Чувствительность сабвуфера – Qts, Fs, Чувствительность… ( Хочу сабвуфер )

Содержание

Как выбрать сабвуфер и правильно его подключить — Ferra.ru

Когда эксперты проводили исследование по психоакустике, оказалось, что на частотах ниже 150 Гц человеческое ухо практически не ощущает разделения каналов. А это значит, что разделять их стоит для средних и высоких частот, а для низких можно использовать один усилитель и одну отдельную низкочастотную колонку — сабвуфер.

Такая схема получалась дешевле, проще и удобнее, особенно в стеснённых условиях. В схеме с одним сабвуфером получилось ещё раз уменьшить габариты колонок, например, для удобного размещения на столе. Габаритный сабвуфер же при этом можно было размещать в любом удобном месте, потому что восприятие басов практически не зависит от места размещения их источника.

На какие характеристики смотреть

Кроме субъективных ощущений от звука сабвуфера нужно обращать внимание на некоторые характеристики. Главные критерии:

Частотный диапазон.

Частотный диапазон большинства сабвуферов от 30 Гц до 150 Гц, редкие устройства способны воспроизводить 20 Гц, звуки ниже — это уже инфразвук, который большинство людей на слух не воспринимают. Иногда условно выделяют три субдиапазона — глубокий (от 20 до 40 Гц), средний (от 40 до 80) и высокий (от 80 до 150 Гц). Что интересно, для более дорогих моделей характерен более узкий диапазон до 80-90 Гц, потому что более высокие звуки уже способны воспроизводить хорошие «колонки-кричалки» (сателлиты). В некоторых бюджетных случаях верхней границей частотного диапазона могут быть 160-180 Гц и выше (и ничего хорошего в этом нет, потому что на этих частотах сабвуфер уже будет выбиваться на фоне звука стереосистемы в целом).

Рекомендуемая мощность усилителя.

Параметр указывается для пассивных сабвуферов. В активных вместо него используется просто мощность (RMS/DIN) или мощность НЧ усиления (RMS/sub RMS/low-out RMS).

Частота разделения (или частота среза).

Это частотный порог, выше которого кроссовер (устройство, которое распределяет частоты) начинает подавлять сигнал. Например, если частота среза равна 120 Гц, то сабвуфер будет воспроизводить звук ниже 120 Гц.

Чувствительность.

Чувствительность — эффективность превращения мощности в звук. Если чувствительность высокая, то даже не слишком мощный усилитель позволит получить большее звуковое давление (SPL) — т.е. громкость.

www.ferra.ru

Что такое чувствительность динамика ? » Теория автозвука » Бас Клуб

Из всех характеристик динамиков и акустических систем понятие «чувствительность», пожалуй, самое интересное и привлекательное (в этом оно соперничает с характеристикой мощности). Так и хочется, чтобы это понятие имело прямую зависимость к качеству динамика, т.е. чем больше этот параметр, тем лучше звучит динамик. Ведь, акустическая система — это устройство для воспроизведения музыки, а ее качество, зачастую определяется только субъективным образом, и чувствительность — от слова чувствовать, хорошо чувствующий, подсознательно, сливается со словом качество. Однако, мы знаем, что это так и не так. Прежде всего, это понятие — чисто техническое, отражающее КПД динамика. Согласно ГОСТ 16122-78 характеристическая чувствительность АС — отношение среднего звукового давления, развиваемого АС в заданном диапазоне частот (обычно 100… 8000 Гц) на рабочей оси, приведенное к расстоянию 1 м и подводимой электрической мощности 1 Вт. Конечно, если мы имеем динамик с более высокой чувствительностью, то подводя 1 Вт мы получим большее звуковое давление, чем от динамика с низкой чувствительностью, меньше нелинейных искажений и, наверно, более высокое качество звучания. Однако, стоит задуматься как получена эта чувствительность?

Мы имеем несколько способов легального (реального) и нелегального (маркетингового) способов повышения чувствительности.

Реальные способы борьбы за чувствительность

Акустические системы с большим количеством динамиков

При подключении нескольких динамиков (акустических систем) параллельно (последовательно) возрастает уровень громкости (растет и мощность). Применяется, для систем озвучивания и в связи с неодинаковостью характеристик широкополосных динамиков качество звучания остается низким. Часто способ используется в акустических системах, где применяется 2 или более низкочастотных динамиков на один высокочастотный. В этом случае основная проблема — особенности характеристики направленности такой системы.

Повышение чувствительности систем с одним динамиком

Динамик, акустическая система является электро-механо-акустическим преобразователем и, как следствие, есть возможность повышать КПД системы на каждом из этапов этого преобразования.

Коэффициент электро-механической связи (BL) динамика

Первый этап — электро-механическое преобразование. Для этого введен коэффициент «BL». Он зависит от «B»- индукции в зазоре и «L» — длинны проводников в этом зазоре (или то количество проводников, на которых действует магнитное поле). «B» можно увеличивать повышая объем и силу магнитов, уменьшая магнитный зазор как по высоте, так и по ширине. «L» — увеличивая диаметр катушки и кол-во витков по высоте в зазоре. Если увеличивать значение «BL», без изменения прочих характеристик динамика то будет расти чувствительность в области выше основного резонанса динамика, а низкочастотные возможности останутся без изменений.

Масса подвижной системы

При уменьшении массы подвижной системы мы можем создавать давление больше, чем с большей массой. Это улучшает в импульсные и переходных характеристики, но понижает прочность (мощность), жесткость (могут повышаться нелинейные искажения) и потребует применения новых материалов и технологий. Получение низких частот, особенно глубоких требует больших усилий.

Площадь излучения

Увеличение площади диффузора ведет к возрастанию уровня чувствительности, но возникают проблемы с воспроизведением высоких частот и прочностью конструкции.

Акустическая трансформация – рупор

Этот способ позволяет получить низкие частоты от небольшого и легкого динамика за счет согласования его с окружающей средой. Требует очень больших усилий в плане строительства корпусов. Самый грамотный, но и самый дорогостоящий способ.

Качественно спроектированные акустические системы с реально высокой чувствительностью используют четыре последние способа, а иногда и первый. Как показано, это требуют траты больших средств, повышения себестоимости системы и увеличения ее габаритов, однако, можно поступить проще.

Нелегальный способ

Напомним, что чувствительность измеряют на оси, на расстоянии 1 метр при подведении 1 Вт мощности. Как получить этот 1 Вт?  Для этого надо определиться с номинальным сопротивлением. Оно выбирается из ряда 2, 4, (6), 8, 16, 25 и 50 Ом. Так как динамик представляет собой комплексное сопротивление со сложной зависимостью модуля полного электрического сопротивления от частоты, определение этого сопротивления подчиняется закону. Например, это записано в ГОСТ 9010-84 «Измеренное минимальное значение модуля полного электрического сопротивления в диапазоне, лежащем выше частоты основного резонанса, не должно отличаться от номинального электрического сопротивления более чем на минус 20%». Таким образом, значение модуля полного электрического сопротивления 4-х омной системы не может быть меньше 3.2 Ома, а 8-ми омной — 6.4 Ома и т.д. Тогда, согласно закона Ома для измерения динамика с номинальным сопротивлением 4 Ома мы должны подвести к нему 2 Вольта (корень из 4), 8 Ом — 2.82В, а для 16 Ом — 4 В.

В западных описаниях и паспортах часто встречается графа «чувствительность», с характеристикой 1м/2.8В, в сочетании с «сопротивлением», например, 6 Ом. При измерении оказывается, что минимальное сопротивление такого изделия 3.4 Ома. Значит система оказывается реально 4 Омная, а мы подаем на нее 2 Вт (По закону Ома 2.8В2/4=2Вт) и получаем прирост чувствительности 3 дБ. Дополнительно к этому, частотная характеристика, особенно динамиков в отдельности имеет области провалов и подъемов, что позволяет зафиксировать чувствительность именно в области этого подъема. Не говоря уже о возможности простой приписки. В результате мы легко получаем прирост значения чувствительности 4-8 дБ.  Проведение измерения акустических систем западных производителей, в том числе и именитых, к сожалению, показал, что данная практика является обычной и применяется, за редким исключением, повсеместно.

Для чего это делается?

Все дело в низких частотах, т.к. уровень низких частот при указании частотного диапазона в паспорте, и при прослушивании отсчитывается именно от среднего уровня звукового давления — чувствительности и, следовательно, системы с реальной низкой чувствительностью имеют выигрыш в количестве и глубине низких частот. А получить при определенном размере динамиков и акустических систем глубокие низкие частоты и высокую чувствительность очень непросто. Ведь нельзя же в паспорте написать чувствительность 80дБ, ее же никто не купит! Значительно проще написать нормальный уровень чувствительности и при прослушивании предоставить клиенту могучий басс.

Данный текст написан не для того, чтобы обвинить кого-то в фальсификации, а для того чтобы предоставить потребителю более полную информацию.

www.bassclub.ru

Несколько слов о сабвуферах и том, почему они подойдут почти всем

Сабвуферы давно и плотно вошли в жизнь современных меломанов. Но существует великое множество предубеждений, в отношении тех или иных конструкций сабвуферов, их необходимого количества, частотного диапазона и вообще в полезности этого изобретения для человечества.

Знатоки, эксперты и просто “очень знающие люди” часто считают предпочтительнее использование или неиспользование тех или иных технологий, иные вообще принципиально не хотят использовать отдельную НЧ-акустику, ибо не кошерно не соответствует представлениям о т.н. тру АС. Также есть люди, которые убеждены, что сабвуферов должно быть 2 (или более по количеству каналов воспроизведения), для них даже выпускают соответствующие продукты.

В этом материале я постараюсь отделить «мух» от «котлет», мифы от реальности, домыслы от существующих физических явлений, чтобы помочь нашим читателям сделать наиболее подходящий выбор. Я постараюсь обстоятельно рассказать о том, почему сабвуферы подходят почти всем, а также коснусь вопросов акустического оформления и частотного диапазона.

Каналов много — сабвуфер один


Нередко мне приходится слышать о том, что системы оснащенные сабвуферами — это “устройства для дилетантов” и ”эти жуткие бубнелки”, так как сабвуфер, как правило, один, а каналов несколько, соответственно, разделение каналов на низких частотах не происходит, что, якобы, вредит верности воспроизведения. Такие люди в большинстве своем приобретают классическую двухполосную акустику с НЧ-секциями в каждой колонке.

Естественно, разделение каналов происходит в системах с конфигурацией 2.1, 5.1, 7.1 и пр. только на средних и высоких частотах. При этом, существует ли смысл в разделении каналов в НЧ-спектре, сторонники низкочастотной многоканальности либо не знают, либо умалчивают.

Первыми, для кого не имеют смысла НЧ в стерео, должны стать любители винила. Дело в том, что технология грамзаписи в принципе не предполагает многоканальный НЧ-звук, все виниловые басы пишутся в моно, и для винила вполне естественным было бы использование одного сабвуфера и двух сателлитов. Поэтому для меня остаётся не понятным, зачем в некоторых хайэнд системах, которые позиционируются как якобы идеально адаптированные для винила, используются 2 мощных сабвуфера вместо одного.

Кроме того, психоакустические исследования демонстрируют крайне низкую восприимчивость к локализации источников на низких частотах. При частотах ниже 300 Гц, чувствительность слуха к локализации источника существенно снижается. Подавляющее большинство людей не способны определить направление с частотой ниже 150 Гц. Следовательно, для большинства стерео в НЧ практически бесполезно.


Зависимости разности интенсивности звука от угла его прихода для разных частот

Безусловно, для удовлетворения тех немногих, кто способен различать направление звука в низкочастотном спектре, созданы системы с двумя и более сабвуферами (НЧ-секциями), но таких людей крайне мало.

Совершенно логичным будет звучать вопрос, а почему при фактической невосприимчивости слуха человека к локализации низкочастотного источника 2.0 системы не потеряли актуальности. Дело в том, что многие из них (чаще полочные) строятся по двухполосной схеме и имеют НЧ/СЧ-секции, которые воспроизводят как низкие, так и средние частоты (в диапазоне значительно выше и 150 Гц и 300 Гц). Кроме того, наличие второго НЧ-драйвера увеличивает звуковое давление на НЧ, что также может оказаться полезным.

Частотный диапазон


Для классических АС, чем шире частотный диапазон, тем лучше, но это правило не действует для сабвуферов, для них лучше применить более специфический термин «оптимальный частотный диапазон». В идеале такой диапазон должен начинаться от т.н. “глубоких” 20 — 30 Гц и заканчиваться пороговой частотой, выше которой мы можем локализовать источник, т.е. 150 Гц.

Такими характеристиками обладают не все сабвуферы, среди бюджетных образцов нередко встречаются сабы с диапазоном от 80-90 до 300 Гц и выше. Более широкий диапазон говорит о том, что устройство рассчитано на более приземленного пользователя, который не будет вслушиваться в детали и заморачиваться по нюансам стереопанорамирования в НЧ-спектре.

Для астрономически дорогой хайэнд техники иногда создают сабвуферы, способные воспроизводить частоты ниже 20 Гц, которые не слышны, но можно ощутить кожей и внутренними органами, в качестве вибраций волн давления (акустический резонанс). Такие частоты практически не используются в музыке, поэтому мне неизвестно, зачем это нужно.

Акустическое оформление


От акустического оформления сабвуфера зависит большинство его свойств, таких как громкость, габариты, АЧХ и ряд особенностей в звучании. Сегодня принято использовать такие конструкции как закрытый ящик, фазоинвертор, саб с пассивным излучателем и акустический лабиринт.

Фазоинвертор
Этот тип самый распространённый, при этом с ним часто возникают проблемы. Фазоинверторный тип полюбился производителям за сравнительно высокий КПД, что также нередко подкупает пользователей. Но технически грамотные меломаны часто пишут о том, что такие сабвуферы могут вносить существенные искажения.

Не секрет, что низкие частоты в сабвуфере усиливаются за счет акустического резонанса. Саб с ФИ как раз и представляет собой вариацию на тему классического резонатора Гельмгольца. Совершенно естественно, что у резонатора существует резонансная частота. В неправильно рассчитанных, как правило, бюджетных сабвуферах эта частота может представлять собой большую проблему, так как ноты на частоте резонанса звучат значительно громче прочих. Существует правило для хорошего саба с ФИ, гласящее, что:

“Частота резонанса ФИ должна быть не более чем на 33% ниже резонанса динамика в том же корпусе с закрытым ФИ”

Правильно рассчитанный сабвуфер с фазоинвертором

Также некоторые проблемы с такими сабвуферами возникают в связи с турбулентными процессами в трубе фазоинверов. В качественных сабах эти проблемы решают при помощи специальных ухищрений, таких как конические рассекатели от Polk и нарезки в трубе фазоинвертора, устраняющей турбулентные потоки у Monitor Audio.

Как и в прочих вариантах акустического оформления для ФИ-саба важно оптимальное демпфирование

Таким образом, наиболее приемлемыми сферами применения ФИ-сабов являются кино и цирк игры.

Подробнее о распространенных ошибках при создании ФИ-сабвуферов в одной крайне полезной статье.

Закрытый ящик
Один из самых простых и самых эффективных типов акустического оформления для сабвуфера. Лишен практически всех недостатков фазоинверторного типа, равно как и его достоинств. Обладает сравнительно низким КПД, ровной АЧХ, большими габаритами и массой. Не слишком сильно искажает звук. Этот тип один из наиболее распространенных среди компаний, специализирующихся на выпуске сабвуферов. Как правило, закрытые ящики пользуются популярностью у критичных и притязательных аудиофилов.

Лабиринт
Сравнительно редкий вид акустического оформления сабвуферов, основанный на принципе резонанса. КПД — выше, чем у закрытого ящика, и сравним с фазоинверторным типом. При этом искажений значительно меньше. В связи с тем, что конструкция такого корпуса сложна при проектировании и производстве, стоимость лабиринтных сабвуферов не бывает низкой.
Подробнее о лабиринтах можно узнать здесь и здесь.


Акустический лабиринт

Пассивный излучатель
Оригинальный тип акустического оформления, где установлен второй не подключенный излучатель, который работает в качестве пассивного резонатора. Такой тип оформления позволяет уменьшить габаритные размеры по сравнению с закрытым ящиком, работающим с теми же частотами. Также очевидным плюсом является отсутствие резонансных и других паразитных призвуков от фазоинвертора.


Схема работы пассивного излучателя

К недостаткам можно отнести достаточно большие потери, соответственно, более низкую чувствительность, а также то, что большая масса пассивного излучателя негативно сказывается на передаточной характеристике.

Итог


Я ничего не имею против классических 2.0 стерео АС, но применение сабвуфера, мне (как человеку с ушами не локализующими источники в НЧ-спектре) кажется значительно более рациональным. Искренне надеюсь, что материал окажется полезным, даст необходимые представления о некоторых критериях выбора сабвуфера. Если тема заинтересует читателей, можно будет продолжить тему сабов и особенности коммутации оных, мощность и чувствительность, особенности акустического оформления помещений, где планируется установка мощных НЧ-колонок.

Буду признателен за вашу активность в комментариях и участие в размещенном ниже опросе.

Джинса
В нашем каталоге , представлен широкий ассортимент сабвуферов с высокой верностью воспроизведения.

В материале использованы изображения из следующих источников:
baseacoustica.ru
samlib.ru/m/makeew_l_a/1808.shtml
www.youtube.com/channel/UCjKTr6I0jb5-yQcJRTDtsGg
www.ixbt.com
www.drive2.ru
forum.cxem.net

audiogeek.ru

habr.com

на пределе низких частот / Stereo.ru

Развитие электронной музыки повысило требование к скорости, атаке, глубине, мощности и тембральной точности этого частотного диапазона. И, как оказалось, проблема качественного баса за приемлемые деньги осталась нерешенной до сих пор. Даже с появлением сабвуферов их основная задача больше склонялась к театральному применению, то есть сотрясению воздуха и стен, нежели к музыкальному. Благо со временем начали появляться компании, специально ориентированные на производство сабвуферов, под влиянием которых они становились все доступнее и качественнее.

Качество звучания сабвуфера можно оценивать по нескольким параметрам. Наиболее важный, пожалуй, это скорость, четкость импульсной реакции, благодаря которой передается динамика и ритмический рисунок музыкальной композиции, а также наиболее впечатляющие спецэффекты в фильмах. Важна также равномерность частотного отклика для формирования наиболее полных, естественных тембров инструментов. Сфокусированность, плотность и динамика при удачном сочетании помогут правильно расставить акценты на музыкальной сцене, оживить звучание. И, конечно же, глубина баса окажется особенно полезной для самых тяжелых композиций и кинотеатральных эффектов. Качество конструкции мы определим по измерениям АЧХ и КНИ моделей. Функциональные преимущества могут заключаться в наличии пульта ДУ, дополнительных входов и выходов, эквалайзеров, особых систем настройки и т.п. Общая оценка зависит напрямую от стоимости аппарата и поможет выбрать модель с оптимальным сочетанием цена/качество.

Сабвуфер Acoustic Energy 108

Сабвуфер Acoustic Energy 108

Звук: 5

Конструкция: 4

Функции: 4

Цена: 5

Достоинства:

— Высокая скорость

— Тембральная аккуратность

— Широкий частотный диапазон

— Ровный частотный баланс

Недостатки:

— Иногда не хватает веса басу

Конструкция

Модель взята из бюджетной линейки «1-series» британской компании Acoustic Energy. Это одна из самых маленьких моделей в тесте и среди сабвуферов AE. Она выполнена в виде ровного, очень аккуратного куба со стороной 28 см, собранного из 18-мм плит MDF, тщательно укрепленного переборками и отделанного пленкой. Акустическое оформление — закрытый ящик (22 л).

Сабвуфер Acoustic Energy 108

Динамик диаметром 200 мм с диффузором из переработанной бумаги установлен на днище корпуса. Соответственно сам корпус приподнят над полом с помощью внушительного размера металлических шипов, на которые можно надеть резиновые ножки (идут в комплекте). Встроенный усилитель обеспечивает 150 Вт непрерывной мощности. Управление и коммуникация сабвуфером минимальна: линейный вход и регуляторы громкости, частоты фильтра кроссовера, фазы. Для удобства управления предусмотрен небольшой пульт всего с тремя кнопками: включение/выключение (stand-by), увеличение и уменьшение громкости.

Сабвуфер Acoustic Energy 108

Звук

Сабвуфер может похвастать ровной подачей всего басового диапазона частот. Запас в верхнем басу позволяет аккуратно согласовывать аппарат даже с совсем маленькими сателлитами. Тембры инструментов передаются вполне аккуратно. Немного не хватает весомости баса в насыщенных низкими частотами композициях. Хорошо сабвуфер справляется с электронным басом — четкая атака, отличная скорость. Довольно успешно модель работает с самыми низкими частотами, сохраняя их разборчивость.

Измерения

АЧХ/КНИ сабвуфера Acoustic Energy 108

Фильтр кроссовера меняет скорее форму АЧХ, чем частоту среза. Диапазон рабочих частот большой. Отклик достаточно равномерный. КНИ низок на среднем и верхнем басу. В нижнем басу рост КНИ плавный, достигающий границы 5% в районе 23 Гц. На малой громкости КНИ не доходит до 4%.

Сабвуфер Atlantic Technology 224 SB [приз симпатий]

Сабвуфер Atlantic Technology 224 SB

Звук: 5

Конструкция: 4

Функции: 4

Цена: 5

Достоинства:

— Высокая детальность

— Достоверные тембры

— Ровная динамика

— Широкий частотный диапазон

Недостатки:

— Незначительное смягчение атаки

Конструкция

Модель собрана в корпусе из плит MDF, который внешне выглядит очень прочным, основательным. При этом размер корпуса невелик, поскольку модель самая младшая в серии. Акустическое оформление — закрытое. Конструкторы целенаправленно выбрали его для получения наиболее аккуратной передачи низких частот. Диаметр динамика также довольно скромный — 10 дюймов (254 мм). Тем не менее он оснащен мощной магнитной системой, звуковой катушкой диаметром 2 дюйма и очень прочным длинноходным композитным диффузором. Мощность усилителя довольно обычна для подобного размера сабвуфера —180 Вт.

Сабвуфер Atlantic Technology 224 SB

Однако особенность сабвуферов Atlantic Technology в другом. В схеме аппарата используется фирменная разработка Clear Filter. Это корректирующая цепь, нивелирующая влияние акустического оформления на работу динамика и позволяющая избежать таких частых проблем, как вялость баса, тональная неопределенность, расплывчатость тембров. Управление сабвуфером вполне стандартно, разве что для удобства регулятор громкости и индикатор питания размещены на передней панели аппарата.

Звук

Модель удачно согласуется даже с небольшими сателлитами. Подача любого музыкального материала выразительна, с хорошей проработкой даже совсем незначительных акцентов. Уверенно и достоверно передаются тембры инструментов. Мощная атака чутьчуть смягчается. Очень высокая детальность делает бас информативным, интересным. Приятно отметить хорошую разборчивость даже на нижнем басу без излишнего акцентирования.

Измерения

АЧХ/КНИ сабвуфера Atlantic Technology 224 SB

Частотный отклик сабвуфера достаточно ровный, работа кроссовера хорошо видна и вполне корректна. Очевиден отличный запас в верхнем басу, особенно с отключенным кроссовером. КНИ уходит за границу 5% лишь на частотах ниже 30 Гц. На малой громкости модель играет более аккуратно.

Сабвуфер Focal-JMLab Chorus SW 800 V

Сабвуфер Focal-JMLab Chorus SW 800 V

Звук: 4

Конструкция: 4

Функции: 5

Цена: 3

Достоинства:

— Мощная атака

— Высокая скорость

— Естественные тембры

Недостатки

— Cниженная детальность

— Небольшая глубина баса

Конструкция

Эта модель дополняет линейку Chorus 800 V известного французского производителя Focal-JMLab. Сама компания позиционирует модель как доступный High End и изготавливает ее полностью во Франции. Собственно, даже по внешнему виду сабвуфера ощущается его солидность: лакированные поверхности, мощный подиум с удобно регулируемыми шипами, необычной формы защитная сетка. Корпус приподнят над подиумом, что позволяет эффективно работать фазоинвертору, размещенному в днище. Динамик диаметром 270 мм с диффузором из материала Polyglass установлен на фронтальной стороне аппарата. Усиление сигнала осуществляется 350-Вт BASH-усилителем (улучшенный, цифрового класса).

Сабвуфер Focal-JMLab Chorus SW 800 V

Из особенностей можно отметить наличие отдельного LFE-входа и уже отмирающие высокоуровневые входы и выходы. Также предусмотрены три дополнительных режима работы сабвуфера, которые можно включать и комбинировать с помощью кнопок на передней панельке: Night — ночной режим, Subsonic — для компенсации акустики комнаты, Boost — добавляет +3 дБ баса на 40 Гц.

Звук

Подача музыкального материала нейтральная. Модель хорошо интегрируется со сателлитами, гармонично дополняя музыкальный образ. Тембры инструментов звучат натурально, но детальность немного снижена. Атака быстрая и порой даже несколько излишне жестковата. Нижний бас слабо выражен и режим Subsonic мало помогает. Его разборчивость снижена.

Измерения

АЧХ/КНИ сабвуфера Focal-JMLab Chorus SW 800 V

Графики подтверждают ранний спад чувствительности в сторону нижнего баса. Регулировка частоты среза кроссовера влияет скорее на громкость, чем на форму АЧХ. Минимальный КНИ достигается на верхнем басу. Со среднего баса он начинает расти и на частотах 20— 30 Гц уже превышает 5%.

Сабвуфер KEF Q400b

Сабвуфер KEF Q400b

Звук: 4

Конструкция: 5

Функции: 4

Цена: 5

Достоинства:

— Динамичная подача

— Тональная определенность

— Хорошая плотность баса

Недостатки:

— Упрощение тембров

— Иногда не хватает скорости

Конструкция

В линейке сабвуферов компании KEF модель Q400b занимает одну из бюджетных позиций, дополняя серию Q. Курс компании на четкий прямоугольный дизайн с черной матовой передней стенкой отразился и на корпусе этой модели. Она представляет собой куб со стороной 33 см. Абсолютно никаких излишеств: 250-мм динамик на фронтальной панели и панель управления на тыльной. Акустическое оформление — закрытый корпус.

Сабвуфер KEF Q400b

За усиление сигнала отвечает экономичный цифровой усилитель класса D мощностью 200 Вт. Управление и коммуникация вполне стандартные, за исключением особого высокоуровневого разъема и переключателя эквалайзера. Для необычного разъема в комплект входит удобный переходник, в котором с помощью винтов надежно крепятся провода от оконечного усилителя. Эквалайзер позволяет приподнять чувствительность сабвуфера на частоте 40 Гц на +6 дБ или +12 дБ в зависимости от заглушенности комнаты и позиции самого аппарата. Разъемы линейного входа и LFE совмещены.

Звук

Модель играет довольно живо, динамично и тонально определенно. Впрочем, тембры инструментов заметно упрощаются, а звуковой образ несколько расплывается. Атака немного смягчена. Верхний бас частотно ограничен, поэтому с самыми маленькими сателлитами сабвуфер аккуратно согласовать не получится. Модель хорошо справляется с акустическими произведениями, однако иногда может не поспевать за быстрой современной электронной музыкой. В нашем случае большей плотности баса и лучшей равномерности отклика удалось добиться за счет эквалайзера в позиции +6 дБ.

Измерения

АЧХ/КНИ сабвуфера KEF Q400b

АЧХ модели выраженно «горбатая», с упором на средний бас. Эквалайзер может немного подровнять АЧХ. Кроссовер вместе с четкой регулировкой частоты среза, сильно влияет на громкость. Лучше, чтобы сателлиты работали до 100 Гц из-за раннего спада АЧХ. КНИ модели очень низок и не превышает 3 %.

Сабвуфер Q Acoustics Q2070Si [победитель теста]

Сабвуфер Q Acoustics Q2070Si

Звук: 5

Конструкция: 4

Функции: 5

Цена: 5

Достоинства:

— Ровный частотный баланс

— Тембральная аккуратность

— Высокая скорость

— Линейная динамика

Недостатки:

— Гулкость в нижнем басу

Конструкция

Самый необычный сабвуфер в тесте в узком (195 мм) и длинном (560 мм) корпусе. Дизайн с округлыми продольными ребрами повторяет общий дизайн линейки 2000i. В качестве излучателей используются два 170-мм динамика, расположенных на передней панели и нагруженных на фазоинвертор. Его порт вынесен на заднюю стенку корпуса. Мощность встроенного усилителя класса D составляет 150 Вт. Обработка сигнала производится DSP (сигнальным процессором), и поэтому модель обладает расширенным функционалом.

Сабвуфер Q Acoustics Q2070Si

Входной сигнал принимается на линейный или высокоуровневый вход и транслируется по цепочке на следующий сабвуфер через линейный моновыход. Кроме регуляторов громкости и кроссовера, а также переключателя фазы, имеется плавная регулировка фазы от 0 до 180°. Встроенная частотная корректировка управляется двумя переключателями: Music/AV — для подстройки под контент и Sealed/ Vented — для более аккуратного согласования с сателлитами, оформленными в закрытом или фазоинверторном исполнении. Отдельный переключатель устанавливает уровень чувствительности входного сигнала для автоматического включения сабвуфера.

Звук

Сабвуфер отлично спелся с компактными сателлитами, органично дополняя музыкальный образ и не выделяясь при этом. Отдача на широком частотном диапазоне очень ровная, благодаря чему аккуратно прорабатываются тембры всех инструментов. Близкая к линейной динамика помогает модели правильно расставлять акценты и адекватно управлять весомостью баса в общей музыкальной картине. Бас очень быстр, энергичен и легко успевает даже за сложными партиями. Сабвуфер смело берется и за самый глубокий бас, но, несмотря на его хороший уровень, в этом диапазоне частот порой появляется гулкость.

Измерения

АЧХ/КНИ сабвуфера Q Acoustics Q2070Si

DSP помог добиться довольно ровной АЧХ и четкого управления частотой среза. Начиная от 40 Гц КНИ держится ниже уровня 0,5%. На частотах ниже 40 Гц искажения начинают плавно расти, так и не добираясь до уровня 5%. Приятно отметить, что уровень КНИ практически не зависит от громкости.

Сабвуфер REL T5

Сабвуфер REL T5

Звук: 5

Конструкция: 4

Функции: 4

Цена: 5

Достоинства:

— Тембральная точность

— Упругий бас

— Хорошая глубина баса

Недостатки:

— Неровности характеристики на самых низких частотах

Конструкция

Модель REL T5 взята из младшей линейки и является младшей моделью в ней, если не считать простотаки ультимативно компактную REL T-Zero. И тем не менее американская компания REL, специализирующаяся именно на сабвуферах, обещает глубину баса ниже 30 Гц даже для самых компактных своих моделей. Модель T5 действительно весьма невелика, полностью умещается в куб со стороной менее 30 см. Корпус сабвуфера покрыт девятью слоями качественного лака, отполированного вручную. Ножки фрезеруются из цельного бруска алюминия. Фирменный 200-мм длинноходный динамик со стальной корзиной размещен на днище закрытого корпуса. Усилитель мощностью 125 Вт работает в классе A/B.

Сабвуфер REL T5

Модель оснащена тремя входами: LFE, линейным моновходом и высокоуровневым входом. Два регулятора громкости отвечают отдельно за LFE-вход и линейный/высокоуровневый входы (совместно не используются). Особенность сабвуфера в параллельном использовании LFE и высокоуровневого входа. Благодаря сравнению сигнала с обоих входов специальная цепь Natural RollOff формирует максимально подходящий результирующий сигнал (особенно полезен для конфигураций 5.1).

Звук

Сабвуфер REL T5

Сабвуфер формирует упругий, чистый бас, хорошо передающий тембры инструментов. Частотный баланс ровный. Динамика спокойная — сабвуфер не старается вылезать на передний план. Разборчивость баса при этом очень хорошая. Самый нижний регистр присутствует, однако его разборчивость чуть снижается, и появляются небольшие неровности в чувствительности. К особенностям характера звучания можно добавить небольшое дополнительное акцентирование самых громких звуков.

Измерения

АЧХ/КНИ сабвуфера REL T5

Интересно, что регулировка кроссовера никак не влияет на частоту среза (около 80 Гц). КНИ модели сравнительно высок, впрочем, его рост очень медленный. За границу 5% (25 Гц) выходит лишь график, измеренный на высокой громкости. На малой громкости модель играет чище всего.

Сабвуфер Tannoy TS2.12

Сабвуфер Tannoy TS2.12

Звук: 5

Конструкция: 3

Функции: 4

Цена: 4

Достоинства:

— Натуральные тембры

— Плотный бас

Недостатки:

— Неровности в нижнем басу

Конструкция

Сабвуфер Tannoy TS2.12 — один из самых крупных сабвуферов в тесте, кроме того, имеющий два 12-дюймовых динамика на борту. А точнее, один динамик и один пассивный радиатор, расположенные на противоположных боковых сторонах корпуса для снижения вибраций. Их раскачивает 500-Вт цифровой усилитель (класс D). Для такой мощности нужен прочный корпус, поэтому он собран из толстых 25-мм плит MDF. Звуковой сигнал полностью обрабатывается сигнальным процессором, исключая аналоговые фильтры на его пути. Высокая точность обработки позволила очень хорошо контролировать поведение сабвуфера, аккуратно отрабатывать плавную регулировку частоты среза фильтра кроссовера и фазу сигнала.

Сабвуфер Tannoy TS2.12

Управление сабвуфером классическое: плавная регулировка громкости, частоты среза фильтра кроссовера и фазы. Предусмотрен переключатель для выбора режима автоматического включения. Вход у аппарата только линейный. Есть также сквозной линейный выход для подключения второго сабвуфера по цепочке.

Звук

Сабвуфер занимает в звуковой картине сдержанную, но вполне весомую позицию. Тембры инструментов близки к натуральным благодаря довольно ровному частотному отклику. На нижний бас сделан акцент, вероятно, для более эффектной подачи спецэффектов в фильмах, однако разборчивость его невысока. Сабвуфер хорошо согласуется с сателлитами и по своему характеру звучания довольно музыкален.

Измерения

АЧХ/КНИ сабвуфера Tannoy TS2.12

Довольно странная АЧХ для сабвуфера с DSP. Верхний бас ослаблен. Кроссовер меняет частотный отклик странным образом. Лучший частотный баланс наблюдается на минимальной частоте среза. КНИ сравнительно высок. Еще на 30 Гц КНИ ниже 4%, однако пару герц ниже он взмывает за 5%.

Сабвуфер Wharfedale UPC-10 [приз симпатий]

Сабвуфер Wharfedale UPC-10

Звук: 5

Конструкция: 5

Функции: 5

Цена: 5

Достоинства:

— Напористый бас

— Естественные тембры

— Высокая информативность

— Динамичность

Недостатки:

— Нижний бас менее разборчив

Конструкция

Компания Wharfedale продолжает удивлять, предлагая очень качественную продукцию по скромным ценам. UPC-10 — флагманская модель среди всех сабвуферов компании. Она выполнена в корпусе с немного закругленными боковыми стенками и качественно отделанном натуральным шпоном. Боковые стенки продлеваются за днище, образуя вместительную нишу, прикрытую металлической решеткой спереди. В нише нет порта фазоинвертора, как следовало бы ожидать, там расположены панель управления и коммуникации. Задняя же стенка занята вторым динамиком, первый размещается на передней стенке. Оба длинноходных 250-мм динамика работают синхронно в закрытом объеме, нейтрализуя вибрацию корпуса.

Сабвуфер Wharfedale UPC-10

Мощность встроенного усилителя впечатляет — 500 Вт. На нижней панели размещены линейный, высокоуровневый и LFE входы и линейный выход с фильтром. Управление сабвуфером полностью цифровое с удобным отображением параметров на большом экране. Для выбора параметра и смены его значения достаточно одного поворотного регулятора с функцией кнопки, расположенного также на нижней панели. Но это скорее запасной вариант. Более удобный способ управления — пульт ДУ с удобной навигацией и быстрым доступом к наиболее важным параметрам: регулировка громкости, ночной и кинотеатральный режим, сохранение и вызов пресетов (4 слота), приглушение и выключение индикации. Через меню дополнительно можно настроить частоту среза фильтра кроссовера с шагом 20 Гц и фазу с шагом 45°.

Звук

Сабвуфер показал динамичную, напористую подачу музыкального материала. Очень четко отрабатываются партии ударных инструментов и одновременно натурально передаются тембры басовой секции. Бас звучит разборчиво, информативно и ровно. Глубокий бас чуть смягчен и менее разборчив. Модель очень хорошо согласуется с сателлитами — результирующая музыкальная картина целостна и пропорциональна.

Измерения

АЧХ/КНИ сабвуфера Wharfedale UPC-10

Частотный баланс сдвинут к верхнему басу. При этом неравномерность АЧХ мала. Диапазон регулировки кроссовера не совсем равномерный. Диапазон воспроизводимых частот очень широк. Очень низкий КНИ практически на всем измеряемом интервале частот. От 30 Гц он явно ниже 1%.

Результаты теста

На звание победителя теста, как можно заметить по оценкам в первую очередь за качество звука, претендует добрая половина тестируемых моделей сабвуферов, немногим уступая друг другу по иным параметрам.

Участники теста подтверждают серьезный прогресс в производстве сабвуферов. И пусть не все модели из этой ценовой категории оснащены мощными усилителями, способными озвучить большие комнаты, качество и глубина баса у большинства участников весьма приличные. Многие из них также хорошо согласуются с компактными сателлитами благодаря широкому частотному диапазону. Впрочем, вряд ли это стоит считать существенным достоинством или недостатком, поскольку многие современные полочные АС очень неплохо воспроизводят верхний бас и без помощи сабвуфера.

Куда важнее динамические характеристики баса, чтобы звучание низких частот не походило на вялое буханье, чем часто грешили ранние даже солидные модели, да и сейчас грешат наиболее дешевые представители семейства сабвуферов. К счастью, данная проблема практически не задела участников нашего теста, хотя некоторая разница в динамике, скорости и атаке у наших участников, безусловно, существует. По этому параметру в тесте лидируют модели Wharfedale, Atlantic Technology, Acoustic Energy, REL и Q Acoustics. Эти же модели наиболее достоверно передают тембры инструментов, а на пятки им наступает Tannoy. Однако выстроить четкую музыкальную картину удалось именно Atlantic Technology и Q Acoustics. Чуть отстали от них модели Acoustic Energy и REL. Эти сабвуферы способны аккуратно передавать довольно тонкие музыкальные ходы и красоту тембров басовой секции.

Результаты измерений, как это ни странно, оказались в целом хуже результатов прослушивания. Большинство моделей до сих пор не научилось аккуратно управлять частотой среза фильтра кроссовера, а график АЧХ все так же традиционно напоминает горку с центром на среднем басу. Измерения КНИ тоже показали весьма и весьма скромные результаты, которые уступают характеристикам некоторых напольных АС в этом же ценовом диапазоне. Основная проблема с повышенными искажениями на частотах ниже 30 Гц, то есть в самом нижнем басу. Лучше всего с этими проблемами справился сабвуфер KEF. С заметным отставанием идут модели Q Acoustics и REL. Но особое внимание заслуживает сабвуфер Wharfedale, показавший неплохие результаты измерений АЧХ и наименьший, стабильный уровень искажений в тесте.

Бюджетность моделей вполне оправдывает довольно ограниченный функционал большинства участников. Однако и тут есть явный лидер, предлагающий не только ПДУ, но и даже сохранение пресетов, и информативный дисплей. Это сабвуфер Wharfedale. Серьезное улучшение работы сабвуфера интегрировано в модель Atlantic Technology — это технология Clear Filter. Ее работа реально ощутима по качеству результирующего звука. Интересна технология улучшения согласования REL, которая может оказаться весьма кстати для домашних кинотеатров. Простые корректировочные НЧ-фильтры присутствуют в моделях KEF, Focal-JMLab, Wharfedale и Q Acoustics.

В результате на звание победителя теста, как видно, претендует добрая половина тестируемых, немного уступая друг другу по разным параметрам. Делая упор на качество звучания, можно бы дать главный приз сабвуферу Atlantic Technology, однако по совокупности параметров и их гармоничному сочетанию первое место занимает модель Q Acoustics Q2070Si. Сабвуфер Atlantic Technology 224 SB получает приз симпатий лишь потому, что победителем может быть только одна модель. Это очень достойный аппарат для тех, кому нужна максимальная музыкальность. Получивший все пятерки сабвуфер Wharfedale UPC-10 оказывается на третьем месте, немного уступив лидерам в детальности звучания. А за очень оправданную цену он получает второй приз симпатий. Также хотелось бы обратить внимание на совсем немного уступающих лидерам малышей Acoustic Energy 108 и REL T5. В ряде случаев размер аппарата может оказаться решающим в выборе сабвуфера, и тогда эти две модели будут даже более предпочтительными.

stereo.ru

СПЛ — Выжимаем максимум (Часть вторая) » Теория автозвука » Бас Клуб

ПИТАНИЕ
Говоря о выходной мощности усилителей, используемых в составе SPL-ной системы, мы не случайно затронули вопрос о потребляемой мощности. Это очень важный момент в построении специализированной аудиосистемы, и надо понимать, что без мощного источника питания усилитель не сможет отдать в нагрузку расчетную мощность. Как до некоторой степени снизить требования к источнику питания, мы уже выяснили, теперь осталось решить, какое из устройств автомобиля и аудиосистемы — генератор, аккумулятор или конденсатор — сможет „прокормить“ прожорливого монстра.
Начнем, пожалуй, с генератора, поскольку бытует мнение, будто именно он является источником питания усилителей. Для примера вспомним характеристики стандартного „восьмерочного“: максимальная мощность — 800 Вт при 5000 об/мин. Обратите внимание, что максимум достигается только при очень высоких оборотах двигателя, намного больших, чем допускают правила соревнований по неограниченному звуковому давлению. Напомним, что по правилам угловая скорость двигателя во время измерения не должна превышать 2000 об/мин.

А что же получится, если рассмотренный нами генератор начнет работать при таких оборотах? Вырабатываемая им мощность опустится до мизерного уровня. Пользы от нее ровным счетом никакой, так что миф о генераторе как об источнике питания будем считать рассеянным.
Обратимся теперь ко второму участнику нашей троицы — аккумулятору, и для начала вспомним, в чем состоит основная задача этого устройства. Как известно, аккумулятор предназначен прежде всего для обеспечения стартера током, достаточным для пуска двигателя. Сила этого тока, как правило, составляет около сотни ампер, и даже самый слабенький аккумулятор (емкостью 55 Ач), находящийся в хорошем состоянии, с успехом справляется со своим делом.
Ознакомившись с этими данными, можно предположить, что энергоемкий штатный аккумулятор автомобиля вполне может стать источником питания SPL-ной системы. Только, к сожалению, предположение не оправдывается, — многочисленные опыты показывают, что сразу же после запуска серьезной аудиосистемы напряжение на таком аккумуляторе падает до критических 8–9 В, руша все надежды на высокие результаты. Получается, что штатного аккумулятора явно недостаточно для намеченных целей и его надо заменить, тем более правилами соревнований это не возбраняется. В связи с возможностью замены возникает вопрос: на что заменять? Наверняка многие предложат как альтернативу аккумуляторы иностранного производства с повышенной емкостью (например, 100 Ач).
И будут не правы, потому что и они не смогутудовлетворить нужды мощной аудиосистемы, ибо не рассчитаны на подобные экстремальные условия эксплуатации. Наилучшим решением в данном случае будет замена штатного аккумулятора на специальный „акустический“. Такие аккумуляторы производятся многими известными фирмами („Scosche“, „Stinger“, „RF“, „Lightning Audio“), а их характеристики поистине внушают уважение. Например, батарея „Stinger SP800“, младшая в линейке, способна в течение пяти секунд отдавать ток порядка 1000 А, а в совсем короткий промежуток времени (1 с) и того больше — 2400 А.
При этом ее стоимость вовсе не заоблачная, как думают многие, она вполне соизмерима со стоимостью набора из обычной батареи и пары конденсаторов. О необходимости последних мы поговорим чуть позже, а пока отметим: тем, кто всерьез решил добиться победы на соревнованиях по неограниченному звуковому давлению, необходимо внимательно присмотреться к специализированным аккумуляторам, поскольку лучшего источника питания для SPL-ной системы не найти.
Теперь поговорим о конденсаторах. Издавна бытует мнение, что конденсаторы крайне необходимы в системах, ориентированных на звуковое давление. До некоторого времени даже профессиональные участники соревнований зачастую „подпирали“ каждый усилитель системы конденсатором, а порой и не одним.
Как впоследствии убедились многие, пользы от конденсаторов, установленных в цепи питания, ровным счетом никакой, потому что при токах свыше сотни ампер они разряжаются за доли секунды, даже в минимальной степени не влияя на результат. В итоге, на ветер выбрасываются значительные средства, которым можно было бы найти куда лучшее применение, например, приобрести хороший „акустический“ аккумулятор, способный давать огромный ток в течение достаточно продолжительного времени. Продумывая энергетический плацдарм для работы мощной аудиосистемы, не стоит забывать и о второстепенных деталях установки, таких, как кабели — силовые и для подключения акустических систем. Во время работы системы по ним пойдут токи очень большой величины, и если калибр не будет соответствовать мощности, на них упадет заметная часть напряжений (питания и выходного), усилители окажутся на голодном пайке, а в такой ситуации нечего и мечтать о хороших результатах. Иначе говоря, на кабелях не стоит экономить, желательно подбирать модели с заметным запасом сечения. Кроме того, надо раз и навсегда забыть порочную практику заземления минусового провода на кузов автомобиля. Оба провода — плюсовый и минусовый — обязательно надо вести непосредственно от аккумулятора.

САБВУФЕРЫ КАЖДОМУ СВОЕ
Прежде чем приступить к сути, позволим себе краткое, но весьма важное отступление. Это будет экскурс в отрасль car audio, именуемую сабвуферостроением. Как известно, любой продукт начинается с проекта. Своего рода отправной точкой сабвуферного проекта является акустическое оформление. В каком из его подвидов предстоит работать проектируемому сабвуферу, разработчики решают в первую очередь, и делают это не случайно: разные типы корпусов требуют от динамиков строго определенных электромеханических характеристик. Принятое решение влияет на выбор динамика и материалов для изготовления басового громкоговорителя. По окончании проектирования и изготовления появляется готовый сабвуфер, предназначенный для работы в акустическом оформлении закрытого, фазоинверторного или полосового типа.

РАЗНЫЕ КОРПУСА —РАЗНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Если бы все ныне существующие типы акустического оформления обладали абсолютно одинаковой эффективностью, то, скорее всего, соревнования по неограниченному звуковому давлению давно бы себя исчерпали, потому что был бы утерян их смысл — торжество инженерной мысли над толщиной кошелька. Но, к счастью, это не так, и многие малобюджетные любительские установки, в создание которых вложено множество неординарных решений, наглядный тому пример. В частности, можно отметить уникальную работу команды „Русский звук&Автомастер“, поразившую даже видавших виды SPL-щиков.
При помощи двух маломощных 13-сантиметровых динамиков отечественного производства, упакованных в весьма нетривиальную разновидность фазоинверторного корпуса, им удалось достичь небывалого результата — уровня звукового давления немногим менее 152 дБ. Итак, правильный выбор акустического оформления — важнейший момент в концепции любой SPL-ной аудиосистемы. Разные типы корпусов обладают различной эффективностью, и для понимания причин этого более детально рассмотрим три из них — закрытый, фазоинверторный и полосовой.

Закрытый корпус

Этот тип корпуса пользуется заслуженной популярностью у многих слушателей. Простой в расчете и изготовлении (единственная переменная — объем корпуса), он позволяет получить отличное звучание. Недостаток у него лишь один, но более чем существенный — наименьшая эффективность среди рассматриваемых корпусов.
Причина этого кроется в особенностях его конструкции. Динамик, установленный в подобный корпус, излучает только одной —фронтальной — стороной диффузора, а волны, производимые тыльной стороной мембраны, безвозвратно теряются внутри корпуса, превращаясь в тепло. Вот и получается, что динамик работает в полную силу, а толку от этого мало. Часть мощности усилителя, которая могла бы превратиться в звуковые волны, растрачивается впустую, и как следствие — значения звукового давления с таким типом корпуса получаются наименьшие.

Фазоинверторный корпус

Фазоинверторный корпус более лоялен по отношению к волнам, излучаемым тыльной стороной диффузора, — в его конструкции предусмотрен специальный тоннель круглого или прямоугольного сечения, который открывает им путь наружу. Выбравшись из заточения, эти волны объединяются с излучением фронтальной поверхности диффузора, в результате чего звуковое давление, развиваемое сабвуфером в корпусе с фазоинвертором, существенно выше, чем у аналогичного громкоговорителя в закрытом корпусе. К сожалению, на практике все обстоит не так просто, и заметное увеличение звукового давления наблюдается только в относительно узкой полосе частот, где дееспособен наш новоиспеченный помощник — тоннель.
Почему так происходит, понять нетрудно, достаточно внимательно присмотреться к конструкции тоннеля и, что называется, вывести его на чистую воду. По сути, тоннель представляет собой простейший акустический резонатор. Он имеет строго определенные геометрические размеры, которые предопределяют его резонансную частоту и ту область, где происходит усиление звуковых колебаний. За границами этой области тоннель начинает „филонить“, а в чем-то даже мешает работе динамика. Впрочем, в рабочей полосе частот он трудится на славу: амплитуда колебаний диффузора мизерная, но при этом эффективность работы очень высокая, прирост звукового давления может составлять до 8 дБ.

Корпус полосового типа

Традиционный корпус полосового типа (одинарный, 4-го порядка) — довольно сложная конструкция, объединяющая черты как закрытого, так и фазоинверторного корпусов. Он состоит из двух камер, разделенных перегородкой, в которую вмонтирован динамик. Первая камера — закрытая, вторая — снабжена тоннелем. Ввиду замысловатости конструкции полосовые корпуса весьма сложны в расчете и настройке, но труды стоят того: этот тип акустического оформления — абсолютный рекордсмен по эффективности. Она напрямую увязана с полосой пропускания, регулируемой с помощью трех переменных: объемов двух камер и частоты настройки тоннеля.
Варьируя этими переменными, можно удивительным образом менять амплитудно-частотную характеристику сабвуфера, которая по форме слегка напоминает контур колокола и абсолютно симметрична. Можно получить вариант, обеспечивающий равномерную и максимально протяженную АЧХ, но с минимальным акустическим усилением, а можно и в очень узкой полосе частот заставить полосовой корпус работать с максимальной отдачей. Последняя достигает очень приличных значений — свыше 10–15 дБ.

ИНЫЕ АСПЕКТЫ ВЫБОРА
Все вышесказанное совершенно справедливо, однако, как мы знаем, SPL-ная аудиосистема сама по себе достаточно специфична, поэтому и сабвуферы к ней подбираются соответствующие. Чтобы понять, какие дополнительные аспекты следует иметь в виду при выборе сабвуфера, вспомним, чем в первом приближении определяется звуковое давление, развиваемое динамиком.
Конечно же, все начинается с характеристической чувствительности. Она у разных моделей сабвуферов различается довольно заметно, разброс значений может достигать 6–8 дБ. При выборе сабвуфера для соревнований по неограниченному звуковому давлению следует отдавать предпочтение динамикам с более высокой чувствительностью, это повысит ваши шансы перед соперниками.
Следующие по важности аспекты выбора — типоразмер динамика и рабочий ход диффузора. Вкупе эти показатели вносят максимальный вклад в конечный результат — звуковое давление. Кстати, не стоит пренебрегать возможностью установки нескольких динамиков: добавление еще одного сабвуфера к уже имеющемуся обещает дать прирост уровня звукового давления до 6 дБ. Последний момент, который необходимо учитывать, выбирая сабвуфер, — во время замера на него с усилителей пойдет сигнал огромной мощности и он должен это с честью выдержать.

АКУСТИЧЕСКИЕ ХИТРОСТИ
О существовании таковых знают немногие, между тем они способны серьезно поднять звуковое давление без каких-либо перемен в аудиосистеме. Поясним сущность этих акустических явлений на примере обычного сабвуфера в закрытом корпусе.
Предположим, что изначально ящик с сабвуфером подвешен в центре огромной комнаты и на расстоянии 1 м развивает звуковое давление, скажем, в 90 дБ. Просто опустив корпус на пол, мы получим прибавку уровня давления на 3 дБ, поместив его вплотную к одной из стен комнаты — на 6 дБ, поставив в угол — на 9 дБ. Механизм этого явления довольно прост: чем больше отражающих поверхностей находится рядом с источником звуковых волн, тем выше концентрация излучения и, соответственно, звуковое давление. В любом автомобиле есть немало углов и стенок, поэтому прежде чем просто поставить сабвуфер на заднее сиденье и направить в сторону лобового стекла, хорошенько подумайте, готовы ли вы вот так легко расстаться с желанными децибелами или нет.

НА ЧТО НАСТРОИТЬСЯ
Вопрос выбора той самой заветной частоты, на которой аудиосистема будет развивать максимум звукового давления, всегда решается по-разному. В категории „Street“ следует отталкиваться от акустических свойств салона автомобиля, — желательно иметь четкое представление о том, на каких частотах возникают пики звукового давления, вызванные теми или иными резонансами салона. Последние надо обязательно использовать, настраивая сабвуфер и всю систему именно на один из таких пиков. В категории „Super Street“ за основу можно взять другой метод выбора рабочей частоты системы.
Суть его в следующем. После того как выбрано предполагаемое место размещения корпуса фазоинверторного типа (допустим, оно вполне традиционное, а именно, чуть позади дверных стоек), определяется расстояние от диффузора сабвуфера до точки установки микрофона вблизи лобового стекла. Предположим, что оно составляет один метр. Затем вычисляется частота F звукового колебания по известной формуле F=с/l, где l — длина волны (1 м), а с — скорость звука (340 м/с). В нашем примере частота составит 340 Гц. Разумеется, работать на ней нельзя — это не допускается правилами.
Вот здесь-то и кроется весь фокус этого метода, — для настройки системы предлагается использовать вчетверо меньшую частоту, т.е. около 85 Гц. Главное, соблюсти одно очень важное условие — пробег до микрофона волны, излучаемой тыльной стороной диффузора через тоннель, должен быть ровно втрое большим, чем расстояние от фронтальной поверхности диффузора до микрофона. Только в этом случае звуковые колебания, излучаемые диффузором и тоннелем, придут к позиции микрофона в одинаковой фазе, что и даст им возможность дополнить друг друга и максимально увеличить звуковое давление.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конечно же, некоторые нюансы остались за кадром, но, как нам кажется, вышесказанного уже более чем достаточно для того, чтобы создать автомобиль соревновательного уровня с неплохими шансами на победу. Для получения дополнительной информации о прочих особенностях построения подобных автомобилей рекомендуем воспользоваться Интернетом. Там немало сайтов, посвященных соревнованиям по неограниченному звуковому давлению и уникальным SPL-ным установкам. Из них можно почерпнуть много полезной, а иногда и попросту бесценной информации.

По материалам журнала Car&Music

www.bassclub.ru

Настройка сабвуфера: как настроить сабвуфер правильно

Автомобильный сабвуфер является важным элементом в составе комплексных акустических систем. При этом важно не только правильно подобрать и подключить саб, но и выполнить его настройку. 

На практике, только после настойки сабвуфер начинает  выдавать желаемое звучание.  Далее мы рассмотрим, как выполняются настройки сабвуфера, на какие параметры нужно обращать внимание, а также как настроить усилитель под сабвуфер.

Читайте в этой статье

Настройки сабвуфера в автомобиле

Прежде всего, важно понимать, что саб является элементом для воспроизведения низких частот. Если просто, сабвуфер воспроизводит бас. Фактически, низкочастотный динамик имеет диффузор, который колеблется, создавая сжатия и разряжения воздуха.

В случае, когда колебания происходят с частотой от 16-20 раз в сек. (16-20 герц) до 14-18 тыс. раз в сек. (14-18 килогерц), человек воспринимает это как звук.  При этом бас представляет собой нижний диапазон таких звуковых колебаний  (от 20 до 150 Гц.).

Такую частоту колебаний  имеют диффузоры сабвуферов, а также мидбасовых динамиков. Условно, колебания до 50 Гц  это низкий бас, 50-100  средний бас, 100-150  верхний бас. Так вот, правильная настройка сабвуфера в машине позволяет значительно расширить динамический диапазон.

Фактически, тонкая настройка саба начинается  еще на этапе  проектирования короба, куда ставится НЧ динамик. Также отдельно учитываются характеристики сабвуферного динамика, стиль и тип музыки, которая чаще всего будет прослушиваться,  особенности  усилителя на саб и т.д. Так или иначе, если саб проектируется с нуля или уже идет готовым решением в корпусе, правильный подход позволяет получить хорошее звучание.

Частота сабвуфера

Перейдем к настройкам.  После того, как сабвуфер правильно подключен к усилителю, прежде всего, начать следует с настройки LPF фильтра (low pass filter).  Чтобы это сделать, нужно на усилителе на саб или на ГУ включить фильтр LPF. Если просто, этот фильтр  позволяет подать на НЧ динамик только низкие частоты, срезав  при этом средние и высокие.

В качестве примера, часто выставляется частота среза  для сабвуферов  от 50 до 63 Гц. Фильтр нужно выставить на указанную частоту, после чего производится дополнительная корректировка.

Лучше всего настраивать LPF на головном устройстве. Если такой возможности нет, тогда срез регулируется на самом усилителе. При этом одновременно задействовать фильтр на усилителе и ГУ не рекомендуется.

Еще добавим, что LPF не отрезает звук резко. На практике, если саб настроен на 60 Гц, на 61 Гц звук также будет, но частоты будут ослаблены, появляется плавный спад. При этом плавность спада зависит от порядка фильтра. Выбрать порядок позволяют некоторые ГУ.

Например, Фильтр 4  порядка дает более  плавный спад, тогда как фильтр 1 означает, что спад  более резкий.  Данный фильтр позволяет хорошо состыковать сабвуфер и мидбасовые динамики.

Сабсоник: настройка

Не вдаваясь в подробности, сабсоник является фильтром  высоких частот, который работает в низкочастотной области. Если просто, сабсоник отрезает инфранизкие частоты, при этом пропускает более высокие.  Обратите внимание, сабсоник присутствует не на всех усилителях. Если система собирается самостоятельно, желательно сразу подбирать такой усилитель на саб,  где есть указанный фильтр.

На практике, сабсоник нужен для того, чтобы сабвуферный динамик не пытался воспроизвести частоты, выпадающие из слышимого диапазона (20 Гц и более низкие). Работая на таких частотах, заметно увеличивается ход диффузора, катушка может выйти из зазора и повредиться.

В свою очередь, сабсоник  срезает ультранизкие частоты, что не позволяет динамику превышать допустимый ход. В результате увеличивается срок службы динамика, а также улучшается качество воспроизведения слышимого басового диапазона, саб начинает играть чище и громче.

Настройка сабсоника выполняется путем  среза на 5 Гц ниже частоты настройки порта фазоинвертора. В качестве примера, если частота настройки 35 Гц, сабсоник настраивается на 30 Гц. Для подстройки необходимо задействовать данную опцию и прокрутить регулятор для получения нужных значений.

Настройка Gain или Level

Настройка уровня входной чувствительности сабвуфера и его регулировка осуществляется  на усилителе. Как правило, это обычный регулятор с цифрами (часто, от 0.3 до 5 В). Обратите внимание, многие полагают, что это уровень громкости на усилителе.

На самом деле, это не так. Регулятор Level или Gain позволяет согласовать уровень магнитолы или ГУ с усилителем. Настройка может производиться разными способами, при этом общая суть сводится к следующему:

  • на сабвуфер от магнитолы подается аудиосигнал с настроенной частотой;
  • при этом на усилителе сначала уровень входной чувствительности ставится на минимум;
  • далее на ГУ увеличивается громкость до того момента, пока появляются искажения;
  • затем ручку громкости нужно вернуть назад до того момента, пока искажения пропадут;
  • после начинают вращать регулятор «GAIN» до момента появления искажений;
  • затем регулятор возвращается назад, чтобы звук стал чистым.

Добавим, что для точной настройки сабвуфера в машине оптимально использовать осциллограф. Данное решение позволяет настроить уровни гибко, исключая даже малозаметные искажения.

Акустическая фаза сабвуфера и выставление задержки

Начнем с фазировки. В ряде случаев  можно заметить, что саб играет отдельно от фронтальной акустики, звук сабвуфера явно прослушивается из багажника. Такая настройка является неправильной.

Если просто, фаза сабвуфера позволяет «сдвинуть» звучание сабвуфера вперед. В результате саб звучит цельно и однородно вместе с фронтальными динамиками.

Так вот, на усилителях зачастую имеется регулятор  фазы (фазовращатель). При выборе усилителя  желательно приобретать именно такой, где есть подобная функция. Также фазу можно изменять на ГУ, где также часто есть данная опция.  Если регулятора фазы нет на усилителе и магнитоле, тогда можно поменять местами провода «+» и «-» на самом динамике.

Разобравшись с фазой,  далее следует перейти к настройке задержек. Обратите внимание, задержки можно выставлять только на процессорных магнитолах  или же в том случае, если имеется внешний процессор.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как подключить сабвуфер в машине. Из этой статьи вы узнаете о том, какой сабвуфер выбрать, а также по какой схеме подключать саб в автомобиле и на что обращать внимание при подключении сабвуфера своими руками.

Данная настройка нужна в том случае, если  импульсные характеристики недостаточны и бас «запаздывает». На практике, это проявляется таким образом, что фронт уже отыграл ноту,  при этом сабвуфер отыгрывает несколько позже, то есть с задержкой. Именно по этой причине нужна корректировка задержки, чтобы позволить фронтальной акустике и сабвуферу  отыгрывать синхронно.

Подстройка мидбаса  и сабвуфера

Как показывает практика, настройка саба должна быть выполнена так, чтобы низкочастотник хорошо сочетался с фронтальной акустикой, не возникало провалов по частотам и т.д. Другими словами, мало настроить сабвуфер, так как мидбасовые динамики также потребуют подстройки.

В качестве примера, если настройки сабвуфера предполагают верхний срез на 63 Гц, при этом мидбасы срезаны на 100 Гц снизу, в этом случае может возникать провал. Другая частота срезов приводит к тому, что определенные частоты «выпирают», тогда как другие прослушиваются хуже.

Для правильной настройки потребуется  сделать плавным участок АЧХ, слегка изменяя  частоты срезов LPF и HPF. Делается это как на слух, так и при помощи RTA-анализатора. Главное, добиться плотного и объемного звучания, чтобы не было «выпадения» по частотам.

Что в итоге

Как видно, настройка сабвуфера в машине является важным и ответственным этапом. При этом нужно понимать, что даже если все компоненты подобраны правильно (усилитель, саб, провода и т.д.), без соответствующей настройки сабвуфер может звучать слишком тихо или громко.

Также сам может не отыгрывать весь частотный диапазон, воспроизводить  бас с искажениями, плохо сочетаться с фронтальной акустикой и т.п. Чтобы получить качественное звучание, выше мы рассмотрели, как настроить сабвуфер, обращая внимание на срезы по частотам, фазу, настройки фильтров и т.д.

Читайте также

  • Подключение магнитолы своими руками

    Как самому подключить магнитолу в машине: размеры магнитол, переходные рамки. Особенности подключения магнитолы, если разъем не подходит. Рекомендации.

krutimotor.ru

Правильная настройка сабвуфера в машине

07.10.2016 3 комментария

Сабвуфер — важная часть акустической системы автомобиля. Именно он позволяет не только слушать музыку, но и ощущать её глубину и объём всем телом. Именно правильная настройка сабвуфера в машине способна значительно увеличить удовольствие от прослушивания музыки.

Содержание статьи:

Существует мнение, что сабвуфер в автомобиле нужен только для молодёжи, слушающей утробный афроамериканский рэп, выворачивающий внутренности. На самом деле это не так. Сабвуфер всего лишь позволяет расширить динамический диапазон воспроизведения. Ведь низкие частоты есть практически в любом музыкальном материале, даже в классической музыке.

Но небольшие дверные колонки не позволяют слушать низкий бас. Зато с этим прекрасно справляется сабвуфер. Естественно, если сабвуфер правильно сделан и произведена правильная настройка сабвуфера в машине.

Какой должна быть правильная настройка сабвуфера в машине?

Настройкой сабвуфера нужно заниматься ещё на этапе проектировки короба для динамика. Во время этого учитывается множество различных параметров: музыка, которую чаще всего будет слушать владелец, усилитель, который будет работать с динамиком и автомобиль, в котором будет стоять сабвуферный корпус.

При проектировании короба важную роль играют и параметры динамика, которые определяют, в каком акустическом оформлении он сможет работать. Например, если динамик способен хорошо играть в фазоинверторном корпусе, его порт можно настраивать как выше, так и ниже, в зависимости от предпочитаемой музыки.

Конечно, если вам достался сабвуфер в заводском корпусе, возможности его настройки ограничены. Но при грамотном подходе добиться приемлемого звучания вполне реально. С чего начать настройку сабвуфера?

Настройка LPF (low pass filter) фильтра

Естественно, динамик должен быть правильно подключён к усилителю. Для начала на сабвуферном усилителе или на головном устройстве надо включить фильтр, который обычно обозначается, как LPF (low pass filter). То есть, этот фильтр позволяет попадать на динамик низким частотам и отрезает при этом высокие. Например, популярная частота среза для сабвуферов — от 50 до 63 Гц.

Первый этап настройки — установить фильтр примерно на такую частоту. Потом это значение нужно будет немного подкорректировать. Причём, если есть возможность использовать LPF на головном устройстве, следует включить его именно там. В противном случае можно регулировать срез «крутилкой» на усилителе. Включать фильтр на ГУ и усилителе одновременно не нужно.

Настройка “сабсоника”

После необходимо задействовать фильтр, который называют “сабсоник”. По-сути, это фильтр высоких частот, работающий в суббасовой области. Проще говоря, он отрезает от сигнала инфранизкие частоты и пропускает все, что выше. Сабсоник есть не на всех усилителях. Но если ваш динамик работает в акустическом оформлении ФИ или ЧВ, то и усилитель надо выбрать такой, в котором есть такой фильтр.

Зачем он нужен “сабсоник”? Дело в том, что сабвуферный динамик будет пытаться воспроизвести и частоты, лежащие за пределами слышимого диапазона, например 20-25 Гц и ниже. На таких частотах ход диффузора увеличивается, что может привести к выходу катушки из зазора и её повреждению. Сабсоник отрезает всю «инфру» и не позволяет динамику превысить ход. К тому же, качество воспроизведения нужного басового диапазона только улучшается, а громкость увеличивается.

Настраивать “сабсоник” следует примерно на 5 Гц ниже частоты настройки порта фазоинвертора. Например, если частота его настройки 35 Гц, то настраивать сабсоник надо на 30 Гц. Чтобы сделать это, нужно включить переключатель и вращать “крутилку” до требуемых цифр.

Что нужно знать о фильтрах

Ещё одна вещь, которую надо помнить о фильтрах — ни один из них не отрезает сигнал резко, как ножом. То есть, не бывает такого, чтобы LPF был настроен на 63 Гц, а на 64 Гц звука уже не было. Все частоты, что выше, будут ослабляться, с плавным спадом. И плавность этого спада будет зависеть от так называемого порядка фильтра.

Фильтр 4-го порядка даст более пологий спад, а фильтр 1-го — более крутой. Некоторые головные устройства позволяют выбирать порядок фильтра. Это имеет значение для настройки «стыка» области работы сабвуфера и мидбасов.

Регулировка уровня входной чувствительности сабвуфера «GAIN» или «LEVEL»

Ещё одним важным этапом в настройке сабвуфера является регулировка уровня входной чувствительности сабвуфера. Он находится на сабвуферном усилителе и обозначается словом «GAIN» или «LEVEL».

Выглядит, как «крутилка» с цифрами, например, от 0,3 до 5 В. Это не уровень громкости, как некоторые ошибочно думают, хотя при установке на максимальные значения громкость действительно увеличивается. Эта функция нужна, чтобы согласовать уровень головного устройства и усилителя.

Настраивают «GAIN» по разным методикам. Но суть их примерно такая: на сабвуфер подаётся музыкальный сигнал в виде синусов с определённой частотой. Уровень входной чувствительности при этом минимальный.

Постепенно увеличивают громкость на головном устройстве, до появления слышимых искажений. После этого ручку громкости поворачивают назад, чтобы звук снова стал чистым. Потом так же настраивают «GAIN», вращая «крутилку» до того, как появятся искажения сигнала. После снова возвращают её немного назад. Более точной будет настройка сабвуфера в машине, если применять в процессе осциллограф.

Настройка акустической фазы сабвуфера

Также важна настройка акустической фазы сабвуфера. Не вдаваясь в нюансы терминологии, следует сказать, что правильная фазировка позволяет обеспечить звучание «саба» спереди, вместе с фронтальными динамиками. Если сабвуфер слышно сзади, из багажника, значит что-то сделано неправильно.

На многих усилителях есть «крутилка» фазовращателя, позволяющая плавно поворачивать фазу. Поэтому желательно приобретать именно такие усилители. Если такой возможности нет, повернуть фазу можно на ГУ, если у него есть такая функция. Или же можно просто поменять местами плюсовой и минусовой провод на динамике.

Выставление задержек

Следующим этапом настройки сабвуфера в машине есть выставление задержек. Но такое возможно только на процессорном головном устройстве или при наличии внешнего процессора. В некоторых акустических оформлениях, например ФИ, не всегда хорошие импульсные характеристики, поэтому бас может немного запаздывать. Это не всегда приятно на слух.

Например, фронтальные динамики сыграли ноту, а через доли секунды отыграл «саб». Чтобы такого не допустить, корректируют задержки, что позволяет «фронтальной акустике и сабвуферу играть одновременно.

Стык сабвуфера и мидбаса

Последняя настройка сабвуфера в машине – это «состыковка» фронтальной акустики с сабом. Например, если сабвуфер «порезан» сверху на 63 Гц, а «фронт» — на 100 Гц снизу, то между ними может образовываться провал. Если же частоты срезов другие, возможно образование горба. Чтобы настройка была правильной, необходимо сделать этот участок АЧХ плавным. Для этого можно немного менять частоты срезов LPF и HPF. Делать это можно на слух или с помощью любого RTA-анализатора.

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

maxkm.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *