меньше положенной нормы жидкости в коробку. Для каждой отдельной версии авто нужно определенное количество масла (Peugeot 307 – 4 литра, Ford Focus 2 – 6 литров, для Kia Rio хватает 12 литров).
Для АКПП рекомендуется использовать масло соответствующее требованиям автопроизводителя. Оно должно иметь хорошие защитные свойства, благодаря чему надежно предохраняются элементы трансмиссии от износа.
Важно! Когда происходит смена трансмиссионной жидкости, необходимо обратить внимание на ее цвет. Топливо не должно иметь запах гари.
Последствия недостатка трансмиссионного топлива в АКПП
Что будет, если продолжать езду с низким уровнем масла в АКПП? В первую очередь, снижается эксплуатационный ресурс картера. Испытывая масляное голодание, КПП будет перегреваться, быстрее выйдет из строя.
Из-за недостаточного количества масла передачи включаются с задержкой. Если при этом продолжать передвижение, то в скором времени «сгорят» из-за нехватки масла в АКПП фрикционы.
Следующее проявление при низком уровне трансмиссионки – машина начнет буксовать. Если с данной неполадкой продолжать совершать передвижение, быстро износятся подшипники коробки. Признаки их поломки – появление скрежета при переключении передач, свист.
Перегрев коробки является одним из признаков того, что масло ниже положенной нормы. Стоимость ремонта АКПП из-за сложности исполнения является высокой. Именно поэтому водителю нужно придерживаться размеренного стиля езды, своевременно посещать СТО.
Таким образом, выделяется несколько признаков низкого уровня трансмиссионки:
- появление скрежета, шумов;
- АКПП не работает стабильно;
- перегревается.
Перелив, точно так же как и недолив приводит к преждевременному выходу из строя коробки. Водителю нужно осуществлять контроль уровня масла в АКПП. От этого зависит функционирование, управляемость и безопасность автомобиля.
Поверка уровня масла в АКПП
Обозначение меток на щупе
Ряд автомобилей оснащены специальным щупом, с помощью которого представляется возможным осуществить замер уровня трансмиссионной жидкости.
- Выполнять данную процедуру нужно на разогретом двигателе.
- Машина заводится на ровную поверхность, ставится в положение «P» рычаг.
- Далее обеспечивается доступ к коробке, вытаскивается щуп.
- В случае нехватки масла в АКПП, целесообразно добавить новую жидкость до нужного количества. При этом использовать топливо стоит то, что было залито ранее, той же марки.
Так выглядит ручка щупа
Узнать, где щуп находиться на транспортном средстве можно из руководства пользователя. Как правило, данный предмет выглядит как рукоятка, имеющая яркую окраску.
Нормальный уровень масла обеспечивает бесперебойную работу коробки. Игнорирование правил по замене трансмиссионной жидкости ведет к тому, что «автомат» начнет работать некорректно. Доливать масло следует небольшими порциями, пока оно не потечет через край.
Какими характеристиками должно обладать масло для АКПП?
Для автоматического типа трансмиссии рекомендуется использовать жидкость, которая обладает отличными фрикционными характеристиками. Топливо для АКПП должно обеспечивать эффективную передачу крутящего момента на колеса, отвод тепла от внутренних элементов коробки. В результате, отмечается плавность переключения скоростных режимов.
Для каждой отдельной версии авто предусмотрен свой срок замены трансмиссионного топлива. Как правило, первая необходимость в его смене назначается при 40000 км. К этому периоду становится мало масла в коробке.
Таким образом, правильная эксплуатация и своевременное обслуживание АКПП помогает избежать поломок с данной коробкой. Ухудшить качество работы трансмиссии может недостаточное количество имеющейся в ней жидкости. Эксплуатация транспортного средства, где имеется автоматическая коробка, с низким уровнем трансмиссионки, приводит к быстрой поломке данного устройства.
prokpp.ru
Низкий уровень масла в коробке передач
Абсолютное большинство проблем с АКПП связно с недостаточным уровнем масла в Автоматической Коробке Переключения Передач. Низкий уровень масла необязательно связан с его утечкой их АКПП, его недостаток может быть вызван и его недоливом при замене. Нормальный, штатный уровень масла обеспечивает бесперебойную работу АКПП в большинстве случаев. Низкий уровень масла сказывается не только на долговечности АКПП, но и на движении вашего автомобиля.
В том случае, если Вы размеренно двигаетесь на Вашем автомобиле по горизонтальному участку дороги, либо на спуске, то нагрузка на АКПП не столь существенна и даже при низком уровне масла в АКПП вы практически не рискуете окончательно вывести его из строя. Однако при интенсивном движении, связанном со стремительными ускорениями и высокими скоростями, а также, что более важно, при подъемах Вы можете ощутить пробуксовку фрикционных дисков АКПП. Пробуксовка дисков выражается в том, что автомобиль начинает буксовать, АКПП переключается на низшие передачи, что наиболее опасно, так как именно в это время АКПП может перестать работать. Наиболее ярко это проявляется на заднеприводных автомобилях, оснащённых длинными коробками-автоматами и соответствующими большими плоскими поддонами. В таких случаях при подъеме и ускорении остатки масла перемещаются назад оголяя отверстие фильтра, предназначенное для забора масла в насос. Насос начинает втягивать воздух, закачивая его в магистраль, что приводит к общему падению давления масла, потере связи с двигателем и снижением скорости автомобиля.
В том случае, Вы на автомобиле не оборудован дополнительной защитой совершили наезд на препятствие, пробили поддон и не заметив этого продолжили движение в том же режиме, то автомобиль будет двигаться до тех пор, пока оставшийся последний блок с фрикционными дисками не перестанет работать из-за дефицита масла. После этого последует полная пробуксовка автомата, которая обязательно приведет к сгоранию блоков фрикционных дисков. Уберечь АКПП и удешевить её последующий ремонт можно в том случае, если Вы при первой же пробуксовке остановитесь и проверите наличие масла в АКПП.
При обнаружении низкого уровня масла в АКПП Вам необходимо предпринять меры по доставке автомобиля на автосервис, специализирующийся на ремонте АКПП. Лучшим способом доставки автомобиля на сервис является автоэвакуатор. В случае, если производителем Вашего автомобиля не установлен прямой запрет на буксировку (к примеру производитель Jeep Grand Cherokee рекомендует транспортировать автомобиль только на эвакуаторе), то на небольшие расстояния можно доставить автомобиль своим ходом на буксировочной тросе. Необходимо только помнить несколько обязательных правил:
- Селектор АКПП необходимо установить в положение «N»;
- Автомоблили, оснащённые 3-х скоростной АКПП можно буксировать на скорости не выше 40 км/ч, и на расстояние не более 20-25 км.;
- Автомоблили, оснащённые 4-х скоростной АКПП можно буксировать на скорости не выше 50 км/ч, и на расстояние не более 45-50 км.
В противном случае Вы рискуете окончательно вывести из строя подшипники коробки и дифференциала вследствие их перегрева. При соблюдении указанных рекомендаций ремонт АКПП обойдется Вам в значительно меньшую сумму и будет сведен к промывке АКПП, очистке её от остатков масла, очистке клапанного механизма переключения скоростей. При замене масла в АКПП нужно точно знать необходимое количество масла, предусмотренное конкретно для этой марки/типа АКПП, так как при заливке в «сухую» АКПП необходимо некоторое время для того, чтобы масло распределилось по всей коробке.
www.translider.ru
Уровень масла в АКПП выше нормы: последствия перелива
Как известно, гидромеханические АКПП и вариаторы представляют собой агрегаты, в которых используется не просто трансмиссионное масло, а специальная жидкость. Такая жидкость для автоматических трансмиссий (ATF) отличается по свойствам от аналогов для большинства МКПП и роботизированных коробок.
Также важно понимать, что автоматы и вариаторы предельно чувствительны к уровню и качеству масла в трансмиссии. Не трудно догадаться, что снижение уровня означает масляное голодание, что может привести к сбоям в работе и серьезным поломкам коробки-автомат.
При этом многие автолюбители ошибочно полагают, что если низкий уровень ATF опасен для коробки, тогда лучше заливать как можно больше смазки в АКПП. Сразу отметим, это не так. Далее мы поговорим о том, к чему может привести высокий уровень масла в АКПП, последствия для агрегата, а также как понять, что уровень масла повышен и как привести его в норму.
Читайте в этой статье
Много масла в АКПП: почему так происходит и что делать
Итак, при очередной проверке можно неожиданно обнаружить, что в АКПП масло выше уровня. Как правило, такая ситуация часто случается после долива масла в АКПП или его замены тем или иным способом (частичная, полная, аппаратная). Реже виной могут быть те или иные неисправности.
Чаще всего при заменах после слива отработки не учитывается, что полностью слить все старое масло невозможно. Затем заливку производят в полном объеме, указанном в мануале. Результат- превышение уровня смазки в АКПП.
Также ошибкой является замер уровня масла «на холодную». Мерить нужно только после прогрева АКПП, ориентируясь по отметке HOT, а не COLD на масляном щупе АКПП.
При этом в одних случаях, когда уровень повышен, коробка может сразу начать работать некорректно (появляются рывки, пинки АКПП, ошибки и т.д.). Однако в других автомат может работать вполне нормально, не подавая каких-либо признаков и симптомов имеющейся проблемы.Так или иначе, важно понимать, что уровень масла должен быть нормальным. Не допускается его повышение или понижение, даже если трансмиссия работает нормально. Дело в том, что масло АКПП, кроме основных функций (смазка, защита, очистка и отвод тепла) также является рабочим элементом трансмиссии.
Прежде всего, передача крутящего момента в «бублике» АКПП происходит именно через жидкость, причем от этого масло сильно нагревается. Также в клапанной плите (гидроблоке) за счет подачи жидкости под давлением происходит передача усилия на исполнительные механизмы, благодаря чему осуществляется включение передач в автоматическом режиме.
Так вот, если уровень масла в АКПП выше нормы, нужно знать, что перелив масла в АКПП также опасен, как и недолив. Если большой уровень масла в АКПП, последствия могут быть крайне неприятными (доходит до необходимости выполнять капитальный ремонт коробки).
- Теперь давайте рассмотрим, чем же так вреден перелив. Прежде всего, так как ATF сильно разогревается, объем жидкости от нагрева также увеличивается. Если масла в автомате много, обычно происходит его вспенивание, а также могут начать течь прокладки и уплотнители АКПП и т.д.
Получается, превышение уровня АТФ в АКПП приведет к росту давления масла, что является толчком к нарушению герметичности и появлению протечек. Также масло может выдавить через щуп. Простыми словами, ранее сухая коробка начет течь.
Идем далее. Если течь это неприятно, но не критично, то другие последствия перелива масла в АКПП, причем скрытые, могут быть намного серьезнее. Прежде всего, масло пенится, давления вспененной жидкости недостаточно, ухудшается смазка, а также фрикционы начинают буксовать. Дополнительным признаком перелива и вспенивания являются пузырьки воздуха, заметные на щупе.Как правило, в этом случае появляются рывки АКПП при переключении передач, заметно увеличивается износ деталей коробки, масло хуже охлаждается и коробка может перегреваться. В этом случае нужно не медленно прекратить эксплуатацию и проверить уровень масла в автомате «на горячую». Если уровень повышен, необходимо его откорректировать.
Как слить лишнее масло из коробки-автомат
Существует несколько способов удаления лишнего масла из АКПП. Зачастую, быстрее и проще всего убрать излишки масла шприцом. Для этого на шприц надевается тонкая резиновая трубка (подходит от капельницы), после чего вставляется в отверстие для щупа и производится откачка.
Если же коробка не имеет щупа (такое часто встречается на так называемых необслуживаемых АКПП), тогда можно снять наружный масляный фильтр АКПП (при наличии), чтобы слить лишнюю смазку. Также можно отсоединить патрубки от радиатора охлаждения АКПП или выкрутить сливную пробку.
Все будет зависеть от того, в каких условиях находится авто, от его конструктивных особенностей, а также какие инструменты есть под рукой, имеется ли гараж с ямой или подъемник и т.д. При этом важно постоянно проверять уровень масла после слива, удаляя излишки из коробки небольшими порциями.
Также следует сливать масло в чистую емкость (особенно если нет запаса на долив). Дело в том, что обычно после слива приходится залить часть смазки обратно, чтобы выставить уровень правильно.
Полезные советы
При проверке уровень масла на щупе в норме должен быть меду отметками HOT и COLD. Допускается смещение в сторону HOT на 2-3 мм, однако не выше. При этом проверять масло нужно только на хорошо прогретой АКПП.
Чтобы жидкость в автомате полностью нагрелась до рабочей температуры, необходимо проехать на автомобиле, как минимум, 10 км. Затем автомобиль должен поработать на холостых около 5 минут, после чего следует пройтись селектором по основным режимам АКПП, задерживаясь в каждом около 2-3 сек.
Затем двигатель не глушат, оставляя селектор в положении Р. Теперь можно выйти из авто, извлечь масляный щуп АКПП, протереть его чистой ветошью (без ворса) и вставить обратно до упора на 2-3 сек. Теперь щуп можно повторно извлечь и проверить уровень ATF.
Что касается отметки COLD, данный показатель является сервисным и необходим для того, чтобы залить основное количество масла в агрегат в рамках ремонта или обслуживания АКПП. Далее масло еще немного доливают, затем коробку прогревают, после чего уровень дополнительно корректируется. Получается, ориентироваться по метке COLD и проверять уровень масла «на холодную» является ошибкой.
Бывает и так, что на щупе только одна отметка. Так вот, в этом случае следует ориентироваться именно на нее. Также важной рекомендацией (особенно для необслуживаемых коробок без щупа) является правило заливать ровно столько масла, сколько было ранее слито.
Помните, в автомате крутящий момент от ДВС на трансмиссию передается именно через ATF, также масло в коробке автомат отличается уникальными защитными и моющими свойствами, удерживает в себе грязь, продукты и отложения.
Подведем итоги
Как видно, очень важно при заливке и эксплуатации АКПП не допускать как снижения уровня масла в автоматической коробке передач, так и перелива. Чтобы избежать ошибок, прежде всего, следует отдельно изучить мануал, получить информацию о полном объеме масла в агрегате, а также определить, сколько масла лить в АКПП.
Нужно учитывать, что полностью слить отработку при замене не представляется возможным без разборки коробки, то есть от около 25-30% смазки остается. При доливах следует помнить, что точный уровень масла в АКПП определяется «на горячую». Если же было обнаружено, что много масла в АКПП, излишки следует немедленно удалить одним из описанных выше способов.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как проверить масло в АКПП. Из этой статьи вы узнаете, как часто и когда нужно проверять масло в коробке автомат, на что следует обращать внимание при проверке ATF в АКПП (уровень, цвет, запах, состояние).Напоследок отметим, что в случае замены оптимально фиксировать, сколько масла было слито, после чего в автомат заливается точно такое же количество. Параллельно, особенно при наличии щупа, во время долива или замены масла в АКПП следует постоянно контролировать уровень ATF в автомате, не допуская его превышения.
Читайте также
krutimotor.ru
Слишком низкий/высокий уровень масла в АКПП. В чем опасность?
«Довольно сложный механизм, требующий к себе особенного внимания и ухода» – именно так можно охарактеризовать автоматическую коробку передач, именуемую в сокращении АКПП. Конечно, все эти сложности с лихвой окупаются преимуществами и удобством автомобилей с «автоматом». На дорогах подобные автомобили далеко не редкость, да и представлены они в самых различных ценовых категориях.Дорогой и сложный ремонт, а также особая эксплуатация автомобиля с АКПП, о которых раньше ходили легенды, потихоньку уходят в небытие. Сегодня водители, предпочитающие АКПП знают, что для её правильной работы необходимо проводить своевременное техническое обслуживание и следить за температурой и уровнем масла в коробке.
В автоматических коробках передач применяется масло ATF. На плохую работу АКПП, как ни странно, скажется как заниженный, так и завышенной уровень ATF. И у многих автолюбителей возникает закономерный вопрос – какая же опасность заключается в несоответствии уровня масла в АКПП?
Если в коробке будет чрезмерно низкий уровень ATF, то это повлечет за собой опасность прихватывания насосным механизмом вместе с маслом воздуха. Из-за этого образуется воздушно-масляная «жижа», обладающая пониженной теплоемкостью и теплопроводностью. Следовательно, ATF теряет свои прежние характеристики, давление в системном блоке управления падает, теплоотвод становится хуже. Продолжительная эксплуатация автомобиля с ATF маслом в подобном состоянии неизбежно приведет к выходу АКПП из строя. К слову, не следует путать большие пузыри воздуха в жидкости ATF на щупе с вспененным маслом, представляющим собой равномерно пенящуюся жидкость с пузырьками воздуха. Так как при вспенивании объем ATF увеличивается, то для точной проверки уровня нужно дать маслу отстояться, заглушив двигатель. Затем, на незаведенном двигателе, проверить с помощью щупа уровень. Если щуп окажется совершенно сухой — смело можно доливать один или даже два литра ATF.
В случае, если уровень ATF будет превосходить допустимое значение, масло может начать вспениваться под действием обращающихся элементов АКПП. В отличии от случаев с заниженным уровнем, в данной ситуации процесс вспенивания начинается не сразу, а при движении автомобиля, особенно на высоких оборотах. Погруженные в масло, вследствие его повышенного уровня, обращающиеся части АКПП вспенивают его, повышая его объем и выбрасывая его через сапун АКПП. Об этом говорят характерные пятна жидкости ATF на коробке передач, которые видны, если заглянуть под автомобиль.
В заключении нужно сказать, что вышеуказанные проблемы могут возникнуть только при неправильной заливки масла в АКПП. Во избежание подобных неприятностей нужно производить точную заливку ATF в автоматическую коробку. Поэтому при любых сомнениях лучше обращаться в специализированный автосервис.
avtoved.guru
симптомы и последствия — Auto-Self.ru
Автоматическая коробка передач является сложным агрегатом, который представляет собой сочетание механики, электроники и гидравлики. При этом важно понимать, что масло в такой коробке (трансмиссионная жидкость ATF) является не просто смазочным материалом, но и рабочим телом.
Вполне очевидно, что с учетом данной особенности АКПП отличается высокой чувствительностью к уровню и состоянию масла. Другими словами, от количества и качества ATF в коробке автомат напрямую зависит работоспособность и срок службы агрегата.
Далее мы поговорим о том, с какими последствиями может столкнуться владелец, если в коробке автомат мало масла, а также какие симптомы указывают на снижение уровня ATF в автоматической коробке передач.
Мало масла в коробке автомат: признаки и возможные последствия
Итак, начнем с того, что подавляющее большинство тех или иных проблем АКПП связно с тем, что уровень ATF отклонился от нормы. Простыми словами, низкий уровень масла в АКПП способен быстро вывести коробку из строя или значительно ухудшить качество ее работы. Также отметим, что превышение уровня тоже крайне нежелательно, о чем было рассказано в нашей отдельной статье.
Вернемся к проблеме нехватки масла в автомате. Причин, по которым падает уровень, может быть несколько, начиная с неисправностей и потери герметичности (текут уплотнители, сальники или прокладки, имеются трещины или дефекты поддона АКПП, корпуса коробки) и заканчивая ошибками при замене/доливе масла в АКПП.
В норме уровень масла в АКПП должен быть не ниже и не выше расчетного, то есть какие-либо отклонения не допускаются как в большую, так и в меньшую строну. Если же происходит его снижение, это сказывается как на ресурсе коробки, так и на ее работе, что заметно при движении.
При этом во время спокойной езды по ровным дорогам или накатом в момент спуска нагрузки на трансмиссию меньше. Это значит, что даже в случае недостаточно уровня ATF в коробке риски серьезно повредить агрегат меньше. Однако ситуация меняется в том случае, если водитель нагружает двигатель и коробку.
В этом случае нехватка масла приводит к снижению давления и пробуксовкам фрикционов АКПП. Коробка автомат может начать переключаться рывками, передачи включаются с задержкой, происходит сброс с повышенных передач на пониженные, АКПП буксует и работает жестко.
Как правило, такая ситуация часто происходит в случае, если машина не имеет дополнительной защиты поддона АКПП. Обычно поддон рассоложен низко, то есть после наезда на препятствие есть риск пробить поддон АКПП или сместить его, нарушив герметичность. Помните, своевременное обнаружение проблемы позволяет значительно снизить расходы на последующий ремонт АКПП и минимизировать последствия.
Если же продолжить движение и проигнорировать признаки утечки масла, коробка будет работать до тех пор, пока все пакеты фрикционов не «сгорят» из-за нехватки масла в АКПП. Обратите внимание, именно пробуксовка автомата приводит к выходу из строя пактов фрикционных дисков. Получается, при первой пробуксовке лучше сразу останавливаться.
В подобной ситуации, когда возникают подозрения на снижение уровня АТФ в автомате, следует сразу же прекратить движение, осмотреть агрегат на предмет подтеков, проверить уровень масла в коробке автомат. Если заметно сильное снижение уровня или имеет место явная утечка масла, оптимально отказаться от попыток движения своим ходом или буксировки авто с АКПП без вывешивания ведущих колес. В этом случае следует воспользоваться эвакуатором.
Если же такой возможности нет, тогда нужно заранее убедиться, что производитель авто или АКПП не запрещает буксировку на небольшие расстояния на буксировочном тросе своим ходом (для некоторых моделей в мануале имеется прямой запрет).
- В общих четах, перед началом буксировки нужно перевести селектор АКПП в положение «N».
- Далее следует придерживаться правила буксировки «50 на 50» (расстояние не более 50 км со скоростью не выше 50 км/ч).
Игнорирование данных правил приводит к тому, что возможен выход из строя подшипников АКПП по причине перегрева (особенно с учетом снижения уровня АТФ и недостаточного количества смазки), а также дифференциала коробки автомат.
Еще добавим, что для заднеприводных автомобилей с АКПП риск получить серьезные повреждения АКПП по причине нехватки масла выше. Дело в том, что такие авто имеют большие по размеру автоматы, которые оснащены плоскими длинными поддонами.
Это значит, что на подъемах и во время ускорения масло смещается, оставляя отверстие фильтра для забора масла в насос открытым. В результате насос захватывает воздух, что и приводит к снижению давления масла в системе со всеми вытекающими последствиями для АКПП.
Советы и рекомендации
С учетом приведенной выше информации становится понятно, что если в коробке будет низкий уровень ATF, прихватывание насосом воздуха с маслом становится причиной образования воздушно-масляной смеси.
Такая жидкость отличается склонностью к потере свойств, падает давление, буксуют фрикционы, увеличиваются риски перегрева АКПП. Естественно, если эксплуатировать автомат с низким уровнем ATF, это неизбежно выведет АКПП из строя.
Определить вспенивание масла можно по пузырям воздуха на щупе коробки автомат. Если просто, масло вспенивается, равномерно пенящаяся жидкость распределяется по поверхности щупа. Пузырьки не одиночны.
При этом точно определить уровень, если масло АКПП пенится, сразу не получится. Дело в том, что такая жидкость увеличена в объеме. Чтобы точно понять, сколько масла в АКПП, необходимо прогреть коробку, после чего заглушить ДВС и выдержать паузу около 10-15 мин. Далее на незаведенном двигателе оценить уровень масла в автомате.
Если щуп полностью сухой, следует быть готовым к тому, что потребуется сразу доливать 1-2 литра масла (в зависимости от типа АКПП). Еще добавим, что в случаях, когда ATF по уровню выше нормы, также может начаться вспенивание трансмиссионного масла в АКПП. Как правило, к этому приводят нагрузки и высокие обороты.
Рекомендуем также прочитать статью о том, какие последствия для коробки автомат могут возникать, если уровень трансмиссионного масла в АКПП выше нормы. Из этой статьи вы узнаете, почему уровень жидкости в АКПП может быть высоким, а также какие признаки указывают на повышение уровня масла в автомате.
Также важно понимать, что при повышении уровня вращающиеся элементы АКПП буквально «взбивают» жидкость, увеличивая ее объем. Результата — возможно замасливание агрегата после сброса излишков через сапун АКПП. На данную проблему укажут пятна жидкости ATF на корпусе коробки передач в области сапуна, потеки трансмиссионного масла и т.п.
auto-self.ru